ЕГЭ. История России. Александр III. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Делянов И.Д. Делянов, Иван Давыдович: биография Генерал-фельдмаршал граф Иван Васильевич Гудович

Делянов Иван Давыдович (30.11.1818-29.12.1897), граф, армянин по происхождению. Сын генерал-майора Д. А. Делянова и Марии Иоакимовны, урожденной Лазаревой. Родился в Москве, учился в Лазаревском институте восточных языков, окончил юридический факультет Московского университета. Поступив на службу во Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, обратил на себя внимание главноуправляющего отделением гр. Д.Н. Блудова , под руководством которого принял участие в составлении нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.

В 1846 Делянов был назначен членом комиссии по делу о снятии таможенной линии между империей и Царством Польским. В 1848 получил должность старшего чиновника II отделения той же канцелярии. В 1854 управлял делами секретного комитета о раскольниках. В 1858 был назначен попечителем Петербургского учебного округа; с этого времени начинается служба Делянова в ведомстве Министерства народного просвещения. В 1860 он занял место члена совета Главного управления цензуры, в 1861 - директора департамента Министерства народного просвещения и в следующем году, после недолгого пребывания в отставке (во время министерства гр. Е.В. Путятина ), - директора Петербургской публичной библиотеки, а затем снова попечителя учебного округа. В 1865 был назначен присутствующим в Сенате на правах товарища министра, в 1866 получил звание статс-секретаря. С 1871 он являлся членом совета Павловского института по учебной части, в 1873 был назначен членом Главного совета женских учебных заведений и в 1874 - почетным опекуном учреждений имп. Марии. В том же году он стал членом Государственного Совета. Следующие восемь лет Делянов одновременно занимал пост директора Публичной библиотеки, был членом Государственного Совета и служил по ведомству имп. Марии, а с 1880 возглавлял его. В 1882 он был назначен министром народного просвещения и в этом звании оставался до самой смерти.

Деятельность Делянова на посту министра народного просвещения полностью совпадала с общим направлением внутренней политики царствования Александра III и, в частности, распадалась на четыре рода мероприятий: мероприятия, касающиеся преобразования системы высшего и среднего общего образования, касающиеся русификации средних и низших школ на окраинах, относящиеся к возможному подъему технического образования и, наконец, имеющие целью повышение уровня грамотности в России.

К мероприятиям первого рода относятся следующие: в 1884 старый университетский устав 1863 был заменен новым, значительно ограничившим свободу учения и преподавания. В 1887 был издан циркуляр, стеснявший прием в средние учебные заведения детей из низших классов населения; сильно ограничен процент евреев, допускаемых в высшие и средние учебные заведения. В 1890 были пересмотрены учебные планы классических гимназий, результатом чего явилось расширение преподавания русского языка за счет древних языков. Преобразован устав Юрьевского (прежде Дерптского) университета в духе нового общеуниверситетского устава 1884. В 1886 были закрыты высшие женские курсы, открытые вновь лишь в 1889 на значительно измененных началах и только в столице. Был открыт университет в Томске и пересмотрено положение об учительских семинариях.

Ряд мероприятий, относящихся к русификации населения окраин, заключался в следующем. К ведомству Министерства народного просвещения был присоединен Кавказский учебный округ с кавказским музеем, тифлисской публичной библиотекой, тифлисской физической обсерваторией и горскими школами Терской обл. Издано новое Положение (1887) о городских училищах Варшавского учебного округа. Из Министерства внутренних дел было передано в Министерство народного просвещения до 2000 сельских школ в Прибалтийском крае; для управления ими была образована дирекция и несколько инспекций и выработаны временные правила для заведования этими училищами. Там же были открыты вновь и преобразованы до 20 городских училищ; открыты русское реальное училище в Риге и русская прогимназия в Полангене; введено обязательное преподавание на русском языке в тех средних учебных заведениях, которые пользовались правами казенных училищ. Ведению Министерства народного просвещения были переданы все иноверческие школы Юго-Западного края и училища, существовавшие при протестантских церквах в округах Петербургской и Московской лютеранских консисторий, в Закавказском крае и в селении Сарепте, а также Колпанская лютеранская учительская семинария.

