Увольнение военнослужащего со служебным жильем. Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья или субсидии? Как быть в этом случае? Право на увеличение общей площади квартиры имеют

До апреля 2015 года увольнение военнослужащего было возможно после предоставления ему жилья. После внесения корректировок в ФЗ «О статусе военнослужащих» все кардинально изменилось, и расторжение контракта теперь производится без обеспечения увольняющихся военных квартирами, что вызвало широкий общественный резонанс.

Какие нормы содержались в предыдущей версии закона:

До внесения изменений военнослужащие могли отказаться от предложенной недвижимости, что делало невозможным их увольнение. Этим пользовались офицеры, достигшие пенсионного возраста или лица, не подходящие для службы по квалификационным требованиям, чтобы получать ежемесячное денежное довольствие и иметь право на социальные льготы.

«Несправедливо увольнять военных, прослуживших более 10 лет, без предоставления жилья. Я в ближайшее время издам указ, чтобы исключить этот недостаток. Даже если офицер увольняется по достижении максимально допустимого возраста нахождения на службе или по состоянию здоровья, ему необходимо в обязательном порядке предоставить квартиру» – сказал на одном из заседаний Президент РФ В.В. Путин.

Как видно из вышеперечисленного, при наличии любой из вышеперечисленных причин при увольнении может и не браться отказ от квартиры в письменной форме, но лишь в том случае, если ранее жилье предлагалось неоднократно, но по каким-либо мотивам сотрудник от него отказывался:

  • Несоответствие санитарным требованиям.
  • Несоответствие стандартам жилья.

Указ Президента также делает ряд исключений, которые были упущением в прошлой редакции ФЗ:

  • Если военному предлагалась квартира всего один раз, он не может быть уволен без жилья.
  • Офицер может оспорить решение комиссии, если жилище было выдано не по месту прохождения службы.
  • Если выслуга равна 20 годам и более, и сотрудник нуждается в повышении условий проживания, он может ходатайствовать об оформлении права собственности на квартиру или составлении договора социального найма.

Примеры из судебной практики

Чтобы разобраться в теме более детально, достаточно изучить пример, когда расторжение контракта без предоставления жилья было признано незаконным:

Капитан Савельев В.В. прослужил 12 лет в ВС РФ, нуждается в повышении уровня жилищных условий в связи с рождением третьего ребенка. Контракт с ним расторгли на основании проводящихся ОШМ, его согласие не принималось. Ранее жилье ему предлагалось только один раз, но он давал письменный отказ в связи с несоответствием жилища общепринятым стандартам.

Суд удовлетворил иск Савельева В.В. и постановил:

  • Восстановить сотрудника в рядах ВС РФ и признал увольнение незаконным.
  • Выделить капитану квартиру, пригодную для проживания.

Основанием для такого решения послужила нужда Савельева В.В. в улучшении жилищных условий и то, что отказ от квартиры с него брался только один раз, другие варианты не предлагались.

Увольнение без обеспечения квартирой по инициативе работодателя

Согласно ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности…», прекращение действия контракта вне воли военнослужащего возможно в следующих случаях:

Для увольнения здесь письменное заявление от сотрудника не требуется. Достаточно доказательств виновных действий, проведения служебного расследования, заключения комиссии и издания приказа. В качестве основания в нем и в трудовой книжке будет указана ст. 51 ФЗ №53-ФЗ.

Военнослужащим решать жилищные проблемы помогает государство. Условия поддержки обусловлены ситуацией. Несущим службу лицам полагается служебное жилье. Свое жилье жилье бывшим военнослужащим также предоставляет государство или же помогает его купить. Условия получения жилплощади могут быть разными и зависят от ситуации.

В каких случаях полагается жилье уволенным военнослужащим

Обеспечение военнослужащих жильем при увольнении реализуется договором соцнайма или бесплатным предоставлением жилой площади. Бывший военнослужащий вправе получить выплату, чтобы приобрести дом. Воспользоваться льготами могут не все уволенные с военной службы.

