«Всю свою душу, все силы и знания он вкладывал в наших детей. Неравнодушный разговор. Отзывы Вечная Память и Царствие Небесное

22 июня отошёл ко Господу Александр Львович Кононенко – бессменный организатор межрегиональных Суворовско-Ушаковских военно-патриотических сборов…

Как этому невысокому, щуплому на вид, заметно прихрамывающему немолодому уже человеку удавалось тащить на себе весь воз связанных с организацией таких сборов проблем, я не представляю до сих пор! Не имея собственных средств, постоянных благотворителей, какой-то материальной базы; не обладая (на мой взгляд!) необходимой деловой хваткой, «нужными связями», даже просто физическими силами и богатырским здоровьем и много чем ещё, он каждый раз, казалось, совершал чудо! Вдруг находились деньги, помощники; удавалось договориться с проживанием, питанием ребят и даже раздобыть призы для победителей.

Львович, как мы звали его между собой, любил награждать детей и каждый раз мальчишки и девчонки увозили со сборов во все концы страны: на Алтай, к Белому морю, в Карелию и на Волгу кучи грамот, ворох медалей, пачки художественной и исторической литературы, нехитрое военное и тактическое снаряжение и конечно памятные фирменные значки.

Удивляла его завидная работоспособность, терпение и неутомимость, ведь едва закончив очередные сборы, которые давались ему (что сегодня уже очевидно) слишком дорогой ценой, он принимался готовить очередные! В этом ему помогали люди, которых он самым удивительным образом находил и сплачивал вокруг не столько себя, но Идеи. Мне не известны все его даже явные помощники и благотворители, но многие из них, включая Героев России, ветеранов боевых действий, действующих офицеров и генералов запаса, представителей казачества составили бы честь недавно созданному по указанию сверху военно-патриотическому движению «Юнармия».

Постепенно проект расширял свои исторические и географические рамки: так появились Скобелевские сборы, военно-тактическая игра «Штурм Сен-Готарда», летние военно-патриотические лагеря «Кухмарь» на берегу легендарного Плещеева озера и «Серафимов дар» в Тульской области; а Суворовско – Ушаковский стяг сборов поднимался на флагшток на Балтике и в Суздале, в Борисоглебске и Переславле, над Бородинским полем и в Санаксарском монастыре, в имениях Александра Суворова и его потомков в Фетинино, Лакинске (Ундоле) и даже Швейцарских Альпах. В планах Львовича были Крым и другие регионы, связанные с именами великих, боготворимых им полководцев. Но и этого Кононенко было мало. Он – отец ещё и нескольких военно-патриотических клубов, с кажущейся лёгкостью рождаемых им там, где только ступала его нога!

Откуда у него – человека по сути невоенного такая любовь к Армии, к её славе, героям? После службы в Вооружённых Силах в конце мирных 70-х, Александр Львович, поступает в престижный МГИМО, затем работает в таможне; в лихие 90-е занялся бизнесом. А потом, как он объяснял в одном из немногочисленных

телеинтервью, его вдруг «накрыло» – он пришел к Богу, к вере. Вернее сказать, Бог тихо позвал его на служение себе…

Наверное, этим и можно объяснить, что наш Львович, буквально следуя суворовским заветам, во главу угла всех мероприятий, ставил Христа и Его Церковь. Все сборы обязательно начинались с получения благословения на них правящего архиерея и молебна, а заканчивались Божественной Литургией и Причастием Святых Даров большинством участников сборов. И в этом он, в общем то готовый к компромиссам, совсем не жёсткий человек, был на удивление твёрд и непоколебим! И так же требовал от руководителей команд неукоснительного соблюдения чинопоследования вечернего и утреннего правил по образцу Русской армии и горе было тому, кто их нарушал. Тогда тихий и тактичный, снисходительный в некоторых других, как он считал мелочах, Львович превращался в настоящего Тигрыча – так за глаза звали его некоторые ребята. А он просто не мог поступить иначе, переступив через обретённые однажды дорогие ему идеалы.

Каюсь, последние года два я в силу разных причин не бывал на сборах. Казалось, что ещё успею. Не в этот раз, так в следующий. Что там может случиться? Последние, XIV по счёту Cуворовские сборы прошли в начале года под Суздалем. Их открытие было в Спасо-Евфимьевом монастыре у склепа героя Отечества Дмитрия Пожарского… Неужели на этом оборвётся славная история такого удивительного проекта, автором которого почти 15 лет бессменно был воин Христов Александр Львович Кононенко?

СпасиБог за твои труды, брат, и вечная тебе память!

Роман Илющенко, подполковник запаса, член Объединённого Суворовского комитета

Памяти Александра Львовича Кононенко

В «Животворящей силе купаленки» я назвала его «гидом». Теперь и не узнаю, насколько не согласился бы он с таким определением, потому что Александр Львович Кононенко ушёл из нашей жизни, так же внезапно, как и появился в ней. Ушёл, чтобы вернуться, быть может, Ангелом - незримым Помощником, дарованным Небесами. И счастлив будет тот, кто удостоится такого служения. Сохраняющее жизнь и преумножающее её таинства, и ныне оно напоминает о значимости жившего среди нас человека, - самодельно вырезанной бумажной фигуркой Вострубившего Ангела, сборником текстов «Православие для всех», Открыткой-Иконостасом православного воина, бережно хранящихся в нашем доме.

В контексте времени важны для меня и эпизоды, запомнился по которым самозабвенно любивший Россию, почти не знакомый мне соотечественник.

Встреча Первая.

Он появился как из-под земли. Хотя его уже ждали расположившиеся в авто туристы. Мы ехали в Дивеево белоснежным лайнером, билеты на который были куплены на Петровке, в офисе «Паломника», куда с дочуркой мы загодя и пришли за «первым местами». Для нас «проводниковые», они и были спасительными в сакральной поездке по достопримечательностям Руси. И только в пути мы «озарились» догадкой, что занимаем «экскурсоводные» кресла. Впрочем, Александру Львовичу, исполински стоявшему всю дорогу и рассказывавшему «путеводную летопись» страны и мира, они были без особой надобности. Нас поразили и знания, и неутомимость, и намоленность современно и как с иголочки одетого человека. Он мистически располагал к себе и сокровенно делился советами. Казалось, что его родные места и Владимир, и Нижний Новгород, и Санаксары, и Арзамас, и Гороховец, и, конечно же, Дивеево. Родниковая вода, Купаленка словно окрестили нас заново. Исповедально сроднили и храмы, в одном из которых мы и получили из рук Александра Львовича «подсказочную» книжечку «Православия для всех».

