Политология как наука и учебная дисциплина: история и современность. Политика как наука и учебная дисциплина Политология как наука учебной дисциплины

Политология

Конспект лекций

Предмет, объект и структура политологии

Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.

Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.

Следует иметь в виду, что политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых предметом, которым является или политика в целом, или отдельные ее стороны.

В структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:

- история политической мысли (история политических учений). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах (в первую очередь о государстве и праве), которые существовали в различные исторические эпохи;

-политическая философия (философия политики). Часть политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений; она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;

- политическая социология. Наиболее разветвленная отрасль политического знания, занятая изучением конкретных политических явлений и процессов, построенным на сборе, обобщении и анализе эмпирических данных. В наше время служит рациональной базой реальной политики, используется для прогнозирования и принятия политических решений, при постановке задач и выборе тактики достижения политических целей;

- политическая психология. Она изучает политическое поведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;

- политическая антропология. Ее объект - человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью. Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни, ее интересует личностное измерение политических отношений, она стремится установить “следы присутствия” человека в политике.

Методы политологии

Методами называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии активно используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального

познания.

Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующие:

- диалектику, которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умение видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;

- системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве фрагментов последней выступают природа, экономика, культура, психика люд ей и т.д.;

- формализацию, которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.

Методы эмпирического познания - это средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:

- описание - наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;

Разнообразные формы анкетирования (беседы, интервью, опросы), которые используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;

- статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта. Использование математического аппарата создает возможность машинной обработки больших массивов данных для их обобщения, сравнения, выявления и сопоставления тенденций изменения, а также для их наглядного отображения в виде таблиц, схем, графиков;

- математические методы сбора и обобщения политической информации. Они открывают возможность моделирования политических процессов - составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;

- методы семиотики - науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стиль политических документов) представляет собой именно знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;

-методы герменевтики, целью которых служит не столько фиксация объективной стороны существования политических явлений, сколько понимание, выявление того смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.

Сравнительная политология

Сравнительная политология - одно из направлений политической мысли, сформировавшееся как обособленная часть политической науки, являющееся специальной отраслью политических знаний и исследований.

В самом общем смысле сравнительную политологию можно рассматривать в качестве метода политологии, выражающегося в компаративистском (сравнительном) подходе к политическим явлениям.

Данный метод (использовался уже в античном мире Платоном, Аристотелем и другими мыслителями) предполагает сопоставление однотипных политических явлений, к примеру, политических систем, политических режимов, политических партий и движений, заинтересованных групп и элит, избирательных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д. с целью выявления их общих и специфических свойств, черт, признаков, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости “изобретать велосипед” в государственном строительстве. Творческое, с учетом специфики страны, использование этого метода особенно актуально для современной российской политологии в условиях реформирования общества и государства (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).

Сравнительная политология с помощью своих теоретических средств и приемов содействует проведению глубокого анализа реальных политических процессов, институтов власти. Объектом сравнения в политических исследованиях практически всегда служит распределение власти в различных обществах.

Функции политологии как науки и учебной дисциплины

Социальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:

-познавательная, которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных

компонентах;

- прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;

-практическая. Представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;

- идеологическая. Политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности, оказывает воздействие на выработку программ участвующих в политике сил, в значительной степени определяет стратегию и тактику их политического поведения;

- культурная. Политология обогащает представления людей о средствах достижения политических целей, формирует образы наиболее желаемых состояний, событий, к которым необходимо стремиться, создает представления о ценностях;

- воспитательная, в ходе реализации которой складываются необходимые в демократическом обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре, основных компонентах политической организации общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния человека на ход политических процессов.

Образование - это наиболее эффективный и быстродействующий канал передачи знаний, навыков, важнейших приобретений политического опыта. Именно тогда происходит целенаправленная реализация важнейших функций политологии как науки. Становясь учебной дисциплиной, она приобретает возможность донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.

В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала складываться с конца ХIХ – начала ХХ вв, когда в Западной Европе и в США появились первые кафедры. Начало преподавания этой дисциплины относится к 1857 г., когда в Колумбийском колледже США немецким ученым-эмигрантом Ф. Либером была создана кафедра истории и политической науки. Там же в 1880 г. была открыта Школа политической науки. В 1871 г. в Париже начала работу Свободная школа политических наук. В конце ХIХ в. в Лондонской школе экономики и политической науки была создана кафедра политической теории.

В системе высшего образования политология стала широко преподаваться со второй половины ХХ столетия. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовало курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Все государства Запада и некоторые страны Восточной Европы прислушались к этой рекомендации. После свержения тоталитарных режимов в Восточной Европе политология стала общеобязательным курсом во всем регионе.

В конце 80-х годов ХХ в. в вузах нашей страны появились первые кафедры политологии. Ныне эта дисциплина читается во всех высших учебных заведениях Российской Федерации.

У политологии как науки и политологии как учебной дисциплины немало общего, но есть и различия.

Во-первых, политология как учебная дисциплина полностью базируется на политологии науке. Поэтому чем весомее и масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее учебная дисциплина. У них один и тот же предмет изучения и преподавания – политические явления общественной жизни.

Во-вторых, у науки и учебной дисциплины различные цели, задачи, субъекты. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний путем использования методологического арсенала, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. Следовательно, в отличие от целей других видов деятельности цель науки – приращение, накопление истинных знаний, расширение научных горизонтов и тем самым стимулирование любой другой деятельности, в том числе педагогической. Цель и задачи учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов в ходе учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний.

В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система политологии как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею социально-политических явлений и максимально к ним приближена. Система же политологии как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучения часов, личных качеств преподавателей.

Значение изучения политологии для формирования личности работника органов внутренних дел, его гражданских качеств и политической культуры

Сотрудник милиции по долгу службы обязан активно проводить в жизнь государственную политику по защите интересов граждан, общества и государства. Вместе с тем он, как и другие граждане, имеет право участвовать в формировании государственной политики (выборы, референдумы и т.д.). Все это предполагает наличие у сотрудников органов внутренних дел высокой профессиональной, нравственной и политической культуры. Защищая жизненно важные интересы граждан, общества и государства, сотрудник милиции должен разбираться в сложных политических явлениях и событиях. В противном случае он может стать марионеткой в руках своекорыстных политических сил.

Опыт цивилизованных стран показывает, что формирование высокоразвитой политической культуры должно осуществляться путем демократического политического образования. Изучение политических наук является важнейшим фактором формирования политически зрелой личности, способной жить в условиях свободы и демократии.

Профессиональные и нравственные качества сотрудника милиции органично взаимосвязаны, тесно переплетаются с гражданскими и политическими качествами. Демократическое политическое образование способствует усвоению сотрудниками органов внутренних дел таких важнейших ценностей гражданской культуры, как права, свободы и достоинство личности, уважение к демократическим институтам власти, политическая терпимость, уважение к инакомыслию и оппозиции, стремление к согласию, предотвращение и цивилизованное разрешение конфликтов и т.д. Изучение политологии вооружает сотрудника милиции научными знаниями о политической реальности, развивает способность к принятию рациональных решений и осознанному участию в политической жизни.