Ива́н Давы́дович Деля́нов (1818-1897) - государственный деятель Российской империи, граф (с 23 ноября 1888 года), камергер Двора Его Императорского Величества (со 2 апреля 1849 года), статс-секретарь ЕИВ (с 16 апреля 1867 года), директор Публичной библиотеки в - , действительный тайный советник (с 1 января 1873 года), член Государственного Совета (с 1 января 1874 года), министр народного просвещения c 16 марта 1882 года - и до самой своей смерти, в 1897 году.

Биография

Министр народного просвещения

Иван Делянов, министр просвещения, (~1882 год)

Министром Иван Делянов был назначен 16 марта 1882 года вновь по прямой протекции Д. А. Толстого (тогда ещё не занявшего пост министра внутренних дел), а также при активной поддержке Константина Победоносцева и Михаила Каткова . В связи с назначением министром народного просвещения, Делянов покинул управление Публичной Библиотекой. Чтобы отметить его особые заслуги, совет Библиотеки попросил Делянова принять звание почётного члена Совета Публичной Библиотеки. В 1883 году по соизволению императора Александра III на средства сотрудников Библиотеки в XIV зале, в котором находились исторические сочинения (ныне читальный зал общественно-политической литературы) был вывешен портрет Делянова работы художника Н. Т. Богацкого.

Деятельность Делянова на посту министра народного просвещения отнюдь не была однозначной. С одной стороны, при нём было обращено особое внимание на техническое и промышленное образование: открыт Харьковский технологический ин-т и Томский университет , в целом ряде городов открыты средние и нижние технические и промышленные училища, пересмотрены учебные планы классических гимназий, где за счёт древних языков было значительно расширено преподавание русского языка.

Однако, убийство императора Александра Второго 1 марта 1881 года почти немедленно привело к резкому повороту во внутренней политике России в сторону консервативно -охранительного курса, в том числе и в области народного просвещения. Первым делом Делянов передал в ведение Святейшего Синода церковно-приходские школы и младшие школы грамотности, придав таким образом всему начальному образованию церковный характер. В 1884 году новым университетским уставом была также значительно ограничена автономия университетов и других высших учебных заведений, введено назначение для профессоров и государственные экзамены - для студентов . Наконец, при активном участии Делянова в 1887 году был выпущен печально знаменитый «циркуляр о кухаркиных детях », серьёзным образом затруднявший поступление в гимназии и высшие учебные заведения людям низших сословий. В этом циркуляре напрямую предписывалось не принимать в гимназию «детей кучеров , прачек, мелких лавочников». В Деляновым были закрыты Высшие женские курсы , которые были вновь открыты через три года, но уже с новой, значительно изменённой программой. Также при Делянове была введена строгая процентная норма приема евреев в высшие учебные заведения.

С одной стороны, во второй половине XX века значительно выросло количество начальных школ , что привело к заметному увеличению грамотности населения. В значительной мере это произошло благодаря усилиям земств . Но при этом последовательно принимались меры, призванные сделать специальное образование, особенно высшее, достоянием только верхушки общества, привилегированных сословий. Поэтому единой и преемственной системы учебных заведений так и не было создано, а меры Делянова способствовали тому, что эта система была фактически разделена на две половины: низшее всесословное образование, и высшее, условием которого стало окончание курса классической гимназии, что теперь стало доступным только небольшому слою горожан.

Нельзя сказать, что сам Иван Делянов был инициатором или идейным вдохновителем такой политики. Добрый, мягкий человек, вечно хлопочущий за массу совсем не знакомых ему людей, он не воспринимался современниками как серьёзный и самостоятельный деятель. Между «своими» служащими министерства он получил кличку «армянский ноль». Его попросту не считали способным на какие-то самостоятельные и последовательные поступки. Главнейшей сильной стороной его была безусловная верность и преданность своему давнему патрону Дмитрию Толстому и Константину Победоносцеву, которые по существу (через Делянова) и направляли деятельность министерства народного просвещения. И в итоге, хотя некоторые современники отмечали мягкий и добрый характер Делянова, но его политика в области просвещения у прогрессивных людей вызывала резко отрицательную оценку. Так, Владимир Короленко назвал Делянова человеком, «много лет лежащим гнилой колодой поперек дороги народного образования». Б. Горев писал в своих воспоминаниях о петербургском студенчестве в 1890-х годах: «Студенческая масса в общем была настроена резко оппозиционно: об этом достаточно заботились деляновские гимназии» .

