Исследовательская работа на тему "Почему желтеют листья?". Развитие познавательно – исследовательской деятельности: «почему опадают и шуршат листья? Фотоотчет подготовительная группа эксперимент почему листья желтеют

Администрация Верещагинского муниципального района
Пермского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №89» г. Верещагино

«Почему осенью листья опадают»

Ситникова Екатерина Павловна
МБДОУ «Детский сад № 89»
воспитатель
1 квалификационная категория
подготовительная группа

Г.Верещагино
2013 г

Пояснительная записка
План - конспект НОД
тема: «Почему осенью листья опадают»
подготовительная группа
Образовательная область «Познание»
Направление: Познавательно-речевое
Интеграция ОО: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность
Цели:
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
образовательные:
. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях
. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
развивающие:
Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
воспитательные:
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Методы педагогической деятельности: словесные (беседа), проблемная ситуация, наглядные (демонстрация презентации), практические
Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран
Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы
Предварительная работа:
. На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
. Сбор листьев разной формы и окраски.
. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
. Беседы об осени;
. Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.
. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А.
. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
. Разучивание стихов и поговорок об осени;
. Пение песен об осени и слушание музыки;
. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
. Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
. Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
. Наблюдение за деревьями на прогулке;
. Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Вводная часть:
Дети под музыку заходят в зал: (Вивальди «Времена года»Осень)

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года … (Дети: осенью зовется)

Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете?
Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
-Сейчас какая осень? (поздняя)
-Какой месяц осени идет? (Дети: октябрь)
Воспитатель: Октябрь - середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Раздаётся звонок электронной почты (общение через скайп)

Учёный: Здравствуйте, ребята! Я- учёный Иван Васильевич профессор биологических наук
- А вы знаете кто такие учёные? (Дети: это кто исследует, изучает объект и делает открытие).
- Я занимаюсь изучением растительного и животного мира на земле, и вот решил пообщаться с детьми из детского сада.
- А как ваш детский сад называется и в какую группу ходите? (Мы ходим в детский №89, в подготовительную группу «Ромашка»)

Учёный: -Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные)
- А какие приметы осени вы знаете? (Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)
Учёный: -А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
-И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
-Я предположил что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают
- А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете.

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы ученого?
Ответы детей(нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)
Проблемный вопрос:
- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.
- А что нам понадобится для наших исследований:
(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
1. Опыт «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).
2. Опыт: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок - и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы
- Профессор предполагал, что листья опадают потому, что они плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают
-А я предлагаю сообщить наши предположения профессору (Общение через скайп)
-Из каких частей состоит лист?
-Почему листья зелёные?
-Почему листья меняют свою окраску и опадают?
-Как листья опадают?
Профессор: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Мне понравились ваши ответы, за это я высылаю вам по электронной почте сертификаты и присваиваю Вам звание младшего научного сотрудника лаборатории.
Рефлексия: А Вам понравилось общаться со мной? О каких явлениях природы вы ещё хотели бы узнать? (почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга). Я Вам оставляю адрес электронной почты обращайтесь в любое время. До новых встреч!

Иванова Нина Николаевна воспитатель МДОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида» г. Минусинск Красноярский край

Цель: Формирование представлений об осенних изменениях в природе.

Задачи:

  1. Развивать умение выявлять причинно – следственные связи.
  2. Способствовать приобретению навыков исследования строения лист и делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
  3. Показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. 4. Воспитывать желание участвовать в экспериментальной деятельности и высказывать собственное суждение.

Оборудование: картонная дорожка с сухими листьями, «лужицы» с листьями, коробка с отдельными разноцветными и разными по форме листьями, веточки с черешками, кусочки белой ткани, деревянные кубики, зеленые листики комнатного растения, лупы по количеству детей.

Предварительная работа: чтение стихов советских поэтов об осени, рассматривание картинок с изображением ранней, золотой и поздней осени, беседа о осенних явлениях в природе.

Словарная работа: кромка, черенок.

Проблемная ситуация: Почему опали и почему шуршат листья?

Ход занятия

Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и вдруг увидела Колобка, который бегал по оставшимся на снегу опавшим листьям и сам себе задавал вопрос: «Почему опали листья и почему они шуршат?» Я пригласила Колобка к нам, сюда, чтобы мы, все вместе, смогли это выяснить. (Появляется Колобок) .

(Проблемная ситуация) : - Ребята, а вы можете сказать Колобку, почему опали, и почему шуршат листья? (ответы детей) .

