Социологическое исследование «Отношение молодежи к институту семьи. Реферат: Социологическое исследование Отношение молодежи к чтению За сколько вы прочитали свою последнюю книгу

Социологическое исследование

Работу выполнили

Студентки 221 группы

Фмлипенко А.С.

Бондаренко И. В.

Работу проверил

Даренский В.Ю.

Луганск 2011

Аналитический раздел программы

1.1. Основной вопрос исследования

Каковы причины низкой степени религиозности современной молодежи на данном этапе развития общества? Каковы потребности молодежи в посещении церкви, в общении со священнослужителями, чтении религиозной литературы? Почему сейчас молодежь отодвигает на второй план знания как о современной религиозности, так и о ее истории? Как мы знаем, сейчас идет процесс решения этого пробела в жизни современного общества. Главным же вопросом данного исследования на религиозную тематику является вопрос о количественной характеристики религиозности молодежи.

Современная молодежь имеет несколько другие представления о религиозности. Кто в этом виноват и как выдвинуть критерии религиозности, это современный вопрос.

1.2. Цель исследования

Установить и изучить мнения и отношения студентов второго курса Луганского государственного университета внутренних дел им. Э.О. Дидоренка (в последующем ЛГУВД) к религиозности. Обозначить и вывести конкретные понимания основ религиозности (соблюдение постов, вера в Бога, по каким условиям можно считать себя религиозным).

1.3. Задачи исследования

1. Изучить понимание религиозности современной молодежи в целом;

2. Изучить потребности молодежи в посещении церкви (если таковые есть);

3. Изучить отношение молодежи к религиозным таинствам:

Крещение;

Венчание;

Соблюдение поста;

4. Изучить критерии основ религиозности большинства;

5. Изучить повседневное поведение студентов на основах веры;

1.4. Объект исследования

Студенты второго курса Луганского университета внутренних дел им. Э.О. Дидоренка.

1.5. Предмет исследования

Основы религиозности современной молодежи в целом. Мнения и представления о религиозности студентов второго курса ЛГУВД.

Логический анализ предмета исследования

1.6.1. Отбор основных понятий

Исходя из понятия и цели данного исследования логическому анализу подлежат такие понятия, как: религиозность и молодежь.

1.6.2. Интерпретация основных понятий

а) религиозность – это характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему

б) молодежь – это социально-демографиеская группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.

1.6.3. Операционализация основных терминов

Религиозность

1. значение основ веры:

Символы веры;

Заповеди;

2. соблюдение в повседневной жизни основ веры:

Не грешить;

Не оскорблять верующих;

Чтить веру;

3. общение с религиозной громадой:

4. участие в таинствах:

а) крещение

Крещенный

Некрещенный

б) исповедь

Исповедываешься

Не исповедываешься

в) венчание

Венчанный

Невенчанный

5. посещение церкви:

По религиозным праздникам;

2-3 раза в месяц;

2-3 раза в год;

Не посещаю;

6. в чем заключается соблюдение церковных праздников:

Посещение церкви в день праздников;

Причащение;

Не соблюдаю;

7. чтение религиозной литературы:

Чтение иногда;

Не читается вообще;

8. вера в Бога:

9. наличие предметов культа дома:

Молодежь

1. по возрасту:

Студенты 2 курса;

Мужской;

Женский;

3. с какой семьи:

Религиозной;

Не религиозной;

4. являетесь ли слушателем религиозной дисциплины:

5. состоите ли в религиозной громаде:

Религиозность

Вера в Бога Соблюдение Посещение церкви

основ религиозности

Молодежь

Студенты Учащиеся

Гипотезы исследования

1.7.1. Описательная гипотеза

В современном обществе очень часто затрагивается вопрос о религиозности молодежи. Сейчас определенная часть молодежи верит в Бога, посещает церковь. Эта молодежь отличается внутренним миром от обычных студентов, которые не признают религиозные праздники, не посещают церковь во время всех священных служб. Как известно из средств массовой информации религиозности уделяется большое внимание. В вузах ввели религиозные дисциплины для повышения степени религиозности студентов.

1.7.2. Основная гипотеза

Молодежь не понимает самого содержания религиозности, не стремиться понять, чем отличается религиозный человек от нерелигиозного. Студенты отрицают религиозные таинства, которые могут быть присущими каждому студенту (крещение, причащение, молитва и другие), по определенным причинам: проведение свободного времени в другом обществе, из-за нестремления к познанию основ религиозности, круга общения, неспособность самостоятельно понимать суть таинств и их цель.

Можно заметить, что не все студенты, которые говорят, о своей вере в Бога действительно это почитают. Вера в Бога – это не просто слова, это целая нить признаков, подтверждающих это, которые, конечно, очень малостью соблюдаются.

1.7.3. Дополнительная гипотеза

Дополнительной гипотезой являются предположения о том, что узнав критерии отбора для религиозности многие студенты задумаются о том, что явно ли они являются религиозными и соблюдают ее. Является ли вера в Бога основной для определения религиозности данных студентов. Многие студенты не считают основу для религиозности важной.

Верите ли Вы в Бога?

в) ваш вариант ответа

Какие обряды Вы совершали?

а) крещение

б) венчание

в) исповедь

г) причащение

д) никаких

е) ваш вариант ответа

5. По факту крещения Вы являетесь:

а) крещенный

б) некрещеный

Из какой Вы семьи?

а) религиозной

б) не религиозной

в) Ваш вариант ответа

Ваш пол

а) мужской

б) женский

11. Ваш возраст_______

Заключение

Из данных, приведенных выше, можно сделать выводы и сопоставить их с гипотезами.

В настоящее время многие члены украинского общества испытывает определённые трудности, связанные с формулированием своей идентичности. Социологические исследования показывают, что для значительной части респондентов отнесение себя к группе "православные" не означает высокий уровень воцерковлённости, а скорее служит индикатором отнесения к определённой социо -культурной традиции.

Во многом это объясняется тем обстоятельством, что научное знание, основанное на позитивизме, на определённом историческом этапе довольно чётко отделило себя от религиозного познания, что для сферы некоторых естественных наук было в то время вполне логичным.

Существенной методологической проблемой в рамках социологического исследования на сегодняшний день является типология религиозности, так как здесь существуют разные подходы к вопросу субъективности и объективности критериев религиозной идентификации. Существуют определённые противоречия между религиозной самоидентификацией респондентов и различными интерпретациями результатов количественных исследований.

Подводя итог следует сказать, что наше исследование в значительной мере расширило наше мировоззрение в отношении религиозности наших студентов а также дало понять важность нашего исследования в области православия.

Социологическое исследование

«Отношение современной молодежи к религии»

Работу выполнили

Студентки 221 группы

Фмлипенко А.С.

Бондаренко И. В.

Работу проверил

Даренский В.Ю.

