Организация государственного управления по решению проблем молодежи. Механизмы решения социальных проблем молодежи. Специфика развития молодежной политики в Рязанском регионе

Вместе с тем, решение проблем молодежи как приоритетное направление функционирования российского общества находится в стадии формирования. Наряду с этим в общественной жизни и государственной политике ошибочно присутствует надежда на то, что все само по себе устроится в связи с развитием макроэкономических процессов.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20584. СМИ и решение социальных проблем общества 44.64 KB
Формирование в течение последних двадцати лет в РФ института социальной работы сопровождалось развитием различных форм и моделей его взаимодействия со СМИ, среди которых самыми важными являются следующие: освещение в СМИ социальной проблематики и формирование общественного мнения; выполнение функций социальной работы конкретными лицами или СМИ в целом; осуществление контроля, анализа и мониторинга в сфере социальной работы, социальной политики и социальной защиты; реализация совместной проектной деятельности субъектов СМИ и социальной работы и др.
16785. Концепция «социального жара» как основа различных социальных проблем в образовательной системе России 10.59 KB
Парадоксально но вред который был причинен их здоровью и жизни в конечном счете является последствием современных им форм социализующего давления общества желавшего получить от своих граждан как можно более труда и соответственно материальных благ. И тот и другой сами находятся в беде и оба представляют проблему для всего общества. В нашем обществе сложились отношения которые мы называем мотивирующим давлением общества. Значительная часть индивидуумов современного общества проводит свою жизнь в попытках достичь того что чем...
6372. Проблемы страхования и пути решения социальных и экономических задач 45.11 KB
Анализ Внебюджетных фондов на примере Медицинского страхования. Медицинского страхования для граждан РФ. Сравнение Медицинского страхования в РФ и за границей на примере США. Проблемы страхования и пути решения социальных и экономических задач.
9837. Пути решения проблем связанных с реализацией кадровой политики организации 51.32 KB
Процесс понимания значимости человека как производственного персонала, в настоящее время еще не полностью охватил существующие организации. Заработные платы и социальный пакет трудящихся очень маленькие. Социальных пакетов на трети предприятий вообще нет.
14011. Анализ демографической ситуации в России, поиск основных проблем и путей их решения 80.62 KB
Динамика продолжительности жизни населения. Низкая рождаемость и высокая смертность привели к такому результату как депопуляция которая выразилась в естественном убытке населения в большинстве регионов и в стране в целом. Есть опасение что к 2050 году численность населения России достигнет отметки в 100 млн. Население как объект демографии Демография это наука о закономерностях воспроизводства населения о зависимости его характера от социальноэкономических природных условий миграции изучающая численность территориальное...
15044. Исследование финансового обеспечения деятельности предприятия, анализ проблем и разработка путей их решения 29.6 KB
Под финансовым обеспечением предпринимательской деятельности понимается совокупность форм и методов, принципов и условий финансирования предприятий. Финансовое обеспечение предпринимательства - это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию. Поэтому финансовый менеджмент функционирует в тесной связи с рынком капиталов.
12818. Разработка основных направлений решения актуальных проблем, возникающих в ходе организации и проведения налоговых проверок налоговыми органами 249.75 KB
Основная цель государства при осуществлении налогового контроля заключается в своевременном формировании налоговых доходов бюджетов а также на постоянной основе в выявлении и изъятии в бюджетную систему доначисленных сумм налогов и сборов предотвращения совершения нарушений налогового законодательства воспитания у налогоплательщиков налоговой культуры и дисциплины. В связи с этим актуальное значение приобретает разработка и применение единой методики планирования подготовки и проведения налоговых проверок как одного из наиболее важных...
5270. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В УПРАВЛЕНИИ РАСХОДАМИМЕСТНОГО БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АННЕНКОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ МАЙНСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 42.88 KB
Разработка направлений совершенствования системы управления расходами местного бюджета со стороны органов местного самоуправления на примере муниципального образования Анненковское сельское поселение Майнского района Ульяновской области.
11792. Игромания молодёжи как социальная проблема 89.92 KB
При этом отмечается что азартным формам поведения подвержены не только криминально-ориентированные и состоятельные граждане как это было несколько десятилетий назад. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. Учитывая то что количество детей попадающих в эту зависимость растет с каждым днем проблема игромании приобрела особую актуальность. Следует отметить что в различных странах эту проблему...
21657. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ 54.52 KB
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современной молодежи весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. Процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей имеют особую значимость, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ
  • МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РЯЗАНСКОМ РЕГИОНЕ
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
  • МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
  • ПОЛИТИКА
  • МОЛОДЕЖЬ

В данной статье говорится о проблемах развития молодежной политики в Российской Федерации и их решениях. Молодежная политика является одним из важных и перспективных направлений социальной и экономической политики Российской Федерации. Основными проблемами, приведенными в статье, являются отсутствие полноценного федерального закона по реализации государственной молодежной политики и недостаточное развитие инфраструктуры государственной молодежной политики. В статье так же приводятся сведения о реализации государственной молодежной политики в Рязанском регионе.

  • Формирование отношения к Дональду Трампу в российском медиапространстве
  • Развитие отношений в государственно-частном партнерстве КБР
  • Особенности государственно-религиозных отношений в контексте светской модели государства

Молодежь является позитивным фактором всех перемен в обществе, а с другой – фактором социальной нестабильности. Поэтому эта тема является актуальной в современном государстве. В настоящее время государство сильно обеспокоено развитием нашей молодежи. В связи с этим государстве все больше направляет усилий на развитие и поддержку молодежи, развивает их общественно-политическую активность путем обеспечения ее стабильности и дальнейшего развития. Важную роль при становлении молодежи играют органы местного самоуправления и государственные органы власти, реализующие молодежную политику с опорой на научные, социальные и практические исследования в молодежной среде города и региона.

Молодежная политика является одним из важных и перспективных направлений социальной и экономической политики Российской Федерации. Основной целью молодежной политики – является создание социально-экономических, организационно-правовых условий, поддержка и гарантии для самореализации молодежи в современных условиях, реализации его интересов и социального положения в обществе, максимального раскрытия личностного потенциала молодежи в интересах развития гражданского общества, а также для поддержки молодежных социально-значимых инициатив.

Главными проблемами на данный момент в молодежной политике является:

  1. отсутствие полноценного федерального закона по реализации государственной молодежной политики;
  2. низкий уровень целеполагания и постановки стратегических задач в молодежной сфере;
  3. недостаточное развитие инфраструктуры государственной молодежной политики;
  4. отсутствие качественных и количественных критериев оценки эффективности деятельности органов местного управления по работе с молодежью и вовлечения ее в социально-активную деятельность.

Пути решения проблем данной сферы:

1. На данный момент регулирование и развитие молодежной политики в Российской Федерации заключено в «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года». Данная стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и возможности в развитии молодежи, определить цели, приоритеты и инструменты государственного регулирования сферы молодежной политики.

Данная стратегия не может быть полноценным законодательным актом, таким образом, нужно создать нормативно-правовую обоснованность реализации молодежной политики в Российской Федерации. Также нужно разработать и принять соответствующий федеральный закон (например, закон «О государственной молодежной политике») и профильной общероссийской программы. Принятие данного закона поможет развивать и совершенствовать молодежную политику регионов в одном законодательном «русле»

2. Помимо нормативно-правового регулирования отрасли, отсутствуют четкие стратегические задачи и целеполагание в сфере молодежной политики, что приводит к недопониманию регионов по развитию идей и направлений государственной молодежной политики. Регионам надо четко поставить задачи и направления их деятельности, в которых они должны двигаться для достижения общей цели.

3. Недостаточное развитие инфраструктуры молодежной политики тесно связано с дефицитом кадрового резерва сферы молодежной политики. Только в последние годы в высших учебных заведениях начали усердно готовить кадры по работе с молодежью. Однако данные кадры не могут решить проблемы из-за того, что есть хороший теоретический багаж знаний, но нет практических навыков работы с молодежью.

4. Еще одна проблема – это разработка качественных и количественных критериев оценки эффективности деятельности органов местного управления по работе с молодежью. На уровне субъектов Российской Федерации данные критерии оценки регионов не разработаны, что приводить к торможению в развитии молодежной политики регионов. Нельзя установить какой регион эффективно работает в данном направлении, а какой не в состоянии справиться самостоятельно и ему нужна помощь «соседей».

