Лечебная физкультура в реабилитации пациентов. Физическая реабилитация. Физиотерапия и лечебная физкультура

Реабилитация - это комплекс лечебных, психологических, педагогических, социальных и трудовых мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности больного. Реабилитация подразделяется на медицинскую и трудовую.

Медицинская реабилитация включает в себя медикаментозное, хирургическое, физиотерапевтическое и другие виды лечения, которые наряду с лечением болезни способствуют скорейшему восстановлению тех функций организма, которые необходимы для возвращения к трудовой деятельности.

Трудовая реабилитация создает благоприятные условия выздоравливающим и больным со сниженной трудоспособностью для возвращения в прежнюю трудовую и общественную среду или обеспечивает возможность сменить профессию. С этой целью на фоне продолжающегося лечения больному даются рекомендации о подходящей ему профессии по состоянию здоровья, осуществляется обучение новым профессиональным навыкам. Медицинская и трудовая реабилитации связаны друг с другом, причем медицинская реабилитация постепенно переходит в трудовую.

Для успешной реабилитации необходимы: раннее начало восстановительных мероприятий, этапное преемственное лечение от начала заболевания до его исхода, комплексный характер лечения, включающего все виды восстановительного лечения и трудовой реабилитации, индивидуализация мероприятий с учетом личностных особенностей больного.

Наиболее распространена 3-этапная система реабилитации: больница - стационарный центр реабилитации или санаторий - поликлиника (санаторий). На всех этапах реабилитации широко применяется лечебная физическая культура.

На больничном этапе лечебная физическая культура (при раннем ее применении) предупреждает развитие осложнений, приводящих к снижению трудоспособности. В процессе занятий больной обучается правильному положению в постели, пассивным движениям, адаптируется к расширению объема движений в положении сидя, затем стоя, обучается ходьбе. При долгосрочной реабилитации лечебная физическая культура направлена на устранение нарушенных функций, развитие компенсаций, общее укрепление организма.

В стационарном центре реабилитации лечебная физическая культура преследует цель дальнейшей активизации больного, подготовки его к бытовой деятельности, восстановления навыков по самообслуживанию, тренировки в ходьбе, создания основ для применения трудотерапии.

В поликлинике лечебная физическая культура направлена на дальнейшее восстановление функций, а в необходимых случаях - на совершенствование компенсаций, подготовку больного к общественно полезному труду. Двигательные качества повышаются с помощью тренировки. Наряду с гимнастическими упражнениями широко используются спортивно-прикладные упражнения и игры.

Таким образом, занятия лечебной физической культурой в процессе реабилитации обеспечивают борьбу с гипокинезией и стимулируют активность самого больного, совершенствуют компенсации и адаптируют его к физическим нагрузкам (Ю. А. Данько).

У спортсменов, получивших травмы, при заболевании или физическом перенапряжении реабилитация направлена на восстановление здоровья, нарушенных функций, спортивной работоспособности и спортивного мастерства. В комплексе реабилитационных мероприятий используются медицинские, педагогические и психологические средства, а также лечебная физическая культура. В период выздоровления в занятия включаются общеразвивающие упражнения спортивно-вспомогательного характера или лечебная физкультура сочетается со специально организованной тренировкой. При травмах для поддержания или восстановления спортивной формы применяются упражнения в тренирующих дозировках для развития силы различных групп мышц неповрежденных частей тела в исходных положениях, исключающих нагрузку на травмированную область, а для поддержания выносливости - плавание. В зависимости от спортивной специализации подбираются упражнения, поддерживающие двигательные качества и навыки, необходимые для данного спортсмена.

29538 0

Основными задачами восстановительной медицины (реабилитации) являются ускорение восстановительных процессов и предотвращение или снижение инвалидизации. Невозможно обеспечить функциональное восстановление, если игнорировать стремление организма к движению. В связи с этим ЛФК должна стать основным звеном медицинской реабилитации различных больных.

Задачи реабилитации:
■ противодействие влиянию гипокинезии и поддержание физической активности больных;
■ восстановление нарушенных функций (систем и органов);
■ восстановление здоровья и адаптация больного к физическим нагрузкам.

Основные принципиальные положения реабилитации включают:
а) применение обоснованных методов патогенетического лечения;
б) общие и частные (специальные) задачи и направленность обшей и специальной физической тренировки;
в) раннее активное использование восстановительного лечения (средствами ЛФК);
г) комплексность методов ЛФК, применяемых в условиях восстановительного лечения;
д) активное участие больного в реабилитационном процессе.

Лечебная физическая культура составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов, предупреждения и лечения болезней, вызванных вынужденной гиподинамией.

ЛФК — естественно-биологический метод, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма — движения Движение является основным стимулятором роста, развития и формирования организма. Стимулируя активную деятельность всех систем организма, движение поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности.

ЛФК является методом общего воздействия. С этих позиций физическое упражнение, стимулирующее физиологические процессы всего организма, рассматривается как неспецифический раздражитель, вызывающий реакцию всего организма.

ЛФК — метод патогенетической терапии: систематическое применение физических упражнений влияет на реактивность организма, изменяет как общую реакцию, так и ее местные проявления.

ЛФК — метод активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка стимулирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм к возрастающим физическим нагрузкам и, в конечном счете, приводит к функциональной адаптации больного.

ЛФК — метод поддерживающей терапии и чаше всего применяется на завершающих этапах медицинской реабилитации, а также у больных пожилого возраста.

ЛФК — метод восстановительной терапии. При комплексном лечении средства ЛФК успешно сочетают с медикаментозной терапией и различными физическими методами. Систематическое выполнение физических упражнений развивает функциональные резервы как пораженной системы, так и всего организма. Раннее применение средств ЛФК обеспечивает восстановление функции в патологический процесс системы, оздоровление и укрепление всего организма.

Метод ЛФК использует принцип упражняемости. Тренировку больного человека обеспечивает систематическое и дозированное применение физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения функций, нарушенных патологическим процессом, развития, образования и закрепления моторных навыков и волевых качеств.

