Где стоит клеймо на самоваре. История самовара от истоков до советских времен. Какая информация размещалась на медалях

Уютный, летний вечер, приятная тишина сада, легкая прохлада, аромат зелени, гармонично сливающийся с терпким запахом горящей древесины пыхтящего самовара, который велит накрывать на стол и заваривать удивительный чай. Медный и блестящий «добрый друг» издавна привлекает теплотой и гостеприимством. Став негласным символом России, самовар сегодня выполняет важную миссию, повышая интерес к культурному наследию, хранящему богатство традиций. Откуда же начинается загадочная и уникальная история самовара?

Агрегат своим появлением обязан чаю, для заваривания которого требовалась горячая вода. В Древней Руси обычно пили мед, квас, пиво, сбитень, но «восточный гость», завезенный из Китая в XVII в., нарушил сложившиеся традиции. Первое чаепитие состоялось в 1638 г. при царском дворе. Изначально бодрящий напиток с приятным вкусом и ароматом употребляли только в знатных домах, да и то в качестве лекарства. Но уже с начала XIХ в. чай получил статус русского национального напитка.

Как возникли первые самовары

Много легенд ходит о том, кто завез в Россию первые самовары. Имеет место версия, по которой диковинный агрегат привез из Голландии Петр I. Но большинство историков полагают, что самовар однозначно исконно русское изобретение, берущее начало из древних цивилизаций. В Древнем Риме археологами найдены приспособления для подогревания напитков или охлаждения – аутепса (античный самовар), конструктивные признаки которого сходны с русской «чайной машиной». Аналогичное устройство существовало и в Древнем Китае. Металлический или фарфоровый Хого, в котором подавали бульон, также вполне мог стать протопопом русского самовара. Хотя и на родине были устройства, претендующие на роль прародителя самовара. Русские умельцы потихоньку приспосабливали для нагрева воды чайник для сбитня (напитка из лекарственных трав, мёда). Не менее интересное устройство использовали в походных условиях – самовары-кухни, на которых и еда готовилась, и вода кипятилась. Точно можно сказать, что к концу XVIII ст. в России окончательно сформировался принцип работы угольного самовара , а внешний вид агрегата стал частью декоративно-прикладного искусства.

Самовары (XVIII-XIX век) на любой вкус и достаток

Что касается названия «самовары», век которых приходится на 40-е годы XVIII ст., то мнения историков и здесь расходятся. Ведь именно в то время в письменных свидетельствах впервые встречается слово, касающееся русской водогрейной машины. Одни считают, что название происходит от идеи – «сам варит», другие же связывают происхождение с татарским словом «снабар», что значит чайник. Любителей же чая нередко называли самоварниками, а вместо «пить чай» употребляли глагол «самоварничать».

Поскольку в те времена самовар делали из меди, латуни, по некоторым данным, первые образцы появились там, где была развита металлодобыча, то есть на Урале. Тульский кузнец-промышленник Н. Демидов, отправившись в поездку в 1701 г. вместе с искусными медных дел мастерами, основал Суксунский завод, чем положил династию уральских «чайных машин». Исторические факты свидетельствуют, что таможенной службой Екатеринбурга в 1740 г. при описи имущества Демидова зафиксирован медный самовар весом 16 фунтов, собственной заводской работы. И, хотя, до сих пор идет спор, где запыхтел первый водогрейный сосуд в Туле или на Урале, существует мнение, что производство самоваров было основано одновременно.

Официально также зафиксировано, что первый тульский самовар выполнен в 1778 г. братьями Лисицыными на небольшой самоварной фабрике, открытой на основе старинного производства медной посуды. К середине XIX ст. в Туле насчитывалось не менее 80 действующих самоварных предприятий, продукция которых высокого ценилась, проникая во все уголки России, а город заслужил статус «самоварной столицы».

Учитывая, что изначально цены на чудо-агрегат были довольно высоки, самовар считался посудой для высших сословий общества. Соответственно и требования к внешнему виду предъявлялись самые высокие. Как предмет быта устройство должно было удовлетворять строгие вкусы аристократии, вписываться в стилистику интерьеров, которая достаточно часто подвергалась изменениям в архитектуре. Тульские умельцы изобрели более ста видов самых разнообразных форм: рюмки, шары, вазы, петухи, тюльпаны и даже паровозы. Самовар обязательно дополнялся красивыми аксессуарами, а на агрегат часто одевалась и для украшения, и для сохранения тепла кукла-грелка.