Встреча Вторая.

В кинотеатр «Эльбрус» мы пришли по приглашению Александра Львовича, заранее вкушая вдохновение от выступлений Нины Карташовой и Евгении Смольяниновой. Но застали Кононенко убирающим разбитое стекло и мусор. Шёл «передел» и «освоение» соцсобственности, когда вандалы не стеснялись в выборе средств. К тому же, в здании кинотеатра были перебои с электричеством. И, всё равно, харизмой Александра Львовича всё состоялось. А после концерта, в доверительной обстановке, приглашённые даже пообщались в тогдашнем кабинете Николая Бурляева. Тогда-то мы и получили в подарок легкокрылого Ангела. Каждодневно, который год, как и у икон, я прошу у него благословения.

Встреча Третья.

Влюблённые в Москву, однажды мы отправились на экскурсию, что проводил Александр Львович. Главными достопримечательностями в ней стали, конечно же, храмы, что «сорока сороками» не перестают удивлять от мала до велика. Запомнились хорошо знакомый мне старинный храм в Малом Предтеченском на Пресне, куда на службу и пришёл молодой отец с маленькими сыновьями. Крестным знамением перед иконами они осеняли себя особо трепетно, словно предостерегая чужаков: «Не замай!». Второй же храм, допетровского монастыря, что на Рождественке, открылся для меня «жгучестью» свечей, что обжигали, когда капали, оставляя след в самом сердце. Оно и вспоминает Александра Львовича Кононенко, ушедшего от нас 22 июня 2017 года. Сколько было ему лет? Не знаю. Высчитала только, что сегодня, 1 августа, в День Преподобного Серафима Саровского, Сороковины Почившего в Бозе и любившего Его, раба Божия Александра.

Уже после кончины Александра Львовича была в Медведково, что встретило колокольным звоном, будто в его честь. Храмы, что почитал он Родиной, остаются, как и часовенка Вячеслава Чешского, намоленная и суворовцами. С ними, юными и преданными Отечеству, бывал он и в Альпах, совершая походы по местам Боевой Славы Русского Воинства.

Кто, как не мы, вспомнит, поблагодарит, помолиться.

Вечная Память и Царствие Небесное.

Животворящая сила купаленки.

Туристические поездки по святым, а потому памятным для сердца русского человека, местам я совершала и раньше. Но эта многим была не похожа на предыдущие. Не всей семьёй, а только с дочерью. Не на своём авто, а на экскурсионном. Не по близлежащим московским или подмосковным храмам и монастырям, а в отдалённую Серафимо-Дивеевскую обитель, путь к которой пролегал через мордовские леса, чащи, болота.

Страшновато было отправляться из всегда любвеобильной, комфортабельной и в тот день по-особенному солнечной, тёплой и нарядной Москвы в места провинциальные, и, как казалось мне, совсем глухие и невзрачные, коих и в современной России ещё много. И всё же, хорошо зная географическую карту и умея по-штурмански ориентироваться в картографических изысках, я предвкушала встречи с древними городами России: Владимиром, Нижним Новгородом, понимая, что главное для паломника в них - храмы.

Как и заинтригованного иностранца, меня всегда тянуло прикоснуться к тайне, которую олицетворяли наши соборы с их радужным колокольным звоном и богослужебным песнопением, как музыкой, застывшей даже в камне, стремящемся ввысь гигантских размеров купольными свечами. Таинство храмового искусства Руси, которое учит доброму общению даже на расстоянии, оставляя восторг в сердце, всегда сначала завораживает, а потом покоряет, пленяя коленопреклоненным отношением к нему. Потому, войдя в храм, трудно заставить себя выйти обратно в огнедышащую и всепоглощающую домну цивилизации.

И вот мы с дочуркой в зеркально-белоснежном экспрессе, которому предстоит взбороздить просторы затерявшейся в необозримых российских далях Мордовии. У нас первые места. И рядом с нами гид, как мы его тогда называли. Ему-то мы и будем обязаны всю свою оставшуюся жизнь чудом, свершившимся с нами близ священной купаленки Серафима Саровского.

Собственно, чудес, доказавших мне убожество моего представления о России, было много. К ним я отношу и красоту мордовского пейзажа, пленившего меня непролазными дебрями с одной стороны дороги, где верхушками лесных айсбергов поблёскивал снег, и появившимися на солнечной кромке нашего пути первыми подснежниками, воочию убеждавшими, что весна-красна не заставила себя ждать и в местах лагерных поселений. Именно там, как островок благочестия и святости, возник когда-то Санаксарский мужской монастырь, на территории которого покоится прах Фёдора Фёдоровича Ушакова. Сюда стремился адмирал при жизни, а уйдя в отставку, и поселился в родовом имении, которое с пригорка вглядывается в храмовые выси монастыря. Необходим он здесь, как светоч веры, как поводырь для слепого…. Подъезжая к монастырю, мы были ритуально омыты ливнем.

Особое чувство благоговейности в обычной, светской для нас, жизни - большая роскошь. В монастыре это почти бездыханное, невесомое состояние присутствовало во всём. Словно оказавшись в другом измерении, робко, еле заметно, поглядываешь на чёрные облачения монахов, добровольно отказавшихся от мирской суеты ради спасения не только своей души, но и всего мира. Как исполины, не шелохнувшись, стояли они в отстранённости от всего земного на вечернем богослужении. «Богатыри, - не мы…» - невольно вспоминаешь слова классика. И понимаешь, что есть они, Осляби, Пересветы, и сегодня. Есть, как чудо, способное и на земле по-доброму хлопотать, и в заоблачные дали воспарять силой своего духа, для укрепления которого и мы отправились подальше от московской обыденности.

