Экспедиция Восход – новый этап «Восход над Атлантикой. Самые опасные моменты экспедиции «Восход

На прошедшей выставке мое внимание привлёк стенд парней из Экспедиции Восход. Их история о путешествии из Москвы до Бали, их харизма и позитивный настрой не могли не заставить импонировать им. Мне удалось пообщаться с идеологом этого бешеного музыкально-туристического проекта Ильей Михальченковым (экс-Double Fault), чтобы подробнее рассказать об их вдохновляющем трипе на двух бессмертных «Волгах» до райских азиатских уголков планеты.

Начнем со знакомства. Как зовут твоих верных спутников? Чем каждый из вас занимается вне походов и музыкальной деятельности?

Вечер в хату! Вообще, у нас огромный коллектив. Помимо самих путешественников, имеем соратников по всему миру, которые сами становятся путешественниками и присоединяются к нам частями или всем скопом по имейлу и за рубежом. Но из ближайших идейных: Вован — наваливает на гитаре, Степа — раздает на барабанах, Санек делает так, чтобы Волги ехали и давали нам ежедневный шанс, Колян — режиссирует и снимает весь этот театр абсурда. Еще Егор и Аня на Атлантическом этапе будут с нами, а там может и на совсем останутся. Дурачков много. Ну, и главный комбинатор — Илья. Идеолог всего этого краснопролетарского ада. На басу еще бацает и поет. Вне Экспедиции мы постоянно готовимся к Экспедиции. Она очень много забирает времени.

Как в голову пришла такая идея совершить столь далекое и крайне тяжелое путешествие? Сама экспедиция послужила толчком для формирования брэнда «Экспедиция Восход» или же бренд стал основополагающим для самой экспедиции?

Идея пришла в размышлениях о классическом драматургическом замесе. Дело в том, что именно на Бали произошла гибель моего лирического героя. И, соответственно, именно там Феникс должен был восстать из пепла. А по поводу марки — Экспедиции нужен был кислород. Кровь в жилах. Помимо слабоумия и отваги. Марка стала ею. Это логичное развитие, в современном диджитале нужно как-то монетизировать свои идеи, чтобы они имели продолжение.

Как собирались средства на ваш поход?

Мы сделали километровый механизм — что-то типа краудсорсинга на нашем сайте . Стоимость одежды и ништяков выражалась в километрах пути Экспедиции. Заливаешь в колонку километры (покупаешь), меняешь их на свитшот, например, а мы едем вперед — у нас на баре прибавляются деления пройденного пути.

Расскажите про свой выбор автомобилей, с чем он был связан, где вы их нашли и что было с ними сделано для того, чтобы они прошли такой огромный путь?

Мы любим и уважаем Высоцкого, Курта Кобейна и Вишеза. А еще Дейва Гроула и Криса Крисвелла. Все эти люди мечтали ездить на 24-ых Волгах, но по разным причинам не могли (у Высоцкого был Мерседес). Поэтому мы решили восполнить пробел. К тому же Волги — это краснопролетарская телега. Это провоцирует, эпатирует. Нужен был конфликт — они ведь дальше МКАДа не способны ехать, какой там Тибет с Экватором.

Топ-3 событий, которые оставили след в вашей памяти? (3 хороших и 3 не очень).

Нас качали концерты. 1) Барбершоп в Караганде с крутым саппортом из казахской панк и хк тусовки. 2) Съемки клипа на озере Манасаровар в Тибете рядом с горой Кайлаш. 3) Мощнейший прием на острове Калимантан, где мы не планировали играть никаких шоу, в итоге просто зашли в бар, познакомились с местным панком, и в итоге все превратилось в феерию и чад кутежа с одними из самых крутых гигов в Малайзии и Индонезии.

Из ситуаций очко: дорога Линчжи — Ранву Лейк в Восточном Тибете, где мы чуть не разбились, «Стояние в Куала-Лумпуре» в 10 дней и арест тачек на 2 недели на границе Чонг Мек в Тайланде. На самом деле самое сложное для Экспедиции — это застревать на месте. Экспедиция должна ехать. Она не может стоять.

Китайский Тибет — намба ван. Двигайте без раздумий. Все страны уникальные, сравнивать не стоит. Но Тибет — это ах.

Какая из стран стала самой трудной на вашем пути и почему?

Как ни странно — Тайчик. Из-за обилия трансов (в советском обществе тупо не принято), ну и арест автомобилей, который поставил под угрозу 7 концертов и всю Экспедицию в целом. Хотя неожиданности были и в Малайзии, и в Индонезии. Там тоже хватало гемора.

На таком расстоянии и таких условиях почти любой автомобиль будет требовать ремонта, где вы брали запчасти для своих верных «коней»?

Большую часть с собой взяли, коробку 4-х ступку (накрылась в горах, но дотянула до Бангкока) получали в багаже хрупкой и ранимой девушки. Спасибо тебе, о русская баба!

