Кризисы в семье основные этапы. Жизненный цикл семьи. Способы преодоления семейных кризисов

Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями. Функции семьи как способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов, историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.

Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.

Обратимся к понятию "семейный кризис". Кризис - резкий, переломный момент в чем-нибудь (Лапин Н. И., Гвишиани Д. М.).

Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.

Семья как социальный институт имеет две особенности. Во-первых, семья - это саморегулирующаяся система, культура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. Во-вторых, семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой.

В семейном кризисе исследователи выделяют две потенциальные линии дальнейшего развития семьи: (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В):

1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.

2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.

Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.

Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными, или горизонтальными стрессорами. Они возникают при препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.

В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи.

Первый кризис - зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис - начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис - ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).

Четвертый кризис - ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис - ребенок становится взрослым и покидает дом.

Шестой кризис - молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис - наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис - уменьшение сексуальной активности мужчин.

Девятый кризис - родители становятся бабушками и дедушками.

Десятый кризис - умирает один из супругов.

Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.

Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными (Олифирович Н. И.).

Третий подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших и описавших два "критических периода" в жизни семьи .

Первый критический период наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.

Второй кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа.

В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявление трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других проблем); второго кризиса - нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни, связанное с отделением от семьи детей.

Согласно взглядам Н.В. Самоукиной, первый кризисный период (5-7 лет) связан с изменением образа партнера, а именно - с понижением его психологического статуса. Второй кризисный период (13-18 лет) вызван психологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни. Этот период особенно остро переживают мужчины. Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений.

Кризисы в отдельных подсистемах (например, вышеописанные кризисы в супружеских отношениях) могут оказывать влияние на протекание нормативных семейных кризисов, интенсифицируя их проявления.

Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.

Рассмотрим основные подходы к проблеме изучения семьи. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

Как социальный институт семья выполняет важнейшие функции: биологическое воспроизводство общества (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах семьи, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).

Семья, как малая социальная группа, представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью. К тому же в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп (они, как мы уже отмечали в теме по социальной структуре общества, разновидность малых групп) достаточно наличия общих интересов.

Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Если обратиться к рассмотрению специальной литературы по проблеме психологии семьи, то можно выделить два эпицентра, на которых сосредоточено внимание как психологов-исследователей, так и психологов-практиков: семья как социальная система и семья как образовательная институция. Иначе говоря, психологи изучают два направления: обеспечение сохранности семьи как важнейшего базового элемента социума и обеспечение трансляции семьей культуры социума от одного поколения людей к другому. Это говорит о том, что современная семья, испытывающая нарастающий стресс, перестает справляться с выполнением этих двух важнейших своих функций. В России, в частности прямыми и косвенными показателями неблагополучия семей являются: катастрофическое снижение рождаемости, самый высокий в мире показатель числа абортов, рост внебрачной рождаемости, очень высокая младенческая и материнская смертность, низкая продолжительность жизни, высокий уровень числа разводов, распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т.д.), рост случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Причем проявления этого кризиса обнаруживают себя тем ярче, чем выше (в среднем) общий уровень социально-экономического развития общества, чем выше (в среднем) уровень жизни и материального благополучия людей.

Однако необходимо сделать важное замечание: интенсивность процессов социально-экономического развития (особенно высокая в так называемых "переходных" обществах, к которым в частности относится современная Россия) оказывает на все общество и, следовательно, на семью как его важнейшую подструктуру, чрезвычайно дестабилизирующее влияние, которое во многом маскирует более общую зависимость роста числа семейных проблем от общего уровня социально-экономического развития.

Кризис семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. Большие и малые группы, основанные на социально-экономической дифференциации общества, все более теряют свою роль пространства, в котором замыкаются непосредственные отношения между людьми, формируются их мотивы, представления, ценности.

Как правило, причины кризиса семьи усматриваются большинством специалистов (особенно не психологов) во внешних факторах: (социальных, экономических, политических, идеологических, экологических и даже биолого-генетических). Данный подход к определению причин кризиса семьи можно назвать социологическим (в широком смысле) и адаптивным: семья рассматривается здесь как неизменная данность, существующая в изменяющихся внешних условиях; кризис семьи - результат действия неблагоприятных внешних влияний; преодоление этого кризиса видится в создании оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи. Подобный подход к пониманию природы, функций и назначения семьи долгое время был доминирующим, и лишь в самое последнее время он начинает критически переосмысляться.

На первый взгляд рассмотрение кризиса семьи представляется парадоксальным, поскольку оказывается, что оптимизация социальных условий ведет не к уменьшению, а, напротив, к увеличению числа семейных проблем, не к ослаблению, а к обострению кризиса современной семьи.

