Программа индивидуального развития ученика материал на тему. Диагностика индивидуального развития младшего школьника Технологии составления индивид й программы развития ученика

Основные показатели личностного развития учащихся. Контроль и оценка личностного развития учащихся развития учащихся начальных классов.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Но прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным понятиям по теме. Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Развитие - это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В развитии, свойственном человеку, выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).

В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие, а значит, изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Развитие личности возможно только в деятельности. Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат.

Основные новообразования личности младшего школьника: ориентация на группу сверстников; формирование личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей); формирование осознанной и обобщенной самооценки; осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознанность волевых действий, формирование волевых качеств.

Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.

Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности. Укрепляется новая внутренняя позиция. Интенсивно развивается самосознание . Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, то, что было значимо, становится второстепенным. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.

В возрасте 7 ‑ 11 лет происходит активное развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться.Развивается самопознание и рефлексия, внутренний план действий, произвольность и самоконтроль.

Самооценка вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими.

Появление самоуважения , которое во многом связано с уверенностью в учебных способностях.

Эмоциональное развитие. Наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций. Изменяется общий характер эмоций — их содержательная сторона, их устойчивость. Эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности. Возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в дошкольном детстве, изменяют свой характер и содержание.

Эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. У школьника появляются постоянные интересы, длительные товарищеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно прочных интересах. Происходит обобщение переживаний, благодаря чему появляется логика чувств.

В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное, бодрое, светлое. Эмоциональная стабильность наблюдается в положительном отношении к учебе; тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность выражается в отрицательном отношении к учителю и школьным занятиям. В результате этого возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.

Самосознание и самооценка

В школу ребенок уже приходит с какой-то самооценкой — она у него может быть слишком занижена из-за постоянного унижения и недовольства дома, а может быть слишком завышена вследствие безграничной любви родителей, ну, а может быть и вполне адекватной. Но в школе этот показатель либо укрепится еще больше, либо кардинально изменится.

Личностная рефлексия. У детей младшего школьного возраста самооценка складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст - завершение развития самосознания.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования» основными показателями личностного развития учащихся являются:

  • сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности;
  • сформированность учебно-познавательных интересов;
  • способность к согласованным действиям с учетом позиции другого;
  • самостоятельность действий, суждений, критическое отношение к своим и чужим действиям;
  • сформированность общеучебных умений и навыков;
  • адекватность самооценки;
  • проявление творчества в различных видах деятельности.

Динамика развития учащихся определяется учителем совместно со школьным психологом на основе результатов психолого-педагогического мониторинга.

Мониторинг личностного развития учащихся должен быть направлен на выявление индивидуальной динамики развития школьников
(от начала года к его концу, от года к году) с учётом индивидуальных особенностей и личных успехов учеников за текущий и предыдущий периоды, стимулировать развитие их способностей.

Личностные результаты.

1. Основными объектами оценки личностных результатов обучающихся являются внутренняя позиция, самооценка, личностная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы их выполнения.

2.Оценка личностных результатов обучающегося (ценностных ориентации, интереса, готовности к обучению, мотивации к обучению и, др.)

Для оценки личностного развития применяются типовые методики:

Диагностика личностной готовности к школьному обучению дошкольников (самоопределение, дошкольная самооценка, смыслообразование);

Выявление сформированности Я- концепции и СО (самоотношение);

Выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности;

Определение уровня сформированное учебно-познавательного интереса;

Выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности;

Выявление усвоения нормы взаимопомощи;

Выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка, проводится в процессе систематического наблюдения за ходом развития психического развития в форме психологического консультирования и проводится психологом, имеющим профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности. Поэтому так важно привлекать учащихся к постановке целей и самому педагогу правильно их формулировать.

Цели, ориентированные на развитие личности (по материалам старшего преподавателя ГрОИРО Попенюк Л.П.)

Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятелъностной культуры (культуры самоуправления учением):

Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

Создать условия для развития у школьников умения работать во
времени;

Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, ориентированные на развитие информационной культу-ры учащихся:

Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;

Обеспечить у школьников развитие умений составлять простой
и сложный планы.

Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры уча-щихся:

Содействовать развитию у детей умений общаться;

Обеспечить развитие у школьников монологической и диалоги-ческой речи.

Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

Создать условия для развития у школьников. умений «приоста-новить» свою деятельность;

Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые
моменты своей или чужой деятельности как целого;

Содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять
любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;

Обеспечить развитие у школьников умения объективировать
деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений
учащихся к окружающей действительности:

Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого
предмета;

Помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.

Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);

Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познава-тельные объекты;

Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле,
задаче, законе и др.);

Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать
познавательные объекты и др.

Цели, ориентированные на развитие у школьников исследова-тельской культуры:

Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Программа индивидуального развития ученика

Разработчик программы: Протопопова Е.В.

учитель английского языка

Программа индивидуального изучения английского языка дает возможность:

1) построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;

2) увеличить темп изучения учебного материала;

3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;

4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей:

1) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классом темпе.

2) углубление - более глубокое изучение материала.

3) обогащение - обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

4) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Пояснительная записка

Актуальность.

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.

Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний.

На современном этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.

Данная программа индивидуального развития - помощь ребенку в реализации его возможностей в полной мере.