Как вас встречали местные жители, и кто был самым дружелюбным на вашем пути? Были ли те, кто пытался вас каким-либо образом обмануть или вы находили лишь тех, кто помогал безвозмездно?

Казахские и киргизские менты канеш лютовали, но получали с нас только отличное настроение и пожелания счастья и любви. Остальные люди улыбались, саппортили (или как там по-краснопролетарски?), вытаскивали нас из трудностей. И мы улыбались им навстречу. Помощь их неоценима. Принципы этики везде одинаковые, намерения чисты и все получается — этот замес освещал нам путь на протяжении 114 дней и притягивал правильных персонажей.

Экспедиция Восход

1 of 3


Илья Михальченков, идейный вдохновитель экспедиции, рассказал нам о самых тяжелых и страшных моментах в этом захватывающем приключении. Читайте ниже про поломки, ночевки на высоте пять тысяч метров, границы и другие опасные ситуации.

Отправляясь в четырехмесячную экспедицию на старых «волгах», невозможно предусмотреть бóльшую часть ситуаций. Да, для нас это первый опыт подобного масштаба, и мы уже сделали огромное количество выводов, но все равно это утверждение никуда не денется и через десять экспедиций (а продолжать мы намерены точно). Экспедиция - это не турпоездка. И не бэкпекерский опыт. В экспедиции ты и твое средство передвижения - единый организм.

Помню, когда в Москве проходили финальные приготовления и мы встречались с разными путешественниками, запомнилась одна их мысль: «Может, доедете. А может, и нет. Хотя дурачкам везет - люди годами готовятся, на „ленд-крузерах“ едут. И не получается». Это довольно странная конструкция. Казалось, что может тут пойти не так? Маршрут построен, документы оформлены, машины приведены в идеальное состояние. Но длинный путь всегда решает по-своему. Рассуждать больше не будем, просто вспомним несколько ситуаций.

Стартуем из Москвы и играем 11 концертов подряд, практически каждый день. Это вообще никак не соотносится с дорогой. В день приходится делать по 500–1000 километров, и это на старых «волгах»! Машины постоянно ломаются по мелочам - чиним их, выбиваемся из расписания, в щели дует льдом из степей. Опаздываем перманентно, спим по три-четыре часа. В итоге к Бишкеку болеют все. А впереди перевалы начиная с 3800 метров, далее небольшой перерыв - и сразу 5400 метров, потом два дня на пятерке, далее две недели на 4000–5000 метров. Альпинисты знают, что это значит.

Ехать на такие высоты, имея любые проблемы со здоровьем, - самоубийство. Мы это тоже понимали и сильно нервничали, вплоть до разборок внутри коллектива. А если еще машины на высоте сломаются… С ними вообще каждый день что-то происходит. Хорошо, что в китайском Кашгаре мы провели пять дней на высоте 1200 метров - возникли вопросы с тибетскими документами. Успели восстановить здоровье. Сейчас отчетливо осознаю, что это была важнейшая передышка.

Заезжаем в Казахстан на летней резине, в степи начинается метель, дорога покрывается льдом. Вы вообще по льду на «волге» заднеприводной двухтонной ездили на лете? Не очень кайфово. Далее граница с Китаем. Заезжаем через перевал в 3800 метров со стороны Киргизии. Сзади уже лежит снег. А впереди его не будет, комплект резины странный: впереди лето, сзади б/у зима, купленная второпях на местном рынке. Машина ведет себя странно на серпантинах в таком режиме.

Погранзастава в Синьцзян-Уйгурском районе Китая. Это закрытая автономия на полувоенном положении. Въезд иностранцев без множества пермитов-разрешений, которые у нас есть, и сопровождающего китайского гида запрещен.

Машины обыскивают досконально: перебирают в перчатках все вещи в рюкзаке, конфискуют квадрокоптер. Около часа допрашивают Колю, нашего режиссера, в закрытом помещении со стеклянной стеной, будто мы в бондиане какой-то, ибо съемки в этом районе запрещены. Докладывают о нас в КГБ в Пекин. Открывают ноутбуки, смотрят файлы, ищут запрещенную литературу (у меня с собой маленький томик Лао-цзы, не знаю, как не заметили). К тому же в видео, которое они случайно открыли с моего рабочего стола и смотрят, я на русском отвечаю на вопрос подписчика во «ВКонтакте» о боге Ра и его связью с Тибетом.

Добавляло переживаний еще и то, что некоторые необходимые детали в документах на машины нам пришлось выдумать (именно выдумать!) еще в Москве, ибо их не существовало в природе, а получить документы на въезд без них было невозможно. Затем мы выбили их на маркировочных табличках авто (кстати, по иронии судьбы китайского производства), чтобы им было с чем сверять на границе. Но китайцев это не устраивает - им нужны номера на двигателях. Выкручиваемся, сочиняем по дороге. В итоге авто задержали на заставе на сутки. Слава богу, прорвались.

