История российских немцев кратко. Краткая этническая история. Древняя Русь с немцами

Переселение немцев в Россию было и остается удивительнейшим фактом истории. Феномен заключается в том, что Русь и в допетровские времена активно искала союзников за пределами страны, приглашала к себе иностранцев. Значительный вклад в культуру страны внести греки, чья вера, архитектура, письменность органично вошли в культуру русского народа. Но сами греки, хотя и жившие в России при царях, не стали влиятельной и многочисленной группой, не вошли в политику и экономику принимавшей их страны. Другим народом, оказавшим глубокое влияние на историю России стали французы. Русское дворянство брало за образец произведения литературы и искусства, а французский язык долгие десятилетия был языком, на котором говорила элита государства. Но сами «посланцы» Франции, приезжавшие в качестве домашних учителей или служивых людей, не остались в России как самостоятельный и многочисленный народ - они ассимилировались или возвращались на родину.

И только немцы, чьи привычки и обычаи, казалось бы, совершенно не подходят к обычаям русских, не только «задержались» на бескрайних просторах Российской империи на века, но и чувствовали себя здесь как дома. Немецкая пунктуальность и русская бесшабашность дали тот сплав интеркультурного богатства, который не смог уничтожить даже жестокий ХХ век.

Когда началось сильное миграционное движение в Европе и со своих насиженных мест - из Вюртемберга, Баварии, Саксонии, Голштинии и других германских княжеств стали уезжать и немцы, то перед ними распахнули двери многие страны. Их приглашали заморские земли Южной Америки, Соединенные Штаты, теплые страны африканского континента. Но значительное количество отправившихся в дорогу за новой жизнью, за своим счастьем выбрало неизвестную, холодную, бескрайнюю Россию. Этот выбор заставляет удивляться. Это не могло быть ошибкой истории, это было судьбой и для тех, кто ехал, и для тех, кто их встречал.

История немцев в России поразительна еще и тем, что в мире найдется очень мало переселенческих общностей, с такой органичностью вошедших в структуру принявшей страны, что смогли, в конце концов, не только по-своему организовать свой локальный этнический мир, но и создали при поддержке государства собственную автономию. Ни в одной другой стране, где немцы жили компактно, у них не было своей республики.

Этому предшествовало то, что в экономике и политике России, в ее науке и культуре немцы стали с течением времени занимать важное место, они были своеобразным живым свидетельством, участниками формирования европейской цивилизации, где привлекательной и важной становилась роль России. Немцы занимали те отрасли, где требовались свободные в своем сословном состоянии люди, они - на государственной службе и в науке, в предпринимательстве и в торговле, в образовании и в культуре.

Появление и укоренение иностранцев стало одним из факторов политической и хозяйственной эмансипации России, последующего ее освобождения от устаревших форм внутренней организации государства. Петровская модернизация, эпоха Просвещения при Екатерине и отмена крепостного права при Александре II делались при участии немцев. Да и крестьянская жизнь на Волге, в Причерноморье и других регионах проживания немцев-колонистов была постоянным источником развития страны в целом. Сельское хозяйство - основа основ тогдашней России - было сферой интенсивного обмена опытом, адаптации новых технологий, введения машинного способа обработки земли, сбора урожая. Немцы с их сеялками и веялками охотно брали на развод выведенные в русских селах сорта растений, учились на русский манер приспосабливаться к природным условиям, ставить себе на службу то, что давали поля и леса.

И в этом тоже проявилось своеобразие переселенцев из германских княжеств: удивительная легкость в принятии ценностей других народов сочеталась с поразительным упорством в сохранении собственного этнического достояния.

Провозглашенная в 1918 г. Трудовая коммуна немцев Поволжья, ставшая затем Автономной Советской Социалистической Республикой немцев Поволжья, - убедительное тому подтверждение. Все беды и достижения советской власти нашли свое отражение в устройстве и практической деятельности республики, но в то же время вопреки гражданской войне, репрессиям, начавшимся там с самого момента образования автономии, голоду, республика на Волге превратилась в мощный центр экономических и культурных начинаний, стала фактором национального сплочения и развития. Именно это осталось после депортации 1941 года и упразднения АССР НП в коллективной памяти российских немцев, разбросанных судьбой по всей огромной территории Советского Союза.

Вот почему после Великой Отечественной войны, когда руководством СССР была избрана линия на отказ от восстановления немецкой республики национальное движение российских немцев сплотилось именно вокруг требования возродить автономию на Волге, вернуть то, что было незаконно отнято.

Немецкое национальное движение никогда не было протестным, его лидеры всегда искали контактов с официальными властями СССР, пытались на разумных началах отстоять свои требования. В отличие от других репрессированных народов, многие из которых в 1950-е годы самовольно начали покидать места ссылки и возвращаться на свою «малую» родину, немцы терпеливо ждали, когда Кремль разрешит им вернуться на Волгу и в другие места довоенного проживания.

Проблема российских немцев никогда не была внутренней проблемой Российской империи, а потом СССР. Руководство страны и в царское, и в советское время всякий раз строило свою политику в отношении собственных граждан (подданных) немецкой национальности с учетом отношений с Германией. Это особенно появилось в послевоенный период, когда действия ФРГ становились раздражающим, а потом, с середины 1980-х годов и решающим фактором проведения линии центральной власти. Требования изменить положение российских немцев, которые приходили извне, были восприняты, в конце концов, как удобная форма реабилитации народа: выезд в Германию рассматривался многими, в том числе и теми, кто всеми силами противился изменению ситуации в Поволжье, как акт реабилитации.

Годы перемен не принесли тех изменений, о которых мечтали в послевоенное время многие российские немцы. Они к началу третьего тысячелетия просто создали условия для того, чтобы стартовые позиции нового поколения как бы уравнялись. Именно это помогло талантливым людям из российских немцев, войти в политический, экономический, научный и культурной спектр России, стать вровень с представителями других народов. Отмеченное выше, к сожалению, не означает, что в полном объеме возродилась сама национальная культура российских немцев, что ее богатство стало неотъемлемой частью новой демократической России.

На судьбу российских немцев могли позитивно повлиять те, кто в годы перестройки и политических реформ в России взял на себя смелость говорить от имени всего народа. Однако непрекращающиеся распри в среде лидеров национальных общественных организаций не позволили консолидировать усилия для преодоления наслоений прошлого. Основная работа по восстановлению культуры, изучению языка переместилась на местный уровень - там, где живут и работают люди немецкой национальности.

К сожалению, история немцев России, даже самая новейшая, пока еще не даёт простора для оптимизма, и потому наше учебное пособие как бы не имеет логического завершения, когда были бы расставлены все точки над i. Вопрос, который волновал на протяжении послевоенного времени немцев СССР и России остается актуальным и сегодня, после массового переселения в Германию сотен тысяч граждан немецкой национальности: есть ли у тех немцев, кто не покинул Россию, здесь свое будущее?

Авторы учебного пособия берут на себя смелость заявить, что обеспечение благополучного будущего немцев в России - это задача, прежде всего, самих российских немцев. Оно - это будущее - только тогда может быть у народа, когда он не станет уповать на помощь со стороны, а сам возьмется строить его своими руками.

Нельзя не видеть тех позитивных сдвигов, которые произошли в последние годы в сфере практического возрождения немецкой культуры, языка и традиций. Сотни культурных центров по всей России, курсов языковой подготовки, активных практических работников - все это симптомы уверенной поступи по пути преодоления разрушенного наследия немцев в России.

У российских немцев будущее может быть только при условии развития и укрепления России. Сегодня, наконец, у каждого есть реальный шанс своим трудом, предприимчивостью, упорством, инициативой изменить нашу общую жизнь, добиться успехов. Не уповать на помощь извне, не жить ожиданием того, что все само собой исправится, станет лучше, а просто работать, добиваться поставленных целей. Это касается всех граждан страны, в том числе и российских немцев.

Книгу «Путь в один конец» презентуют в Москве. Ее выход приурочен к 75-летию депортации российских немцев. Основой этой книги стали дневниковые записи одного из сотен тысяч российских немцев, депортированных в сентябре 1941 года – Дмитрия Бергмана. Свой дневник автор начал вести в тот день, когда был опубликован Указ о депортации немцев, а последние записи сделаны за несколько дней до его смерти. Дмитрий Бергман жил с семьей в Поволжье, но его вместе с родными вывезли из, тогда еще, Республики немцев в глухую Сибирскую деревню.

В 1941-го году автономия поволжских немцев перестала существовать. Хотя эта территория долгие годы была населена немецким народом. Самое массовое заселение произошло благодаря Екатерине II. В начале второй половины XVIII века императрица пригласила жителей некоторых стран Европы переселиться к берегам Волги.

Манифест о дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованным им правах.

Мы, ведая пространство земель Нашей Империи, между прочего усматриваем наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся, немалое число, из которых многие в недрах своих скрывают неисчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и в коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность великая. Сие подало Нам причину в пользу всех Наших верноподданных издать манифест...