Пути решения проблем в сфере молодежной политики:

  1. Создание основного законодательного нормативно-правового акта «О государственной молодежной политики», который будет четко регулировать сектор молодежной политики.
  2. Разработка четких стратегических задач и целеполагания, должны быть четко разработаны идеи по развитию регионов
  3. Должны создаваться в высших учебных заведениях направления подготовки связанные с работой молодежи
  4. Разработка оценки эффективности деятельности органов местного управления по работе с молодежью, разработать качественные и количественные критерии оценки для регионов, по которым будут оцениваться работа регионов по развитию молодежной политики

Специфика развития молодежной политики в Рязанском регионе

В основе реализации молодежной политики в Рязанском регионе лежат приоритетные направления государственной молодежной политики:

  1. поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;
  2. поддержка молодых людей, оказавшихся в трудной ситуации, содействие обеспечению занятости и трудоустройства молодежи;
  3. содействие в решении жилищных проблем молодых семей;
  4. популяризация здорового образа жизни, культуры безопасности в молодежной среде.

В Рязанском регионе усиленно развивается молодежная политика, примером может послужить:

Центр развития социальной активности молодежи «Потенциал».

Центр развития социальной активности молодежи «Потенциал» был создан из штаба школьного актива, штаба детских объединений и штаба молодежного актива при главе администрации города Рязани.

Центр «Потенциал» реализует свою деятельность по следующим направлениям: работа по развитию детского движения, работа по развитию школьного самоуправлению, развитие социально-клубной работы.

В 2015 году в деятельности Центра приняли участие более 800 человек.

Содействие профессиональному самоопределению молодежи в профориентации и самоопределения молодежи создан Центр профессиональной ориентации молодежи Рязани. Данный центр оказывает помощь в трудоустройстве молодежи на временную, сезонную и разовую работу, а также центр профориентации молодежи информирует о наличии вакансий на постоянную работу в городе Рязани.

Молодежное самоуправление

В целях подготовки перспективных кадров и кадрового резерва в органах местного самоуправления сформирована молодежная администрация города Рязани. В 2014 году в конкурсе по формированию молодежной администрации города Рязани приняли участие 25 человек.

Претенденты защищали перед конкурсной комиссией индивидуальный социально значимый проект на тему «Мой вклад в жизнь города Рязани». По итогам конкурса в состав молодежной администрации было отобрано 17 кандидатов. В 2015 году состав молодежной администрации города Рязани увеличился до 21 человека и дублирует все структурные подразделения Администрации города Рязани.

Так же совещательным органом при Правительстве Рязанской области является Молодежное Правительство Рязанской области и Молодежный парламент при Рязанской областной Думе.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 07.10.2008 N 1445 (ред. от 21.05.2012) "Вопросы министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80523/
  2. Астафьева В.С. Роль детских и молодежных организаций в формировании гражданского общества/ Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации, 2011 год, №166, с. 170-173
  3. Официальный сайт “Администрация города Рязани” [Электронный ресурс]. URL:http://admrzn.ru/
  4. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики, на основе переписи населения 2010 года [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/

ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Котова Елена Андреевна

магистрант 2 курса, кафедра государственной политики и государственного управления, КубГУ, г Краснодар

На сегодняшний день молодежные организации РФ подразделяются на 2 основные группы: реально взаимодействующие с органами по делам молодежи и те, кто существует только формально, без активной деятельности. Последних, к сожалению, процент весьма велик. Причина этому и недовольство чрезмерными бюрократическими требованиям, и нехватка квалифицированных кадров, и низкая социальная активность не сколько самой молодежи, но и людей, способных организовать работу молодежных организаций.

По уровню взаимодействия с государством можно выделить:

1) включенные в реестры организаций, пользующихся поддержкой государства. Это означает возможность взаимодействия с государством на уровне частичного финансирования программ этих организаций;

2) не включенные в реестры, но зарегистрированные в органах юстиции;

3) не зарегистрированные в органах юстиции РФ, но осуществляющие свою деятельность на основании учредительных документов и не преследующие антигосударственных целей. К сожалению, таковыми остается большая часть молодежных организаций (73 % против 27 % зарегистрированных), так как процедура регистрации общественных объединений постоянно усложняется. Таким образом, получается, что незарегистрированные в органах юстиции организации не признаются государством ни в качестве субъекта взаимоотношений, ни в качестве объекта поддержки. А ведь задачу государственной поддержки без того делает непростой разнообразие организаций по направлениям деятельности, недостаток опыта публичной деятельности их руководства и членов, крайне небольшая численность и ограниченные ресурсы большинства из них.

В Краснодарском крае молодежные общественные объединения так же трудно поддаются счету, как и в целом по РФ. На сегодняшний день реестр молодежных организаций реально взаимодействующих с органами по делам молодежи пока еще формируется. По данным юстиции в крае зарегистрировано 117 молодежных организаций и 98 детских общественных объединений. По данным поступивших по запросу в муниципальные образования молодежных и детских общественных объединений – 149. Таким образом получается, что реально действующих и взаимодействующих с органами по делам молодежи почти в 2 раза меньше.

Основными направлениями деятельности молодежных общественных объединений в крае являются:

  • туризм и спорт;
  • искусство и творчество;
  • волонтерство;
  • патриотизм и толерантность;
  • лидерство и воспитание;
  • правовые.

По данным проведенного мною исследования почти половина (49 %) респондентов успешно взаимодействую с органами по делам молодежи и другими органами власти. Однако чуть более трети опрошенных (35 %) не взаимодействуют с органами по делам молодежи и существуют автономно, полностью полагаясь на свои собственные силы и финансовые средства. 13 % респондентов при взаимодействии с органами по делам молодежи сталкиваются с проблемами. И совсем небольшой процент (3 %) молодежных объединений хотели бы взаимодействовать, но также сталкиваются с проблемами.

Основными проблемами являются:

  • недовольство чрезмерными бюрократическими требованиям;
  • необходимость бесплатной подготовки разного рода «информационных, аналитических» материалов, зачастую носящих откровенно конъюнктурный характер;
  • отсутствие прозрачного и явного механизма принятия решений по запросам молодежных общественных организаций;
  • длительные сроки рассмотрения этих запросов;
  • возможность получить внятный ответ на свой запрос только при помощи личных связей.

Характер взаимодействия в основном носит организационный характер, а именно проведение мероприятий, реализация государственных целевых программ и нормативно-правовую деятельность.

По результатам исследования можно проследить разделение всех молодежных организаций на 2 группы: взаимодействующие и не взаимодействующие с органами по делам молодежи. Первых, к счастью, больше в нашем крае. Опрос позволяет сделать вывод о роли молодежных объединений в государственной молодежной политике. Большинство (55 %) расценивают свою деятельность как положительное влияние на молодежь и являются активным участником государственной молодежной политики. Но невелик процент обратной связи. Лишь 10 % респондентов считают, что их деятельность влияет на органы по делам молодежи и другие органы власти.

В целом по исследованию можно сделать вывод, что большинство организаций хоть и взаимодействуют с органами по делам молодежи и считают себя активными участниками государственной молодежной политики, но в процессе своей деятельности рассчитывают только на свою инициативу и собственные силы.

Наряду с достижениями в области государственной молодежной политики в нашей стране и в нашем крае, можно выделить ряд проблем:

  • отсутствие сбалансированных (качественных и количественных) критериев для измерения эффективности государственной молодежной политики;
  • недостаточной научной обоснованности государственной молодежной политики, в отсутствии четкой координации деятельности органов власти по работе с молодежью с другими сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства;
  • несовершенство нормативной правовой базы, в отсутствии законодательного закрепления понятия “молодежь” как единой социальной группы по показателям критерия “возраст”, без учета региональной, профессиональной, социальной, этической и иной дифференциации;
  • преобладание “мероприятийного” подхода в реализации государственной молодежной политики;
  • недостаточном высоком уровне кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики;
  • отсутствии на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы.