К работе над дизайном самовара привлекались именитые художники, разрабатывающие и роспись, и внешний вид агрегата. Серебряные и позолоченные самовары, созданные в мастерских К. Фаберже, считаются самыми дорогими, хотя народные умельцы представляли не менее уникальные модели из фарфора, стекла, лозы, древесины. Со всей страны и зарубежья в Тульскую губернию съезжались гости, полюбоваться шедеврами мастеров и отведать чудесный чай, заваренный по-русски. Впоследствии самоварящие устройства более скромных дизайнов вошли и в крестьянский быт, где им отдавалось самое почетное место, а сам самовар бережно хранился и передавался из поколения в поколение.

Клейма самоваров – торговые марки дореволюционной России

К концу XIX ст. появляются династии самоварных производителей – Баташевы, Воронцовы, Копырзины, Тейле и др. Со временем предприятий стало настолько много, что для определения изготовителя придумали своеобразные торговый знак. Какому фабриканту принадлежит агрегат узнавали из клейма самоваров, которое утверждалось правительством и в обязательном порядке помечалось производителем. Многообразия фабричных марок и клейм было впечатляющим. Помимо имени фабриканта с географической привязкой, изображение клейма разрабатывалось индивидуально. Популярны также были выставки и экспозиции, где за лучшую представленную продукцию «самоварные короли» получали награды, а образцы медалей украшали тулово самоваров. Все знаки использовались в рекламных целях для заявления о себе в торговом мире, формирования репутации, привлечения покупателей и заказчиков. И сегодня, чтобы правильно оценить старинные самовары обязательно учитывается наличие клейм и медалей.


Производство стремительно развивалось, процесс изготовления технически усовершенствовался и именно в довоенный период (до 1913 г.) отмечается наибольший расцвет самоварного ремесла. Война и годы революции, которые экономически истощили страну, внесли свои коррективы. В этот период успешно развивающееся производство было прервано и самоварное дело держалось в основном за счёт кустарей и многочисленных артелях в Туле. В 1918 г. произошла национализация самоварных фабрик. Из обломков частновладельческих предприятий образовываются государственные фабрики. Так из множества предприятий продолжило работу фабрика В. С. Баташева (поставщика императорского двора), переданная Тульскому патронному заводу и выпускавшая самовары с 1920 до 1940 г. На базе предприятия братьев Шемариных основана фабрика В. И. Ленина (1922-1930 г.), продукция которой считалась лучшей в Туле. Вместо медалей и клейм «фабрикантов» на советских самоварах стали ставить клеймо государственных заводов.

Новая эра самоварной промышленности на первом этапе характеризуется очень низкой производительностью, которая, впрочем, оправдана низкой покупательной способностью, сильно обедневшего русского народа. Но ни во время революции, ни в период НЭПа водогрейный агрегат не был забыт. И, хотя, советский самовар по многим меркам считался буржуазным излишеством и наследием прошлого, колоритный агрегат выжил, несмотря ни на что.

СССР – родина электрических самоваров

После Второй мировой войны советский завод «Штамп» (переименованный из патронного завода) единственный в Туле выпускал самовары. Хотя в советское время агрегаты выпускались и на заводе металлоизделий в Суксуне, который предлагал широкий ассортимент, пользующийся высоким спросом: самовары, чайники, сахарницы, подносы, с красивой художественной росписью.

В 1956 г. завод «Штамп» начал выпуск электрических самоваров, пришедших на смену жаровым (угольным) моделям. Самовары СССР с теплоэлектронагревателем, пластиковыми ручками и импровизированной трубой уже не пели в трёх различных регистрах. И, хотя, по мнению специалистов, электричество погубило самобытные агрегаты, превратив их в банальные кипятильники, завод «Штамп» считался престижным предприятием, выпускающим более миллиона экземпляров в год и процветающим до начала 90-х годов. В ассортименте были и комбинированные самовары , обладающие высокими потребительскими качествами. В конце ХХ ст. самовары, как и всё наследие великой эпохи, включая фарфоровые статуэтки, начали уходить в забвение, а на кухнях стали хозяйничать электрические чайники. Однако, производство самоваров полностью остановлено не было.