  1. Социологические исследования в библиотеках

    Книга >> Социология

    ... отношений между библиотекой и читателем в социологическом исследовании ... количественных методов в социологических исследованиях чтения . Формирование принципа индивидуализации... социокультурным аспектам эстетического воспитания молодежи в библиотеках, во второй...

  2. Теория и методология социологических исследований

    Книга >> Социология

    То чудным образом сопряжена с чтением газет. Разумеется, сколь угодно... хотел сказать. Это отношение называется экспрессивным. В социологических исследованиях данная проблема часто... расширены до «учащихся» или «молодежи» . Очевидно, чем больше общность...

  3. Молодежь новой России Какая она Чем живет К чему стремится

    Реферат >> Философия

    Провёл общероссийское репрезентативное социологическое исследование на тему: “Молодежь новой России: Какая... либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально- ... коммуникации предполагают, что чтение имеет даже некоторый приоритет...

  4. Материалы прикладного социологического исследования

    Реферат >> Социология

    Материалы прикладного социологического исследования . Программа прикладного социологического исследования . 1. Актуальность... задач. Читающая молодежь предпочитает не... 2. Цель исследования : Проанализировать отношение учащихся ГФ ТГТУ к чтению и узнать...

  5. Культура молодежи

    Реферат >> Социология

    Познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление... молодежи» . Социологические исследования . 1999 г. № 6. стр. 98. 9 В.Г. Васильев, В.О. Мазеин, Н.И. Мартыненко «Отношение студенческой молодежи к религии». Социологические исследования ...

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Формулировка и обоснование проблемы, её актуальность

Проблема - это сложный вопрос, требующий изучения, исследования и решения. Проблема данного социологического исследования заключается в изучении распространения наркотиков в жизни современной молодёжи.

Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых во многих странах наркомании признаны социальным бедствием. Наркотические мафии управляют государствами, (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума. В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000 человек. Наркомания, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, является большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе. Каждое государство предпринимает меры по предупреждению злоупотребления среди населения, исключением не является и Россия. Масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотических средств свидетельствует о невысокой результативности принимаемых

мер. До настоящего времени медиками и психологами не разработаны эффективные методы лечения и реабилитации больных наркоманией. Не создано действенной системы антинаркотической пропаганды.

За последние 8 лет число наркологических диспансеров сократилось в 1,5 раза, число наркологических коек - в 2,3 раза. Серьезным препятствием для повышения эффективности терапии больных наркоманией является отсутствие в стране реабилитационных центров и отделений, расчитанных на длительное пребывание больных. Не решен вопрос об использовании в наркологических учреждениях специально подготовленных психологов и социологов.

Таким образом, на сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами и психотропными веществами по прежнему является актуальным, и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом. С данной проблемой должно бороться не только обществу, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред наркомании и стараться бороться с нею. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы. И поэтому мы решили провести данное социологическое исследование, чтобы наглядно увидеть распространение наркомании среди молодёжи, т.к. молодёжь является основой нашего общества.

1.2 Цель исследования Цель исследования - выявить состояние этой проблемы на данный момент времени, в нашем городе.

1.3 Задача исследования: Собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса.

1.4 Объект исследования: Молодёжь в возрасте 17 - 23 года.

1.5 Предмет исследования: Отношение молодёжи к проблеме наркомании.

1.6 Респондентами социологического опроса стали студенты 2 курса юридического факультета ВВАГС в количестве 30 человек.

1.7 Методом социологического опроса было выбрано анкетирование.

1.8 Формулировка гипотезы.

Как говорилось выше наркомания одна из самых актуальных проблем сейчас, и чем позже мы начнём вплотную, на уровне государственно регулирования заниматься этой проблемой, тем сложнее будет победить и перебороть эту беду. По нашему мнению, негативные последствия, которые несёт этот порок, оказывают, прежде всего, вред здоровью. Помимо этого наркотики разрушают духовный мир человека, веру во что-то доброе, чистое, святое. Они покрывают грязью его душу, из-за которой очень сложно рассмотреть что-то позитивное. Есть множество факторов, которые могут повлиять на пристрастие человека к наркомании. Это, прежде всего, социальные, экономические, психологические. В нашей стране это особо актуально, т.к. Россия далеко не в первом эшелоне стран, по уровню жизненного благополучия людей. Наша анкета составлена таким образом, что проанализировав ответы на неё, можно сделать вывод: « А что именно побуждает людей взяться за наркотики?» Также проанализировав данные можно получить информацию о том насколько молодеешь осведомлена о имеющихся наркотических препаратах, и о её отношению к наркомании в целом. Из всех вопросов анкеты хотелось бы выделить два из них, по которым можно определить, от чего зависит, склонен ли человек к употреблению наркотиков или нет. ЭТО:

2. Где вы проживаете?

Так как среди опрошенных только единицы признались в том, что пробовали наркотики нам хотелось бы поставить вопрос по другому. Т.е. ответы на эти три вопроса соотнести с ответом на такой вопрос: «Есть ли среди близких Вам людей те, кто употребляет наркотики?» В первую очередь это связано с тем, что на вопрос «Доводилось ли вам пробовать вкус наркотиков?» большинство респондентов отвечало необъективно, хотя анкета была анонимной. А на вопрос: «Есть ли среди близких Вам людей те, кто употребляет наркотики?» причин для необъективных ответов не было.

Мы считаем, что чем материально обеспеченнее семья, тем больше вероятность того, что человек имеет знакомых употребляющих наркотики. Это может быть и против его воли, т.к. для покупки наркотиков нужны деньги, следовательно, наркозависимые люди предпочитают общаться с более состоятельными людьми, чтобы в случае нехватки денег у них были люди, которые могут им эти деньги, например, одолжить. Так же можно предположить, что если семья живёт от зарплаты до зарплаты, то человек, не находя понимания дома, нужного психического расположения, уходит на «улицу». Т.е. улица представляется ему более благоприятной средой времяпрепровождения, там он и знакомится с наркоманами.

Ещё мы считаем, что место проживания человека тоже влияет на его окружение. Проживая дома с родителями, у него осложнён доступ к наркозависящим людям. Так как дома за ним осуществляется контроль. Если же человек живёт, например, в общежитии, то возможностей для обретения наркоманов-знакомых у него больше.

Наше дальнейшее исследование призвано проверить данную гипотезу.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1 ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

1. Как вы считаете, насколько серьёзной является сегодня проблема употребления наркотиков?

Чрезвычайно серьёзная 14 46,67

в общем серьёзная 11 36,67

не очень серьёзная 2 6,67

совершенно несерьязная 1 3,33

затрудняюсь ответить 2 6,67

Как видно из гистограммы большинство респондентов ответило, что эта проблема чрезвычайно серьёзная или серьёзная. Отрадно наблюдать, что молодёжь понимает всю важность этой проблемы.

2. По каким причинам, на Ваш взгляд, некоторые молодые люди начинают употреблять наркотики?

