Храм Живоначальной Троицы (Высоково). Высоковская церковь нижний новгород Соборной церкви в честь пресвятой живоначальной троицы

ВЕНЧАНИЕ В НАШЕМ ХРАМЕ

Таинство Брака совершается:

Таинство Брака не совершается :

  • Вторник
  • Четверг
  • Суббота

Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников,

Во время Великого, Петрова, Рождественского и Успенского постов,

В течение Сырной седмицы (Масленица - за неделю до Великого поста),

Начиная с недели мясопустной, и в неделю сыропустную,

В течение Светлой седмицы (неделя после Пасхи),

Во дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня (10, 11, 26 и 27 сентября).

Перед принятием таинств Крещения и Венчания проводятся регулярные обязательные , общеобразовательные и подготовительные беседы.

Беседы проходят: вторник - в 18.00 и 19.30, суббота - в 11.00 и 12.30 (интервал между беседами - неделя)

По всем вопросам обращаться в церковную лавку Храма.

Расписание богослужений

Ежедневно в 8.00 – утреня и литургия.
Накануне воскресных и праздничных дней в 16.00 – всенощное бдение.

Престол

– главный – в честь Святой Троицы;
– в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Престольный праздник

Святыни

– Животворящий Крест из Соловецкого монастыря;
– старинные иконы Спасителя, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.

История

Архитектор – Иван Иванович Межецкий.
Церковь освящена в 1815 году.
Село Высоково находилось за пределами Нижнего Новгорода и было вотчиной Нижегородского Печерского монастыря.

В XV и XVI веках село неоднократно уничтожалось врагами, и архимандрит Печерского монастыря даже жаловался Иоанну Грозному, что село Высоково находится в запустении.

После воцарения Михаила Федоровича Романова и стабилизации положения в стране село Высоковское начинает отстраиваться. В селе жили рыбаки, неводчики и кормщики, солодовники и каменщики, то есть мастера, выполнявшие для Печерского монастыря самые различные работы.

В это время возводится новая деревянная церковь. В 1672 году половина села Высоково перешла во владение нижегородского митрополита Филарета (1672 – 1686), который устроил в нем свою летнюю резиденцию.

В Высокове проводили значительную часть времени все нижегородские владыки, в том числе Питирим (1719 – 1738), Дамаскин (1783 – 1794), Макарий (1879 – 1885)

В 1801 году по благословению епископа Вениамина (1798 – 1811) в Высокове на месте деревянного выстраивается новый каменный трехпрестольный храм, архитектором которого стал Иван Иванович Межецкий.

Церковь построена по типу «корабль» – со строго осевым расположением алтаря, молельного зала, трапезной и высотной колокольни над главным западным входом.
Церковь в честь Живоначальной Троицы села Высокова была освящена в 1815 году нижегородским епископом Моисеем (1811 – 1825).

В XX столетии Высоковских храм был действующим, наряду со Старопечерской и Карповской церквями.

Величественное здание храма Воскресения Словущего в селе Шипулино расположено в живописном месте на крутом берегу реки Железовки. Внутреннее убранство церкви поражает всякого входящего в храм. Это и великолепные резные иконостасы (пятиярусный центральный и трехъярусные в приделах), и прекрасные иконы академического письма, и великолепные росписи, некоторые из которых воспроизводят сюжеты васнецовской росписи Владимирского собора в Киеве. Храм не закрывался в годы советской власти, здесь всегда совершалась Божественная литургия.

История каждого храма интересна, она переплетается с историей того храма, где он находится. Не является исключением и история Воскресенской церкви с. Шипулино.

На Николо-Железовском погосте исстари стояли деревянные храмы. Погост получил название от храма и реки Железовки, у которой он находился. Когда-то это была судоходная река, по ней тянули баржи. Сейчас остался лишь маленький ручеек. Рядом с храмом возникла деревня Шипулино, названная по имени одного из первых ее владельцев – дьяка Пушкарского приказа Никифора Шипулина, семье которого она принадлежала в XVII веке.

Первое известное упоминание о храме относится к 1545 году. Тогда, согласно Духовной грамоте, Матвей Иванович Левашов давал деньги наряду с другими церквами Клинского уезда «к Николе на Железовке». В 1662 году в церкви служил «железовский поп Федор», в 1678 году – «Никольский поп Симеон» .