Современная технология изготовления самоваров получила второе дыхание и практически не изменилась, сохранив секреты самоварного ремесла. В течение нескольких столетий тульский самовар – центр праздничного застолья и незаменимый атрибут чаепития в лучших русских традициях. И сегодня пыхтящий красавец-самовар, чашки с блюдцами, стаканы с подстаканниками, пряники и баранки, воссоздают удивительную атмосферу, наполняя теплом и уютом домашний очаг и располагая к душевной беседе.

Стоимость самовара зависит от его формы, наличия медалей и штампов, был ли самовар подарен Николаем II персидскому шаху (то есть история). Сколько добавит к стоимости антикварного самовара каждый элемент – примеры рассчёта.

Если кто-то уже задавался ранее этим вопросом, то первое, к чему прибегают рядовые пользователи интернета – это изучение самоварных форумов, блогов коллекционеров и мониторинг цен в магазинах самоваров. Там выясняется, что до сих пор единого каталога и общепринятых цен на старинные самовары нет и врядли появится по понятным причинам: каждый самовар, выпущенный до революции, уникален. Усреднить, «причесать под одну гребенку» антикварные самовары не получается в силу множества факторов.

Что влияет на стоимость старинного (антикварного) самовара:

  • многообразие медалей и штампов производителей и их сохранность;
  • оригинальность сборки;
  • форма самовара и его вес и размер;
  • качество реставрации самовара и многое другое.

Основа для оценки старинного самовара

Сегодня мы раскроем секретные приемы оценки самоваров, которыми пользуемся сами. Но при этом не заставляем считать их единственно правильными, это только наш личный опыт (за 10 лет наша мастерская ).

Самый распространённый антикварный самовар и база для оценки – “банка” Баташева

При наших расчетах мы отталкивались от стоимости классического самовара формы «Банка» производства фабрики Василия Баташева на 7 л ~ 1900-1906 г.в. По нашей практике, это одна из самыхраспространенных и популярных моделей, чаще всего встречающаяся в магазинах и у частных продавцов.

При этом надо учитывать, что стоимость отреставрированного самовара зависит от личной истории конкретного самовара. Один и тот же самовар может стоить от 25 до 50 тысяч рублей. Например, разорванная топка самовара прибавляет к его цене 3-5 тысяч рублей. Итак, возьмемся оценить один самовар.

Базовая стоимость самовара (на фото) в очень хорошем состоянии, форма – “банка”. С медалями императорских выставок и клеймами Николая II. Цена такого самовара 25000 рублей.

Что увеличивает стоимость антикварного самовара:

Наличие медалей и штампов

Медали и клейма фабрики производителя (могут быть на всех элементах, а не только на основной части). Дороже стоят именные самовары. Например, у нас был самовар, подаренный лично Персидскому Шаху Николаем II. +50-100% (в зависимости от количества и редкости производителей)


Самовар с клеймом, медалями, именной надписью может стоить дороже почти вдвое!

Форма самовара

Если за основу брать банку Баташева, то более редкие формы старинных самоваров увеличивают стоимость минимум на треть, а то и в три раза. Ниже примеры, как разные формы самоваров влияют на цену:

