Если цель – сохранение собственной жизни, т.е. самосохранение. Анализ «Капитанская дочка» Пушкин Оправдывает ли цель средства капитанская дочка

«Цели и средства»

Одиннадцатиклассникам может быть предложено подумать над следующими во­просами и утверждениями:

Цель оправдывает средства? Нечестные пути возможны к великой цели? «Ника­кая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее до­стижения» (А. Энштейна). «Лучше достичь маленькой цели правыми средствами, чем большой - неправыми» (Бауржан Тойшибеков).

«Цели и средства»

Истинные и ложные жизненные цели

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Л.Н. Толстой «Война и мир» (образ Андрея Болконского)

А.П. Чехов «Крыжовник», «Ионыч», «Анна на шее»

Б.Л. Васильев «Летят мои кони» (доктор Янсен)

Джек Лондон «Мартин Иден»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Этическая оценка средств достижения цели

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

A.С. Пушкин «Капитанская дочка» (образ Швабрина), «Моцарт и Сальери»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

B. Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Упорство в достижении поставленной цели

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Н.В. Гоголь «Шинель»

Н.А. Некрасов «Русские женщины»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Васильев «А зори здесь тихие»

Джек Лондон «Мартин Иден»

Сочинение № 1

«Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для её достижения» (А. Энштейна)

Никколо Макиавелли считал, что «цель оправдывает средства» и тем самым превращал такие понятия, как мораль и нравственность, в пустой звук. И он не одинок в своём суждении, у него были и, к сожалению, вероятно, будут последова­тели.

Немецкий философ Фридрих Ницше заявлял, «люди делятся на «господ» и «ра­бов», и «господам - «сильным личностям», «сверхчеловекам» - всё дозволено». Они могут, не считаясь с моралью и законом, истреблять тех, кто становится на их пути достижения цели. Именно теория Ницше стала позднее основой для создания фа­шисткой идеологии, принёсшей миру неисчислимые несчастья.

С его трудами не мог познакомиться герой романа Ф.М. Достоевского «Преступ­ление и наказание» Родион Раскольников, потому что они были выпущены в свет позже, чем написан роман - в 1867 году: «Так говорил Заратустра» (1883-1885), «По ту сторону добра и зла» (1886). Однако, видимо, идеи зла словно носились в воздухе, заражая молодые умы. Вот и создал своё произведение Ф.М. Достоевский, показав, как разрушителен для жизни и психики человека постулат о некой вседоз­воленности, о том, что можно, если ты не такой, как все, избранный, прибегать к любым средствам для достижения своих целей и даже убивать людей, «...для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь» возможно, решает Расколь­ников, если ты не вошь, а власть имеющий. Преследуя цель избавить от нищеты своих родных и заодно проверить себя («тварь ли я дрожащая или право имею» , то есть относится ли он к избранным) Родион убивает «никчемное существо», ста- руху-процентщицу, и случайно её сестру Лизавету. Но позже признаётся: «Я не старушонку убил... я себя убил». То есть убил своё человеческое, гуманное начало, перешагнул через нравственные принципы, через добро, разорвав тем самым вну­треннюю глубинную связь не только с окружающими людьми, но и со своими род­ными. Воспользовался страшными средствами для достижения своей цели, престу­пил некую черту, грань дозволенного и испытал последствия своих шагов: чуть не лишился разума, страдал от мучительного внутреннего одиночества, не знал, как жить дальше, пока не увидел путь, указанный Сонечкой: признание, покаяние, ис­купление вины наказанием, воскрешение для нормальной жизни.