В документе 1705 года упоминаются две церкви: «Погост на речке Железовке да на враге, а на погосте церковь Воскресения Христова, другая Николая Чудотворца, деревянные. У церквей поп Алексей Федоров» .

Документ 1709 года сообщает, что оба храма – «строение приходских людей, со всякой церковной утварью, на церковной земле» и упоминает второго священника – Алексия Семенова .

В 1723 году в Церкви Николая Чудотворца служил священник Иван Алексеев, а в церкви Воскресения Христова – священник Никита Никифоров. В 1774 году упомянуты священники двух приходов Николаевского погоста на Железовке Василий Михайлов и Герасим Васильев .

В 1794 году было начато строительство кирпичной церкви Воскресения Словущего *.

* Полное название главного престольного праздника – Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Событие, которое празднуется в этот день, произошло 13 сентября 335 года по Рождестве Христовом. Тогда Собором восточного духовенства в присутствии святого равноапостольного императора Константина был освящен храм, вместивший в себя и место распятия Спасителя, и Гроб Господень, и место, где святой равноапостольной царицей Еленой был обретен Честной Крест Господень. Слово «словущее» можно перевести как «именуемое». Название праздника указывает, что это не Светлое Христово Воскресение и не воскресный день, а особый праздник, который «слывёт» или «именуется» Воскресением, потому что относится к храму Воскресения Христова. По традиции богослужение в престольный праздник в Шипулинском храме совершается Пасхальным чином. Этот праздник называют здесь «Осенней Пасхой».

Храм был построен в 1800-1802 годах на средства прихожан при участии Васильчиковых, владельцев местной усадьбы. В храме хранится хоругвь 1900 года с надписью: «Сто лет со дня постройки храма», а также памятная медная табличка начала XIX века, на которой можно прочитать: «Освятися жертвенник во имя Покрова Пресвятыя Богородицы 1800 года месяца июня 4-го дня. Освятися жертвенник во имя святителя и Чудотворца Николая 1804 года месяца июня 6-го дня. Освятися жертвенник обновления храма Воскресения Христова 1810 года месяца июня 8-го дня».

Трехчастное здание в стиле зрелого классицизма было частично перестроено и расширено в 1903 году по проекту Н.Н. Благовещенского. При этом его конфигурация приобрела крестообразный характер. С севера и юга к основной части храма были пристроены симметричные приделы с гранеными апсидами, в которые были перенесены боковые престолы – справа и слева от главного. Трапезная была значительно удлинена на запад, и первый ярус трехъярусной колокольни вошел в ее объем.

Перестройка храма была связана с быстрым ростом рабочего поселка, возникшего рядом с Высоковской прядильно-ткацкой мануфактурой (а настоящее время г. Высоковск). Чтобы не строить новый храм, было решено расширить ближайшую церковь в Шипулино.

До революции при храме существовала приходская начальная школа, библиотека и богадельня для престарелых и больных.

В 50-х годах XX столетия, в связи с трудностью отопления основной части храма, в трапезной был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, в котором до недавнего времени в зимний период совершалась Божественная литургия.

В 1877 году настоятелем церкви был священник Андрей Самарин, с 1887 года – священник Николай Митропольский, с 1915 года – священник Алексий Другов. Его дочь Наталья вышла замуж за псаломщика Александра Гусева, которого власти несколько раз сажали за веру в тюрьму; в 1938 году он погиб в лагерях. О. Алексия Другова в 1936 году посадили в Бутырскую тюрьму, а затем сослали в Коми-Зырянскую автономную область. В 1937 году он умер. В 1936 году был репрессирован староста храма Матвей Тимофеевич. С 1910 по 1928 год в церкви служил протоиерей Александр Георгиевич Любимов. Сохранились воспоминания о том, как о. Александр участвовал в диспуте с наркомом просвещения Луначарским и вышел из него победителем. Из отчета обновленческого лжеепископа Николая известно, что о. Александр отрицательно отнесся к обновленчеству. В 1928 году он был арестован и сослан в Великий Устюг на три года, затем отправлен в Орёл без права выезда. Дом его в Шипулино конфисковали, оставив матушку и девятерых детей на улице. Умер о. Александр в 1937 году.