Форма “репка” добавляет к стоимости старинного самовара +30+70%

Антикварный самовар-репка Воронцова

Плюсы к стоимости
Форма “Банка” с гранями +20-50%
“Рюмка” +30-70%
“Ваза” +100-200%
“Шар” +100-150%
“Яйцо” +150-200%
«Фонарик» +100-150%
Необычные и нестандартные элементы Витые, кованные, литые в виде зверей и т.д. +30-70%
Размер Самовары менее 3 литров, и более 12 ценятся выше, цена пропорционально увеличивается уменьшению или увеличению размера. Самые дешевые банки 5-8 литров, +30-100%
Материал Посеребрение +200-500% реже до 700-1000%
Томпак +20-40%
Мельхиор +40-80%
Никель +20-30%
Минусы к стоимости
Самовар не чищен (не реставрирован) Под толстым слоем накипи могут быть скрыты трещины, механические повреждения корпуса и трубы, а также при снятии накипи, родной слой пищевого олова может сойти – придется заново покрывать. -20-40%
Неродные элементы (или новоделы) В зависимости от количества -20-70%
Отсутствие некоторых элементов В зависимости от количества утраченных элементов -10-50%
Вмятины (погнутость элементов) В зависимости от возможностей восстановления, от формы самовара (на граненых формах, а также на сложных формах: шар, яйцо, фонарик очень сложно делать рихтовку) -30-60%
От толщины металла и степени износа жаровой трубы Тонкий металл, а также проржавевшая или прогоревшая труба влияют н сложность реставрации -10-30%

Чаще всего люди прибегают к оценке самовара в силу следующих ситуаций:
– нашли старый самовар на чердаке, в сарайке, в амбаре. В 90% случаях это будет деревенский самовар-«банка». Цена после всех«минусов» будет порядка 1000-1500 рублей

– приняли в подарок коллекционный самовар необычной формы с медалями. В этомслучае он может стоить от 30 до 100 тысяч рублей.

– купили (или планируют купить)отреставрированный с помощью запчастей обычныйсамовар-«банку» с клеймами. Такая затея может стоить от 25 тысяч рублей.

Обратите внимание, слово «отреставрированный» не означает, что самовар просто натерли доблеска. понимается долгий и кропотливый процесс по восстановлению первоначального вида. Естественно, что после реставрации использовать самовар по назначению можно и нужно!

Андрей Кислый, Алексей Орешкин

Как узнать в каком году сделан самовар?

Дорогие и современные самовары

Стоимость самовара и год его выпуска не всегда напрямую связаны. Существуют самовары недавнего выпуска, например 1990 даже более современных годов, например 2005-х – 2018-x, при этом стоящих 100 – 150 тысяч рублей. При этом они богато украшены, разнообразными накладными деталями, но главное в этих самоварах не украшения, а то, для кого они предназначались. Есть два типа таких самоваров. Самовары дорогие, но подаренные – это например самовар тульского умельца Владимира Башкина, дарованный Святейшему Патриарху Всея Руси Алексию II.

И самовары тоже дорогие, но за которые заплачены немаленькие деньги – это эксклюзивные самовары производства завода Штамп подаренные Владимиру Путину. Все остальные самовары тоже могут стоить 50 тысяч и даже 500 тысяч, как например самовар Назара Лисицына 1820-х – 1830-x годов, принадлежащий Алексею Борисовичу Миллеру, главе “Газпрома”.

И все же есть одна отличительная черта, отличающая их от современных самоваров всего одного завода Штамп – наличие в конструкции самоваров штампованных, а не литых деталей. Как узнать год выпуска самовара завода Штамп? Очень просто – самовар 60-x годов – непременно стоит на штампованном основании. Эта мода появилась от упрощения конструкции, стремления минимизировать затраты. Появилась мода в начале 1950-х годов, в меньшей степени в середине 1930-х годов. Все массовые самовары стоят на штампованных основаниях.

Завод Штамп им.Ванникова возродил после войны производство самоваров в 1949 году, именно эта дата зафиксирована на подавляющем большинстве послевоенных самоваров. Кроме того на этих самоварах, дата выпуска которых неизвестна, но с большой вероятностью это именно 1949 год, появился маркировка в виде звезды. По одной из версий такие самовары, именно со звездой, дарили участникам Великой Отечественной Войны, как наградные. Они сделаны более качественно, чем обычные серийные самовары – у них литое основание, характерная форма крана, зачастую литой паровичок, в общем самовар сделан надолго, и он еще много лет проработает, как старые дореволюционные самовары.

На самоварах времен времен НЭПа, в отличие от первых послевоенных, так или иначе стоит знак серпа и молота.

Повышает ли стоимость самовара никелировка?

В 1880-х годах медные и латун­ные самовары начали никелиро­вать. Никель – цветной металл желтовато-белого цвета с сильным блеском. На воздухе он не тускне­ет, в чистом виде не окисляется. Открыт никель был в XVIII веке, но его широкое промышленное ис­пользование началось во второй половине XIX века. Никелирование самоваров проводилось в защитных и декоративных целях. Тонкий слой никеля за­щищал латунную поверхность самовара, придавая ему на­рядный, праздничный вид. Кроме того, такие самовары не нуждались в чистке, тем более что различные тогдашние смеси могли просто содрать тонкий защитный слой.