Обеспечение военнослужащих жильем при увольнении посредством федеральной поддержки возможно в случаях:

  1. Сокращенные по возрасту, уволенные по состоянию здоровья. Совокупный срок службы 10 лет позволяет получить реальную поддержку государства.
  2. Семья военного. Жилье уволенным военнослужащим положено по закону. В случае гибели при исполнении службы, полученное жилье переходит жене и детям. Касается норма и бывших военных контрактников, погибших при несении службы.
  3. Добросовестно служившие в ОВД, противопожарной службе, органах УИС со стажем 10 лет. Правом на жилплощадь располагают лица, обеспечиваемые согласно законодательству СССР. Соответствующие права получают и семьи таких претендентов.

Порядок получения жилье бывшим военным

Предоставляется жилье уволенным военнослужащим согласно порядку оформления. По месту службы составляют список необеспеченных собственным жилищем. Уволенные с военной службы опрашиваются на предмет заинтересованности.

Для внесения в очередь демобилизированный военный подает контролирующему органу заявление. Обязательно прилагаются документы, предусмотренные программой. Принимая заявление, уполномоченные органы сразу определяют подходящий способ предоставления жилья военнослужащим уволенным в запас: бесплатно, посредством целевого субсидирований или соцнайма.

В каких случаях возможно увольнение военнослужащего без жилья

Военный лишается льготного права, разрешив жилищную проблему самостоятельно. Если освобожденный от военной службы не предоставит справки об отсутствия личной жилплощади. Ситуация непредставления справки вследствие утраты архива решается судом.

Право получения льготного жилища подтверждается выдачей именного свидетельства, действительного 6 месяцев. При гибели военного сертификат на жилье заменяется документом, действующим 3 месяца с передачей близким родственникам.

Важно: Сам получатель обязан распорядиться свидетельством своевременно. Если неиспользовать сертификат на жилье, то его необходимо вернуть по завершении срока действия. В таком случае право признается нереализованным, в личном деле военного проставляется соответствующая отметка. Если есть причина, почему сертификат не реализован, то льгота сохраняется за бывшим военным и далее он сможет воспользоваться своим правом.

Жилье уволенным с военной службы по ипотеке по программе 2016 года

С 2016 года, военные участвуют в федеральной программе военной ипотеки. Министерство обороны РФ отменило предоставление готовой жилой недвижимости и выплаты. Получить денежное пособие вправе лица, ставшие очередниками до 2005 года.

Если происходит увольнение в запас, фактически освобожденный от военной службы участник НИС, теряет возможность пополнения накоплений (очередь на жилье по личному номеру). Законодательством РФ определены специальные правила предоставления жилья уволенным с военной службы. Достаточно отслужить 10 лет, не иметь серьезных взысканий.

На 2017 год функционирует три варианта обеспечения жильем военных:

  1. Предоставление жилплощади по договору соцнайма.
  2. Получение денежной субсидии.
  3. Участие в программе НИС.

Увольнение военнослужащего без жилья практически невозможно при добросовестной службе от 10 лет. Заключение контракта раньше 1.01.2005 дает обеспечение военнослужащих жильем при увольнении и позволяет получить ведомственное жилище либо денежную сумму для приобретения. Участники НИС в увольнении получают возможность получить жилплощадь по программе военной ипотеки.

Важно: согласно ФЗ от 20.04.2015 г. №97 есть ситуации когда можно уволить военнослужащего без предоставления жилья и. Получения собственных квадратных метров становится невозможным если военный, с выслугой от 10 лет, ранее уже отказывался от возможных вариантом. В таком случае считается, что служащий пользуется своим положением для получения государственных компенсаций, льгот и выплат. Соответственно, если уволили военнослужащего без предоставления жилья по такой причине - он теряет свои права на компенсацию и саму жилплощадь и фактически теряет .

Право на жилье погибшим уволенным в запас военнослужащим

Существующее право военнослужащего на жилье при увольнении переходит членам семьи после гибели уволенного военного, при условии его увольнения по причинах:

  • достижение предельного срока службы;
  • состояние здоровья;
  • организационно-штатные мероприятия (реорганизация).

Защитник Родины должен получить льготу согласно ФЗ № 76 от 27.05.1998 до своего расчета (гибели).

Важно: Вдовы (вдовцы) сохраняют возможность преемства до повторного вступления в брак.

Накопления НИС переходят семье умершего обычным порядком по праву наследования. Семья обладателя накоплений вправе использовать средства, оформляя ипотеку. Недостающую сумму родственники будут оплачивать самостоятельно. Члены семьи погибшего могут получать компенсацию оплаты жилья.