В 1927 году на приход был назначен диакон Сергий Гусев, сын митрофорного протоиерея. В сентябре 1934 года он был рукоположен во священника к Шипулинской церкви. В 1937 году обвинен в том, что систематически посещал рабочие жилища в г. Высоковске, где якобы вел контрреволюционную агитацию. Арестован 8 октября 1937 года и расстрелян 31 октября того же года на Бутовском полигоне. Реабилитирован в 1957 году. О. Сергий Гусев причислен к лицу новомучеников и исповедников Российских как сщмч. Сергий Высоковский.

Воскресенская церковь славилась своим колокольным звоном. Пожилые люди вспоминают, что звон шипулинских колоколов был слышен даже в Клину. В 1933 году поступило распоряжение властей, в котором говорилось: «Церковный звон напоминает жителям Высоковска о Боге, колокола уничтожить!» Последний раз звонили по смерти настоятеля храма о. Николая Митропольского.

Колокола разбивали прямо на колокольне и сбрасывали вниз, разрушая кровлю. Призыв властей: «Колокола переплавить на трактора» - звучал на всю страну. До наших дней сохранился лишь «язык» самого большого колокола. До сих пор он поражает своими размерами. Приобретение новых колоколов для прихода остается пока только мечтой!

С 1939 по 1945 год в церкви служил протоиерей Иоанн Ковальский.

Богослужение в храме не прерывалось и в годы Великой Отечественной войны. Захватив Высоковск, немцы расстреляли медперсонал больницы, раненых и больных, и сожгли в городском клубе военнопленных. На колокольне церкви фашисты хотели разместить орудие. О. Иоанн, рискуя жизнью, не побоялся пойти в немецкий штаб и убедил офицеров отказаться от их решения.

В 1956 году в сторожке храма был злодейски убит священник Владимир Королёв, в прошлом офицер Советской армии и участник Великой Отечественной войны. За три года своего служения в Шипулино он много успел сделать для благоустройства храма и его территории. О. Владимир устроил в храме водяное отопление, так как после революции калориферное отопление пришло в негодность, и храм отапливался двумя шведскими печками. Яблони, посаженные им, приносят плоды по сей день.

В 1958 году настоятелем храма был назначен о. Василий Бармушкин. Супруга его, матушка Матрона, была его верной помощницей. Она регентовала на клиросе. Две их дочери, Антонина и Валентина, вышли замуж за священников: о. Димитрия Брысаева, 55 лет прослужившего в с. Черкизово рядом с Коломной, и о. Александра, служившего в Коломне. Прошедший сталинские лагеря и служивший во время хрущевских гонений на Церковь, о. Василий остался в памяти прихожан как жизнерадостный и старательный пастырь. Всего он прослужил на приходе 17 лет до самой своей кончины.

В 1960 году на приходе появилась молоденькая девушка Мария Прохорова, которая стала исполнять обязанности псаломщицы. И вот уже более 50 лет Мария Кузьминичны не оставляет вверенный ей «пост», верой и правдой служа на приходе. Все эти годы она несет службу уставщика, псаломщика, регента и помощника по хозяйству. Трудно найти более ответственного человека, чем Мария Кузьминична.

25 лет, с 1975 по 2000 год, настоятелем храма был протоиерей Павел Покладов. О. Павел много сил положил на реставрацию храма. При нем были отреставрированы росписи в летней части храма и поновлён главный пятиярусный иконостас. Сейчас трудно поверить, что еще 25 лет назад главный иконостас был темным из-за копоти, а великолепные фрески в некоторых местах утрачены. О. Павел производил сильное впечатление на людей серьезностью и силой своей веры. Бывало, что после разговора с батюшкой, после очень простых его слов крестились люди, до того от веры весьма далекие.

С 2000 года по настоящее время настоятелем храма является священник Димитрий Костин. Он начал свое служение в Шипулино в 1998 году в качестве второго священника. Его стараниями в Высоковске создан духовно-просветительский центр «Воскресение». В ноябре 2000 года в открытой при центре домовой церкви в честь святого страстотерпца царевича Алексия совершаются богослужения. В центре проводятся занятия воскресной школы для детей и взрослых, устраиваются праздники, работает библиотека.