В Советское время почти все, 95 % самоваров выпускались никелированными. Никелировка повышает стоимость самовара процентов на 10-20, но это относится только к самоварам царским с родным, сохранившимся никелем до 1917 года. Просто потому, что таких самоваров мало. Стоимость советских самоваров никелировка, наоборот, понижает. Особенно плохо сохранившаяся. Часто никелировка наносилась на самовары впоследствии, например, на царский самовары, во времена массового самоварного ремонта. Она, конечно, улучшала внешний вид самовара, но ценой частичной потери клейм, иногда вплоть до полной потери. Такие самовары очень хорошо заметны.

На протяжении полутора веков самовары были неотъемлемой частью русского быта. Они представляют собой устройство для кипячения воды и приготовления чая. Изначально вода в них нагревалась внутренней топкой, которая представляла собой наполняемую древесными углями высокую трубку. Чуть позже появились керосиновые, электрические и прочие виды самоваров. В настоящее время они практически повсеместно вытеснены чайниками.

Старинные самовары: немного истории

Сегодня эти старинные устройства с изысканным художественным оформлением популярны среди коллекционеров и просто истинных ценителей.

В Россию традиции чаепития, как известно, пришла с Востока, где для приготовления чайных напитков существовала специальная посуда. Но самовар в виде всем нам привычного устройства придумали именно русские мастера.

Точную дату появления таких изделий назвать сложно, но пиком их популярности считается 19-й век. В это время было открыто множество фабрик по всей стране, выпускающих такую продукцию. Но среди них особенно прославились именно мастера Тулы. Такие фабриканты, как Лисицыны, Капырзины, Ломовы, Шемарины, Горнины, Воронцовы, Баташевы, Тейле и многие другие, известны были как в России, так и в Европе.

Первыми производителями самоваров в Туле стали братья Лисицины, которые в конце 18 века открыли самоварное заведение. Их изделия славились своими изысканными формами. Также хорошо известны старинные тульские самовары Ломовых, которые в то время выпускали около 1000 изделий в год.

Как правило, производством продукции занимались всей семьей, и свой опыт и инструменты передавали по наследству. Именно поэтому на одном изделии могло быть несколько клейм мастеров. Тульские самовары изготавливали не только непосредственно в самой Туле, но также и в ее окрестностях, но это не мешало называть все самовары из этих мест тульскими.

Для изготовления изначально использовалась медь (точнее сплав меди с цинком). Но так как было принято эти изделия начищать до блеска, медный самовар очень быстро выходил из строя. Через некоторое время мастера стали использовать латунь и мельхиор.

Виды конструкций

По способу нагрева воды старинные самовары подразделяются на:

  • Жаровые (угольные, дровяные), с которых собственно и начиналась история самоварного дела. Для нагрева воды можно использовать практически любые древесные горючие материалы (уголь, дерево, шишки, и т. д).
  • Электрические. Вода нагревается с помощью нагревательного элемента. Основным достоинством является отсутствие дыма и копоти.
  • Комбинированные, совмещающие в себе два типа нагрева воды - от электричества и от тепла сгорающего топлива.

На рубеже XIX-XX века стали выпускаться новые виды самоваров: керосиновые, изделия «Паричко» и медные приборы Черниковых с боковой трубой.

Также старинные самовары различаются по форме. Самыми дешевыми считаются банки, затем по возрастанию цены рюмка, шар и далее ваза, яйцо.

Объем самоваров

Данные устройства различаются по литражу.

Самые ходовые старинные самовары - угольные от 3 до 7 литров. Изделия менее 3 литров обычно стоят дороже своих больших аналогов, поскольку они сложнее в изготовлении и встречаются реже.

Самовары электрические бывают от 1,5 до 3 л. Большие размеры встречаются довольно редко.

Материал для изготовления

Самовары изготавливаются из разных материалов. Самыми распространенными являются латунные изделия, а также из меди, мельхиора и томпака.