Цель программы:

    формирование благоприятных условий обучения для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Задачи:

    выявить одарённых детей методом наблюдения, анкетирования и тестирования по английскому языку;

    внедрить методы, формы и средства, направленные на поэтапное развитие у учащихся самостоятельности мышления, научно-исследовательских, рефлексивных, оценочных навыков, инициативности и творчества в урочной и внеурочной деятельности;

    использовать на уроке дифференциацию на основе индивидуальных особенностей одарённых детей;

    расширить возможности обучения и самообучения;

    отследить личностный рост одарённых детей с помощью мониторинговых процедур.

Работа строится на следующих принципах педагогической деятельности:

    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе;

    принцип опережающего обучения;

    принцип комфортности в любой деятельности;

    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для реализации способностей учащихся;

    принцип развивающего обучения.

Позиция учителя:

    инициирование субъектного опыта учения;

    развитие индивидуальности каждого ребенка;

    признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Позиция ученика:

    свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:

    самопознание, самоопределение, самореализация.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2013 – 2015 гг.

Промежуточные результаты.

Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах.

Прогнозируемый результат.

А) Будут развиты данные способности и умения:

1. Познавательные способности и навыки

    Богатый словарный запас.

    Перенос усвоенного на новый материал.

    Установление причинно- следственных связей.

    Умение делать выводы.

    Умение интегрировать и синтезировать информацию.

    Умение улавливать сложные идеи.

    Умение замечать тонкие различия.

    Использование альтернативных путей поиска информации.

    Анализ ситуаций.

    Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

    Умение рассуждать.

    Построение гипотез.

    Применение идей на практике.

    Критичность в мышлении.

    Высокая любознательность.

2.Творческие способности

    Способность рисковать.

    Дивергентное мышление.

    Гибкость в мышлении и действиях.

    Быстрота мышления.

    Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

    Богатое воображение.

    Высокие эстетические ценности.

    Развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы

    Реалистическая Я-концепция.

    Уважение к другим.

    Эмпатическое отношение к людям.

    Склонность к самоанализу.

    Терпимое отношение к критике.

    Настойчивость в выполнении задания.

    Независимость в мышлении и поведении.

    Соревновательность.

    Чувство юмора.

    Уверенность в своих силах и способностях.

    Внутренняя мотивация.

Б) Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции.

В) Успешная сдача ЕНТ.

Общие черты интеллектуальной активности учащихся:

    конкретность мышления и способность к абстракциям;

    быстрота и точность выполнения заданий, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;

    сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного;

    богатство словарного запаса, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.

На основе вышеуказанного, можно выделить учащихся 10 «а» класса Черепанову Алену, Силину Елизавету, Теселеву Дарью, Абдулфаизову Ирину, Гетманскую Яну с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.

Характеристика

ученицы 10 «А» класса КГУ НИСЦРО»Восток»

Теселевой Дарьи

Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Дарью привлекает в основном возможность узнавать новое, проявлять свои умственные способности.

Имеет отличные способности по всем предметам. Девочка имеет отличную память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт, имеет большой словарный запас, упорна в достижении резуль­тата в сфере, которая ей интересна. Полина об­ладает повышенной концентрацией внимания, умеет пользоваться накопленными зна­ниями, предпочитает интеллектуальные игры. Ученица четко может планировать свою работу, самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Достаточно хорошо осуществляет самоконтроль, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Она имеет хорошие результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную литературу. Любознательна, эрудированна. В моменты вдохновения сочиняет прозу. Хорошо развита речь. Она содержательна, выразительна, грамматически правильна.

Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию. Девочка с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Она с энтузиазмом берётся за любое дело и доводит его до конца. Ей нравится работа, которую можно делать быстро. Быстро запоминает любой материал, работает быстро, допускает небольшое количество ошибок.

Положительно реагирует на похвалу и порицание. Обладает высоким уровнем эмпатии. В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе Дарью ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения. Состояние здоровья удовлетворительное. Уроки физкультуры посещает охотно, участвует в спортивных соревнованиях.

Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире.

Диагностический блок

I этап – диагностический

Цель – углубленное психолого - педагогическое изучение учащихся и выявление детей с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.

(анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности ученика, психические качества личности и уровень сформированности интеллектуальных умений)

Задачи :

    Провести психолого - педагогическое обследование ребенка для определения его психологического развития (Приложение 1, 2)

Приоритетные направления:

      • диагностика познавательной деятельности учащихся;

        исследования эмоционально-личностной сферы;

        диагностика межличностных отношений;

        диагностика психологического здоровья;

2. Занести полученные результаты в базу данных.

1.Характеристика познавательных процессов.

    Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).

    Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)

    Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).

2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.

3.Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.

4. Выводы

Сравнительный анализ результатов диагностики

Теселевой Дарьи

Качества

Уровень сформированности

в 10 классе

Уровень сформированности

в I полугодии 11 класса

Забота о своей школе

В делах класса участвует

Участвует в делах класса, привлекает к этому других

Любознательность

Сформирована

Сформирована в полной мере

Реализация своих интеллектуальных способностей

Хорошо учится под контролем

Учится без контроля, стремится к знаниям

Организованность в учении

На уроках внимательна

Работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно и аккуратно

Саморазвитие

Во внеурочной деятельности участвует

Участвует в конкурсах различного уровня

Трудолюбие

Старается

Старается, привлекая своих одноклассников

Самостоятельность в труде

Трудится при наличии контроля

Трудится без контроля со стороны взрослых

Уважительное отношение к старшим

Уважает старших, не допускает грубость

Уважает старших

Дружелюбное отношение к сверстникам

Доброжелательна

Отзывчива к друзьям, является примером

Самоподготовка

Вышесреднего уровень

Полностью сформирована

Самодисциплина

В основном сформирована

Сформирована полностью

Соблюдение правил культуры

Нормы и правила поведения в основном соблюдает

Правила поведения соблюдает

Требовательность к себе

Проявляет себя в хороших поступках

Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся

Психолого-педагогические выводы:

У учащейся выявлены признаки интеллектуальной одаренности.