Наряду с данным традиционным подходом к кризису семьи существует иное видение данной проблематики, которое можно назвать экологическим, а так же психологическим: семья рассматривается как достаточно автономная подсистема в системе взаимоотношений "социум - семья - индивид", причем сама семья также является сложной системой интер- и трансперсональных взаимоотношений, существующих между ее членами. Необходимо отметить, что семья, в изменяющихся социальных условиях, сама тоже развивается, причем это развитие ни в коем случае нельзя определять лишь негативно, редуцировать до отклонений от некоего стандарта, образца или понимать как производное, вторичное.

В последнее время в нашем государстве уделяется все больше внимание развитию подрастающего поколения. Основные сферы обитания ребенка, которые являются основными институтами влияния на его воспитание — семья и система образования — могут помочь ребенку вырасти или могут искалечить его жизнь. Особое место здесь занимает семья. Семья — это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями, правилами, традициями.

Одна из важнейших функций семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Семья создается для удовлетворения не одной — двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.

Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Семейная система развивается по своим законам и правилам, имеет свои этапы развития и находится в постоянном взаимодействии с социальной средой.

Первая стадия - жизнь самостоятельного молодого человека или девушки, отдельно от своих родителей. Она очень важна для формирования самостоятельных, независимых от родителей взглядов на жизнь, на семью. Важно ПРОЙТИ эту стадию для дальнейшего развития семейной системы.

Вторая стадия начинается в момент встречи с будущим брачным партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных отношений, — все это относится к ней. Когда данная стадия жизненного цикла протекает удачно, партнерам удается обменяться ожиданиями относительно будущей совместной жизни, СОГЛАСОВАТЬ их, что будет увеличивать вероятность благополучного развитие семейной системы в дальнейшем.

Третья стадия — заключение брака, объединение влюбленных под одной крышей, начало ведения совместного хозяйства, общая жизнь. Это время первого кризиса семьи. Здесь важно молодым людям заключить ДОГОВОР о том, как жить вместе, какие новые семейные традиции они будут развивать в своей семье, как распределять обязанности, каков в целом будет распорядок в их семейном пространстве.

Четвертая стадия — появление первого ребенка. Возникающий на этой стадии второй кризис еще более серьезный. Появился третий член семьи, изменилась семейная структура. Необходимо ПЕРЕДОГОВОРИТЬСЯ, присвоить новые роли – родителей. Если младенец не принес отчуждения в супружеские отношения, более того, сплотил родителей, данная стадия пройдена удачно.

Пятая стадия жизненного цикла семьи характеризуется появлением второго ребенка. Она проходит достаточно просто, так как не нужно заключать новый договор о том, как жить с детьми и кто за что отвечает, как это было на предыдущей стадии. Разумеется, детей может быть гораздо больше, чем двое, но на модели двух детей можно показать все необходимые закономерности развития семейной системы.

Шестая стадия - это школьные годы детей. В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие общественным нормам и стандартам. Для супругов это время проверки СПЛОЧЕННОСТИ их пары.

Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с периодом полового созревания детей. Она начинается с периода кризиса подросткового возраста у первого ребенка. Семья в это время должна решить важнейшую задачу: ПОДГОТОВИТЬ ребенка к отделению от родительской семьи. Обычно период полового созревания ребенка совпадает с кризисом среднего возраста у родителей. Это означает, что в то время, когда ребенок стремится вырваться из-под семейного влияния, хочет перемен своей судьбы или хотя бы течения жизни, его родители очень нуждаются в сохранении привычной стабильности. Эта стадия жизненного цикла семьи — самая трудная для всех членов семьи, самая проблемная. Здесь всем участникам семейной системы НЕОХОДИМО перестроить свои внешние и внутренние границы, заключить новый договор между всеми членами, научиться жить в измененном составе.

Восьмая стадия. Дети выросли и живут самостоятельной жизнью, родители остались вдвоем. Эта стадия часто называется «стадией опустевшего гнезда». Хорошо, если до этой стадии жизненного цикла семья дошла без больших потерь и люди с удовольствием проводят время друг с другом, сохранив радость от взаимного общения. Супруги выходят на пенсию и теперь нужно научиться жить вдвоем целыми днями, свободными от рабочей нагрузки, НАЙТИ ДЕЛО ПО ДУШЕ, так чтобы не нуждаться в постоянном внимании своего супруга.

Девятая стадия жизненного цикла семьи. Один из супругов умер, человек доживает свою жизнь один, так же, как он жил в молодости, еще не создав своей семьи, только теперь это старый человек, у которого за плечами прожитая жизнь. От человека зависит, будет ли это жизнь старика нуждающегося в помощи или жизнь умудренного опытом пожилого человека, окруженного любовью и заботой близких людей. В этот момент необходимо найти для себя дело, которое поможет прожить потерю, быть востребованным в своей жизни.