1. Воспитатель: - Колобок, мы с детьми приглашаем тебя погулять с нами по осеннему лесу. Вначале мы пойдем по этой тропинке. Идите вслед за мной и Колобком (дети шагают по искусственно созданной дорожке с осенними листьями) . - Ребята, вы слышите что-нибудь в тишине леса? (ответы, если нет, то предлагаю одному ребенку еще раз пройти по дорожке, чтобы дети послушали шелест и шуршание листьев) .

–Почему шуршат листья? (ответы детей) - А в этой стороне был дождь (показываю на другую тропинку) . Видите, лужицы еще не просохли. (Дети шагают по искусственно созданным лужицам с мокрою листвой) .

А здесь вы слышите шелест и шуршание листьев? (нет) . Почему листья не шуршат? (они намокли) .

2. ОПЫТ: «ЧТО ЛУЧШЕ ПРОПУСКАЕТ ВОДУ – ЗЕМЛЯ ИЛИ ГЛИНА?»

Ребята, а почему в одном и том же месте одну тропинку промочил дождь, но воды на тропинке уже нет, а на другой тропинке – есть? (ответы детей) .

Давайте проведем опыт: возьмем землю с обеих тропинок, заполним ею разные емкости и посмотрим, что будет. Аня, ты будешь дождиком, полей землю в обеих чашечках. Что случилось? Почему в одной чашечке вода просочилась очень быстро, а в другой нет? (ответы детей) . Правильно. В одной чашке лесная почва – земля, а в другой – глина. Глина плохо пропускает воду.

Ребята, Колобок спрашивает: «Почему осенью листья желтеют, краснеют и опадают?» (ответы детей) .

Ребята, вообще-то листья обычно бывают зеленого цвета, благодаря зеленому веществу, которое в них находится. Это вещество называется хлорофилл.

3. ОПЫТ: «ПОЧЕМУ ЛИСТ ЗЕЛЕНЫЙ?» .

Возьмите листок и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. – Что вы обнаружили в ходе опыта? (На ткани появились зеленые пятна) . Это и есть зеленое вещество - хлорофилл, который окрашивает лист в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее, и меньше солнечного света – это зеленое вещество – хлорофилл, постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Вот тогда листья и становятся разноцветными. Назовите, какими: (дети называют - коричневыми, желтыми, красными) . Если земля богата витаминами, то листики на деревьях и кустарниках – желтые, оранжевые, коричневатые, а если очень бедна витаминами – листья красные. А сейчас мы немного разомнемся.

4. ФИЗМИНУТКА: «МЫ ЛИСТИКИ ОСЕННИЕ» . Мы листики осенние, на ветках мы сидели (покачивание руками над головой) Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели (руки в стороны, маховые движения с поворотами вокруг себя)

И на землю тихо сели (приседание на корточки) Ветер снова набежал и листочки все поднял (встать, руки в стороны) Закружились, полетели (маховые движения с поворотом туловища) И на землю снова сели (приседание) . Ой, смотрите, ребята, по нашему листочку карабкается паучок.

5. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «ПАУЧОК»

Вот идет по крыше смелый паучок (шагают большой и указательный пальцы) Маленькие ножки, тысячи топ – топ Ярко светит солнце или дождик льет, (показ пальцев в виде солнца, постукивание) К нам идет по крыше отважный паучок. (пальцы шагают, соприкасаясь друг с другом) .

Воспитатель: - Осень – красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево. Благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как поступает питание от корней к листочкам. Корни берут из земли питательные вещества и воду. По стволу они поднимаются к веткам, а от веток – к листочкам. Возьмите веточки. Посмотрите - часть, которая соединяет ветку с листочком, называется черенком. Повторите - черенок.

6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИСТА С ПОМОЩЬЮ ЛУПЫ. По черенку поступает питание к листочку. Рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы лучше его рассмотреть, воспользуемся увеличительным стеклом – лупой. Посмотрите на верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки?! Они идут от черешка по всему листу. Поверхность вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Переверните листок, и, вы убедитесь в этом. Рассмотрите нижнюю поверхность листа. Край листа называется кромкой. Повторим это слово – кромка. Рассмотрите кромку у своего листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Скажи, Стас, какая верхушка у твоего листа? У тебя, Аня? Когда дерево перестает питать свои листья, они засыхают и опадают. Так дерево оставляет для себя запас питательных веществ, которые помогают ему пережить зиму. Теперь, вы точно знаете, почему опадают листья? (ответы детей) .