Взрослые и дети участвуют в паломнических поездках по святым местам, которые организуются в среднем раз в месяц. Многих привлекает возможность помолиться на месте подвига русских святых, помолиться на месте подвига русских святых, поклониться святым мощам и чудотворным иконам, увидеть прекрасные храмы и монастыри Русской земли, познакомиться с ее историей.

О. Димитрий проводит беседы о Православии и с учениками старших классов в общеобразовательных школах города.

Вместе со священником Михаилом Баландиным иерей Димитрий Костин духовно окормляет высоковскую городскую больницу, где с 2005 года действует больничная церковь во имя свт. Луки Симферопольского .

Но центром Православия в Высоковске и окрестных деревнях остается Воскресенская церковь. За последние 10 лет храм очень изменился: засияли золотом кресты, на церкви и сторожке заменили кровлю, купол и шпиль над колокольней покрыли медью. Храм снаружи оштукатурен, покрашен и расписан. Вокруг него сделана отмостка и проложен дренаж. Газовое отопление многое изменило в хозяйственной жизни прихода. Старые окна были заменены на новые, пластиковые. Исчезла сырость, в храме стало значительно теплее. В 2011 году появилась возможность провести отопление в «летнюю» часть церкви, и богослужения в зимнее время впервые за много лет совершаются на главном престоле.

Неоценимый вклад в дело благоукрашения храма внес местный художник А.И. Харламов. За 15 лет кропотливых трудов он отреставрировал многие иконы, спасая их от разрушения, заново прописал практически все фрески. Храм стал светлым и еще более благолепным.

Примечания

1. Рубцов Д.А. Клинский уезд по документам XV–XVIII веков. - Клин, 2009. - С. 51.

Клин православный. - Клин, «Христианская жизнь», 2012. - C. 137-141, 341.

Церковь Троицы в Высоково

Над видимым со всех сторон плато, там где речка Старковка впадает в Ковалиху, господст-вует храм села Высоково. Когда-то село находи-лось вдали от Нижнего Новгорода, сегодня же оказалось буквально в центре его новой застрой-ки.

История села и его храма неотделима, хотя остается мало известной страницей нашего древ-него Нижнего Новгорода и отражает важнейшие вехи судеб всего края...

Село Высоково основано в XIV столетии на землях местного Печерского монастыря, играв-шего заметную роль не только в жизни Нижнего Новгорода, но и всей Древней Руси. В последую-щие XV и XVI века, когда Нижегородская земля постоянно разорялась изгоном проходившими через нее вглубь России отрядами монголо-татар и ногайцев, село неоднократно выжигалось. Осо-бенно памятным стал 1521-й год, когда "августа в 1 день приведоша цари и князи с Казани Сеит да Мочалей и повоеваша около Нова града Нижнего от Березополья до Клина, и полону взяша и пожни вы-секли, и приидоша под город того же месяца в 28 день на десятом часу дни, быша до вечера и пошли прочь, и в верхнем конце сожгли церковь Рождества пресвятые Богородицы да 240 дворов по Гремячей ручей да Печерской монастырь выжгли".

В 1549 году архимандрит Печерского мо-настыря жаловался царю Ивану IV (будущему Грозному), что у них "в Нижнем Нове городе село Высоково з деревнями все пусто от казанские войны: люди побиты, иные в полон поиманы, дворов нет и пашни не пашут".

После этого Печерский монастырь получил от царя не только право в течении 10 лет не пла-тить податей, но и богатые вклады деньгами и землями (деревню Ельню, пустошь Черемис-скую и др.).

После присоединения к России Казани и Астрахани создались реальные условия для вос-становления хозяйства края, но вскоре Повол-жье охватили Черемисские войны, а затем - "Смута". Село Высоково в который уж раз оказалось в зоне активных военных действий, прино-сивших, как обычно, простому пахарю или ре-месленнику лишь горе и разорение.

Воцарение в 1613-м году Михаила Федо-ровича Романова и некоторая нормализация по-ложения в стране были восприняты нижегород-цами с великим воодушевлением и радостью. Уже в 1619-м году печерский архимандрит Иов предпринял энергичные усилия для восстановле-ния хозяйства села. В 1636-м году монастырский плотник Шестак "с товарыщи" на месте старой, давно обветшавшей церкви срубили новый погостовый из двух храмов (шатрового холодного и клетцкого теплого) ансамбль. Иконы для новопостроенных храмов писал свой же изограф - черный поп Мисаил.