Разработать основные направления развития ребёнка:

    Наблюдение

    Тесты

    Тренинги

Психические качества учащейся

Параметры

Оценка ученицы

Оценка родителей

Оценка класса

Оценка учителя

Познавательный интерес

Логическое мышление

Запоминание

Интеллектуальные способности

Речь

Внимание

Общая оценка

Вывод: самооценка ученицы занижена по сравнению с оценками родителей, одноклассников и учителя. Следовательно, она не всегда уверенна в своих силах.

Задача учителя повысить самооценку ученицы и внести в план работы больше заданий по развитию интеллектуальных способностей.

(построение индивидуально-образовательной траектории)

II этап – коррекционно-развивающий

Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.

Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I этапа наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов. (Приложение 3)

    Цели, поставленные на учебный год.

    Приемы и методы достижения поставленной цели. (Приложение 4)

    Рефлексия

Для построения индивидуально-образовательной траектории необходимо:

    Составить план занятий по английскому языку с учеником, учитывая психические особенности и уровень его развития.

    Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

    Выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

    Предоставить ученику тематический план-график. (Приложение 5)

    Для анализа результатов работы оформить таблицу. (Приложение 6)

III этап – саморазвитие

Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

    развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

    формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

    развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

    воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

    формировать культуру межличностных отношений.

Результативный блок

(подведение итогов работы)

IV этап – самооценка, оценка достижений

    Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции.

    Написание творческой тематической работы.

    Успешная сдача ЕНТ

Литература:

    Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.

    Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.

    Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

    Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.

    Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.

    Гончаров В.С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 1998.- 40 с.

    Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.

    Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.

    Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

    Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.

    Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.

    Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.

    Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.

    Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.

    Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.

    Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.

    Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.

    Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.

    Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.

    Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.

Приложение 3

Индивидуальный план работы Теселевой Дарьи (11 «А» класс)

201 3-2014

201 4-2015

Мероприятие

Школьное

Областное

Республ. Междунар

Сроки участия

Школьное

Областное

Республ. Междунар.

Сроки участия

Изучение английской грамматики (по Ю. Голицинскому)

В течение года

по плану

В течение года

по плану

Работа в библиотеке, Интернете

В течение года

В течение года

Олимпиада по основам наук

Ноябрь, март

Октябрь, ноябрь

Написание (научно-исследовательской), творческой тематической работы

Март

Октябрь

Научно-практическая конференция

Апрель

Апрель,ноябрь

Конкурсы, фестивали, форумы

В течение года

В течение года

День консультаций – суббота

Приложение 5

Технологическая карта изучения темы

Теселевой Дарьи (9 «А» класс)

Название темы

План изучения темы

Основные вопросы

Понятия и термины, которые он должен усвоить

Практические работы

Список

необходимой литературы

Формы контроля

Задания для самопроверки

Приложение 6

Технологическая карта анализа результатов работы

Теселевой Дарьи (10 «А» класс)

Дата и время консультаций

Главные рассматриваемые вопросы

Время работы с темой по программе

Фактическое затраченное время

Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой

Невыясненные вопросы

Причины отклонений от сроков

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением иностранных языков»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ

учащегося 5 Б класса

ПЕТРОВА НИКОЛАЯ

классный руководитель 5Б

ПОЛАЗАНОВА Ю.С.

ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

«Путь к успеху»

ученика 5 Б класса

Петрова Николая

Основание для разработки программы:

В настоящее время духовно-нравственный потенциал определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышается роль школы, классного руководителя в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать классный руководитель. Задача классного руководителя как воспитателя – помочь сориентироваться учащимся в этом водовороте, помочь рождению индивидуальности.

Именно эти предпосылки послужили разработкой индивидуальных программ моих учеников.

Большее внимание я в своей работе уделила своему ученику Петрову Николаю. Основное направление - самораскрытие ребенка как личности, индивидуальности в творчестве, раскрытие лидерских качеств, умении отстаивать своё мнение.

Что было предпосылкой в моей работе? Во– первых это результаты наблюдений, во-вторых – анкетирования разных уровней, характеристика учителя начального звена и других педагогов. Всё это показало, что Петров Николай не участвовал в общественной жизни школы, в классных мероприятиях, неуверенный в себе, стеснительный, неусидчивый, но при этом он общительный, спокойный мальчик.

Сроки реализации программы: 3 года (2008 г -2011г)

Цель программы : Развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности и раскрыть её индивидуальные особенности, создавая условия для самоопределения и самореализации.

Задачи программы:

    разностороннее развивать у ребенка познавательные интересы, творческие способности

    обучать навыкам самообразования, способствующих самореализации личности.

    Создавать условия для самостоятельного свободного выбора учеником содержания своего образования на основе склонностей и способностей; воспитывать у ребенка конструктивное отношение к своему здоровью;

Ожидаемые результаты:

Что я могу ожидать от своей реализованной программы? Конечно, предполагать, что мальчик станет идеалом для других это утопически. Но, возможное достижение промежуточных результатов, должно будет послужить для моей дальнейшей работы. Что же можно ожидать?