Затемно, уже поздно ночью мы въехали в Дивеево, ошеломившее нас храмами-великанами. Ослепительной белизной своих стен они смело врезались в густую темноту дивеевской ночи. Позади - чудесное хлебосолье Санаксарского монастыря, впереди - дивеевские купаленки. Они опоясывают монастырь как роднички святости. Целебная сила каждого из них возвращает из телесной и духовной немощи всякого, кто уверует.

Помнили и мы, что дали, отъезжая, обет, во что бы то ни стало не только окропиться святой родничковой водой, что мы и сделали, но и омовиться в самой купаленке преподобного Серафима.

Но непостоянство дивеевской погоды, которое оцениваешь прежде всего мистически как противоборство света и тьмы, добра и зла, тепла и холода, укрепило нас в мысли, что не в этот приезд мы совершим таинство погружения в святую воду с троекратным: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» Думалось, достаточно молитвенного обхода канавки, исповеди, милостыни….

Когда подъехали к купаленке, тучи ещё больше скучились, пошёл дождь. Нас предупредили, что из-за непогоды купаленка вышла из берегов, и подойти близко к ней по сухому мосточку невозможно. Это тем более послужило оправданием для нас. Поклонившись крестику Преподобного Серафима, мы попросили благословения у Святого. Полюбовавшись красотами земли русской, вспомнив васнецовские и нестеровские полотна, окунув руки в почти ледяную воду, мы с чувством исполненного долга хотели возвращаться обратно, к автобусу. И, вдруг, голос нашего гида, окликнувший мою дочь по имени призывом: «Надо купаться!» И чудодейственно мой ребёнок, спешно бросая меня, летит в отведённое для переодевания место, облачается в специально купленную для купания рубаху, за ней и я с неосознанным страхом проделываю всё то же…

И вот мы гуськом, друг за дружкой (она - первая, а я - поодаль, но неотступно за ней), в обжигающей ноги воде. Сделав несколько шагов, я понимаю, что не дойду: судорогой сведёт ноги…. А вода все выше. И вот сама купаленка, в которой уже моя дочь, окунающаяся с головой и троекратно произносящая: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»… Затем и я, немного лихорадочно от охватившего меня всю холода, сначала забивающего дыхание, а потом уходящего в небытие, окунаюсь, всё больше чувствуя тепло и благодать святых Отеческих объятий…

…Вышли из купаленки мы вдвоём, умиротворённые, будто согретые Вышней Силой. И, о чудо, нам улыбалось солнце! Тучи расступились, и мы ощутили так явственно первый раз в своей жизни благословение небес, ради которого и отправились в столь неблизкий путь.

Возвращались домой, в Москву, после омовения в купаленке батюшки Серафима, счастливыми, по-ангельски окрылёнными, с благоговейной молитвой на устах. Вспоминалось: «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…» Алексея Константиновича Толстого. В сердце было особое ощущение причастности к родному и великому как части огромной России…. России - везде прекрасной и сокровенной, понять и сберечь которую необходимо нам, - становящимся всё более и более зависимыми от научно-технического прогресса и информационного наркотика. Нам, пока не совсем понимающим, что никакая машина не способна заменить тёплого человеческого общения, благодаря которому узнаёшь всё то лучшее, что есть в твоей стране, в твоём народе.

Проводником к лучшему остаётся человек, его божественные слова, дела и мысли, приводящие к церкви Покрова на Нерли, Гороховцу (городку на древней владимирской земле, каждый домик которого - образец самобытного русского зодчества в стиле деревянного барокко), затерявшимся в московских двориках храмам, отдалённым монастырям и лаврам.

Таким близким нам человеком и стал давно уверовавший в красоту, силу, благословение Небес столичный гид. Он, невольно, теперь и есть наш духовный креститель, увозивший нас в то раннее московское утро по городам и весям нашей необъятной России и доказавший «фомам-неверующим», что существует она - неразрывная связь двух миров - мира горнего и мира дольнего.

От детей надо учиться. Надо их любить.
Без любви вообще к воспитанию не приступать.
А.Л. Кононенко

Беседа с Руководителем Межрегионального объединения
"СУВОРОВСКО-УШАКОВСКИЕ СБОРЫ"
Александром Львовичем Кононенко