Проведенное исследование молодежных общественных организаций как субъектов реализации государственной молодежной политики позволяет нам сформулировать рекомендации для улучшения эффективности работы всех субъектов государственной молодежной политики:

1)департаменту молодежной политики Краснодарского края проводить ежеквартальные встречи с лидерами молодежных объединений для повышения качества взаимодействия и оперативности в решении проблем, сделать полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, продвижения культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития. Такая система вовлечения и информирования молодого человека, не только позволит ему полнее реализовать свой потенциал, но и укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

2)управлениям по делам молодежи муниципальных образований рекомендуется создать специализированные ресурсные центры по методической, материально-технической и информационной поддержке деятельности молодежных общественных объединений;

3)лидерам молодежных организаций необходимо учитывать три основных побудительных мотива участия в деятельности молодежных общественных объединений молодых граждан: самореализация лидерских установок; поиск наиболее оптимальной рекреационной среды и прагматический потребительский мотив – молодежные объединения как средство достижения материальных результатов, увеличить нормотворческую активность;

4)социально-активной молодежи не боятся формулировать и защищать свои права, знать, что от нее зависит будущее страны, проявлять инициативу и искать пути для ее реализации.

В целом приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечить молодежи возможности для самостоятельного и эффективного решения возникающих проблем, создания условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Только такой подход будет способствовать улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения.

Список литературы:

  1. Молодежный портал Департамента молодежной политике Краснодарского края www.molod.info , dmpkk.ru/department/documents/;
  2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Организация государственного и муниципального управления по решению проблем молодежи

Введение

1. Муниципальные целевые программы

3. Кризис в развитии молодежной политики

4. Цели и задачи государственной молодежной политики

5. Развитие молодежной политики в Ленинградской области

6. Развитие молодежной политике на территории Выборгского района Ленинградской области

6.1 Характеристика текущего состояния молодёжной среды в муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области

6.2 Приоритеты и цели муниципальной молодёжной политики в муниципальном образовании "Выборгский район" Ленинградской области

6.3 Прогноз конечных результатов муниципальной подпрограммы

6.4 Перечень основных мероприятий

7. Описание мер муниципального регулирования

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области проблем связанных с молодёжью. К вопросам местного значения всех видов муниципальных образований относится организация и осуществление мероприятий по работе с молодежью, в возрасте от 14 до 30 лет, что обусловливает деятельность по разработке и реализации муниципальной молодежной политике. Под муниципальной молодежной политикой понимают совокупность целей, задач и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления, для создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации молодежи и развития молодежных объединений, движений, инициатив. Муниципальная молодежная политика разрабатывается в рамках государственной молодежной политики. Муниципальная молодежная политика отражает отношение муниципальной власти к проблемам молодежи, определяет правовые, экономические, организационные основы становления развития молодых граждан, способствует наиболее полной реализации их потенциала в интересах общества и муниципального образования, развитию молодежных движений и инициатив.

Молодежь является одной из основных социально-демографических групп в Российской Федерации, доля молодежи в возрасте 14-30 лет на начало 2008 года составляла 26,8% общей численности населения РФ. Муниципальная молодежная политика, как правило, проводится в отношении указанной социально-демографической группы, детских и молодежных общественных объединений, учебных заведений.

Разработку и реализацию молодежной муниципальной политики осуществляет специальное структурное подразделение, создаваемой в местной администрации (департамент (отдел, комитет) по делам молодежи). К задачам этой структуры, как правило, относятся, осуществление мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, создание условий для решения их социальных, бытовых и материальных проблем; организация работы по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, алкоголизма среди несовершеннолетних и молодежи; содействие культурному, духовному, физическому развитию молодежи; создание условий, гарантий и стимулов для свободной и самостоятельной деятельности детских и молодежных общественных объединений, движений, инициатив, направленных на гражданское становление подростков и молодежи, военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание; развитие системы комплексных социальных служб для молодежи и сети подростковых и молодежных клубов по месту жительства и др.

При исполнительно-распорядительном органе муниципального образования могут образовываться совещательные органы по вопросам разработки и реализации молодежной политики (например, молодежные Советы). Поддержка молодежных инициатив, молодежных, студенческих, детских общественных организаций может осуществляться в виде предоставления муниципальных грантов, содействии в реализации проектов, проведении мероприятий, организации конкурсов, фестивалей и т.п.

В этой работе будут рассмотрены цели, задачи и пути решения проблем в сфере молодёжной политики.

1. Муниципальные целевые программы

Одной из составляющих молодежной муниципальной политики являются муниципальные целевые программы, направленные на поддержку молодежи и решение актуальных проблем (обеспечение жильем молодых семей, поддержка молодых специалистов, подготовка молодых кадров для муниципальных учреждений и т.п.). Целевые программы позволяют применять комплексный подход к решению выявленной проблемы, концентрировать ресурсы на решении проблемы.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут создавать муниципальные учреждения, в том числе и центры, ориентированные на работу с молодежью и подростками. К числу таких центров относятся центры социально-психологической помощи молодежи и подросткам, центры медико-психологической и социальной помощи молодежи и подросткам, подростково-молодежные клубы по месту жительства, центры социального обслуживания молодежи, молодежные центры занятости, центры поддержки молодежных инициатив и др.

К задачам муниципальных центров, работающих с молодежью, относятся, в частности, реализация мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании, зависимостей, ВИЧ-инфекции, правонарушений в молодежной среде; проведение профилактической работы с несовершеннолетними, освободившимися из мест заключения; предоставление консультационных услуг (психологических, юридических, педагогических и др.); формирование банков данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении; содействие в формировании волонтерских отрядов; организация и проведение культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятий, поддержка и развитие молодежных инициатив и др.

Основную долю получателей социально-психологических услуг составляют подростки из многодетных и малообеспеченных семей, молодежь и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Особая категория клиентов - молодые родители, для оказания помощи которым в центрах реализуются различные программы, направленные на преодоление психологических проблем, связанных с созданием семьи, рождением и воспитанием ребенка. К задачам центров в этой сфере относятся: улучшение демографической ситуации, укрепление института молодой семьи, оказание психологической помощи в формировании представления о брачно-семейных отношений, формирование культуры внутрисемейных отношений, укрепление семейных связей

В соответствии с п.2 ст. 16.1 131-ФЗ органы местного самоуправления имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального образования общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. С этой целью создаются муниципальные центры занятости молодежи, в рамках деятельности которых реализуются проекты, направленные на формирование готовности молодежи и подростков к трудовой деятельности, успешной адаптации на рынке труда, профессиональную ориентацию и т.д.

На муниципальном уровне преимущественно осуществляется содействие во временном трудоустройстве молодежи и подростков в период летних каникул. Временная занятость несовершеннолетних, как правило, осуществляется по ряду направлений: работа трудовых отрядов, работа в учреждениях социальной сферы, организация временной занятости на предприятиях и в организациях, расположенных на территории муниципального образования, регулярное проведение ярмарок вакансий рабочих мест и профессий для студентов и молодых специалистов.

В целом, разработка и реализации молодежной политики на муниципальном уровне направлена на успешную социализацию, самореализацию молодежи и подростков, преодоление трудной жизненной ситуации, адаптацию к изменяющимся условиям. Необходимость муниципальной молодежной политики обусловлено тем что, молодежь как социально-демографическая группа имеет ряд свойственных именно ей характеристик и проблем. В виду того, что молодежь - движущая сила в развитии нашего общества и государства, проблемы молодежи и поиск путей их решения носят особо актуальный характер. Очень важно осознавать то что, молодежь остро нуждается в защите и поддержке со стороны общества и государства. Отсутствие внимания общественности к проблемам молодежи, нежелание пойти на встречу и создать условия для полноценного развития может привести к негативным последствиям в масштабе всей страны, а именно: маргинализации населения, снижению интеллектуального уровня, массовой алкоголизации и распространению наркомании, ухудшению генофонда нашей страны. Поэтому внимание к проблемам молодежи очень важно.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Если учесть эти факторы, то станет очевидной необходимость институционализации участия молодежи в политической сфере, поиска форм взаимодействия власти и молодежи. То, что данная задача рассматривается как важная на государственном уровне, сформулировал Президент России В.В. Путин, отвечая на вопрос о том, как планируется развивать молодежную политику в России. "…В прежние времена у нас все было регламентировано. У нас функционировал и масштабно действовал Коммунистический Союз Молодежи - комсомол, пионерская организация. Со школы всех принимали в октябрята и так далее, и, конечно, это было чрезмерно политизировано. Но какой-то смысл в этом был, потому что, в общем, до людей доносили наряду с этими идеями чисто политического характера много общечеловеческих и полезных вещей, воспитывали подрастающее поколение в духе преданности, любви к Родине, к Отечеству, много чего было хорошего в этой системе. Все это утрачено, и это не может быть восстановлено в том виде, в котором было". Государственная молодежная политика является одним из направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти и осуществляется с целью создания оптимальных социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества. Степень разработанности проблемы. Темой реализации молодежной политики в России занимались многие ученные в различных направлениях: нормативно - правовая база: Иванова С.А., Смирнова А.Н., Опарина М.В.; основные направления молодежной политики: Утенков Г.Н., Федин С.А., Чекмарев Э.В., Рожнов О. А., Луков В. А. и многие другие. Наиболее существенный вклад в научное осмысление молодежной политики как социального феномена и задачи в области социального управления внесла научная школа социологии молодежи Московского гуманитарного университета. В исследованиях молодежи и молодежной политики заметную роль играют научные школы Института социально-политических исследований РАН (Жан Тощенко) Проблема содержания государственной молодежной политики и ее управленческой составляющей рассматривается как практическая задача законотворческого процесса и организационных мероприятий в ряде исследований, осуществленных ответственными работниками федеральных и региональных структур по делам молодежи.

