[Русский]  [English]

А. Смольяков. 2009

24 сентября 2009 года в центральном фойе Госкорпорации «Росатом» состоялось открытие персональной выставки московской художницы Екатерины Ворона.

Это еще один совместный проект «Росатома» и Международного художественного фонда, причем посвященный современному Екатерина Ворона. Байкал.jpgискусству. Однако представленные работы Екатерины Ворона характеризуют ее как приверженца классических традиций русской живописи, и, думается, это обстоятельство явилось немаловажным для кураторов выставки. Можно говорить об определенном художественном послании, общем для выставочных проектов в рамках «Территории культуры Росатома»: и «Галантный век» Виталия Ермолаева, и «Эпоха счастья», объединившая художников советского времени, и нынешняя экспозиция так или иначе раскрывают тему полноты человеческого бытия, радости жизни, внутреннего света, который озаряет каждый миг существования.

Любимый жанр Екатерины Ворона – пейзаж. Причем эта любовь к пейзажу настолько всеобъемлюща, что пейзаж для художницы – не просто жанр, но целая философия, выражающая ее эстетическую, мировоззренческую и даже, если хотите, гражданскую позицию. Кто-то пишет исторические полотна, кто-то находит поэзию в изображении индустриальных объектов, а Екатерине для диалога со зрителем вполне достаточно тропинки в лесу или букета полевых цветов. И получается этот диалог ничуть не менее содержательным, а порою и неожиданным.

Екатерина Ворона словно размывает границы жанров. У нее поле с ромашками («Лаванда», 2008) перекликается со стоящим на столе букетом («Нежность хризантем», 2008), панорама Москвы («Только ливень прошел», 2009) заставляет вспомнить о том, что это не просто город, а город, возникший в одном из красивейших мест по течению Москвы-реки. Люди и животные («Радуга», 2008, «Лошади», 2006) тоже обязательно вписаны в пейзаж, они его часть, часть природы. Даже обращаясь к детскому портрету, она не может (не хочет!) уйти от сравнения с природой, называя его «Как луна и солнце» (2008). Осознание единства всего сущего, ощущение природы как всеобъемлющего космоса, включающего и человека, и преобразованную им действительность, и нетронутые девственные лесные уголки, сообщает картинам Екатерины философскую глубину. По своей сути Екатерина – философ-созерцатель, и к этому она призывает своего зрителя. Екатерина Ворона в Карелии 99 г..jpg

Художнице близок импрессионизм с его размытостью контуров, текучестью линий. Екатерина заставляет вспомнить, что само название этого стиля произошло от слова «impression» - «впечатление». Вот это впечатление, которое возникает у зрителя от ее работ, Екатерине очень важно. Порою кажется, что у нее в палитре не краски, а настроения. «Немного грусти осеннего полудня смешаем с июльским рассветом и положим получившийся оттенок рядом с мазком восторга ночной прогулки…» - именно так хочется описать метод работы Екатерины.

Большинство работ, представленных в экспозиции, выполнены пастелью. Эта техника позволяет быстро фиксировать эмоцию, не жертвуя при этом ни цветом, ни многообразием форм. Бархатистая фактура, отличающая пастели, идеально подходит для пейзажей Екатерины, придавая полотнам объем и одновременно лишая их бытовой определенности контуров. Если искать аналогии в литературе, то работы Екатерины Ворона сравнимы с поэзией. «Женской поэзией», - могут добавить оппоненты. Но Екатерина и не стесняется этого. По ее мнению, мир женщины прекрасен и полон поэзии. Радость материнства, прогулка с любимым человеком по осеннему парку, утро на даче – все это повод для художественного высказывания. Женская мудрость Екатерины помогает ей видеть поэзию мимолетных дней, поэзию прозрачную, похожую на глоток родниковой воды жарким днем.

Работы Екатерины Ворона существуют как будто вне времени. Ее пейзажи вполне могли быть написаны полвека назад и, наверняка, художники будущего будут, также как она, искать свою философию пейзажа. И эта, иногда даже нарочитая, несовременность в немалой степени обусловливает очарование картин.

Если попытаться определить нечто общее, что объединяет работы Екатерины Ворона, то этим общим будет ощущение гармонии. Ощущение в сегодняшней жизни, признаемся, редкое и, действительно, найти это ощущение можно, пожалуй, лишь в природе, в пейзаже. И в этой связи можно усмотреть определенную символику в появлении такой экспозиции именно в здании «Росатома», поскольку экологическая безопасность традиционно является одним из приоритетов работы Госкорпорации.

Александр Смольяков 

кандидат искусствоведения