Каждая семейная история уникальна и неповторима. Необходимо отметить, что знание семейных кризисов позволяет также лучше разбираться в конкретных ситуациях между всеми членами семьи, для родителей осознать, что они в этой системе старшие. Родители несут ответственность за то, что делает ребенок, так как он является продуктом их взаимодействия. Проступки ребенка — это скорее необходимость взрослым менять свое отношение к ситуации, а не ругать и обвинять ребенка. Конечно, можно сказать, что родители и сами не всегда знают, как поступать в той или иной ситуации! И все же лучше разбираться, учиться, изменяться, обращаться за помощью к профессионалам, чем обвинять, ругать, наказывать, чтобы эти же самые «силовые» методы не перешли по наследству детям. Важнее оставить счастливые истории, традиции и мудрость, что поможет спокойно и уверенно им идти по собственному пути.

Иванова Галина Евгеньевна, психолог, автор программы групповых занятий «Семья – пространство любви», «Мама, папа – это навсегда»

В рамках системного подхода первое подробное описание жизненного цикла семьи появилось в книге Дж. Хейли«Необычная психотерапия». Он отметил тот факт, что при переходе от одной стадии к другой семья переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые возникают при становлении личности. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений.

Каждый новый этап связан с изменением всех основных параметров структуры семьи. Многие семьи успешно разрешают эту ситуацию, перестраиваясь и адаптируясь к новым условиям. Этот процесс, как правило, сопровождается личностным ростом членов семьи. Однако, если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затрудняется, что может, в свою очередь, усугубить прохождение очередного кризиса.

Таблица4. Динамика отношений в семье

Этапы и кризисные периоды жизненного цикла семьи Задачи развития семьи
Период ухаживания
1.Формирование идентичности. 2. Дифференциация от родительской семьи и достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей. 3. Обретение молодым человеком адекватного возрасту статуса.
Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств Адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу:1. Установление внутренних границ семьи и границ общения с друзьями и родственниками. 2. Разрешение конфликта между личными и семейными потребностями. 3. Установление оптимального баланса близости/отдаленности. 4. Решение проблемы семейной иерархии и областей ответственности. 5. Достижение сексуальной гармонии (сексуальная адаптация). 6. Решение жилищных проблем и приобретение собственного имущества
Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье нового человека Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Уход за маленьким ребенком. 2. Перестройка структуры семьи в связи с появлением ребенка. 3. Адаптация к длительному периоду ухода за ребенком. 4. Поощрение роста ребенка и обеспечение его безопасности и родительского авторитета. 5. Согласование личных и семейных целей
Семья ребенка дошкольника и младшего школьника
Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры (детский сад, школа) Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Перераспределение обязанностей в семье в связи с поступлением ребенка в детский сад или школу. 2. Проявление участия при наличии проблем с выполнением режимных моментов, дисциплиной, учебой и др. 3. Распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий
Семья подростка
Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период. Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Перераспределение автономии и контроля между родителями и детьми. 2. Изменение типа родительского поведения и ролей. 3. Подготовка к уходу подростка из дома
Фаза, в которой выросшие дети покидают дом
Кризис 5. Выросший ребенок покидает дом Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Сепарация ребенка от семьи. 2. Корректный уход из дома. 3. Поступление в учебное заведение, на военную или иную службу
Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию («опустевшее гнездо»)
Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Пересмотр супружеских взаимоотношений. 2. Перераспределение обязанностей и времени. 3. Адаптация к уходу на пенсию

Первый семейный кризис. Первые годы супружеской жизни - важный и во многом определяющий период существования семьи. По ним можно судить о потенциальном качестве брака и строить прогнозы относительно стабильности данной семьи. Несмотря на яркую эмоциональную окрашенность и романтизм, характерный для молодого супружества, данный этап семейной жизни является одним из наиболее сложных, о чем говорит приходящееся на него большое количество разводов. Проблемы этой стадии могут быть связаны со сложностями семейной адаптации и трудностью принятия новых ролей; зачастую они являются следствием неотделенности супругов от родительских семей.



Создавая семью, супруги оказываются перед необходимостью решить ряд важных задач, лежащих, прежде всего, в сфере эмоциональных отношений. Одна из них - усиление эмоциональной связи в супружеской паре и отделение от родительской семьи без разрыва эмоциональных контактов с ней. Супруги, с одной стороны, должны научиться принадлежать друг другу, не теряя близости с расширенной семьей, с другой стороны - быть частью собственной семьи, не теряя своей индивидуальности. Способность пары к близким и независимым отношениям зачастую определяется тем, насколько каждому из супругов удалось стать самостоятельной личностью в родительской семье. М. Боуэн утверждает, что тех, кому не удалось обрести автономию в рамках родительской семьи, отличает эмоциональная холодность или склонность к слиянию с партнером (Боуэн М., 2005). Высокий уровень слияния супругов формируется, как правило, за счет сильного подавления индивидуальных потребностей одного или обоих супругов, что вызывает страх утраты своего «Я» и приводит к усилению напряженности в паре. Когда период идеализации партнера проходит, попытки выйти из слияния и отстоять свое «Я» могут стать источником высокого напряжения и конфликтов в паре.