7. ЭКСПЕРИМЕНТ: «КАК ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ» . - Ребята, на прогулках мы с вами не раз замечали, что листья падают с деревьев по –разному. Давайте проведем эксперимент для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно и какой листик красивее всех кружится. Возьмите по 1 листочку и поиграйте с ними, понаблюдайте за их падением: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? - Какие сделаем выводы? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее вниз и больше кружатся.

ИТОГ: Чем вам сегодня понравилось заниматься больше всего? О чем бы вы хотели еще узнать, какие опыты провести?

валентина литвинова
Почему опадают листья. НОД в старшей группе

Задачи : формировать представления детей о том, почему опадают листья , закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Расширять представления детей о разнообразии растительного мира, познакомить с осиной и дубом. Развивать познавательную активность. Формировать эстетическое отношение к природе.

Предварительная работа : наблюдение за деревьями на участке, разучивание стихотворений об осени, домашнее задание по желанию детей (подготовка докладов дома с родителями, разучивание игры «Дерево» .

Ход занятия.

Воспитатель : Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель : Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети : Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки , летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети : Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев , идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Воспитатель : ребята, хотите узнать, почему осыпаются листья .

Посмотрите, пожалуйста, на экран : сначала мы поговорим о том, зачем вообще дереву листья ?

Всё очень просто – листья деревьев вырабатывают сок (он называется живицей или сахарозой, питающий само дерево и участвующий в созревании плодов. Живица производится при помощи содержащегося в листьях зелёного клейкого вещества, хлорофилла.

Листья вырабатывают питательные вещества только при солнечном свете, забирая из воздуха углекислый газ, а из земли по корневой системе дерева воду. При этом в листве происходит химический процесс (фотосинтез, во время которого листья вырабатывают кислород, очень необходимый всем живущим на Земле. Именно поэтому деревья называют «лёгкими планеты» .

Почему желтеют листья осенью ? Кроме зелёного хлорофилла в листьях есть и другие вещества (пигменты, жёлтого и красного цвета, но их очень мало. Осенью образование хлорофилла прекращается и основным «красителем» листьев остаются только эти пигменты. Почему желтеют листья с наступлением холодов понятно, но почему они опадают ? К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные вещества дерево забирает, а от вредных веществ избавляется, сбрасывая листву .

Ещё один ответ на вопрос «почему опадают листья . Дело в том, что через листья деревья отдают много влаги в результате испарений, а зимой корни дерева не смогут её восполнить. Избавляясь от листвы , дерево спасает себя от засыхания в холодное время года. Игра «Дерево» . Воспитатель : ребята подготовили для вас стихотворение, давайте его послушаем. Осень в лесу. Осень лесу каждый год,

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину –

Вся одета в золото,

А сама лепечет :

"Стыну. " –

И дрожит от холода. А берёза рада

Жёлтому наряду :

"Ну и платье!

Что за прелесть!"

Быстро листья разлетелись ,

Наступил мороз внезапно.

И берёзка шепчет :

"Зябну.» Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно,

И шумит он :

"Мёрзну! Мёрзну!"

Обмануло золото –

Не спасло от холода.

(Из А. Гонтаря в переводе В. Берестова)