Значительно мягче, хотя и всё-таки с тенью осуждения отзывались о нём известные государственники и консерваторы, люди своего круга. Например, граф Сергей Витте вспоминал об этом министре примерно в таких же выражениях:

«Делянов был очень милый, добрый человек, и вопросы Министерства народного просвещения вообще были ему не чужды. Он был человек культурный, образованный… Он никогда никаких резких вещей не делал, всегда лавировал, держась того направления, которое в то время было преобладающим, а именно направления графа Дмитрия Толстого. Вообще он лавировал на все стороны».

Иван Делянов был похоронен в Воскресенской церкви - усыпальнице на Смоленском армянском кладбище в Петербурге.

Внучка Делянова княжна Наталья Александровна Голицына была замужем за князем императорской крови Василием Александровичем Романовым (1907-1989).

По завещанию Д. кн. его б-ки передавались Пе-терб. ун-ту и гимназиям, а редкие изд.- ПБ и Моск. Публичному и Румянцевскому музею. Соч.: Проект Устава имп. Публичной библиотеки (СПб., 1863); Материалы для нового Устава Имп. Публичной библиотеки и Московского публичного музея //ЖМНП . 1865. Ч. 125. Отд. 4; Письмо Крыло-ва к М. П. Сумароковой /Сообщ. И. Д. Деляновым //РА. 1865. № 8; [Речь на юбилее 50-летней гос. слу-жебной деятельности М. А. Корфа] //Сев. почта. 1867. 14 июня.

Источники

Литература

  • Большая Советская энциклопедия
  • Императорская Публичная библиотека в эпоху перехода в ведомство Министерства народного просвещения: (Краткий очерк её прошедшего и настоящего) . СПб., 1863;
  • Хрущёв И. П. «Памяти графа И. Д. Делянова»: (Очерк с приложением двух речей Делянова). СПб., 1898.
  • Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, 1802-1902. СПб., 1902.
  • Никитенко А. В. Моя повесть о самом себе и о том, «чему свидетель в жизни был»: Записки и дневник (1804-1877). 2-е издание, СПб., 1904.
  • Попечители учебных округовБиографический словарь

    - (1818 97/98) граф (с 1888), российский государственный деятель. Почетный член Петербургской АН (1859). С 1882 министр народного просвещения. Проводил политику контрреформ: усиление церковного влияния в начальной школе; ограничение приема детей… … Большой Энциклопедический словарь

    Государственный деятель России 80 х гг. 19 в., граф (1888). Из дворян. Окончил юридический факультет Московского университета (1838). В 1857‒1897 занимал важные государственные… … Большая советская энциклопедия

    - (1818 1897/1898), граф (с 1888), государственный деятель, почётный член Петербургской АН (1859). Директор Императорской Публичной библиотеки в Санкт Петербурге (1861 1882). С 1882 министр народного просвещения. Проводил политику контрреформ:… … Энциклопедический словарь

    Иван Давыдович Делянов (30 ноября 1818, Москва 29 декабря 1897, Петербург) граф, государственный деятель Российской империи, министр народного просвещения, директор Публичной библиотеки в 1861 1882. Биография Дворянин, сын генерал майора Д. А.… … Википедия

    I граф, министр народного просвещения, сын генерал майора, род. в 1818 г.; окончил курс в Моск. унив. по юридическому факультету; поступил на службу во II oe отделение собственной Е. И. В. канцелярии, где участвовал в работах по составлению… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Делянов, Иван Давыдович - (1818 1898) государственный деятель, сенатор, граф, почетный член Петербургской АН (1858). С 1858 в МНП (с 1882 министр). При его участии приняты новые уставы гимназий (1871), реальных училищ (1872), Положение о начальных народных училищах… … Педагогический терминологический словарь

    Министр народного просвещения; сын генерал майора, род. в 1818 г.; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету; поступил на службу во II ое отделение собственной Е. И. В. канцелярии, где участвовал в работах по составлению… … Большая биографическая энциклопедия