П О Л И Т О Л О Г И Я

(для студентов специалитета)

Подготовила

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Чадаева Светлана Владимировна

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Наименование темы Количество учебных часов
Всего Лекции Семинары Самостоятельная работа
1. Политология как наука и учебный предмет
2. Политика как общественное явление. Политика и другие сферы общественной жизни
3. Основные идеологические доктрины современности
4. Политическая власть
5. Политическая система общества
6. Государство как политический институт
7. Правовое государство и гражданское общество. Социальное государство.
8. Политические режимы и их типология
9. Политические партии и движения
10. Политические элиты и политическое лидерство
11. Политическое сознание и политическая культура
12. Политический процесс и политическое поведение
13. Политика и международное отношение
14. Социальная структура общества и политика
15. Политические конфликты
16. Избирательный процесс
17. Этнонациональный и религиозный фактор в политике
ИТОГО

ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

1. Политология: объект и предмет политологии.

2. Политология как наука и учебная дисциплина.

3. Методы политологии.

1. Политология: объект и предмет политологии

Политическая наука - это совокупность знаний о политике, образованной развитой системой специализированных научных дисциплин, изучающих политические явления и процессы.

Компонентами политологии являются:

а) политическая теория (теория политики и история политических идей);
б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных);
в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение);
г) международные отношения (международные организации и мировая политика).

Объектом политологии является полити­ка во всем ее многообразии.

Предметом политологии являются свой­ства политики как сферы общества, тенденции и факторы ее изме­нения и развития. Иными словами, предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни1.

Задачей политологии является также объясне­ние мотивации и поведения людей, воссоздающих и (или) изменяю­щих в каждой конкретной ситуации политические институциональ­ные отношения и политическую культуру2.

Политология как наука и учебная дисциплина

Исторически изучение политики изменялось от восточной и античной философской и социально-политической мысли к формиро­ванию в конце XIX веке самостоя­тельных политологических научных направлений и дисциплин, например таких как: политическая философия, теория государства, политическая история и др.

Среди первых научных учреждений, специализирующихся на исследовани­ях в области политической науки, стали:

1. созданная в 1871 г. Свободная школа политической науки во Франции (в настоящее время - Институт политических исследова­ний Парижского университета);

2 организованная в 1880 г. - Школа политических наук в Колум­бийском университете (США);

3. созданная в 1895 г. - Лондонская школа экономической и политической науки;

4. в 1903 г. была создана Американская ассоциация поли­тической науки , объединившая политологов США и положившая начало созда­нию подобных ассоциаций и в других странах мира1.

Становление политической науки в императорской России характеризовалось определенными особенностями и понятными сложностями. Официальный полити­ческий курс и характер государственного устройства страны должны были вос­приниматься населением как единственно возможные, к тому же освященные тра­дицией и церковью, а также охраняемые законом. В XIX-начале XX вв., вплоть до создания многопартийной Государственной Думы в 1906 г., теоретические политики в вузах могли рассматриваться только в рамках правовых дисциплин на юриди­ческих факультетах ведущих российских университетов, например в таких кур­сах, как история политических и правовых учений, философия права, общая теории права. Иначе говоря, их мог обсуждать только узкий круг будущих специалистов в форме некоего «приложения» к праву и обычно с официальной точки зрения.

К концу ХIХ в. относится открытие в Император­ской академии в Санкт-Петербурге направления «истории и политических наук». На рубеже ХIХ-ХХ вв. Россия дала миру целую плеяду блестящих теоретиков права и политики, большая часть которых имела университетское правовое, философское или историческое образование: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевкий, В.И. Ленин, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Г.В. Плеханов, А.И. Стронин, Б.Н. Чичерин и др.

Работы, посвященные ана­лизу политики и ее законов, появляются и в начале XX в. Бурные события того времени заставляли искать ответы на животрепещу­щие вопросы о политическом настоящем и будущем страны. При­надлежавшие к различным идейным течениям такие ученые как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.М. Ковалевский, М.Я. Острогор­ский, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и многие другие, ана­лизировали в своих работах проблемы власти, государства, революции, политической судьбы Отечества.

Важным этапом в развитии мировой политической науки явился период после Второй мировой войны . В 1948 г. изучение политической науки было рекомендовано ЮНЕСКО, что создало необходимые предпосылки для ее постепенного признания и утверждения в университетах и академических института подавляющего большинства стран мира. С 1949 г. при ЮНЕСКО функционирует Международная ассоциация политической науки (МАПН), поддерживаюйщая связи с десятками национальных ассоциаций, включая российскую, действующую с середины 50-х гг. XX в2.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия ввела поли­тологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Прави­тельства РФ политология определена и как учебная дисциплина в вузах . С 1989 г. в ведущих университетах России и научно-исследовательских институтах РАН функционируют аспирантуры и специализированные советы, в которых защищаются кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам.

Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр по­литической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сфера­ми общественной жизни. Предметом изучения и исследования по­литологии выступают такие основные слагаемые политики, как по­литические институты, политические процессы, политические от­ношения, политическая идеология и культура, политическая дея­тельность.

В последнее время в мировой политической науке растет интерес к методам феноменологии, герменевтики, семантики, т. е. к методам, которые пытаются объяснить явления социальной и политической жизни, прежде всего, исходя из способности человека придавать сво­им действиям определенные смыслы и значения. Данное направление в политической науке получило название постмодернистского. Его отличает стремление исследователей понять, как люди определяют смысловое содержание политических действий, почему так, а не иначе интерпретируют политические события, как результаты ин­терпретации сказываются на их реальном поведении.

Важными проблемами современной политологии являются такие проблемы, как:

Политическая власть, ее сущность и структура;

Политические системы и режимы современности;

Формы правления и государственного устройства;

Политическая стабильность и поли­тический риск;

Партийные и избирательные системы;

Политические права и свободы человека и гражданина;

Гражданское общество и правовое государство;

Политическое поведение и политическая культура личности;

Политическая коммуникация и средства массо­вой информации;

Религиозные и национальные аспекты политики;

Средства и методы урегулирования политических конфликтов и кри­зисов;

Международные политические отношения, геополитика, по­литическая глобалистика и др.

Конечно, к изучению и исследованию названных и других проблем политики в силу их сложности и много­гранности имеют отношение не только политология, но и другие со­циальные и гуманитарные науки. Например, такие как: философия, социология, психо­логия, экономическая теория, юридические, исторические науки.

В политике сталкиваются группы интересов, охватывающих различные сферы жизнедеятельности общества - экономику, госу­дарственное устройство и право, социальную сферу, этнонациональные и религиозные отношения, традиционные социальные структуры. Значительное влияние на нее оказывают национально-исторические и социокультурные традиции общества, психологи­ческий генотип нации.

Благодаря своему системному характеру по­литическая наука в настоящее время оказалась на перекрестке междисципли­нарного знания, которое охватывает различные науки.

Но в отличие от других областей поли­тического знания, политология имеет цель :

Проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления,

Выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние, и внешние связи и отношения,

Определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах,

Наметить ближайшие и конечные перспек­тивы ее дальнейшего развития,

Выработать объективные критерии социального измерения политики.

Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную, эти стороны, или уровни, как бы дополняют и обогащают друг друга.