Воспитатель : скажите, пожалуйста, о каких деревьях говорится в этом стихотворении. Дети : об осине, берёзе и дубе. Воспитатель : ваши друзья подготовили для вас небольшие сообщения об этих деревьях. Давайте их послушаем. (Дети рассказывают о деревьях во время показа слайдов) . Осина осенью выглядит красочнее других. Этот вид может обладать самым разнообразным цветом кроны, создает неописуемо чудную картину, которую природа дарит всем. Кора ствола имеет светло-серый или зеленоватый оттенок, иногда с коричневатыми нотками. В вечернее время вид осины осенью можно перепутать с березой. Это связано с эффектом "свечения" ее коры. Она любит расти в овражках, возле водоемов, на опушках. Часто ее можно встретить в соседстве с березами и соснами. Осина осенью рядом с такими спутниками выглядит очень ярко. Весь букет красок и пересказать сложно. Совершая прогулку осенью по лесу или парку, можно сделать много умопомрачительных по красоте фото осин. Срок жизни этого дерева сравним с человеческим сроком. Редко осина живет больше 90 лет. Очень редко встречаются особи, которые прожили до 150 лет. Но довольно долго дерево может жить в своих поколениях поросли. Белоствольная берёза – краса смешанных лесов. С наступлением тепла начинается активное сокодвижение от корней дерева к веткам. Этот сок очень вкусный и полезный. В это время начинают набухать почки, и вдруг в один момент берёза покрывается нежной дымкой. Это появились на свет мелкие маленькие листочки . В мае берёза цветёт, а в конце лета разлетаются по земле её многочисленные семена. Всё лето листья питают дерево , дают ему силы для роста. Лист у берёзы тонкий , трепещет на ветру, мерцает, пропуская сквозь крону солнечный свет. Кора у берёзы со временем становится слоистой и плотной. Из неё можно сделать ковшик и вскипятить воду. Береста не боится ни огня, ни воды. Осенью берёза желтеет не вся сразу и по ней можно определить, какая будет зима. Если с макушки пожелтеет берёза, то зима будет суровая. Дуб – символ силы, долгожитель, старожил . Не зря существует пословица : «Держись за дубок – дубок в землю глубок» . Ветки дуба крепкие. Мощной кроной раздвигает своих соседей. Кора и древесина дуба содержат дубильные вещества, которые используют при выделке шкур. Древесина – крепкая и упругая. Потрогайте листья дуба . Они жёсткие, кожистые, испаряющие мало влаги. Так выглядят листья тропических растений. Дубы – теплолюбивые. Их родственники в Монголии – вечнозеленые. Поэтому осенью дубы неохотно расстаются со своими листьями . Порой и снег уже выпал, а сухие листья дуба всё ещё шелестят на холодном ветру. А семена (жёлуди) созревают не летом, а поздней осенью. Ими кормятся белки, кабаны и сойки. Физкультминутка "Листочки ". Листья осенние тихо кружатся, (дети поворачиваются вокруг себя) Листья под ноги тихо ложатся. (дети приседают) И под ногами шуршат, шелестят, (дети ногами имитируют шелест листьев ) . Будто опять закружиться хотят. (дети присаживаются на стулья) . Воспитатель : дети, посмотрите, пожалуйста, на экран и назовите, как называются деревья. Дети называют деревья. Игра «Назови, чей листочек » . Воспитатель раздаёт детям листья с разных деревьев . На экране появляются деревья и ребята должны поднять листья того дерева , которое они видят и назвать чей листочек . Клён - кленовый; липа – липовый; берёза - берёзовый; дуб – дубовый; ива – Ивовый; каштан – каштановый. Воспитатель подводит итог занятия, спрашивает у детей, почему осенью опадают листья . Воспитатель : скажите, пожалуйста, чьи ответы вам понравились больше и почему . Сюрпризный момент. Почтальон приносит посылку от осени : в ней лежат листочки , которые дети должны раскрасить по- своему желанию и яблоки.

Публикации по теме:

Задачи: продолжать знакомить детей с осенью, сезонными изменениями в природе, с жанром изобразительного искусства пейзажем; закреплять.

Конспект занятия «Узор на полосе» (бутоны и листья) в старшей группе Тема: «Узор на полосе» (бутоны и листья). Цель: Выявить знание о декоративно прикладном искусстве. Программные задачи: Закрепить знания.

Исследовательская деятельность «Почему осенью листья желтеют и опадают?» Тема: «Почему осенью листья желтеют и опадают?» Актуальность. Погружаясь в бытовые проблемы, взрослые перестают обращать внимание на окружающий.

Нетрадиционная техника рисования. Рисование жесткой кистью методом «тычок» - «Листья,листья, листопад» Автор работы: Купянская Галина Владимировна.

Комплексное занятие в старшей группе «Листья падают, шуршат - это листопад» Цели: учить детей рисованию с использованием нетрадиционного метода; развивать мелкую моторику; корригировать мыслительную деятельность;.

Конспект непосредственно образовательная деятельность «Почему утки плавают» для старшей группы Цель: Установление опытным путём связи между строением водоплавающих птиц и их средой обитания (перья покрыты жиром, чтобы держаться на.

Конспект НОД тема: «Почему осенью листья опадают» подготовительная к школе группа. Цели: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать.

Конспект осенней прогулки «Ветер в парке листья кружит» с детьми старшей группы детского сада. Конспект осенней прогулки «Ветер в парке листья кружит» с детьми старшей группы детского сада.

НОД «Листья на деревьях» в первой младшей группе НОД на тему: «Листья на деревьях» Программное содержание: Образовательные: Учить детей ритмично наносить мазки на силуэт деревьев, использовать.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Почему у бурундука на спине полоски?» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема «Почему у бурундука на спине полоски? /по эвенкийской сказке «Медведь и бурундук»/». Цель:.

