«Рабочая программа факультативного курса по географии «Занимательная география»(7 класс). Факультатив по географии «Современные методы изучения географии России Факультативы по географии

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

факультатива по географии

«Современные методы изучения географии России»

9 класс

на 33 часа

на 2016 - 2017 учебный год

Предполагаемый результат:

  • формирование углубленного интереса к географии.
  • усвоение общего в картине современного мира, его взаимозависимость,
  • выработка умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов, Интернета, газет и журналов.
  • развитие способностей учащихся не только усваивать предлагаемые постулаты из учебников, а, применяя деятельностный подход, извлекать для себя новое, неизведанное в мире давно знакомых вещей и явлений.
  • формирование интереса к изучению географии, умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.
  • развитие коммуникативных навыков: умение работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения приобретаются следующие конкретные умения:

  • наблюдать и описывать явления, анализируя данные различных карт;
  • выдвигать гипотезы и доказывать (или опровергать) их;
  • выполнять необходимые измерения и использовать методы работы с картой;
  • делать выводы.

Тематическое планирование

Разделы программы

Количество часов

Тема 1. Введение

Тема 2. Россия на карте мира

Тема 3. Место России в мировом хозяйстве

Тема 4. Внешнеэкономические связи России

Тема 5. Хозяйство России

Тема 6. Особенности населения

Тема 7. Обобщающее повторение

Календарно-тематическое планирование

Тема 1. Введение (1 час)

Введение

Тема 2. Россия на карте мира (3 часа)

Россия на политической карте мира

Проблемы, связанные с географическим положением

Проблемы, связанные с площадью РФ

Тема 3. Место России в мировом хозяйстве (7 часов)

Объекты мирового и культурного наследия

Народные промыслы России

Природно-ресурсный потенциал России

Проблемы ресурсной основы экономики России

Россия в мировом хозяйстве и МГРТ

География отраслей её международной специализации

Тема 4. Внешнеэкономические связи России (6 часов)

Особенности и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнёры России.

Структура внешнеторгового баланса

Основные формы внешнеэкономических связей

Участие России в международных отраслевых и региональных организациях

Россия и СНГ

Участие России в международных социально-экономических и геоэкологических проектах

Тема 5. Хозяйство России (8 часов)

АПК. Обеспеченность продуктами питания

Научны комплекс - вершина экономики России

Состояние современной науки

ВПК России

Сфера обслуживания. Транспорт, связь

Социальные услуги в сравнении с другими странами

Рекреационные ресурсы России

Экологическая обстановка в стране

Тема 6. Особенности населения (5 часов)

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ

Численность населения. Проблема естественного и механического движения населения

Россия - многонациональная страна

Культура народов России

Обычаи народов России

Тема 7. Обобщающее повторение (3 часа)

Военные конфликты в России

Перспективы развития России

Обобщение

Программа факультативного курса

«По странам и

континентам »

7 класс

Программа факультатива

«По странам и континентам» (7 класс)

Пояснительная записка

Программа факультативного курса “По странам и континентам” рассчитан на 34 часа, обладает новизной для учащихся.

Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг – один из видов которых – знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.

Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что –то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы – Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих – Мавзолей Тадж-Махал в Агре в Индии, Стоунхендж в Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие.

Расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов. Ведущим предметом является география.

Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.

Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир.

Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально – экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии – туризмом и сервисом, его направлениями.

Общие цели:

    в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;

    через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор будущей профессии;

    современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать интерес к предмету, желание изучать данную тему в дальнейшем.

Цель программы:

Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного страноведческого курса раздела.

Общие задачи программы:

вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;

    познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;

    показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;

    воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;

    расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей природных и созданных руками человека.

Данный курс обеспечен информационным материалом: есть набор видеофильмов о достопримечательностях мира. Есть новые справочники “Страны мира”, “Столицы мира”, сетевая инновационная образовательная программа “Как прекрасен этот мир”, в которой представлены достопримечательности по странам мира. Весь информационный материал лежит в основе изучения данного факультативного курса.