наименовние признака число респондентов доля%

под влиянием компании 7 23,33

после употребления спиртных напитков 2 6,67

от безделья 1 3,33

от незнания последствий 0 0,00

из-за стремления к удовольствию 4 13,33

из любопытства 3 10,00

вследствии желания выглядеть взрослее 1 3,33

из желания забыть неприятности 6 20,00

вследствиие неумения контролировать своё поведение 1 3,33

вследствие отсутствия контроля со стороны старших 2 6,67

по внешенму принуждению 0 0,00

из интереса к "запретному плоду" 1 3,33

чтобы стать "своим" 2 6,67

другие причины 0 0,00

Как видно из гистограммы, молодёжь считает, что главными причинами, по которым молодые люди начинают употреблять наркотики, являются: влияние компании и желание забыть неприятности. На наш взгляд и то, и другое проявляется прежде всего, в следствии того, что родители мало уделяют внимания своим детям, не обсуждают с ними их проблемы, и решение своих проблем они находят в наркотиках.

3. Приходилось ли вам попадать в ситуацию, когда в вашем присутствии употреблялись наркотики?

наименовние признака число респондентов доля%

Как видно из гистограммы, большинство респондентов ответило «Нет».

Но ситуацию омрачает тот факт, что 30% ответило «Да». Что ещё раз подтверждает тот факт, что наркотики занимают прочную позицию в нашем обществе.

4. Не предлагали ли вам «присоединиться»?

наименовние признака число респондентов доля%

Так как в предыдущем вопросе положительный ответ дали только 9 респондентов, то этот вопрос задавался только им, и вывод мы делали из 9 опрошенных. Как и в предыдущем вопросе, большинство ответило «Нет».

Но есть два человека ответивших «Да». Это ещё раз подтверждает то, что одной из основных причин, по которым молодые люди начинают употреблять наркотики является - влияние компании.

5. Приходилось ли Вам наблюдать человека в состоянии наркотического опьянения?

наименовние признака число респондентов доля%

не помню 3 10,00

Большинство респондентов ответило «нет». Но около 27% ответило «Да». Из этого можно сделать вывод, что, хотя бы треть из нас, видела человека, находящегося в состоянии наркотического опьянения и могут представить, какие последствия несут за собой наркотики. Но с другой стороны некоторым могло показаться, что это состояние расслабленности, что наоборот является пропагандой наркотиков. Государство должно позаботиться о том, чтобы люди, находящиеся «под кайфом», не появлялись в общественных местах, и тем самым не влияли на психику детей и подростков.

6. Доводилось ли вам пробовать вкус наркотиков?

наименовние признака число респондентов доля%

нет 30 100,00

Как видно из гистограммы все опрошенные единогласно ответили «Нет». Но наш взгляд некоторые слукавили, тем самым не подставляя себя под подозрение.

7. Приходилось ли вам сталкиваться с торговцами наркотиков?

наименовние признака число респондентов доля%

регулярно 0 0,00

иногда 9 30,00

один раз 10 33,33

никогда 11 36,67

Как видно из гистограммы, более половины опрошенных хотя бы раз сталкивались с торговцами наркотиков. Радует, что ни один из респондентов не ответил на вопрос «Регулярно».

8.Насколько часто Вы обсуждаете проблемы наркотиков и их употребление в кругу своих друзей?

наименовние признака число респондентов доля%

регулярно 11 36,67

иногда 14 46,67

никогда 5 16,67

Как видно из гистограммы, более двух третей респондентов, обсуждают эту проблему. Это означает, что проблема наркомании волнует молодёжь и они уделяют ей пристальное внимание, а не оставляют незамеченной, мол «Меня это не касается, пусть что будет, то и будет!».

8.Из каких источников и как часто Вы получаете информацию о наркотиках и последствиях их употребления?

Большинство из респондентов ответило, что информацию о наркотиках в большей степени они получают из средств массовой информации и от друзей. Радует, что СМИ принимают активное участие в антинаркотической пропаганде. Разочаровало то, что родители мало уделяют внимания этому вопросу, а специальную литературу практически никто не читает.

9. А нужна ли вообще такая информация?

наименовние признака число респондентов доля%

крайне необходима 12 40,00

в принципе нужна 14 46,67

вряд ли 4 13,33

совершенно не нужна 0 0,00

затрудняюсь ответить 0 0,00

Как видно из гистограммы, подавляющее большинство опрошенных считает, что такая информация нужна. Радует, что ни один из респондентов не ответил, что такая информация не нужна. Т.е. видно, что молодёжь заинтересована в проблеме наркомании и эта проблема её не безразлична.

10. Существует много наркотических веществ. В какой степени Вы осведомлены о них?

Наибольшей популярностью среди опрошенных пользовались такие препараты как: вытяжка маковой соломки, гашиш, героин, кокаин, марихуана, экстази. Некоторым известны также такие препараты как: анаша. барбитура, ЛСД, транквилизаторы. К сожалению, а может к счастью, никто не слышал о таких препаратах как: амфетамин, кетамин, кодеин, крэк, метадон, морфин, первитин, план, фенамин, ханка, эфедрин.

11. В какой степени Вы согласны с приведёнными ниже высказываниями??

Из ответов на этот вопрос можно сделать вывод, что молодёжь считает, что наркоманы - внешне неприятны, выглядят отталкивающе, им кажется, что с наркоманами опасно общаться в связи с тем, что они склонны к преступности. Никто не посчитал, что они делают жизнь интереснее, никому не стало жалко их, т.к. ни один респондент не согласился с утверждением «Наркоманы беззащитны и вызывают жалость». Из всего этого нам бы хотелось сделать вывод, что наркоманы вызывают отрицательные эмоции и ассоциации у студентов.

наименовние признака число респондентов доля%

мужской 13 43,33

женский 17 56,67

Большинство опрашиваемых - женского пола, но мы считаем, что этот показатель ни на что не влияет.

13 Вы обучаетесь

наименовние признака число респондентов доля%

на бюджете 12 40,00

на коммерческой основе 18 60,00

Как видно из гистограммы большинство опрошенных студентов учатся на коммерческой основе. Но мы думаем, что этот показатель тоже ни на что не влияет.

2.2 проверка гипотезы

Есть ли среди близких вам людей те, кто употребляют наркотики?

наименовние признака число респондентов доля%

Большинство респондентов ответило «нет», но есть треть, которая ответила «Да». Т.е. это ещё раз подтверждает актуальность проблемы наркомании, и подтверждает то, что с наркоманией надо бороться незамедлительно. Но давайте соотнесём ответ на этот вопрос с ответом на вопрос:

Где вы проживаете? Общая таблица ответов и гистограмма выглядят так:

наименовние признака число респондентов доля%

дома, с родителями 16 53,33

в общежитии 9 30,00

на частной квартире 4 13,33

у родственников 1 3,33

Судя по гистограмме, большинство проживает дома с родителями. На первый взгляд это ни на что не влияет, но вернёмся к нашей гипотезе:

5 из 9 респондентов, проживающих в общежитии: «Есть ли среди близких вам людей те, кто употребляют наркотики?» ответили «Да». А это 50% всех тех, кто ответил «Да» на этот вопрос. Следовательно, часть нашей гипотезы оказалась верной, что у студентов, за которыми меньше контроля более лёгкий доступ к людям, употребляющим наркотики. 3 из 4 опрошенных, проживающих на частной квартире ответили «Да» на тот же самый вопрос. А это ещё 30% тех кто ответил «Да». Сложив эти две цифры, мы получим 70%!