В своих документах императрица писала о том, чтобы в России жизнь для приезжих иностранцев стала мечтой: «с представлением им более благоприятных условий для лучшей жизни, чем они имели у себя на родине».

Колонистов снабдили деньгами, обещали не применять запреты на вероисповедание, дали возможность брать ссуду у государства. В то время рядовые жители Германии испытывали трудности – подвергались притеснению со стороны землевладельцев, испытывали хозяйственные нужды. Поэтому приглашение Императрицы Российской многие приняли с радостью. Большая часть иммигрантов поселилась на территориях нынешних Саратовской и Волгоградской областей. Эти места хорошо подходили для земледелия, и трудолюбивые немцы быстро там обжились.

В Поволжье немцам удалось сохранить свою культуру и обычаи. Хотя они относились с уважением к христианским праздникам, но отмечали их по-своему. В Пасху они, например, клали подарки в куриные гнезда, а детям говорили, что их принес «пасхальный заяц» (от этого, может быть, в России закрепилось выражение, - «это тебе от зайчика»,- когда детям приносят лакомства).

К ХХ веку в Поволжье было около двухсот колоний, которые населяло 407,5 тысяч человек. Из них большую часть составляли иммигранты из Германии. К этому времени они были известны как «немцы Поволжья». На родине их прозвали die Wolgadeutschen .

Немецкая слобода

Но поволжская земля не первая впустила немцев на свою территорию. Иноземцы из Германии селились в Москве и других российских городах еще в XV-XVI веках. Их селения называли Немецкой слободой. Первая слобода в Москве появилась и вовсе еще при Василии III. Но свой расцвет она пережила во время правления Петра Первого. Слобода привлекала юного царя - ему интересно было общаться с людьми, которые умели строить корабли, которые знали, как весело проводить время и искусно ухаживать за дамами.

Именно там Петр Алексеевич познакомился с учителями морского дела - Францом Тиммерманом и Карштеном Брандтом. Новая Немецкая слобода (Старую сожгли во время нападения хана Девлет Гирея в 1571 году) со временем стала общественно-культурным центром Москвы: Кремль с его старинными дворцами Петра не радовал.

Древняя Русь с немцами

Если копать еще глубже, то немало немецких корней можно встретить еще в Древней Руси. На территории восточнославянских княжеств пребывали немецкие мастера и ремесленники. Одни приезжали добровольно, а кому-то приходилось по приказу оставлять родные земли: например, сыну Юрия Долгорукого - князю Андрею, император Фридрих Барбаросса прислал своих архитекторов для строительства части Суздаля (первая половина XII века).

Активно в Древней Руси заключались двусторонние браки между знатью, которые позволяли укреплять русским князьям отношения с европейцами. Например, князь Владимир Красное Солнышко взял в жены дочь немецкого графа Куно фон Эннингена. А на немецких принцессах были женаты трое сыновей Ярослава Мудрого. Так что немецкие фамильные древа имеют очень длинную историю в России.

Век XX. Послевоенная жизнь

Большой отпечаток на судьбу немцев в России, конечно, наложила Великая Отечественная война. После событий 1941-1945 годов на территории СССР находились 2 389 560 немцев (это по советским данным, в Германии были другие цифры – более трех миллионов). Тема их жизни в послевоенном СССР была закрытой для разговоров. Они восстанавливали разрушенные города, жили в лагерях. Стоит отметить, что их работа была доброкачественной – они даже не могли понять значение слова «халтура».

Временное размещение поволжских немцев в Канзасе, 1875

В годы хрущевской «оттепели» картина немного меняется. В это время даже начали восстанавливаться институты национальной культуры. Но полной свободы немцы все еще не чувствовали. Например, им разрешали проводить свои культурные мероприятия, но лишь те, которые не противоречили политике партии.

Свободу немцы вдохнули в период перестройки. Показательным в этот период стало то, что о них стали писать в газетах.

Ближе к нашим дням

В начале 90-х в Санкт-Петербурге организовали «Немецкое общество Санкт-Петербурга». Возобновилось издание газеты «St. Petersburgische Zeitung» . Начинают возникать общественные движения российских немцев, которые занимались вопросом национального возрождения. Одним из лидеров такого движения был известный ученый академик Борис Раушенбах. Он же внес немалый вклад и в становление советской космонавтики. Впрочем, с немцами в истории России связно много событий, открытий, произведений культуры и искусства. След во времени оставили художник Карл Брюллов, мореплаватель Иван Крузенштерн, выдающиеся пианисты Святослав Рихтер и Рудольф Керер, поэт Афанасий Фет, Денис Фонвизин и многие другие выдающиеся личности.

Русские немцы сегодня

В начале 2010 года согласно Всероссийской переписи населения в России проживало более трехсот тысяч русских немцев. Эти люди с большим уважением относятся к своим предкам, чтят их традиции и культуру. Они собирают исторические факты, проводят фестивали в России.

Сегодня в России существует большое количество объединений российских немцев на местном, региональном и общероссийском уровне. В крупных городах страны имеются культурные немецкие центры. Так, Немецкий культурный центр им. Гете имеет множество своих филиалов в российских городах. Активно работает Российско-немецкий дом в Москве. В социальных сетях существуют сообщества, например «Немецкая община в России», «Российские немцы», «Общество российских немцев». Так, если ввести поиске «ВКонтакте» словосочетание «российские немцы», то результат выдаст порядка 40 найденных групп.

В одной из таких групп мы пообщались с русской немкой Мариной Эссен, которая живет в городе Оренбурге. В 1765 году ее далекий предок, на основании манифеста Екатерины Великой решил переехать в Россию. Он приехал из южной Германии и основал в Поволжье колонию под названием Галка. Предки Марины жили там вплоть до 1941 года, потом всех депортировали. К истории своей семьи, как и многие другие российские немцы Марина Эссен относится с глубоким уважением, но, по словам девушки, возрождать культуру крайне тяжело.

«К сожалению, депортация нанесла огромный ущерб и навсегда изменила жизнь немцев на русской земле. История (русских) немцев трагически закончена и практически невозможно что-то возродить: сохранить свой быт, культуру, традиции в такой огромной стране. На мой взгляд, через некоторое время немцы могут совсем исчезнуть из России. У нас нет своей территории, мы разбросаны не только по всей России, но и Казахстану. Смешанные браки растворят немцев в других многочисленных национальностях», - говорит Эссен.

Екатерина Гербст проживает в Тюмени. Ее предок Johann Herbst иммигрировал со своей женой из города Мекленбурга. В Россию они приехали примерно 1762-1763 году, уже в здесь у них родились дети.

Несколько поколений из рода Herbst жили в Волгоградской области. С началом Великой Отечественной войны семью дедушки Екатерины – Виктора Гербст (который был еще ребенком) – репрессировали в поселок Мирный Тюменской области. Деду Екатерины, его матери и братьям удалось выжить, а уже его дедушку и отца расстреляли.

Впоследствии трех братьев отправили в ГУЛАГ на 10 лет. После того, как братья деда Екатерины вышли из лагеря, они женились и взяли фамилии жен. Только дед Екатерины Гербст – Виктор оставил свою немецкую фамилию. Он жил в Мирном до 1985 года, потом переехал. Сейчас этот поселок не существует - последние его жители были немцы - бабушка и дедушка по материнской линии Екатерины Гербст. Когда они умерли, не стало и поселка.

Екатерина рассказывает, что ее дедушка переехал в село Ленинка Тюменской области и прожил там до своей смерти. Иногда она приезжает в это село. Там, по рассказу русской немки, еще отмечают Пасху по лютеранской традиции и хоронят людей по немецким обычаям: «это все что осталось от немецкой культуры и все что я наблюдаю как представитель этой нации. И когда отпевают людей эти две бабушки-немки и дедушка лет 78, я думаю о том, что же будет дальше. В этом селе живет и молодое поколение русских немцев, но мало кто из них чтит традиции немецкой культуры», - рассказывает Екатерина.

«Для моей семьи все это очень важно, так как это моя история, история моего рода. Я понимаю, что наши обычаи со временем забываются. Мои бабушки и дедушки свободно говорили на своем языке и чтили традиции, в послевоенное время - примерно с 50-х годов, когда родились мои родители - на них было клеймо «фашисты». Не только у моих родителей, а у всего поколения того времени. Кто-то этого стыдился, а кто-то выходил замуж или женился и брал фамилию супруга. Постепенно терялись традиции. В моей семье с обеих сторон все немцы, но таких, как мы, единицы остались. И я очень положительно отношусь к возрождению немецкой культуры - у нас есть тоже свои обычаи, традиции, так же как у кавказцев, чуваш, русских», - добавляет русская немка.

Свои среди чужих и чужие среди своих. Начала истории их жизни в России, кажется, не найти. Может быть, их история и вовсе не имеет границ. Ясно, что многие русские немцы очень чтят свои традиции и чувствуют свою принадлежность к какой-то особой культуре, люди которой любят Россию и уважают свои немецкие корни.