И Швабрин, один из героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» был, видимо, последователем Никколо Макиавелли, считая, что для достижения своих целей все средства хороши. Заметив симпатию Петра Гринёва к Марии Мироновой, он поспешил её оговорить: «... чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг». Во время дуэли с Петром, восполь­зовавшись тем, что Гринёв оглянулся на крик Савельича, ранил его в плечо. Когда же в крепость вошли бунтовщики, перешёл на сторону Пугачёва и пытался, втёр­шись в его доверие, решить судьбу Гринёва: «... к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в ка­зацком кафтане. Он подошел к Пугачёву и сказал ему на ухо несколько слов. «Ве­шать его!» - сказал Пугачёв, не взглянув уже на меня». Принуждая Машу выйти за себя замуж, держал её взаперти, обходился с ней жестоко, угрожая дальнейшей расправой. А когда попал под следствие после подавления восстания, оговорил Пе­тра Гринёва, рассказав о его общении с Пугачёвым, вследствие чего Пётр оказался в тюрьме.

К таким вот низким средствам прибегал Швабрин, стремясь достичь своих це­лей: любви Маши, спасения своей жизни, гибели своего врага - Петра. Но он их не достиг, только разрушил собственную жизнь. Тогда как жизнь Петра Гринёва, который проходил все жизненные испытания, не роняя своей чести и достоинства, не перешагивая через интересы других людей, следуя общепринятым моральным нормам, сложилась счастливо.

И А.С. Пушкин, и Ф.М. Достоевский, и многие другие наши замечательные рус­ские писатели стремились донести до нас очень важную мысль: достигая своих це­лей любыми средствами, человек разрушает себя как личность и губит свою жизнь! Не всеми средствами можно добиваться поставленных целей, а только теми, кото­рые соответствуют высоким моральным принципам.

Пусть цель и высока, не оправдать путей,

Когда в сердцах людей окалина осталась

От наших не всегда продуманных идей.

Пусть легче будет шаг. В желании подняться

Так важно за черту уметь не заступать.

(О. Аистова)

Сочинение № 2

Комментарий ФИПИ по направлению «Цели и средства»:
"Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Цели и средства». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Цели и средства"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Цели и средства А. С. Грибоедов. «Горе от ума» Чацкий (Цель: изменить общество. Средства: смелость, честность, обличение пороков), Молчалин (Цель: получение чинов, собственное благосостояние. Средства: подлость, прислуживание важным лицам, использование других).
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Гринев (Цель: быть верным офицерскому долгу. Средство: смелость, честность. Цель: не опорочить имя капитанской дочки, Маши Мироновой. Средство: благородство, отказ использовать свидетельские показания Маши в расследовании), Маша Миронова (Цель: спасти любимого. Средства: смелость и решительность, разговор с императрицей), Пугачев (Цель: прожить яркую жизнь, быть полезным народу. Средство: бунт, жестокость, смелость, дерзость), Швабрин (Цель: спасти свою жизнь. Средство: предательство, переход на сторону бунтовщика Пугачева).
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» Сальери . Цель: превосходство в творчестве. Средства: зависть, убийство.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Печорин . Цель: найти свое предназначение. «Зачем жил? Для какой цели родился?» Средство: срывать цветы удовольствия жизни, принося страдания другим..
Н. В. Гоголь «Мертвые души» Чичиков . Цель: личное обогащение. Средства: нечестность, дерзость, пренебрежение нравственными принципами, следование завету отца: «Копи копейку».
Л. Н. Толстой. «Война и мир» Представители светского общества (Цель: обогащение, почет и слава. Средства: бесчестье, обман, интриги), Андрей Болконский , Пьер Безухов (Цель: быть полезным России. Средства: честность, смелость, беспощадность к себе).
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» Раскольников (Цель: проверить свою теорию о делении людей. Средство: топор (убийство)), Сонечка Мармеладова (Цель: жить честно, помогаю тем, кто в этом нуждается. Средства: крест (вера, сострадание, любовь)).
А. Чехов «Крыжовник» Николай Иванович . Цель: приобрести небольшое имение, где будет расти крыжовник. Средство: отказ от всех радостей жизни (не только своей, но и запрет на жизнь для своей жены).
И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Господин из Сан-Франциско . Цель: накопить капитал. Средство: работать всю жизнь, откладывая саму жизнь на потом.
А. Платонов. «Песчаная уительница» Мария Никифоровна Нарышкина . Цель: изменить жизнь окружающих ее людей, помочь выжить в суровых условиях борьбы с песками. Средства: смелость, решительность, стойкость, личный пример.
В. Быков «Довжик» Командир партизанского отряда . Цель – хорошие немецкие сапоги, которые были у бойца по фамилии Довжик. Средство: убийство Довжика без свидетелей.
Д. Гранин «Пленные» Пленный немецкий лейтенант . Цель: выжить в плену. Средство: притвориться сумасшедшим.
В. Астафьев «Записка» Сын, «забывший» мать на вокзале. Цель: избавить себя от забот о матери. Средство: оставить мать на вокзале с запиской в кармане.
В. Распутин «Прощание с Матерой» Люди, принимающие важные государственные решения и исполнители распоряжений. Цель: строительство ГЭС. Средство – затопление земель, в том числе и деревни Матера. А как же люди? Их память?.