В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс – конференция, работа со статистическим материалом, заочные экскурсии, занятия в видеозале, заседание “круглого стола”. Занятия по основным вопросам темы проводятся в компьютерном классе.

Результатом успешного прохождения программы может служить участие в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.

Учащиеся должны знать (объяснять):

    страны и столицы;

    знаменитые и наиболее интересные достопримечательности.

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

    уметь работать на компьютере;

    ориентироваться по карте;

    свободно рассказывать о достопримечательностях мира.

Ожидаемые результаты

Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира, для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора профиля обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в разновозрастных группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.

Изученные термины: Туризм и виды услуг, менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, комитет ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся будут иметь представление:

    о различных видах достопримечательностей;

    о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;

    об уровне жизни в различных государствах;

    о традициях и обычаях населения стран мира;

    о ценностях культуры данной страны.

Учащиеся должны знать:

    формирование политической карты мира;

    формы экономических отношений;

    виды достопримечательностей;

    примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.

Учащиеся должны уметь:

    работать с различными источниками информации;

    разбираться в вопросах определения достопримечательностей

    работать на компьютере.

Учащиеся будут иметь опыт:

    сотрудничества, взаимопомощи;

    самостоятельного выбора будущей профессии;

    общения в процессе учебной деятельности.

1) Европа - Франция, Традиции Англии, Венеция, Музеи мира, кухня и праздники народов, Галопом по Европам.

2) Африка - Догоны – жители Республики Мали, «В африканской гилее», Цвета и запахи Марокко, Природа Средиземноморья, Великие пустыни

3) Южная Америка - Путешествие в Южную Америку, В джунглях Амазонии, Непознанная Боливия

4) Северная Америка - По Северной Америке, Мексика – страна гор и вулканов, Их нравы, Как живут папуасы.

5) Азия - Турция – страна двух материков, Праздники разных народов, Кухня разных стран, Япония – страна наоборот, Таиланд – экзотика Востока.

6) Достопримечательности мира - Самые большие города мира, Память в камне и бронзе, Достопримечательности Восточного полушария, Достопримечательности Западного полушария.

Тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятий, виды работ

Мультимедийное сопровождение, ТСО, наглядные средства

Самое-самое на Земле

Игра «Самый умный»

Энциклопедии, справочники, презентация

Загадка острова Пасхи

Фотографии

Догоны – жители Республики Мали

Костюмы, фотографии

КВН «В африканской гилее»

Иллюстрации, компакт-диск, костюмы

Цвета и запахи Марокко

Чтение литературы

Журналы, фотографии

Природа Средиземноморья

Слайд-шоу

Компьютер, проектор, презентация

Великие пустыни

Фотовыставка, работа с Интернет, создание презентации

Компьютер, презентация, фотографии

Саудовская Аравия –страна бедуинов-кочевников

Журналы, фотографии

Игра «КВН»

Оформление к занятию

Путешествие в Южную Америку

Костюмы, рисунки

В джунглях Амазонии

Заочная экскурсия

Компьютер, диск

Непознанная Боливия

Экскурсия по стране

Журнал, фотографии

По Северной Америке

Листы с заданиями для команд

Мексика – страна гор и вулканов

Виртуальная экскурсия

Презентация страны

Творческие отчеты

Костюмы, рисунки

Как живут папуасы

Зарисовки

Электронная презентация

Чем гордятся французы

Работа с источниками

Книги, ресурсы Интернет

Традиции англичан

Инсценировки

Костюмы, книги

Галопом по Европам

Интеллектуальная игра

Карточки с заданиями

Венеция –город на воде

Слайд-шоу

Компьютер, презентация

Турция –страна двух материков

Беседа, сочинение, фотоотчет

Фотоальбом, слайды

Праздники разных народов

Иллюстрированная викторина

Иллюстрации

Кухня разных стран

Соревнование знатоков

Фотографии, карточки с рецептами, блюда

Музеи мира

Виртуальная экскурсия, работа в видеозале

Презентация

Куклы народов мира

Иллюстрации, слайды, поделки

Игрушки, фотографии, книги, слайды

Япония – страна наоборот

Иллюстрации

Страны-карлики

Сообщения

Фотографии, карты

Самые большие города мира

Выступление в роли гида

Презентация

Память в камне и бронзе

Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков

Фотографии, литература, журнал «А почему?»