Порядок выплат за поднаем жилья уволенным военнослужащим

Работающим военнослужащих обеспечивают служебной жилплощадью. При отсутствии возможности можно снимать жилплощадь самостоятельно, получая компенсацию затрат. Допускается поднаем жилья для уволенных военнослужащих, не получивших жилплощади.

Новый порядок выплат уволенным военнослужащим за поднаем жилья установлен с начала 2016 года. Военные, снимающие квартиру, получают возмещение фактических расходов, не более размера, установленного нормативом общей площади и максимальной стоимости найма квадратного метра. Допустимую площадь устанавливают, учитывая общее количество членов семьи.

Жилье уволенным с военной службы полагается обязательно, хоть и разными способами. Исключение составляют случаи отстранения за нарушения (преступления), недостаточный срок службы.

В апреле 2015 года в закон о статусе военнослужащих (№76-ФЗ) были внесены изменения, которые сделали возможным увольнение военнослужащих без обеспечения жильем. Такое дополнение вызвало широкий общественный резонанс, однако имеет смысл более детально разобраться в такого рода решении.

В прежней версии закона имело место серьезное упущение:

  • Уволить лицо, состоящее на военной службе можно было только после предоставления ему жилья;
  • Военнослужащий имел право отказаться от выделенной ему жилплощади;
  • Прекращение служебных отношений с ним представлялось невозможным ввиду необеспеченности его жильем.

Очевидно, что многие военнослужащие отказывались от выделяемого государством жилья только ради того, чтобы условия их увольнение не выполнялись. В итоге те лица, которые не могли продолжать службу в армии по достижении положенного возраста или по состоянию здоровья оставались рядах вооруженных сил, что давало им право на:

  1. Денежное довольствие;
  2. Социальные льготы.

По сути, не будучи в состоянии выполнять возложенные на них обязанности, военнослужащие продолжали получать оклад и разного рода надбавки за выслугу лет, звания, несение службы в особо опасных районах и др.

Статистические данные свидетельствуют об огромных суммах злоупотреблений: только в период с 2011 по 2014 год на содержание военных, которые сознательно отказались от жилья ради сохранения своего места в рядах вооруженных сил ушло 60 миллиардов рублей.

В целях пресечения подобной практики Президент РФ В. Путин утвердил поправки в законодательстве, согласно которым те военнослужащие, которые неоднократно отказывались от выделяемой государством жилплощади, могут быть уволены в любой момент без обеспечения жильем. Детально все вопросы увольнения военнослужащих без жилья будут рассмотрены в данной статье.

Увольнение без жилья – не ущемление прав, а справедливая мера

Изменения законодательства, которые касались увольнения военнослужащего без предоставления жилья, вызвали немало споров. Однако на деле это вовсе не способ ущемления прав военных, а скорее мера по рационализации военных расходов из государственного бюджета России.

Как выглядит процесс прекращения военной службы лицом, не обеспеченным жильем?

  • Во-первых, уволены на новых основаниях могут быть только те военнослужащие, которые отказались от предложенной им жилплощади;
  • Во-вторых, могут увольняться на только служащие из рядов Вооруженных сил, но и те, кто находится в распоряжение командования (занимают внештатные должности).

Законодательство довольно детально описывает круг причин для увольнения работников, а именно:

  1. Достижение предельного возраста военной службы;
  2. Неблагоприятное состояние здоровья, которое исключает возможность дальнейшего пребывания в рядах Вооруженных сил;
  3. Организационно-штатные мероприятия (ОШМ).

Если военнослужащий попадает под одну из упомянутых выше статей, то его могут уволить даже без его согласия и при отсутствии жилплощади. Однако возможно это лишь в том случае, если ему неоднократно предлагалась квартира от государства, а он в силу необъективных причин отказался от ее получения.

Существуют и исключения из этого правила: не считаются необъективными отказы военнослужащего от жилья если оно:

  • Не соответствует существующим стандартам жилья;
  • Не способно удовлетворить установленным на государственном уровне санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Примечательно, что при отказе военнослужащего от жилищной субсидии – его также могут уволить из рядов вооруженных сил. При этом, даже будучи уволенными и неоднократно отказавшимися от жилья – они продолжают состоять в списке очередников на получение жилплощади от государства.