Из этого можно сделать вывод о том, что местопроживание студента очень сильно влияет на его круг общения. А если к этому ещё прибавить то, что 75% тех, кто живёт на частной квартире имеют знакомых наркоманов, то ситуация складывается вообще ужасно. Напротив 2 из 16 проживающих дома с родителями ответили на этот вопрос «Да», а это всего 20% от общего числа.

Следовательно, первую часть гипотезы мы доказали.

Сейчас проверим зависимость материального положения людей и вопрос «Есть ли среди близких вам людей те, кто употребляют наркотики?»

Вначале рассмотрим общую таблицу и гистограмму ответов на этот вопрос

наименовние признака число респондентов доля%

живём от зарплаты до зарплаты 6 20,00

на ежедневные расходы хватает, но серьёзные покупки представляют трудности 4 13,33

денег, в принципе, но на покупку дорогих вещей длительного пользования сбережений уже не хватает 10 33,33

покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает трудностей 7 23,33

можем практически ни в чём себе не отказывать 3 10,00

Как видно из круговой диаграммы, материально состояние большинства семей среднее, на втором месте идут семьи с низким материальным состоянием и состоянием выше среднего.

А теперь соотнесём эти данные с ответом на вопрос: «Есть ли среди близких вам людей те, кто употребляют наркотики?»

4 из 6 респондента, чьи семьи живут от зарплаты до зарплаты, на этот вопрос ответили: «Да», т.е. это 40% от всех кто ответил «Да» на этот вопрос.

Так же хочется отметить, что 2 из 3 респондентов, чьи семьи практически ни в чём себе не отказывают, тоже ответили «Да» на этот вопрос: это 20% всех, кто ответил «Да», 66% всех тех, чьи семьи ни в чём себе не отказывают.

Хочется отметить, что только у 10% опрошенных, чьё материальное состояние среднее имеются знакомые наркоманы.

Если сложить показатели самых бедных и самых богатых можно пронаблюдать следующую картину:

Большинство людей, а именно 60%, ответивших «Да» на этот вопрос, это те, кто, либо живёт богато, либо бедно. Это ещё раз подтверждает нашу гипотезу. Материальное состояние семьи очень сильно влияет на круг окружения студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство уделяет огромное внимание проблеме наркомании, разрабатывая различные программы и методы борьбы с этим пагубным недугом. Главной целью программ является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение распространенности наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий общества в борьбе с нелегальным оборотом наркотиков, профилактикой наркомании и обусловленных этими явлениями правонарушений.

Вот и мы решили внести свой вклад в это дело, проведя социологическое исследование на тему: «Студенты и наркотики»

В ходе нашего социологического исследования мы узнали отношение студентов к проблеме наркомании. Известно, что многие молодые люди близко соприкасаются с наркотическими веществами, а о том плохо это, или хорошо, существуют неоднозначные мнения. В этом мы и пробовали разобраться. Мы просмотрели зависимость материального состояния семей студентов, их проживания и их круга окружения. Узнали о том, насколько распространены среди молодёжи разные наркотические вещества. Хочется отметить, что молодёжь достаточно хорошо осведомлена в этом вопросе. Мы доказали, что проблема наркомании является одной из самых актуальных в наши дни. Приятно было отметить, что студентам не безразлична судьба общества, и они готовы активно участвовать в антинаркотической пропаганде. В ходе исследования мы узнали из каких источников молодёжь черпает информацию о наркотиках. Доказали, что СМИ вносят огромный вклад в благое дело, побуждая молодёжь не употреблять наркотики.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О БРАКЕ

Введение

Актуальность исследования : Брак – это сложнейший социальный институт, который является совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, общественного и индивидуального, общего и единичного характера. Стабильность как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака, от факторов «укрепления» брака, от намеренности молодежи юридически заключать брак. Альтернативные формы брака (сожительство) разрушают социальные нормы, и нормативные принципы современного общества. Поэтому важно рассмотреть все факторы, влияющие на представления студентов о браке.

Наиболее крупный вклад в исследование брака и семьи внесли: А.Г. Харчев (теория), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Борисов (потребность в детях), М.С. Мацковский (методология и методика), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С.Голод (стабильность семьи), В.Б. Голофаст (функции семьи), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Т.Ж. Гурко (молодая семья).

Межполовое взаимодействие, определяемое человеческими сущностными силами, является одним из определяющих составляющих социальной динамики. Студенческая пора – время полоролевого самоопределения, выработки стратегии жизненного пути, формирования тактик социального поведения, время проектирования основных планов, время выработки оригинального стиля поведения во всех сферах жизнедеятельности. В ряду жизненных задач поиск спутника жизни, создание семьи, гендерная самореализация в целом занимает одно из главенствующих мест в приоритетах молодого человека. Успешному осуществлению означенных задач, эффективному выполнению плана жизни во многом способствует наличие крепкой семьи, верного супруга/супруги, благодарных детей и любимых внуков. В силу данных бесспорных обстоятельств, потенциальный будущий семьянин должен быть компетентным во всех социально-практических и интеллектуальных составляющих семейно-брачной сферы. Однако мы наблюдаем обратное. В ВУЗе обучают профессии, преподают вереницу предметов. К профессиональной деятельности готовят как будто серьезно, а вот к личной жизни никак. Такого рода пренебрежение со стороны государства чревато огромными бедами. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее.

Проблемная ситуация заключается в том, что существует противоречие между потребностью общества в крепких, выполняющих свои репродуктивные и воспитательные функции семьях, и низким уровнем представлений молодежи и ее готовности к активной деятельности в системе формирования супружеских отношений. Масштабное проявление незарегистрированного брака размывает границы традиционных норм брака и семьи, диктует новые принципы формирования брачно-семейных отношений.

Замечая, что на сегодняшний день молодые, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к самостоятельной семейной жизни, следует отметить необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Современная молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, однако она не торопится своевременно и официально регистрировать свой брак.

Для того чтобы решить все эти проблемы, молодежи важно пропагандировать ценности брака, детей, семьи, организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи – значит получить значимый эффект в социально-демографическом развитии страны.

Вышесказанное позволилоопределить проблему исследования : представления студенческой молодежи о браке, как правило, не соответствуют динамично изменяющимся в обществе условиям заключения брачно-семейных отношений, что требует анализа условий их формирования в сознании будущих родителей.

Объект исследования студенческая молодежь (на примере студентов исторического факультета Школы педагогики в г. Уссурийске, группа С2509в).