В результате тесной творческой работы школы, семьи, школьного психолога, ребёнка и классного руководителя, возможно, будут сформированы и расширенны познавательные интересы ребёнка, которые позволят ему повысить качество знаний , расширить круг общения . Это будет способствовать сохранению здоровья, творческие способности позволят участвовать в мероприятиях разного рода, будут сформированы навыки самоорганизации самоуправления . Именно это поможет ученику в дальнейшем духовно-нравственном росте и полноценном становлении гражданина России.

Ход реализации программы:

1 этап - диагностический (5 класс)

2 этап – коррекционно-развивающий (5 и 6 классы)3 этап – саморазвитие (7 класс) Основные направления :
    диагностика психологического здоровья; исследование эмоционально-личностной сферы, интересов и склонностей; диагностика познавательной деятельности;
Формы работы : анкетирования, тестирования, наблюдения.
Основные направления:
    творческие способности здоровье учёба самопознание, саморазвитие
Формы работы : тесное сотрудничество классного руководителя и школьного психолога, семьи.

3 этап – саморазвитие (7 класс)

«ХОЧУ БЫТЬ УСПЕШНЫМ» Основные направления :
    самостоятельные исследования в научно-практической деятельности; расширение самообучения; активация творческих способностей
    участие в спортивных мероприятиях школы и города; формирование культуру межличностных отношений.
Формы работы : коллективно-творческая деятельность, исследовательская деятельность, развитие организаторских качеств, через проведение классных часов, классных мероприятий.

Характеристика

ученика

МБОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением иностранных языков»

г. Новочебоксарск ЧР

Петрова Николая

Александровича

Петров Николай, 17.10.97 года рождения, проживает в г. Новочебоксарск,

ул. Комсомольская 16-51. Воспитывается в полной семье. Отношения между членами семьи ровные, спокойные, уважительные.

В данной школе Петров Николай обучается с 1–го класса. За годы учебы в школе показал средние способности и хорошее поведение. Учится в основном на оценку «3» и «4». Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе его привлекает в основном возможность общения, на втором месте стоит учеба. Любит предметы: русский, литературу. Трудно даются такие предметы, как математика и английский язык.

Плохо осуществляет самоконтроль, не проявляет настойчивости в достижении поставленной цели. Не стремится преодолевать трудности.

В общественной жизни класса Николай активного участия не принимает. Он не любит быть в центре внимания, малоактивен. Николай имеет постоянное общественное поручение- член редколлегии. От временных поручений Коля никогда не отказывается и выполняет их добросовестно.

В коллективе к Николаю относятся уважительно. У него есть постоянные друзья: Петрова Карина, Краснова Евгения, Тарасов Дмитрий, Васильев Дмитрий. В области межличностных отношений проявляет искренность, отзывчивость, доброжелательность. Со взрослыми вежлив, приветлив. На критику реагирует адекватно. В конфликты не вступает.

Здоровье удовлетворительное, физически развит. Уроки физкультуры посещает охотно. Считает, что для соревнований он не подготовлен.

За время учебы в начальной школе посещал кружки: «Батик», экологический кружок «Муравейник» при ЦТДиЮ.

Дисциплинирован, аккуратен, общителен, выполняет все требования, предъявляемые к учащимся, забывчив.

Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире.

Карта психолого-педагогического сопровождения

Фамилия, имя, отчество: Петров Николай Александрович Дата рождения: 17 октября 1997 года Место рождения: г. Новочебоксарск Чувашской Республики Домашний адрес: ул.Комсомольская д.16 кв.51

Основные направления

Реализация программы

1 этап - диагностический (5 класс)

Исследование эмоционально-личностной сферы

Методика

Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности-

эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения

в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.

Методика


Методика


Методика


2 этап – коррекционно-развивающий (5 и 6 классы)

Показатели результативности программы

Учеником определены цели собственного развития





ВЫВОДЫ:

Отмечается положительная динамика личностного роста ученика.

Учитывая положительный результат работы, считаю, что представленная программа эффективна.

Поставленная цель: развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности, раскрывая индивидуальные особенности, достигается.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

    Вырабатывается личностно-ориентированное отношение к учебе

    проявляет инициативу в общественных делах и творческой деятельности;

    повысил самооценку;

    активизировался интерес к спортивным мероприятиям;

Приложение № 1

Тест школьной тревожности Филлипса

Ф.И.О. _____________________________ Класс ___________
1.Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом? 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит. Что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? 5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? 6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала. Пока ты не поймешь, что он говорит? 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? 8. Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому, что тебя, как правило, не выбирают? 14. Бывает ли временами. Что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15. Часто ли у тебя возникает ощущение. Что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? 16. Сильно ли ты волнуешься перед тем как начать выполнять задание? 17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? 18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? 19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? 20. Похож ли ты на своих одноклассников? 21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? 23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? 25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? 26. Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 27. боишься ли ты временами вступать с спор? 28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей. Что хочешь выслужиться? 30. хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? 31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что0то, что тебя задевает? 32. Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те ученики, которые не справляются с учебой? 33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания? 34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? 36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? 37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? 38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? 39. считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? 40. Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие? 41. Обладают ли способные ученики каким-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? 44. хорошо ли ты себя чувствуешь. Когда остаешься один на один с учителем? 45. высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение? 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? 47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают. Чувствуешь ли ты. Что вот-вот расплачешься? 48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? 49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? 50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? 52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? 54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты? 55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? 57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? 58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Приложение №2

Тест по определению уровня самооценки.