    - (30 ноября 1818, Москва 29 декабря 1897, Петербург) граф, государственный деятель Российской империи, министр народного просвещения, директор Публичной библиотеки в 1861 1882. Биография Дворянин, сын генерал майора Д. А. Делянова Получил домашнее … Википедия

    Делянов фамилия. Известные носители: Деляновы дворянский род Делянов, Давид Артемьевич Делянов, Иван Давыдович … Википедия

Делянов Иван Давыдович (1818-1897) - государственный деятель Российской империи, граф (с 23.11.1888 г.), камергер Двора Его Императорского Величества (с 02.04.1849 г.), статс-секретарь ЕИВ (с 16.04.1867 г.), директор Публичной библиотеки в 1861-1882, действительный тайный советник (с 01.01.1873 г.), член Государственного Совета (с 01.01.1874 г.), министр народного просвещения в 1882-1897 гг.

Биография

Окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Служил во II отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии, где участвовал в работах по составлению уложения о наказаниях. В 1857 г. назначен управляющим делами секретного комитета о раскольниках, в 1858 г. - попечителем петербургского учебного округа, в 1860 г. - членом главного цензурного управления, в 1861 г. - директором департамента министерства народного просвещения: в том же году, после непродолжительного пребывания в отставке (во время министерства графа Путятина), занял пост директора Императорской публичной библиотеки и вновь сделался попечителем петербургского учебного округа. В 1865 г. назначен сенатором. В 1866 г. занял пост товарища министра народного просвещения, оставаясь директором публичной библиотеки. В 1874 г. назначен членом государственного совета. Стоял одно время во главе учреждений императрицы Марии, заведуя ими на правах главноуправляющего. 16.03.1882 г. был назначен министром народного просвещения. C 1888г. – граф.

Министр народного просвещения

Деятельность Делянова на посту министра народного просвещения полностью совпадала с общим направлением внутренней политики царствования Александра III и, в частности, распадалась на четыре рода мероприятий: мероприятия, касающиеся преобразования системы высшего и среднего общего образования, касающиеся русификации средних и низших школ на окраинах, относящиеся к возможному подъему технического образования и имеющие целью повышение уровня грамотности в России.

Учреждение ТТИ

25.07.1895 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов писал попечителю Западно-Сибирского учебного округа В. М. Флоринскому:

В связи с близким окончанием строительства Сибирской железной дороги и большой потребностью в этом крае специалистов, которые могли бы руководить разведкой недр и естественных богатств, необходимо обсудить вопрос об открытии в Томском университете физико-математического факультета и инженерно-технического отделения при нем, совместное существование коих обеспечивало бы для Сибири контингент специалистов.

Попечитель В. М. Флоринский созвал 11.08.1895 г. совещание для обсуждения письма министра, которое единогласно пришло к заключению, что подготовку инженеров возможно организовать на особом техническом отделении при физико-математическом факультете университета, открытие которого в Томске крайне необходимо, и разработало проект физико-математического факультета с техническим отделение при нем. Для обсуждения проекта нового факультета, выработанного профессорами Томского университета, Министерство народного просвещения (МНП) создало комиссию под председательством профессора математики Московского университета Н.М. Любимова. В состав комиссии вошли представители Министерств народного просвещения, земледелия и государственных имуществ, директор Петербургского технологического института, профессора Петербургского университета и технологического института, бывший ректор Томского университета доктор физики профессор Н. А. Гезехус.

Комиссия пришла к заключению, что для подготовки инженеров необходимо открыть в Томске самостоятельный технологический институт с двумя отделениями: инженерно-строительным и химико-технологическим, с усиленным преподаванием электротехники и металлургии ввиду быстрого развития горного дела в Сибири. Одновременно комиссия составила смету на строительство и содержание Томского технологического института в сумме 1 млн. 812 тыс. рублей. Министр финансов С. Ю. Витте в своем письме министру народного просвещения И. Д. Делянову сообщал 14.10.1895 г., что он дал согласие на дополнительное увеличение кредитов МНП в текущем году на 400 тыс. руб. с тем, чтобы эти суммы были использованы на расходы по учреждению в Томске технологического института.