Беседу ведет член Союза писателей России,
полковник Вадим Арефьев

– Представьтесь, пожалуйста.
– Кононенко Александр Львович. Руководитель Межрегионального объединения «Суворовско-Ушаковские сборы».
– Расскажите, пожалуйста, о себе. Как так получилось, что Вы стали приверженцем благочестия, Православия? Вы сейчас занимаетесь тончайшим делом – воспитанием молодого поколения. Воспитатель, как известно, сам должен быть воспитан. До этого тоже надо дорасти. Как всё начиналось? Что Вас сделало таким, какой Вы сейчас есть?
– Вопрос очень объёмный. Спасибо за него. Над этими вопросами сам часто задумываюсь – «кто я?», «что я?». Отец ветеран Великой Отечественной войны. Дед также всю жизнь в строю. Прошёл Гражданскую и Отечественную. Оба кадровые офицеры. В них, несомненно, «военная косточка» нашей семьи. Благодарен, прежде всего, им за то, что они меня наставляли. Деда застал ещё живым. Он прошёл серьёзную школу испытаний: 1937 год; остался жив и продолжал служить, едва не погиб.
– Представьте их, пожалуйста. Как звали отца, деда?
Отец: Лев Александрович Кононенко, полковник. Сейчас ему за 90 лет. Талантливый человек. Прекрасно рисует, пишет стихи. Интересно, что учился он в балетной школе в одном классе с Майей Плисецкой. Они танцевали вместе в спектаклях на сцене Большого Театра (сохранились афиши). Александр Дмитриевич родом из Таганрога. Особая судьба у этого человека.
– Это дед?
– Да. Был при больших чинах. Заместитель Уборевича. Ему лично Ворошилов снял все ромбы, все ордена, все должности в кабинете. Ждали, что будет хуже. 1937 год – всё, что угодно, могло быть. Господь миловал, он остался в строю. Продолжал преподавать, после понижения майором, во время Великой Отечественной войны – полковником.
– Какое звание было у него?
– Два ромба – это командир дивизии. После всех этих перипетий он не озлобился. Как я его помню – он всегда был скромный, добропорядочный человек, настоящей военной закваски. Однако, в тоже время, простой, не злопамятный. Пошёл на войну. Служил зам. ком полка, зам. ком. дивизии. Остался жив и воевал параллельно с моим отцом. Отец летал на штурмовике «ИЛ-2». Ему везло. Бывал во всяких переделках. После 9 мая война для отца не закончилась. Он потом воевал в Японии и Корее также, как штурман. Как он рассказывал: прилетал с боевого вылета – самолёт весь изрешечён осколками, пулями, а у него ни одной царапины. Он сейчас воцерковился. Бабушки за них молились.
– Носителями духа Православия были бабушки?
– Да. Мы жили на Арбате. Там всю войну храм не закрывался. Вот и моя мама Лариса Константиновна всегда была верующей, но почему-то прятала иконы под подушкой. Боялась, видимо, за отца: он служил в Министерстве Обороны. Про маму можно сказать так: человек жертвенный. Всю себя отдавала людям. Всем помогала. Даже дворникам.... Пишет мемуары. Я уже гораздо позже, когда работал в таможне и на других работах, пришёл к выводу, что Бог есть. Он меня знает, любит, а я много времени потерял зря и решил это время наверстать. Приходя на наши православные собрания, которых было много в девяностых годах, и, где, почему-то, ничего не слышно о том, как собираются воспитывать и приводить к Богу нашу молодёжь? Меня это очень задевало. Уже тогда казалось недостаточным только чаепитие. Когда где-нибудь давали слово, говорил: где тут слова о молодёжи? Почему мы, православные, об этом не печёмся … крайне же мало форм работы с подростками? Будучи в гостях у отца Игоря Любченко – это мой духовный наставник. К тому времени, когда мы познакомились, он уже восстановил храм в Фетинино – это имение дочери Суворова – Суворочки. Я приехал уже на всё готовое. Храм уже стоял. Поговорили с батюшкой. Это было в начале 2000 года. Как-бы сам по себе зашёл разговор о Суворове. Эта тема на меня как-то свалилась. Весь этот гигантский объём. По прошествии 15 лет ещё не знаю, на каком этапе я нахожусь, хотя последние годы посвятил изучению суворовской школы – «Науке побеждать». Батюшка меня надоумил: «Давай сборы молодёжные организуем в этом селе».
– Фетинино – это Владимирская область?
– Да. Это здесь недалеко находится. От Кистоши это километров 80 по дорогам. Первые Суворовские сборы состоялись в 2004 году в Фетинино. Все последующие сборы (до 6) там же были. До сих пор те же команды ездят с обновлёнными составами. В тех полях, лесах с Николаем Кирилловичем Юдиным, ветераном боевых действий – десантником, вдвоём мы это организовали. Потом присоединились к нам помощники.
– Благословил владыка Евлогий?
– Да. На каждые сборы мы благословлялись у него отдельно. Эту тему надо было как-то озвучить, хотя бы в рамках Владимирской епархии, у которой три места памяти Суворова. Это немало. Был такой случай с владыкой: он сам рассказал: «Приезжают люди привозят материал о Суворове. Я их спрашиваю: «А есть у Вас данные о святости полководца? Так, что Вы думаете, через какое-то время привозят целый фолиант конкретно о святости А.В. Суворова!»
– Фетинино, Кистошь и Лакинск любимые места полководца?
– Мы с Александром Владимировичем Черкасовым и Евгением Александровичем Финоченко и другими историками сходимся в том, что это были равноценные места для его души. Эти имения он поднял, построил храм. Мы славим Суворова. Он его построил в честь отца. Он не себя увековечил, а отца.
– Это как раз та пятая заповедь, которую Александр Васильевич вспоминал – чти отца и мать своих. Ваши бабушки по отцовской и материнской линии – как их звали? Чем они занимались по профессии?
– По линии отца прабабушки из Рязани. Одна София моя прабабушка по отцовской линии, а другая Мария – это её сестра. Обе Батаковы. Из дворян. Чем занимались не могу точно сказать. Они жили вместе и умерли в 1945 году, отмолив своего неверующего зятя (моего деда) и внука (моего отца). Они похоронены в Москве на Крестовском кладбище. Дед тоже там. Это Александр Дмитриевич Кононенко – комдив. Я его хорошо помню. Он меня воспитывал.
– В этом воспитании, что на Вас особенно повлияло?
– Впоследствии исследованием я больше занимался со слов отца. Ему сейчас за 90-то, как уже сказано он в доброй памяти – может и о деде рассказать, и о войне. Я у него выпытываю. В детстве, в школе, да и в институте я особо ничего не понимал. Серьёзных вопросов не задавал. Дед на меня влиял своим присутствием. Звание у деда было минимум генерал-лейтенант. В начале войны спас целый курс своих учеников. Успел вывести из Беларуссии. В общем-то геройский поступок!
– Всё-таки, Александр Львович, давайте вернёмся к Вам. Расскажите, где родились, когда были крещены, где учились, когда пришли в Православие?
– Важна современная ситуация. С Богом вся предшествующая жизнь насыщена. И школа, и армия, и институт. С Богом всё связано, всё едино. Сегодняшнее состояние мало связано с прошлым. Там, в прошлом, больше было, о чем можно сожалеть.
– Где Вы родились? Где учились? Служба в армии?
– В Москве, на Пресне. 2 февраля 1961 года. Окончил среднюю школу, служил в армии, в Барыбино, в Подмосковье. В бригаде связи. Обслуживали учения Министерства обороны. По специальности радиорелейщик. До армии несколько раз сдавал экзамены в МГИМО. В одной группе с внуком Брежнева. Он с первого раза поступил.
После армии пошел в форме и меня не мучили. Поступил на вечернее отделение. Перед армией женился, дети. Институт закончить не смог. Пошел работать в таможню.
– В МГИМО какой факультет у Вас был?
– Экономический. Учились на совесть. В конце восьмидесятых не знал, что делать. Были разные работы, не по специальности. Потом пришёл в Православие.
– Вы крещены были в младенчестве?
– Или в 6, или в 11 лет. По моим данным в 11-ть, а моя мама пишет – в 6-ть. Она вообще любитель писать семейную хронику. Так, например, в нашей родне есть преподаватель в Монино, герой Советского Союза Василий Кононенко. Он вместе с моим отцом летал. В его честь на стене института висит памятная доска. Это звание он получил за количество боевых вылетов в разведке. Это наиболее сложная дальняя авиационная разведка. Кажется, при Рокоссовском. Мама воспитывала меня на советских фильмах.
– Все-таки советское кино было очень серьёзным.
– Да, великолепное. Сейчас мы их своим ребятам в военно-патриотическом лагере показываем. Наш лагерь находится в Переславле-Залесском на Плещеевом озере. Он выполнен по всем требованиям санэпиднадзора. Сейчас вообще пошла тенденция на закрытие таких лагерей. Если что-то не будет выполнено, его могут просто приехать и закрыть. Поэтому у нас есть вода, газ, электричество, осуществлены и другие мероприятия согласно всем требованиям. Можем даже научить, как организовать такие лагеря и как преодолеть все заслоны. Каждый православный приход заинтересован, куда детей вывезти летом.
– Там же нужен и специальный штат, и финансирование?
– Штат постоянно ищем. Платят родители. Набираем только из тех, кого знаем. Кому-то отказываем. С детьми у нас даже переизбыток. Думаем две смены сделать. В нашем лагере профиль военно-патриотический. У нас есть современный проектор, на нем мы показываем советские фильмы. На этом воспитываем.
– У Вас было образование в МГИМО, таможня – всё это очень престижно. Что Вас «развернуло»?
– Нужда. Занимался коммерцией. В 1990 годы это было опасно – сплошной бандитизм. Всё это прошли. Там я далеко не заходил. Моих некоторых друзей убили за то, что были честными. Это всё на глазах было. Имелся маленький бизнес, в большой не тянуло. Он давал небольшое подспорье. Жена не работала. Детей надо было поднимать. Всё это только для прокормки. Потом Православие. Там неограниченная сфера приложения своих сил. В 2000 году я поступил в Тихоновский богословский университет. «Развернуло», как Вы говорите, конкретно и в 2007 году закончил его по специальности «теолог». Бизнес окончательно заглох. Увлёкся паломничеством. Хотел работать в школе, но не получилось. В то время уже внуки появились. Отец Игорь посоветовал и пригласил к себе поработать, помогать при храме. Его в то время перевели из Фетинино в Ставрово, это недалеко. Под Владимиром. Я там несколько лет с ним провёл.
Это очень интересное место. Там улицы расположены крестом. Это вотчина Всеволода большое гнездо. Все места – Фетинино, Калитеево, Марьино – вотчины княжеские. Владимир перешел в Московское княжество при Иване Калите. Меня отец Игорь просвещал. Рассказал, что Фетинино произошло от Фотинии – дочери Ивана Калиты. В округе сёла связанн с такими именами как: Всеволожские, Голицыны, Шереметевы и Сперанские. У Суворова, в его родословной, также известные имена – Голицыны, Шереметевы, Голенищев-Кутузов, Столыпины.
– Это говорит о некой породе?
– Несомненно. Также всё продолжалось и по линии детей и внуков Суворова. Хотя он сам получил свои привилегии за боевые заслуги. Он и графа, и князя получил сам – за свои боевые подвиги. С Суворовым все хотели породниться, а дочь, Наташа, одна.
Кстати, у моего деда орден Суворова 2 степени – он давался высшему командованию. Он в траншее получил боевой опыт. Награды у него заслуженные. Это самое дорогое, что у него есть. Получить орден Суворова 2 степени – это достижение.
– Как у Вас в дальнейшем шёл процесс воцерковления? Вы пришли к отцу Игорю Любченко, он определил Вас алтарничать?
– Да, я стал алтарничать. У него не было алтарника – есть там такой чин – чтец, иподьякон. Отец Игорь хотел, чтобы я стал священником. Хотел пойти по стопам отца Игоря, который несет в себе образованность, организованность и духовность.
– Он человек глубочайшей веры и жертвенности.
– Да, такой вот он молодец. Все эти навыки он обращает к своему приходу. Там в основном бабушки. Он со всеми терпеливо, внимательно обходится.
– Купола позолотили, а приходы маленькие: 5-6 человек. Прихода нет.
– Думаю, что здесь в Кистоше будет что-то другое.
– Да, здесь будут приезжать. Сделают хорошие дороги, стоянки. Может, здесь будут воскресные мощные службы. Может, будет центр Суворовского туризма. А в Фетинино хороший храм?
– Да удивительный.
– Суворов там не был?
– Не был по той причине, что с Зубовыми не дружил. Зубов приложил свою руку к устранению царя, видимо, об этом знал и Суворов. Отец Игорь имеет отношение и к Лакинскому храму Казанской иконы Б.М. Сейчас там даже Суворовский музей имеется. В Москве нет, а здесь пожалуйста.