Для исключения вероятности ущемления прав лиц, состоящих на военной службе, был издан Указ Президента РФ, который уточняет права военных, срок службы которых составляет 10 и более лет (УП №2 от 2.01.2016).

  • Во-первых, лица, которые отслужили в рядах Вооруженных сил имеют право на получение жилищной субсидии ли жилой площади;
  • Во-вторых, если им не предоставлялись эти виды обеспечения или предлагались всего один раз, то они не могут быть уволены по обозначенным выше основаниям;
  • И наконец, военнослужащий имеет право заявить о том, чтобы его обеспечили жильем не в том месте, где он проходит службу.

Существуют и иные законодательные допущения, которые затрагивают вопрос обеспечения военнослужащего жильем, а именно:

  • Если военнослужащего направили для выполнения обязанностей в район, где у него отсутствует собственная жилая площадь, то его в трехмесячный срок обеспечивают служебной квартирой;
  • Если выслуга лет лица составляет 20 и более лет и при этом имеет место необходимость улучшения жилищных условий, то оно имеет право рассчитывать на получение квартиры в собственность или на условиях социального найма.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что те военные, которым разрешено после увольнения проживать без ограничений в предоставленных по месту несения службы квартирах, не вправе дополнительно претендовать на социальные гарантии по обеспечению военнослужащих жильем (ст. 23 №229-ФЗ).

Таким образом, поправки в законодательстве вовсе не предполагают полное лишение военнослужащих права на обеспечение жильем перед увольнением, но пресекают злоупотребления этим правом.

Случаи незаконного увольнения военнослужащих без обеспечения жильем

Законодательство достаточно детально описывает условия увольнения военнослужащих без обеспечения их жильем. Однако на практике нередко возникают ситуации, при которых лицо лишается и должности в рядах Вооруженных сил и возможности получить жилплощадь от государства.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение судебной практики увольнения военнослужащих без предоставления жилья.

  1. Однократный отказ от жилья . Военнослужащий московской области предоставил кассационную жалобу по факту увольнения его в связи с организационно-штатными мероприятиями (ОШМ). В общем виде ситуаций по делу сложилась следующая:
  • Основание для увольнения – ОШМ;
  • Продолжительность военной службы составляет 12 лет и 4 месяца;
  • Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет троих детей несовершеннолетнего возраста);
  • Единожды отказался от получения жилья в месте прохождения службы (приграничный район) 8 лет назад;
  • Согласия на увольнение военнослужащий не давал.

Суд постановил жалобу лица удовлетворить : восстановить его в прежней должности до выделения жилплощади необходимого размера.

– отказ от предоставленной государством жилплощади имел место всего один раз, и притом на текущий момент военнослужащий нуждается в улучшении жилищных условий.

  1. Несоответствие жилья принятым стандартам. Военнослужащий уволен из состава Вооруженных сил РФ в связи с резким ухудшением состояния здоровья ввиду признания невозможности дальнейшего несения им военной службы. Он представил на рассмотрение суда Белгородской области кассационную жалобу, содержащую такие сведения:
  • Основание для увольнения – несоответствие должности по состоянию здоровья;
  • Продолжительность военной службы 10 лет и 11 месяцев;
  • Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет двоих несовершеннолетних детей);
  • Дважды отказался от предоставленной жило площади – квартир по 48 и 60 квадратных метров.

Суд удовлетворил жалобу военного : определил необходимость перевода его на внештатную должность (в распоряжение командования) до момента обеспечения надлежащим жильем.

Причина признания решения об увольнении без предоставления жилья незаконным – дважды военнослужащему предлагали жилье, несоответствующее принятым стандартам. В частности, в Белгородской области минимальная норма жилплощади на одного человека составляет 18 квадратных метров. Поскольку в семье военного 4 человека, то минимально допустимая площадь квартиры должна составлять 72 квадратных метра. Следовательно, его отказ от предоставляемых вариантов жилья можно считать объективным.

К числу оснований незаконного увольнения также относят предоставление жилья, не отвечающего санитарным нормам, а также выделение жилплощади в районе осуществления военным его службы, при условии, что он уже оформил письменное прошение о выделении ему квартиры в иных регионах. Такого рода прецеденты в российской судебной практике также имели место.

Увольнение военнослужащего без предоставления ему жилья – вынужденная мера, которая позволяет пресечь злоупотребление правом на отказ от предлагаемой жилплощади военнослужащими. При этом основная масса военных, которые отслужили более 10 лет и нуждаются в улучшении жилищных условий под эту статью не попадают.