Предмет : представления студенческой молодежи о браке.

Цель работы –анализ представлений студенческой молодежи о браке в контексте укрепления семейно-брачных отношений.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1) изучить понятие брачно-семейных отношений;

2) выяснить динамику брачных норм и формирование семьи

3) проанализировать отношение мужчин и женщин в браке;

4) рассмотреть мотивы брачных отношений;

5) описать факторы «укрепления» брака;

6) охарактеризовать отношение молодежи к факторам «укрепления» брака в России.

Основная гипотеза : на формирование представления студенческой молодежи о браке влияет в основном такой фактор, как возможность состоять в гражданском браке, что, в свою очередь, является препятствием для создания полноценной семьи с ее важнейшими моральными и правовыми основами.

Дополнительные гипотезы :

1. Представления студентов о браке зависит от представлений о понятии «брак» и «семья».

2. Влияние лидерства на представления студенческой молодежи о браке.

3. Различия в представлениях студентов о будущей семье связаны с мотивами брачных отношений.

4. Брачно-семейные отношения родителей молодежи играют большую роль в представлении ими о браке.

5. Сохранение студенческой семьи зависит от факторов «укрепления» брака.

Метод исследования – изучение и анализ научной литературы; сравнение, анализ, синтез; анкетный опрос и анализ анкетного опроса.

Дипломная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

32. Основы психологии семьи и семейного консультирования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pciholog.com/os№ovy-psixologii-semi-i-semej№ogo-ko№sultirova№iya/

33. Указ Президента Российской Федерации от 4 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». [Электронный ресурс] - Режим доступа: rusla .ru /.../Ko №tseptsiya %20gosudarstve №№oy %20semey №oy %20politiki .

34. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс] - Режим доступа: www . gks . ru

Приложение А

Т а б л и ц а 1 – Таблица сопряженности переменных «Уровень знания о семье» и «Готовность регистрации брака и создания семьи»

Уровень знания о семье

Готовность регистрации брака и создания семьи

Да

Скорее да, чем нет

Нет

Скорее нет, чем да

Всего

Низкий

Средний

Высокий

Всего

Т а б л и ц а 2 – Причины вступления в брак

Причины вступления в брак

Количество ответов (%)

Любовь

Желание создать семью

Рождение ребенка

Расчет

Независимость от родителей

Затрудняюсь ответить

Т а б л и ц а 3 – Сожительство, «За» или «Против»

Считаете ли сожительство («гражданский брак») приемлемой для вас формой отношений

Количество ответов (%)

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Т а б л и ц а 4 – «Семья для Вас – это…»

Семья для Вас – это …

Количество ответов (%)

Продолжение рода

Проявление любви к супруге (у) и детям

«Убежище» от стрессовых влияний внешнего мира

Место для самореализации и самовыражения

Помеха самореализации

Место постоянных скандалов и проявления насилия

Обуза во всем

Т а б л и ц а 5 – «Считаете ли Вы семью своих родителей образцом для подражания»

Считаете ли Вы семью своих родителей образцом для подражания

Количество ответов (%)

Родители – образец для подражания

Не во всем, но в целом да

Многое не нравится в семье моих родителей

Приложение Б

Анкета «Представление студенческой молодежи о браке»

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ

Данный опрос связан с исследованием представления образа брака и семьи в сознании студента.

Просим внимательно ознакомиться со всеми вопросами и ответить на каждый из них, обведя кружком номер соответствующего варианта ответа. Если же есть необходимость, допишите свой вариант.

ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА АККУРАТНО ЗАПОЛНЕННУЮ АНКЕТУ!

1. ПОЛ

    Мужской

    Женский

2. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В КАКОМ ГОДУ ВЫ РОДИЛИСЬ?

(Запишите цифрами)

3. ВАШ БРАЧНЫЙ СТАТУС

    В браке не состою

    В браке состою, брак официально не зарегистрирован

3. В браке состою, брак официально зарегистрирован

4. СЧИТАЕТЕ ЛИ СОЖИТЕЛЬСТВО («ГРАЖДАНСКИЙ БРАК») ПРИЕМЛЕМОЙ ДЛЯ ВАС ФОРМОЙ ОТНОШЕНИЙ (Отметить только один вариант)

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

5. УКАЖИТЕ ВАШЕ ОСНОВНОЕ МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ

(Отметить только один вариант)

    Живу вместе с родителями

    В общежитии

    Живу отдельно от родителей, снимаю жилье

    Живу отдельно от родителей, в собственной квартире

    У знакомых, друзей, родственников

    Живу с мужем в его квартире

    Другое_____________________________ ___________________________________

6. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ УРОВЕНЬ СВОЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

(Отметить только один вариант)

    Высокий

    Выше среднего

    Средний

    Ниже среднего

    Низкий

    Затрудняюсь ответить

7. НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВЫ ГОТОВЫ К РЕГИСТРАЦИИ БРАКА И СОЗДАНИЮ СЕМЬИ

(Отметить только один вариант)

1. Да

2. Скорее да, чем нет

3 . Нет

4. Скорее нет, чем да

8. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНО ВСТУПАТЬ В БРАК (Отметить только один вариант)

  1. 30 лет и старше

    Затрудняюсь ответить

9. ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК (Отметить только один вариант)

1. Любовь

2. Желание создать семью

3. Рождение ребенка

4. Расчет

5. Независимость от родителей

6. Затрудняюсь ответить

10. ИМЕЕТ ЛИ ДЛЯ ВАС ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ ПОЛОВИНЫ (Отметить только один вариант)

    Затрудняюсь ответить

11. УРОВНИ ДОХОДОВ ВАШИ И ВАШЕГО ПАРТНЕРА РАЗЛИЧАЮТСЯ (Отметить только один вариант)

    Да, доход партнера больше

    Да, мой доход больше

    Доходы отличаются незначительно

    Затрудняюсь ответить

12. СЕМЬЯ ДЛЯ ВАС - ЭТО... (отметьте не более 3-х вариантов)

1 . Продолжение рода

2. «Убежище» от стрессовых влияний внешнего мира

3. Место для самореализации, самовыражения

4. Помеха моей самореализации

5. Место постоянных скандалов и проявления насилия

6. Обуза во всем

7. Проявление любви к супруге (супругу)

8. Проявление любви к детям

9. Затрудняюсь ответить

13. ВАЖНЫ ЛИ ДЛЯ ВАС СЛЕДУЮЩИЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ЦЕННОСТИ: 1 – СОВСЕМ НЕ ВАЖНО, 7 – ОЧЕНЬ ВАЖНО. (Отметьте в каждой строке)

Я должен быть главным в семье

1 2 3 4 5 6 7

Участие жены (супруга) в доходе семьи

1 2 3 4 5 6 7

Благоприятное нравственно-психологическое состояние семьи

1 2 3 4 5 6 7

Карьера жены (супруга)