«Цели и средства» – одна из тем итогового сочинения по литературе, предлагаемых выпускникам 2020 года разработчиком материалов по контролю знаний, институтом ФИПИ. О чем можно написать в таком произведении?

Во-первых, нужно объяснить, что такое цель. К примеру, ее можно рассматривать как основополагающую часть жизни человека. Напишите, насколько важно иметь цель, стремиться к вершинам, достигать чего-либо, самореализовываться. Можно упомянуть великие открытия, научные или географические – это сделает сочинение более интересным и даст шанс получить более высокую оценку. Во-вторых, можно дать краткую классификацию целей, ведь они бывают разными – истинными и ложными, великими и корыстными. Еще один вариант темы работы – «Оправдывает ли цель средство?» Порассуждайте – можно ли оправдать великую цель, достигнутую неправедным путем, напишите об этической оценке средств достижения цели. Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения». С ним был согласен и Гёте: «Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже низких целей, хотя бы и достигнутых». Вы можете согласиться с ними или нет, но во втором случае придется постараться и привести свои убедительные аргументы. Напишите примеры из литературных произведений, в которых персонажи ошибочно или намеренно избирают «нехорошие» средства для достижения цели. Можно также упомянуть случаи из жизни или истории, когда благая на первый взгляд цель служит на самом деле только лишь прикрытием низменных истинных планов. Обязательно противопоставьте таким персонажам героев, не отделяющих средства достижения цели от требований морали.


В основу повести «Капитанская дочка» были положены реальные события, а именно крестьянская война 1773-1775 гг. под началом Емельяна Пугачева. Но впереди всего здесь стоят нравственные проблемы, которые ставит Пушкин.

Центральный герой произведения – Петр Гринев, офицер, молодой дворянин. В любых обстоятельствах он ведет себя с достоинством, всегда защищая свою честь. На долю героя выпало немало испытаний, но самым сложным оказался момент взятия Пугачевым Белогорской крепости.

Пугачев провозгласил себя царем Петром III и потребовал, чтобы все дали ему присягу на верность. Многие защитники крепости пошли на смерть, не предав и не изменив, такие как комендант капитан Миронов. Он до конца сражался с войском Пугачева, честно выполнял свой долг.

Петр Гринев во время захвата крепости тоже проявил твердость характера, храбрость и верность присяге. Несомненно, немаловажную роль в том, что его не подвергли казни вместе с остальными, сыграл заячий тулуп, который Петр подарил «Вожатому», указавшего им дорогу, когда они сбились с пути. Но и после прощения, приняв помощь от Пугачева, Гринев не изменил себе, своим принципам. Он отказался служить ему и присягать на верность. Именно эта стойкость и даже готовность умереть за свои взгляды, определили то, как Пугачев будет вести себя по отношению к Гриневу.

Самое ценное для человека – жизнь. Сохранить её – вот важная цель. Однако как сам Петр Гринев, так и многие другие защитники крепости не пошли на предательство (это и будет средство достижения цели). Даже такая цель, как сохранение жизни не стала той целью, которая может быть оправдана любыми действиями.