Хотя возле Высокова возделывалось 202 чети пашни (четь=1/2 десятины=1200 кв. сажен=5462 м 2), но обрабатывалась земля преимущественно наемными сезонными работниками, ибо в селе жили по-старинке ры-баки, неводчики и кормщики, солодовники и ка-менщики, в общем мастера, выполнявшие на монастырь самые различные работы. Следует по-мнить, что при строительстве каменных зданий Печерского монастыря в 1640-х годах под руко-водством прославленного русского зодчего Антипы Константинова кирпич делали под надзором балахнинца Онцыфора Емельянова и под селом Высоким! Так было до 1672-го года, когда поло-вина села перешла во владение первого Нижего-родского митрополита Филарета(1672 - 1686), устроившего в нем свою летнюю резиденцию. С тех пор в Высокове проводили значительную часть времени все нижегородские владыки, в том числе Питирим (1719 - 1738), Дамаскин (1783 - 1794), Макарий (1879 - 1885) и другие. Храм же в их быт-ность в Высокове становился "кафедральным". Каждый из владык стремился вложить в ризницу достойные дары.

В 1801-м году в Нижний Новгород пришел указ Синода о строительстве впредь вместо об-ветшавших или сгоревших храмов исключитель-но каменных зданий и обязательно по проектам дипломированных архитекторов. В силу того что храмы села Высокова к тому времени имели мно-гие повреждения, епископ Вениамин указал в ыстроить там новый каменный трехпрестольный храм. Планы-фасады здания он заказал гу-бернскому архитектору Ивану Ивановичу Межецкому.

В качестве прообраза он взял известный в Нижнем Новгороде с середины XVII столетия храмовый тип "корабль" - со строго осевым рас-положением алтаря, моленного зала, трапезной и высотной колокольни над главным западным входом. Но решена архитектура храма несколь-ко упрощенно, хотя в убранство фасадов и введе-ны характерные для господствовавшего тогда в художественной жизни России классицизма рус-товка и элементы ордера.

В 1815-м году храм был освящен в честь Живоначальной Троицы Нижего-родским епископом Моисеем (1811-1825).


В годы Советской власти, храм в честь Живоначальной Троицы в Высоково практически не закрывался. Богослужение, лишь ненадолго прерванное, возобновилось через два с половиной месяца после закрытия храма, на 40-й день войны, и с тех пор ведется постоянно.

В 1942 году городская Троицкая Высоковская церковь была единственной действующей не только в Горьком, но и на окрестные три района: число ее прихожан превышало 5 тысяч человек.

В годы Великой Отечественной войны Троицкая церковь оказывала большую духовную и материальную поддержку русскому народу в борьбе с врагом.

Высоковская церковь внесла на нужды обороны 6 млн рублей. Она имела возможность это сделать, так как была единственной на три городских района и окраины, и число ее прихожан неуклонно росло.

При Высоковской церкви в 1943 г . жил первый после возрождения епархии епископ Сергий (Гришин), а с ноября 1944 г . настоятелем церкви являлся епископ Зиновий (Красовский).

В период с 1943 и по 1974 гг. церковь в с. Высокове была кафедральным собором.

Почти два века Высоковский храм остается не только заметным памятником истории, но и центром духовной жизни Нижнего Новгорода. Старинный Свято-Троицкий храм является одним из самых любимых нижегородцами.

По информации комитета по делам
архивов Нижегородской области

Храм Троицы Живоначальной г. Нижний НовгородСтраница приходаРусская Православная Церковь, Нижегородская митрополия, Нижегородская епархия, Нижегородский благочиннический округ

  • Статус собора:собор
  • Статус:действующий
  • Есть пандусы:да
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):Богослужения совершаются ежедневно.
  • Настоятель:Шалатонов Сергий Иванович протоиерей
  • Престольные праздники:
  • Троицы Живоначальной — Май 27
  • Краткая историческая справка:Храм прихода каменный трехпрестольный. Основной - в честь Святой Троицы Второй - в Честь Покрова Божией Матери (14 октября) третий - в честь Свт. Арх. Михаила. Храм был построен и первоначально освящен в 1815 году.