Возьмем примером - развитие молодежной политики в Выборгском районе Ленинградской области.

В июне 2015 года был создан сайт молстат- рейтинг развития молодежной политики.

Данная система создана для формирования объективной оценки деятельности муниципального образования первого уровня в сфере молодёжной политики. Система работает по принципу начисления баллов по основным вопросам работы с молодёжью. Общая сумма балов по всем вопросам является рейтингом муниципального образования первого уровня по реализации молодёжной политики.

По итогам работы в январе проходит мероприятие "Лучший в молодежной политике", на котором награждаются лучшие муниципальные образования, лучшие мероприятия и лучшие активисты.

Молодежная политика должна строиться на "первом уровне" в муниципальных образованиях. Если в муниципалитете не организована работа органов молодёжного самоуправления, то какие бы хорошие проекты, мероприятия и направления ни проводились бы на вышестоящих уровнях - это не будет иметь пользы для молодёжи данного муниципального образования.

Почему молодёжная политика очень медленно развивается в муниципальных образованиях (или не развивается вообще)? Проблема заключается в том, что для администраций городских и сельских поселений развитие молодёжной политики не является приоритетным направлением в перечне тех полномочий, которыми они занимаются. В развитии молодёжной политики многие администрации видят только лишнюю малополезную работу, которая требует много времени и не приносит ощутимого результата. Проблема также заключается ещё и в том, что сам термин "Молодёжная политика" объяснить простыми словами достаточно сложно. У многих муниципальных служащих появляются ошибочные мнения, что для развития молодёжной политики в муниципалитете необходимо просто проводить больше молодёжных мероприятий (развлекательных или спортивных). Это нет так!

Если показать местным администрациям на позитивных примерах, как можно строить молодёжную политику на первом уровне, и какого результата можно добиться, то отношение к делу начинает меняться. Через органы молодёжного самоуправления можно достаточно легко решать многие вопросы муниципального образования. Молодёжь готова добровольно и безвозмездно помогать при проведении мероприятий, при формировании общественного мнения, при решении проблем своих населенных пунктов. По-сути, молодёжь готова, вместе с местной администрацией, участвовать в управлении своей территорией. У молодёжи множество интересных и нестандартных идей, которые легко применяются на территории и меняют повседневную жизнь. Важно только эти инициативы поддержать и не мешать. Где найти такие примеры? Конечно же через Систему рейтинга!

Для ускорения развития молодёжной политики в поселениях необходимо внести элемент конкурентной борьбы. Ведь, согласитесь, интересно узнать, в каком поселении молодёжная политика развивается лучше? Кто первый? Насколько одно поселение лучше другого? Кто лучший в стране? А кто худший? Особенно, если данное соревнование является публичным и руководитель любого уровня может в любой момент оценить потенциал своего поселения, района, субъекта РФ. Каждый глава администрации и органы молодёжного самоуправления становятся более мотивированы на развитие молодёжной политики в своем муниципальном образовании. А именно на создание благоприятных условий для развития молодёжного самоуправления, поддержку молодёжных инициатив, реализацию социальных проектов и улучшение качества молодёжных мероприятий. При том, что сумма финансирования играет далеко не первую роль. Есть множество примеров, когда молодежная политика развивается вообще без финансирования.

Перед тем как создать сайт, Система рейтинга была опробована среди поселений Выборгского района Ленинградской области. Рейтинг считался вручную, исходя из мероприятий, опубликованных в социальной сети и на официальных сайтах поселений. Введение Системы рейтинга позитивно повлияло на развитие молодёжной политики. За год от ситуации, когда работа органов молодёжного самоуправления велась исключительно на территории райцентра МО "Город Выборг" и МО "Светогорское городское поселение", район пришел к тому, что молодёжная политика стала развиваться в каждом поселении. Этот результат подтолкнул авторов к поиску возможностей для создания сайта.

3. Кризис в развитии молодежной политики

Государственная молодежная политика испытывает ярко выраженный концептуальный и деятельностный кризис, который серьезно осложняется проблемами институционального характера. Это выражено в:

· нереалистичности многих целей и задач в области государственной молодежной политики для современного российского общества;

· недостаточной научной обоснованности государственной молодежной политики, в отсутствии логической скоординированности с другими сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства (социальная политика, кадровая политика, вопросы обеспечения образования, социализации и воспитания и др.);

· неразработанности нормативной правовой базы;

· в отсутствии законодательного закрепления понятия "молодежь" как единой социальной группы по показателям критерия "возраст", без учета региональной, профессиональной, социальной, этической и иной дифференциации;

· отсутствии соответствующей потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодежью, направлений их деятельности, адекватно отвечающим потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;

· дезинтеграции деятельности в данной сфере профильных органов государственного управления и их учреждений;

· преобладании в реализации государственной молодежной политики "мероприятийного" подхода;

· недостаточном уровне кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики;

· отсутствии на федеральном уровне и в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы;

· отсутствии единого информационного банка данных о действующих в сферах государственной молодежной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, социальных, педагогических и иных технологий работы с молодежью.

Таким образом, в настоящее время государственная молодежная политика как сфера государственной деятельности находится в стадии становления. Реализация ее основывается на координации деятельности всех органов, осуществляющих социальную политику государства, нормативном, правовом, управленческом, финансовом ее обеспечении. Практически ее реализация встретила (и встречает) большие трудности и требует нового концептуального оформления.

Противоречия между активизацией действий органов исполнительной власти по разработке молодежной политики и отсутствие заметных сдвигов в положении подавляющего большинства молодых россиян составляет ядро проблемы эффективности государственной молодежной политики на современном этапе. Это противоречие характерно для всех основных направлений государственной молодежной политики.

В деятельности различных органов власти и неправительственных структур по реализации государственной молодежной политики основное внимание должно быть направлено на координацию деятельности всех государственных органов и на их взаимодействие с социальными, политическими, общественными структурами в работе с молодежью, в реализации молодежной политики российского общества. Разрозненность этих действий не позволяет в единстве и целенаправленно реализовывать государственную молодежную политику, направлять в общее русло усилия и возможности многочисленных государственных и общественных организаций, имеющих отношение к решению молодежных проблем.

4. Цели и задачи государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

· создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;

· воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;

· реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;

· содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

· недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

· создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

· расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

· реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации направлена на поддержку и стимулирование семей, предприятий и учреждений некоммерческих организаций, общественных объединений и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию.

Задачи по реализации государственной молодёжной политики определяются всеми государственными органами исполнительной власти и утверждаются Межправительственной комиссий по работе с молодежью.

Задачи по реализации государственной молодёжной политики в субъектах РФ рассматриваются и утверждаются государственными органами исполнительной власти субъекта РФ.

Органы местного самоуправления могут применять цели и задачи государственной молодёжной политики, определенные в настоящей Концепции.

Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные, детские общественные объединения - активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

5. Развитие молодежной п олитики в Ленинградской области

Сведения о фактически достигнутых значениях показателей (индикаторов) государственной программы

"Устойчивое общественное развитие Ленинградской области" за 2015 год

Показатель (индикатор) (наименование)

Ед. измерения

Значения показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограммы государственной программы

Обоснование отклонений значений показателя (индикатора)

Коэффициент значимости

Год, предшествующий отчетному

Отчетный 2015 год

6. Подпрограмма "Молодежь Ленинградской области"

Организация и проведение молодежных форумов и молодежных массовых мероприятий

мероприятия

Реализация комплекса мер по поддержке деятельности молодежных общественных организаций, объединений, инициатив и развитию добровольческого (волонтерского) движения

Реализация комплекса мер по содействию трудовой адаптации и занятости молодежи

Реализация комплекса мер по поддержке молодых семей и пропаганде семейных ценностей

Реализация комплекса мер по информационному, научно-методическому, нормативно-правовому и кадровому обеспечению молодежной политики

Реализация комплекса мер по созданию условий и возможностей для успешной социализации и самореализации молодежи

Государственная поддержка творческой и талантливой молодежи

получатели премии Губернатора

Реконструкция второй очереди здания ГБУ ЛО "Центр досуговых, оздоровительных и учебных программ "Молодежный"

7. Подпрограмма "Патриотическое воспитание "Область Славы!" 0,1

Реализация комплекса мер по сохранению исторической памяти

мероприятия

Реализация комплекса мер по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи

мероприятия

8. Подпрограмма "Профилактика асоциального поведения в молодежной среде" 0,3

Реализация комплекса мер по профилактике правонарушений и рискованного поведения в молодежной среде

мероприятия/областная акция

Реализация комплекса мер по социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации

Реализация комплекса мер по формированию культуры межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде

Реализация государственной молодежной политики в 2016 году включает достижение следующих задач:

Активное вовлечение молодежи в социальную практику, информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;

Продолжение работы по формированию целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, обладающей лидерскими навыками, в целях социально-экономического развития Ленинградской области и страны в целом;

Гражданское образование патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи;

Обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

Развитие институтов гражданского общества, поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций в сфере молодежной политики.

Молодежная политика Ленинградской области строится на принципах применения инновационных моделей взаимодействия с молодежью. Организация молодежных образовательных форумов рассматривается в регионе как одна из таковых и применяется с 2009 года.

Именно в 2009 году состоялся первый региональный молодежный образовательный форум "Ладога", собравший на одной площадке государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Центр "Молодежный" более 120 представителей молодежного актива муниципальных районов Ленинградской области.

Основные особенности первого форума - это небольшое количество участников и образовательная программа, посвященная исключительно проектной деятельности молодежи.

В 2010 году форум "Ладога" был включен в план работы администрации и Правительства Ленинградской области по предложению, вновь образованного самостоятельного отраслевого органа исполнительной власти - комитета по молодежной политике Ленинградской области.

Форум прошел на базе детского оздоровительного лагеря "Восток-2" и собрал около 500 молодых лидеров 47-го региона, которые в течение недели посещали мастер-классы, тренинги, лекции и встречи с приглашенными гостями и экспертами. В рамках Форума были организованы 5 тематических площадок - "Бизнес и инновации", "Лидерство", "Медиапространство" и др.

В следующем году, обсуждая концепцию форума "Ладога"11", комитет не изменил традиции проведения форума на базе стационарных зданий, и форум приняла туристическая база "Восток-6", ставшая главной площадкой проведения "Ладоги" и в 2012 и 2013 годах в силу своих исключительных возможностей одновременно принять и разместить до 1000 человек. На наш взгляд, это позволят свести к минимуму вопросы обеспечения комфортных условий пребывания участников и посвятить большее количество времени и сил образовательному процессу.

Именно в этом главное отличие форума "Ладога" от всех остальных - насыщенная образовательная программа, обеспечивающая полное погружение участников в процесс анализа и дискуссионного обсуждения, в работу над собственными проектами.

Используя стационарные базы для размещения участников, мы способствуем ускорению адаптации участников к новым условиям, акцентируем внимание на самом главном - обретении новых знаний в области разработки и управления проектами, активной коммуникации и обмене опытом успешной самореализации.

Самой масштабной из всех проведенных форумов стала "Ладога 2012". В подготовке и непосредственной работе форума приняло активное участие Федеральное агентство по делам молодежи; "Ладога"12" собрала более 900 участников - впервые на форуме широко были представлены регионы СЗФО (около 200 человек).

Еще одним новшеством стал модульный принцип организации рабочего пространства и времени форума, доказавший свою эффективность - в рамках форума, помимо тематических площадок, действовали специальные сервисы и выставочные комплексы.

В 2013 году прошел пятый по счету международный молодежный образовательный форум "Ладога". Его участниками стали 500 человек - представители молодежного актива Ленинградской области, участники программы "Соотечественники". Модульный принцип организации форума сохранился - на территории "Ладоги", среди шатров 5 тематических образовательных площадок, разместились несколько самостоятельных модулей - "Феодоровский городок" собрал около 100 представителей православной молодежи, молодежная организация "МИР" организовала собственную телестудию и способствовала информационному сопровождению работы форума.

На территории форума был разбит молодежный казачий лагерь, где для всех желающих приводились мастер-классы боевого искусства, а также развернут выставочный комплекс военно-патриотической организации "Красная Звезда".

Таким образом, спустя пять лет, мы достигли оптимального расчета формулы успешного проведения молодежного форума - стационарная база для размещения участников, насыщенная образовательная программа, авторитетное экспертное сообщество и работа нескольких интерактивных площадок.

Безусловно, что в силу статуса "окружной" форум "Ладога" изменит свою концепцию - акцент будет сделан на коммуникационную составляющую, обмен опытом успешной реализации крупных социально значимых проектов молодежью Северо-Западного федерального округа. Образовательная программа, обеспечивающая деятельность нескольких тематических площадок, будет насыщена мастер-классами и интерактивными лекциями от ведущих экспертов, политических деятелей, представителей бизнес-сообщества, СМИ, деятелей культуры.

Важным моментом будет обеспечение активного культурного и спортивного досуга участников форума в рамках целого ряда организованных сервисов.

Отдельно хотелось бы отметить одно из важных достижений по итогам проведения форума "Ладога" - это увеличение количества и повышения качества разрабатываемых и реализуемых молодежных проектов. В 2013 году в рамках "Ладоги" на защиту было вынесено более 80 проектов, 33 из которых получили поддержку. Вопрос о конвейере молодежных проектов, возможности их поддержки необходимо также рассмотреть в период подготовки к окружному молодежному форуму.

6. Развитие молодежной политике на территории Выборгско го района Ленинградской области

Также можно рассмотреть развитие молодежной политики на территории Выборгского района

Цель программы развития молодежной политики на территории Выборгского района

Увеличение человеческого капитала молодёжи муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области

Задачи муниципальной подпрограммы

· Стимулирование молодёжи к ведению здорового образа жизни;

· Формирование устойчивой гражданской позиции у молодёжи;

· Создание условий для самореализации молодёжи;

· Развитие инфраструктуры в сфере молодёжной политики.

Целевые индикаторы и показатели

муниципальной подпрограммы

· Увеличение числа молодёжи, участвующей в мероприятиях по основным направлениям молодёжной политики на 5% ежегодно относительно данных 2015 года;

· Увеличение числа источников информации о молодёжной политике на 1 источник ежегодно;

· Увеличение числа молодёжи систематически занимающейся в подростковых молодёжных клубах на 5% ежегодно относительно данных 2015 года;

· Увеличение числа молодёжи, участвующей в программе по профориентации 2015 год - 20чел., 2016 год - 25чел., 2017 год - 30чел.;

· Увеличение числа встреч молодёжных объединений с главами администраций (главами МО) на 1 встречу ежегодно;

· Увеличение числа команд КВН на 1 команду ежегодно;

· Увеличение числа молодёжи, участвующей в выборах на 5% ежегодно относительно данных 2015 года;

· Увеличение числа гражданско-патриотических молодёжных объединений на 1 объединение ежегодно.

Этапы и сроки реализации

муниципальной подпрограммы

Подпрограмма реализуется в период с 2015 по 2017 годы

Объемы бюджетных ассигнований

муниципальной подпрограммы

Всего по Подпрограмме: 26 436,0 тыс. рублей, в том числе:

2015г. - 8 667,0 тыс. рублей;

2016г. - 8 840,3 тыс. рублей;

2017г. - 8 928,7 тыс. рублей.