Светло и радостно прошел второй Суворовский крестный ход, во время которого были установлены три поклонных креста.

А начинался всё пасмурным днём, ливневыми дождями и огромными пробками при выезде группы крестоходцев из Москвы 10 июня 2012 г. Сбор был назначен в 13 часов у станции метро «Шоссе Энтузиастов». По разным, но исключительно уважительным и объективным причинам начали движение в 13.45. Шли колонной, которую вел микроавтобус «Газель» под управлением Полякова Владимира Александровича. Следом шли три легковых машины: Редкозубова Андрея Дмитриевича, который вёз Поклонные кресты, затем Кононенко Александра Львовича и замыкающего колонну Овсянникова Владимира Ивановича. Первые два часа средняя скорость движения составляла около 18 км. в час, шел ливень, дворники еле справлялись с нагрузкой. Но настрой у всех был боевой, все были полны решимости преодолеть любые трудности, но осуществить задуманное. Во время движения мы интенсивно обменивались мнениями, информацией. Иногда возникали жаркие, но мирные дискуссии.


В населенном пункте Киржачи сделали кратковременную (15 мин.) остановку, немного отдохнули и вновь продолжили движение на Владимир и Суздаль. Дождь к этому времени прошел, временами стало выглядывать солнышко, погода улучшалась. От Киржачей в объезд Владимира до Суздаля колона дошла быстро и в 19.15 была в Михалях, где нас приветливо встретил протоиерей Игорь Любченко и сразу пригласил на ужин.