Библиотека изображений:

Аркадьев Павел, Солдатова Наталья

Данный материал интересен, потому что не многие знают, почему желтеют листья.

Скачать:

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Селищенская основная школа имени В.М. Крылова»

Исследовательская работа

на тему:

« Почему желтеют листья? »

Аркадьев Павел, обучающийся 3 класса

Солдатова Наталья, обучающаяся 3 класса

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Дмитриева Светлана Николаевна

2015-2016 учебный год

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основная часть

1.1. Строение листа………………………………………………………5

1.2 . Почему осенью – листопад?…………………………………………6

1.3 . Почему желтеют листья?……………………………………………7

1.4 . Как наступает листопад?......................................................................8

1.5 . Зачем деревья сбрасывают листья?…………………………………9

1.6. Народные приметы…………………………………………………..10

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анкетирование……………………………………………………..11

2.2. Опыты………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

Приложение

Введение:

Актуальность темы исследования:

В золотой карете, что с конём игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница всё переиначила,

Ярко – жёлтым цветом землю разукрасила.

Осень – чудесное время года, когда можно побродить по осеннему парку, послушать, как шуршат листья под ногами, понаблюдать за осенними изменениями в природе, собрать букеты из опавших листьев, полюбоваться жёлтыми, оранжевыми, багряными и даже лиловыми красками. (Слайд 2)

Во время экскурсии в парк мы с друзьями заметили на ветке одного дерева разные по цвету листья: жёлтые и зелёные.

Вопрос: «Почему листья были летом все зелёные, а осенью стали жёлтыми?» заинтересовал нас и многих наших друзей. Эта тема стала нам интересна потому, что не многие знают, почему желтеют листья. Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили провести исследовательскую работу.

Исследуя эту загадку природы, мы сможем дать точный ответ на поставленный перед нами вопрос. (Слайд 3)

Цель исследования: узнать, почему листья осенью изменяют окраску и опадают? (Слайд 4)

Задачи исследования:

  1. изучить причины изменения окраски листьев осенью;
  2. узнать, зачем деревья сбрасывают листья;
  3. провести опыты, чтобы выяснить, зачем дереву листья, почему листья осенью меняют свой цвет и опадают;
  4. изучить строение листа;
  5. познакомиться с народными приметами, связанными с изменением окраски листьев. (Слайд 5)

Гипотеза исследования: узнать, содержатся ли в листьях красящие вещества; влияет ли на окраску листьев нехватка тепла и света. Если это возможно, то каким способом? (Слайд 6)

Методы исследования : наблюдение, эксперимент, анкетирование, анализ литературы. (Слайд 7)

План работы:

1. Изучение литературы по теме: «Почему желтеют листья?».

2. Постановка проблемы.

3. Определение цели.

4. Определение задач.

5. Формирование гипотезы.

7. Оформление исследовательской работы.

8. Подготовка презентации.

9. Презентация исследовательской работы.

10. Обсуждение итогов работы.

Глава 1. Основная часть

  1. Строение листа

Прежде, чем узнать, почему листья изменяют окраску, мы начали с изучения литературы. Сначала мы рассмотрели подробно строение листа . Лист состоит из двух частей : листовой пластинки – это то, что мы привыкли называть листом, и черешка – это его стебелек. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю.

На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок. Жилки – это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества. Но если заглянуть в середину листа, то мы увидим, что в каждом листике полным-полно чудесных зерен .

Зерна так малы, что не разглядеть. Они готовят дереву пищу. Корни дерева высасывают из земли воду. В этой воде растворено много нужных растениям веществ. Зеленые зернышки берут нужные вещества из воздуха и воды и строят новые веточки, листочки, ствол и корни. Но самое главное – для такой работы им нужен солнечный свет. С утра до вечера они ловят солнечные лучи.

До зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают сбрасывать листву.

Но не сразу освобождаются они от листьев. Сначала идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения – они начинают желтеть или краснеть.

За лето между ножкой листочка и веточкой вырастает тонкая перегородка. Она не пропускает ни соки, ни воду. Вырастет перегородка и отделит лист от ветки. Даже в безветренную погоду у нас в лесу листопад. (Слайд 8)

  1. Почему осенью – листопад?

Листопадность – приспособительное свойство растений. В холодном климате это приспособление к морозной зиме, в жарком – к выдерживанию зноя, что позволяет переносить засуху.