Помимо решения эмоциональных проблем, связанных с установлением оптимальной психологической дистанции, молодым супругам также необходимо распределить семейные роли и области ответственности, решить вопросы семейной иерархии, выработать приемлемые формы сотрудничества, разделить обязанности, согласовать систему ценностей, пройти сексуальную адаптацию друг к другу. Именно на этом этапе партнеры ищут ответы на вопросы: «Кто главный в семье?», «Каковы приемлемые пути разрешения конфликта?», «Выражение каких эмоций в семье считается допустимым?», «Кто, за что несет ответственность и при каких условиях?» Таким образом, в течение данного кризисного периода супруги адаптируются друг к другу, ищут такой тип семейных отношений, который удовлетворил бы обоих. Умение супругов разрешать проблемы в огромной степени зависит от их способности преодолевать собственный эгоизм и проявлять альтруистическую любовь. Cовременные исследователи отмечают, что хотя большинство браков в наше время заключается по любви, любовь эта зачастую эгоистическая, т.е. другого любят за то, что он нужен, без него невозможно удовлетворение каких-то жизненно важных потребностей, т.е. любят скорее всего самого себя, а не объект любви (Л.Б.Шнейдер, 2000). По мнению И.Ф. Дементьевой, эгоистические установки молодых супругов (когда на первом месте стоят собственные желания и интересы) связаны с определенными особенностями воспитания детей в современных условиях. Родительская опека стала чрезмерной. Воспитание не преследует цели привить ребенку трудовые навыки, скорее наоборот: идет активный поиск «чистой работы», «высшего образования» для детей; зачастую на первый план выступают ложнопрестижные соображения родителей: «Наш ребенок – не хуже других». Это ведет к эгоистическим установкам молодых людей и потенциальной нестабильности их семей (А.Н. Елизаров, 1995).

Успешное решение проблем в этот период способствует выработке долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всего жизненного цикла семьи и помогающих переживать последующие семейные кризисы.

Второй семейный кризис. Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переходный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребенка.

Рождение нового члена семьи является событием, которое может привести к ряду трудностей. С появлением ребенка перед супругами встает необходимость снова перестраивать взаимоотношения (актуализируются проблемы иерархии, близости и т. д.), которые стабилизировались на предыдущей стадии. Возникают новые аспекты отношений с родственниками.

Факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в триадные: формируется треугольник отношений, включающий в себя родителей и ребенка. Основной семейный треугольник состоит из отца, матери и ребенка. Формирование треугольников и вовлечение третьего во взаимоотношения обычно способствует снижению напряжения в первоначальной диаде. В период после рождения ребенка на периферии треугольника, как правило, находится отец, а между матерью и ребенком образуются симбиотические отношения. В этот период отец может почувствовать себя исключенным из семьи, переживать чувство ревности, поскольку мать все свое внимание направляет на ребенка. В ответ на дистанцирование супруги у мужа нередко возникают чувство «эмоционального голода» (Витакер К., Бамберри В., 1997) и потребность искать близость с другими членами семьи, вне семьи, либо уходить в сферу профессиональных достижений, еще больше отдаляясь от семьи. Жена, ожидающая от мужа эмоциональной поддержки и помощи по уходу за ребенком и ведению домашнего хозяйства, не получая желаемого, может начать переживать обиду и предъявлять претензии к мужу. Тем самым ребенок уже с первых дней жизни выступает регулятором психологической дистанции между родителями. Достаточно острой в этот период является проблема дефицита самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь заботой о ребенке и семье. У женщин, ранее занятых собственной карьерой, могут возникнуть чувства неудовлетворенности. Личностный кризис супруги может стать дополнительным фактором, дестабилизирующим семью в этот период.

В это время вновь становятся актуальными проблемы внешних границ семьи. Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Появляются новые роли - бабушки и дедушки; меняется интенсивность контактов с родительскими семьями. Брак, который в расширенной семье не признавался, либо рассматривался как временный, с рождением ребенка часто легализуется.

Третий семейный кризис. На данном этапе семья может переживать кризис, связанныq с включением ребенка во внешние социальные структуры (детское дошкольное учреждение и школа). Родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние.

Включение детей во внешние социальные институты может вскрывать имеющиеся семейные дисфункции, поскольку характер и качество адаптации детей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений. Психологические проблемы детей, таким образом, могут выступать в качестве индикатора наличия внутрисемейных проблем.

Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости, выражающейся в способности принять факт приобретения ребенком нового социального статуса и поменять свои структурные параметры. За счет расширения сферы социальных контактов ребенка происходят изменения внешних границ семьи. Важным оказывается организация родителями адекватной помощи школьнику. В связи с этим они зачастую вынуждены пересмотреть распределение обязанностей в семье.

Трудности переживания данного кризиса могут быть осложнены и наличием разногласий или раскола в родительской диаде. Пара может попытаться теперь решать проблемы посредством ребенка. Он может использоваться в качестве козла отпущения, партнера в коалиции одного супруга против другого, примирителя в конфликтах, а иногда - единственного оправдания брака. К тому же если супругам не удалось договориться и выработать общую воспитательную стратегию ребенка, то это может привести к войне, в которой каждый из супругов стремится перетянуть на свою сторону ребенка. Союз одного из родителей с ребенком против другого, являясь одной из наиболее распространенных проблем существования семьи, особенно остро переживается в ее переходные (кризисные) периоды.

На переживание рассматриваемого кризиса может оказывать влияние критический период супружеских отношений, возникающий примерно между третьим и седьмым годами совместной жизни. Он связан с исчезновением романтических чувств и настроений, с появлением чувства усталости от брака и разочарованием в партнере. Снижение толерантности и терпимости супругов друг к другу в данный период, по сравнению с первыми годами супружества, расширение ролевого диапазона и появление новых областей отношений, требующих от супругов умения договариваться, обостряет протекание третьего нормативного кризиса семьи.

Четвертый семейный кризис. Данный семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. Подростковый возраст - период вторичной индивидуации ребенка, которая, по мнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся процесса: 1) отделение или сепарация;

2) отказ от родителей, как главных объектов любви и нахождение заместителей вне семьи.

Сложность процесса вторичной индивидуации может выражаться в амбивалентном поведении подростка: он может казаться то очень взрослым, то совсем маленьким ребенком. Противоречивость процесса взросления, как правило, болезненно переживается самими родителями и вызывает полярные переживания, связанные с желаниями то чрезмерно контролировать ребенка, то поддерживать его автономность. Это является для них своеобразным испытанием в способности доверять ребенку.

Для самого ребенка подростковый возраст - весьма сложный период. Личность подростка еще не сформирована. Любое вмешательство в его жизнь вызывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Тело претерпевает изменения: девочка становится девушкой, мальчик - юношей. Как правило, на особенности переживания семьей данного кризиса оказывает влияние характер преодоления подростковых коллизий самими родителями. С позиции собственного опыта они могут стремиться оградить детей от «ошибок», допущенных ими в том же возрасте. Некоторые родители пытаются реализовать через детей то, что им самим не удалось в свое время сделать либо получить от своих родителей. Однако, чаще всего они склонны воспроизводить собственный опыт детско-родительских отношений, взаимодействуя с ребенком так же, как это делали их родители.

В любом случае в этот период семье нужно выработать соглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что - нет, каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса.

Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.

Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.

В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:

1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.

2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.

Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.

Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными, или горизонтальными стрессорами (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 2000). Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.

Так, например, В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи.

Первый кризис - зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис - начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис - ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).

Четвертый кризис - ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис - ребенок становится взрослым и покидает дом.

Шестой кризис - молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис - наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис - уменьшение сексуальной активности мужчин.

Девятый кризис - родители становятся бабушками и дедушками.

Десятый кризис - умирает один из супругов.

Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.

Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными.

Третий подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших и описавших два «критических периода» в жизни семьи .

Первый критический период наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.

Второй кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа.

В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявление трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других проблем); второго кризиса - нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни, связанное с отделением от семьи детей.

Согласно взглядам Н.В. Самоукиной, первый кризисный период (5-7 лет) связан с изменением образа партнера, а именно - с понижением его психологического статуса. Второй кризисный период (13-18 лет) вызван психологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни. Этот период особенно остро переживают мужчины. Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений.

Кризисы в отдельных подсистемах (например, вышеописанные кризисы в супружеских отношениях) могут оказывать влияние на протекание нормативных семейных кризисов, интенсифицируя их проявления.

Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.

Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:

1. Обострение ситуативных противоречий в семье.

2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.

3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.

4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий.

На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании. В результате можно обнаружить следующие проявления семейного кризиса:

1. Проявление семейного кризиса на индивидуальном уровне:

· чувство дискомфорта, повышенная тревожность;

· неэффективность старых способов коммуникации;

· снижение уровня удовлетворенности браком;

· ощущение непонятности, невысказанное, безысходности и тщетности предпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий, то есть ощущение ограничения своих возможностей, неспособность обнаружить в ситуации новые направления развития;

· смещение локуса контроля: член семьи перестает занимать субъектную позицию, ему начинает казаться, что нечто происходит «с ним» - то есть вне его, а значит, и изменения должны произойти не с ним, а с другими. В таком случае он искренне начинает полагать, что именно изменение отношения или поведения другого члена семьи приведет к улучшению ситуации (Шиян О.А.);

· закрытость для нового опыта и в то же время надежда на «чудесное возвращение мира», не связанное с собственными изменениями;

· появление сверхценных идей у некоторых членов семьи;

· формирование симптоматического поведения.