Виды тренировок

Различают тренировку общую и специальную. Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного; она использует самые разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих физических упражнений и приемов массажа.

Специальная тренировка ставит своей целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При ней используют виды физических упражнений, непосредственно воздействующих на область поражения или функционального расстройства.

На основании данных физиологии мышечной деятельности и клинико-функциональных исследований сформулированы следующие основные принципы достижения тренированности:
. систематичность , под которой понимается определенный подбор и распределение упражнений, их дозировка, последовательность; система занятий диктуется задачами тренировки;
. регулярность занятий предполагает их ритмичное повторение и соответственно чередование нагрузок и отдыха. В ЛФК под регулярностью обычно понимается ежедневность занятий;
. длительность. Эффективность физических упражнений прямо зависит от длительности занятий. В ЛФК недопустимы «курсовые» занятия (по аналогии с курсами курортного, физиотерапевтического и медикаментозного лечения). Начав занятия физическими упражнениями под руководством специалистов в лечебно-профилактическом учреждении, больной обязательно должен продолжать эти занятия самостоятельно в домашних условиях;
. постепенное повышение физической нагрузки. В процессе тренировки возрастают функциональные возможности и способности организма, поэтому должна повышаться физическая нагрузка. Это один из путей физического совершенствования организма;
. индивидуализация. Необходимо учитывать индивидуальные физиологические и психологические особенности каждого занимающегося, сильные и слабые стороны его организма, тип высшей нервной деятельности, возраст и тренированность больного, особенности основного заболевания и др.;
. разнообразие средств. В ЛФК рационально сочетаются, дополняя друг друга, гимнастические, спортивные, игровые, прикладные и другие виды упражнений для разностороннего воздействия на организм.

В основе развития тренированности лежит совершенствование нервного управления. В результате тренировки увеличиваются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций. Одновременно совершенствуется и координируется взаимодействие моторных и вегетативных функций

Тренировка физическими упражнениями сказывается в первую очередь на функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Тренированный организм способен к более полной мобилизации функций, что связано со значительным диапазоном сдвигов во внутренней среде и во всей вегетативной сфере. Тренированный организм может без ущерба себя выдерживать большие отклонения гомеостатических констант.

Положительные стороны метода ЛФК

К основным положительным сторонам метода ЛФК относятся:
. глубокая физиологичность и адекватность;
. универсальность, под которой понимается широкий спектр действия — нет ни одного органа, который не реагировал бы на движения. Широкий диапазон влияния ЛФК обеспечивается вовлечением всех уровней ЦНС, эндокринных и гуморальных факторов;
. отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке физической нагрузки и рациональной методике занятий);
. возможность длительного применения, которое не имеет ограничений, переходя из лечебного в профилактическое и общеоздоровительное (И.Б. Темкин);
. формирование нового динамического стереотипа, реактивно устраняющего или ослабляющего патологический стереотип. В нормальном стереотипе преобладает моторика; в его восстановлении и заключается общая задача ЛФК;
. перевод всех физиологических систем стареющего (и не только стареющего) организма на новый, более высокий уровень, что обеспечивает повышение жизнеспособности и накопление энергии. Оптимальный двигательный режим задерживает процесс старения.

Основные и наиболее общие принципы применения ЛФК как метода медицинской реабилитации в клинической практике:
. целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сферах, сердечно-сосудистой и дыхательной деятельности
. дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типологии и выраженности функционального дефицита
. адекватность нагрузки ЛФК индивидуальным возможностям больного, оцениваемым по общему состоянию, состоянию кардиореспираторной и локомоторной систем и по резервным возможностям дефицитарно функциональной системы с целью достижения тренирующего эффекта;
. своевременность применения методик ЛФК на раннем этапе заболевания или послеоперационного периода с целью максимального использования сохранных функций для восстановления нарушенных, а также для наиболее эффективного и быстрого приспособления при невозможности полного устранения функционального дефицита. Последовательная стимуляция активных воздействий путем расширения средств ЛФК, возрастания тренировочных нагрузок и тренирующего воздействия на определенные функции и на весь организм больного. Функционально оправданная комбинированность применения различных средств ЛФК в зависимости от периода заболевания, функционального дефицита, его выраженности, прогноза восстановления функций и присоединения осложнений (контрактуры, синкинезии, боли, трофические нарушения и др.), а также этапа реабилитации пациента;
. комплексность применения методик ЛФК (в сочетании с другими методами — медикаментозной терапией, физиобальнео- и иглорефлексотерапией, гипербарической оксигенацией, аппаратолечением, ортопедическими мероприятиями и др.).

Перечисленные принципы применения средств ЛФК обязательно учитывают как при построении лечебного комплекса для конкретного сеанса и курса, гак и при выработке программы реабилитации для данного пациента или группы больных (Найдин В.Л., 1990).

Воронянская Л.К., Галкин Л.Г., Евсютина В.Б.
Харьковская государственная академия физической культуры
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Аннотация: Изложены данные об ортопедии как медицинской дисциплине, заболеваниях опорно-двигательного аппарата и методах их лечения. Учтено влияние систематических физических нагрузок в ранние сроки с целью ликвидации возникших осложнений: атрофию мышц, контрактуры, нормализовать опорную функцию конечностей и тем самым предотвратить инвалидность. Особое внимание уделено роли и лечебному действию физических упражнений на восстановление функциональных и анатомо-физиологических возможностей опорно-двигательного аппарата и работоспособности больных.

Ключевые слова: ортопедия, ортопедические заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА), физическая реабилитация, лечебная физическая культура (ЛФК), физические упражнения.

Введение.

Ортопедия, как медицинская дисциплина появилась в середине ХУШ века и была описана французским ученым как врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата детей и взрослых. Книгу, которую издал французский профессор Андри, он назвал «Ортопедия или искусство предупреждать и исправлять деформации тела у детей средствами доступными отцам и матерям и всем тем лицам, которым приходится воспитывать детей». Наиболее удачное определение термина «ортопедия» дал Р.Р. Вреден: «Ортопедия является той специальной отраслью хирургии, которая занимается изучением, профилактикой и лечением всевозможных деформаций конечностей и позвоночника как врожденных, так и приобретенных, в связи разными патологическими процессами и травматическими повреждениями .