Теоретическое исследование политики отличается от приклад­ного ее анализа, прежде всего, следующими целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политичес­кой жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Приклад­ная политология прямо отвечает на вопросы: «для чего?» и «как?». Она может быть представлена как совокупность теоретических мо­делей, методологических принципов, методов и процедур исследо­вания, а также политологических технологий, конкретных про­грамм и рекомендаций, ориентированных на практическое приме­нение, достижение реального политического эффекта.

Прикладная политология исследует основные субъекты полити­ческих событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образова­ния, партии, толпу и политическую аудиторию, социальные, этни­ческие и религиозные группы, роль участников политических собы­тий в принятии политических решений и их реализации.

К приклад­ным отраслям политологии можно отнести концепции государст­венного управления, партийной стратегии и тактики, ситуационного политического анализа. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология вы­работки и принятия политического решения; технология проведе­ния референдума, избирательной кампании и т.д.).

Методы политологии

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории.

Основные типы методов и уровни методологии политических ис­следований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли.

Периодизация развития методологии полити­ческой науки может быть представлена следующим образом;

1) классический период (до XIX в.), связанный преимущественнос дедуктивным, логико-философским и морально-аксеологическим подходами;

2) институциональный период (XIX - начало XXв.) - на ведушие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-ин­ституциональный методы;

3) бихевиористский период (20-70-е гг. XX в.), когда стали активно внедряться количественные методы;

4) в последней трети XX в. наступил новый, постбихевиористский этап, характеризующийся сочетанием «традиционных» и «новых» методов.

Споры о приоритетных подходах продолжаются до сих пор, ос­новными течениями в рамках методологии политической науки по-прежнему являются «традиционалистское» и «бихевиористское»1.

В политологии используются три группы методов:

Теоретиче­ские,

Эмпирические,

Общенаучные (логические).

Теоретические методы

Теоретические методы представляют собой сложные абстракт­ные конструкции политической реальности и политического пове­дения. Они предназначены для извлечения такого знания о поли­тике, которое недоступно непосредственному наблюдению. Теоре­тические методы формируют категориальный аппарат науки.

Теоретические методы в политологии можно разделить на две группы.

Первая группа методов предназначена для познания и ана­литического конструирования политической реальности.

Вторая группа - для объяснения политического поведения.

Эти группы методов ре­шают две разные познавательные задачи: первая стремится выра­ботать оптимальный способ познания объективных политических образований, вторая - найти механизмы понимания политической деятельности отдельных индивидов.

К первой группе теоретических методов относятся: структурализм.

функционализм. системный анализ, топологический метод.

Рассмотрим эти методы в отдельности.

Структурализм. В основе этого метода лежит убеждение, что в обществе и в политике есть устойчивые социальные и полити­ческие образования - структуры. Это могут быть: институты, нормы, группы, общности, статусы, роли - то, что существует помимо воли и сознания отдельных людей. Устойчивость структур позволяет вычленять их из политичес­кой реальности, изучать каждую в отдельности. Такой методо­логический прием широко используется, например, при анали­зе политических институтов, когда каждый из них рассматри­вается как некая самостоятельная целостность. Поведение конкретных людей в рамках структурализма обычно не прини­мается во внимание, так как считается, что индивид действует, прежде всего, подчиняясь требованиям той или иной структу­ры. Разновидностью структуралистского метода является институциональный, ориентированный на изучение такого важ­ного компонента политики, как политические институты.

Функционализм в отличие от структуралистского подхода ак­центирует внимание на выявлении факторов взаимозависимос­ти политических институтов, организаций и других элементов политической реальности. Функция рассматривается как объек­тивное требование, предъявляемое целым к своим частям, как возникающая между ними позитивная связь, зависимость. В рам­ках классического функционализма появление какого-либо политического института объясняется вызреванием в обществе, в политической системе соответствующих потребностей. А логи­ка анализа сводится к выявлению функций, выполняемых теми или иными политическими структурами. Речь может, к приме­ру, идти о функциях государства, функциях партий, функциях политической культуры и т. д.

Системный анализ ориентирует исследователей на конструи­рование политики как структурированной целостности, взаимодействующей со своей окружающей средой, прежде всего с другими социальными сферами общества. Опираясь на обще­методологические принципы теории систем, кибернетики, си­нергетики, ученые, использующие этот метод, исследуют факто­ры стабильности и изменчивости политических отношений, ка­налы взаимовлияния политической системы и окружающей среды, механизмы функционирования и развития политической системы.

Топологический метод (от греч. topos - место) - это когда по­литика рассматривается в категориях политического простран­ства или политического поля. Предполагается, что каждый че­ловек обладает какими-то ресурсами, капиталом (уровень обра­зования, материальное положение, статус в политической иерархии и т. п.), которые определяют его место в социальном и политическом пространствах. Люди, обладающие похожими, одинаковыми ресурсами, занимают в социальном и политиче­ском пространствах близкие позиции, тяготеют друг к другу. В результате в обществе складываются группы, объективно от­личающиеся друг от друга и занимающие в политическом про­странстве более или менее выгодные позиции. Занимаемая в по­литическом пространстве позиция в силу своей объективности влияет и на индивидуальное поведение человека, определяет его образ жизни, стремления, политические предпочтения. Этот ме­тод используется при описании положения политической эли­ты в обществе, а также различных социальных и политических групп. Благодаря этому методу более ясной становится карти­на возникающих в обществе конфликтов, когда противостояние описывается как стремление образовавшихся групп изменить свое положение в политическом пространстве1.

Вторая группа теоретических методов ориентирована на объяс­нение политического поведения. Часто эту группу называют бихе­виористским (от англ. behaviour- поведение), или поведенческим методом. На самом деле методов, моделирующих поведение челове­ка, много. Они создавались главным образом социологами и пси­хологами, но в настоящее время успешно применяются при изуче­нии различных видов политических действий.

Ко второй группе относятся: бихевиоризм, теории рационального выбора, психодинамические теории личности, когнитивные теории..

Рассмотрим эти методы.

Бихевиоризм - это методологический подход, основанный аме­риканским психологом Б. Ф. Скиннером. В основе этого под­хода лежит предположение, что поведение человека есть реак­ция на различные раздражители, стимулы. В поздних версиях бихевиористский подход обрел более сложную форму, реакция человека на стимулы стала рассматриваться как ложный, опос­редованный сознанием процесс, что, однако, не изменило сути этого метода. В политологии с помощью этого метода обычно описывают изменения в политическом поведении людей, свя­зывая их с изменениями условий жизни, принятием полити­ческих решений и т. д.

Теории рационального выбора. В основе этой методологической схемы лежит мнение о существовании универсального стрем­ления человека к получению максимального вознаграждения за минимальные усилия- «закон выгоды». Рациональность человека проявляется в его способности выбирать из различ­ных вариантов поведения тот, который в наибольшей степени отвечает его интересам и позволяет проще достичь поставлен­ ной цели. Человек вступает во взаимодействие, надеясь полу­чить что-то взамен: материальное вознаграждение, личную бе­зопасность, любовь, статус и т. д. В политологии этот подход ча­сто используется для описания отношений власти, когда подчинение объясняется как стремление человека получить в об­мен какие-либо ресурсы (эмоциональные, материальные и т. д.), для объяснения электорального выбора, когда предполагается, что человек отдает голос тому кандидату, программа которого в наибольшей степени отвечает его интересам, и т, п.