2. Проявление семейного кризиса на микросистемном уровне:

· нарушения по параметру сплоченности: уменьшение или увеличение психологической дистанции между членами семьи (крайние варианты - симбиотическое слияние и разобщенность);

· деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи, крайними вариантами которой являются их диффузность (размытость) и жесткость (непроницаемость);

· нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности или ригидности (механизм сохранения и усиления негибких способов реагирования - «инконгруэнтная адаптация» - почти универсален в кризисных ситуациях, однако при длительном его использовании нарушается естественный обмен энергии в семье);

· изменения ролевой структуры семейной системы (появление дисфункциональных ролей, жесткое, неравномерное распределение ролей, «провал» роли, патологизация ролей);

· нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия);

· возникновение семейных конфликтов;

· рост негативных эмоций и критики;

· нарушения метакоммуникации;

· нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссоры и упреки, ощущение обманутости у членов семьи;

· регресс или возврат к ранним моделям функционирования нуклеарной семьи;

· «застревание» на какой-либо стадии развития семьи и неспособность решать задачи следующих этапов;

· противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членов семьи;

· разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи и несформированность новых;

· неэффективность старых семейных норм и правил в отсутствие новых;

· дефицит правил.

3. Проявления семейного кризиса на макросистемном уровне: П актуализация семейного мифа;

· реализация архаичного поведенческого паттерна, неадекватного актуальному контексту существования семьи, но являвшегося эффективным в предыдущих поколениях;

· нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайними вариантами которых являются диффузность и жесткость (непроницаемость) границ;

· нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколенные коалиции);

· нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии, «провал» роли);

· нарушение традиций и ритуалов;

· неэффективность старых семейных норм и правил и несформированность новых.

4. Проявление семейного кризиса на мегасистемном уровне:

· социальная изоляция семьи;

· социальная дезадаптация семьи;

· конфликты с социальным окружением.

В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них - чаще всего у ребенка. Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных, «застывших» ролевых взаимодействий, отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Носитель симптома называется «идентифицированным пациентом».

Теоретики системного подхода в семейной терапии убеждены в том, что симптом, предъявляемый семьей, представляет собой не что иное, как метафору потребностей семейной системы (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Можно выделить следующие характеристики симптоматического поведения (Борисовская О.Б., 1998; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 2000; Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003):

1. сравнительно сильное влияние на других членов семьи;

2. симптом непроизволен и не поддается контролю со стороны идентифицированного пациента;

3. симптом закрепляется окружением;

4. симптоматическое поведение может быть выгодно другим членам семьи;

5. симптоматическое поведение «обслуживает» избегание членами семьи других психологических проблем, актуализация которых могла бы быть разрушительной для семейной системы. Тем самым оно выполняет функцию семейного стабилизатора.

Идентифицированный пациент, или носитель симптома, может появиться в семье как при попытке сохранения гомеостаза во время прохождения какой-либо стадии жизненного цикла семьи, так и при переходе с одной стадии на другую. Обращаясь за психологической помощью, семья, как правило, желает избавиться от симптома, но при этом не хочет что-либо существенно менять. В этом случае на месте одного симптома впоследствии может появиться другой, не менее серьезный. Например, супруг перестает пить, но при этом тяжело заболевает ребенок.

Для определения особенностей прохождения семьей кризисных периодов необходимы анализ и учет семейных «нормативных фильтров». Под «нормативными фильтрами» мы понимаем совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций, представлений, характерных для данной семьи. Их искажающее влияние может быть различным. Идеальными представлениями могут быть частично объяснены такие факты, при которых даже незначительные проблемы в семейной жизни субъективно переживаются семьей очень тяжело. В других семьях, наоборот, даже при наличии серьезных кризисов в развитии их члены могут не рассматривать ситуацию как катастрофическую, оставаться сплоченными, адекватно реагирующими на все происходящее и оказывающими поддержку друг другу. Обычно члены семьи представляют консультанту «откорректированную» картину семейной жизни, отражающую их идеальные представления. В соответствии с этим важным является умение семейного психолога рассмотреть эту картину, проанализировать и выявить зоны риска для данной семьи.

Особенностью данной работы является использование многоуровневой модели психологического функционирования семьи в анализе семейных кризисов с фокусировкой на микросистемном уровне. Это значит, что в центре анализа находятся не индивидуальные биопсиходинамики членов семьи, а реакции семьи как целостного организма. Данная задача является непростой в силу сложности и подчас невозможности учета взаимодействия всех составляющих семейной системы. Однако наш опыт работы с семьями показывает целесообразность использования данного подхода при анализе столь уникальной социальной микрогруппы, как семья, позволяющий понять ее неповторимый и загадочный мир и законы существования.