Оксана Анатшева

Доля немцев в населении городов стала настолько существенной, что во многих из них появились кварталы компактного проживания немецкой диаспоры – так называемые Немецкие слободы, самая большая и известная из которых была в Москве (См. Статью «Немецкая слобода »)

В XVIII веке широко практиковалось приглашение в Россию иностранных учёных, военных, дипломатов, деятелей искусства, и некоторые из них были немцами. Потомки этих людей зачастую оседали в России, в значительном числе случаев сохраняли немецкий язык в качестве основного, немецкое национальное самосознание, принадлежность к лютеранской или католической церкви, а также компактное проживание. Даже сама правящая династия Романовых , начиная с брака родителей Петра III - цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха , активно смешивалась с немецкими правящими династиями, в результате многие Российские правители имели большую долю «немецкой крови», а некоторые, в силу различных династических обстоятельств, даже были рождены в Германии.

В XVIII же веке по приглашению Екатерины II (манифест от 4 декабря года) началось переселение немецких крестьян (так называемых колонистов ) на свободные земли Поволжья и позже Северного Причерноморья - многие из этих крестьянских семей оставались в местах своего первоначального компактного проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык (в законсервированном по сравнению с немецким языком Германии виде), веру (как правило, лютеранскую , католическую) и элементы национального менталитета.

Основную часть нынешнего немецкого населения России и стран СНГ составляют прежде всего потомки немецких крестьян-колонистов. История их формирования охватывает период с XVIII по XX вв. Основными местами расселения являлись среднее и нижнее Поволжье , северное Причерноморье , Закавказье , Волынь (северо-запад Украины), с конца XIX в. - Северный Кавказ и Сибирь. В силу их территориальной разобщенности и различных особенностей исторического и этнического развития в среде российских немцев сформировался ряд этнических (локальных) групп - поволжские немцы, украинские немцы (выходцы из Причерноморья, зачастую разделяющие себя по конфессиональному признаку на лютеран и католиков), волынские немцы, бессарабские немцы, кавказские немцы (или швабы , по месту своего выхода из Германии - Швабии, или Вюртембурга) и меннониты (особая этноконфессиональная общность). Представители различных этнических групп немецкого населения долгое время имели и сохраняли особенности в языке, культуре, религии, быту - говорили на своих, зачастую значительно различающихся, диалектах, праздновали по особому народные и религиозные обряды и праздники - Рождество , Пасха , Троица , Праздник урожая, Праздник забоя скота (Schlachtfest) и др.

Исходным пунктом миграции немецкого населения по территории России были также окончательно присоединенные к ней в XVIII веке прибалтийские земли, особенно Эстляндия и Лифляндия . Кроме того, большое количество немцев в XIX столетии переселилось на Волынь из Польши. Наконец, в -е гг. немецкая диаспора в СССР пополнилась некоторым количеством немецких коммунистов, перебравшихся в единственное в мире социалистическое государство.

С 1870-х гг. иммиграция немцев в Россию в основном прекращается (особенно в связи с отменой в отношении колонистов льгот по отбыванию воинской повинности и охлаждением русско-германских отношений). Более того, большое количество российских немцев начинает эмигрировать из России, причём не в Германию, а главным образом в США . Всего до 1914 года из России в США переселилось до 200 тыс. этнических немцев. Они составили один из наиболее крупных потоков дореволюционной российской эмиграции - наряду с евреями, поляками, литовцами и финнами.

Кроме того, со второй половины XIX века немцы начинают принимать активное участие во внутрироссийском миграционном движении на многоземельные восточные и южные окраины империи. По данным переписи 1926 года, в Сибири и на Дальнем Востоке проживает 81 тыс. (главным образом в Омском округе - 34,6 тыс., и в Славгородском округе - 31,7 тыс.), Казахстане - 51 тыс. немцев.

По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. В 1935-1936 гг. более десяти тысяч немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан . В 1937-1938 гг. НКВД была проведена так называемая «немецкая операция». Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР № 00439 от 25 июля 1937 года , все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция. Всего было арестовано 65-68 тыс. человек, осуждено 55.005, из них: к ВМН - 41.898, к заключению, ссылке и высылке - 13.107. С наибольшей силой она затронула приграничные зоны и окружение столичных городов; сама АССР пострадала непропорционально слабо. Согласно директиве наркома обороны СССР 200ш все немцы, в числе представителей всех национальностей, не входящих в состав Советского Союза, были уволены из армии (часть впоследствии восстановлена) . В конце 1930-х гг. за пределами АССР НП были закрыты все национально-территориальные образования - немецкие национальные сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном немецком языке переведены на русский.

Третий крупный поток немецкой эмиграции охватил территории, оккупированные Вермахтом в 1941 году. В предверии отступления с захваченных советских территорий, оккупанты в - гг. постепенно вывезли на Запад всё проживавшее там немецкое население. Всего убыло до 350 тыс. человек, в том числе 324,6 тыс. - с Украины, 15,3 тыс. - из РСФСР (в основном с Северного Кавказа и из окрестностей Ленинграда) и 10,5 из - из Белоруссии . Из этого количества, однако, лишь около половины смогли достичь Германии. Около 170 тыс. переселенцев из Румынии и Югославии были возвращены в СССР и в 1945 г. отправлены на спецпоселение. Всего в спецпосёлки поступило 210,6 тыс. немецких репатриантов (в это число вошли и не бывшие за границей члены семей репатриантов).

Наконец, последний, четвёртый поток эмиграции затронул Калининградскую область , присоединённую к СССР в 1945 г. В 1945-1947 гг. с этой территории выехало в Германию до 1157 тыс. немцев. Всего, таким образом, в 1939-47 гг. из СССР убыло до 1,7 млн. немцев, в подавляющем большинстве - с территорий, вошедших в состав Советского Союза в 1939-45 гг.

Поскольку после 1955 г. немцы так и не получили разрешения вернуться на места довоенного проживания, сложившаяся в результате депортации картина расселения немцев по территории СССР в основном сохранилась до конца советского периода без существенных изменений. По данным переписи 1989 года в Советском Союзе насчитывалось 2038,6 тыс. немцев. Основная масса диаспоры была расселена примерно в тех же районах, в каких немцы были водворены в период депортаций. Больше всего немцев проживало в Казахстане (957,5 тыс.), в Западной Сибири (416,5 тыс.), в Средней Азии (178,2 тыс.), на Урале (149,7 тыс.) и в Восточной Сибири (66,2 тыс.). В районах, где располагались компактные ареалы расселения немцев до 1941 г., численность их была невелика. Так, в Поволжье проживало 68,3 тыс. немцев, на Украине - 37,8 тыс., в республиках Прибалтики - 9,3 тыс.

Доля российских немцев по регионам РФ по данным переписи 2002 года

См. также

Библиография

Энциклопедии, библиографические справочники

  • Немцы России (энциклопедия) . В 3-х томах. Москва: Изд-во «Эндиклопедия Российских Немцев», 1999-2006 (Предс. редкол. В. Карев, О.Кубицкая)
  • Handbuch Russland-Deutsche: ein Nachschlagewerk zur russland-deutschen und dt.-russ. Geschichte und Kultur (mit Ortsverzeichnis ehemaliger Siedlungsgebiete) Verfasser: Ulrich Mertens. Nürnberg ; Paderborn: 2001. ISBN 3980770117
  • Международная организация исследователей истории и культуры российских немцев: Научно-информационный бюллетень. 1996-2006 Информация о конференциях, семинарах, фондах архивов, документы, рецензии, аннотации,библиография.
  • Российские немцы. Историография и источниковедение. М., 1997.
  • Чернова Т. Н. Российские немцы: Отечественная библиография, 1991-2000 гг.: Указатель новейшей литературы по истории и культуре немцев России/ Т. Н. Чернова.- М.,2001.- 268 с.
  • Списки научных публикаций Саратовского университета, издательства «Готика» ,

Материалы научных конференций

  • Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге. - М-лы российско-германской научн. конф. Анапа, 22-26 сентября 1994. // Международный союз немецкой культуры (отв. редактор Е.А.Шервуд). М., 1994. 358 с. LCCN 97176727; OCLC 36891750
  • Российские немцы: Проблемы истории, языка и современного положения. - М-лы междунар. науч. конф. Анапа, 20-25 сентября, 1995. // Изд-во Готика, 1996. 511 с. ISBN 5783400041
  • Российские немцы: Историография и источниковедение. - М-лы междунар. научн. конф. Серия: История и этнография российских немцев. Internationaler Verband der Deutsche Kultur (IVDK), Анапа, 4-9 сентября 1996. // М., Готика, 1997. 372 с. ISBN 5783400246
  • Миграционный процессы среди российских немцев: исторический аспект. М-лы междунар. научн. конф., Анапа, 26-30 сентября 1997 г. Российские немцы. Историография и источниковедение. М, Готика, 1998 г. 444 с.
  • Немцы России в контексте отечественной истории: Общие проблемы и региональный особенности. Материалы международной научной конференции, Москва, 17-20 сентября 1998 г. // М, Готика, 1999, 488 с.
  • Научное сообщество этнических немцев в Средней Азии и России: современное состояние и перспективы. - Материалы международной научно-методической конференции 23-24 октября 2008 г. // Караганда: Арко, 2009