Ф.И.О. _________________________ Класс _________

Суждения

Приложение № 3

Тест по определению уровня воспитанности

Ф.И.О. _____________________ Класс __________

Показатели Воспитанности

I. Свобода личности

Оценивается по 5–балльной системе.

Высокий уровень – 5 баллов (проявляется ярко и есть стремление к этому).

Выше среднего уровень – 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень – 3 балла (проявляется ограниченно, недостаточно).

Низкий уровень – 2 балла (не проявляется совсем).

Приложение №4

Анкета школьной мотивации

Н.Г. ЛУСКАНОВОЙ

Ф.И.О. __________________________ Класс ________ 1.Как ты чувствуешь себя в школе? 1. Мне в школе нравится 2. Мне в школе не очень нравится 3. Мне в школе не нравится 2. С каким настроением ты идешь утром в школу? 1.С хорошим настроением 2.Бывает по –разному 3.Чаще хочется остаться дома 3.Если бы сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? 1.Пошел бы в школу 2.Не знаю 3.Остался бы дома 4.Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки? 1.Мне не нравится, когда отменяют уроки 2.Бывает по-разному 3.Мне нравится, когда отменяют уроки 5.Как ты относишься к домашним заданиям? 1. Я хотел бы, чтобы домашние задания были 2. Не знаю, затрудняюсь ответить 3. Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было 6.Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены? 1.Нет, не хотел бы 2.Не знаю 3.Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены 7.Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям? 1. Рассказываю часто 2. Рассказываю редко 3. Вообще не рассказываю 8. Как ты относишься к своему классному руководителю? 1.Мне нравится наш классный руководитель 2.Не знаю, затрудняюсь ответить 3. Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель 9. Есть ли у тебя друзья в классе? 1. У меня много друзей в классе 2. У меня мало друзей в классе 3. У меня нет друзей в классе 10. Как ты относишься к своим одноклассникам? 1. Мне нравятся мои одноклассники 2. Мне не очень нравятся мои одноклассники 3. Мне не нравятся мои одноклассники Максимальная возможная оценка равна 30 баллам. Установлено 5 основных уровней школьной мотивации. 5-уровень. 25-30 баллов. Максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной деятельности. 4-й уровень. 20-24 балла. Хорошая школьная мотивация. 3-йй уровень. 15-19 баллов. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. 2-й уровень. 10-14 баллов. Низкая школьная мотивация 1-й уровень. Ниже 10 баллов. Негативное отношение к школе, школьная дезаптация.

Литература

    Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.

2. Степанов Е.Н. « Развитие индивидуальности в процессе воспитания». /Журнал «Классный руководитель», Москва, 2006./

3. Мирошниченко Т. А. «Организация деятельности классного руководителя в образовательном учреждении». Волг., 2008.

4. Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс», Москва, 2003 г

5. Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.

6. Фридман Л.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 1988.

«Трудный» ребенок - это не тот,
с кем трудно, а кому трудно.»

Пояснительная записка

В последние годы в России происходят процессы, связанные со стабилизацией жизни, однако последствия явлений предыдущих лет ещё не преодолены. Социальный фон воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным.

С каждым годом растет детская безнадзорность, беспризорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребенка это результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей.

Учащиеся моего класса - это в большинстве случаев подростки из благополучных, хороших семей. Но есть и из трудных, кризисных семей. И чаще всего именно ситуация в семье так или иначе является первопричиной возникновения проблем подростка в школе, с друзьями, с взрослыми, а также с родителями. Асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье являются непосредственными факторами формирования личности каждого подростка. В этой ситуации все очевиднее становится то, что школа как социальный институт, обязана быть воспитывающей.

Эта программа индивидуального развития предполагает создание условий, обеспечивающих развитию личности обучающегося, обеспечение психологической, социальной помощи и поддержки, формирование общей культуры, усвоение основных норм и правил поведения. Формируя такую личность, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека с самобытной индивидуальностью, обладающего единством духовно-нравственного и правового долга

Цель программы : формировать социально адаптированную личность, которая умеет реализовать свои способности в учебной, а в будущем в профессиональной деятельности, воспитать интеллектуального, духовно богатого и здорового гражданина, способного к социальному творчеству, создание условий для его самопознания, самовоспитания и самореализации.

Задачи программы:

  • Создать благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка.
  • Формировать у обучающегося адекватную современному уровню знаний и уровню ступени обучения целостную картину мира, адаптацию личности к жизни в обществе.
  • Формировать законопослушное поведение, уважение к национальному и культурному наследию, гражданскую ответственность, любовь к Родине и к семье.
  • Создать условия для осознанного выбора профессии и продолжения углубленного изучения предметов.
  • Обеспечить социально-правовую защиту, психолого-педагогическую помощь.
  • Формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей.

Обоснование: Программа индивидуального развития разработана по следующим причинам:

  • Ученица воспитывается в полной семье, где иногда происходят семейные скандалы.
  • Ученица входила в «группу риска», часто пропускала занятия в школе.
  • Ученица способна на более высокие показатели в развитии своей личности и в учебе.