В настоящее время в развитии семьи принято выделять пять этапов (фаз). При этом часть исследователей предлагают «дробить» (дифференцировать) некоторые из приведенных этапов и в их прочтении насчитывается от 6 (Браун и Кристенсен) до 8 (Дюваль) фаз. В дальнейшем предлагаем использовать именно нижеприведенную периодизацию семейной жизни, как отражающую достаточно полно все этапы развития семьи, с одной стороны, а с другой - достаточно компактную и удобную для работы.

Времена семейных кризисов:

1. Супружеская пара без детей (молодая семья). С момента заключения брака до рождения ребенка.

2. Рождение ребенка (детей).

3. Уход детей.

4. Семья, выполнившая свою родительскую функцию.

5. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).

На каждом из этих этапов межличностные отношения супругов могут проходить пять стадий. При этом четыре уровня совместимости супругов на каждом из этих этапов имеют свои собственные особенности. Но и это еще не все: семью нельзя рассматривать вне социума, общества, т.е. внешнего на не воздействия. И к этому воздействию нужно приспосабливаться.

Таким образом, критические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи - это кризисы семейной жизни . На сегодняшний день выделяют четыре кризиса в развитии семьи (Шнейдер Л.Б., Дружнини В.Н. и др.), каждый из которых знаменует собой, как правило, наступление определенного этапа жизни. При этом интересно отметить, что брачные отношения одной пары служат причинной для беспокойства представителей трех поколений, т.е. на кризисы данной конкретной пары накладываются кризисы родительских пар, и возрастные кризисы детей (и в последствии их семей).

Первый из кризисов, переживаемых молодой семьей - (1) кризис первого года супружеской жизни . В этот период происходит эмоциональная, сексуальная и психологическая адаптация супругов друг к другу (внутренне воздействие) и налаживание отношений с семьей другого супруга (внешнее воздействие). Эта проблема существует только у людей. Наличие родственников со стороны мужа/жены - это то, что отличает человеческий род от остальных обитателей царства животных]. Помимо прочего молодой паре самостоятельно приходится решать: какие традиции родительских семей сохранить, а какие создать заново.

Адаптация друг к другу усложняется и тем, что многие супруги ожидают изменения поведения партнера.

Наиболее характерные конфликты данного периода: конфликт ролей , позиционные, сексуальные, финансовые, бытовые и ценностные . Конфликт ролей в это время связывается с необходимостью освоения молодыми ролей жена/муж с соответствующими обязанностями по отношению друг к другу, что усугубляется кризисом родительских семей, вызванных уходом детей из них (ослабление, уход на второй план отношений мать-сын/отец-дочь и установление новых отношений зять-теща/невестка-свекровь).

Залогом успешной адаптации супругов как друг к другу, так и к новым родственникам является в первую очередь принадлежность супругов к одному кругу (общность социального статуса и ценностей), а также общность индивидуальных интересов и ценностей самих супругов. Однако период жизни семьи, предшествующий рассматриваемому кризису, характеризуется в основном влюбленностью супругов. Наличие же влюбленности не позволяет рассчитывать на объективную оценку молодыми как ситуации в целом, так и друг друга, что только усугубляет последующий кризис. На данный период приходится и большинство разводов (30 % от их общего числа).

Многие молодые супруги считают, что появление детей будет способствовать стабилизации их отношений. И не успев пройти первый кризисный период, они вступают во второй.

(2) Рождение ребенка - это серьезное испытание. Семейная пара превращается в семью. С этого момента система, ранее замкнутая на себя, начинает существовать объективно в виде треугольника. У супругов появляются новые обязанности. Ограничиваются возможности для профессионального роста (особенно матери), реализации своих интересов. Иметь детей означает жертвовать личной жизнью, а воспитание ребенка может оставить паре мало сил и времени для себя. Забота о новорожденном это круглосуточная работа, помимо доставления большой радости, родительские обязанности требуют и ответственности. Усталость и апатия - обычное состояние в это полное стрессов время. Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временной дисгармонии сексуальных отношений.

Наиболее распространенные конфликты для данного кризиса: сексуальные, эмоциональные и хозяйственно-бытовые . Также отдельно следует отметить такие характерные для второго кризиса семьи конфликты как столкновение по поводу воспитания ребенка (детей) и конфликт ролей, что зачастую вызывается неготовностью супругов принять на себя новые роли родителей.