Достопримечательности Восточного полушария

Пресс-конференция

Иллюстративный и текстовый материал

Достопримечательности Западного полушария

Заседание «круглого стола»

Периодические издания

Таиланд – экзотика Востока

Создание визитной карточки страны

Материал для оформления

Чудеса современного мира

Работа с журналами, Интернет

Журналы, ресурсы Интернет

Викторина «По странам и континентам»

Итоговая зачетная работа, обмен мнениями

Иллюстрации

Список литературы, использованной для составления факультативного курса «По странам и континентам»

    Алексеев А.И. Программа курса “География России” (8 – 9 классы). 2008.

    Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)

    География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”. № 19, № 20, № 42 – 2004.

    А почему?

    Вокруг Света

    География в школе

    Геоленок

    National geographic

    Путешествие по свету

    Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.

    Максаковский В.П. Географическая картина мира.-Ярославль.: Верхняя Волга, 1998.

    Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2001.

    Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.

    От пирамид до небоскребов. – Москва, Современник, 1997.

    Пяткова Л.В. Сетевая инновационная образовательная программа страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир”.

    Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.

Я познаю мир

    Страны и народы. – Москва, 2005.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 24» города Смоленска
РАССМОТРЕНА
Руководитель ШМО
Скоробогатова В.М. /_______/
Протокол
от «__» ________201 г.
№ ______ СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
Анисимова А.В. /______/
«__» ________201 г. РАССМОТРЕНА на
педагогическом советеПротокол
от «__» ________201 г.
№ ______ УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СШ №24»
Ботулева Е.В. /__________/
Приказ № ______ -ОД
от «__» ________201 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Занимательная география»
в 7 а,б,в классах
на 2016/2017 учебный год
Составила учитель географии
Деменкова Елена Викторовна
Смоленск