получен
гонорар 33%

Добрый день. В связи с практикой Верховного суда - правомерна

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело№210-КГ16-17
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 18 августа 2016 г.
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской
Федерации в составе
установила:
Карасев СЮ. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором
просил признать незаконным приказ командующего Северным флотом
от 11 июня 2015 г. № 559-ДД об исключении его из списков личного состава
войсковой частибез обеспечения жилищной субсидией и прохождения
профессиональной переподготовки.


2015 г. в удовлетворении административного искового заявления
Карасева СЮ. отказано.
Апелляционным определением Северного флотского военного суда от
27 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и принято
новое, которым приказ командующего Северным флотом от 11 июня 2015 г.
№ 559-ДД об исключении Карасева СЮ. из списков личного состава войсковой
части признан незаконным, на командующего Северным флотом
возложена обязанность по восстановлению административного истца в списках
личного состава войсковой части до предоставления ему жилищной
субсидии. С Федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое
командование Северного флота» в пользу Карасева СЮ. взысканы
судебные расходы в размере 3 000 рублей (оплата услуг представителя) и
450 рублей (государственная пошлина).

В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию по делам военнослужащих
Верховного Суда Российской Федерации, представитель командующего
Северным флотом и командира войсковой части - Юскин Д.О., ссылаясь на п. 1 ст. 23 и п. 4 ст. 19 Федерального закона «О статусе
военнослужащих», утверждает, что судом апелляционной инстанции существенно
нарушены нормы материального права, поскольку указанные положения
закона не содержат запрета на исключение из списков личного состава
части уволенного военнослужащего, обеспеченного по установленным
нормам служебным жилым помещением, а прохождение (завершение) военнослужащим
профессиональной переподготовки возможно и после его исключения
из данных списков.

В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения
судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения
норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход
дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных
прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом
публичных интересов.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела
допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось
в следующем.
Как усматривается из материалов дела, Карасев С.Ю., имеющий общую
продолжительность военной службы более 10 лет и обеспеченный по месту
прохождения военной службы служебным жилым помещением по установленным
нормам
, приказом командующего Северным флотом от 25 января
2014 г. № 5 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Данный приказ Карасев СЮ. в судебном порядке не оспорил и своё нахождение
на военной службе связывал не с её прохождением, а с реализацией
своих жилищных прав.
На момент увольнения он находился на учёте нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному
месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
5 февраля 2014 г. жилищным органом удовлетворено заявление Карасева
СЮ. об изменении формы обеспечения жильём на государственный жилищный
сертификат, а 27 мая 2015 г. - на жилищную субсидию.