Психодинамические теории личности, как и теории рациональ­ного выбора, объясняют поведение человека внутренними фак­торами, но источник его активности описывается как сложный, далеко не всегда осознаваемый, иррациональный процесс. Психодинамические теории разнообразны и нацеливают политоло­га на познание или, по крайней мере, принятие во внимание сложных внутренних процессов, которые переживает человек, вовлекаемый в политические взаимодействия;

Когнитивные теории указывают, что причины поведения нужно искать в тех ментальных процессах, с помощью которых человек познает и объясняет окружающий мир. Человек действует в за­висимости от того, как он воспринимает, оценивает, интерпрети­рует ситуацию. Характер и формы политических действий опре­деляются ранее сложившимися установками, стереотипами, а так­же процессами восприятия и обработки новой информации.

Мы перечислили лишь часть теоретических методов, использу­емых в политологии. Причина их многообразия - в сложности, противоречивости политики. Наука не изобрела и вряд ли когда изобретет единый универсальный метод познания политических явлений. Внутренний мир, сознание отдельного человека, его моти­вация не могут быть описаны в рамках тех же понятий и катего­рий, что и объективный мир политических отношений, институтов, норм и организаций.

Каждый теоретический метод имеет свои достоинства и огра­ничения.

К достижениям метода относятся создаваемые им воз­можности описать, объяснить, проанализировать тот или иной сег­мент политической реальности.

Например, выделить и рассмотреть политические институты (структурализм), установить связи-зави­симости в политической системе (функционализм), описать меха­низмы функционирования и развития политической системы (сис­темно-функциональный анализ). Но любой теоретический метод не обладает универсальными возможностями описания всего много­образия политической жизни.

В науке неоднократно предпринимались попытки создания обоб­щающего теоретического метода, претендующего на универсальность, вбирающего в себя все лучшие достижения научной мысли.

На­пример , в 1970-е гг. появляется теория неоинституционализма, призванная объединить в рамках единой методологии структура­лизм (институционализм) и теорию рационального выбора1.

Эмпирические методы

Эмпирические методы (от греч. emperia- опыт), в отличие от теоретических методов, ориентированы на получение конкретного знания о политической жизни. Эти методы представляют собой слож­ные формализованные процедуры, позволяющие упорядочить про­цесс познания политических явлений, обеспечить валидность (досто­верность) полученной информации о состоянии политического объек­та. С помощью этих методов можно узнать об электоральных предпочтениях населения, о намерениях политических лидеров, о цен­ностных ориентациях и политических установках различных социальных групп, об отношении масс к государственным управленче­ским решениям и об их реакции на политическую пропаганду.

К эмпирическим методам относятся:

1. Метод наблюдения , являющийся систематизированным, направ­ленным восприятием какого-либо явления, черты и свойства которого фиксируются наблюдателем в соответствии с разрабо­танной методикой.

Например, наблюдение за ходом избиратель­ной кампании, когда фиксируются действия ее основных участ­ников. Метод наблюдения имеет много общего с нашим повсед­невным восприятием, когда мы следим за интересующими нас политическими событиями. Однако научное наблюдение, осу­ществляемое профессионалами по специально разработанным методикам, отличается широтой поля наблюдения, способнос­тью улавливать более разнообразную гамму поступков действу­ющих лиц на политической арене.

2. Опрос. Развитие этого метода в значительной мере повлияло на лицо современной политологии, которая в настоящее время пред­стает не только в виде чисто теоретической дисциплины, объяс­няющей общие тенденции политической жизни, но и в виде науки, способной дать практическое знание о политических на­ строениях, ожиданиях, установках реальных людей. Метод оп­роса, в отличие от наблюдения, позволяет (при правильно разра­ботанной научной методике) узнать о процессах, происходящих в политическом сознании личности: о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, ка­ким лидерам отдает предпочтение. Эти процессы сознания могут до определенного времени никак не проявляться в политичес­ком поведении людей, но подспудно готовить последних к ка­ким-либо действиям. Опросы могут также дать информацию о поступках, событиях, которые оказались в силу различных причин за пределами научного наблюдения.

Опросы бывают:

а) неформализованные, когда респонденту дается возможность самостоятельно формулировать свои ответы на вопросы иссле­дователя;

б) формализованные, когда респондент выбирает в пред­ложенной ему анкете один из вариантов ответа.

3. Контент-анализ - систематическая числовая обработка, оцен­ка и интерпретация содержания информационного источника (текста). Контент-анализ позволяет выявить, какая информа­ция и в каком объеме содержится в предвыборных плакатах и программных заявлениях кандидата, отражают ли эти документы состояние общественного мнения, потребности и интере­сы масс. Контент-анализ особенно полезен в тех случаях, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необхо­дима информация о приоритетных целях той или иной полити­ческой организации, государственного учреждения, политиче­ского лидера.

4. Метод «фокус-группы», или групповой дискуссии, используется для выяснения отношения различных слоев населения к тому или иному событию, явлению. Он представляет собой направля­емое и регулируемое исследователем обсуждение выбранной темы, в котором участвуют подобранные на основе научно обо­снованной выборки люди. Благодаря хорошо продуманной ме­тодике организации групповой дискуссии можно изучить реак­цию населения на выступление политического лидера, на пред­выборное заявление, на политическую рекламу и т. п1.

Эмпирические методы в политологии играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам , задающим общую направ­ленность любого научного исследования, стремящегося не столько к поиску факта, сколько к его объяснению, к поиску зависимостей между фактами, выявлению тенденций развития. Можно, напри­мер, каждую неделю проводить опрос общественного мнения по по­воду электоральных предпочтений населения, но собранный факти­ческий материал не будет представлять собой серьезной научной ценности без выявления множества других факторов, влияющих на электоральный выбор. Исследование же этих факторов требует не просто овладения методикой опросов, а глубокими теоретическими знаниями в этой области.

В буквальном смысле слова политология есть наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Стремление понять, осмыслить политику, равно как и выразить свое отношение к ней, уходит своими корнями в то далекое время, когда начали формироваться первые государства. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божественном происхождении власти, а правитель рассматривался как земное воплощение Бога. Лишь примерно с середины первого тысячелетия до новой эры политическое сознание стало постоянно приобретать самостоятельный характер, появляются первые политические по прения, концепции, составляя часть единого философского знания. Этот процесс связан, прежде всего, с творчеством таких мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель которые наложили основы собственно теоретических исследований политики. В период средних веков и Нового временя проблемы политики, власти, государства были подняты на качественно новый теоретический уровень исследования такими выдающимися представителями политической и философской мысли, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, которые не только окончательно освободили политическую науку от религиозно-этической формы, но и вооружили ее такими концептуальными установками, как теория естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества и правового государства.

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX века. Именно в это время политическая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX века была основана Лондонская школа экономики и политических паук. В 1857 году в Колумбийском университете была создана первая в истории Америки кафедра политической науки. Позже примеру Колумбийского университета последовали Йельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 году создана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 году в Париже по инициативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения политической науки являются:

  • 1) политическая теория (с включением истории политических идей);
  • 2) политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреждений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех социальных сил, которые данные институты создают);
  • 3) партии, группы, общественное мнение;
  • 4) международные отношения.