Общие издания

  1. Барышников М. Н. Деловой мир России. Историко-биографический справочник. СПб., 1998.
  2. Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XVIII в. М., 1958.
  3. Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб., 1997
  4. Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991.
  5. Быт и культура российских немцев в музеях Санкт-Петербурга: сводный каталог. СПб., 2003.
  6. Вашкау Н. Э. Школа в немецких колониях Поволжья. 1764-1917 гг. Волгоград, 1998.
  7. Вибе П. П. Основные районы немецкой крестьянской колонизации в Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв. // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. М., Готика, 1998. С. 134-144.
  8. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. М.; Л., 1945.
  9. Герман А. А. Немецкая автономия на Волге. 1918-1941. - М.: "МСНК-пресс", 2007. - 576 с. 2-ое изд., исправленное и дополненное.
  10. Грекова Т. Н., Голиков Ю. П. Медицинский Петербург. СПб., 2001.
  11. Губкина Н. Немецкий музыкальный театр в Петербурге в первой трети XIX века. СПб., 2003.
  12. Дитц Я. Е. История поволжских немцев-колонистов. (Серия: История и этнография российских немцев) / Под ред. И. Р. Плеве. М., «Готика», 1997. 495 с. ISBN: 5783400106
  13. Жиромская В. Б., Киселев И. Н., Поляков,Ю. А. Полвека под грифом «секретно»: Всесоюзная перепись населения 1937 года/ В. Б. Жиромская, И. Н. Киселев, Ю. А. Поляков; РАН. Ин-т рос. истории.- М.:Наука,1996.- 150 с.:табл.
  14. Захаров,В. Н. Западноевропейские купцы в России: Эпоха Петра I.- М.:РОССПЭН,1996.- 345 с, л.ил.,портр. История России-Внешняя политика-1689-1725 гг
  15. История предпринимательства в России. В 2 т. М., 2000.
  16. Кабузан В. М. Немецкое население в России в XVIII - начале XX вв. (численность и размещение) // Вопросы истории. 1989. № 12. С. 18-29.
  17. Кириков Б. М., Штиглиц М. Санкт-Петербург немецких архитекторов. От барокко до авангарда. СПб., 2002.
  18. Клаус А. Наши колонии: опыт и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России. СПб., 1869.
  19. Ковригина В. А. Немецкая слобода Москвы и её жители в конце XVII - первой четверти XVIII века. М., 1998.
  20. Культура русских и немцев в Поволжском регионе. Сб. статей. Вып.1. Саратов, 1993.
  21. Малиновский Л. В. Причины и обстоятельства миграции немецких колонистов на Восток в XIX - начале ХХ вв. // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. М., Готика, 1998. С. 89 - 98.
  22. Материалы по истории связи в России XVIII - начала XX века: Обзор документальных материалов. - Л., 1966.
  23. Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. М., 1998.
  24. Московские немцы. Четыре века с Россией. М., 1999.
  25. Немецкие предприниматели в Москве. Сб. статей. М., 1999.
  26. Немцы в России: люди и судьбы. СПб., 1998.
  27. Немцы в России: петербургские немцы. СПб., 1999.
  28. Немцы в России: проблемы культурного взаимодействия. СПб., 1998.
  29. Немцы в России: российско-немецкий диалог. СПб., 2001.
  30. Немцы в России: русско-немецкие научные и культурные связи. СПб., 2000.
  31. Немцы в России: три века научного сотрудничества. СПб., 2003.
  32. Немцы и развитие образования в России. СПб, 1998.
  33. Немцы Москвы: исторический вклад в культуру столицы. М., 1997.
  34. Немцы. Россия. Сибирь. Сб. статей. Омск, 1997.
  35. Остроух И. Г., Шервуд Е. А. Российские немцы: вклад в историю и культуру (XVII - начало XX вв.) // Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге. М., 1995.
  36. Плесская-Зебольд Э. Г. Одесские немцы. 1803-1920. Одесса, 1999.
  37. Петров Ф. А. Немецкие профессора в Московском университете. М., 1997.
  38. Россия - Германия. Контакты и взаимовлияния. XVIII-XIX век // Государственная Третьяковская галерея: сб. статей под ред. О. С. Северцева, И. А. Гутт. Б.в.д.
  39. Саитов В. И., Модзалевский Б. Л. Московский некрополь, M., 1907.
  40. Русские и немцы в XVIII в. Встреча культур. М., 2000.
  41. Сименс Вернер фон. Мои воспоминания / Пер. с нем. / Под ред. М. Б. Паппе. - СПб., 1893.
  42. Терра инкогнита Сибирь. У истоков научного освоения Сибири при участии немецких ученых в XVIII в. Галле, 1999.

Российские немцы… Мало кто сегодня в нашей стране не знает о существовании этого народа, о его трагической судьбе и сложном современном положении. После депортации 1941 г. и нескольких десятилетий забвения, предпринимаются шаги по возрождению национальной культуры, языка, традиций. Издаются десятки газет, проходят фестивали, формируются музейные экспозиции, рассказывающие об истории немцев России. На государственном уровне создана национально-культурная автономия российских немцев.

В то же время, возникшая во второй половине 1980-х гг. надежда на полную реабилитацию и возрождение немецкой автономной республики на Волге сейчас практически угасла. Значительная часть немцев связывает свое будущее с Германией, куда устремился нескончаемый поток переселенцев. Сегодня встал вопрос о самом существовании немцев в многонациональном российском государстве.

Для понимания проблем немцев России требуется не только социально-экономический и политический анализ ситуации, необходимо хорошо знать их прошлое. Именно история позволяет вскрыть и понять глубинные причины происходящих в настоящее время в среде российских немцев процессов.

В современной исторической, политической, философской и другой литературе немцев, живущих в России, рассматривают как единый народ, называя его «российские немцы», а применительно к периоду существования СССР - «советские немцы».

Однако применение этих терминов в отношении немцев, является корректным только для периода их истории после 1941 г., когда депортация, «трудовая армия» и спецпоселение перемешали все существовавшие до того в России и СССР отдельные региональные, конфессиональные и другие группы немецкого населения и положили начало формированию единого народа в рамках общей для всех групп угрозы потери национального языка, традиций, культуры.

Возникновение и развитие этих групп было обусловлено историческим процессом. Его корни - в средневековой Германии.

Каждый народ - уникален, неповторим в своей истории, культуре, традициях. Немцев от остальных европейских этносов отличает многое - все то, что сделало их путь сквозь века достойным уважения, все то, что стало трагическим и поучительным уроком для человечества.

И хотя немецкий этнос сложился примерно в Х веке (появилось самоназвание - Deutsch), фактически до середины XIX века не было единой немецкой нации, существовали различные народности (баварцы, саксонцы, швабы, франконцы и др.). Они разделялись не только границами государств, имевших различно политическое устройство, но и своим образом жизни, ментальностью, диалектами, обрядами и обычаями.

Раздробленность германских княжеств особым образом сказывалась на самых разных сторонах жизни народа. Даже миграционные потоки, начавшиеся с дальних походов рыцарей и основанием их орденов в Прибалтике, а затем продолжившиеся мирным переселением на Балканы и в страны Восточной Европы, шли с поразительным сохранением этих особенностей: раздробленность, разноязычность не мешали на протяжении столетий помнить об общем немецком корне.

Поэтому очень важным для понимания всего исторического процесса появления и жизни немцев в России является то, что в Россию переселялись не посланцы единой нации, а представители различных национальных групп, хотя и имевших между собой очень много общего.

Россия же изначально формировалась как многонациональное государство, в котором мирно уживались народы различных вероисповеданий, сохраняя национальные особенности и традиции. В основной своей массе они входили в состав империи в связи с активной внешней экспансией России на протяжении нескольких столетий, начиная с XIV-XV веков. Общим у них было то, что все они на территории, вошедшей в состав Российской империи, являлись коренным населением.

Особняком в этом отношении стоят немцы России. Они, за исключением прибалтийских и польских немцев, не были завоеваны, а добровольно прибыли на поселение. Они селились отдельными компактными группами в разных, далеко удалённых друг от друга регионах России. Немецкие колонисты прибывали в империю несколькими крупными потоками на протяжении более ста лет из различных германских государств. Следовательно, сами образовавшиеся группы компактного проживания немцев не имели внутреннего единства, тем более мало общего у них было между собой. Кроме того, они многие десятилетия развивались изолированно не только от местного населения, но и друг от друга. В процессе этого развития каждая из групп сформировала свои собственные достаточно стойкие специфические этноконфессиональные, этносоциальные и этнорегиональные черты.