Программа рассчитана на 2 года.

Участник программы – ученица 10 класса

Принципы программы:

1. Личностно ориентированный принцип:

а) принцип адаптированности (ученик должен себя чувствовать в школе как дома, найти свое место в классном коллективе);

б) принцип развития (целостное развитие личности: физическое, интеллектуальное, духовное);

в) принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы раскрепощенности, раскованности, атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели).

2. Принцип дифференцированности:

а) учет возрастных особенностей и специфики работы с учащимися;

3. Принцип диалогизации:

а) позиции взрослого и подростка считаются равноправными;

4. Принцип последовательности и систематичности.

5. Принцип гуманизации отношений в классном коллективе.

6. Принцип комплексности (социальный педагог, учителя предметники, администрация, классный руководитель)

Методы работы при реализации Программы

  • индивидуальные беседы
  • наблюдение
  • тестирование
  • метод незаконченных предложений
  • анкетирование родителей и учащихся
  • портфолио учащихся
  • анализ участия учащегося в мероприятиях

Сроки и этапы реализации программы:

1этап - организационный (начало обучения в 10 классе)

  • составление индивидуальная карта ученика (приложение № 1);
  • изучение жилищно-бытовых условий и составление социальной карты; (приложение №2)

2 этап - реализация программы (10-11 класс)

Реализация программы проводится по следующим основным направлениям:

1) «Я и моя семья».

  • формирование уважения к членам семьи;
  • воспитание семьянина, любящего своих родителей;

2) «Я и закон».

  • упорядочить знания учащегося об уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • развивать представления учащихся о видах преступлений;
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

3) «Я и моя личность».

  • формирование потребности к самообразованию, воспитание своих нравственно-моральных качеств личности (совесть, уважение, честность, сочувствие, содействие)
  • создание условий самопознания с последующей самореализацией;

4) «Я и мои знания».

  • воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности к сознательному выбору профессии;

5) «Я и культура».

  • воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей;
  • формирование понимание значимости искусства в жизни каждого человека.

6) «Я и мое Отечество».

  • воспитание сознательного отношения к народному достоянию, верности традициям старшего поколения, преданности Отчизне;
  • воспитание чувства ответственности и гордости за свою страну.

7) «Я и мое здоровье».

Мероприятия по реализации программы (Приложение №3)

3 этап - мониторинг реализации программы (1 полугодие 11 класса)

  • анализ и диагностика уровня воспитанности и обученности (приложение №4)
  • карта успешности ученика (приложение №5)

Ожидаемый результат деятельности

  1. Успешное становление ученика как разносторонне-развитой личности.
  2. Усвоение учеником патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
  3. Освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом.
  4. Выработать способность к самореализации и привычки контролировать себя.
  5. Стремление к здоровому образу жизни.
  6. Научить строить свою жизнь по законам гармонии и красоты.

Человека по своей природе всегда интересует, что будет в его жизни в отдаленном будущем. Четко разработанная программа саморазвития студента очень уместна для молодого поколения. Она содержит конкретные задачи, позволяющие достичь успешных результатов при обучении в ВУЗе, построении карьеры в будущем и формировании гармонично развитой личности.

Люди учатся всю жизнь, овладевая определенными навыками на каждом из этапов развития. Но обучение в высшем учебном заведении отличается от схоластики приобретения жизненного опыта научной обоснованностью и систематическим использованием методов познания.

Утверждение о том, что умение учиться формируется за школьной партой - опрометчиво. Система обучения в школе существенно отличается от «ВУЗовской». Бывшим школьникам теперь уже необходимо быть готовыми к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности.

Например, чтобы организовать учебный труд, учащимся в университетах нужно научиться ставить перед собой конкретные задачи, планировать ход выполнения заданий и находить рациональные способы их решений. Кроме того, программа саморазвития студента должна включать анализ и оценку работы.

От системы знаний, умений и навыков, отвечающей специальности человека, зависит развитие его как профессионала. Будущий специалист учится сочетать творческий подход с точными и безошибочными действиями. Однако профессиональное мастерство опирается на высокие мотивы, моральные и психологические качества человека. Поэтому учащимся важно уделить внимание как формированию знаний и навыков, так и личности в целом.

Саморазвитие студента - многогранный процесс, требующий осознанного подхода. В данной статье предложена схема саморазвития личности. Ее пункты послужат ориентиром для гармоничного развития, раскрытия потенциала и жизненной реализации.

Шаг 1. Мечта как ориентир: создание идеального образа желаемого будущего.

Привычка «не загадывать наперед и действовать по ситуации» укоренилась в современном обществе. В результате молодые люди стали воспринимать мечты и построение планов как дело ненужное. У современного студента расширился выбор. Можно сказать, что он стал чрезмерным. А это, в свою очередь, порождает тревогу, и желание защитится от нее в форме инфантильности.

Студент понимает, что в любой ситуации, перед ним предстанет обоснованный выбор и это пугает его еще больше. Но как преодолеть проблему неопределенности? Именно понимание сути своей мечты помогает человеку в этом, оно становится основанием для дальнейшего выбора.

Мечтание помогает расставить приоритеты в своей деятельности, позволяет повысить эффективность профессионального развития студента. Человек, у которого есть мечта, имеет смысл жить сегодня, осознает потребности завтрашнего дня и видит связь между настоящим и будущим. Происходит создание образа желаемого Я и «подстройка» себя настоящего под этот образ.