    Архитектор - Иван Иванович Межецкий.

    Церковь освящена в 1815 году.

    Село Высоково находилось за пределами Нижнего Новгорода и было вотчиной Нижегородского Печерского монастыря.

    В XV и XVI веках село неоднократно уничтожалось врагами и архимандрит Печерского монастыря даже жаловался Иоанну Грозному что село Высоково находится в запустении.

    После воцарения Михаила Федоровича Романова и стабилизации положения в стране село Высоковское начинает отстраиваться. В селе жили рыбаки неводчики и кормщики солодовники и каменщики то есть мастера выполнявшие для Печерского монастыря самые различные работы.

    В это время возводится новая деревянная церковь. В 1672 году половина села Высоково перешла во владение нижегородского митрополита Филарета (1672 - 1686) который устроил в нем свою летнюю резиденцию.

    В Высокове проводили значительную часть времени все нижегородские владыки в том числе Питирим (1719 - 1738) Дамаскин (1783 - 1794) Макарий (1879 - 1885)

    В 1801 году по благословению епископа Вениамина (1798 - 1811) в Высокове на месте деревянного выстраивается новый каменный трехпрестольный храм архитектором которого стал Иван Иванович Межецкий.

    Церковь построена по типу «корабль» - со строго осевым расположением алтаря молельного зала трапезной и высотной колокольни над главным западным входом.

    Церковь в честь Живоначальной Троицы села Высокова была освящена в 1815 году нижегородским епископом Моисеем (1811 - 1825).

    В XX столетии Высоковских храм был действующим наряду со Старопечерской и Карповской церквями.

    Село Высоково появилось в XIV веке на землях местного Печерского монастыря. В 1636 году на месте старой церкви срубили новый ансамбль из двух храмов. Каменный же храм с колокольней здесь появился уже в 1815 году. Планы-Фасады Троицкой соборной церкви были выполнены местным архитектором И.Межецким. Второе открытие храма состоялось во время войны - он был восстановлен в 1942-1943 годах. В настоящее время здесь находится знаменитый Животворящий Крест Господень которому около пятисот лет сделанный монахами на Соловках и привезенный из Пуреха.

    В приходе ведется социальное служение благотворительность Ведется взаимодействие с правоохранительными органами медицинскими учреждениями (проводятся лекции беседы причащение больных) с детскими домами и интернатами домами престарелых и домами инвалидов (концерты конкурсы)

  • История храма

    Церковь Троицы в Высоково

    Над видимым со всех сторон плато, там где речка Старковка впадает в Ковалиху, господст-вует храм села Высоково. Когда-то село находи-лось вдали от Нижнего Новгорода, сегодня же оказалось буквально в центре его новой застрой-ки.

    История села и его храма неотделима, хотя остается мало известной страницей нашего древ-него Нижнего Новгорода и отражает важнейшие вехи судеб всего края…

    Село Высоково основано в XIV столетии на землях местного Печерского монастыря, играв-шего заметную роль не только в жизни Нижнего Новгорода, но и всей Древней Руси. В последую-щие XV и XVI века, когда Нижегородская земля постоянно разорялась изгоном проходившими через нее вглубь России отрядами монголо-татар и ногайцев, село неоднократно выжигалось. Осо-бенно памятным стал 1521-й год, когда "августа в 1 день приведоша цари и князи с Казани Сеит да Мочалей и повоеваша около Нова града Нижнего от Березополья до Клина, и полону взяша и пожни вы-секли, и приидоша под город того же месяца в 28 день на десятом часу дни, быша до вечера и пошли прочь, и в верхнем конце сожгли церковь Рождества пресвятые Богородицы да 240 дворов по Гремячей ручей да Печерской монастырь выжгли".

    В 1549 году архимандрит Печерского мо-настыря жаловался царю Ивану IV (будущему Грозному), что у них "в Нижнем Нове городе село Высоково з деревнями все пусто от казанские войны: люди побиты, иные в полон поиманы, дворов нет и пашни не пашут".

    После этого Печерский монастырь получил от царя не только право в течении 10 лет не пла-тить податей, но и богатые вклады деньгами и землями (деревню Ельню, пустошь Черемис-скую и др.).