В этой связи доктор исторических наук, профессор В.А. Михайлов справедливо указывает: «Немецкая колонизация не была связана с некими субъективными факторами (кровная связь многих русских самодержцев и высшей знати с немецкой почвой), а развивалась объективно, опираясь на экономические факторы, и сами немецкие поселенцы представляли различные регионы будущей единой Германии и не являлись единой общностью. Немецкая нация как социально-историческая общность не была еще сформирована. Таким образом, процессы самоидентичности немцев России шли на российской почве. Из этого следует, что немцы России, будучи выходцами из Германии, имеют свои специфические культурно-исторические особенности как самостоятельный народ со всеми вытекающими отсюда конституционно-гражданскими правами».

«История российских немцев,- продолжает эту мысль доктор исторических наук, профессор Р. Г.Пихоя,- является составной частью истории многонационального и многоконфессионального Российского государства».

Отмеченный выше факт в принципе не отрицался как в российской, так и в германской историографии XIX и первой половины ХХ веков. Как правило, использовались такие термины, как «немцы в России», «немецкие колонии в Советском Союзе», „Deutsche in Rußland“. Впервые термин «советские немцы» появился в советской прессе 1930-х гг. и использовался в партийно-советской пропаганде.

Объективное изучение истории немцев в России и научный подход к их прошлому позволяет классифицировать немецкое население на территории России и СССР до 1941 г. по следующим признакам:

1. По социальному.

Среди немецкого населения России выделяются три основных группы:

а) Наиболее многочисленная - колонисты, получившие с 1871 г. статус поселян-собственников. Они прибывали в Россию в рамках колонизационных мероприятий Российской империи с 1763 г. и до середины 1870-х годов и были компактно поселены в Поволжье, на Украине, в Закавказье и под Петербургом. В конце XIX - начале XX вв. они расселились на новых, выделенных государством и приобретённых землях на Северном Кавказе, Дону, в Оренбуржье, Сибири, Казахстане и Средней Азии. Несмотря на общий социальный статус, они имели ярко выраженные особенности, связанные с временем поселения, местами выхода из Европы, конфессиональными особенностями и структурой социально-экономических отношений.

б) Мещане - многочисленные выходцы из различных германских и других европейских государств, приезжавшие в Россию с XVII века в качестве специалистов на заработки или просто за лучшей долей, а затем оставшиеся в Российской империи навсегда. Эта группа немецкого населения жила преимущественно в городах. Ее можно подразделить на две категории. Одна, испытывая сильное влияние русской культуры, быстро ассимилировалась, другая - сохранила язык и национальные традиции. У них контакты с другими социальными группами немецкого населения были ограничены.

в) Дворяне. Немецкая прослойка в российском дворянстве была значительна. Часть немцев-дворян получили этот титул на службе русского государства, а часть принесла его с прежней родины. Они, находясь в большинстве своем на государственной службе, проживали не только в столичных городах Москве и Петербурге, а по всей стране. Эта группа немецкого населения пополнилось после присоединения в начале XVIII в. к России Прибалтики. Для нее были характерны, с одной стороны, сохранение национальных и религиозных черт, а с другой, обособленность от остального немецкого населения страны.

2. По конфессиональному.

Здесь тоже можно выделить четыре основные группы.

а) Самая крупная - это лютеране. Они были представлены во всех социальных группах, но среди дворян и мещан их было абсолютное большинство. Объясняется это тем, что православная церковь более терпимо относилась к протестантам, чем к католикам.

б) Католики - в структуре немецкого населения России в основном были представлены колонистами.

в) Меннониты - особая этноконфессиональная группа, полностью сохранявшая свою самобытность. Будучи выходцами из Голландии и имея серьёзные религиозные противоречия с лютеранами и католиками, меннониты старались избегать контактов с другими немецкими колонистами, за исключением чисто экономических.

г) Определенная часть немцев приняла православие. Это было характерно для немецких дворян, прибывших в Россию в допетровские времена и стремившихся сделать карьеру на государственной службе, а также для части колонистов, переехавших в города.

Конфессиональные различия создавали барьеры в контактах между немецким населением, в основном, в сельской местности. Между колониями различного вероисповедания, расположенными в нескольких километрах друг от друга, на протяжении десятилетий существовали в лучшем случае, незначительные экономические контакты. Более тесные взаимоотношения стали налаживаться только в начале ХХ в.

3. По территориальному.

Можно выделить шесть основных, наиболее крупных, групп немецкого населения России по месту проживания. Они имели свои ярко выраженные особенности и устойчиво существовали до 1941 г.

а) Немцы Прибалтики.

Они пришли из Западной Европы в Прибалтику как завоеватели в XI - XII веках и создали свое государство. Вошли в состав России уже сформировавшейся группой, со своими национальными, культурными и территориальными особенностями. Высокий образовательный и социальный уровни позволил многим ее представителям войти в высшие эшелоны власти и военную элиту России. Они в большей степени контактировали с высшим слоем русского дворянства, чем с немцами проживавшими в городах, и тем более колонистами. Говорить о взаимовлиянии на другие группы немцев, за исключением отдельных представителей Москвы и Петербурга, не приходиться.

б) Немцы Петербурга и Москвы.

Их можно условно разделить на две части: одна пошла по пути ассимиляции и потери национальной идентичности, другая сохранила основные национальные черты. Для этой группы была характерна большая подвижность - постоянное пополнение за счет приезда в XVIII- начале XX веков со всей Европы, и в том числе из германских государств, иностранцев, и отъезд определенной части немцев на родину. Она наиболее полно воспринимала все новые достижения Германии в области науки, языка, образования. Но разный социальный статус немцев столичных городов не способствовал их тесному взаимодействию. Объединительным началом для них служила только церковь. Отношения с немецкими колонистами практически не поддерживались. Исключение могут составлять только колонисты, поселенные под Петербургом.

в) Немцы Поволжья

Сформировались как национальная группа к началу XIX века из разношерстной массы колонистов, откликнувшихся на Манифест Екатерины II и прибывших на Волгу в 60-е годы XVIII в. Компактное поселение, жесткий государственный контроль, потеря контактов с исторической родиной привели к обособленности не только от прежних мест проживания, но от других групп немецкого населения России. Характерной чертой поволжских немцев стала консервация социальных, языковых и культурных традиций различных германских государств середины XVIII века.

г) Немцы Новороссии (Украины)

После победоносных войн с Турцией, с конца XVIII в. для быстрого освоения новых территорий в лучших традициях Екатерины II стали вновь приглашаться переселенцы из германских земель. Эта волна колонистов отличалась по составу от прибывших 40-50 лет тому назад в Поволжье. На поселение принимались только опытные земледельцы и ремесленники, имевшие семью и способные предъявить определенную собственность. В культуре поселенцев нашли отражение изменения произошедшие в германских государствах за полвека после первой волны колонистов, прибывших на Волгу. Контакты с другими группами колонистов у них практически отсутствовали.

д) Немцы Закавказья.

Поселенные одновременно с немцами в Новороссии они представляли собой сравнительно однородную религиозную и этническую группу швабов из Баден-Вюртемберга. Дисперсное расселение задержало их социальное расслоение до начала XX в. Практически отсутствовали контакты с немецким населением на Волге и Северном Кавказе. Они поддерживали связи только с родственными колониями религиозно-этнического плана в Новороссии. У колонистов Закавказья так и не получило развития осознание себя частью немцев России.

е) Немцы Волыни.

Они являли собой последнюю волну немецкой колонизации в России. Хотя освоение иностранцами этого района происходила в течение всей первой половины XIX в., но массовый характер она приняла во второй половине XIX в. На 2/3 волынские немцы были выходцами из привислянских губерний Царства Польского, что определило во многом их ориентацию, как экономическую, так и культурную. Они продолжали поддерживать отношения со своими родственниками на прежней родине, в то время как контакты с немецким населением других регионов России практически отсутствовали.

Немецкие поселения Северного Кавказа, Дона, Оренбуржья, Сибири, Казахстана и Средней Азии стали создаваться в конце XIX в. как дочерние колонии региональных немецких групп, приведенных выше, и до 1917 г. не успели сформироваться в единые своеобразные общности, заимствуя культуру и традиции в материнских колониях.

Приведённая выше классификация позволяет заключить, что рассмотрение истории немцев в России возможно только отталкиваясь от изучения отдельных социальных, конфессиональных и территориальных групп или сочетаний (например, социально-конфессиональных). Попытки их рассмотрения как единого этноса в России до 1941 г. неминуемо приведет к нарушению историзма, а настоящая история будет подгоняться под заранее определенные схемы.

Профессор В.А.Михайлов отмечает в этой связи: «Выход из состояния кастовости открыл дорогу к формированию общности российских немцев. В то же время участие немцев в общероссийской жизни оставалось значительным и впечатляющим, особенно в вопросах военного дела, хозяйственной жизни, науки и культуры».