Подпрограмма финансируется из средств бюджета муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области

Ожидаемые результаты реализации

муниципальной подпрограммы

· Уменьшение количества правонарушений и в молодёжной среде на 3% ежегодно относительно данных 2014 года.

6.1 Характеристика текущего состояния молодёжной среды в муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области

В настоящее время на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области проживает 52 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет (27 процентов численности населения района), в т.ч. - сельской местности 19 тыс. человек.

Молодежная политика является одним из приоритетных направлений деятельности администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области. Она реализуется Комитетом спорта, культуры и молодежной политики администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области совместно с молодежью городских и сельских поселений муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц.

В 2006-2015 годах молодежная политика на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области осуществлялась на основе целевых программ и годового плана мероприятий. Финансирование отрасли "Молодежная политика" осуществлялась в основном за счет средств местного бюджета, а также с привлечением средств областного бюджета и привлеченных источников.

За последние 5 лет на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области созданы условия для успешного развития молодёжной политики:

· Создан молодёжный Совет при главе администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области;

· Создан комитет спорта, культуры и молодёжной политики в администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области;

· Создано муниципальное автономное учреждение "Дом молодёжи" Выборгского района;

· Созданы молодёжные Советы в муниципальных образованиях Выборгского района;

· Проводятся молодёжные мероприятия межпоселенческого характера;

· Поддерживаются молодёжные инициативы.

Для стабильного развития молодёжной политики в городских и сельских поселениях муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области необходимо, чтобы органы молодёжного самоуправления активно работали в каждом поселении и реализовывали все приоритетные направления молодёжной политики муниципальных образованиях Выборгского района.

6.2 Приоритеты и цели муниципальной молодёжной политики в муниципальном образовании "Выборгский район" Ленинградской области

Приоритетом муниципальной Подпрограммы является максимальное вовлечение молодёжи Выборгского района к ведению здорового образа жизни, идеям гражданско-патриотического воспитания и к развитию творческих и профессиональных навыков. Для этого важно в самые короткие сроки создать эффективную систему работы с молодёжью в каждом муниципальном образовании Выборгского района. Результаты реализации программы "Молодёжь муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на 2011-2015" показали, что необходимо продолжать программный подход в работе с молодёжью, который будет направлен на систему приоритетных целей.

В рамках муниципальной Подпрограммы необходимо:

1. Стимулировать молодёжь к ведению здорового образа жизни. Высокая физическая активность должна стать общепринятым и массовым явлением, а употребление алкоголя, табака и наркотиков в молодёжной среде должно встречать резкую отрицательную реакцию. Данная задача достигается через:

· Организацию и проведение мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения молодёжи, пропаганду здорового образа жизни;

· Организацию работы с молодёжью по месту жительства;

· Поддержку молодёжных инициатив в области пропаганды здорового образа жизни;

· Поддержку развития новых для нашей территории мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения молодёжи;

· Проведение мероприятий и реализация проектов, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ;

· Профилактику "онлайновой" зависимости молодёжи;

· Пропаганду основ красоты и стиля;

· Повышение культуры безопасности.

2. Формировать устойчивую гражданскую позицию у молодёжи. Молодёжь Выборгского района должна стать достойным носителем культуры и истории. Особенно важно территориально ориентировать молодёжь, направлять на развитие своей малой родины для того, чтобы населённые пункты Выборгского района реализовывали приоритетные направления молодёжной политики. Данная задача достигается через:

· Проведение мероприятий по гражданскому, военно-патриотическому и военно-спортивному воспитанию молодёжи;

· Проведение мероприятий по историко-краеведческому воспитанию молодёжи и мероприятий, посвящённых памятным датам;

· Стимулирование общественно-политической активности молодёжи;

· Развитие добровольчества (волонтёрства);

· Поддержку деятельности гражданско-патриотических объединений молодёжи;

· Проведение мероприятий по поисковой работе;

· Налаживание связей молодёжи с органами местного самоуправления;

· Участие молодёжи в работе Советов домов и формировании ТСЖ;

· Проведение общественно-политических мероприятий;

· Профилактику терроризма и экстремизма в молодёжной среде.

3. Создавать условия для самореализации молодёжи. Важно с раннего возраста готовить молодёжь к тому, что успеха в жизни каждому необходимо добиваться самостоятельно и активно пользоваться теми инструментами, которые созданы обществом для саморазвития. Необходимо находить возможности для реализации таланта на территории своего поселения и района. Все имеющиеся возможности на территории муниципального образования должны быть доступны для местной молодёжи. Молодёжь должна научиться с позитивной стороны смотреть на вызовы, вне зависимости от той ситуации, которая их окружает, и идти к решению тех задач, которые ставит жизнь. Данная задача достигается через:

· Информирование молодёжи о возможностях саморазвития;

· Стимулирование молодёжи к ведению научной и исследовательской работы;

· Профориентацию молодёжи;

· Популяризацию новых экономических и организационных технологий, и подходов (в том числе интернет-услуг);

· Самореализацию молодёжи с ограниченными возможностями;

· Взаимодействие с работающей молодёжью;

· Поддержка существующих и развитие новых молодёжных (уличных) видов творчества;

· Развитие КВНовского движения;

· Информирование молодых семей о мерах поддержки и способах её получения;

· Поддержку проектов, направленных на развитие института молодой семьи.

· Формирование кадрового резерва;

· Стимулирование участия молодёжи Выборгского района в районных, региональных проектах и мероприятиях;

· Поддержку местных молодёжных инициатив;

· Организацию и проведение межпоселенческих мероприятий с детьми и молодёжью;

· Участие молодёжи, достигшей наибольших творческих успехов, в мероприятиях районного, областного, федерального и международного уровней в сфере молодёжной политики;

4. Развивать инфраструктуру в сфере молодёжной политике. Для реализации поставленных задач важно развивать имеющуюся систему работы с молодёжью. Данная задача достигается через:

· Стимулирование работы молодёжных Советов поселений;

· Стимулирование создания объектов молодёжной политики в муниципальных образованиях Выборгского района;

· Стимулирование поселений к принятию муниципальных программ по молодёжной политике;

· Методическую помощь по организации работы в поселениях;

· Информирование о развитии молодёжной политики;

· Поддержку мероприятий молодёжных общественных объединений;

· Проведение работы с детьми и молодежью по месту жительства;

· Предоставление субсидий муниципальным автономным учреждениям.

6.3 Прогноз конечных результатов муниципальной подпрограммы

· Рост числа поддержанных инициатив от молодёжных объединений на 5 инициатив ежегодно;

· Увеличение количества реализованных социальных молодёжных проектов: 2015г. - 1 проект; 2016г. - 2 проекта; 2017г. - 3 проекта.

· Рост числа молодёжных объединений на 5 объединений ежегодно;

· Уменьшение количества правонарушений в молодёжной среде на 3% ежегодно относительно данных 2014 года.

· Уменьшение числа молодёжи, состоящей в межрайонном наркологическом диспансере на 3%;

· Увеличение числа добровольцев (волонтеров) на 5%;

· Создание объектов молодёжной политики 1 объект ежегодно;

· Увеличение посещаемости интернет-ресурсов молодёжной политики;

Контрольные этапы:

· 2015 год - введение в действие системы рейтинга муниципальных образований по молодёжной политике;

· 2015 год - создание Программы молодёжного Совета при главе администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области по профориентации молодёжи;

· 2016 год - оформление молодёжного Совета при главе администрации в качестве юридического лица;

· 2016 год - создание Коллегии по делам молодёжи Выборгского района;

· декабрь 2016 года - увеличение общего показателя Выборгского района по системе рейтинга на 30%, относительно показателя 2014 года;

· 2017 год - создание сообщества молодых предпринимателей Выборгского района;

· 2017 год - создание объекта инфраструктуры молодёжной политики;

· декабрь 2017 года - увеличение общего показателя Выборгского района по системе рейтинга на 60%, относительно показателя 2014 года.

6.4 Перечень основных мероприятий

Муниципальная подпрограмма будет реализована по двум направлениям:

Организация и проведение молодежных мероприятий в сфере "Молодежная политика"

Наименование мероприятий

Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения молодёжи, пропаганду здорового образа жизни;

Ведение информационной политики, популяризирующую физическую активность;

Поддержка молодёжных инициатив в области пропаганды здорового образа жизни;

Поддержка развития новых для нашей территории мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения молодёжи;

Проведение мероприятий и реализация проектов, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ;

Профилактика "онлайновой" зависимости молодёжи;

Пропаганда основ красоты и стиля;

Повышение культуры безопасности.