Также в повести есть такой герой, который, чтобы достичь желаемой цели готов был совершить низкий поступок, пойти на предательство. Этот герой – Алексей Швабрин, дворянин, полная противоположность Гриневу. Он при первом же удобном случае переходит на сторону Пугачева. Кажется, что такие понятия как честь и долг для него не существуют, он пытается спастись любой ценой. И ради своих личных целей готов на любые поступки. Можно сказать, что Швабрин тверд в убеждении насчет того, что: «Цель оправдывает средства». Но оно не принесло ему счастья, все относятся к нему с пренебрежением, он так и остается один на один со своей подлостью.

Обновлено: 2017-11-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В основу повести «Капитанская дочка» легли реальные события – крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачёва. Однако самое ценное в повести не историческая достоверность, а нравственные проблемы. Герои попадают в сложные ситуации, где необходимо сделать выбор, проявить жестокость или милосердие, найти верный путь к поставленной цели.

Главный герой повести – Пётр Гринёв – дворянин, офицер. В любых ситуациях он поступает с неизменным достоинством, всегда защищает свою честь. Главные испытания в жизни героя начинаются в день взятия крепости Пугачевым, который назвался законным царем Петром Третьим и потребовал, чтобы все принесли ему присягу на верность. Многие защитники крепости предпочли смерть предательству. Например, комендант капитан Миронов до конца сражается с пугачевцами и честно выполняет свой долг, оставаясь верным данной им присяге. Во время захвата Белогорской крепости и Гринев проявляет твердость характера, верность присяге и императрице, мужество. Конечно, определенную роль в том, что его не казнили вместе с остальными, сыграл заячий тулупчик, подаренный Петром вожатому еще по дороге в крепость. Но и после помилования, приняв помощь и покровительство Пугачева, Гринев не изменил своим принципам: он отказался служить самозванцу, отказался целовать ему руку и присягать на верность. Для Гринева осквернение дворянской и офицерской чести и нарушение воинской присяги было гораздо хуже смерти, и недаром он говорит Пугачеву: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Именно эта нравственная стойкость и готовность принять смерть за свои убеждения определили отношение Пугачева к Гриневу.

Итак, самое дорогое для человека – жизнь. Сохранить её – цель, достойная многих жертв. Однако и для Гринева, и для большинства защитников крепости предательство (а именно оно должно стать тем самым средством, оправдывающим цель) оказалось невозможным. Даже такая цель, как «самосохранение», не стала тем, что может оправдать любые действия.

Однако в произведении есть герой, который для достижения своих целей готов и на подлость, и на предательство. Это Швабрин - образованный молодой человек, дворянин и офицер. Во время поединка с Петром Швабрин, желая победить, не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Он при первой же возможности переходит на сторону Пугачева. Ему чужды понятия чести и долга, он старается спасти свою жизнь любой ценой. И ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он изменяет присяге, пользуясь силой, пытается принудить Машу Миронову к замужеству и даже после разгрома восставших, будучи арестованным, клевещет на Гринева. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Швабрин абсолютно убежден: «Цель оправдывает средства». Но это убеждение не приносит ему счастья: у героя нет друзей, и свои, и чужие относятся к нему с презрением, и в конце произведения он получает по заслугам.



Если цель – личное счастье

Если цель – спасение других людей

А. Фадеев «Разгром»

Фадеев-теоретик был согласен с принципами коммунистической нравственности, оправдывающей любые средства для достижения высших целей, и даже признавался в своем желании развить в "Разгроме" мысль о том, что нет отвлеченной, "общечеловеческой" вечной морали. Со ссылкой на известный постулат Ленина, писатель говорит о "таком понимании морального, когда все поступки и действия направлены в интересах революции... Не морально все то, что нарушает интересы революции".

Однако, чтобы понять позицию писателя с точки зрения соотношения цели и средств, стоит рассмотреть две сцены из "Разгрома": экспроприация свиньи у корейца и смертная чаша, точнее мензурка, для Фролова. Можно ли говорить о "социалистическом гуманизме" Левинсона, отобравшего последнюю свинью у корейского крестьянина, жестоко поступившего с раненым Фроловым? Как можно считать Левинсона классическим образцом коммуниста-организатора, достойным подражания? Оправдывает ли цель, к которой идет Левинсон, средства?