    После присоединения к России Казани и Астрахани создались реальные условия для вос-становления хозяйства края, но вскоре Повол-жье охватили Черемисские войны, а затем — "Смута". Село Высоково в который уж раз оказалось в зоне активных военных действий, прино-сивших, как обычно, простому пахарю или ре-месленнику лишь горе и разорение.

    Воцарение в 1613-м году Михаила Федо-ровича Романова и некоторая нормализация по-ложения в стране были восприняты нижегород-цами с великим воодушевлением и радостью. Уже в 1619-м году печерский архимандрит Иов предпринял энергичные усилия для восстановле-ния хозяйства села. В 1636-м году монастырский плотник Шестак "с товарыщи" на месте старой, давно обветшавшей церкви срубили новый погостовый из двух храмов (шатрового холодного и клетцкого теплого) ансамбль. Иконы для новопостроенных храмов писал свой же изограф — черный поп Мисаил.

    Хотя возле Высокова возделывалось 202 чети пашни (четь=1/2 десятины=1200 кв. сажен=5462 м2), но обрабатывалась земля преимущественно наемными сезонными работниками, ибо в селе жили по-старинке ры-баки, неводчики и кормщики, солодовники и ка-менщики, в общем мастера, выполнявшие на монастырь самые различные работы. Следует по-мнить, что при строительстве каменных зданий Печерского монастыря в 1640-х годах под руко-водством прославленного русского зодчего Антипы Константинова кирпич делали под надзором балахнинца Онцыфора Емельянова и под селом Высоким! Так было до 1672-го года, когда поло-вина села перешла во владение первого Нижего-родского митрополита Филарета(1672 - 1686), устроившего в нем свою летнюю резиденцию. С тех пор в Высокове проводили значительную часть времени все нижегородские владыки, в том числе Питирим (1719 - 1738), Дамаскин (1783 - 1794), Макарий (1879 - 1885) и другие. Храм же в их быт-ность в Высокове становился "кафедральным". Каждый из владык стремился вложить в ризницу достойные дары.

    В 1801-м году в Нижний Новгород пришел указ Синода о строительстве впредь вместо об-ветшавших или сгоревших храмов исключитель-но каменных зданий и обязательно по проектам дипломированных архитекторов. В силу того что храмы села Высокова к тому времени имели мно-гие повреждения, епископ Вениамин указал выстроить там новый каменный трехпрестольный храм. Планы-фасады здания он заказал гу-бернскому архитектору Ивану Ивановичу Межецкому.

    В качестве прообраза он взял известный в Нижнем Новгороде с середины XVII столетия храмовый тип "корабль" — со строго осевым рас-положением алтаря, моленного зала, трапезной и высотной колокольни над главным западным входом. Но решена архитектура храма несколь-ко упрощенно, хотя в убранство фасадов и введе-ны характерные для господствовавшего тогда в художественной жизни России классицизма рус-товка и элементы ордера.

    В 1815-м году храм был освящен в честь Живоначальной Троицы Нижего-родским епископом Моисеем (1811-1825).

    В годы Советской власти, храм в честь Живоначальной Троицы в Высоково практически не закрывался. Богослужение, лишь ненадолго прерванное, возобновилось через два с половиной месяца после закрытия храма, на 40-й день войны, и с тех пор ведется постоянно.

    В 1942 году городская Троицкая Высоковская церковь была единственной действующей не только в Горьком, но и на окрестные три района: число ее прихожан превышало 5 тысяч человек.

    В годы Великой Отечественной войны Троицкая церковь оказывала большую духовную и материальную поддержку русскому народу в борьбе с врагом.

    Высоковская церковь внесла на нужды обороны 6 млн рублей. Она имела возможность это сделать, так как была единственной на три городских района и окраины, и число ее прихожан неуклонно росло.

    При Высоковской церкви в. жил первый после возрождения епархии епископ Сергий (Гришин), а с ноября.

    Храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы

    настоятелем церкви являлся епископ Зиновий (Красовский).

    В период с 1943 и по 1974 гг. церковь в с. Высокове была кафедральным собором.

    Почти два века Высоковский храм остается не только заметным памятником истории, но и центром духовной жизни Нижнего Новгорода. Старинный Свято-Троицкий храм является одним из самых любимых нижегородцами.

    По информации комитета по делам
    архивов Нижегородской области

    mob_info