К нашему приезду в Михали прибыли представитель администрации Суздальского района, руководитель местного казачества Жулин Виктор Александрович и сотрудник районного автодора Александр Александрович . Мы пригласили их ужину, во время которого они доложили об окончательном согласовании мест установки Поклонных крестов по маршруту второго Суворовского крестного хода. Соборно решили, раз места обозначены, значит надо выезжать и готовить их для установки Поклонных крестов.


К этому времени окончательно распогодилось, небо полностью очистилось от туч и мы выехали по маршруту. В начале загрузили в автобус трубы и камень, которые приготовил Жулин Виктор Александрович , затем прибыли на место установки первого Поклонного креста, справа по движению примерно в 50-70 метрах от поворота на село Янёво. Выгрузили трубу, камни и поехали за крупными валунами, место нахождения которых нам указал Жулин В.А. Следует сказать, Виктор Александрович воспринял подготовку второго Суворовского крестного хода, как своё личное дело и оказал нам всю возможную помощь. Сердечное ему спасибо!


Место установки крестов готовилось следующим образом: с помощью лома, коловорота и лопаты выбирали грунт на глубину примерно 70 см, затем в это отверстие вставлялась труба. Её закрепляли камнями, грунтом, все утрамбовывали, обкладывали валунами и камнями. И тут выяснилось, что мы собирались, но забыли заехать и купить по дороге цемент. Прошлось цементирование и обвязку голгофы крестов отложить на завтра и сделать это во время их установки. Утром Кононенко Александр Львович проехал на своей машине по Суздалю, нашел магазин строительных товаров и закупил цемент.


Подготовку мест установки Поклонных крестов закончили около 23 часов 10 июня и в 23.20 уже были в Михалях в готовности к отдыху. Но нас ждал сюрприз. Юдин Николай Кириллович, который прибыл в Михали 10 июня рано утром для подготовки походной кухни к летнему детскому суворовскому лагерю и Очкасов Виктор Иванович приготовили замечательный шашлык и пригласили нас заговеться перед Петровским постом. Отдых отложили на час, но никто об этом не пожалел. Ночной туман, тишина, лунный свет, усталость от многочасового пути, удовлетворение от проделанной работы и теплое братское общение сделали этот вечер незабываемым.


11 июня, после завтрака в 7 часов и некоторой организационной неразберихи из-за отсутствия четкого распределения персональных обязанностей и последовательности действий оргядра, с некоторым опозданием, не в 8.00, а в 8.25 в храме Александра Невского (небесного покровителя Александра Суворова) состоялся молебен и протоирей Игорь Любченко освятил Поклонные кресты. Начали движение в 8.55 по тропе и мостику через речку Мрежу вышли на площадку у церкви иконы Божией Матери «Знамение».


В первый раз, 13 мая мы оттуда отъезжали на автобусах, а 11 июня нас встретил экипаж ГБДД и в его сопровождении мы вышли из Суздаля пешим ходом.



Маршрут пролегал по улицам Широкая, Иринина, Пушкарская, урочище «Мокрый луг», ул. Ильинская, ул. Шмидта, ул. Центральная, граница г. Суздаля (около 4 км.). Далее наш путь лежал в село Янево, после поворота на которое был установлен первый Поклонный крест, это примерно в 6 км. от начала маршрута. В это время к нам подъехала и участвовала в соборной молитве группа сестер из Боголюбского монастыря, чьё подворье находится в селе Янево (храм пророка Божия Илии).


После установки первого Поклонного креста мы продолжили движение до села Янево (около 13 км. от начала маршрута), где после соборной молитвы крестный ход отдохнул около 15 минут.


В селе Янёво, перед началом и во время молитвы у храма пророка Божия Илии к нам присоединилось около десяти местных жителей, в т.ч. с маленькими детьми, которые после отдых двинулись вместе с нами на село Вишенки (4 км. от Янёво), где в молодости жила девица Варенька Прозоровская, будущая супруга Александра Суворова .



У поворота на Вишенки был установлен второй Поклонный крест. Здесь к нам присоединились давний и активный участник суворовского движения Зайкова Алла Савировна и жительница близлежащего села Весь Ирина Константиновна Дегтярева , с которой мы познакомились во время первого Суворовского крестного хода .


Затем второй Суворовский крестный ход свернул с шоссе, прошел через всё село Вишенки, поднялся на холм, к кладбищу, где когда-то стоял ныне полностью разрушенный храм во имя святого воина великомученика Георгия Победоносца. Здесь к нам присоединилось два местных жителя, которые вместе с нами продолжили движение на село Кистыш (около 2,5) к храму Василия Великого, построенного Александром Суворовым.


Надо заметить, что с утра стояла чудесная погода, ласково светило солнышко, редкие, белые, легкие и пушистые облака на небе радовали глаза, часто слышалось пение птиц. Луга, по которым мы шли к селу Кистош были покрыты мягкой травой, местами встречались целые россыпи цветущей земляники. На одной из таких россыпей Крестный ход нашел и спелую ягоду, многие его участники охотно полакомились чудесным даром Суздальской земли.


Так, полями и лугам, местами очень мокрыми от прошедших накануне дождей, не торопясь, но ходко второй Суворовский крестный ход дошел до древнего села рода Суворовых, Кистош (Суворов во всех своих письмах писал село Кистош) и подошел к храму святителя Василия Великого, где его встретили местные жители. Усилиями Чувашевых Лидии Сергеевны и Валерия Васильевича, Зайковой Аллы Савировны и Пенчилиной Ирины Владимировны, а также других жителей село храм был убран и украшен зеленью и полевыми цветами.