Нельзя отрицать того, что у немцев России имелось то общие, по которому их без труда можно было отличить от поселений других народов в Сибири, в Поволжье или на Украине. Своеобразные черты характера и язык являлись потенциальными факторами сближения. Не случайно, бригады краснодеревщиков из поволжских колоний отправлялись в начале XX в. на заработки к немцам на Украину, а немцы из столицы в это же время предпочитали отдыхать на дачах петербургских колонистов.

Общее осознание принадлежности к единому этносу позволило немцам после 1941 г. быстрее сплотиться в единый народ. Однако бывшие групповые различия вновь проявились с конца 1980-х гг. на этапе развития национального движения и нашли своё яркое выражение в многочисленных разногласиях и противоречиях, как между лидерами, так и отдельными организациями российских немцев.

Изучение формирования и развития отдельных групп немецкого населения, имевшихся в России до 1941 г., позволяет правильно понять более поздние процессы формирования единого народа, происходившие в сложных условиях тоталитарного режима и полной неинформированности общества о существовании в стране такой большой этно-национальной группы.

«История многонационального государства,- отмечает доктор исторических наук, профессор В.В. Кириллов, - немыслима без истории ее народов. История российских немцев - составная часть русской истории».

  1. «Практически все нерусские народы вошли в состав России в результате территориального расширения государства вместе с населенными ими землями. Немцы же, за исключением прибалтийских, приехали со своей исторической Родины по приглашению российского правительства как колонисты.
  2. Немецкие колонии стали островками в море коренных народов России. Связи между немцами разных групп практически не поддерживались.

    С самого начала XVIII в. выходцы из Германии играли значительную роль в истории России. Многие выдающиеся русские политики, предприниматели, деятели науки и культуры имели немецкие корни.

    Являясь составной частью населения нашей страны, российские немцы одновременно представляли один из самых крупных и влиятельных народов Европы. К сожалению, граждане немецкого происхождения неоднократно становились заложниками российско-германских отношений.

    Российские немцы - один из «репрессированных» народов. Причем если некоторые другие незаконно депортированные народы были впоследствии возвращены на прежние территории с восстановлением национально-государственных образований, то с немцами этого не произошло. Со времен Сталина немецкой автономии на карте России не существует.

    Все эти особенности создают определенные проблемы в изучении и аналитическом осмыслении истории российских немцев».

Современная отечественная историография российских немцев очень молода. Она возникла в самом конце 1980-х гг. на волнах перестройки и гласности. Различными авторами написан целый ряд работ по истории немцев Москвы и Петербурга, Поволжья и Северного Кавказа, Украины и Крыма, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Созданы работы по отдельным периодам жизни немцев после трагического для них 1941 г. В методических материалах к каждой главе настоящего учебного пособия дается обширный список такой литературы и источников.

Однако до сих пор обобщающих работ, которые позволили бы в комплексе цельно и всесторонне изучать историю немцев России - единицы. Несколько лет назад издана энциклопедия «Немцы России», ценность и уникальность которой не подлежит сомнению. Но энциклопедический жанр все же не позволяет получить цельное представление об историческом процессе жизни российских немцев, а энциклопедические тома не совсем удобны в качестве учебного пособия.

В 2005 году в издательстве «МСНК-пресс» вышел учебный комплекс «История немцев России», включавший три книги: учебное пособие, хрестоматию, методические материалы. Его подготовили авторы докт. ист. наук, проф. И. Р. Плеве (главы 1 - 4), докт. ист. наук, проф. А. А. Герман (главы 5 - 8), докт. фил. наук, проф. Т. С. Иларионова (главы 9 - 10). При этом они опирались не только на собственные исследования, но и на публикации многих известных исследователей истории российских немцев.

Учебный комплекс стал первым общедоступным, всесторонне освещающим историю российских немцев образовательным продуктом, построенным на основе современных обучающих технологий, хотя отдельные попытки создания учебных пособий по истории и культуре российских немцев предпринимались и раньше (Л.В. Малиновский, Н.Э. Вашкау, И.И. Шлейхер и др.).

Востребованность учебного комплекса была настолько велика, что его тираж разошёлся мгновенно. Огромное число российских немцев и других читателей получили возможность в концентрированном виде узнать и изучить всесторонние аспекты прошлого российских немцев, проблемы современной жизни.

В 2007 году учебный комплекс был переиздан. Однако и этот тираж разошёлся так же быстро, и на сегодняшний день сохраняется острая потребность, особенно в российской глубинке, в такого рода учебном комплексе. Об этом свидетельствуют многочисленные запросы, поступающие авторам, издателям, администрации информационного портала RusDeutsch.

Именно неугасающее стремление немецкого населения, других граждан страны как можно больше знать о прошлом российских немцев, об их вкладе в экономическое, социально-политическое и культурное развитие России послужило импульсом к появлению идеи о создании доступного всем желающим электронного учебного пособия, на основе изданного ранее учебного комплекса «История немцев России».

Идею удалось реализовать, и в 2010 году данное учебное пособие легло в основу раздела информационного портала российских немцев RusDeutsch «История немцев России». Специально для него доктор исторических наук, профессор А.А. Герман и доктор философских наук, профессор Т.С. Иларионова объединили содержание трёх книг в одном материале, существенно переработав его в соответствие с требованиями к электронному учебнику. Кроме того, внесены изменения в содержание материала, вызванные новыми достижениями в исследовании истории и культуры российских немцев. В частности, Т.С. Иларионовой содержание последней 10-й главы (ранее заканчивавшееся 2000 г.) доведено до 2010 года.

Новое электронное учебное пособие «История немцев России» богато иллюстрировано картами, фотографиями, произведениями изобразительного искусства, видеоматериалом. Иллюстративный материал, а также источники, органично вписываются в текст. Электронные технологии позволяют удобно совмещать чтение текста и просмотр источников и иллюстративного материала

Авторы электронного варианта «Истории немцев России» специально отмечают, что новое учебное пособие не могло бы состоятся без использования в нем материалов таких известных исследователей как И.Р. Плеве, А. Айсфельд, Э.-М. Аух, А.И. Безносов, Л.П. Белковец, С.И. Бобылёва, Д. Брандес, В. Бруль, Н.Ф. Бугай, М. Буш, Н.Э. Вашкау, Н.В. Венгер (Осташева), Х. Вердиева, П.П. Вибе, Т.П. Волкова, В. Дённингхаус, В.Ф. Дизендорф, Я. Дитц, О.В. Ерохина, С. Зейналова, Е.И. Зейферт, В.М. Кириллов, В.К. Клец, В.А. Ковригина, М.П. Костюк, В. Кригер, Г.К. Кронгардт, О.А. Лиценбергер, Дж. Лонг, Л.В. Малиновский, Д. Мешков, И.В. Нам, Р. Нахтигаль, С.Г. Нелипович, Н.Г. Охотин, Ю.А. Петров, Э.Г. Плеская, Т.Н. Плохотнюк, А.Б. Рогинский, А.И. Савин, И.А. Савченко, Т.Б. Смирнова, В.В. Солодова, В.А. Хаустов, В. Хердт, В.Г. Чеботарёва, В.В. Ченцов, И.В. Черказьянов, Т.Н. Чернова-Дёке, Е.А. Чеснок, В. Шмидт, Т.А. Шрадер, И.И. Шульга и др.

Администрация портала RusDeutsch выражает надежду, что предлагаемое учебное пособие - это еще один шаг навстречу заинтересованному читателю. Оно позволит сформировать определённый минимум знаний, опираясь на который, можно более осмысленно представлять современную ситуацию с российскими немцами, более уверенно планировать и осуществлять мероприятия по национально-культурному развитию немецкого этноса в России, по межкультурному взаимодействию в нашей многонациональной стране, в конце концов, просто стать более культурным человеком. Ну а те, у кого появится желание изучить историю российских немцев более глубоко и конкретно, смогут сделать это, погрузившись в огромный мир литературы о российских немцах, созданный усилиями многих исследователей, главным образом, членов Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев, 15-летие которой отмечается в 2010 году.

Уважаемые Дамы и Господа!

Сегодня я попытаюсь сделать краткий обзор 1000-летней совместной истории немцев и русских от Отто Великого до Михаила Горбачёва.

Уже в 945 году Киевская княгиня Ольга установила связь с Отто Великим, который в то время был королём в Германии. Она послала послов к Отто Великому с просьбой, чтобы он послал в её страну миссионеров своего христианского вероисповедания. Отто понял намёк и через несколько лет направил в Киев большую делегацию во главе с пастором Альбертом, и с этого времени начинается тысячелетняя история дипломатических отношений между Германией и Россией.