Самая высокая ночевка в Тибете - у священной горы Кайлас, 4700 метров! Утром у всех кровь из носа. Горная болезнь развернулась, мы уже неделю на высокогорье, адаптация не особо помогает. Утром выясняется, что у Вовы температура, а это чревато самыми тяжелыми последствиями. Надо топить с высоты! Втопили, обошлось.

Западный Тибет. Дорога от Линчжи до Ранву-Лейк. Точнее, ее отсутствие. Пробираемся по камням: 250 километров за 17 часов. Утром, когда измотанность достигла предела и все, кроме водителей, спали, машины попадают в обледенелый ручей и их друг за другом несет к пропасти. Управляемости нет, но скатиться не успеваем. Если бы ручей разлился на два метра шире, попрощались бы друг с другом.

В Лаосе, по дороге из Луангпхабанга до Вьентьяна, у одной из машин начинает отваливаться руль (порвался демпфер рулевого вала)… В итоге его трясет и угол поворота направо в два раза больше, чем налево. Прямо скажем, не очень удобно на серпантинах в джунглях в ожидании, что в любой момент руль останется у тебя в руках.

На самом деле за 20 тысяч уже пройденных километров вспоминается тонна историй. Регулярно становилось очень страшно, но это ведь испытание, в этом и есть смысл. В экспедиции никогда не знаешь, что принесет следующий день: хочешь насмешить ребят там, сверху - расскажи о своих планах.

Вот, например, сейчас мы сидим на острове Борнео, в портовом Кучинге. Мы первые, кто добрался сюда на русских автомобилях. И не можем пройти последний рубеж - границу с Индонезией, не хватает очередного документа. Стоимость его заоблачная, равна стоимости самих автомобилей, процесс оформления - тоже неподъемный. Договориться на границе не получилось. Ждем письмо-приглашение от мэрии города Бандунг, где мы будем играть концерты. Не знаем, поможет или нет, но верим в лучшее!

В экспедицию «Восход» вообще нужно все время верить - она тогда каким-то таинственным образом начинает складываться.

Следить за передвижениями отважной экспедиции можно в

Идеолог экспедиции Илья Михальченков рассказал LiveJournal Media, как окупить путешествие и почему это изматывающая работа.

«Замес всей экспедиции в том, что в современном информационном пространстве можно реализовать любую безумную идею. Люди по другую сторону экрана эмоционально участвуют, подключаются и могут проинвестировать», - говорит Илья.

Вместе с музыкантами, оператором, художником и двумя красно-белыми ГАЗ-24 он находится на Бали. Здесь неделю назад финишировала экспедиция Восход. Культурный поход длился три с половиной месяца, 23 тысячи километров и готовился два года.

Бали

Бизнес-модель путешествия

Илья Михальченков

Для этой экспедиции была создана бизнес-модель, основанная на краудсорсинге. Мы не просили денег у людей, а предлагали купить классную майку или свитшот . Коллекции Экспедиции создал наш художник Максим. Люди как бы расплачивались за вещи не рублями, а километрами нашего пути. В этом была часть драматургии всей экспедиции.


Но изначально в проект были вложены огромные деньги: производство одежды, оборудование, съёмки. Машины надо было построить с нуля, потому что мы купили два ржавых кузова, которые не ехали. В итоге к началу экспедиции деньги тупо кончились. Тогда мы взяли кредит на 2 миллиона рублей, и этого хватило, чтобы за последнюю неделю доукомплектоваться необходимым в дороге.

В общем, когда выехали, у нас было 40 тысяч рублей и 200 футболок. С этим багажом мы поехали проверять, получится ли за счёт творчества проделать путь в 23 тысячи километров. И эта модель сработала.

Машины ломались, люди ссорились

Спустя несколько тысяч километров стало понятно, что «Волги» 1974 и 1983 годов - специфический выбор для серьёзного путешествия. К тому же перед выездом машины как следует не обкатали.

Илья Михальченков

Музыкант, идеолог экспедиции Восход

Каждый день что-то по мелочи ломалось. Ничего серьёзного, но уверенности в дороге это не прибавляло. А уделить время ремонту было невозможно, потому что после выезда из Москвы у нас было 11 концертов подряд. Играешь концерт. В ночь выезжаешь. Едешь 17 часов. Приезжаешь и сразу концерт. На этой почве между мной и механиком Сашей был мощный конфликт, несмотря на то, что мы с шести лет друг друга знаем.


Он понимал, что ехать в Тибет в том же состоянии, в котором мы пытаемся Казахстан проскочить, опасно для жизни. И, наверное, «Волжанки» предупреждали нас постоянными мелкими поломками, чтобы мы были осторожны. На 5400 метрах над уровнем моря любая ошибка может стоить дорого. Но в принципе у нас всё было предусмотрено. Друзья помогли в Москве разработать высотные карбюраторы. Протестировали их на стенде. И мы их поменяли на 3000 метрах. Много ещё чего ломалось в пути, но люди помогали. В Лаосе выточили порвавшийся демпфер рулевого вала, в Пхукете вместе с чемпионом по ралли Гошей меняли коробку передач, которую нам привезли в чемодане.