12.02.1896 г. министр народного просвещения Делянов внес в Государственный Совет представление об учреждении в Томске технологического института. 14.03.1896 г. Государственный Совет принял решение об открытии в Томске технологического института практических инженеров с двумя отделениями: механическим и химико-техническим. 29.04.1896 г. это решение Государственного Совета было утверждено царем и вступило в законную силу.

Источники

4. А.В. Гагарин «Томский политехнический университет 1896-1996: Исторический очерк». Томск: ТПУ, 1996. – 448с.

В конце 1870-х - нач. 1880-х - в эпоху реакционных «контрреформ» Александра III в Б-ке за читателями был установлен фактически политический надзор.

При Делянове были произведены работы по упорядочению фондов: разобраны, каталогизированы и расставлены по местам кн., поступившие из Эрмитажной б-ки, разобрана 30-тыс. библиотека кн. С. В. Кочубея. Кн., на-печат. Эльзевирами, соединены в одну коллекцию, составлен их инвентарь. В связи с участившимися кражами книг в 1868 были введены контрольные листки.

Был принят ряд противопожарных мер, возведены кирпичные своды под всеми залами, во всех окнах и в балконных дверях на углу Невского проспекта и Садовой улицы сделаны железные переплеты вместо деревянных и др. Положение осложнялось теснотой, недостатком площадей для размещения фондов и обслуживания посетителей. В 1881 Делянов обратился к министру имп. Двора и в Гор. думу с просьбой об уступке принадлежащей М-ву и городу земли для стр-ва новой пристройки к существующему зданию Б-ки, но вопрос этот был разрешен уже при преемнике Д.- А. Ф. Бычкове.

Министр народного просвещения

Министром Иван Делянов был назначен 16 марта 1882 года вновь по прямой протекции Д. А. Толстого (тогда ещё не занявшего пост министра внутренних дел), а также при активной поддержке Константина Победоносцева и Михаила Каткова. В связи с назначением министром народного просвещения, Делянов покинул управление Публичной Библиотекой. Чтобы отметить его особые заслуги, совет Библиотеки попросил Делянова принять звание почётного члена Совета Публичной Библиотеки. В 1883 году по соизволению императора Александра III на средства сотрудников Библиотеки в XIV зале, в котором находились исторические сочинения (ныне читальный зал общественно-политической литературы) был вывешен портрет Делянова работы художника Н. Т. Богацкого.

Деятельность Делянова на посту министра народного просвещения отнюдь не была однозначной. С одной стороны, при нём было обращено особое внимание на техническое и промышленное образование: открыт Харьковский технологический ин-т и Томский университет, в целом ряде городов открыты средние и нижние технические и промышленные училища, пересмотрены учебные планы классических гимназий, где за счёт древних языков было значительно расширено преподавание русского языка.

Убийство императора Александра Второго 1 марта 1881 года почти немедленно привело к резкому повороту во внутренней политике России в сторону консервативно-охранительного курса, в том числе и в области народного просвещения. Первым делом Делянов передал в ведение Святейшего Синода церковно-приходские школы и младшие школы грамотности, придав таким образом всему начальному образованию церковный характер. В 1884 году новым университетским уставом была также значительно ограничена автономия университетов и других высших учебных заведений, введено назначение для профессоров и государственные экзамены - для студентов. Наконец, при активном участии Делянова в 1887 году был выпущен печально знаменитый «циркуляр о кухаркиных детях», серьёзным образом затруднявший поступление в гимназии и высшие учебные заведения людям низших сословий. В этом циркуляре напрямую предписывалось не принимать в гимназию «детей кучеров, прачек, мелких лавочников». В 1886 Деляновым были закрыты Высшие женские курсы, которые были вновь открыты через три года, но уже с новой, значительно изменённой программой. Также при Делянове была введена строгая процентная норма приема евреев в высшие учебные заведения.

С другой стороны, во второй половине 19-го века значительно выросло количество начальных школ, что привело к заметному увеличению грамотности населения. В значительной мере это произошло благодаря усилиям земств. Но при этом последовательно принимались меры, призванные сделать специальное образование, особенно высшее, достоянием только верхушки общества, привилегированных сословий. Поэтому единой и преемственной системы учебных заведений так и не было создано, а меры Делянова способствовали тому, что эта система была фактически разделена на две половины: низшее всесословное образование, и высшее, условием которого стало окончание курса классической гимназии, что теперь стало доступным только небольшому слою горожан.