Можно с полной уверенностью сказать, что в мировой истории нет второго примера, где один народ оказал такое глубокое влияние на другой, как немцы на русских. Немецко-русские отношения до последнего столетия не были историей военных разногласий, а историей многолетнего обоюдополезного сожительства. Восемь раз стояли в войнах русские и немцы рядом плечом к плечу, и восемь раз они побеждали. Самая большая совместная победа была победа над Наполеоном. Три раза воевали они друг против друга, и три раза терпели немцы поражение. Первый раз в семилетней войне был разбит Фридрих Великий, и русские казаки побывали в Берлине. В первой мировой войне 1914 года Германия потерпела поражение от союзников: России, Англии, Франции и Америки. Во второй мировой войне 1939-1945 годов третий Рейх был полностью разрушен союзниками: Советским Союзом, Англией, Францией и Америкой.

Почему, когда и как попали немцы в Россию?

Их можно разделить на большие группы, каждая из которых дала экономическому и культурному развитию России мощный импульс. В первой группе были потомки рыцарей: купцы и ремесленники, которые на побережье Балтийского моря на старых землях немецких орденов от Курляндии до Эстонии построили города, которые столетиями считались немецкими городами. Позже они были захвачены поляками, потом шведами, и в последнее время русскими.

Несколько позднее в Россию приезжают немецкие инженеры, техники, которые приглашённые русскими царями для строительства кораблей, каналов, гаваней. Немецкие врачи, аптекари помогли организовать здравоохранение. Надо заметить, что в то время в России не было ещё ни больниц, ни аптек. Людей в основном лечили знахари травами и в парных банях.

Немецкие штейгеры и забойщики заложили первые горные выработки, горное производство на Урале. Целые поколения немецких ремесленников с большой пользой обосновались во многих русских городах: часовые мастера, парикмахеры, литейщики колоколов, ювелиры и многие другие. Уже в 1462 году многие немецкие офицеры служили в России и помогали русским царям в борьбе против набегов монгол и татар. Знаменитый оружейный мастер Фюльстемберг помог Ивану Грозному захватить Казань. Во время царствования Ивана Грозного на Москва-реке была построена Немецкая слобода с более чем 400 дворами.

Наконец появилась в России приглашённая в страну землячкой Екатериной второй большая группа немецких крестьян, которые по обе стороны Волги, а позднее на побережье Чёрного моря превратили пустынные земли и пустоши в плодоносные земли и цветущие сады, и за 150 лет выстроили 3536 деревень, из которых некоторые выросли в города.

История приволжских немцев, а позже немцев с побережья Чёрного моря, Кавказских, Оренбургских, Среднеазиатских, Сибирских и из Алтайского края, началась с манифеста, который царица Екатерина 11 выпустила в июне 1763 года. В нём она обещала своим землякам лучшую жизнь, чем жизнь на их Родине, гарантировала переселенцам полную свободу вероисповедования, свободу от налогов и от любой трудовой и военной повинности, минимум 10 десятин пахотной земли. Земля, которую они сделают плодоносной, переходит в собственность общины, и каждый мог по желанию прикупить землю.

Немецкий крестьянин был свободным, а не крепостным, как большинство русских крестьян. Всё это соблазнило многих последовать призыву царицы двинуться на Восток.

Екатерина 11 с полным правом вошла в историю как Екатерина Великая. Она была умная женщина с политической дальнозоркостью, которая при помощи выгодной внешней политики и успешных военных операций за 34 года своего правления страной в такой мере увеличила влияние и мощь Российской Империи, как ни один русский царь, ни до, ни после неё. При её царствовании Россия захватила очень много новых земель. На западе границы придвинулись к самой Германии, а на востоке - к Чукотскому полуострову. Пограничные земли были слабо заселены, и поэтому почти не защищены. Царица убила сразу двух зайцев, пригласив немцев в Россию: она укрепила границу на Волге с башкирами, и позднее - с татарами и турками на Чёрном море, и заселила земли.

Почему на призыв царицы откликнулись в основном немцы? Письма с приглашением были разосланы во все страны Европы. Германия в то время была раздроблена на 300 княжеств – это был неизлечимый конгломерат различных религиозных направлений и вероисповедований с сетью бесчисленных границ. Князья воевали друг с другом - 30-летняя, 7-летняя войны. Беспрерывно вдоль и поперёк Германии бродили чужие солдаты, грабили дома, поджигали амбары и сараи, угоняли скот, забирали с собой женщин и убивали каждого, кто сопротивлялся. Молодые и крепкие парни загонялись в Армию и продавались в Америку.

Новые переселенцы прибывали со всех уголков Германии: Тюрингии, Вюртемберга, Ессена, с Рейна, Мозеля и Дуная, из Эльзаса, кто не хотел стать французом, протестанты и католики. Были и менониты из восточных земель, захваченных Польшей.

После нескольких десятилетий в России возникло более 3000 немецких деревень, некоторые с церковью и школой. Переселение имеет три периода с паузами, и длилось около 100 лет, почти до конца 19 столетия.

Чтобы добыть деньги на дальнее переселение, переселенцы продавали всё, что они не могли взять с собой. Но лошадей, племенной скот, посевной материал, необходимый инструмент: топоры, пилы, прялки и ткацкие станки, а прежде всего стальные плуги, они забирали с собой. Организовано было всё по-немецки. Каждая партия старалась привезти с собой пастора, врача, учителя и ремесленников, особенно кузнеца и мельника. Семьи в основном были многодетные, и если переселялся брат, он обязательно брал с собой сестру - вдову с детьми.

Маршрут в Россию на Волгу выглядел примерно так: пешком до Любека, где был сборный пункт, дальше на баржах до Риги или Петербурга, и опять пешком до Твери или Рыбинска, где обычно переселенцы зимовали. Весной на Волжских баржах по течению спускались до Саратова, где на пустынных землях начинали строить землянки, дома, конюшни, рыли колодцы, поднимали целину, высевали зерно, насаждали сады, деревья и кустарники. Вербовщики расписывали Поволжье как вторую Швейцарию, как французскую Ривьеру, но переселенцы увидели бескрайние жёлтые, выгоревшие степи. Слабые, больные, старики обычно умирали по дороге. Те, кто переселялся в Россию - была элита, смелые, храбрые и слегка авантюрные люди, которые не побоялись совершить этот прыжок в абсолютное ничто. Это были люди, для которых главным было их человеческое достоинство и свобода совести. Были бы они люди другого пошиба. То они не сумели бы справиться с тем, что их ожидало в России.

Особо надо отметить тесную дружбу людей с различными вероисповедованиями, где связующим звеном был немецкий язык.

Но каждая конфессия строила свои отдельные деревни, и до второй мировой войны не было смешанных браков. Деревни получали немецкие названия: Страсбург, Ландау, Нойдорф, Мариенталь, Ольгафельд и т.д. Прилежанием и усердием немцы добились зажиточной жизни и высокого уровня развития. Несмотря на жестокую русификацию, немецкий язык сохранился в России до сих пор. При переписи населения в 1979 году, через 217 лет после призыва Екатерины 11 ещё 57 % русских немцев считали своим родным языком немецкий язык. По последней статистике в Советском Союзе, согласно, отметкам в паспорте, живёт 2 млн. немцев. Но теперь среди немцев уже 70% смешанных браков, и включая всех родственников, то получатся все 10 млн. человек.

Что дали немцы России? Многие русские получали высшее образование в Германии. Немцы помогли развить высшее образование в России. В 1724 году в Петербурге немцами был построен первый университет, и 1755 году - первый институт в Москве. Профессора в основном были немцы. Немцы помогли развить горное производство на Урале. Целые поколения ремесленников и крестьян столетиями работали на благо России. Многие государственные деятели были немцы: Мюних, Остерман, Бирон и др. Археологи, Художественные руководители театров, художники, изобретатели, учёные и поэты - Кюхельбекер, Дельвиг, Фонвизин, Даль. Революционеры - Бауман, Шмидт, Вера Фигнер, и сам Ленин был наполовину немец. Крёстными отцами русской революции были немцы: Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Многие дворяне вели свою родословную от немецких переселенцев - граф Толстой, фельдмаршал Кутузов. Прабабушкой Пушкина была Христина Шеберг.

Очень интересно просмотреть историю царской семьи Романовых. Русские царевичи в основном женились на немецких принцессах. Начнём с Петра 1 - его вторая жена была прибалтийская немка и родила ему 8 детей, но живыми остались только две дочери: Елизавета и Анна. Елизавета позднее стала царицей на русском троне, а Анна вышла замуж за немецкого герцога фон Гольштейн. У них родился сын Карл Петер-Ульрих фон Гольштейн, который после Елизаветы стал русским царём – Петром 111. Он женился на немецкой принцессе Софии из немецкого княжества Анхальт-Цербст. С помощью гвардейских офицеров она сбросила с трона мужа и довольно успешно 34 года правила российской империей, получила имя Екатерины 11 и известна как Екатерина Великая.

После Екатерины Великой русские царевичи женились только на немецких принцессах вплоть до последнего царя Николая 11. Как подсчитали учёные, у него было 98 % немецкой крови, и только 2 % русской.