(3) Десять - пятнадцать лет совместной жизни совпадает со средним возрастом супругов. Этот период характеризуется пресыщенностью супругов друг другом. Появляется дефицит чувств. Гейл Шиихи ввела словосочетание «кризис середины жизни». Появляются первые чувства утраты молодости. Осознание того, что скоро будет угасание физических сил. Возникает подсознательное стремление к чему-то новому. По мнению Г. Шиихи это возраст супружеских измен.

Более того, у детей в семье в это же время начинается замечательный период подростничества. Подросток начинает стремиться к независимости, к социальному миру вне семьи. Своим поведением подростки бросают вызов семьям. Возникает ситуация разобщения и поляризации поколений.

Типичные конфликты описываемого периода: позиционные, сексуальные, эмоциональные и ценностные. Кризис ролей здесь проявляется в необходимости предоставления ребенку самостоятельности. Ребенок из объекта отношений становится субъектом.

(4) После восемнадцати - двадцати четырех лет совместной жизни одна из основных функций семьи - воспитательная - выполнена, дети уходят из семьи. Примерно в это же время многим родителям приходится также столкнуться с недееспособностью или смертью своих собственных родителей. Снова проблема одного поколения будет будоражить всю семью. Когда умирают бабушки и дедушки, родители становятся старшим поколением.

Помимо прочего родителям приходится подвергать переоценке свои физические возможности и ресурсы; переоценке подвергаются и собственно супружеские отношения. Происходит угасание физических сил, изменяется социальный статус (уход на пенсию), и как следствие этого - ухудшение материального положения семьи. Уход на пенсию часто связан с глубокими переживаниями, действующими разрушительно; человек внезапно теряет дело всей своей жизни, ощущает собственную непричастность к событиям социальной жизни.

Уход на пенсию влияет и на супружеские отношения - мужу и жене теперь приходится проводить большую часть времени вместе. И хотя многие пары приветствуют возможность больше времени проводить друг с другом, слишком большая близость способна создать напряжение во взаимоотношениях.

Конфликты данного периода: эмоциональные и экономические . Конфликт ролей проявляется в необходимости освоения нового типа отношений с супругами своих детей, а также принятие на себя роли бабушек и дедушек (старшего поколения в семье).

В. Сатир отмечает, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.

    Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

    Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

    Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе.

    Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

    Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

    Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

    Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

    Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности к мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая.

    Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.

    Десятый кризис: смерть одного из супруга, а потом и второго.

Когда три или четыре таких кризиса происходят одновременно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обычно. В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые большинством людей.

Типы конфликтов:

1. Конфликты и размолвки, возникающие на основе неудовлетворенных потребностей в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение. Обиды, оскорбления, постоянная критика. (В дальнейшей работе такого рода конфликты будут именоваться позиционными ).

2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов. Они могут иметь различную основу: пониженная сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания; безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; различные болезни супругов; сильная хроническая переутомленность одного из супругов и т.д. (Сексуальный конфликт ).

3. Психические напряжения и депрессии, конфликты и ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; отсутствие ласки, нежности, заботы внимания и понимания. Психологическое отчуждение супругов. (Психологический или эмоциональный конфликт ).

4. Конфликты, ссоры и размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам денежных средств семьи. (Экономический конфликт ).

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи. (Финансовый конфликт ).

6. Конфликты, ссоры и размолвки на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде на почве благоустройства домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов. (Бытовой конфликт ).

7. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимной поддержке, в кооперации и сотрудничестве, связанные с разделением труда в семье, ведении домашнего хозяйства, уходом за детьми. (Хозяйственно-бытовой конфликт ).

8. Конфликты и размолвки на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных «хобби» и увлечений. (Конфликт интересов или ценностный конфликт ).

Данную классификацию конфликтов дополняет еще одна большая группа конфликтов, возникающих на почве разделения труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье (конфликт ролей ). В основе этой группы конфликтов лежит теория ролей, разрабатываемая в современной социальной психологии. Правда, эта группа конфликтов без особого труда может быть объединена с вышеприведенной. Следовательно, конфликт ролей можно рассматривать как конфликт особой специфической потребности.

Таким образом, кризисы семейной жизни это неизбежный факт, часто сопровождающийся семейными конфликтами. Кризисы семьи совпадают с важными, значительными, яркими событиями происходящими в жизни семьи, не зависимо от того позитивное оно или нет. Для позитивного события, которое ведет к внешним и внутренним изменениям семьи и её членов, необходимо адаптироваться. Для негативного, важен поиск путей выхода из кризиса и наличие поддержки, участия каждого члена семьи. Успешное преодоление кризиса семьи зависит от: уровня развития каждого члена семьи (психологического, интеллектуального и др.), от психологической готовности к его преодолению, от содержания и объема участия в решении элементов кризиса всех членов семьи, от заинтересованности каждого члена семьи в безболезненном прохождении кризиса и готовности помочь другому в его прохождении, а также от того как преодолевались кризисы в родительских семьях, родителями (бабушками, дедушками).

mob_info