Медные самовары считались праздничными, поэтому они самые дорогие. Сейчас продаются в основном латунные с медным покрытием изделия, но можно найти и старинный медный самовар. В продаже же чаще всего встречаются латунные устройства золотого цвета (выглядят они очень нарядно, но нуждаются в тщательном уходе за своей поверхностью) и латунные с никелированным покрытием (имеют серебристый цвет, выглядят тоже красиво, но не требуют особого ухода).

Широко распространены также латунные самовары с росписью.

Жаровые самовары

С точки зрения антикварной ценности наибольшую привлекательность имеют именно самовары на угле, где основное топливо - уголь. Поскольку что в те времена уголь по карману был далеко не всем, для топки зачастую использовали дрова, которые закладывали во внутреннюю трубу.

В среде антикваров не менее востребованы старинные самовары на дровах. Визуально от угольных аналогов они мало чем отличаются. Но истинные ценители древности их различат мгновенно.

Наибольшую ценность имеют подлинные изделия 17 - начала 19 веков, каждое из которых по-своему уникально и является произведением искусства. Стандартом высочайшего качества старинного самовара считается клеймо мастера.

Достоинства и недостатки дровяных самоваров

Это настоящие старинные самовары, а, значит, можно прикоснуться к настоящей русской традиции чаепития, которой уже почти две сотни лет. Плюс жаровых изделий - нагретая вода в них медленнее остывает.

Среди недостатков можно выделить:

1) Жаровые самовары старинные (цены на них самые разные) нужно нагревать, когда они заполнены полностью водой. Если это правило не соблюдать, они могут распаяться. Поэтому при необходимости в остывшем устройстве подогреть воду нужно обязательно долить жидкость, а уже потом заново разогреть. Однако растопить потухший самовар непросто, поэтому, скорее всего, придется не доливать, а слить воду, убрать старое топливо, налить воду и вновь растопить.

2) Растапливать угольные самовары можно только в открытых помещениях, либо трубу вставлять в специальную вытяжку.

3) Жаровые самовары гораздо дороже подобных электрических.

Электрические самовары

Эти изделия пришли на смену жаровым аналогам уже в эпоху развитого социализма. По своей конструкции они устроены гораздо проще и не имеют традиционной изысканности форм и элементов. Именно поэтому самовары электрические обладают наименьшей коллекционной ценностью.

Достоинства и недостатки электрических самоваров

Электрические варианты удобнее разогревать, причем при любом объеме воды (лишь бы был покрыт ТЭН). Они могут использоваться в закрытых помещениях. У большей части электросамоваров имеется термовыключатель.

Главным минусом электрического самовара является то, что это не самовар, а, скорее, электрочайник нестандартной формы. Здесь нельзя почувствовать запах шишек или яблоневых веточек. После нагревания он быстрее жарового остынет, поскольку внутри него нет медленно остывающих углей. Им нельзя пользоваться на природе, так как там нет электричества.

Комбинированные старинные самовары

Поскольку прогресс не стоит на месте, покупка самовара комбинированного будет очень удачным приобретением, объединяющим достоинства жаровых и электрических собратьев. Растопить такое устройство можно дровами, а когда остынет вода, подогреть ее электричеством. Использовать его можно как на природе, так и в помещении.

Единственный минус комбинированных самоваров - их стоимость, которая выше и дровяного, и электрического варианта подобного объема и формы.

Сколько стоит старинный самовар?

Желающие иметь у себя в доме старинный самовар без особых проблем могут его приобрести на антикварном рынке, который очень успешно снабжает всех желающих такими изделиями, которые отличаются внешним видом, качеством, художественными достоинствами, временем изготовления, объемом и ценой. Простым покупателям, в отличие от коллекционеров, разобраться во всех тонкостях довольно сложно, хотя порой даже коллекционеры не знают, как оценить то или иное изделие. Ведь, например, только одна тульская фабрика В. С. Баташева изготавливала более 50 форм и размеров различных самоваров, а если учесть еще и других производителей, то не так-то уж просто становится определить цену этого популярного товара.