Проведение мероприятий по гражданскому, военно-патриотическому и военно-спортивному воспитанию молодёжи;

Проведение мероприятий по историко-краеведческому воспитанию молодёжи и мероприятий, посвящённых памятным датам;

Стимулирование общественно-политической активности молодёжи;

Развитие добровольчества (волонтёрства);

Проведение мероприятий по поисковой работе;

Налаживание связей молодёжи с органами местного самоуправления;

Участие молодёжи в работе Советов домов и формировании ТСЖ;

Проведение общественно-политических мероприятий;

Профилактика терроризма и экстремизма в молодёжной среде;

Информирование молодёжи о возможностях саморазвития;

Стимулирование молодёжи к ведению научной и исследовательской работы;

Профориентация молодёжи;

Популяризацию новых экономических и организационных технологий, и подходов (в том числе интернет-услуг);

Самореализация молодёжи с ограниченными возможностями;

Взаимодействие с работающей молодёжью;

Поддержка существующих и развитие новых молодёжных (уличных) видов творчества;

Развитие КВНовского движения;

Информирование молодых семей о мерах поддержки и способах её получения;

Формирование кадрового резерва;

Стимулирование участия молодёжи Выборгского района в районных, региональных проектах и мероприятиях;

Поддержка местных молодёжных инициатив;

Организация и проведение межпоселенческих мероприятий с детьми и молодёжью;

Участие молодёжи, достигшей наибольших творческих успехов, в мероприятиях районного, областного, федерального и международного уровней;

Стимулирование работы молодёжных Советов поселений;

Стимулирование создания объектов молодёжной политики в муниципальных образованиях Выборгского района;

Стимулирование поселений к принятию муниципальных программ по молодёжной политике;

Методическая помощь по организации работы в поселениях;

Информирование о развитии молодёжной политики;

Оказание методической помощи молодёжным общественным объединениям;

Проведение работы с детьми и молодежью по месту жительства;

Предоставление субсидий муниципальным автономным учреждениям

Обоснование состава и значений

· Увеличение числа молодёжи, участвующей в мероприятиях по основным направлениям молодёжной политики. Данный показатель позволяет определить активность по каждому из направлений развития молодёжной политики;

· Увеличение числа источников информации о молодёжной политике. Данный показатель позволяет определить степень информированности молодёжи о возможностях саморазвития, а также о качестве ведения информационной работы молодёжными объединениями, входящими в структуру муниципальной молодёжной политики;

· Увеличение числа молодёжи систематически занимающейся в молодёжных и подростковых клубах. Данный показатель позволяет оценить работу и уровень развития молодёжных подростковых клубов;

· Увеличение числа молодёжи, участвующей в мероприятиях по профориентации. Данный показатель позволяет выявить число молодёжи потенциально определившихся со своей будущей профессией либо определивших профессию, по которой участники не будут работать;

· Число встреч молодёжных объединений с главами администраций (главами МО). Данный показатель позволяет определить степень участия органов МСУ первого уровня в формировании муниципальной молодёжной политики;

· Увеличение числа команд КВН. Данный показатель позволяет определить степень развития КВНовского движения в Выборгском районе;

· Увеличения числа участников мероприятий районного, областного, федерального и международного уровней. Данный показатель позволяет определить степень информирования молодёжи об областных, федеральных и международных мероприятиях, открытых для участия. Участие молодёжи поселений в данных мероприятиях позволит привлечь на территорию поселений новые проекты, организации, социальные и бизнес идеи; воспитание молодежный образование

· Увеличение числа молодёжи, участвующей в выборах. Данный показатель позволяет определить уровень развития молодёжной общественно-политической активности;

· Увеличение числа гражданско-патриотических молодёжных объединений. Данный показатель позволяет определить развитость гражданско-патриотических объединений и степень интереса молодёжи к данным объединениям.

Информация по ресурсному обеспечению

7. Описание мер муниципального регулирования

В рамках подпрограммы будет работать целая система, которая в итоге будет замыкаться на главу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области:

· Молодёжный Совет при главе администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области участвует в формировании и реализации молодёжной политики на территории Выборгского района.

Информирует главу администрации о ситуации в молодёжной среде, об основных вызовах и запросах молодёжи для принятия совместных решений на уровне Выборгского района.

· Коллегия по делам молодёжи образуется с целью объединения усилий, выработки согласованных решений и действий государственных и муниципальных структур, социальных служб и общественных организаций по вопросам реализации молодежной политики на территории Выборгского района.

· Комитет спорта, культуры и молодёжной политики отвечает за организацию и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью в муниципальном образовании "Выборгский район" Ленинградской области, исполнение и корректировку Подпрограммы, координирует и сопровождает решения принятые молодёжным Советом при главе администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и Коллегией по делам молодёжи.

· Дом молодёжи Выборгского района отвечает за вовлечение молодежи в социальную практику и информирование о потенциальных возможностях ее развития, а также за организацию досуга и отдыха молодежи Выборгского района.

Программа реализуется посредствам поддержки молодёжных инициатив, развития молодёжной инфраструктуры, проведения молодёжных мероприятий и реализации социальных проектов.

Заключение

Принято считать, что само понятие "молодёжная политика" обозначает деятельность государства (равно как и других политических институтов, осуществляющих собственную политику в отношениях с молодым поколением), направленную на создание необходимых экономических, политико-правовых, социальных, организационных и других предпосылок для социализации молодых граждан, реализации их творческого, инновационного потенциала в интересах общественного прогресса. В условиях демократизации общества, в ходе формирования молодёжной политики государственные структуры руководствуются определёнными принципами, целями и задачами.

В связи с этим можно выделить ряд основополагающих принципов, которые должны стать приоритетными в формировании государственной молодёжной политики на ближайшие годы.

Во-первых, принцип признания всей полноты прав молодёжи в политической, экономической, социальной сферах жизнедеятельности общества, их соответствие международным нормам о правах человека и гарантия их реализации конституционными, федеральными и иными законами.

Во-вторых, признание интересов и потребностей молодых граждан как особой общественной группы населения с учётом общенациональных интересов формирования разносторонне развитого, физически здорового молодого поколения нации.

...

Подобные документы

    Выявление проблем в реализации молодёжной политики и методов их устранения на муниципальном уровне. Изучение практики реализации молодежной политики в Старооскольском городском округе. Рекомендации по совершенствованию реализации молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2012

    Анализ основных проблем осуществления деятельности государственных органов власти в РФ по делам молодежи. Оценка перспектив развития молодежной политики в РФ. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью. Цели и задачи федеральной программы.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Понятие молодежной политики, ее задачи. Мониторинг положения молодежи в Северо-Кавказском федеральном округе. Анализ современной молодёжной политики в России. Рекомендации по совершенствованию муниципальной молодёжной политики в Чеченской Республике.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2012

    Сущность, задачи, правовые основы и главные направления развития современной государственной молодежной политики. Организационно-правовая характеристика Управления по делам молодежи Кировской области. Совершенствование реализации молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2015

    Реализация полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды. Экологические проблемы и муниципальное образование города Якутска. Мероприятия по улучшению экологической обстановки и профилактике загрязнения окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2015

    Характеристика деятельности Управления молодежной политики Министерства региональной политики Новосибирской области. Развитие законодательства о правах молодежи. Совершенствование системы управления государственной собственностью в молодежной политике.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2016

    Теоретико-методологические основы государственной молодежной политики в России. Оптимизация деятельности Управления по делам молодежи. Сущность, задачи, правовые основы и главные направления развития современной государственной молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2015

    Специфическая роль и статус молодежи в политической, экономической, социально-культурной деятельности. Сущность и структура организации деятельности молодёжной политики. Приоритетные направления деятельности комитета по молодёжной политике в г. Сургуте.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2011

    Понятие и принципы молодежной политики, её осуществление и роль в развитии экономической системы РФ. Социально-экономическая оценка эффективности управления делами молодежи в ЦАО г. Москвы. Проблемы патриотического воспитания в муниципальном образовании.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2013

    Роль исполнительной власти государства, формы и методы ее реализации. Механизм государственного управления. Исследование механизма работы отдела культуры спорта и молодёжной политики администрации муниципального образования "Черняховский городской округ".