Пояснительная записка
Нормативно-правовая документация
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основногообщего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (в ред. Приказа от 31.12.2015г. №1577)
3. Примерная программа основного общего образования по географии
4. Программа Л.Н. Хомутовой «Мир географии»
5. Основная образовательная программа основногообщего образования МБОУ «СШ № 24».
6. Учебный план МБОУ «СШ № 24» на 2016/2017 учебный год.
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся.Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневнойжизни.
Цель курса:
Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи курса:
1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
3.Формирование навыкаисследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
4.Воспитаниегеографической культуры школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Структура данной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии.
Факультатив позволяет всем участникам образовательного процесса возможность получить яркие мысленные образы географических объектов, явлений, изучаемой территории, заинтересовать их географией и тем самым способствовать более глубокому пониманию и усвоению программного материала.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Данная программа предполагает более углубленное знакомство с географией Африки, Австралии и Океании, Антарктиды, Южной и Северной Америки, Евразии, Мирового океана и отдельных его частей.
На протяжении тысячелетий природа нашей планеты испытывает влияние деятельности человека, причем влияние это распространилось на большую часть суши и настолько усилилось, что при изучении материков это необходимо учитывать. В то же время охрана природы теперь – одна из глобальных проблем. Во многих странах решение этой проблемы – дело государственное. Поэтому в данной программе предусмотрено рассмотрение таких вопросов, как решение экологических проблем в некоторых странах, какие попытки предпринимаются в этом направлении, какие трудности возникают при решении вопросов охраны природы. Педагогический синтез общеземлеведческихи страноведческих основ предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирование в статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. На занятиях учащиеся выполняют практические задания на контурных картах, изучают дополнительную литературу, просматривают видеофильмы и презентации. Занятия проводятся в виде географической игры, викторины.В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.
Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа «Занимательная география» рассчитана на 34 часа(1 час в неделю) вместо 35 часов в авторской программе, что связано с 34-мя учебными неделями в соответствии с действующим базисным учебным планом.
Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
понимание смысла своей деятельности.
Метапредметные результаты:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
Предметные результаты:
Знать:
вклад Великих учёных в развитие науки;
основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
природные рекорды на материках и океанах;
особенности стран мира и народонаселения;
приёмы работы с источниками географической информации;
географическая терминология.
знать о картографии, науке о географических картах: методах их создания и работы с ними, о плане местности и его отличиях от карты, о масштабе, видах масштабов, об основных топогеодезических приборах (теодолит, нивелир),об азимуте, о математической основе карт, способах и знаках картографического изображения, легенде карт, о типах карт.
уметь использовать разнообразные источники географической информации: карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК;
уметь пользоваться приборами для определения азимута и расстояния, а также составлять географическую характеристику разных территорий;
уметь применять свои знания на практике;
уметь измерять расстояния, пользуясь разными видами масштабов, ходить по азимуту, анализировать и описывать карты, делать выводы и обобщения, обсуждать результаты.
Содержание учебного предмета
Тема 1.Введение. Программа факультатива
Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива
Демонстрации: программа факультатива «Занимательная география»
Тема 2.Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.
Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов.
Тема 3.Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.
Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии
Тема 4. Природа Земли
Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Демонстрации:видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии.
Тема 5.Страны мира
Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.
Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.
Тема 6. Итоговое занятие)Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива
Тематическое планирование с определением УУД
Учебно-тематическое планирование
№ п/п Наименования разделов и тем Количество часов
1. Введение. Программа факультатива 1
2. Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества 5
3. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты 5
4. Природа Земли 15
5. Страны мира 7
6. Итоговое занятие 1
Итого: 34
Календарное планирование
№п/п Тема урока
Дата проведения
план факт
1 Введение. Программа факультатива. 2 Источники географической информации. 3 Карта – величайшее творение человечества. 4 Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. 5 Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. 6 Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география. 7 Путешествие по материкам и океанам. 8 Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». 9 Материки и океаны Земли 10 Визитные карточки материков 11 Профили материков 12 Удивительное разнообразие природы Земли. 13 Удивительное разнообразие природы Земли. 14 Научное объяснение разнообразия климатов Земли. 15 Научное объяснение разнообразия климатов Земли. 16 Геологическое прошлое планеты. 17 Геологическое прошлое планеты. 18 История развития жизни на планете Земля 19 История развития жизни на планете Земля 20 Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. 21 Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. 22 Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. 23 Разнообразие природных зон и комплексов Земли. 24 Разнообразие природных зон и комплексов Земли. 25 Евразия, как пример полной картины природы Земли. 26 Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. 27 Разнообразие стран мира 28 Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности 29 История формирования политической карты мира. 30 Изменения на карте мира. 31 Спорные территории. 32 Рекорды стран «Самая, самое, самый». 33 Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны. 34 Итоговый урок Описание материально-технического обеспечения
Для учащихся
1.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.Материки и океаны: в 2 ч.: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций-М.: «Русское слово»,2015.
2.Атлас. «География. Материки и океаны. 7 класс», авторы-составители С.В.Банников, Е.М. Домогацких–М.: «Русское слово».
3.Контурные карты«География. Материки и океаны. 7 класс»,авторы-составители С.В.Банников, Е.М. Домогацких –М.: «Русское слово».
4. Куприн А.М. Занимательная топография. М.: Просвещение, 1990
5.Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учащихся по факультативному курсу. – М.: Просвещение, 1982
6. География: справочные материалы: книга для учащихся среднего и старшего возраста. Под ред. Максаковского В.П. – М.: Просвещение, 1989.
7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 7 класс.
8.Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 7 класс.
Для учителя
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.Материки и океаны: в 2 ч: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2013. - 224с.: ил. - (ФГОС.Инновационная школа).
2. Аксакалова Г.П. И др. Факультативные занятия по географии. М.: Просвещение, 1985
3. Болотникова Н.В. Сборник программ элективных курсов. География 9 класс. Предпрофильная подготовка. Волгоград: Учитель, 2007
4. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год5. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии. – М.: Просвещение, 1990.
6. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998
Интернет-ресурсыПеречень сайтов
http://www.prosv.ru- сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)
http://www.center.fio.ru/som- методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru– Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru- сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет- уроки по географии, включают подготовку к сдаче ЕГЭ.
http://www.intellectcentre.ru– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.
Технические средства обучения:
1.Портативный компьютер учителя (ноутбук) RAYbookSi 152 с предустановленным дополнительным антивирусным программным обеспечением ESET SmartSecuriti и MS OfficeStandart 2010 RUS.
2.Проектор мультимедийный Hitachi CP-A222NM.
3. Топографические и географические карты
4.Барометр, компасы
5.Глобусы, атласы.
Планируемые результаты изучения предмета
Обучающиеся научатся:
- использовать разнообразные географические источники информации - карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК;
-пользоваться приборами для определения азимута и расстояния, а также составлять географическую характеристику разных территорий;
- описывать и объяснять явления природы, анализируя данные различных карт;
-приводить примеры;
-использовать разнообразные географические источники информации - карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК;
составлять географическую характеристику разных территорий Земли;
-применять свои знания на практике, делать выводы.
- применять свои знания на практике;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ориентирования в потоке географической информации;
Умения решать географические задачи
Повышения собственной географической культуры.