Как мы уже сказали, стоимость старинных самоваров может быть самой разной, что зависит от множества факторов. И в первую очередь здесь важен именно возраст изделия (чем оно старше, тем ценнее). К примеру, устройство, которое выпущено в царские времена, в несколько раз ценится дороже, чем советские аналоги.

Немаловажное значение также имеет уникальность самовара. Эксклюзивные вещи, ручная работа всегда оценивались достаточно высоко, а если еще и возраст изделия солидный, то это, без сомнения, антиквариат. Это же можно сказать и о форме.

Еще одним критерием, влияющим на цену самовара, является известность фабрики-производителя, наличие штампа изготовителя либо клейма фабриканта. Так, например, самовар старинный с медалями стоит гораздо дороже. Кроме того, важна сохранность и художественная ценность декоративных элементов.

Все самовары условно можно разделить на 3 категории:

  1. Самовары старинные (цены на них самые разные). Изготовлены они, как правило, на самом высоком художественном уровне и выполнены из дорогого материала. На антикварный рынок такие экземпляры попадают нечасто, и стоимость здесь определяет, как правило, продавец. Покупателю остается либо приобретать за эту цену, либо же искать по другой цене. Стоимость такого товара доходит до нескольких десятков тысяч долларов.
  2. К этой категории относятся изделия, которые имеют хорошую художественную проработку, нестандартную форму, покрыты серебром. Таких самоваров на рынке гораздо больше, поэтому продавец с покупателем могут договориться в цене. Диапазон цен колеблется в пределах 10 тыс. долларов.
  3. В эту категорию входят массово выпускаемые изделия, обыкновенные и чисто функциональные. Цену на такой товар предлагает, как правило, покупатель. Стоить такие самовары могут приблизительно 500 долларов.

В наши дни старинные самовары переживают свое второе рождение, являясь наиболее востребованным видом антикварных самоваров. Материальная культура прошлого находит горячий отклик в сердцах современных людей. И дело не только в «моде на старину». Прикасаясь к сохранившимся до 21 века «представителям» отечественного самоварного производства, коллекционеры и просто любители пытаются проникнуться духом ушедших времен и восстановить связь прошлого с будущим, помогающую ответить на сложный вопрос – кто мы, откуда и куда идем. Наверное, многие хотели бы узнать больше о таком красивом, полезном и популярном у наших предков предмете быта, как самовар. А самые наблюдательные идут дальше в изучении «самоварной» истории и интересуются таким вопросом, как значение медалей на антикварных самоварах.

Медали – признание качества

В промышленности, как и в других сферах жизни, прогресс происходит благодаря соревновательному духу, являющемуся локомотивом для всех человеческих достижений. Российская самоварная промышленность, зародившись в мелких кустарных мастерских, в течение 19 века совершила свое победное шествие не только по родной стране, но и покорила рынки многих стран мира. Самовар стал известен в европейских странах как красивый, оригинальный и функциональный предмет быта высокого качества, изготовленный с большим мастерством и любовью, а в более широком смысле он символизировал Россию с ее богатой и самобытной культурой.

Главным признаком качества продукции самоварных компаний стали наряду с клеймом той или иной фабрики клейма в виде медалей. Заслужить право на такой знак было непросто, ведь медали присуждались товарам-победителям промышленных соревнований разного уровня – выставок. Фабрика, продукция которой часто оказывалась в числе призеров на выставках, отечественных и международных, украшала самовары полученными наградами. Медали должны были свидетельствовать о качестве фирменных моделей самоваров и привлекать внимание покупателей.

По медалям на антикварных самоварах можно изучать историю отечественного самоварного производства, так как на клеймах наград содержится много информации о промышленных выставках, в которых участвовала продукция известных брендов. Клеймо медалей и название производителя помещались на корпусе, крышке или поддоне самовара. Оно наносилось специальным чугунным штемпелем, нагревающимся до необходимой температуры и прижимаемым к горячей поверхности при помощи удара молотка. Глубина оттиска не могла быть слишком глубокой, так что со временем стиралась, если самовар чистился песком.

Нанесение медалей и клейм с названиями фабрик строго регламентировалось государством, чтобы исключить возможность подделки. Производитель, чтобы получить право на то или иное клеймо, должен был пройти процедуру правительственной регистрации, в противном случае ему грозил большой штраф или тюремное заключение.