Опорно-двигательный аппарат (ОДА) является вместилищем для жизненно важных органов, защищая их от внешних воздействий. В полости черепа расположен головной мозг, в позвоночном канале -спинной мозг, в грудной клетке - сердце и крупные сосуды, легкие, пищевод и др., в полости таза находятся мочеполовые органы. Кости участвуют в минеральном обмене веществ, являясь депо кальция, фосфора, других солей. Однако после повреждений, заболеваний и особенно после оперативных вмешательств на тканях ОДА часто развиваются функциональные нарушения, резко ограничивающие двигательные возможности больного. На основании этого, в реабилитацию ортопедических больных входит комплекс консервативного и хирургического лечения направленный на восстановление функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата. Таким образом в ортопедию входят консервативное лечение, восстановительная хирургия опорно-двигательного аппарата различной этиологии, а также протезирование. Целью реабилитации в данной отрасли - есть, достижение в соответствующие сроки стойкого оптимально адекватного саногенетическим возможностям восстановления нарушенных функций человека, приспособления его к окружающей среде и участия в социальной жизни с прежними или изменениями в связи с болезнью социальными функциями . По данным научных исследований именно многопрофильность реабилитации способствует предупреждению инвалидности и восстановлению функциональных возможностей организма больного и возвращение его к трудовой деятельности .

Связь работы с важнейшими научными программами и практическими задачами современной ортопедии находится неразрывно с травматологией ОДА, протезированием и физической реабилитацией. Кроме того ортопедия тесно связана с педиатрией (деформации врожденные и приобретенные в результате болезней у детей, таких как рахит, полиомиелит и др.) с невропатологией (паралитические деформации) и частично с гинекологией (деформации таза и другие деформации, возникающие от родовых травм плода).

Проблема врожденных пороков очень актуальна, т. к. число лиц с врожденной патологией увеличивается. Первое место среди пороков развития принадлежит аномалиям ОДА - около 30%, нервной системы - 28,1%, сердечно-сосудистой - 14,2%.

В связи со значительным ростом инвалидности среди ортопедических больных в Украине был принят Закон «О реабилитации инвалидов в Украине» № 2961-1У от 6.10 2005 год . Данный Закон определяет основные принципы создания правовых, социально-экономических, организационных условий для устранения или компенсации ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, функционирования системы поддержки функционального, психического, социального благополучия инвалидов, содействия им в достижении социальной и материальной независимости .

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель данной работы состоит в ознакомлении с ролью лечебной физической культуры (ЛФК) больных с различными видами ортопедических заболеваний опорно-двигательного аппарата, для этого нами были поставлены следующие задачи: изучить литературные источники авторов по данной проблеме, а так же многолетний опыт лечебных и научно-исследовательских учреждений Украины, России, Белоруссии ; показать важность научно-методического подхода в проведении комплексной физической реабилитации ортопедо-травматологических больных.

Результаты исследований.

Для определения роли лечебной физической культуры в реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательной системы нами изучена классификация этиология и клинико-функциональные особенности заболеваний ОДА. К ортопедическим заболеваниям относятся приобретенные системные заболевания опорно-двигательного аппарата и врожденные деформации скелета такие, как: ложные суставы, амниотические перетяжки, дефекты конечностей, хондродистрофия, артрогрипоз, остеохондропатия и другие различные патологии позвоночника и суставов.

Причинами врожденных деформаций являются экзогенные, эндогенные, генетические факторы.

Экзогенные факторы врожденных деформаций опорно-двигательного аппарата является вынужденное положение плода, атипичная форма матки, индурация плаценты, обвитие пуповиной и др. Определенную роль может сыграть и неудачное хирургическое вмешательство, когда происходит механическое повреждение или плодной оболочки. А также различные физические радиоактивные химические инфекционные факторы, неблагоприятно влияющие на развитие плода.

К эндогенным факторам, влияющим на аномалию развития опорно-двигательного аппарата плода относятся: пороки матки, токсикоз, который может привести к нарушению развития плода, особенно в ранние периоды, а также сопутствующие сердечнососудистые, гормональные расстройства, возраст матери особенно первородящая. Некоторые аномалии ОДА могут передаваться по наследству - генетические факторы. В основе ряда врожденных нарушений лежит недостаток определенных ферментов, изменения обмена зависят от наследственного недостатка активности ферментов (ген-фермент), оказывающий влияние на биохимические реакции организма .

Современные методы лечения, которыми пользуются в ортопедии, весьма разнообразны. Это: оперативные и консервативные в зависимости от патологии и степени заболевания. Лечение врожденных заболеваний должно начинаться как можно раньше - с 10-12 дня рождения (после зарастания пупка). К консервативным методам относятся: массаж, ЛФК, различные виды физиотерапии очень широко используются корригирующие повязки и ортопедическая обувь, корсеты, ортезы. Все эти методы консервативного лечения являются основными методами физической реабилитации, т. к. направлены на восстановление функциональных и анатомо-физиологических возможностей организма. При заболевании в организме человека происходят различные структурные и функциональные нарушения. Вынужденная длительная гиподинамия может ухудшить течение болезни, вызвать ряд осложнений. В связи с этим следует проводить, как можно раньше с момента выявления заболевания комплексное лечение, которое должно включать не только медикаментозные, хирургические методы, но и на определенном этапе физические. Раннее применение функциональных методов лечебной физической культуры, массаж гидрокинезотерапии, физиотерапии и др. в физической реабилитации больных с нарушениями костно-мышечной системы потогенетически обосновано.

ЛФК оказывает непосредственное лечебное действие, стимулируя защитные механизмы, ускоряя и совершенствуя развитие компенсаций, улучшая обмен веществ и регенеративные процессы, восстанавливая нарушенные функции. Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде четырех основных механизмов: тонизирующего влияния, трофического действия, формирования компенсаций, нормализации функции .