В ноябре текущего, 2012 года храму святителя Василия Великого в Кистоши исполняется 230 лет . Село Кистош очень древнее, ему около 500 лет. Петр Великий подарил это село деду Александра Суворова, Ивану Григорьевичу Суворову за его многолетнюю верную службу Вере, Царю и Отечеству. Сына Ивана Григорьевича Василия Петр I крестил самолично и стал его крестным отцом. Василий Иванович любил село Кистош, часто бывал здесь и подолгу жил, а потому и выстроил в нём деревянный храм во имя своего небесного покровителя святителя Василия Великого. В 1780 году, через 5 лет после кончины любимого и почитаемого батюшки, Василия Ивановича, Александр Суворов начал строить новый большой и красивый каменный храм во имя того же святого, но уже с двумя приделами во имя пророка Божия Илии и своего небесного покровителя святого благоверного великого князя Александра Невского. В ноябре 1782 года именно в этом приделе в храме состоялась первая Божественная Литургия, на которой был, молился и пел Александр Васильевич Суворов. Именно этим фактом было вызвано волнение участников второго Суворовского крестного хода, когда они (некоторые впервые) переступали порог полуразрушенного, но восстанавливаемого храма.


Перед молебном и после него участники хода имели возможность подкрепить свои силы чаем и очень вкусными блинчиками, которым их снабдили работницы православного Лицея в Михалях Тамара и Ирина. Все участники второго Суворовского крестного хода, многие неоднократно, жертвовали средства на восстановление храма святителя Василия Великого, построенного Суворовым в селе Кистош. Естественно, что им было приятно и помолится в этом храме, и своими глазами увидеть, как идут восстановительные работы.


После сборной молитвы и короткого отдыха крестный ход вместе с присоединившимися местными жителями прошел через все село Кистош и после поворота на Суздаль установил третий Поклонный крест (около 19 км. от начала маршрута). Если ехать в Кистош из Суздаля, то этот крест стоит перед поворотом на село. В установке третьего Поклонного креста участвовал Пресдседатель Суздальского районного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, уроженец села Кистош, почетный гражданин Сузльского района Панфилов Александр Борисович. После завершающей молитвы у только что установленного Поклонного креста мы попрощались с местными жителями села Кистош, Весь, Янёво погрузились в микроавтобус, автомобили и направились в Михали, где нас ждал постный, но очень вкусный обед. Настроение у всех было великолепное, светлое и радостное.


В 15.50 все прибыли в Лицей, пообедали и далее каждый экипаж действовал самостоятельно по своему плану. Отец Игорь Любченко поблагодарил и благословил всех участников крестного хода. =Микроавтобус сразу убыл в Москву, чтобы пораньше доставить неё участников крестного хода, которым предстояло добираться домой на метро. Остальные начали движение после непродолжительного отдыха. Всё прошло благополучно и душеполезно.

Оргядро второго Суворовского крестного хода составили:

Борисенко Алексей,
Викина Наталия,
Грибанков Алексей,
Гордиков Вячеслав,
Зубков Владимир,
Зубкова Елена,
Иванов Сергей,
Кононенко Александр,
Овсянников Владимир,
Очкасов Виктор,
Пикалова Алла,
Поляков Владимир,
Пурин Игорь,
Редкозубов Андрей,
Редкозубова Наталия,
Русанов Евгений,
Соседков Алексей,
Финоченко Евгений,
Черкасов Александр,
Шемякин Виктор,
Юдин Николай.

Сердечное им всем спасибо!


Слава Богу, за всё!









Александр Львович Кононенко , руководитель объединения Суворовско-Ушаковские сборы, с которым мы и наши дети, семьи из нашего сообщества «Много деток – хорошо!» взаимодействовали много лет. Не могу найти точного слова. Нет, не взаимодействовали, а сообща действовали, со-действовали в одном направлении, в общем деле по воспитанию наших детей воинами Христовыми. Мы не то чтобы жили рядом, нет, все из разных мест, даже из разных городов, регионов. Собирались несколько раз в году, собирали наших мальчишек, да и девчонок, кто сильно хотел. Не просто взаимодействовали по поводу того или иного дела, мероприятия, или суворовских сборов, лагерей или игр, но мы всегда были рядом в одном духе, в одной цели, одном смысловом поле, будто стояли или шагали все в одном строю.

Теперь я точно знаю, что суворовские чудо-богатыри – не легенда, не метафора, не далекое прошлое. Есть люди, среди них Александр Львович, впитавшие в себя этот дух. Дух Победы, преодоления, Дух Суворова.

В жизни Александр Львович был очень скромным, тихим, внешне незаметным человеком. После давнего ранения он ходил прихрамывая, иногда с палочкой, иногда чуть ссутулившись, держась за грудь, чувствовалось, что ему часто неможется, ему бы поболеть по-человечески… Но он не давал себе расслабиться, перемогал себя, свою немощь, болезни, всегда был бодр и собран, никогда никому не показывал, что ему нездоровится. Он держался духом, и был крепок, будто стержнем нашего общего дела.

Помню, как Александр Львович работал с детьми в нашем летнем суворовском лагере, все ребята просто летали, бегали, с удовольствием отжимались, стреляли, бежали на занятия по военной истории. В военно-полевых условиях все накормлены, чисто, убрано, аккуратно. Все делалось вовремя, быстро, четко, по-военному. Ни минуты времени дети не теряли. Время занято продуманными заранее, подготовленными процессами. Мы, родители, всегда были спокойны за своих детей, оставляя их на попечение Александра Львовича и его соратников в суворовском лагере или на сборах, знали, что очень внимателен к малейшим проблемам любого ребенка. Он зорко наблюдал, чувствовал, как нужно командовать людьми, когда нужно мягко корректировал, когда нужно жестко по-командирски приказывал. Ничего не оставалось в стороне, ничего не укрывалось от его отеческого внимания. Мне казалось, что он дирижирует большим сложным оркестром. И ведь выходит отличный результат!

Александр Львович в точности, как Александр Васильевич Суворов, никогда не жалел себя, зато жалел всех нас, и особенно детей. Всю свою душу, все силы, все знания он вкладывал в наших детей. И они запомнили это, остались ему благодарны, молились о нем во время его болезни и с большой болью и слезами восприняли его безвременную кончину. Дай Бог, чтобы они, восприняв его пример, стали такими же, как он.

Говорят, Господь забирает лучших овец из своего стада. Александр Львович был членом большой команды, объединяющей лучших людей России, Объединенного Суворовского комитета, возглавляемого генералом А.В.Черкасовым и с самого начала делал общее дело по восстановлению храма во имя свт. Василия Великого, построенного А.В.Суворовым в имении его отца в Кистоши. Не мне судить о его вкладе в общее дело, Господь все принял и все знает. Могу лишь свидетельствовать, что он вкладывал в это дело все, что мог, все свои силы, все таланты. Мы вместе участвовали в субботниках, вместе стояли на молебнах и ходили в крестных ходах, о суворовских мероприятиях я уже сказала. Пусть эта лепта перевесит на Страшном Суде любой человеческий грех.