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию,формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся. Метод проектов -это: личностно-ориентированное образование, индивидуальный подход, креативность формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.

Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

Основные дидактические цели курса:

Удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

Развитие интереса к изучению географии;

Расширение кругозора учащихся в области географии;

Воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнователь- ность;

Подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.

Программа «Занимательная география» рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 9-х классов.

ЦЕЛИ КРУЖКА « Занимательная география »

Дополнительное образование в школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Организуя предметный кружок по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Задачи и основные идеи курса:

Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; развивать умение работать в группе;

воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

    формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

Прогнозируемый результат обучения:

в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:

Истории их возникновения,

Их архитектуре,

Их географии;

приобретут практические навыки и умения :

Работы с картой,

Работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

Навыки организации работы в группе.

Познавательная деятельность:

    использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

    формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

    овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

    приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

    владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

    владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;

    организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.

В процессе занятий по программе «Развитие исследовательской деятельности учащихся» учащиеся должны:

Знать:

    Вклад Великих учёных в развитие науки;

    Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;

    Природные рекорды на материках и океанах;

    Особенности стран мира и народонаселения;

    Приёмы работы с источниками географической информации;

    Географическая терминология.

Уметь:

    Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;

    Проводить исследование на основе накопленных фактов;

    Решать географические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    Ориентирования в потоке географической информации;

    Умения решать географические задачи

    Повышения собственной географической культуры.

Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия). В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.

Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный.

п.п.

Перечень тем и

разделов

Количество часов

1 ч.

4 ч.

5 ч.

Ориентирование на местности

4 ч.

5 ч.

Мировой океан

4 ч.

Воды суши

4 ч.

Природа Земли

15 ч.

Атмосфера Земли.

4 ч.

Страны мира

7 ч.

Россия

8 ч.

5 ч.

Итоговое занятие

2 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Название темы

Введение. Программа факультатива.

1 час

Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива

Демонстрации: программа факультатива «Занимательная география»

Земля –планета Солнечной системы

4 часа

Дополнительная информация о:

Вселенная

Солнечная система

Соседи Земли

Гипотезы происхождения нашей планеты

Демонстрации: модель Солнечной сисиемы, модель земли (глобус).

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.

5 часа

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.

Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных – географов.

Ориентирование на местности.

4 часа

Материал по:

История изобретения компаса

Упражнения и движение на местности с компасом и без него

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте

Ориентирование по местным признакам

Демонстрации: компас, географическая карта, план местности.

Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.

5 часов

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.

Демонстрации : презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии

Мировой океан.