1 2 3 4 5 6 7

Крепкое здоровье

1 2 3 4 5 6 7

Материальное благосостояние

1 2 3 4 5 6 7

Создание в семье равных возможностей для всех

1 2 3 4 5 6 7

Крепкая семья

1 2 3 4 5 6 7

Возможность высказывать мнения по любым вопросам, не опасаясь скандала в семье

1 2 3 4 5 6 7

Благополучие детей

1 2 3 4 5 6 7

Интересная работа

1 2 3 4 5 6 7

Независимость жены (супруга) в делах, суждениях, поступках

1 2 3 4 5 6 7

Повышение образовательного уровня жены (супруга)

(интеллектуальное развитие)

1 2 3 4 5 6 7

Участие в воспитании детей

1 2 3 4 5 6 7

14. КТО ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ ГЛАВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ? (Отметьте в каждой строке)

Семейные обязанности

Вы

Ваш супруг/супруга

Совместно

Ремонт квартиры

Глажение белья

Починка домашней утвари

Воспитание детей

Финансовое обеспечение семьи

Контроль успеваемости детей в школе

Мытье посуды

Осуществление покупок

Приготовление пищи

Стирка

Уборка жилья

15. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕМЬЮ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ?

    Да, конечно

    Не во всем, но в целом семья моих родителей достойна подражания

    Многое, что есть в семье моих родителей, мне не нравится

    Затрудняюсь ответить

16. ЕСТЬ ЛИ У ВАС СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕТИ?

(Отметьте только один вариант)

    Да, один ребенок

    Больше, чем один ребенок

17. КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ ВЫ СЧИТАЕТЕ ПРИЕМЛЕМЫМ ДЛЯ СЕБЯ? (Запишите цифрами)

18. ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ПРОЙТИ КУРС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРЕПКИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»? (Отметьте только один вариант)

1. Да

2 . Нет

3. Затрудняюсь ответить

2. Исследование отношения молодежи к своему здоровью и здоровью будущих детей

В первой главе мы рассмотрели задачи социальной работы в учреждениях соцпрофилактики и реабилитации подростков и молодежи, значение репродуктивного здоровья молодёжи, а так же факторы, негативно влияющие на здоровье будущего потомства. В экспериментальной части нашей работы мы решили выяснить степень информированности юношей и девушек о разрушающем воздействии на организм психоактивных веществ. А так же выяснить насколько заботится современная молодёжь о своём здоровье и здоровье будущих детей.

Мы провели анкетирование, результаты которого представлены в Приложении 1.

База исследования: В исследовании принимали участие студенты ВУЗов, колледжей, читатели библиотек, а так же юноши и девушки на улицах города (20 человек). Их вниманию была предложена анонимная анкета, состоящая из 50 вопросов, на которые предлагалось ответить в произвольной форме или выбрать один из предложенных вариантов ответа.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что 60% опрошенных нами юношей и девушек считают себя полностью здоровыми. Однако, 65% зная о вреде курения, продолжают курить, а 70% употребляют алкоголь, зная о том, что это вредно для здоровья (Рис.1).

Как видно из таблицы 1, курят 65% наших респондентов. Причем, 20% начали курить до 16-ти лет, 60 % курят каждый день, 45 % - курят, даже если больны. 60 % курят за компанию, чтобы быть «как все», 30 % курят, чтобы поднять себе настроение.


Рис. 1. Результаты анкетирования молодежи и подростков

Только половина опрошенных считают, что курить вредно. Хотят бросить курить 45 %. Однако, никто из опрошенных не хочет, чтобы курили их дети.

Таблица 1. Отношение молодежи к курению

Вопросы Ответы «да» %
1 7 35
2 Курите ли вы? 13 65
3 4 20
4 Вы курите каждый день? 12 60
5 7 35
6 Вы курите, даже если больны? 9 45
7 6 30
8 12 60
9 8 40
10 10 50
11 4 20
12 Вы хотите бросить курить? 9 45
13 7 35
14 0 0

Следовательно, молодежь знает о вреде курения, но не считает, что сигареты могут принести лично им какой-либо реальный вред. 60% курят «за компанию».

По результатам нашего опроса, 70% молодежи употребляют алкоголь, 80% попробовали его до 16 лет. Причем 25 % употребляет спиртное чаще, чем раз в неделю, 85% пьют «за компанию». При этом лишь половина опрошенных считают, что алкоголь вреден для них. И только 5% боятся стать алкоголиками (см. таб.2).

Таблица 2. Отношение молодежи к алкоголю

Вопросы Ответы «да» %
1 Употребляете алкоголь? 14 70
2 16 80
3 5 25
4 Только по праздникам? 2 10
5 12 60
6 17 85
7 11 55
8 6 30
9 4 20
10 1 5
11 Считаете ли вы, что алкоголь вреден для здоровья? 10 50
12 5 25
13 Вы уважаете пьющих людей? 2 10

Итак, вред алкоголя молодежью и подростками тоже недооценивается. Преобладает мотив «за компанию».

Среди наших респондентов пробовали наркотики 20%. Только половина опрошенных считает, что привыкание к наркотику возможно с первого раза.

В компанию, где могут предложить наркотик, пойдут 15 % опрошенных. Но большинство наших респондентов будут отказываться от предложения попробовать наркотики (рис. 2).


Рис.2 Отношение к наркотикам

Как видно из таблицы 4, большинство считает себя здоровыми людьми, но только 20 % ведут здоровый образ жизни, хотя 45 % уверены, что о здоровье надо заботиться уже сейчас. Вредные привычки у себя признают 35%. И при этом все опрошенные хотят иметь здоровых детей.

Таблица 4. Отношение молодежи к своему здоровью

Вопросы анкеты Ответ «да», (кол-во человек) %
1 12 60
2 1 5
3 9 45
4 4 20
5 Вы занимаетесь спортом? 6 30
6 Есть ли у вас вредные привычки? 7 35
7 9 45
8 20 100

Итак, по результатам проведенного нами исследования, выяснилось, что большинство опрошенных нами юношей и девушек хотят иметь здоровых детей, стараются следить за своим здоровьем и считают, что у пьющих и курящих родителей не может быть здорового потомства, но не смотря на это не спешат избавляться от своих вредных привычек, употребляют алкоголь и курят «за компанию».


Заключение

Итак, в условиях современной России потребность в социальной работе является особенно острой и всеобщей. Социология здоровья становится той специальной теорией, которая своим развитием будет способствовать дальнейшему расширению сферы интересов общей социологии и одновременно выходу за счет последней на более высокий уровень теоретической разработки собственных вопросов. В развитом виде она позволит преодолеть коммуникационные трудности между естественными, техническими и общественными науками, между медициной, здравоохранением и социальными науками. Ее плодотворные обобщения, научные методы и частные методики могут быть применены непосредственно в сфере медицинских исследований проблем здоровья и болезни, нормы и патологии.

Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на репродуктивные функции будущих родителей крайне негативно. Вследствие этого существует угроза прерывания беременности, бесплодия, повышается вероятность рождения больного или неполноценного потомства. Пьянство и алкоголизм осложняют социально-демографическую ситуацию в стране, влияют на численность населения и его психические и физические возможности, снижают социально полезную активность. Злоупотребление алкоголем приводит к снижению уровня рождаемости и увеличению числа детей с врождёнными физическими и психическими отклонениями.

Сохранение репродуктивного здоровья молодёжи является одной из основных задач современного общества. Особо пристальное внимание вызывает молодая семья, которая является важной социально-демографической группой населения. Формирование здорового образа жизни должно выражаться в закреплении в молодёжной среде комплекса оптимальных навыков, умений и жизненных стереотипов, исключающих пагубные привычки.

Целью нашего экспериментального исследования стало изучение отношения молодёжи и подростков к своему репродуктивному здоровью.

Мы предположили, что российская молодежь и подростки в силу своих возрастных особенностей не достаточно учитывают последствия вредных привычек, влияющих на их репродуктивное здоровье.

По результатам проведенного нами исследования, выяснилось, что большинство опрошенных нами юношей и девушек хотят иметь здоровых детей, стараются следить за своим здоровьем и считают, что у пьющих и курящих родителей не может быть здорового потомства, но не смотря на это не спешат избавляться от своих вредных привычек, употребляют алкоголь и курят «за компанию».

Таким образом, наша гипотеза получила подтверждение, стоявшие перед работой задачи были решены. Цель курсовой работы достигнута.


Список литературы

1. Аистова Л.С. Квалификация хулиганства: Учеб.-практ. пособие. СПб., 2004.-264с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.-326с.

3. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 2000. -276с.

4. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. М.: Знание, 2005.- 226с.

5. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М.: Маяк, 2001.- 348с.

6. Богданович Л,А. Белый ужас; М.: 2008.- 97 с.

7. Бытко Ю.И. Учение о рецидиве преступлений в российском уголовном праве: История и современность. Саратов, 2003.-224с

8. Деларю В.В. Губительная сигарета; М.: Медицина, 2007. – 80 с.

9. Еремин Б А. Рынок труда и занятость в современной России. - СПб., 2003. -342с.

10. Ерышев О.Ф. Жизнь без наркотиков. М.: Астрель АСТ, 2005.–159с.

12. Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. М.: Сов. Россия, 2003.- 61

13. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. 2005. - 207с.

14. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М., 2004.-326с.

15. Кузнецова М.Н., Сметник В.П., Фролова О.Г.; О вашем здоровье, женщины. М.: Медицина, 2003.-224с.

16. Лидерс А.Г. Три модуса групповой психологической работы с подростками // Журнал практического психолога. - 2005. - № 10-11. - С. 68-238с.

17. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С.; Азбука здоровья для молодёжи. М.: Профиздат. 2000. – 176 с.

18. Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Автореф. канд. психол. наук. - М., 2003. – 265с.

19. Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А.; Формирование здорового образа жизни молодёжи. М.: Медицина, 2003. -192 с.

20. Маюров А.Н.; Антиалкогольное воспитание. М.: Просвещение, 2007. -189

21. Мудров М.Я. Избранные произведения. М.: - 2003. – 237 с.

22. Нойтберг Р. Новая книга о супружестве; Волгоград.:2003.-160с.

23. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. 2002. № 1.С.3-7.

24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2008.-296с.

25. Пащенков С.З. Во вред здоровью, семье, потомству. М.: Московский рабочий, 2005. – 95с.

26. Романов К. М. Практикум по социологии. – М., 2004.-357с.

27. Сусков И.И.; Алкоголь и наследственность.–М.: Знание, 2004.– 64с.

28. Таболин В.А., Жданова С.А., Пятницкая И.Н.; Алкоголь и потомство.- М.: Высшая школа. 2004. – 108 с.

29. Теория и методика социальной работы /Под рук. И.Г. Зайны-шева. - М.: Союз, 2004. - Ч. 1. С.45-48.

30. Энциклопедия здоровья в 4-х томах, т.2.Гл. ред. Покровский В.И. М.:ИПО «Автор», 1992. -278 с.

31. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004.-468с.


Приложение 1.

Вопросы и утверждения

1. Вы считаете себя полностью здоровым человеком?

2. Вы не совсем довольны своим здоровьем?

3. Считаете ли вы, что о здоровье надо заботиться уже сейчас?

4. Вы ведете здоровый образ жизни?

5. Вы занимаетесь спортом?

6. Есть ли у вас вредные привычки?

7. Курите ли вы?

8. Вы начали курить раньше 16-ти лет?

9. Вы курите каждый день?

10. Вам трудно удержаться от курения в местах, где курить запрещено?

11. Вы курите, даже если больны?

12. Вы курите, чтобы поднять себе настроение?

13. Вы курите «за компанию», чтобы быть «как все»?

14. Вы получаете удовольствие от сигарет?

15. Как вы считаете: курить вредно?

16. Вам нравятся курящие девушки?

17. Вы хотите бросить курить?

18. Вы сможете совсем отказаться от сигарет?

19. Вы хотели бы, чтобы ваши дети курили?

20. Употребляете алкоголь?

21. Вы попробовали алкоголь раньше 16-ти лет?

22. Употребляете алкоголь чаще, чем раз в неделю?

23. Только по праздникам?

24. Алкоголь поднимает вам настроение?

25. Вы пьете «за компанию», чтобы быть «как все»?

26. Вы получаете удовольствие от алкоголя?

27. Вы пьете, чтобы снять стресс, расслабиться?

28. Вы считаете, пиво алкогольным напитком?

29. Вы не боитесь стать алкоголиком?

30. Считаете ли вы, что наносите вред своему здоровью, употребляя алкоголь?

31. Вы сможете совсем отказаться от алкоголя?

32. Вы уважаете пьющих людей?

33. Вы когда-нибудь пробовали наркотики?

34. Вы сможете отказаться, если вам предложат попробовать наркотик?

35. Как вы считаете, можно ли привыкнуть к наркотику, однажды попробовав?

36. Вы пойдете в компанию, где принимают наркотики?

37. В детстве вы часто проводили свободное время с родителями?

38. Много ли у вас друзей?

40. Вы считаете себя интересным собеседником?

41. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

42. Хватает ли вам общения?

43. Легко ли вас понимают другие люди?

44. Вы чувствуете себя покинутым?

45. Часто ли у вас бывают грустные мысли?

46. Вам часто бывает скучно?

47. Вы чувствуете себя одиноким, изолированным от других?

48. Бывает ли у вас бессонница?

49. Заботитесь ли вы о своем здоровье?

50. Хотите ли иметь в будущем здоровых детей?