Меня удивляли дипломатические таланты Александра Львовича. Он, кадровый военный, давал фору любому профессионалу-переговорщику. В условиях отсутствия серьезной помощи со стороны государства, помощников, каких бы то ни было возможностей и ресурсов, он каким-то чудом договаривался обо всем, что нужно с властями, благотворителями, организовывал эффективные коммуникации для проведения масштабных межрегиональных мероприятий с участием большого количества народа. Когда он проводил суворовские лагеря, мы знали, что никому из детей, мечтающих об участии в суворовском лагере, не будет отказано из-за того, что многодетные родители не могут заплатить взнос. Никто из детей, не имеющих формы, своего спальника или палатки, не почувствует никакой неловкости и не будет страдать от этого. Найдут. Поделятся. По-человечески, по-суворовски. Мы верим, что доброта, идущая от сердца, искренняя доброжелательность, отцовская заботливость, милосердие – эти качества откроют р. Б. Александру двери Царствия Небесного.

Не могу не сказать о великолепных творческих горизонтах, как теперь говорят, креативности Александра Львовича. Он всегда находил живые и доступные формы подачи информации о русской военной истории, вовлекал в живые и позитивные дела и преодоление любых препятствий. Зимой мы принимали участие в военно-тактической игре «Взятие Сент-Готарда» на Александровой горе на берегу Плещеева озера. Интереснейшее событие военной истории было воспроизведено силами детей разного возраста минимальными средствами. Главное - он знал, как донести ход сражения и его дух, как были расставлены и как шли в наступление суворовцы, как звучали барабаны и сигналы к атаке, какие подручные материалы можно использовать для изготовления мостов и почти настоящих стреляющих пушек! Дети почувствовали себя настоящими суворовскими солдатами! Мы хотели провести взятие Измаила, не успели.

Последнее время мы с Александром Львовичем часто общались. Было много планов, обсуждений по телефону текущих вопросов. Иногда он, обычно краткий и немногословный человек, будто бы медлил, будто вспоминал, не забыл ли чего или хотел сказать нечто важное. Меня это удивляло, так как я привыкла к тому, что Александр Львович формулирует все четко и точно, экономит время. Может быть он чувствовал, что настает время ухода, нужно передать другим свои мысли, наработки, планы… Наверное он видел как важно для нас правильное воспитание сыновей, как мы стремимся к тому же, что и он, тем более, что большинство мальчишек растут в неполных семьях и большую часть времени проводят сидя в сомнительной кампании в интернете. А надо – с отцом, в настоящем деле, в реальной жизни, в преодолении трудностей и препятствий, достижении целей, в духе Победы! Как иначе еще воспитать в мальчике мужчину? Для вновь формирующихся военно-патриотических клубов он присылал нам свои положения, инструкции, материалы для подготовки к суворовским сборам. Для нас это очень ценный материал. К сожалению, не во всех регионах мы нашли таких вот руководителей, военных, порядочных, православных мужчин, воспитателей будущих воинов Христовых, как наш Александр Львович. Он не мог быть везде и всегда. Таких мужчин единицы. Мы их ценим и теперь особенно сильно ищем.

Хотели сшить, даже нашли где и заказали единую форму всем нашим мальчишкам-суворовцам. Это 70 человек из нескольких военно-патриотических клубов Москвы, Подмосковья, Переславля, Владимира и других регионов, объединенных участием в суворовских, ушаковских, скобелевских лагерях, сборах и играх. Последнее его письмо нам о шевроне для этой формы. Он переживал об этом, чтобы все дети были одеты красиво и достойно, чтобы символика была точной, чтобы собрать необходимые деньги.

Собирались мы детей отправить в лагерь на Бородино. Вот сейчас они должны были бы там быть. Но не получилось. Александр Львович тяжело заболел, был в глубокой коме. Не мог быть с мальчишками. Быстро заменить его оказалось невозможным.

Уход из жизни Александра Львовича - невосполнимая потеря для всех нас. Мы все понимаем, что дело Александра Львовича, дело Александра Васильевича Суворова, дело Александра Владимировича Черкасова и всех наших суворовцев надо продолжить. Мы все стоим в одном строю, все можем только сомкнуть ряды и идти вперед. За нами – наши дети, наши близкие, наши предки и наша память о тех, кто ушел в Жизнь Вечную, кто составил мощь и Славу России. Все они видят нас, надеются на нас. Что мы выстоим, что не подведем, не отступим. Впереди – будущее России. Каким оно будет, зависит от наших сегодняшних наших действий и от того, какими будут наши дети.

Совсем недавно я поняла, откуда у Александра Львовича такой дух. Он никогда не говорил про своих родителей, а совсем недавно, в марте, проводил в последний путь своего отца, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, которого хоронили на Ваганьковском кладбище с воинскими почестями. Вот что значит преемственность.

А сейчас нам нужно помочь самому р.Б. Александру своей молитвой, своей милостыней. Прошу всех, кто может, заказывать сорокоусты, читать Псалтирь, помочь продолжить дело Александра Львовича.

Прощание с новопреставленным Александром состоится 24.06.17 г (суббота) в храме Спаса Нерукотворного Образа в Андронниковском монастыре в 9.00 Литургия, 11.30 отпевание.

Для обеспечения поддержки суворовских лагерей и сборов просим обращаться к близкому другу и соратнику Александра Львовича, который, как мы надеемся, займет его место руководителя Объединения Суворовско-Ушаковских сборов Юдину Николаю Кирилловичу, тел 8 967 082 11 12 Билайн или 8 985 524 79 89 Мтс.

Для желающих поддержать покупку формы для суворовцев (уже готово 53 комплекта по 1700 р.) просим перечислять деньги на карту помощи 4276 8800 9387 0800

Татьяна Боровикова , руководитель Сообщества многодетных семей «Много деток - хорошо!»

mob_info