Осенняя раскраска листьев, а затем и листопад, у разных деревьев и кустарников начинаются не одновременно.

Значительное влияние на это оказывает местообитание растения. У одних и тех же растений на водоразделе, склоне, узком распадке, долине – это происходит в разные сроки. Сказывается разная степень освещенности и температура воздуха.

Влияние оказывает и влажность почвы: на сухих почвах осенние цвета появляются раньше.

  1. Почему желтеют листья?

Но откуда же берется желтая краска? Ведь летом вся листва зеленая. Оказывается, желтая краска находится в листьях всегда. (Слайд 9)

Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зеленым. Зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. (Слайд 10)

Летом день очень длинный, и растения получают много солнечного света. В это время в листьях растений активно происходит фотосинтез, постоянно вырабатывается хлорофилл.

1.4. Как наступает листопад?

Деревья, листья которых осенью меняют цвет и опадают, называются листопадными. Их стволы и ветки способны выдерживать зимние морозы, но тонким нежным листьям это не под силу. По мере того, как дни становятся короче, деревья понемногу готовятся к зиме. Количество сока в дереве уменьшается. Хлорофилл, который окрашивал листья в зеленый цвет, исчезает. Этому способствуют резкие перепады между дневной и ночной температурой. Одновременно в листьях накапливаются вредные вещества метаболизма (обмена веществ). Листья стареют. (Слайд 11) Сосуды, по которым в лист поступает вода, перекрывается в основании листа пробковой тканью. В этом же месте образуется рыхлый отделительный слой, состоящий из слабо соединительных между собой клеток. Достаточно дуновения ветерка – и лист отрывается. (Слайд 12)

С наступлением осени день укорачивается, солнечного света листьям не хватает. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться.

Поэтому зеленый цвет в листве убывает, а становится заметным желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. (Слайд 13)

Листья любого вида растений содержат множество пигментов, главными из которых, кроме известного нам хлорофилла, являются:

  • каротин (провитамин А) – именно он дает насыщенный, яркий цвет моркови, тыкве, ягодам облепихи. Бывает желтый и красный.
  • антоциан – лилово-красный пигмент, придает особый цвет свекле и краснокочанной капусте.

Еще одним элементом, который напрямую связан с образованием цвета листьев, является ауксин. Он питает клетки, расположенные в месте крепления черенков листьев к ветке.

1.5. Зачем деревья сбрасывают листья?

Наверное, все замечали, что чем сильнее покраснел или пожелтел лист, тем легче он обрывается. И вот наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами. Оказывается, осенью в черешках листьев тоже происходят изменения.

Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками. Сорвать зеленый лист с дерева очень трудно. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.

Что же произошло?

Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

Хотя наши лиственные деревья живут десятки и сотни лет, листья у них «работают» всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. Ведь «работа» у листьев очень напряженная. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у дерева листьев – нет и такого обильного испарения воды.

1.6. Народные приметы

Люди издавна наблюдают за природой, замечают все, что происходит вокруг.

И в народе появились приметы, связанные с изменением окраски листьев.

  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят не скоро.
  • Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
  • Безвременно на деревьях появятся желтые листья – к ранней осени.
  • Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снега не выпало – зима не наступит. (Слайд 14)

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анкетирование

Мы с одноклассниками провели анкетирование, чтобы выяснить, знают ли они, зачем дереву листья, почему листья осенью меняют свой цвет и опадают.

На первый вопрос «Зачем дереву листья?» 5 человек ответили «Правильно», 6 – «Не правильно».

На второй вопрос «Почему листья меняют свой цвет?» 3 человека ответили «Правильно», 8 – «Не правильно».

На третий вопрос «Почему листья осенью опадают?» 2 человека ответили «Правильно», 2 – «Не правильно».

Анализируя результаты анкетирования, мы выяснили, что большинство учащихся не знают причины изменения цвета осенних листьев и причины их опадания. (Слайд 15)

2.2. Опыты

Мы решили провести опыты для выяснения этих причин.

Опыт № 1, подтверждающий наличие хлорофилла в растениях.

Почему листья имеют зелёный цвет?

Предположим, что в листьях содержится какое-то красящее вещество. Чтобы подтвердить гипотезу, мы провёли опыт: опустили зелёный лист в очень крутой кипяток на несколько минут.

Результат : цвет листка изменился, а вода приобрела зеленоватый оттенок.