4 часа

Занимательный материал по морям и океанам:

Современные способы изучения морей и океанов.

Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

Части мирового океана.

Растительный и животный мир океанов и морей.

Экологические проблемы Мирового океана.

Демонстрации: географическая карта, атлас, энциклопедия, видеоматериал по экологическим проблемам.

Воды суши.

4 часа.

Дополнительный материал по изучению водных ресурсов Земли.

Крупнейшие реки Земли.

Крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

Минеральные источники, их происхождение

Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

Кристаллизация

Воды суши своего края.

Демонстрации: географические карты, атлас,

видеоматериал о реках.

Природа Земли

15 часов

Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии.

Атмосфера Земли.

4 часа

Интересный материал о:

Современном методе изучения атмосферы.

Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

Грозные явления в атмосфере.

Местные признаки и приметы для предсказания погоды

Наблюдения

Климат своей местности.

Демонстрации: видеофильм прогнозах погоды, справочник.

Страны мира

7 часов

Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». проблемы и перспективы развития страны.

Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.

Россия

8 часов

Изучение территории России, географическое положение, население, природа и хозяйственная деятельность. История формирования территории России на политической карте мира. Россия – как самое большое государство мира:

Демонстрации: политическая карта мира, энциклопедия.

Природа своего края с элементами метеорологии.

5 часов

Изучение особенностей природы своего края

ПК своей местности.

Метеорологический практикум

Антропогенное воздействие на ПК.

Демонстрации: атлас, план местности.

Итоговое занятие

2 часа

Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива.

Прогнозируемые результаты.

В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.

Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях.

Список использованной литературы.

Для учителя:

    Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

    Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год

    Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год

    Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год

    Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.

    Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-4

    Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», Москва, «Народное образование», 2001 год.

4. География: \"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:
http://www.danilova.ru

    5. География: Все для учителя географии
    Сайт:
    http://geo.1september.ru

    6. География: Энциклопедическая библиотека.
    Сайт:
    http://megacollection.ru

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Календарно – тематический план

п.п.

Перечень тем и

разделов

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

Введение. Программа факультатива.

1 ч.

Земля –планета Солнечной системы

4 ч.

Земля –планета Солнечной системы Вселенная

Солнечная система

Соседи Земли

Гипотезы происхождения нашей планеты

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.

5 ч.

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты.

Карта – величайшее творение человечества.

Типы географических карт. Географическая карта в профессиях.

История географической карты, глобуса.

Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.

Ориентирование на местности

4 ч.

История изобретения компаса

Упражнения и движение на местности с компасом и без него

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте

Ориентирование по местным признакам

Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.

5 ч.

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия.

Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая».

Составления визитных карточек материков.

Построение профиля каждого материка.

Океаны Земли: особенности рельефа и природы.

Мировой океан

4 ч.

современные способы изучения морей и океанов. Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

Растительный и животный мир океанов и морей.

Части мирового океана.

Экологические проблемы Мирового океана.

Воды суши

4 ч.

Крупнейшие реки и озера Земли.

Минеральные источники, их происхождение

Карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

Воды суши своего края.

Природа Земли

15 ч.

28 - 29

Удивительное разнообразие природы Земли.

Научное объяснение разнообразия климатов Земли.

31-32

Геологическое прошлое планеты.

Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты.

34 - 39

Разнообразие природных зон и комплексов Земли.

40-41

Евразия, как пример полной картины природы Земли.

Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

Атмосфера Земли.

4 ч.

Современные методы изучения атмосферы

Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

Местные признаки и приметы для предсказания погоды

Климат своей местности.

Страны мира

7 ч.

Разнообразие стран мира.

48-49

Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности.

Изменения на карте мира.

История формирования политической карты мира.

Спорные территории.

Рекорды стран «Самая, самое, самый».

Россия

8 ч.

Территория и географическое положение.

55-56

Климатические пояса и природные зоны

57-58

Природа и хозяйственная деятельность на территории России.

Народы России.

История формирования территории России

Россия – как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.

Природа своего края с элементами метеорологии

5 ч.