Международный коллоквиум в Париже по существу подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу: рассматривать ли политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, включающую в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию и другие политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин "политическая наука" в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 году под эгидой ЮНЕСКО создана Международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы.

В России политологии явно не повезло. Так, еще в 1900 году профессор В. Зомбер писал: "Из всех социальных наук в самом печальном и заброшенном состоянии находится, может быть, наука о политике" (Зомбер В. Идеалы социальной политики. М.-СПб., 1900. C.1). С тех пор положение политологии в России если и изменилось, то скорее всего в худшую сторону. С 1917 года вплоть до второй половины 80-х годов на политологии лежало идеологическое табу. Долгое время политология разделяла судьбу генетики, кибернетики и официально как самостоятельная научная дисциплина не признавалась, хотя в 1962 году в СССР была создана Советская ассоциация политических (государственных) наук, ныне преобразованная в Российскую ассоциацию политологов.

Только в 1989 году Высшая аттестационная комиссия ввела политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология определена и как учебная дисциплина в вузах. Конечно, такое положение вовсе не означает, что в России политические проблемы вообще не исследовались и не изучались. Это осуществлялось в рамках программ по философии, теории государства и права, политической экономии и других дисциплин. Но они были слабо интегрированы между собой.

Для определения предмета политологии, ее основной проблематики важное методологическое значение имеет уяснение природы и сущности политики как специфической сферы жизни общества, ее структуры и характера взаимодействия основных элементов.

Термин "политика" (от греч. polis - город-государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр.) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика".

Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличиях: в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния - политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы.

Необъятен диапазон представлений о политике. Определение ее - предмет многолетних дискуссий в политической науке. Приведем лишь некоторые определения политики:

  • -"Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает" (М. Вебер).
  • -"Политика - это процесс управления" (О. Ренни).
  • -"Политика - властное распределение ценностей внутри общества" (Д. Истон).
  • -"Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений" (Р. Шнайдер).

Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания (схема 1).

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

  • 1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако, часть вопросов может решаться местными ассоциациями.
  • 2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется руинами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона.
  • 3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.
  • 4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают сверенные государства.

Многообразны и функции политики, характеризующие основные направления воздействия политики на общество (схема 2).

Схема 2 Функции политики


С учетом сказанного важно подчеркнуть, что политологию нельзя сводить к науке о власти, о государстве. Как наука о политике политология "охватывает" весь спектр политической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Предметом изучения и исследования политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность.

Центральными проблемами современной политологии являются такие проблемы, как политическая власть, ее сущность и структура; политические системы и режимы современности; формы государственного правления; партийные и избирательные системы; политические права и свободы человека и гражданина; гражданское общество и правовое государство; политическое поведение и политическая культура личности; религиозные и национальные аспекты политики; международные политические отношения, геополитика и др. Конечно, к изучению и исследованию названных и других проблем политики в силу их сложности и многогранности имеют отношение не только политология, но и другие социальные и гуманитарные науки - философия, социология, психология, экономическая теория, юридические, исторические науки (схема 3).

Схема 3 Политика как объект изучения


Так, вряд ли возможен научный анализ политики без использования общих философских категорий диалектики, философского анализа объективного и субъективного в политическом процессе, понимания ценностных аспектов власти. Но философия не подменяет политологию, а может дать только какие-то общеметодологические принципы или критерии научного анализа политики.

Много общего между политологией и социологией. В частности, вопрос о том, как отражается политический процесс в сознании людей, чем мотивируется политическое поведение той или иной социальной группы, какова социальная база политической власти - это предмет социологии, политической социологии. Но здесь имеет место и явно выраженная пересекающаяся грань с политологией. Строго говоря, если рассмотреть соотношение гражданского общества и государства, то все то пространство, все отношения, которые вписываются в сферу гражданского общества и его взаимодействия с государством, - это объект исследования социологии, а сфера государственного - предмет политологии. Естественно, такое разграничение носит весьма условный характер, поскольку в реальной политической жизни все взаимосвязано.

Еще больше "точек соприкосновения" в исследовании политики между политологией и правовыми дисциплинами (международным правом, государственным правом), предметом анализа которых являются правовая система общества, механизм власти, конституционные нормы и принципы. Но право - это дисциплина больше описательного и прикладного порядка, в то время как политология - это дисциплина преимущественно теоретическая. Это в известной мере касается соотношения политологии и истории. Как отмечает испанский политолог Т.А. Гарсиа: "... историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценить реальное состояние политических ситуации до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые" (Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. С.6.).

Иными словами, политические отношения "пронизывают" различные сферы жизнедеятельности общества, и в этом плане они могут исследоваться различными науками. Более того, ни одно важное политическое явление, ни один серьезный политический процесс не могут быть содержательно осмыслены без совместных усилий философов, экономистов, историков, юристов, психологов, социологов.

Сложность и многогранность политики как общественного явления позволяет исследовать политику на макро- и микроуровнях, В первом случае исследуются политические явления и процессы, которые происходят в рамках основных институтов власти и управления, имеющих отношения ко всей общественной системе. Во втором - описываются и анализируются факты, связанные с поведением индивидов и малых групп в политической среде. С другой стороны, сложность и многогранность политики позволяет выделить как общественный уровень, так и промежуточные (частные) уровни исследования. Однако важно иметь в виду при этом, что ни один из этих промежуточных уровней не дает исчерпывающего представления о политике в целом.

Только органичное единство, диалектический синтез всех уровней политического знания позволяет иметь тот сплав, который именуется политологией. Понимаемая таким образом политология вписывается в систему современного политического знания как комплексная наука - она выполняет роль интегрирующего фактора в этой системе, выступая одновременно и как составная часть других областей политического знания, и как относительно самостоятельная наука. Иными словами, в отличие от других областей политического знания политология как наука комплексная имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления, выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспективы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики (См.: Федосеев Л.А Введение в политологию. СПб., 1994. С.9-10).

Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную. Обе эти стороны, или уровни, как бы дополняют и обогащают друг друга. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология выработки и принятия политического решения; технология проведения референдума, избирательной кампании и т.д.). В последнее время возникла новая отрасль политического знания - политический менеджмент.

Составной частью политического менеджмента является разработка стратегических целей и тактических установок, механизма воздействия управленческих государственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менеджмент - это наука и искусство политического управления. Политология, как и любая наука, имеет свою систему научных понятий и категорий, выражающих наиболее существенные характеристики политической сферы: "политика", "политическая власть", "политическая система", "политическая жизнь", "политическое поведение", "политическое участие", "политическая культура" и др. Центральной среди всех перечисленных выше категорий является категория "политическая власть". Именно эта категория наиболее полно выражает сущность и содержание феномена "политика".


Рецензенты: кафедра политологии и социологии Республикан­ского института высшей школы при БГУ; зав. кафедрой политологии БГЭУ, д-р исторических наук, проф., чл.-кор. НАН Беларуси В. А. Бобков; канд. исторических наук, доц. В. П. Осмоловский

На переплете: Эдип разгадывает загадку Сфинкса. Роспись вазы. V в. до н. э.