Отвечая на данные вопросы, один из исследователей творчества А. Фадеева пишет: "Фадеев правильно оценил экстремальную, чудовищную, нечеловеческую ситуацию, к которой можно отнестись по-разному. Можно вместе с Мечиком ужаснуться поступку Левинсона и Сташинского. Можно попытаться оправдать его, как крайнюю меру, вынужденную чрезвычайными обстоятельствами. Но вряд ли можно представить этот поступок как некий нравственный подвиг".



Да, в романе яд для смертельно раненного Фролова, задерживающего отряд, вовсе не выглядит как некий нравственный подвиг Левинсона и Сташинского. Ничего от подвига нет в описании: "Не глядя друг на друга, дрожа и запинаясь и мучаясь этим, они заговорили о том, что уже было понятно обоим, но чего они не решались назвать одним словом...". "– А как он – плох? Очень?.. – несколько раз спросил Левинсон... – Надежд никаких... да разве в этом суть?.. – Все-таки легче как-то, – сознался Левинсон. Он тут же устыдился, что обманывает себя, но ему действительно стало легче".

Душераздирающие подробности эпизода заставляют страдать не только Мечика, но и Левинсона, поступок которого вовсе не возводится Фадеевым в ранг добродетели. И то, как Левинсон запнулся и смолк, сурово стиснув челюсти, и то, как доктор (кстати, ранее предложивший остаться с Фроловым) подавал мензурку, кривя побелевшими губами, знобясь и страшно мигая, говорит о том, что герои не подвиг совершают, а обрекают себя на муки совести, на чувство неизбывной трагической вины. Эпизод раскрыт автором не только как абсолютно неприемлемый для Мечика, но и как крайне тяжелый и драматичный для Левинсона и Сташинского. Фадеев не только сочувствует Мечику, но он понимает и Левинсона, попавшего во власть суровой необходимости и уверовавшего в право революции на жестокость.

В эпизоде с крестьянином-корейцем полемика также может идти только с советской критикой, объявившей содеянное образцом социалистического гуманизма и примером для подражания. Фадеев, как говорится, ответственности за это не несет. Вспомним, почему Левинсон не поднимает бросившегося ему в ноги корейца: "Он боялся, – пишет Фадеев, – что, сделав это, он не выдержит и отменит свое приказание". Многозначительна и другая фраза романа: "– Стреляйте, все равно, – махнул Левинсон и сморщился, словно стрелять должны были в него".

Фадеев дает понять, что вынужденный совершать жестокие поступки Левинсон боится привыкнуть к жестокости, что делает фигуру этого литературного героя не слишком типичной.

В "Разгроме" гуманистическая позиция Фадеева проявилась в том, что он дал понять: у его героя нет, и не может быть абсолютных оправданий в своих действиях и в то же время нет иного выхода. Для него принятое решение, позволяющее, пожертвовав одним, спасти многих, совсем не простое, мучительное. Но иного выхода он не видит и обрекает себя на муки совести. А значит, всепрощающее «цель оправдывает средства» не может быть истиной.

Если цель – сохранение собственной жизни, т.е. самосохранение.