Жизнь немцев в России полностью зависела от отношений между Россией и Германией. До первой мировой войны 1914-1918 года жизнь немцев в России была относительно хорошей. 70 % высших государственных должностей занимали немцы, 80 % послов царя за границей, 69 генералов в царской армии были немецкого происхождения. Академия Наук находилась под немецким влиянием. У немцев было достаточно земли: 9,6 млн. га обрабатывалось немецкими крестьянами. В Одесской области из 300 помещиков 176 были немцы. Сотни промышленных предприятий на Волге и Украине были построены немцами. Они вели активную торговлю зерном с Европой.

У немцев был высокий уровень благосостояния, были и миллионеры.

Война всё испортила. По России прокатилась волна вражды и ненависти к немцам. Царь издал манифест о насильственном переселении немцев в Сибирь со всей западной границы. В это время из Волыни было переселено 150000 немцев. Революция их спасла. После революции им удалось вернуться назад, но 50000 заплатили за эту «экскурсию» своей жизнью.

Во время революции начались дружественные отношения между Россией и Германий. Германия первой из всех стран мира признала советское правительство, обменялась дипломатическими представителями. 03.03.1918 года в Брест-Литовске подписан первый мирный договор. Положение российских немцев тоже улучшилось. Уже в 1922 году была создана автономная республика немцев Поволжья, более мелкие немецкие поселения получили полную культурную автономию - в Украине, в Крыму. В Грузии, Азербайджане, в Сибири и Алтайском крае. До 1936 года работало 171 немецких школ, 5 высших учебных заведений, 11 техникумов. Работал немецкий театр, выпускалось 20 газет на немецком языке. Немецкое издательство выпускало до 36000 книг в год.

Контакты между Германией и Советским Союзом становились всё более тесными. 16.04.1922 года народный комиссар Чичерин и министр иностранных дел Вальтер Ратенау подписали в Рапало договор о восстановлении нормальных дипломатических отношений, прерванных в 1918 году после убийства графа Мирбаха и расстрела царской семьи. Этот договор четыре года спустя в апреле 1926 года был переработан в договор о дружбе и нейтралитете.

Ленин не дожил до этого дня, он умер 21.01.1924 года. Перед своей смертью он ввёл в стране НЭП * новую экономическую политику*, которая дала стране мощный толчок после неисчислимых жертв первой мировой войны – 1,7 млн., и после гражданской войны – 4 млн.

В это время отношения между Германией и Советским Союзом значительно улучшились. Было ясно, что их экономические возможности дополняют друг друга. Обе страны были изолированы: Германия - Версальским договором, Советский Союз – как первое советское государство. Шла взаимовыгодная совместная работа во многих областях: торговле, промышленности, здравоохранении и в области обороны страны. По Версальскому договору Германия могла иметь армию в сто тысяч солдат, но ни одного танка, самолёта и тяжёлой артиллерии, поэтому немецкие офицеры получали информацию на советских полигонах, а советские офицеры были частыми гостями на военных маневрах в Германии.

Затем наступили страшные годы сталинской диктатуры: времена коллективизации и раскулачивания, времена очистительного периода, истребившие почти всех ленинских соратников. Из 115 народных комиссаров – 61, из 71 члена ЦК – 44 ликвидированы. Из 1700 делегатов 17 съезда партии 1108 уничтожено. В то время как Сталин при помощи чисток направлял Советский Союз во всё новые кризисные положения, Гитлер укреплял своё положение в мире. В отношениях между Германией и Советским Союзом всё изменилось с того времени, как Гитлер пришёл к власти, когда национал-социалистическое правительство начало жестокую борьбу против коммунистов.

Международный конгресс 111 Интернационала в Москве единогласно принял решение всеми средствами бороться против национал-социализма и фашизма. На партийном съезде партии национал-социалистов осенью 1936 года в Нюрнберге произносились угрожающие речи против коммунистов всего мира.

С этого времени началась трагическая полоса для советских немцев - репрессии, закрытие немецких школ, запрещение немецкого языка везде, за исключением АССР немецкого Поволжья.

В это время Гитлер начал свой военный марш по Европе: 7 марта 1936 года оккупировал демилитаризованную зону на Рейне, в апреле 1938 года присоединил Австрию к Германии. Австрийский народ ликовал, чествовал Гитлера как героя и своего сына. В октябре 1938 года присоединил Судетскую область, в марте 1939 года - остаток Чехии и Мемельскую область. Всё, что страны – победители после первой мировой войны отняли по Версальскому договору, диктатор вернул назад.

И вот наступил день 23.08.1939 года. В этот день Иосиф Сталин с министром иностранных дел Иоахимом Риббентропом подписали договор о ненападении, который в своей секретной части предусматривал новый раздел Польши и возврат Советскому Союзу всех земель, которые были потеряны в первой мировой войне: Латвию, Литву, Эстонию, Бессарабию, северную Буковину. Этот договор обеспечил Гитлеру прикрытие тыла в войне, начавшейся 01.09.1939 года вступлением немецкой армии в Польшу и окончившейся 08.05.1945 года полным разгромом немецкого Рейха.

Только 21 месяц были Иосиф Сталин и Адольф Гитлер «друзьями». Следствие измены Гитлера в первую очередь пришлось вынести на своих плечах советским немцам, хотя они были абсолютно безвинны. Их выгнали из домов, погрузили в товарные вагоны, увезли в Сибирь и Среднюю Азию как предателей - более 800000 человек с Волги, Крыма, Кавказа, побережья Чёрного моря, Ленинграда и Москвы.

Для советских немцев наступили самые тяжёлые и страшные времена. Их человеческое достоинство растоптано ногами, их обзывали фашистами, бросали в тюрьмы, убивали. Советская пропаганда разжигала ненависть и злобу против немцев.

Здесь я хочу напомнить о статье Ильи Эренбурга, напечатанной в газете «Правда». Она имела совсем короткий заголовок: «Убей немца!», всех: детей, женщин, стариков!!!

С октября 1941 года почти все немецкие мужчины и женщины с 16 до 55 лет были мобилизованы в трудовую Армию, где многие, почти каждый третий погибли от голода, холода, тяжёлой работы, грубости и издевательств, в специальных переселенческих лагерях, особенно пострадали молодёжь и старики.

Что такое советские немцы в это время? Это народ без гражданства, без постоянного домашнего очага, который рассеян по огромной стране и медленно, но уверенно теряет свой язык, обычаи, культуру и менталитет.

После окончания войны положение немцев почти не изменилось. Всеобщий надзор милиции вплоть до 1956 года - ежемесячно отмечаться у коменданта. Это было огромное гетто для 2 млн. немцев. Это были долгие годы сталинской диктатуры.

05.03.1953 года умер тиран – отец всех народов и вождь мирового пролетариата, как его называли коммунисты - Иосиф Сталин. После его смерти наступила новая эра, новая эпоха в отношении между Германией и Советским Союзом.

Осенью 1955 года в Москву приехал Аденауер и восстановил дипломатические отношения, помог последним военнопленным и гражданским лицам вернуться домой. Он поднял и вопрос о советских немцах.

В декабре 1955 года отменена комендатура, в в 1964 году реабилитирована немецкая группа и снят запрет на немецкий язык. Начинают часто встречаться государственные деятели: летом 1971 года: летом 1971 года Вилли Бранд в Крыму, в мае 1973 года Леонид Брежнев в ФРГ, а октябре 1974 года Гельмут Шмидт в Москве. В мае 1976 года Леонид Брежнеа, Гельмут Шмидт и Ханс Геншер подписали торговый договор на 25 лет.

Статистикой подсчитано, что торговый оборот между Германией и Советским Союзом с 1970 по 1979 годы увеличился в 8 раз.

Германия принимала активное участие в строительстве газопровода в 4450 км. Длиной от Уренгоя до Ужгорода. За работу и поставку труб большего диаметра Германия получила доход в 20 млрд. Марок.

Согласно опросу народа, в Германии растёт стремление к более тесному сотрудничеству с Советским Союзом. С Михаилом Горбачёвым пришла свобода, гласность и перестройка. Начиная с 1989 года, стало намного легче переселяться в Германию, и с этого времени начался мощный поток переселения, конец которого и по сей день не видно, потому что русские немцы до сих пор не имеют ни гражданства, ни культурной автономии.

После смерти Иосифа Сталина русские немцы начали упорную борьбу за своё гражданство, восстановление республики на Волге, за свободу выезда. До Михаила Горбачёва в Москве побывало 5 делегаций. Многие участники были арестованы. С 1989 года эту борьбу продолжило общество русских немцев «Видергсбург», но всё осталось по-старому.

Поэтому большинство русских немцев считает, что немцем можно остаться, только переселившись в Германию.

Когда в Германии были приняты новые законы, а в России проведены некоторые положительные мероприятия, подача заявлений на выезд в Германию резко упала.

Так совсем кратко выглядит более чем тысячелетняя история русских немцев.

Владимир Иванович Генне.

mob_info