Ключевые проблемы молодежной политики в России и пути их решения

Отроков Олег Юрьевич,

магистрант Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова.

Среди ключевых направлений внутренней политики России в настоящее время одно из первых мест по своей социальной остроте и значимости занимает тема работы с молодежью. Однако именно в сфере молодежной политики в отличие от других ключевых задач (образование, здравоохранение и др.) отсутствуют четкий научно-обоснованный подход к реализации, рассчитанная на перспективу действенная стратегия мер и мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Так, среди проблем молодежной политики в России, без решения которых развитие данной сферы не может быть полновесным, можно выделить следующие:

- отсутствие полноценной законодательной базы реализации государственной молодежной политики на федеральном уровне;

- отсутствие понятной идеи реализации молодежной политики в целом, низкий уровень целеполагания и постановки понятных стратегических задач;

- слабая развитость инфраструктуры реализации молодежной политики, низкий кадровый потенциал отрасли и неразвитая система обучения и переподготовки кадров для сферы;

- отсутствие единой системы критериев и методов оценки эффективности деятельности органов по работе с молодежью.

Каждая приведенная проблема требует всестороннего анализа для определения механизмов возможного решения.

Рассмотрим первую выделенную проблему. Законодательная база, относящаяся к сфере молодежной политики, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации находится в стадии становления. Основные подходы к государственной молодежной политике в Российской Федерации определены в 1992 г. Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» . Позднее в конце 1990-х гг. был принят ряд указов Президента России, постановлений Правительства, касающихся реализации молодежной политики на государственном уровне. Среди них особое значение имеет целевая программа «Молодежь России» , которая действовала до 2010 г. Федеральная целевая программа на период после 2010 г. не была принята, и сфера работы с молодежью стала частью других отраслевых целевых программ. Ключевым документом, регулирующим сферу государственной молодежной политики на федеральном уровне в настоящее время, является Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (далее – Стратегия), утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р. Данная стратегия разработана на период до 2016 г. и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов. Кроме этого, в регионах России действует большое количество своих «молодежных» законов и актов, посвященных вопросам государственной молодежной политики, общее количество которых приближается к 100 тысячам, не говоря о широком массиве муниципальных правовых актов, касающихся молодежи и работы с ней.

Таким образом, нормативно-правовая обоснованность реализации молодежной политики существенно ослаблена отсутствием соответствующего федерального закона (например, закона «О молодежи») и профильной общероссийской программы. Все это делает проблематичным реализацию принимаемых законов и других нормативных правовых актов в интересах молодежи, а также координацию и системность принимаемых в этом направлении мер. Принятие федерального закона о молодежи вполне вписывается в нынешнее российское законодательство и способствует его развитию в едином русле на территории всех регионов России. Нельзя считать нормальной правовой конструкцией состояние, при котором большинство субъектов России имеют базовые законы в данной сфере, а соответствующий федеральный закон отсутствует .

Первым этапом в создании такого закона можно рассматривать широкое обсуждение проекта Федерального закона «О добровольцах (волонтерах)», который планируется к рассмотрению Государственной Думой России. Внимание к проблеме отсутствия федеральной нормативной базы для развития и совершенствования молодежной политики растет, и надежды на скорое принятие закона о молодежи и политики в ее отношении становятся реалистичнее.

Описанная выше проблема напрямую связана со следующей – отсутствием понятной цели и низким уровнем целеполагания в молодежной политике. Помимо нормативного регулирования отрасли, практически отсутствуют общие идейные установки, в рамках которых реализуются федеральные проекты и мероприятия молодежной тематики. Существует набор федеральных проектов, которые решают отдельные цели и задачи, зачастую просто декларируемые, не приводящие к конкретному результату, либо вовсе недостижимые. Общее целеполагание и направления развития сферы довольно размыты, не прослеживается и прямая связь между реализацией набора федеральных проектов и реализацией задач молодежной политики в целом. Поэтому необходимо определение четкой идеи молодежной политики, в рамках которой должны быть установлены направления формирования правильного воспитания и обучения, получения необходимого опыта и постоянного развития молодежи.

Реализация подобных планов предполагает систему государственных и общественных институтов, которые занимаются решением поставленных задач и реализацией «государственного заказа» в данной сфере. В связи с тем что молодежная политика финансируется в основном по остаточному принципу, инфраструктура реализации молодежной политики и на федеральном уровне, и в регионах развита довольно слабо. В 2012 г. федеральному Агентству по делам молодежи было передано три федеральных бюджетных учреждения, находящихся до этого в ведении Министерства спорта России , что значительно усилило материальную базу Агентства, однако количество сотрудников в Агентстве не позволяло выйти на новый уровень работы. Только в 2013 г. Правительством России было принято решение значительно увеличить штатную численность сотрудников агентства (более чем в два раза), что сильно усиливает кадровую основу молодежной политики в стране .

Однако не так хорошо обстоят дела во многих регионах страны. Для решения проблемы кадрового насыщения отрасли в 2008 г. предпринималась попытка утвердить нормативы штатной численности работников сферы молодежной политики: были приняты рекомендации Минспорттуризма России , устанавливающие показатели примерной структуры отраслевых (функциональных) органов местной администрации (органов по делам молодежи). Однако письма Министерства явно недостаточно. Необходимо дополнить данные рекомендации общими для всей страны нормативами минимальной обеспеченности сотрудниками федеральных, региональных и муниципальных учреждений, что позволит не только пополнить кадровую и материально-техническую базу сферы молодежной политики в регионах, но и унифицировать ее. Ведь подобные нормативы уже приняты и действуют практически во всех регионах России, однако отсутствует общая логика данных документов. Более того, зачастую уже действующие Дома культуры и творчества, спортивные объекты приравниваются к учреждениям по работе с молодежью, но в подведомственность органов по работе с молодежью не переходят, фактически выполняя задачи иных отраслевых министерств и ведомств, что нарушает общую логику кадровой и материально-технической обеспеченности органов молодежной политики.

Развитие инфраструктуры тесно связано и с низким уровнем кадрового потенциала сферы молодежной политики. Только в последние 5-10 лет в высших учебных заведениях стали появляться кафедры по обучению студентов по специальности «организация работы с молодежью». Однако они не решают кадровый дефицит отрасли, так как преподавание ведется только на основе теоретических начал молодежной политики, зачастую не имеющих никакого отношения к реальной практике. Так, в органах по работе с молодежью в Ростовской области работает 125 специалистов, в том числе 34 в областных структурах, из них лишь один специалист имеет профильное образование по данной специальности . Кроме этого, практически отсутствует система целевого набора на данные специальности, а также возможность переподготовки специалистов, либо повышения их квалификации. Все это ведет к снижению качества работы специалистов в сфере, отсутствию полноценной системы передачи накопленного опыта работы.

Еще одной проблемой развития молодежной политики в России является вопрос о критериях и методах оценки качества и эффективности работы. Такие критерии на федеральном уровне не установлены, итоги работы регионов в сфере молодежной политики не оцениваются и не тиражируются, что негативно влияет на общую координацию деятельности и создание определенных стимулирующих механизмов для эффективно работающих регионов. Поэтому необходимо создать определенную систему критериев, позволяющих оценить уровень эффективности работы с молодежью в регионах страны. Возможно, в этой системе будут использованы ряд количественных и качественных показателей, таких как: охват молодежи, задействованных на мероприятиях; количество победителей и участников всероссийских конкурсов и проектов; достижение задач реализации федеральных проектов в регионе; количество межрегиональных мероприятий и другие. Данные критерии должны позволить составить некий рейтинг регионов по работе в сфере молодежной политики и объективно оценить качество их деятельности.

Таким образом, реализация обозначенных предложений позволит решить многие выделенные в данной статье проблемы сферы молодежной политики, которые мешают ее дальнейшему развитию и становлению. Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений – формированием активного гражданского общества, движущей силой которого станет молодежь.

Литература

1. Копцева О.А. Молодежь России и гражданское общество XXI века: сборник статей по материалам заочной всероссийской научно-практической конференции, М. – 2009 год, - 336 с.

2. Астафьева В.С. Роль детских и молодежных организаций в формировании гражданского общества/ Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации, 2011 год, №166, с. 170-173

3. Материалы парламентских слушаний «Развитие волонтерского движения в России. Нормативно-правовой аспект», М. – 2010 год, издательство Государственной Думы

mob_info