Контекст для творчества

Без советских ГАЗ-24 экспедиция бы не состоялась, уверен Илья. При выборе авто он исходил не только из прагматических соображений. Он искал контекст для музыки и творчества.

Илья Михальченков

Музыкант, идеолог экспедиции Восход

Как сказал Сергей Шнуров, тот, кто делает музыкальную группу в условном 2010-м году, идиот. Ребята, с которыми я играю (на мне бас и вокал), долго просили записать альбом, поехать в тур играть концерты. А я это всё уже видел. Записал восемь альбомов, в туры ездил по Европе. И было понимание, что выход творческим идеям надо давать другим маршрутом.

«Волга» для меня - это советский романтизм, 70-е, время светлых вещей, Высоцкий, «Здесь вам не равнина, здесь климат иной». Какая-нибудь «Нива», на мой взгляд, не оставила такого эмоционального следа. К тому же у меня на «Волге» папа ездил.


Ну, и сейчас советский винтаж переживает возрождение. Это популярно и хорошо работает не только в России, но и в Европе, Азии, Штатах. У нас был прицел на международный рынок. И наши ожидания полностью оправдались. Тотальный шок на всех дорогах. Особенно в Китае, Лаосе, потому что с этими странами у нас давние культурные связи. Люди сигналили, останавливали нас, приглашали-угощали.

Первый российский концерт в столице Тибета

Изначальной целью путешествия были съёмки документального фильма об азиатской независимой музыкальной сцене. Параллельно экспедиция Восход должна была вести блог и дать несколько концертов. Но в пути стало понятно, что музыка выходит на первый план.

В итоге за 114 дней музыканты дали 40 концертов. О части из них удалось договориться заранее. Но самые запоминающиеся выступления происходили случайно.

Илья Михальченков

Музыкант, идеолог экспедиции Восход

Минимум оборудования, который позволит автономно звучать, у нас был с собой. Потому что на локальных промоутеров рассчитывать нельзя. В России, Казахстане и Киргизии всё было более-менее прогнозируемо по срокам и условиям. В Азии были забиты только примерные даты. А в Лаосе и Китае вообще невозможно что-то планировать. Но в итоге там получились самые крутые концерты.

Чтобы оформить разрешение на выступление в Китае, нужно предоставить чудовищное количество документов с переводами песен.

Приехали в Шигадзе, это одна из культурных столиц Тибета, стоим около машины, едим апельсин. Подходит китаец и начинает с нами разговаривать на английском. Это был первый китаец за всё время, который на английском говорил. Они вообще не разговаривают на других языках, кроме китайского.


Шигадзе

«Вы музыканты?» - «Да!» - «Здорово, у меня у друга самый крутой клуб в Лхасе, и он первый рок-музыкант в Тибете. Давайте вы у него сыграете, мы вам хорошо заплатим».

А у нас как раз в очередной раз закончились деньги, оставалось ровно на один день в Китае. В итоге клуб - битком, китайцы орут, потому что у них в принципе ничего не происходит: играют только местные группы довольно низкого уровня. Мы остались на пару дней, дали несколько концертов, хорошо заработали, продали все футболки - китайцы отрывали с руками. Стали первыми российскими музыкантами, которые выступили в Лхасе.

Люди в Азии очень открытые, и когда у тебя получается дать им эмоцию со сцены, они реагируют бешено. Вряд ли в Европе и Штатах подобное есть. Азиаты голодные до крутой музыки.


Train Night Market Ratchada, Бангкок

Совершенно случайно выступили в Куала-Лумпуре. У нас была задница с деньгами полная. Опять. И пришло предложение сыграть в гольф-клубе для местных дедов, полицейских и адвокатов. Я там чувствовал себя, как поп-исполнительница из 90-х, поющая в бане, с которой сейчас будут делать нехорошие дела. Но когда мы начали играть, эти деды стали петь, и из фарса это превратилось в крутой вечер.

Ты понимаешь, что это такие же люди, как ты. Им так же хочется переживать, им так же хочется петь. Они рады тебя видеть. А у нас вся музыка так выстроена, чтобы любой человек в любой стране мог подпевать и получать удовольствие.

Мы выступили на самых разных площадках: в парикмахерской в Караганде, книжном магазине в Алма-Аты, на главной площади Нижнего Новгорода, у тибетского священного озера Манасаровар на высоте 4700 тысяч метров над уровнем моря, на стадионе в Лаосе для 10 тысяч человек и в рисовых полях, в скейт-парке на Бали и на чайных плантациях города Бандунга.