Комментарий ФИПИ по направлению «Цели и средства»:
"Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Цели и средства». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Цели и средства"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Цели и средства А. С. Грибоедов. «Горе от ума» Чацкий (Цель: изменить общество. Средства: смелость, честность, обличение пороков), Молчалин (Цель: получение чинов, собственное благосостояние. Средства: подлость, прислуживание важным лицам, использование других).
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Гринев (Цель: быть верным офицерскому долгу. Средство: смелость, честность. Цель: не опорочить имя капитанской дочки, Маши Мироновой. Средство: благородство, отказ использовать свидетельские показания Маши в расследовании), Маша Миронова (Цель: спасти любимого. Средства: смелость и решительность, разговор с императрицей), Пугачев (Цель: прожить яркую жизнь, быть полезным народу. Средство: бунт, жестокость, смелость, дерзость), Швабрин (Цель: спасти свою жизнь. Средство: предательство, переход на сторону бунтовщика Пугачева).
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» Сальери . Цель: превосходство в творчестве. Средства: зависть, убийство.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Печорин . Цель: найти свое предназначение. «Зачем жил? Для какой цели родился?» Средство: срывать цветы удовольствия жизни, принося страдания другим..
Н. В. Гоголь «Мертвые души» Чичиков . Цель: личное обогащение. Средства: нечестность, дерзость, пренебрежение нравственными принципами, следование завету отца: «Копи копейку».
Л. Н. Толстой. «Война и мир» Представители светского общества (Цель: обогащение, почет и слава. Средства: бесчестье, обман, интриги), Андрей Болконский , Пьер Безухов (Цель: быть полезным России. Средства: честность, смелость, беспощадность к себе).
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» Раскольников (Цель: проверить свою теорию о делении людей. Средство: топор (убийство)), Сонечка Мармеладова (Цель: жить честно, помогаю тем, кто в этом нуждается. Средства: крест (вера, сострадание, любовь)).
А. Чехов «Крыжовник» Николай Иванович . Цель: приобрести небольшое имение, где будет расти крыжовник. Средство: отказ от всех радостей жизни (не только своей, но и запрет на жизнь для своей жены).
И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Господин из Сан-Франциско . Цель: накопить капитал. Средство: работать всю жизнь, откладывая саму жизнь на потом.
А. Платонов. «Песчаная уительница» Мария Никифоровна Нарышкина . Цель: изменить жизнь окружающих ее людей, помочь выжить в суровых условиях борьбы с песками. Средства: смелость, решительность, стойкость, личный пример.
В. Быков «Довжик» Командир партизанского отряда . Цель – хорошие немецкие сапоги, которые были у бойца по фамилии Довжик. Средство: убийство Довжика без свидетелей.
Д. Гранин «Пленные» Пленный немецкий лейтенант . Цель: выжить в плену. Средство: притвориться сумасшедшим.
В. Астафьев «Записка» Сын, «забывший» мать на вокзале. Цель: избавить себя от забот о матери. Средство: оставить мать на вокзале с запиской в кармане.
В. Распутин «Прощание с Матерой» Люди, принимающие важные государственные решения и исполнители распоряжений. Цель: строительство ГЭС. Средство – затопление земель, в том числе и деревни Матера. А как же люди? Их память?.

«Цели и средства» – одна из тем итогового сочинения по литературе, предлагаемых выпускникам 2020 года разработчиком материалов по контролю знаний, институтом ФИПИ. О чем можно написать в таком произведении?

Во-первых, нужно объяснить, что такое цель. К примеру, ее можно рассматривать как основополагающую часть жизни человека. Напишите, насколько важно иметь цель, стремиться к вершинам, достигать чего-либо, самореализовываться. Можно упомянуть великие открытия, научные или географические – это сделает сочинение более интересным и даст шанс получить более высокую оценку. Во-вторых, можно дать краткую классификацию целей, ведь они бывают разными – истинными и ложными, великими и корыстными. Еще один вариант темы работы – «Оправдывает ли цель средство?» Порассуждайте – можно ли оправдать великую цель, достигнутую неправедным путем, напишите об этической оценке средств достижения цели. Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения». С ним был согласен и Гёте: «Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже низких целей, хотя бы и достигнутых». Вы можете согласиться с ними или нет, но во втором случае придется постараться и привести свои убедительные аргументы. Напишите примеры из литературных произведений, в которых персонажи ошибочно или намеренно избирают «нехорошие» средства для достижения цели. Можно также упомянуть случаи из жизни или истории, когда благая на первый взгляд цель служит на самом деле только лишь прикрытием низменных истинных планов. Обязательно противопоставьте таким персонажам героев, не отделяющих средства достижения цели от требований морали.

mob_info