изучение особенностей природы своего края -Тамбовской области.

ПК своей местности.

64-65

метеорологический практикум

Антропогенное воздействие на ПК.

Итоговое занятие

2 ч.

67-68

Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся.

2.2.2. Географические факультативы

Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. Опыт проведения факультативов показывает, что там, где географические факультативы поставлены хорошо и ведутся достаточно квалифицированно, они неизменно вызывают устойчивый интерес у школьников, повышают качество их знаний и умений. Факультативные занятия по географии тесно связаны с основным программным содержанием предмета. Успешной и качественной подготовке учащихся способствуют опора на знания, полученные в изученных курсах географии, их дофакультативная подготовка, а также учет возрастных особенностей детей.

По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеклассные. К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеклассным - экскурсии, практические работы на местности.

Большой интерес у учащихся вызывает привлечение к проведению факультативных занятий различных специалистов-топографов, гидротехников, геологов и др., работающих в местных организациях. Их лекции и беседы не только вызывают интерес, оживляют ход занятий, но и имеют огромное воспитательное и профориентационное воздействие.

Образовательно-воспитательное значение факультативов определяется не только тем, что они углубляют знания учащихся по сравнению с программными, знакомят с профессиями, но и тем, что они вооружают учащихся приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. Например, важным видом является обучение учащихся на факультативных занятиях приемам конспектирования лекций. Это хорошая подготовка к докладам и самостоятельной работе с литературой.

Учителя ведут занятия по утвержденной программе, однако наблюдается вариативность в выборе разделов программы. Структурно каждое занятие представляет органическое сочетание теоретических и практических частей. Практические занятия представляют наибольший интерес и дают возможность активизировать деятельность учащихся.

Географические факультативы должны способствовать решению следующих задач:

развитию географического мышления;

вооружению школьников более полными знаниями об общих географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении;

вооружению школьников системой умений работы с различными источниками географической информации (картами, справочниками и т.д.);

знакомству с широким кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. - М.: Просвещение, 1985. - С. 34-35. .

Один из главных принципов факультатива - актуализация географического материала, широкая межпредметная координация знаний.

Таким образом, при всем разнообразии содержания факультативных занятий общим является то, что факультативы - это такая форма внеклассной работы, которая неразрывно связана с урочными занятиями, продолжает и развивает их, влияет на их качество. Для всех факультативных курсов характерно следующее: постоянная опора на краеведческий материал, большая доля самостоятельных работ учащихся, широкое применение лекционно-семинарских методов.

Результатом занятий школьников в различных факультативах являются их стабильные успехи по предмету в школе, а также четкая профессиональная ориентация уже в школе.

Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы...

Внеклассная работа по географии

Клубная форма внеклассной работы признается многими учителями как одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся. От других форм работы она отличается возможностью привлечения учащихся разного возраста...

Внеклассная работа по географии

Одной из важных форм внеклассной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Школьные олимпиады по географии - это массовый вид соревнований учащихся...

Внеклассная работа по географии

Одной из наиболее распространенных массовых форм внеклассной работы являются географические вечера. Они могут проводиться и как самостоятельные мероприятия, и как составная часть школьной недели географии...

Научные исследовательские географические общества - одна из основных форм внеклассной работы по географии. Н.Н. Баранский писал: "Научные исследовательские географические общества есть то звено, за которое нужно уцепиться для того...

Внеурочная деятельность школьников по географии

Следующий этап в развитии интереса школьников к географической литературе - географическая конференция, которая может проводиться по какой - либо географической проблеме и требует привлечения уже ни одной книги...

Слово "факультативный" означает "необязательный". Название подчёркивает отличительную особенность этого вида учебной деятельности. Она связана с добровольным выбором учениками для углубленного изучения тех предметов...

Цели, задачи и содержание факультативного обучения английскому языку в школе

Современные факультативы, будучи особой организационной формой учебно-воспитательной работы, отличаются от урока и внеклассной работы, но в то же время имеют много общего. Подобно урокам...

mob_info