(18181212 )
Москва Смерть: 29 декабря 1897 (10 января )
Петербург

Ива́н Давы́дович Деля́нов (1818-1897) - государственный деятель Российской империи, граф (с 23 ноября 1888 года), камергер Двора Его Императорского Величества (со 2 апреля 1849 года), статс-секретарь ЕИВ (с 16 апреля 1867 года), директор Публичной библиотеки в - , действительный тайный советник (с 1 января 1873 года), член Государственного Совета (с 1 января 1874 года), министр народного просвещения c 16 марта года - и до самой своей смерти, в 1897 году.

Биография

Министр народного просвещения

Иван Делянов, министр просвещения, (~1882 год)

Министром Иван Делянов был назначен 16 марта года вновь по прямой протекции Д.А.Толстого (тогда уже занявшего пост министра внутренних дел), а также при активной поддержке Константина Победоносцева и Михаила Каткова . В связи с назначением министром народного просвещения, Делянов покинул управление Публичной Библиотекой. Чтобы отметить его особые заслуги, совет Библиотеки попросил Делянова принять звание почётного члена Совета Публичной Библиотеки. В году по соизволению императора Александра III на средства сотрудников Библиотеки в XIV зале, в котором находились исторические сочинения (ныне читальный зал общественно-политической литературы) был вывешен портрет Делянова работы художника Н. Т. Богацкого.

Деятельность Делянова на посту министра народного просвещения отнюдь не была однозначной. С одной стороны, при нём было обращено особое внимание на техническое и промышленное образование: открыт и Томский университет , в целом ряде городов открыты средние и нижние технические и промышленные училища, пересмотрены учебные планы классических гимназий, где за счёт древних языков было значительно расширено преподавание русского языка.

Однако, убийство императора Александра Второго 1 марта 1881 года почти немедленно привело к резкому повороту во внутренней политике России в сторону консервативно -охранительного курса, в том числе и в области народного просвещения. Первым делом Делянов передал в ведение Святейшего Синода церковно-приходские школы и младшие школы грамотности, придав таким образом всему начальному образованию церковный характер. В году новым университетским уставом была также значительно ограничена автономия университетов и других высших учебных заведений, введено назначение для профессоров и государственные экзамены - для студентов . Наконец, при активном участии Делянова в году был выпущен печально знаменитый «циркуляр о кухаркиных детях », серьёзным образом затруднявший поступление в гимназии и высшие учебные заведения людям низших сословий. В этом циркуляре напрямую предписывалось не принимать в гимназию «детей кучеров , прачек, мелких лавочников». В Деляновым были закрыты Высшие женские курсы , которые были вновь открыты через три года, но уже с новой, значительно изменённой программой. Также при Делянове была введена строгая процентная норма приема евреев в высшие учебные заведения.

С одной стороны, во второй половине XX века значительно выросло количество начальных школ , что привело к заметному увеличению грамотности населения. В значительной мере это произошло благодаря усилиям земств . Но при этом последовательно принимались меры, призванные сделать специальное образование, особенно высшее, достоянием только верхушки общества, привилегированных сословий. Поэтому единой и преемственной системы учебных заведений так и не было создано, а меры Делянова способствовали тому, что эта система была фактически разделена на две половины: низшее всесословное образование, и высшее, условием которого стало окончание курса классической гимназии, что теперь стало доступным только небольшому слою горожан.

Нельзя сказать, что сам Иван Делянов был инициатором или идейным вдохновителем такой политики. Добрый, мягкий человек, вечно хлопочущий за массу совсем не знакомых ему людей, он не воспринимался современниками как серьёзный и самостоятельный деятель. Между «своими» служащими министерства он получил кличку «армянский ноль». Его попросту не считали способным на какие-то самостоятельные и последовательные поступки. Главнейшей сильной стороной его была безусловная верность и преданность своему давнему патрону Дмитрию Толстому и Константину Победоносцеву, которые по существу (через Делянова) и направляли деятельность министерства народного просвещения. И в итоге, хотя некоторые современники отмечали мягкий и добрый характер Делянова, но его политика в области просвещения у прогрессивных людей вызывала резко отрицательную оценку. Так,

mob_info