За время поездки трижды продали всю одежду. Новые партии нам привозили из Москвы в чемоданах друзья и просто люди, которые хотели помочь. Весь заработок уходил в дорогу. За счёт этого мы и двигались.

Опасный Китай

С Китаем оказались связаны самые яркие впечатления путешественников. Как положительные, так и отрицательные. Здесь было потрачено больше всего денег, нервов и сил.

Илья Михальченков

Музыкант, идеолог экспедиции Восход

Основной бюджет нашей экспедиции ушёл на китайские документы. Документы на машины, номера, пермиты и сопровождение гида обошлись в 21 тысячу долларов. Китайцы целенаправленно так делают. Они не любят, чтобы кто-то ездил в Аксайчин, это спорная территория между Китаем и Индией, в Тибет. Для них самих попасть в Тибет считается очень крутым, это дорогой внутренний туризм, который не каждый китаец может себе позволить.


Вместе с туристом на всём протяжении поездки обязан находиться гид, который является сотрудником госбезопасности Китая. Он следит, чтобы ты не отклонялся маршрута, ехал строго по расписанию и отмечался в полицейских участках. Для въезда в каждую автономию - отдельный пакет документов.

Наш гид Ванг Лин постоянно звонила в центр, говорила, где мы, что мы делаем. Женщина абсолютно потрясающая, она нас вытащила несколько раз из довольно сложных ситуаций.


При въезде в Китай из Киргизии, машины арестовали на день. Хотели забрать коптер, но Ванг Лин его отбила при условии, что мы не будем его использовать на территории страны. Его опечатали. Вытащили все вещи из машин, ноутбуки открывали, заставляли вводить пароль, смотрели файлы. Открыли видео, где я отвечаю на вопросы подписчиков. Пограничник спрашивает: «Что он говорит?» Ванг Лин ему перевела. Искали религиозную литературу.

Потом, когда проехали мощно оборудованную границу, стало понятно, почему такие меры безопасности. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе три террористических группы действуют. Такое ощущение, что ты попал в Пакистан, где только что произошёл военный конфликт. На пограничной заставе битый кирпич, она явно обстреливалась, всё в колючей проволоке, бегает народ с оружием.

В Китае не все гостиницы могут принимать иностранцев. У них должна быть лицензия. Мы приехали ночью в Ранву-Лейк, это Западный Тибет. Перед этим 12 часов пути. Всех вырубает, потому что кислорода на высоте нет. И дорога такая, что чуть зазевался, в пропасть упал. Пытаемся поговорить с кем-то на английском. Коммуникация с азиатами и так специфическая, а тут нас просто никто не понимает, и в гостиницы не пускают, потому что нет лицензии. При этом все номера стоят пустые.

В итоге мы кое-как в одной гостинице договариваемся. Нам говорят: «Идите в полицейский участок. Если они дадут добро, тогда окей». Находим полицейских глубокой уже ночью, они разрешают. Возвращаемся в гостиницу, а нам не верят. Говорят, мы сами пойдём проверим. В общем это всё продолжалось часами. Мы плюнули и поехали дальше.

Ночью на дороге, вернее, на бездорожье между Линчжи и Ранву-Лейк чуть не попрощались друг с другом

Китайцы оборудуют весь Тибет автобанами. У нас это была бы стройка века. А у них обычное дело: вгрызаются в горы, ставят в пропасти сваи. Но проблема в том, что перед этим уничтожаются все старые дороги. И новые кладутся поверх.


250 километров между Линчжи до Ранву-Лейк выглядели так, будто на дорогу сошёл сель с булыжниками размером с дом. И в этих глыбах выдолблен жёлоб, по которому пробираешься на автомобиле. Искры валят из-под днища, потому что постоянно цепляешь камни. Справа - пропасть, слева - пропасть. Движение в основном одностороннее, и где-то есть карманы, чтобы разъехаться. Сверху свисают выкорчеванные деревья.

Я тогда спал, Саша первую машину вёл, Коля - вторую. Он рассказывал: «Я смотрю что-то впереди чёрное. Потом вижу, Сашу начинает уносить. Нажимаю на тормоз, нас тоже начинает нести». В общем мы въехали на обледенелый горный ручей, который тёк поперёк дороги. И машины снесло к обрыву. Если бы ещё на два метра ручей шире разлился, унесло бы совсем.


Вообще в Тибете очень много погибшего транспорта. Почти каждый километр ограждения автобана в дырках. И остовы машин лежат. Мы это не снимали, потому что посчитали, что это будет неправильно. Но дорога опасная. Высота, кислорода мало, контроль теряешь.

К тому же в Тибете, кроме Лхасы и Шигадзе, инфраструктуры нет. Только домики из блоков каждые 300-400 километров, где можно ночь провести. В некоторых есть хозяева, и это стоит денег. А некоторые - просто стены, даже дверей нет. На улице −15, внутри −15. Кое-где ещё стоят буржуйки, но ты не можешь их топить, потому что кислорода мало, а ночью дыхание успокаивается.