Индивиду важно осознанно подходить к своим мечтам, использовать методы визуализации. Существует известная эффективная техника – создание коллажа мечты. Она позволяет увидеть наглядный яркий вдохновляющий образ, на который хочется ориентироваться.

Взрослые люди пропускают свои желания через «фильтр» здравого смысла. В некоторых ситуациях этот внутренний цензор предупреждает о чем-то важном, но иногда он заглушает робкий голос мечты. Поэтому важно научиться слушать и слышать себя.

Шаг 2. Определение жизненно важных задач. Правильная постановка и упорядочивание целей.

Цель является важным инструментом управления собственной жизнью. Если мечты представляют собой образное представление о желаемом, то цели – это четко сформулированные стремления. Поиск и определение своих целей, их конкретная формулировка и осмысление – обязательный процесс на пути к успеху. Все успешные люди знают, куда они идут, отчетливо видят «точку назначения».

Саморазвития студента без постановки конкретных задач не бывает. Важно, чтобы установки были личными, а не навязанными обществом или отдельными людьми. Необходимо определить основную цель и подцели, а также средства их достижения.

Если человек живет бесцельно, он становится жертвой случая и обстоятельств. Поэтому нужно услышать внутренний позыв, чтобы определить истинные стремления, а затем корректно сформулировать задачу. При этом следует обратить внимание на реалистичность планов. Если хочется всего и сразу необходимо выделить главное, так как ресурсов на все может не хватить.

Шаг 3. Анализ сильных и слабых сторон собственной личности. Навыки управления ресурсами.

Ресурсы – это ценности индивида и средства, которые помогают ему их сохранить и приумножить, для того чтобы достичь целей. Умение управлять ресурсами – неотъемлемая составляющая успеха. Саморазвитие студента включает формирование следующих навыков: концентрация ресурсов на жизненно важных целях и мечтах и их накапливание (используя свой опыт и заимствуя извне).

Другими словами, каждый человек обладает определенным потенциалом. Зная свои сильные стороны и используя их, студент способен эффективно выполнять поставленные задачи. Чтобы стать компетентным специалистом, индивиду необходимо научится управлять ресурсами, которые заложены в нем, и использовать внешние средства.

Можно выделить 5 групп ресурсов:

  • личностные (жизнестойкость, оптимизм и др.);
  • энергетические (правильно распределяя энергию, мы приобретаем время, знания и деньги);
  • объективные материальные (дом, машина, доходы, одежда);
  • объективные нематериальные (социальные связи, информация);
  • социальные ресурсы (имидж, должность, позиция в обществе).

Наши неудачи и успехи – это возможность получить урок, новые знания. Анализируя свои слабые и сильные стороны, личность понимает, какие ресурсы можно использовать, а какие нуно развить. Любой человек стремится сохранить и преумножить ресурсы. Это стремление может стать мощным личностным мотиватором.

Шаг 4. Профессиональное становление. Развитие индивидуально психических и личностных качеств.

Получая высшее образование, студенты становятся компетентными в определенной сфере. С другой стороны, этот процесс получения новых навыков, знаний и «перестраивания» старых, продолжается и после окончания института. Чтобы достичь успеха в карьере, человеку необходимо обладать профессионально важными навыками и умениями.

Гармоничный личностный рост и созревание влияют на профессиональное становление. Студентам нужно стремиться подходить к своей деятельности осознанно, с заинтересованностью и энтузиазмом. В таком случае обучение и работа будут приносить ему удовлетворение, а обществу – пользу.

Шаг 5. Самовоспитание: схема саморазвития личности студента. Формирование эффективных привычек.

Самосовершенствование – основная задача каждого человека. Внутренняя и внешняя трансформация и стремление к ней зависит от высших духовных потребностей, интересов и мировоззрения в целом.

Саморазвитие личности студента начинается с анализа достоинств и недостатков. Важно акцентировать внимание на сильных сторонах, сделать список своих способностей и талантов. Однако и «пробелы» тоже требуют объективной оценки.

Составление плана самосовершенствования – важный этап . Студенту нужно четкое пошаговое руководство. Программа саморазвития студента предполагает разработку текущего (на день, на неделю), оперативного (на 1 год) и перспективного (на 5 и более лет) планов.

Следует определить препятствия на пути к желаемому, и каким способом их можно устранить. Основными барьерами, с которыми сталкивается человек при личностном самосовершенствовании, являются: отсутствие ответственности за свою жизнь, неразвитая способность к самопознанию, влияние сформировавшихся установок и стереотипов и препятствия, создаваемые другими людьми.

Эффективная программа саморазвития студента должна включать: перечень нужных ресурсов и конкретные действия для их получения, список недостающих качеств и способы их развития. Осознание того, что может дать образовательная программа и жизнь института для достижения цели, позволит по-другому относиться к учебе. Поэтому студенту следует поразмыслить на эту тему и включить свои выводы в общий план самосовершенствования.

Мы есть то, что мы делаем каждый день, поэтому важно перевести полезные дела в привычки. Известный социолог Йен Дойчман в результате проведения исследований установил, что люди могут быстро изменить свои привычки под страхом выживания, но вскоре они все равно возвращаются к прежнему образу жизни.

Повышать эффективность своих действий необходимо постепенно и систематически, со временем увеличивая «дозу». При этом не стоит забывать о любви к себе, так как чрезмерная самокритика может подорвать веру в свои силы. Лучше заручиться поддержкой одного или нескольких союзников. Программа саморазвития студента должна содержать план развития эффективных привычек.