Тонизирующее влияние физических упражнений заключается в изменении интенсивности биологических процессов в организме под влиянием дозированной нагрузки. Тонизирующее действие физических упражнений обусловлено тем, что двигательная зона коры больших полушарий головного мозга, посылая импульсы двигательному аппарату одновременно влияет на центры вегетативной нервной системы, возбуждая их. Возбуждение центральной нервной системы, и усиление деятельности желез внутренней секреции стимулируют вегетативные функции, т.е. улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, повышают обмен веществ и различные защитные реакции, в том числе и иммунобиологические.

Чередование упражнений, усиливающих процессы возбуждения в центральной нервной системе (для крупных мышечных групп, с выраженным мышечным усилием в быстром темпе), с упражнениями, усиливающими процессы торможения (дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц), способствуют восстановлению нормальной подвижности нервных процессов.

Трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшается как обменные процессы, так и процессы регенерации в организме. Занятия физическими упражнениями способствуют сокращению сроков между так называемым клиническим и функциональным выздоровлением. Успешность использования трофического действия физических упражнений во многом зависит от оптимальности применяемых при этом физических нагрузок.

Формирование компенсаций достигается лечебным действием физических упражнений. Компенсация это временное или постоянное восстановление нарушенных (утраченных) функций. Процесс восстановления нарушенных и утраченных функций носит характер дозированной тренировки. Использование физических упражнений для компенсации утраченных функций распространяется не только на область травматологии, хирургии, ортопедии, но и на внутренние болезни, которые могут привести к резкому нарушению функций органов и различного рода декомпенсациям. Физические упражнения способствуют повышению функции ткани или органа, и постепенно помогают восстановить нарушенную компенсацию жизненных функций организма.

Применение физических упражнений в лечебных целях - средство сознательного вмешательства в процесс нормализации функции. Основное действие движения характеризуется общей стимуляцией физиологических функций. Основное действие движения характеризуется общей стимуляцией физиологических функций. Движения является основой опорно-двигательной системы оказывает общее тонизирующее влияние на организм больного способствует лучшему проявлению трофических процессов восстановлению функции пораженных участков ОДА.

Применение ЛФК в реабилитационном процессе происходит поэтапно (стационар, отделение выздоравливающих, санаторий, поликлиника, лечение на дому). Для успешного восстановления двигательных функций ортопедических больных необходимо соблюдать постепенность и последовательность, а также сознательное отношение больных к методам восстановления. Важно соблюдать принцип адекватности в применяемых физических нагрузках. В системе комплексной реабилитации физической работоспособности используют следующие формы ЛФК летом, осенью и весной: занятие лечебной гимнастикой, прогулки (пешие и на лыжах зимой), бег трусцой, плавание, гребля, катание на коньках, подвижные и спортивные игры, ближний туризм. При осуществлении реабилитационного процесса необходимо, чтобы перечисленные выше формы ЛФК находились в рамках допустимой двигательной активности ортопедических больных, соответствующей этапу реабилитации, и состоянию больного .

Перед назначением занятий ЛФК определяются задачи лечебного использования физических упражнений, подбираются средства и формы их решения. Для того чтобы сделать все это правильно, необходимо учитывать фазу развития болезни, реакцию на нее организма, состояние всех органов и систем больного, не вовлеченных в болезненный процесс, его психическую реакцию на заболевание и другие индивидуальные особенности. Во всех случаях важно соблюдать принципы сочетания общего и местного воздействия физических упражнений, учитывая при этом, что выздоровление всегда во многом зависит от общего состояния организма больного.

Методика ЛФК основывается на общих педагогических принципах: объяснение методистом перспективы ускорения восстановления нарушенных функций под влиянием физических упражнений повышает интерес больного к ЛФК. Эффективность ЛФК всегда возможна лишь при активном отношении больного к занятиям .

Выводы

Изученные литературные источники по данной проблеме; показали важность дифференцированного подхода в проведении комплексной физической реабилитации ортопедо-травматологических больных.

Таким образом, показав важность научно-методического подхода в проведении комплексной физической реабилитации ортопедо-травматологических больных, мы делаем вывод, что использование методики ЛФК основанной на общепедагогических принципах способствует достижению максимально эффективного результата в восстановлении психологических, регенеративных процессов и функциональных возможностей больных с патологией опорно-двигательного аппарата.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении нашей работы состоит в дифференцированном практическом применении современных методов и средств ЛФК в комплексной реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата специалистами лечебных учреждений при назначении комплексов и оценки их эффективности. Также планируется дальнейшая учебно-методическая работа по данной проблеме с публикацией материала.

Литература

1. Белая М.А. Лечебная физкультура и массаж: учеб.- метод. пособие / М.А.Белая. - М.: Советский спорт, 2001. - 272 с.

2. Большаков Е.М. Опыт организации восстановительного лечения в Минской области / Е.М. Большаков. // Реабилитация больных и инвалидов: тез.докл. - Минск, 1992. - С. 13.

3. Гайко Г.М. Стан ортопедично-травматичної служби і перспективи її розвитку в Україні: / Г.М. Гайко. // Збірник тез доповідей ХII з’їзду травматологів – ортопедів України. – Київ, 1996. – С. 1 – 2.

4. Закон України «Про реабілітацію інвалідів в Україні». - № 2961-IV від 06.10.2005 р.

5. Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации: учеб. пособие / Л.В. Козлова, С. А. Козлов, Л. А. Семененко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.

6. Лечебная физическая культура: Справочник / под ред. В. А. Епифанова. - М.: Медицина, 2001. - 528 с.

7. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Полная энциклопедия лечебной гимнастики / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова // под общ. ред. Т.А. Евдокимовой. - СПб.: Сова. - М.: Эксмо, 2003. - 512 с.

8. Мурза В.П. Фізична реабілітація: навч. посібник / В.П. Мурза. – К.: Орлан, 2004. – 559 с.

