[Русский]  [English]

Пикассо в Сибири

Благодаря Росатому северчане смогли увидеть картины одного из великих художников ХХ века.1332142475_imgp6240.jpg

До конца недели все желающие еще могут побывать на выставке картин художников-модернистов в рамках проекта «Территория культуры Росатома», на которой экспонируются 14 работ Пабло Пикассо. А недавно с лекциями в музее выступила искусствовед из Москвы, сотрудник галереи «Арт-Яр» Екатерина Кинякина, курирующая художественные проекты современного искусства.

Специфичное творчество

   – Екатерина, ни одна из ранее проводимых выставок, в том числе и в рамках проекта «Территория культуры Рос-атома», не сопровождалась столичным искусствоведом. Почему Пикассо «потребовал» специалиста? Он настолько специфичен, сложен для понимания, что требует определенной подготовки?

 – Очень часто выставки в городах атомной отрасли в рамках данного проекта сопровождались искусствоведами галереи "Арт-Яр". Но в музее вашего города работают настолько профессиональные и квалифицированные специалисты, что представлялось возможным проводить вернисажи и лекции своими силами. Данная выставка –  особый случай в силу уникальности экспозиции. Возможно, поэтому сотрудники музея сами обратились с просьбой организовать визит искусствоведа из Москвы. Что же касается “специфичности” творчества Пикассо, то надо сказать, что он один из наиболее ярких художников 20 века, оказавший влияние на многие направления в живописи и графике. Поэтому его личность и его творчество заслуживают особенного внимания и изучения в самых разнообразных аспектах.

Не серийное производство

 – Многие считают графику «недоискусством», говоря, что черно-белое изображение ближе к полиграфии. Какое место в жизни Пикассо она занимала? С чем был связан этот период в его жизни?

 – Разнообразие графических техник, сложность в исполнении рисунка и перенесении его с какой-либо основы на бумагу, на мой взгляд, делают графику полноценным видом искусства. В любом случае это художественный акт, а не серийное производство изображений. Для Пикассо работа в графических техниках была своего рода исследованием художественных средств и возможностей данной техники, а также попыткой развития своего собственного художественного опыта. Графика могла дать ему то, что не могла дать живопись: предельную простоту языка изобразительных форм. Необходимо сказать, что Пикассо, помимо живописи, пробовал себя не только в графике, но и в керамике, что явилось для него еще одним творческим опытом.

 – Как Вы оцениваете тот «набор» работ, что прибыл в Северск? Известны ли они? В чьей собственности находятся (государственные музеи, частные коллекции)?

 – Экспозиция (в том числе и работы других, менее известных авторов – от редакции) принадлежит частному коллекционеру Ирине Стежке. Безусловно, это не хрестоматийные произведения Пикассо, однако это достаточно редкие графические работы, которые ранее не были известны широкому кругу зрителей, в чем и состоит их ценность.

Лекции для детей – это играБезымянный11.jpg

 – Вы прочли две лекции, но так получилось, что они были «для посвященных» – учащихся и преподавателей художественной и музыкальной школ.

Они касались только творчества Пикассо? Где, из каких источников можно почерпнуть интересную и достоверную информацию об этом художнике всем желающим (какие книги, сайты посоветуете)?

 – Я старалась выстроить свои лекции таким образом, чтобы привлечь внимание самой широкой публики, включив в них как фактическую информацию, дающую общее представление о жизни и творчестве художника, так и элементы формального описания и анализа и художественной критики. Читать лекцию детям куда сложнее. Чтобы привлечь и удержать их внимание, необходимо постоянно заменять искусствоведческие термины простыми словами и описаниями, задавать им вопросы, вступая с ними в свое-образную игру. Очень важно учитывать особенности детской психики и детского восприятия.

Что же касается информации о Пикассо, то я могу сказать, что первое, к чему можно обратиться, – это, конечно же, Интернет. Есть несколько очень хороших русско- и  англоязычных сайтов, посвященных творчеству Пикассо. Например, pablo-ruiz-picasso.ru – преимущество данного ресурса в том, что все творчество Пикассо разделено на несколько периодов, согласно его стилистическим особенностям, что способствует лучшему пониманию. Для тех, кто хочет поближе познакомиться с творчеством этого художника или не признает Интернет, есть такие книги, как “Пикассо и окрестности” (сборник статей, 2006 г.), “Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо” (Поляков В. В., 2002 г.), “Пикассо” (Пенроуз Р., Жизнь замечательных людей. Вып. 747 – 1999 г.).

Хороший художник – мертвый художник

 – Наверняка Северск был не единственным городом, который Вы посетили вместе с выставкой. Какие вопросы Вам чаще всего задают,  самые оригинальные из них?

 – К сожалению, у меня пока что не накопилось того, что можно было бы назвать профессиональным анекдотом. Но могу сказать, что среди наиболее задаваемых вопросов: “Почему это столько стоит?” Я всегда отвечаю на него циничной шуткой: “Хороший художник – мертвый художник”. Дело в том, что художественный рынок имеет свои механизмы ценообразования на предметы искусства. И чем меньше количество, чем меньше тиражность, тем, соответственно, уникальнее то или иное произведение и тем выше цена на него. Наследие Пикассо составляет несколько десятков тысяч работ, но тот факт, что ничего нового уже не может быть создано под “маркой” Пикассо, автоматически многократно поднимает цену каждой его работы.

В случае с Пикассо, еще при жизни художника его работы стоили очень дорого. Существует даже такой исторический анекдот:

Друзья заметили, что на стенах в доме Пикассо нет ни одной картины Пикассо. Они спросили его:

 – Тебе не нравятся твои картины?

 – Очень нравятся, но мне они не по карману.

Как известно, произведения искусства такого уровня "не имеют цены". Тем более что данная коллекция экспонируется в рамках проекта на некоммерческих началах. Если же говорить абстрактно, стоимость работ Пикассо определяется экспертами аукционных домов, таких как Christie's, Sotheby's, Drouot, в каждом случае индивидуально.

Уникальный проект1332142532_imgp6281.jpg

 – Как много работ Пикассо «путешествует» (не только в рамках данной выставки) и часто ли их могут увидеть жители провинции?

 – Повторюсь: Пикассо – один из наиболее значимых художников 20 века, поэтому его творчество сейчас очень серьезно изучается. Выставки его работ постоянно проходят в самых различных городах. Например, в Москве, в ГМИИ им. А. С. Пушкина, в рамках года Франции в России в 2010 году была организована грандиозная по своему масштабу выставка работ Пикассо. Крупнейшие музеи Франции предоставили для нее важнейшие живописные и графические произведения этого художника. Но, к сожалению, в небольших городах выставки подобного масштаба организовать очень трудно. Поэтому проект “Территория культуры Росатома”, организованный Госкорпорацией совместно с галереей «Арт-Яр», – это уникальный проект, благодаря которому у жителей небольших городов, в частности городов атомной промышленности, есть возможность познакомиться с мировым художественным наследием и творчеством художников первой величины.


Наталья Русская. "Новое время", № 11 (1099), 16 марта 2012 г.

http://nv.atomsib.ru/index.php?newsid=886