Мельник В. А.

М48 Политология: Учеб. - 3-е изд., испр. - Мн.: Выш. шк., 1999. -495с.

ISBN 985-06-0442-5.

Дается характеристика политологии как научной и учебной дисцип­лины, освещаются этапы становления и развития политической мысли, анализируются основные вопросы теории политики, политических систем и политических процессов, рассматриваются социально-политические концепции и течения современного мира.

Для студентов высших учебных заведений.

УДК 32.001 (075.8) ББК 66я73

© В. А. Мельник, 1996 © В. А. Мельник, 1998 © Издательство «Вышэйшая школа», 1999

ISBN 985-06-0442-5


ПРЕДИСЛОВИЕ

Политология заняла прочное место в вузовских учебных пла­нах в качестве обязательной обществоведческой дисциплины. Для этого имеются веские основания: в обществе возрастает ин­терес к политической жизни, к познанию ее законов. Это вызвано становлением правового государства и демократической полити­ческой системы, формированием системы политических партий и движений, вовлечением в политику больших масс людей. Вме­сте с тем все явственнее осознается необходимость знаний о по­литике, ее закономерностях, принципах и нормах. Активные участ­ники политического процесса понимают, что без соответствую­щих познаний не может быть и эффективного политического действия. Этим и обусловлена необходимость изучения полито­логии в высших учебных ^заведениях.

В нашей республике уже издан ряд учебных и учебно-методических пособий по этой дисциплине. Их научно-методическое значение состоит в том, что авторы заложили ос­новы отечественных подходов в понимании предмета политоло­гии, ее структуры и понятийного аппарата.

В то же время, как мы полагаем, проблема создания доброт­ной учебной литературы по политологии все еще не получила своего удовлетворительного решения. Вышедшие пособия отра­жают лишь первый опыт преподавания данной учебной дисцип­лины. Они существенно различаются методическими подходами, уровнем теоретического анализа рассматриваемых вопросов. Пожалуй, общим для всех их недостатком является отсутствие строгой концептуальной последовательности в изложении пред­мета курса. Словом, написание учебников и учебных пособий по политологии, отвечающих современным требованиям дидак­тики, по-прежнему остается насущной научно-методической задачей.


Цель настоящего издания - восполнить в какой-то мере имеющийся недостаток в соответствующей учебной лите­ратуре. Особенностью учебника является соответствие его структуры и содержания тематике основных разделов про­грамм, по которым преподается курс политологии в высших учебных заведениях Республики Беларусь.

Представленный в учебнике концептуальный ряд основан на различных теоретических источниках. Однако, работая с многочисленными публикациями, автор видел свою задачу не в простом пересказе имеющихся точек зрения по тому или иному вопросу курса, а в систематизированном, кон­цептуальном изложении основ науки о политике. Оттал­киваясь от понятий «политика», «политические отношения» и «политическая власть», автор выходит на основную про­блематику политологии и систему ее фундаментальных по­нятий и категорий. В работе, таким образом, предпринята попытка комплексного осмысления предмета политологии в контексте отечественных и мировых политических реаль­ностей.

Разумеется, автор не претендует на безальтернативность
предложенной структуры учебника и бесспорность реали­
зованных подходов и решений как в теоретическом, так и
в методическом плане. Полное согласие исследователей,
как известно, недостижимо в любой области знания, а тем
более в такой науке, как политология. Автор надеется, что
предлагаемый учебник, при всех его возможных недостат­
ках, будет весьма кстати именно в настоящий момент,
когда остро ощущается потребность в отечественной учебной
литературе по данной дисциплине. „



При написании учебника использовались результаты ис­следований, полученные в разное время как отечественны­ми, так и зарубежными авторами. Жанр издания не позволяет перегружать его многочисленными цитатами. По­этому в тексте они приводятся только в тех случаях, когда этого жестко требуют контекст изложения или дидактиче­ские соображения. Если необходимо показать чей-либо на­учный приоритет, в учебнике называется имя исследователя или делается ссылка на соответствующий источник.


ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. ПОЛИТОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ

1.1. Предмет, методы и структура политологии

[Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: poll tike - госу­дарственные, общественные дела и lo­gos - слово, смысл, учение./ Отцом первого понятия является Аристотель (384-322 гг. до н. э.), второго - Гераклит (ок. 530-480 гг. до н. э.)."Сочетание этих двух понятий означает, что политология - это учение, наука о политике..

Происхождение термина «politike» связано с древнегре­ческим городом-государством, который именовался полисом. Полис.- это сложившаяся в Древней Греции форма об­щественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства. Полисная организация опира­лась на экономический и государственный суверенитет об­щины свободных собственников и производителей - граждан полиса, простиравшийся на всю полисную терри­торию, т. е. на сам город и прилегающую к нему сельскую местность. Этот суверенитет предполагал для каждого граж­данина возможность, а часто и обязанность в той или иной


форме - прежде всего в форме голосования в народном собрании - участвовать в решении вопросов жизнедея­тельности полисного сообщества. Наличие особой деятель­ности, связанной с участием людей в решении вопросов полисной жизни, или, как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием. Таковым л стал термин «политика», который утвердился после на­писания Аристотелем одноименного трактата о государстве, правлении и правительстве.

Таким образом, термин «политология» восходит к древ­
негреческому полису и означает учение о политике, т. е.
совокупность знаний об управлении государством.! Попутно
заметим, что производными от слова polls (город-государ­
ство) является и ряд других терминов, например: politeia
(конституция, или политическое устройство), polites (граж­
данин), politikos (государственный деятель).
Становление Политика как специфическая деятель­
ность людей очень рано стала предме­
том научного исследования. Вначале
знание о политике являлось составной частью философии.
Но уже в древности создаются и специальные трактаты,
посвященные анализу политической деятельности. Платон
(427-347 гг. до н. э.) соответствующие работы назвал
«Законы» и «Государство». Аристотель свое произведение,
посвященное изучению государства и общества, назвал про­
сто «Политика». И соответствующую науку, основам кото­
рой, по его словам, подчиняется государственный муж, он
также называл политикой .


Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыс­лителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469- 1527). В отличие от мыслителей античности, которые все же не выделяли политологию из этики и философии, Ма­киавелли рассматривал учение о политике в качестве са­мостоятельной области знания. И хотя ему были еще не ведомы научные методы анализа, тем не менее он уже


уподоблял политические явления естественным, природным фактам, подчиняющимся объективным закономерностям. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследо­вания решению практических задач государственной жизни. Научный характер исследованиям политической дейст­вительности был придан в XIX в. В этот период ученые стали изучать поведение людей в связи с их участием в государственном управлении, используя научные методы. К этому времени относится возникновение научных учреж­дений, специализирующихся на исследованиях в области политических отношений. Первым из таких учреждений была созданная во Франции в 1871 г. свободная школа политической науки (ныне - Институт политических ис­следований Парижского университета). В 1880 г. была ос­нована Школа политических наук в Колумбийском колледже США, а в 1895 г. - Лондонская школа эконо­мической и политической науки.