9. Николаева Л.Ф. Пути развития реабилитационного направления в здравоохранении / Л.Ф. Николаева // Вопр. курортологи, физиотерапия и леч. физ.культуры. - 1989. - №1. - С. 1-6.

10.Сергиени Е.В. Задачи службы медико-социальной экспертизы по решению вопросов реабилитации инвалидов / Е.В. Сергиени // Сучасні проблеми реабілітації інвалідів: матер. Всеукраїнської науково-практ.конф. – Вінниця: УДНДІРІ, 2007. – С. 7 – 12.

11. Смирнова Л.А., Шумада И.В. Травматология и ортопедия: практ. занятия / Л.А. Смирнова, И.В. Шумада. - К.: Вища школа. головное изд-во, 1984. - 352 с.

12. Трубников В. Ф. Ортопедия и травматология / В.Ф. Трубников.-М. - М.:Медицина, 1971. - 392 с.

13. Юмашев Г.С. Травматология и ортопедия / Г.С. Юмашев. - М.:Медицина, 1977. - 503 с.

14. Юнусов Ф.А., Гайгер Г., Микус Э. Организация медико-социальной реабилитации за рубежом /Ф.А. Юнусов, Г.Гайгер, Э.Микус. - М., 2004. -310 с.

Л е ч е б н а я ф и з к у л ь т у р а - самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры. Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.

Естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;

метод неспецифической терапии, но в то же время отдельные виды упражнений могут влиять на определенные функции организма;

Метод патогенетической терапии, в связи с возможностью физических упражнений влиять на реактивность организма;

Метод активной функциональной терапии, так как приспосабливает организм больного к повышающимся физическим нагрузкам;

Метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;

Метод восстановительной терапии в комплексном лечений больных. . Различают общую и специальную тренировку:

Общая тренировка направлена на оздоровление, укрепление организма больного с помощью общеукрепляющих упражнений;

Специальная тренировка осуществляется упражнениями, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.

    Понятие о реабилитации. Роль и место ЛФК в системе реабилитации.

Реабилитация - это динамическая система взаимосвязанных медицинских, психологических и социальных компонентов (в виде тех или иных воздействий и мероприятий), направлен¬ных не только на восстановление и сохранение здоровья, но и на возможно более полное восстановление (сохранение) личности и социального статуса больного или инвалида. Последовательность (определение показаний к реабилитации, установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определение целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации).Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения, трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни). Непрерывность (восстановительное лечение проводится, начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации). Роль и место ЛФК в системе реабилитации. Основными задачами медицинской реабилитации являются ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение опасности инвалидизации. Биологической основой ЛФК является движение - важнейший естественно-биологический стимулятор организма, который стал первейшей потребностью современного человека. Основные и наиболее общие принципы применения ЛФК как метода медицинской реабилитации в клинической практике: целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сфере, сердечнососудистой и дыхательной деятельности; дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типологии функционального дефицита, а также от степени его выраженности; адекватность нагрузки ЛФК индивидуальным возможностям больного, оцениваемым по общему состоянию, состоянию кардиореспираторной и локомоторной систем и по резервным возможностям дефицитарной функциональной системы на конкретном этапе заболевания, сцелью достижения тренирующего эффекта;

3.История возникновения и развития ЛФК. Применение физических упражнений с лечебной целью началось в глубокой древности в условиях первобытнообщинного строя, в рабовладельческом обществе. Из литературных источников известно, что физические упражнения применялись с лечебной и профилактической целью в Китае (китайская дыхательная гимнастика) и в Индии (хатха-йога) за 2 тыс. лет до новой эры. Важным этапом в развитии лечебной физической культуры было время расцвета греческой и римской культуры. Гиппократ (460 – 377 гг. до н. э.) подробно описал применение физических упражнений при болезнях сердца и легких, нарушениях обмена веществ, хирургических и других заболеваниях. С именем Гиппократа связано и применение массажа как лечебного средства. В истории медицины особо отмечают выдающиеся труды Ибн-Сины (Авиценна, 980 – 1037) – ученого, философа, врача. Его медицинская энциклопедия в пяти томах «Канон врачебной науки» в течение многих веков была руководством для врачей Европы и стран Востока. Ибн-Сина подразделял физические упражнения на малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные, разработал методику их применения для больных и здоровых людей разных возрастов. Положительные результаты применения гидрокинезотерапии при дегенеративных заболеваниях позвоночника и суставов (Каптелин А.Ф., 1968, 1981), последствиях повреждений конечностей и позвоночника, деформациях позвоночника и отклонениях в осанке, а также паралитических деформациях (Вильгур О.М, Каптелин А.Ф., 1958) указывают на необходимость широкого использования ее в практике медицинской реабилитации больных.Положительная оценка использования гидрокинезотерапии при различных ортопедических заболеваниях и последствиях травм дается в ряде специальных научных исследований зарубежных авторов (Lexszas G., 1971; Presber W., 1980). В 50-е годы в стране создаются врачебно-физкультурные диспансеры, на которые возложены: медицинское обеспечение спортсменов, организационно-методическое руководство по лечебной физкультуре в учреждениях здравоохранения, работа по профилактике спортивного травматизма, пропаганда физической культуры среди населения и др.

4.Основы организации ЛФК в больницах, поликлиниках, санаториях. Больница - это лечебное учреждение, в которое помещается больной для лечения или наблюдения и обследования. В больнице оказывается специализированная медицинская помощь. Военное стационарное лечебное учреждение типа больницы называется госпиталем. Поликлиника - лечебно-профилактическое учреждение, обслуживающее население по месту жительства или работы. Медицинский персонал оказывает больным различную медицинскую помощь при посещении ими поликлиники или на дому. Диспансер - лечебно-профилактическое учреждение, в котором квалифицированная специализированная помощь сочетается с санитарным просвещением, профилактическими мероприятиями и наблюдением за состоянием здоровья определенных групп населения. Врачебно-физкультурный диспансер проводит большую практическую и организационно-методическую работу по врачебному контролю и лечебной физической культуре, оказывает медицинскую помощь другим лечебно-профилактическим учреждениям (области, района) и контролирует их работу.