Когда у тебя есть дорога, то роли сами собой продумываются. Я и подбирал ребят так, чтобы они были героями, каждый со своей партией. Саша - механик, он отвечает за то, как едут машины, где мы делаем остановки. Есть штурман-гитарист, есть Коля, который снимает, барабанщик ему помогает монтировать, художник рисует афиши и фотографирует, есть я, который ведёт автомобиль, пишет в соцсети и договаривается с промоутерами. Все заняты. А когда сидишь на месте, роли начинают разрушаться.


Сейчас я понимаю, что такие большие экспедиции надо делить на этапы. Больше двух месяцев невозможно ехать, работать и выдавать контент высокого уровня. Надо возвращаться домой, немножко приходить в себя и дальше отправляться.

Ещё надо делать паузы в дороге. Вначале мы втопили. Отрезок от Москвы до границы Китай - Лаос пролетели за 40 дней. Но в таком графике долго невозможно существовать. Наш видеоблог о путешествии сейчас остановился на Лаосе, хотя мы уже финишировали на Бали. И по этим видео можно проследить, сколько внутренних ресурсов у нас было. Сначала они выходили регулярно, потом промежутки стали расти. Надо делать спокойно: два дня едешь, один сидишь монтируешь. А иначе, чтобы в режиме реального времени выдавать картинку, нужно команду ещё человек шесть, которая параллельно будет ехать в автобусе и заниматься постпродакшном.

И играть каждый день нельзя. Это только в обычном туре можно, когда у тебя хорошая гостиница, логистика продумана, минивен с водителем.

В начале проекта было много комментариев вроде: «Ага, хотите отдохнуть за наш счёт, в Азию смотаться». На самом деле то, что мы делали - это тяжёлый труд. Ехать на подобном автомобиле - это в принципе работа. Первые две недели спали только по три часа или вообще не спали. Когда от Караганды до Алма-Аты надо тысячу с лишним километров проехать. А дороги нет. А концерт на завтра забит. И таких моментов было много.

Финиш

Сейчас экспедиция Восход остановилась на финишной точке - Бали. Здесь ребята пробудут около месяца, дадут ещё несколько концертов. После этого в Джакарте «Волги» погрузят в контейнеры и морем отправят в Петербург.

Фильм о независимой азиатской панк-сцене всё-таки выйдет - через год. Столько, по словам Ильи, понадобится на его подготовку. Также команда планирует вывести марку одежды «Экспедиция Восход» на международный рынок. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. По крайней мере мэру Бандунга музыканты уже пояснили за моду .


Аксайчин

© Экспедиция «Восход»

3 момента, которые невозможно забыть

Аксайчин, Китай

Больше всего эмоции у нас вызвали горы, в частности, Тибет. Одно из самых запоминающихся мест - регион Аксайчин, закрытая территория и предмет спора между Китаем и Индией. В свое время здесь положили порядка шести тысяч индусов и китайцев. Сейчас военные действия не ведутся, но официально территория не признана за Китаем. Чтобы туда попасть, нужны специальные разрешения. Здесь, на высоте 5380 метров, находится перевал, который мы должны были преодолеть. Мы ехали туда без адаптации и буквально за два дня поднялись с 1000 до 5000 метров, что было непросто. Поднявшись, увидели бескрайние горные долины и пустыни, изрытые блиндажами и колючими проволоками. Над перевалом стоят пулеметные доты и траншеи, которые уходят за горизонт. В то же время ты не можешь нормально дышать и не понимаешь, как эти ребята воевали на такой высоте. И это эхо войны - войны в нечеловеческих условиях - очень впечатляет.


Участники путешествия

© Экспедиция «Восход»

Озеро Манасаровар, Китай

Оно находится у подножья горы Кайлас, считающейся священной в разных религиях. В самом озере был якобы зачат Будда, и место действительно обладает непередаваемой энергетикой. Еще по пути туда наш гитарист Вова простудился, а заболеть на высокогорье чревато последствиями. Однако после Манасаровара температура у него прошла. Это, конечно, все мистика, но нам действительно важно было здесь оказаться. У берега озера мы отыграли акустический сет, записали клип, и это было невероятно.

Переправа на пароме, Джакарта

Чтоб перевезти машины с острова Калимантан на Яву, нам нужно было погрузить их на паром. Мы не были до конца уверены, что у нас получится, так как индонезийцы, как обычно, трясли нас и требовали взяток. Все удалось оформить благодаря помощи местной девушке Ри Ри, с которой мы познакомились накануне, когда на Калимантане встретили группу индонезийских панков. Ри Ри была женой одного из них. С головы до ног она была закутана в паранджу, хотя большинство местных ограничиваются хиджабом, - из-под ее длинного черного платья виднелись только слипоны Vans. Удивительно было посмотреть на ее примере, как панк-культура переплетается с архаичным исламом. Ри Ри взялась помочь нам на добровольных началах и за день разрулила все вопросы с погрузкой. Для нас это был важный момент: ты испытываешь потрясающее чувство, когда грузишь «волги» где-то на краю мира на огромный паром и понимаешь, что будешь первым, кто проедет на русском автомобиле по острову Ява.