Какие медали на антикварном самоваре лучше?

Достоинство медалей на антикварных самоварах зависело от уровня промышленной выставки или ярмарки, где присуждалась награда. В условиях распространения самоварного производства по всей России в регионах проводилось большое количество подобных состязаний в качестве товаров. Награды, полученные производителями на местных ярмарках-выставках, ценились не слишком высоко. Совсем другой уровень представляют собой медали международных или всероссийских выставок. Продукция, участвовавшая в подобных соревнованиях, должна была пройти строгий отбор, предусматривавший высокое качество изготовления и художественного оформления товара. Компании, получавшие право представлять самовары на выставках высокого уровня, как правило, имели продукцию авторской работы известных мастеров. Наиболее почетно было иметь награды, дававшие фабрикам высокий статус поставщиков царского двора. Такие самовары охотно покупали не только в России, но и на зарубежных ярмарках.

Современные коллекционеры антиквариата обращают внимание на «достоинство» медалей, заключающееся в уровне выставок, на которых побывала русская «чайная машина». Самыми ценными считаются самовары, на которых есть медали с международных выставок. Общее количество медалей тоже говорит о высоком качестве товара и респектабельности производителя. Специалисты называют в числе наиболее дорогих антикварные самовары, имеющие клеймо фабрик Дубинина, Кондратьева, Севрюгина. Большую ценность представляют собой коллекционные и выставочные образцы самоварных компаний Тейле, Баташовых и Лисициных.



Клейма и медали на самоварах

Историки не могут однозначно указать дату производства первого самовара и проставления на нем клейма. Чаще всего утверждают, что изделие было сделано оружейниками еще в 17-м веке. Самовар оказался дорогим предметом, для его производства требовалось особое искусство, поэтому мастера обязательно проставляли отметки о месте и имени изготовителя.

История развития самоварного клейма

Первые метки на самоварах проставляли кустарные мастера. Как правило, это были оттиски в виде надписей. Изготовитель указывал свою фамилию, имя и город или село. В 19-м веке клеймо стало фирменным обозначением. Оттиск содержал информацию о месте выпуска, принадлежности фабрики, мастере и заказе, по которому был сделан самовар. Кроме того, наиболее известные и крупные производители проставляли оттиски наград, присвоенных их продукции на самоварных выставках.

Собственные клейма ставили такие известные производители как Ломовы, Лисицыны, Морозовы, Капырзины и, конечно, Баташевы. Официальные метки регистрировались Правительством страны.

Еще в девятнадцатом веке появились псевдомедали. Их ставили с целью увеличения стоимости самоваров, выпущенных в кустарных условиях. Это была своего рода фальсификация. Сегодня также встречаются подделки.

Изображения на клеймах

Первые штампы и эмблемы, проставляемые на самоварах, представляли собой оттиск наименования фабрики в оригинальной рамке. С появлением крупных заводов на клеймах стали появляться изображения гербов знаменитых фамилий. Ярким примером такого варианта является клеймо Баташевых. На самоварах Тейле выгравировали пушку, которая считалась напоминанием того, что производство начиналось с оружейного дела.

Символику известных производителей, качество продукции которых было подтверждено на многочисленных выставках и отмечено экспертами, часто подделывали. Фальсификаторы использовали самые различные приемы. Например, признаком подделки считается:

    изображение, напоминающее государственный герб со значительными отклонениями;

    указание известных фамилий с добавлением надписей «правопреемник», «последователь» (как правило, фамилия истинного производителя специально затиралась или отпечатывалась мелкими буквами).

Самые ценные самовары с клеймом

Антикварные самовары имеют высокую стоимость. На цену изделия влияет:

    дата изготовления и проставления клейма (оригинальные изделия с меньшим количеством клейм изготовлены раньше, чем продукция того же производителя с многочисленными наградными знаками);

    характер оттиска (стоимость зависит от производителя);

    состояние клейма (внимания заслуживают именно читаемые оттиски).

По мнению коллекционеров, наиболее ценными сегодня являются самовары с клеймом заводов Дубинина, Кондратьева, Севрюгина, а также коллекционные и выставочные работы известных фабрик Баташевых, Тейле, Лисициных.

mob_info