Вывод : именно хлорофилл помогает листьям оставаться зелёными до осени. Гипотеза подтвердилась. (Слайд 16)

Опыт № 2, раскрывающий причины изменения окраски листьев.

Но почему же именно осенью листья меняют свой цвет?

Предположим, что осенью становится холоднее, дни короче, а ночи длиннее. Может, нехватка тепла и света влияет на окраску листьев?

Для подтверждения этой гипотезы мы провёли следующий опыт. Вырезали кусочек фольги в виде кружочка, прикрепили его скотчем к необорванному листу.

Результат : через 10 дней мы увидели «фотографию» на зелёном листочке. В том месте, где была фольга, и, естественно, туда не поступал свет, лист стал жёлтым.

Вывод : этот опыт доказывает, что при нехватке света, не происходит фотосинтеза. Хлорофилл разрушается, и с его исчезновением становятся видимыми другие «красящие» пигменты, которые придают листьям жёлтую и оранжевую окраску. Наша гипотеза подтвердилась. (Слайд 17)

Опыт № 3, подтверждающий наличие в листьях растений каратиноидов.

В результате опытов мы так же выяснили, что, оказывается, хлорофилл – не единственное красящее начало в тканях растений.

Для подтверждения мы взяли зелёный лист дерева, бросили его в ёмкость с крепким спиртом.

Результат: лист начал бледнеть, а спирт, напротив, быстро позеленел.

Вывод: хлорофилл растворяется в спирте.

При рассматривании спиртовой вытяжки мы обнаружили, что в проходящем свете она выглядит изумрудно-зелёной, а в отражённом отсвечивает желтоватым оттенком.

Вывод: вместе с хлорофиллом в спирт переходят и жёлтые пигменты – каратиноиды. (Слайд 18)

Опыт № 4, подтверждающий наличие антоциана в растениях.

Во время прогулки мы увидели очень красивые листья, необычного багряного цвета.

Нам захотелось узнать, откуда берётся на листьях такой необычный цвет? Мы обратились к интернету. Оказывается, в листве есть ещё одно красящее вещество – антоциан, который получается только на свету и при низкой температуре. Антоциан слабее зелёного, но сильнее жёлтого и образуется при более низких температурах, именно он и даёт листьям такой необычный багряный цвет.

Для подтверждения мы проделали следующий опыт. Взяли небольшой кусочек красной свёклы, прокипятили его.

Результат: вода окрасилась в грязно-красный цвет.

Прибавили к этому раствору уксусную кислоту.

Результат: раствор принял ярко-красную окраску.

Вывод: в свёкле содержится красящее вещество – антоциан. Появление антоциана в тканях растений находится в зависимости от внешних условий. При понижении температуры количество антоциана в клеточном соке увеличивается так же, как и при ярком свете. Таким образом, багряные оттенки, в которые окрашиваются некоторые деревья во время листопада, не являются каким-либо особым приспособлением. Они говорят лишь о том, что в листьях происходит затухание жизнедеятельности в связи с подготовкой растений к зимнему периоду покоя.

Заключение

Проведя исследовательскую работу, мы узнали:

  • почему осенью листья изменяют свой цвет;
  • что влияет на окраску листа;
  • почему происходит листопад.

Оказывается, кроме известного нам хлорофилла, в листьях растений присутствуют в разных долях и другие пигменты – каротиноиды, антоцианы. Вместе с хлорофиллом они поглощают более широкий спектр световой энергии. Но с приходом осени хлорофилл разрушается быстрее, чем вырабатывается, и красно-желтые пигменты затмевают зеленую окраску.

С листьями деревья избавляются от вредных продуктов обмена веществ. Питательные же вещества и необходимые минеральные элементы в пору отмирания почти полностью переходят из листьев во внутренние части растений. (Слайд 19)

В результате наблюдения мы заметили, что не все деревья и кустарники , одновременно меняют раскраску своих листьев. Различен и характер листопада. Совершенно не изменяют свой цвет, например, листья сирени, акации. Их листья остаются зелеными. Не одинаковы и у различных деревьев сроки, длительность и характер листопада. На это оказывает различное местообитания растений. Ранний или поздний листопад – своего рода сигнал, который подают нам деревья и кустарники, указывая на смену времени года. (Слайд 20)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 " Сказка" г. Камбарка

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе.

Составитель:

Воспитатель 1 категории

Щекалева Р.Н.

Камбарка

2017г.

Тема занятия: Почему листья опадают.

Цель: 1. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

2. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

3. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).