Со второй половины XX в. науку, которая вырабатывает теоретические представления о государственном управле­нии, стали называть политологией. Вот как определяется содержание политической науки в «Словаре социальных и "политических наук» (изданном на Западе) : «Если по­литика есть деятельность, то политическая теория - это рефлексия, интерпретация этой деятельности... Что же ка­сается политической науки, то ее задача «раскрыть смысл политики», классифицировать ее, ориентировать власть, предложить утопию «оптимального государства», раскрыть «факторы власти» и выработать некие «общие концепции» политики» .

Ныне политическая наука, или просто политология, - это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. При­нятие политических решений - процесс сложный, много­плановый, предполагающий наличие самых разнообразных сведений о социальной действительности. То, что ныне называется политикой как область практической деятель­ности, на самом деле является результатом аналитических усилий разветвленной сети исследовательских институтов, кафедр и групп, следствием коллективного творческого тру-


да многих людей. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает пер­вое место среди других общественных наук. Современная политическая наука располагает комплексом приемов и методов конкретных исследований, в том числе с приме­нением вычислительной техники. С 1949 г. действует Меж­дународная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе Организации Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕ­СКО), ставящая своей целью содействие развитию политических исследований.

Конституирование В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала скла­дываться с конца XIX- начала XX в., когда в Западной Европе и в США появились первые ее кафедры. В сис­теме высшего образования она стала широко преподаваться со второй половины текущего столетия. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Все государства Запада и ряд государств Восточной Европы прислушались к этой рекомендации. После свержения тоталитарных ре­жимов в Восточной Европе политология стала общеобяза­тельным курсом во всем регионе.

Таким образом, слово «политика» исконно означало

«участие в управлении полисом» и очень рано стало отно­ситься к сумме знаний, необходимых для компетентного решения подобных вопросов. Сегодня политика, политоло­гия - это еще и учебная дисциплина, которая изучается практически во всех странах.

Объект и предмет Как и всякая наука, политология име-
политологии ет свой объект и специфический пред­
мет познания. Предварительно напом­
ним, что в теории познания в качестве объекта понимается
то, на что направлена предметно-практическая и познава-


тельная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реаль­ности, которая подвергается исследованию познающим субъ­ектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые под­вергаются анализу.

Разумеется, в данной вводной теме объект и предмет политологии можно определить лишь в самом общем виде, зная, что понятие политики охватывает большой круг яв­лений. Как писал немецкий социолог и политолог Макс Вебер (1864-1920), «это понятие имеет чрезвычайно ши­рокий смысл и охватывает все виды деятельности по са­мостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о по­литике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем» .

Наряду с тем, что политическая наука обеспечивает систем­ный, комплексный анализ феномена политической власти, она призвана также исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения соответствующих научных дисциплин. Речь идет, например, об исследовании различных аспектов политического сознания, политической культуры, политического поведения и действия, методики и методологии познания явлений политиче­ской жизни и др.

Кроме того, границы политологии изменчивы и трудноопре­делимы. Число специальных тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это вызвано эволюцией поли­тической жизни и еще в большей степени приложением полити­ки к очень широкому кругу областей человеческой деятельности", а также большой интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.

Одним из коренных для всякой науки яв­ляется вопрос о свойственных ей понятиях и категориях. Поэтому общая характеристика политологии как науки предполагает хотя бы краткое упомина­ние о системе ее понятий и категорий.

Напомним, что понятия и категории в обобщенной форме


отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности. Они есть главный конструкционный элемент любой научной теории. Следо­вательно, категории и понятия политологии как науки вы­ступают в качестве результата познания политической сферы общественной жизни и отражают наиболее сущест­венные связи и отношения, присущие явлениям и процессам политики. Иными словами, содержание объекта и предмета политологии получает свое развернутое отражение в системе понятий и категорий данной науки.

Понятия и категории политологии можно классифици­ровать по различным основаниям. Нам представляется ме­тодически обоснованным разделение всей их совокупности прежде всего на понятия и категории общей теории по­литики и политических систем и понятия и категории, отражающие процессы изменения, развития политической действительности.

К понятиям и категориям общей теории политики и политических систем относятся: политика, политическая власть, субъекты политики, политические отношения, по­литическая система общества, политическая норма, поли­тический институт, государство, политическая партия, общественное объединение, общественное движение, по­литическое сознание, политическая идеология, политиче­ская культура. Основными понятиями, раскрывающими ди­намические аспекты политической реальности, являются: политическая деятельность, политическое действие, поли­тическое решение, политический процесс, революция, ре­форма, политический конфликт, политическое соглашение, политическая социализация, политическая роль, политиче­ское лидерство, политическое поведение, политическое уча­стие. Разумеется, как тот, так и другой ряд можно было бы продолжать и далее. Кроме того, в политологии широко используются понятия и категории смежных с нею научных дисциплин.

Более или менее устоявшиеся научные значения этих и других понятий и категорий политологии будут даны при рассмотрении последующих тем курса. Здесь же подчеркнем своеобразие политологии как науки. Оно заключается в том, что ключевым вопросом и основной


ее категорией является политическая власть. Все социальные яв­ления и процессы политология рассматривает относительно по­литической власти. Именно катег^Р™ «политическая власть» наиболее полно отражает сущность* и содержание феномена по­литики. Последняя имеет место т»м, где существует борьба за власть, за овладение ею, за ее использование и удержание. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть вы­ступает средством ее реализации.

КонституирС» вание политологии в само­стоятельную» научную дисциплину со­стоялось не? только благодаря наличию специфичес^ 01 " 0 предмета изучения, но и потому, что в политической сфере также имеют место опреде­ленные закономерности - объективно существующие, повто­ряющиеся, существенные связи явлений общественной жизни или этапов исторического процесс^- Каждая наука, всякое позна­ние в любой области имеет своей целью выявление объективно существующих связей между стор онами объекта. Это всецело относится и к политологии. Как научная и учебная дисциплина она стремится выяснить существующие закономерности в облас­ти политических отношений, без зН ания которых успешная поли­тическая деятельность невозможна-

Таким образом, изучаемыми политологией закономерно­стями являются наиболее существенные и устойчивые тен­денции развития и использования политической власти. Как и основные понятия, эти закономерности будут рассматривать­ся по ходу изложения последующи* тем курса. Здесь же дос* таточно будет отметить, что характерные закономерности можно разделить на три основн> 1е группы в зависимости от сферы их проявления.

Первую группу составляют политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между эконо­мическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки. Важнейшие закономерности этой группы были открыты Карпом Марксом (1818-1883). К примеру, с его точки зрения, политика и соответственно система политической, государственной власти детерминиро­ваны развитием экономически* процессов. «Политическая


власть, - писал К. Маркс, - является лишь порождением экономической власти» . Вместе с тем политическая власть обладает относительной самостоятель­ностью, открывающей немалые возможности для полити­ческого влияния на экономические процессы. Последнее, однако, не должно порождать культа политической власти, иллюзий относительно ее реальных возможностей, ибо по­пытки с помощью административного принуждения «обой­ти» экономические законы не ведут к достижению поставленной цели.

Ко второй группе закономерностей относятся политико-социальные. Они характеризуют развитие по­литической власти как особой социальной системы со своей внутренней логикой и структурой. Здесь основной законо­мерностью является укрепление стабильности политической власти. Кстати будет заметить, что в отечественной поли­тологии эта закономерность не получила должной разра­ботки, что привело к дефициту необходимых рекомендаций и мер по стабилизации политической жизни.