Санаторий - лечебно-профилактическое учреждение, в котором организуется рациональный отдых и осуществляется лечение больных для предупреждения развития заболевания, укрепления здоровья, восстановления трудоспособности. Санатории чаще всего строят в местах, располагающих природными климатолечебными средствами (климат, минеральные воды, целебные грязи и др.), которые используют в комплексе с режимом,диетой, лечебной физической культурой. Кабинеты ЛФК предназначаются как для групповых, так и для индивидуальных занятий. Поэтому размеры кабинета и оборудование должны соответствовать количеству занимающихся. Например, в санаториях, где обычно формируются большие группы больных со сходными заболеваниями и примерно одинаковым функциональным состоянием, строятся просторные кабинеты (залы). В кабинете лечебной физической культуры обязательно должны быть гимнастическая стенка, скамейки, другие гимнастические снаряды, кушетки или ковер (для выполнения упражнений в положении лежа). Из переносного инвентаря необходимо иметь гимнастические палки, булавы, эспандеры, набивные мячи и гантели разного веса, мячи разных размеров. В зависимости от контингента больных кабинет лечебной физической культуры оборудуется, кроме того, специальными приспособлениями: блоками, тренажерами, некоторыми аппаратами механотерапии.Оформление назначений на ЛФК и отчетность . Учет и отчетность является необходимыми условиями для эффективной организации работы службы лечебной физкультуры, перспективного планирования развития сети, для контроля за эффективностью лечения, изучения и обобщения опыта работы отделений (кабинетов) лечебной физкультуры. Учет позволяет определить место средств лечебной физкультуры в комплексе лечебных мероприятий, удельный вес лечебной физкультуры среди других специальностей и провести анализ деятельности. Работа по учету и отчетность являются обязательными для каждого специалиста ЛФК. Учетно-отчетный материал подразделяется на документацию: учетную и отчетную. Учетная документация отделения (кабинета) лечебной физкультуры Дневник работы врача поликлиники (амбулатории), диспансера (039/у) заполняется врачом с указанием продолжительности приема, количества принятых первичных и повторных больных и сдается медстатисту ежемесячно. Карта лечащегося в кабинете ЛФК ведется врачом ЛФК. В паспортной части карты записываются краткие сведения о больном и диагноз. Назначения, касающиеся лечебной физкультуры, в карту вписываются подробно, давая необходимые методические указания для инструкторов ЛФК. Врач ЛФК в процессе лечения в кабинете ЛФК вносит в карту данные о результатах наблюдений за изменением состояния больного, врачебно-педагогических наблюдений и функциональных исследований, при в необходимости снижает или повышает физическую нагрузку. Инструктор ЛФК регистрирует пульс до и после занятий, вносит в карту записи о каждом занятии, измеряет Ад по показаниям, проводит антропометрические измерения. После курса лечения врач пишет эпикриз с указанием результатов лечения, которые оцениваются согласно общепринятым рекомендациям ВОЗ как "выздоровление", "улучшение", "без изменений", "ухудшение". Отчетная документация отделения (кабинета) лечебной физкультуры К отчетной документации относятся месячные, квартальные, годовые анализы о работе отделения (кабинета) лечебной физкультуры.Оценку деятельности отделения (кабинета) лечебной физкультуры проводят по двум основным показателям: 1.суммарный охват больных методом лечебной физкультуры 2. количество процедур на одного больного, назначенного на лечебную физкультуру

5.Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений. Широкий диапазон применения физических упражнений определяется огромным значением опорно-двигательного. аппарата во всей деятельности человека. Двигательный анализатор связан с высшими вегетативными центрами посредством разнообразных путей и уровней нервной системы (пирамидные, экстрапирамидные пути, ретикулярная формация - сетчатое образование и др.). Выключение этих связей - функциональное или морфо-логическое - приводит к нарушению моторно-висцеральных соотношений и возникновению патологии как в моторной, так и в вегетативной сфере организма. В основе терапевтического действия физических упражнений лежит процесс тренировки. Тренировка совершенствует регулирующее и координирующее влияние ЦНС на функции различных органов и систем организма.

6.Трехосные, двухосные, одноосные суставы. Виды движений в суставах. Трехосные суставы имеют три степени свободы, это - самые подвижные суставы. К ним относятся сочленение головы с позвоночником, сочленение позвонков между собой, плечевой, плечелучевой, грудино-ключичный, тазобедренный суставы. Эти суставы по форме - шаровидные или ореховидные. В них возможны движения вокруг трех взаимно перпендикулярных осей (переднезадней, поперечной, вертикальной) и внутри трех взаимно перпендикулярных плоскостей (фронтальной, сагиттальной и горизонтальной). Плоскости движения располагаются перпендикулярно осям вращения. В трехосных суставах конечностей возможно отведение, приведение, сгибание, разгибание, поворот внутрь, наружу; для позвоночника - наклоны вправо, влево, сгибание, разгибание, повороты вправо, влево.Двухосные суставы (лучезапястный, сустав I пальца кисти, пястно-фаланговые сочленения, коленный) имеют меньшую подвижность и две степени свободы. По форме они - яйцевидные, эллипсоидные, седловидные. В них возможны следующие движения: ось поперечная, плоскость сагиттальная (сгибание, разгибание); ось переднезадняя, плоскость фронтальная (отведение, приведение).В запястно-пястном (седловидном) суставе I пальца кисти возможны следующие движения: оппозиция (противопоставление) и репозиция (обратное д вижение). В двухосных и трехосных суставах возможны круговые движения.Одноосные суставы (плечелоктевой, лучелоктевой, межфаланговые, голеностопный, шопаров) имеют одну степень свободы. По форме они - блоковидные или цилиндрические. В них возможны следующие движения: ось поперечная, плоскость сагиттальная; если ось сустава идет наискось, например - в лучелоктевом, шопаровом суставах, возможны поворот наружу (супинация), поворот внутрь (пронация). Круговые движения в одноосных суставах невозможны. Измерение движений в суставах. Измерение углов вращения производится с помощью измерительных инструментов. Простейший из них называется угломером, или гониометром; он состоит из транспортира со шкалой 180°, соединенного с двумя браншами. Одна из бранш подвижна. При измерении ось угломера совмещается с осью сустава, а бранши размещаются по оси сочленяющихся проксимального и дистального сегментов. Измерение движений в коленном суставе с помощью угломера. Для преемственности и сравнимости результатов измерений, исключения ошибок необходимы одинаковые методики измерения. Угол максимального разгибания-сгибания сустава в одной плоскости называется амплитудой движения. При измерении движений в плечевом суставе за исходную величину принимают 0° при опущенной руке и сомкнутых браншах угломера. При.измерении движений в локтевом, лучезапястном, тазобедренном и коленном суставах за исходную величину берется 180°. Измерения в голеностопном суставе принято проводить от исходной величины 90°. Движения туловища в сагиттальной, фронтальной и горизонтальной плоскостях - наклоны, повороты, вращения - осуществляются благодаря подвижным соединениям между позвонками. Исходное положение для измерения движений в суставах шейного отдела позвоночника - сидя на стуле с выпрямленным туловищем и головой; измерение проводят по положению головы. В шейном отделе позвоночника сгибание в норме совершается до соприкосновения подбородка с грудиной, разгибание - до горизонтального положения затылка, наклоны в стороны - до соприкосновения ушной раковины с над-плечьем, при максимальной ротации подбородок касается акромиона.