Озеро Манасаровар

© Экспедиция «Восход»

3 удивительных человека, которых «Восход» встретил во время путешествия

Однажды нас остановил на дороге англичанин шестидесяти пяти лет и стал рассказывать про наши же автомобили. Оказалось, что он фанат советской военной техники. В разное время он владел 13 различными русскими грузовиками: «уралы», КрАЗы и т. д. Он их скупает, реставрирует и ездит. Сейчас он купил трактор и хочет совершить на нем кругосветное путешествие за четыре года. В общем, было удивительно встретить в джунглях в Лаосе британца, который так подкован в советском автопроме.

Путешественник Ассир, Малайзия

Сообщество людей, которые путешествуют на длинные расстояния, небольшое. Когда появляется какой-то яркий проект, о нем быстро узнают другие благодаря социальным сетям. Например, когда мы приехали на Бали, нас узнавали люди на улицах.

Так вот, через фейсбук мы познакомились и с известным малайзийским путешественником Ассиром, который помог нам пересечь границу между Малайзией и Индонезией. Он проехал 120 стран и много повидал. Рассказывал нам, как путешествовал по Мьянме во время гражданской войны: «Я еду по дороге - и тут перестрелка, в машину попадают пули, дорога усеяна телами, а я продолжаю свой путь». Еще он нам говорил об одном путешественнике-инвалиде, у которого двигалось всего два пальца. Несмотря на это, он проехал от Лондона до Сингапура на автомобиле, разработанном специально для него.

Гид Ванг Лин, Китай

По договору с нашими китайскими партнерами нам выделили гида для путешествия по КНР. Им оказалась женщина лет сорока пяти из Пекина по имени Ванг Лин. Двадцать три дня мы провели вместе в одной машине, и без нее вряд ли бы вообще состоялась наша экспедиция. Она разрешила большое количество наших проблем. Когда пытались изъять наш коптер, она его отбила. В Тибете Ванг Лин следила за нашим здоровьем при помощи традиционной китайской медицины. Она оберегала нас, взрослых мужиков, как мама. Более того, она сама фанатела от того, что мы делаем, и пела с нами наши песни.


И снова - с китайским гидом Ванг Лин

© Экспедиция «Восход»

3 жуткие трудности, с которыми пришлось столкнуться

Горная болезнь

В горах стало очень сложно продолжать путь, так как после сна начиналось кровотечение из носа и гудела голова. Встаешь и не можешь ничего делать - сложно не только ехать, но и ходить. Хочется лежать, но надо заставлять себя двигаться, чтобы происходила адаптация. Свою роль начинают играть питание и температура: бывало, что мы спали в минус пятнадцать в бытовке.

Перед Тибетом нам пришлось сделать пятидневную паузу, чтобы оформить документы и заодно акклиматизироваться и подлечиться. Дело в том, что на высоту нельзя забираться больным. Малейшее заболевание может обернуться страшными последствиями. Мы же после одиннадцати отыгранных концертов успели заболеть, поэтому Ван Лин нас лечила местными травами. В итоге Тибет мы преодолели довольно легко, хотя другие путешественники не всегда так удачливы. В российской экспедиции 2011 года по схожему маршруту погиб один экипаж: в условиях горной болезни теряешь контроль на серпантинах. Кроме того, может начаться, как говорят путешественники, «пенная вечеринка»: ты лежишь с пеной у рта и колешь дексаметазон. Подобные переезды опасны еще и потому, что деваться там некуда. Поднимаясь на Эльбрус, ты всегда можешь спуститься вниз, если возникли какие-то проблемы. А тут на высоте в 5000 метров ты можешь ехать несколько дней, и ничего не будет меняться.


Баллоны с кислородом

© Экспедиция «Восход»

Пересечение границ

Проблемы с переездом из одной страны в другую были очень часто. Самой сложной оказалась граница на Калимантане между Малайзией и Индонезией. Мы точно знали, что у нас нет таможенной декларации, так называемого карнет де пассаж, без которого нельзя преодолеть границу. Чтобы получить этот документ, находясь в России, нужно было оставить залог 800 тысяч рублей. Когда машина покидает территорию страны, эту сумму возвращают, но на тот момент у нас таких денег не было, поэтому мы ехали наудачу.