Шаг 6. Работа с помехами. Как предотвратить риски?

У китайцев, слово «кризис» состоит из двух иероглифов, обозначающих «опасность» и «благоприятная возможность». Любые помехи могут стать платформой для нового прыжка – как профессионального, так и личностного, если человек умеет работать с трудностями. Препятствия бывают внутренними и внешними. Индивидуальная программа саморазвития студента должна включать способы управления возможными рисками.

После того как студент нарисовал мечту, определился с целями и составил план саморазвития, ему необходимо перейти к действиям. Но прежде нужно трезво оценить ситуацию и понять, что даже при составлении идеальной программы, все гладко бывает только на бумаге. Поэтому работа с помехами – не менее важный этап.

Основные инструменты преодоления препятствий – это планирование и управление рисками. Действовать нужно обдуманно, согласно своевременно составленному плану. Необходимо заранее предусмотреть возможное возникновение помех и найти способ снизить эту вероятность. Например, чтобы не опоздать на лекцию, лучше выйти из дома «с запасом времени».

Шаг 7. Сопоставление Я-реального и Я-идеального. Какие универсальные личностные качества помогут достичь успеха?

В подростковом возрасте человек начинает осознавать себя отделенным от окружающих людей. Этот период является непростым для личности, так как обнаруженная отдаленность создает чувство одиночества и осознание того, что никто не может тебя так понять как ты сам. Часто за этим следует попытка сбалансировать тотальное «разделение» и отношения с близкими и важными людьми.

Студенческий возраст – более осознанный. Индивид растет, изучает свои способности, качества характера и со временем у него складывается представление о самом себе. Но, кроме представления человека о том, каким он является сейчас, существует желаемый образ. Если Я-реальное и Я-идеальное не совпадают, личность испытывает напряжение, которое называется когнитивным диссонансом.

Зачастую одна и та же черта характера может стать сильной или слабой стороной в зависимости от цели, которая преследуется. Однако существуют универсальные личностные качества, помогающие достичь успеха практически в любой сфере. Оптимизм и воспринимаемый уровень контроля над своей жизнью являются таковыми.

Оптимистом считают человека, который замечает и плохое и хорошее, но и то и другое не забирает его жизненную силу, а увеличивает ее. Он использует любую ситуацию для увеличения своего потенциала. Такому типу людей свойственно заряжаться от благоприятных событий, а неблагоприятные воспринимать как урок и стимул к совершенствованию.

Возникает вопрос: оптимистами рождаются или это качество можно в себе развить? По мнению известного психолога Мартина Селигмана, чтобы увеличить уровень оптимизма, нужно учиться пониманию того, что все обстоятельства временные и величина последствий относительна, а также не отождествлять свое поведение с личностью в целом.

Уровень воспринимаемого контроля над своей жизнью повышается тогда, когда у студента растет чувство ответственности за свои поступки. Он начинает видеть, как можно повлиять на ситуацию, чтобы добиться благоприятного исхода, работает с трудностями. Человек, который этих возможностей не видит, избегает решения сложных задач и в результате его потенциал снижается.

Шаг 8. Влияние группы (коллектива) на формирование личности.

Общество оказывает влияние на формирование личности, выбор и достижение ее целей. Каждый стремится найти «свой» круг общения, где ему будет интересно и легко. Однако есть группы людей, с которыми индивидуум не может не взаимодействовать. Первичное влияние оказывают члены семьи, вторичное – одноклассники, сокурсники и другие.

Оценка окружающих влияет на самовосприятие и самооценку. Поэтому после того как студент разберется, что у него внутри, ему нужно посмотреть вокруг. «Заразными» могут быть как плохие привычки, так и полезные (например, самоконтроль). Важно окружить себя теми людьми, которые будут стимулировать его своим поведением к жизненному успеху, и вдохновлять на новые свершения.

Шаг 9. Мотивация и выработка силы воли. Как перейти от намерения к действиям?

Мотивация является внутренним побуждением к действию, расстоянием между «страшно» и «скучно». Человек следует изнутри наружу, переходит к конкретным действиям, не

останавливаясь на мыслях и решениях. Если программа саморазвития студента остается только схемой на бумаге, значит, он себя недостаточно мотивирует.

Уровень мотивации должен быть «нормальным» и соответствовать ситуации. Если он зашкаливает, личность может не приступать к действию от страха и важности, а при недостаточно высокой мотивации – относиться к делу несерьезно.

Студент должен стимулировать себя к переменам. Многие воспринимают перемены как опасность, потому что они могут нарушить психологический комфорт и налаженный образ жизни. Но чтобы повысить уровень благосостояния и удовлетворения жизнью нужно выходить за привычные границы.

Путь изменений – непростой, может возникнуть отчаяние и информированный пессимизм. Поэтому студенту важно развивать силу воли, чтобы иметь способность перейти от принятого решения к реальным действиям.

От саморазвития личности студента зависит его успех в учебе и будущей карьере. Он должен заниматься самообразованием, уметь контролировать и оценивать себя, знать о своих индивидуальных особенностях, быть способным правильно распределить свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Личностное и профессиональное самосовершенствование требует усилий, самоизучения и систематической работы над собой. Программа саморазвития студента в 9 шагов – это ориентир на пути к личному успеху.

mob_info