8.Понятие об адаптации. Определение. Виды. Адаптация - в широком смысле способность системы приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, помехам, исходящим от среды и оказывающим влияние на систему. Адаптация определялась также как «способность системы обнаруживать целенаправленное приспосабливающееся поведение в сложных средах». Адаптация к среде, характеризующейся высокой неопределенностью, позволяет системе обеспечивать достижение целей в условиях недостаточной априорной информации о среде. Если система не может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, то она погибает. Выделяют два вида адаптации: социальна и производственная. Требования к подготовке адаптационной программы:- поставленная проблема программы;- основные задачи программы;- основные направления реализации программы;- планируемые (ожидаемые) результаты реализации программы;- период реализации программы, в целом (и каждого из ее мероприятий в отдельности);- суть планируемых адаптационных мероприятий. Структура программы включает основные разделы: 2. Мероприятия общей (первичной, предварительной и пр.) социальной адаптации; 3. Мероприятия общей (первичной, предварительной и пр.) профессиональной адаптации; 4. Мероприятия частной (вторичной, углубленной и пр.) социальной адаптации.

14.Оценка физического развития человека и основные методы исследования. При назначении ЛФК необходимо провести углубленное клиническое обследование перед началом курса и по окончании его, а при необходимости - и в середине курса с использованием методов функциональной диагностики, по показаниям, биохимических анализов, характеризующих состояние, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной систем и опорно-двигательного аппарата. Врачи определяют выбор методов обследования с учетом имеющейся патологии.Ф и з и ч е с к о е р а з в и т и е - это комплекс морфологических и функциональных свойств организма, который определяет массу, плотность и форму тела, а у детей и подростков - процессы роста. Оценка физического развития помогает оценить выносливость, работоспособность, физическую силу. Инструктор ЛФК должен уметь определять артериальное давление (АД), я также контролировать самочувствие, частоту пульса до и после процедуры.Основными методами исследования физического развития служат соматоскопия (внешний осмотр) и антропометрия (соматометрия). Соматоскопия выявляет особенности телосложения, осанку и состояние опорно-двигательного аппарата. Особенности телосложения определяются конституцией. Различают три типа конституций: нормостенический, гиперстенический и астенический: у нормостеников существуют определенные пропорции между длиннотными и широтными размерами тела); у гиперстеников пропорции нарушены в сторону увеличения широтных размеров у астеников пропорции нарушены в сторону увеличения длиннотных размеров (длинные ноги и короткое туловище).

16.Антропометрия как метод исследования физического развития человека. А н т р о п о м е т р и я - это измерение ряда параметров человеческого тела: роста, массы) тела, ширины плеч, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и силы мышц. Окружность груди измеряют в трех состояниях: в моменты максимального вдоха, полного выдоха и в покое. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток и спереди: у детей и мужчин доводят до сосков, у женщин над грудной железой на уровне верхнего края IV ребра. Разность между величинами вдоха и выдоха (экскурсия грудной клетки) у мужчин равняется 4-5 см, у женщин 4-6 см, у спортсменов достигает 10-14 см, у больных снижена до 2-1 см или равна 0. Окружность живота измеряют в положении лежа на боку на уровне наибольшей его выпуклости, а талию - в положении стоя на уровне наименьшей выпуклости живота. Окружность плеча измеряют при напряженных мышцах плеча и предплечья поднятой до уровня надплечья и согнутой в локте руки. Ленту накладывают в области наиболее выступающей части двуглавой мышцы плеча. В расслабленном состоянии на том же уровне проводят измерения при опущенной руке. Окружность бедра измеряют под ягодичной складкой, а голени - в области наибольшей выпуклости икроножной мышцы. Ширину плеч измеряют тазомером, устанавливая ножки его на выдающемся крае аромиона. При измерении ширины таза ножки тазомера ставят между точками гребней подвздошных костей. Жизненную емкость легких измеряют при помощи спирометра. Пациента ставят лицом к аппарату, предлагают сделать глубокий вдох, а выдох через мундштук в трубку спирометра. Повторяют 2-3 раза и записывают наибольший результат. Силу мышц измеряют динамометром. Силу мышц кисти определяют, сжимая ручной динамометр кистью отведенной вперед руки. Для измерения силы мышц спины используют становой динамометр. Пациент становится на опорную площадку его, крюк которой должен находиться между стопами, пациент тянет рукоятку, соединенную с динамометром, вверх. Рукоятку устанавливают на уров-не колен. При измерении - ноги прямые.