Мы слышали, якобы можно проскочить разными способами. Например, дать взятку таможенникам или получить разрешение на временный въезд, которое, однако, не позволяет потом переправиться на Яву. В итоге нам не удалось проехать и пришлось вернуться в малайзийский город Кучинг, где мы задержались еще на неделю. За это время выяснилось, что в Малайзии достаточно оставить залог всего в триста тысяч. Мы быстро наскребли нужную сумму, отчасти с помощью интернета, и успешно перебрались в Индонезию.

Взаимоотношения в коллективе

На самом деле это было испытанием: шесть мужиков четыре месяца путешествуют на двух старых машинах, которые управляются с трудом. Такой проект, участники которого должны ехать, играть в пути, производить контент, требует огромных усилий, и из-за этого нервы кипели. Особенно тяжело было в Астане, когда мы отыграли одиннадцать концертов подряд, устали, и все участники заболели - с кашлем и насморком были все шесть человек. Плюс каждый день по мелочи ломалась машина: то дворники, то печка, то завестись не может. И это только в степи - непонятно, что будет в горах. Из-за такого графика и условий взаимоотношения кипели. До драки не доходило, но все понимали: может закончиться тем, что кто-то развернется и уедет. Впрочем, когда мы проехали Тибет, все нормализовалось, все выдохнули и успокоились.

Серебряный Дождь представляет проект «Экспедиция Восход». Это история про сумасшедшую мечту, которую удалось осуществить!

Это история про команду музыкантов, художников и фотографов, которые провели в прошлом году невероятный эксперимент, .

В этом году «Экспедиция Восход» отправилась на запад – в новое путешествие под названием «Восход над Атлантикой». В День Города 9 сентября две Волги вновь стартовали из Москвы. Прямо с Серпуховской Площади машины отправились в сторону португальского Назаре – маленького городка на побережье Атлантики, куда приходят самые высокие волны.

Таким образом участники «Экспедиции Восход» соединили культурным мостом Европу и Азию. По дороге были десятки концертов, множество необычных мест, колоритных персонажей и открытий - все это можно увидеть в нашем фото и видеоотчете.

Маршрут


Фотоотчет о путешествии


9 сентября, в субботу, экспедиция Восход стартовала с Серпуховской площади и уже на следующий день была в Минске!


Во вторник 12 сентября ребята выехали из Минска в сторону Бреста!




14 сентября, в четверг, экспедиция Восход приехала в Краков, а на следующий день - в Будапешт!


В воскресенье 17 сентября ребята выехали из Брно в Чехии и направляются в Прагу!



В среду 20 сентября участники экспедиции Восход добрались до Берлина! Снимать жилье в Берлине - дорогое удовольствие, посему ребята поселились у друзей. Несмотря на некоторые неудобства, они полны оптимизма и уже обсудили планы на следующий день!


24 сентября, в воскресенье, экспедиция Восход прибыла в Нюрбург! Путь был непростой: ребята потратили добрых 12 часов на дорогу из Берлина, но под утро все же добрались до кемпинга.


Гламурные спорткары гоночного трека Нюрбургринга произвели на ребят мощное впечатление. Теперь же их путь лежит в Амстердам!





Во вторник, 26 сентября, участники экспедиции Восход добрались до Амстердама и нарисовали граффити на стене Street Art Museum Amsterdam!

В Амстердаме ребята отыграли прямо на улице!

29 сентября, в пятницу, экспедиция Восход отправилась на концерт группы «Ленинград», который состоялся во Франкфурте-на-Майне!



В воскресенье, 1 октября, ребята приехали в Париж и поселились у друзей. Несмотря на то, что с погодой не повезло, они не расстраиваются, ведь в самом разгаре Неделя Моды!

На Неделю моды экспедиция Восход так и не попала: во-первых, неформат, а во-вторых, подкачала погода. Но в перерыве между проливными дождями ребята все-таки выбрались на улицы Парижа, чтобы поиграть в живую!

3 октября, во вторник, участники экспедиции Восход добрались до еще одного французского города - Дакса!




В планах у ребят - поиграть на Северном побережье Франции:)


В четверг, 5 октября, экспедиция Восход добралась до испанского Ларедо!


В субботу, 7 октября, участники экспедиции Восход были в Пениши (Португалия), откуда решили двинуться в Назаре!

В ночь 8 октября, спустя месяц после старта из Москвы, ребята из экспедиции Восход (на тех же двух Волгах) достигли Назаре (Португалия)!

УРА! Ребята из экспедиции Восход достигли своего конечного пункта – португальского Назаре, стартовав из Москвы на двух советских «Волгах» ровно месяц назад, 9 сентября! Позади остались Минск, Брест, Краков, Будапешт, Прага, Берлин, Амстердам, Нюрбург, Франкфурт, Париж... Практически в каждом городе ребята играли сеты на улице, устраивали концерты в клубах и барах, снимали крутые видео и рисовали отпадные граффити.

Серебряный Дождь оказывал экспедиции информационную поддержку, и теперь мы поздравляем путешественников с успешным завершением этого приключения (и, конечно, началом чего-нового...)

mob_info