Третью группу образуют политико-психологические закономерности. Они отражают комплекс существующих связей и отношений между личностью и властью. Наиболь­ший интерес из данной группы представляют связанные с достижением и удержанием власти политическим лидером закономерности.

Методы При изучении конкретных явлений и
политологии процессов политология использует раз­
личные методы. Наиболее широкое
применение в этой науке получили следующие: диалекти­
ческий, эмпирико-социологический, сравнительный (или
компаративный), системный, бихевиоральный и др.

Диалектический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества. Охватывая политику во всех ее взаимосвязях и опосредованиях, этот метод позволяет выработать наиболее общие понятия и категории политической теории, играет объединяющую роль во всей совокупности исследований в области политики. Принцип историзма, будучи ключевым


в диалектическом методе, обеспечивает выявление законо­мерностей становления, развития и смены политических

Эмпирик о-с оциологический метод в политологии представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, на­правленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Этот метод получил весьма широкое распростране­ние в политологии Запада. Там сложилось относительно самостоятельное направление - прикладная политология, ориентированная на практическое применение результатов социологических исследований в политической жизни. Та­кие исследования, их результаты выступают как товар, заказчиком и покупателем которого являются центральные и местные органы власти, политические партии, государ­ственные учреждения, частные фирмы.

Сравнительный, или компарати­вный метод состоит в сопоставлении двух и более политических объектов (или частей), имеющих черты по­добия. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений различ­ных политических систем, выявить главные тенденции раз­вития политических процессов. Основная трудность в применении сравнительного метода связана с необходимо­стью правильного выбора предмета явлений, которые будут сопоставляться, подвергаться научному наблюдению, опи­санию и теоретическому истолкованию.

Системный метод рассматривает политическую^ сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. Оригинальность данного подхода заключается в целостном восприятии объ­екта исследования и всестороннем анализе связей между отдельными элементами в рамках широкого целого. Сис­темный анализ считается в познавательном отношении осо­бенно ценным. Этим методом исследования широко пользуется как западная, так и отечественная политология.

Бихевиоральный (от англ, behaviour - поведение, поступок) метод состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Исходным в данном


методе является положение о том, что групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются психологические мотивы, которые и со­ставляют основной предмет политологического изучения. При этом главное внимание уделяется сбору эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских про­цедур, использованию приемов естественных и точных наук при обработке и анализе полученных сведений. Бихевио-рализм является одним из ведущих исследовательских на­правлений американской политологии.

В некоторых учебных пособиях в качестве особых ме­тодов анализа политических явлений называются также количественные методы и метод принятия решений.

Количественный метод предполагает статистический анализ политической активности, анкетные обследования и интервью участников политических дейст­вий, а также лабораторные эксперименты, состоящие в моделировании определенных политических ситуаций с целью разработки наиболее вероятного сценария будущих действий.

Метод принятия решений заключается в принятии и реализации политических решений, посред­ством которых предполагается не только достичь опреде­ленных политических целей, но и одновременно проверить правильность выводов, полученных с помощью других ме­тодов анализа.

Видимо, есть определенный резон в выделении последних двух указанных методов. Но, как нам представляется, оба они поглощаются рассмотренными выше, причем второй есть не столько исследовательский метод, сколько необхо­димая сторона, аспект, условие всякой политической дея­тельности.

Парадигмы Наряду с методами исследования, в

пойит^!|Щ теории науки различаются также гос-

подствующие в тот или иной период

развития соответствующей отрасли знания способы объяс-

нения изучаемых явлений. Для их обозначения американ-

ский философ и историк науки Томас Кун (р. 1922)


предложил использовать понятие «парадигма» (от греч. paradeigma - пример, образец). С его точки зрения, на­учная парадигма есть признанная всеми и приобретшая характер убеждений система знания, которая в течение определенного времени служит научному сообществу логи­ческой моделью постановки познавательных проблем и их решения . Иными словами, научная парадигма есть способ выбора объекта исследования и объяснения определенной совокупности относящихся к нему фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, об­разующих непротиворечивую теорию. Смена одной господ­ствующей парадигмы другой в соответствующей области знания рассматривается исследователями как научная ре­волюция.

Характерной чертой политической науки является то, что в ней сосуществуют различные концептуальные подходы к описанию и интерпретации явлений политической дей­ствительности. В основе таких подходов лежат попытки объяснить политику либо через действие сверхъестествен­ного начала, либо через влияние природных, общественных или собственно политических факторов. Соответствующие концептуальные подходы в литературе условно именуются теологическими, натуралистическими, социальными и ра­ционально-критическими парадигмами политологического знания .

Теологическая парадигма господствовала на ранних этапах существования общества, когда люди были еще не в состоянии подмечать объективные внутренние и внешние факторы политических явлений. В этих условиях они неизбежно давали сверхъестественное толкование по­литики, видели источник власти в Боге, объясняли по­литические изменения его волей. И хотя такое объяснение политики трудно назвать концептуально-теоретическим, все же оно исходило из идеи причинной обусловленности по­литических явлений. А это есть не что иное, как признак парадигматического мышления.

Натуралистическая парадигма дает объяснение природы политики исходя из доминирующего значения экологических, географических, биологических и психологических факторов. Наиболее существенными под-


ходами в натуралистическом способе объяснения явлений политики считаются геополитика, биополитика и широкий круг психологических концепций. Несмотря на то, что данные подходы к пониманию политики относятся к одному классу теоретических концепций - натуралистической па­радигме, они все полемизируют и конкурируют друг с другом. Кроме того, всем им уверенно противостоят иные концептуальные оценки природы политики.

Социальная парадигма представляет группу концептуальных подходов, в русле которых дается объяс­нение политики через действие социальных, но внешних по отношению к ней факторов. При таких теоретических подходах природа и происхождение явлений политики объ­ясняются как результат созидающей роли той или иной сферы общественной жизни или проявления социокультур-ных свойств субъектов социального действия. Различные социальные концепции в качестве порождающих политику причин называют экономические отношения, право, куль­турные, религиозные, этико-нормативные и другие факторы. Многие исследователи рассматривают политику исключи­тельно как продукт смыслополагающей деятельности людей и потому различные политические явления ставят в зави­симость от свойств человека, приобретенных им в процессе социальной эволюции.

Рациональн о-к ритические парадигмы
природу политического взаимодействия людей связывают
не с внешними по отношению к политике факторами, а с
ее внутренними причинами и свойствами. Данные концеп­
туальные подходы исходят из того положения, что политика
есть полностью или относительно самостоятельное обще­
ственное явление, которое возникает и развивается по своим
собственным, внутренним закфцщГ^дЩ^й^^^ -~Ррп,ьггки
отыскать внутренние источник^ природа. ;лоллтики оказа­
лись весьма плодотворными. В расто^ще, время, в зависи­
мости от выбранного аспект^, кс^ОДодв^д пблйтийй,
существуют самые различные! концептуйсШные подходы,
объясняющие сущность данной ^стороны челбвёческой жиз­
недеятельности. \ "

Выделение основных парадигм политшогий дает воз­можность увидеть связь политическойнауки с более общими

mob_info