17.Показания, противопоказания и факторы риска в лечебной физической культуре. Лечебная физкультура п о к а з а н а в любом возрасте почти при всех заболеваниях, травмах и их последствиях, Она находит широкое применение: в клинике внутренних болезней; в неврологии и нейрохирургии; в травматологии и ортопедии; после хирургического лечения заболеваний внутренних органов; в педиатрии; в акушерстве и гинекологии; в фтизиатрии; в психиатрии; в офтальмологии - при неосложненной миопии; в онкологии - у больных без метастазов после ради-кального лечения. Перечень противопоказаний весьма небольшой и касается в основном начального периода острой стадии заболевания или обострения хронических болезней, острого периода травмы, при показаниях к хирургическому вмешательству, при кровотечениях. Общие п р о т и в о п о к а з а н и я к назначению ЛФК: острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией; острый период заболевания и его прогрессирующее течение; злокачественные новообразования до их радикального лечения, злокачественные новообразования с метастазами; выраженная олигофрения (слабоумие) и психические заболевания с резко нарушенным интеллектом; наличие инородного тела вблизи крупных сосудов и нервных стволов; острые нарушения коронарного и мозгового кровообращения; острые тромбозы и эмболии; нарастание сердечно-сосудистой недостаточности с декомпенсацией кровообращения и дыхания; кровотечения; общее тяжелое состояние больного; значительно выраженный болевой синдром; отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения; атриовентрикулярная блокада. В р е м е н н ы е п р о т и в о п о к а з а н и я к назначению ЛФК: обострение хронических заболеваний; осложнение в течении заболевания; интеркурентные заболевания инфекционного или воспалительного характера; острые повреждения; появление признаков, свидетельствующих о прогрессировании заболевания и ухудшении состояния больного; сосудистый криз (гипертонический, гипотонический или при нормальном АД); нарушение ритма сердечных сокращений: синусовая тахикардия (свыше 100 уд./мин), брадикардия (менее 50 уд./мин), приступ пароксизмальной или мерцательной аритмии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10. К ф а к т о р а м р и с к а, при которых может возникнуть повреждение костно-суставного аппарата, относят: выраженный остеопороз у пожилых людей, особенно у женщин; значительное усилие со стороны больного при неокрепшей костной мозоли после переломов костей конечностей, у больных со спастическими параличами с нарушенной болевой чувствительностью. Осторожность следует соблюдать после переломов, чтобы не допустить возникновения ложного сустава, артроза. При аневризме грудной или брющной аорты не следует применять упражнения с усилием, сопротивлением. Лечебная физкультура может являться самостоятельным методом лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, а также ЛФК хорошо сочетается со всеми видами медикаментозного лечения.

18.Средства лечебной физической культуры, их классификация. Физические упражнения обусловливают образование, усиление и упрочение нервных связей между ЦНС и афферентными системами локомоторного аппарата и внутренних органов. При заболеваниях органов кровообращения дыхательные упражнения применяют: а) в качестве специальных, способствующих нормализации кровообращения; б) как средство для снижения величины общей и специальной нагрузки в процедуре ЛГ; в) для обучения больных правильному рациональному дыханию и умению произвольно регулировать дыхание в процессе выполнения физической нагрузки. Упражнения в произвольном расслаблении скелетных мышц применяются при болезнях кровообращения: а) в качестве специальных, способствующих оптимизации функции аппарата циркуляции; б) как средство, расширяющее диапазон моторных навыков, умений и качеств больного; в) как средство, собствующее снижению уровня общей и специальной нагрузки и процедуре ЛГ. Физические упражнения в водной среде. Характерная особенность этого вида воздействия - влияние на организм комплекса факторов: а) непосредственно самих упражнений; б) температуры воды; в) гидростатического давления воды; г) со¬противления движениям и др. В оценке механизма влияния упражнений в водной среде на сердечно-сосудистую систему следует учитывать не только моторно-висцеральный путь регуляции, но и дополнительное действие рецепторов кожи. Спортивно-прикладные упражнения. Очень важная форма мышечной деятельности при заболеваниях органов кровообращения - естественные локомоции циклического характера. Естественные локомоции циклического характера (ходьба и бег) издавна применяются как средство профилактики и лечения. Предъявляя меньшие требования к сердечно-сосудистой системе, они служат средством расширения двигательного режима больных. Рациональное сочетание дыхания с движением - обязательное условие занятий физическими упражнениями и залог получения благоприятных результатов от их применения. Отдельную форму ЛФК составляют терренкур, дозированная ходьба и ближний пешеходный туризм, в которых основным средством является ходьба.

19.Гимнастические упражнения в ЛФК. Гимнастические упражнения представляют собой специально подобранные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы. Применяя гимнастические упражнения, избирательно воздействуя на отдельные мышечные группы или суставы, можно совершенствовать общую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и ловкость. Гимнастические упражнения можно разделит:по анатомическому (биомеханическому) признаку (действию): упражнения для мышц шеи, рук, ног, туловища, брюшной стенки, тазового дна и др. по методической (педагогической) направленности: упражнения на координацию, выносливость, растягивание, равновесие, силу и др.;по характеру активности их выполнения: пассивные (выполняемые инструктором ЛФК с волевым усилием больного), активные (выполняемые самим больным), пассивно-активные (выполняемые самим больным с помощью инструктора ЛФК), идеомоторные.По принципу использования гимнастических предметов и снарядов гимнастические упражнения делятся: на упражнения без предметов и снарядов; упражнения с предметами и снарядами (гимнастической палкой, резиновым, теннисным и волейбольным мячом, набивным мячом, с булавами, гантелями, эспандерами, скакалкой и др.); упражнения на снарядах (гимнастической стенке, наклонной плоскости, на гимнастической скамейке, гимнастических кольцах, механотерапевтической аппаратуре, брусьях, перекладине, бревне, тренажерах и т.п.). Гим.Упрож. выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т. д.

mob_info