4. Воспитывать любознательность, желание изучать природу.

Оборудование : Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, кусочки белой ткани, деревянные кубики.

Предварительная работа : На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. Сбор листьев разной формы и окраски. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки». Беседы об осени; Чтение художественных произведений: «Листопадничек», И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени,А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; Разучивание стихов и поговорок об осени; Пение песен об осени и слушание музыки; Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; Поделки из природного материала.

Ход занятия.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с нашими гостями. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Теплые у вас ручки, это мы с вами передаем тепло друг другу. Повернитесь и подарите улыбку друг другу. А сейчас я приглашаю вас присесть на стульчики.

Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то обнаружила вот такое письмо. Хотите узнать от кого оно? (Да)

Читаю письмо.

Дорогие ребята!

Пишет вам ЛУНТИК. Я недавно родился и многого еще не знаю. Поэтому мне нужна ваша помощь. Я гулял по парку и вдруг увидел, что на деревьях пожелтели листья и опадают. Я решил их покрасить зеленой краской, я подумал, может дереву не нравится желтый цвет и поэтому он сбрасывает листья, но прошел дождик и все смыл, и листья снова стали опадать. Почему это происходит? Помогите мне пожалуйста разобраться.

Ну что, ребята, поможем лунтику разобраться почему так происходит в природе.

А сейчас я вам предлагаю подумать и сказать, почему листья желтеют и опадают с деревьев? (Ответы детей)

Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему листья желтеют и опадают.

(Да)

Тогда садитесь поудобнее на стульчики и послушайте меня внимательно. Сейчас я вам прочитаю рассказ Г. Граубина:

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?

Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается... Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

- Я предлагаю вам провести эксперимент. Подойдите, пожалуйста к столам.

у вас на столах лежат кусочки салфеток белых, зеленый лист и обыкновенные карандаши, которые нам будут служить палочкой.

Я сейчас предлагаю вам самим убедиться в том, что в листьях есть зеленый цвет, который называется хлорофилл.

«Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой салфетки. Теперь деревянным карандашом сильно надавите на эту салфетку и раскатайте по нему. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).

Как называется это вещество которое окрашивает лист в зеленый цвет?
Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Какой вывод вы можете сделать?

Вывод : Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.

Вот, оказывается, что происходит в природе. Почему исчезает зеленый цвет в листьях? (ответы детей). А какой цвет постоянно живет в листьях(желтый). Как называется вещество которое постоянно летом окрашивает лист? (хлорофилл). А почему с наступлением осени хлорофилл не восстанавливается в листьях? (потому что с наступлением осени света меньше, поэтому хлорофилл не успевает восстановиться).

Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему же все таки листья желтеют и опадают.

(Да)

Ну сначала мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали -
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

А чтобы нам еще лучше понять как это происходит в природе, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Рассаживайтесь поудобнее и смотрите внимательно. Все хорошо запомните, ведь нам с вами надо Лунтику еще сообщить о том, что мы с вами узнали. Обратите внимание, в мультфильме будет еще один секрет, почему листья опадают. (Дети смотрят мультфильм)

Ну что ребята, вы все поняли?(да) А ответьте тогда мне на один вопрос. Почему еще опадают листья? (ответы детей)

Правильно ребята.

Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

- Ну что, вы теперь все поняли, почему так происходит в природе? - А как вы думаете, когда листья опадают они летят на землю одинаково или по разному?

(ответы детей).

А чтобы в этом убедиться я предлагаю вам еще провести один эксперимент. Возьмите в руки, пожалуйста, по 2 листочка. Один большой, а другой поменьше.

«Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? (Дети выполняют задание)

Ну что вы заметили? (Ответы детей). Какой вывод можно сделать?

Вывод : Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Молодцы, ребята. А теперь ребята, как мы с вами сообщим Лунтику о том, почему листья желтеют и опадают (ответы детей) . Решили написать письмо и сообщить все, о чем узнали сами. (Запечатываю письмо и решаем что мы его пошлем сегодня вечером после работы).

А сейчас, ребята, встаньте, пожалуйста полукругом перед доской. У меня на доске изображено осеннее дерево с листочками. Вы подумайте и возьмите тот листочек, какой считаете нужным.

Если вы возьмете желтый листок, значит вы для себя сегодня узнали что-то новое и интересное., а если вы возьмете зеленый листок, значит вам сегодня было что-то трудно. (Дети берут листочки и встают в круг.

Ну а на этом наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им всего самого доброго.

mob_info