Приложение 2

Вопросы анкеты Ответ «да», (кол-во человек)
1 Вы считаете себя полностью здоровым человеком? 12
2 Вы не совсем довольны своим здоровьем? 1
3 Считаете ли вы, что о здоровье надо заботиться уже сейчас? 4
4 Вы ведете здоровый образ жизни? 4
5 Вы занимаетесь спортом? 6
6 Есть ли у вас вредные привычки? 7
7 Курите ли вы? 13
8 Вы начали курить раньше 16-ти лет? 4
9 Вы курите каждый день? 12
10 Вам трудно удержаться от курения в местах, где курить запрещено? 7
11 Вы курите, даже если больны? 9
12 Вы курите, чтобы поднять себе настроение? 6
13 Вы курите «за компанию», чтобы быть «как все»? 12
14 Вы получаете удовольствие от сигарет? 8
15 Как вы считаете: курить вредно? 10
16 Вам нравятся курящие девушки? 4
17 Вы хотите бросить курить? 9
18 Вы сможете совсем отказаться от сигарет? 7
19 Вы хотели бы, чтобы ваши дети курили? 0
20 Употребляете алкоголь? 14
21 Вы попробовали алкоголь раньше 16-ти лет? 16
22 Употребляете алкоголь чаще, чем раз в неделю? 5
23 Только по праздникам? 2
24 Алкоголь поднимает вам настроение? 12
25 Вы пьете «за компанию», чтобы быть «как все»? 17
26 Вы получаете удовольствие от алкоголя? 11
27 Вы пьете, чтобы снять стресс, расслабиться? 6
28 Вы считаете, пиво алкогольным напитком? 4
29 Вы боитесь стать алкоголиком? 1
30 Считаете ли вы, что наносите вред своему здоровью, употребляя алкоголь? 3
31 Вы сможете совсем отказаться от алкоголя? 5
32 Вы уважаете пьющих людей? 2
33 Вы когда-нибудь пробовали наркотики? 4
34 Вы сможете отказаться, если вам предложат попробовать наркотик? 15
35 Как вы считаете, можно ли привыкнуть к наркотику, однажды попробовав? 10
36 Вы пойдете в компанию, где принимают наркотики? 3
37 В детстве вы часто проводили свободное время с родителями? 8
38 Много ли у вас друзей? 6
39 Вы любите читать книги? 7
40 Вы считаете себя интересным собеседником? 8
41 Находитесь ли вы в компании в центре внимания? 5
42 Хватает ли вам общения? 12
43 Легко ли вас понимают другие люди? 7
44 Вы чувствуете себя покинутым? 5
45 Часто ли у вас бывают грустные мысли? 6
46 Вам часто бывает скучно? 8
47 Вы чувствуете себя одиноким, изолированным от других? 3
48 Бывает ли у вас бессонница? 2
49 Заботитесь ли вы о своем здоровье? 9
50 Хотите ли иметь в будущем здоровых детей? 20

Приложение 3

Протокол исследования № 1

Пол: жен. Возраст: 18

3. Считаете ли вы, что о здоровье надо заботиться уже сейчас? - да

4. Вы ведете здоровый образ жизни? -да

7. Курите ли вы? - нет

8. Вы начали курить раньше 16-ти лет? -нет

9. Вы курите каждый день? -да

10. Вам трудно удержаться от курения в местах, где курить запрещено? - нет

14. Вы получаете удовольствие от сигарет? - нет

15. Как вы считаете: курить вредно? - нет

18. Вы сможете совсем отказаться от сигарет? - да

27. Вы пьете, чтобы снять стресс, расслабиться? - да

34. Вы сможете отказаться, если вам предложат попробовать наркотик? - да

40. Вы считаете себя интересным собеседником? - да

41. Находитесь ли вы в компании в центре внимания? - да

45. Часто ли у вас бывают грустные мысли? - нет

48. Бывает ли у вас бессонница? - да

49. Заботитесь ли вы о своем здоровье? - да

50. Хотите ли иметь в будущем здоровых детей? - да


Протокол исследования № 2

Пол: муж. Возраст: 15

1. Вы считаете себя полностью здоровым человеком? - да

2. Вы не совсем довольны своим здоровьем? - нет

3. Считаете ли вы, что о здоровье надо заботиться уже сейчас? - нет

4. Вы ведете здоровый образ жизни? - да

5. Вы занимаетесь спортом? - нет

6. Есть ли у вас вредные привычки? - да

7. Курите ли вы? - да

8. Вы начали курить раньше 16-ти лет? - нет

9. Вы курите каждый день? - да

10. Вам трудно удержаться от курения в местах, где курить запрещено? - да

11. Вы курите, даже если больны? - да

12. Вы курите, чтобы поднять себе настроение? - да

13. Вы курите «за компанию», чтобы быть «как все»? - да

14. Вы получаете удовольствие от сигарет? - да

15. Как вы считаете: курить вредно? - да

16. Вам нравятся курящие девушки? - нет

17. Вы хотите бросить курить? - нет

18. Вы сможете совсем отказаться от сигарет? - нет

19. Вы хотели бы, чтобы ваши дети курили? - нет

20. Употребляете алкоголь? - да

21. Вы попробовали алкоголь раньше 16-ти лет? - да

22. Употребляете алкоголь чаще, чем раз в неделю? - нет

23. Только по праздникам? - да

24. Алкоголь поднимает вам настроение? - да

25. Вы пьете «за компанию», чтобы быть «как все»? - да

26. Вы получаете удовольствие от алкоголя? - да

27. Вы пьете, чтобы снять стресс, расслабиться? - нет

28. Вы считаете, пиво алкогольным напитком? - да

29. Вы не боитесь стать алкоголиком? - нет

30. Считаете ли вы, что наносите вред своему здоровью, употребляя алкоголь? - нет

31. Вы сможете совсем отказаться от алкоголя? - да

32. Вы уважаете пьющих людей? - нет

33. Вы когда-нибудь пробовали наркотики? - нет

34. Вы сможете отказаться, если вам предложат попробовать наркотик? -да

35. Как вы считаете, можно ли привыкнуть к наркотику, однажды попробовав? - нет

36. Вы пойдете в компанию, где принимают наркотики? - нет

37. В детстве вы часто проводили свободное время с родителями? - да

38. Много ли у вас друзей? - да

40. Вы считаете себя интересным собеседником? - нет

41. Находитесь ли вы в компании в центре внимания? - нет

42. Хватает ли вам общения? - да

43. Легко ли вас понимают другие люди? - нет

44. Вы чувствуете себя покинутым? - нет

45. Часто ли у вас бывают грустные мысли? - да

46. Вам часто бывает скучно? - нет

47. Вы чувствуете себя одиноким, изолированным от других? - нет

48. Бывает ли у вас бессонница? - нет

49. Заботитесь ли вы о своем здоровье? - нет



Брачных паpтнеpов, pоль главы семейства и пpава и обязанности pодственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.Унивеpсальность семьи как института pаскpывается в понятии «функции семьи>. Под социальными функциями подpазумеваются базисные потpебности общества и людей, котоpые удовлетвоpяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и бpака относятся следующие. Сфера...

mob_info