2014 г.) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной
службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных
условий по нормам, установленным федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия
не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного
возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений
или жилищной субсидии.При желании указанных военнослужащих
получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они
обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства
в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 названного закона.
Из анализа приведённой нормы следует, что закон устанавливает запрет
на увольнение указанных военнослужащих при определённых обстоятельствах,
а ограничений, связанных с невозможностью исключения таких уже уволенных
военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных
по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено.
Кроме того, данное положение закона подлежит применению в зависимости
от уровня обеспеченности военнослужащего жильём.
Аналогичный подход сформулирован и в п. 17 ст. 34 Положения о порядке
прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской
Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237.
Согласно договору найма служебного жилого помещения в пос. Луоста-
4
ри-2 и обязательству о сдаче этого жилья Карасеву СЮ. гарантировано сохранение
за ним данного помещения до обеспечения его жилищной субсидией.
Поскольку Карасев СЮ. (состав семьи 1 человек) по месту военной
службы обеспечен служебным жилым помещением общей площадью
36,8 кв. м, то есть по установленной норме, признан нуждающимся в жилых
помещениях по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге, то действия
командующего Северным флотом, связанные с увольнением административного
истца с военной службы в январе 2014 года сомнений в законности
не вызывают.
При таких данных оснований для нахождения Карасева СЮ. в списках
личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного
расчёта по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению
не имелось, а не предоставление ему жилищной субсидии (как формы
реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным
жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учёте нуждающихся
в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе
не являлось препятствием для увольнения в запас и исключения из списков
личного состава части.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности приказа об
исключении Карасева СЮ. из списков личного состава войсковой части
, изданного во исполнение приказа командующего Северным флотом о
его увольнении с военной службы, является правильным.
Учёл гарнизонный военный суд и то, что с рапортом о прохождении
профессиональной переподготовки Карасев СЮ. обратился к командиру войсковой
части только 16 октября 2014 г., то есть после издания приказа
об увольнении с военной службы.
В соответствии с п. 7 Порядка и условий профессиональной переподготовки
по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан
Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, утверждённых
приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 марта
2009 г. № 95 и действовавших в период возникших правоотношений, документы
Карасева СЮ. 30 октября 2014 г. установленным порядком были направлены
командованием в адрес начальника Военной академии войск РХБЗ и
инженерных войск.
Что касается положений п. 4 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих
», предусматривающих право уволенных военнослужащих на
завершение учёбы бесплатно, то они не подлежат применению при разрешении
спора, касающегося вопроса исключения военнослужащего из списков
личного состава воинской части, поскольку не затрагивают отношений, связанных
с порядком прохождения военной службы. Прохождение (завершение)
военнослужащим профессиональной переподготовки по одной из гражданских
специальностей в силу закона возможно и после прекращения военно-
служебных отношений.
Следовательно, вывод флотского военного суда о незаконности приказа
5
командующего Северным флотом от 11 июня 2015 г. № 559-ДД об исключении
Карасева СЮ. из списков личного состава войсковой части без выплаты
ему жилищной субсидии является ошибочным.
Допущенное судом апелляционной инстанции существенное нарушение
норм материального права повлияло на исход дела и без его устранения невозможна
защита охраняемых законом публичных интересов в сфере правовых
отношений, регулирующих порядок реализации права военнослужащих
на жилище при увольнении с военной службы, что в силу ст. 328 КАС РФ является
основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения
и оставления в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 327-328, п. 4 ч. 1 ст. 329, 330 КАС РФ, Судебная коллегия
по делам военнослужащих
определила:
апелляционное определение Северного флотского военного суда от 27 января
2016 г. отменить, оставить в силе решение Североморского гарнизонного военного
суда от 18 ноября 2015 г., принятое по административному исковому
заявлению Карасева С Ю об оспаривании действий командующего
Северным флотом и командира войсковой части, связанных с его исключением
из списков личного состава воинской части.
Председательствующий
Судьи:
И.В. Крупное
А.Н. Замашнюк
СГ.

Кроме того::

УТВЕРЖДЕН
Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации
20 декабря 2016 г.
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 4 (2016)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ
ПО ДЕЛАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1. Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего,
обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного
нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства,
отличному от места службы.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 18 ноября
2015 г. К. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил
признать незаконным приказ командующего Северным флотом об
исключении его из списков личного состава воинской части без
обеспечения жилищной субсидией.
Апелляционным определением Северного флотского военного суда
от 27 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и по
делу принято новое решение, которым заявление удовлетворено,
оспариваемый приказ признан незаконным.
В кассационной жалобе представитель командующего Северным
флотом, указывая на отсутствие в законе запрета на исключение из
списков личного состава воинской части уволенного военнослужащего, 116
обеспеченного по установленным нормам служебным жилым
помещением, просил апелляционное определение отменить, оставить в
силе решение суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное
определение флотского военного суда и оставила в силе решение
гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. об отказе К. в
удовлетворении заявления, приведя в обоснование следующие доводы.
Из материалов дела следует, что К., имеющий общую
продолжительность военной службы более 10 лет и обеспеченный по
месту военной службы по установленным нормам служебным жилым
помещением, приказом командующего Северным флотом уволен с
военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
На момент увольнения К. находился на учете нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по
избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
5 февраля 2014 г. жилищным органом удовлетворено заявление К. об
изменении формы обеспечения жильем на государственный жилищный
сертификат, а 27 мая 2015 г. – на жилищную субсидию.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 23 Федерального закона
«О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на 25 января
2014 г.) военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной
службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении
жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их
согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья
или в связи с организационно-штатными мероприятиями без
предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При
желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по
месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми
помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке,
предусмотренном п. 14 ст. 15 названного закона.
Из анализа приведенной нормы следует, что закон устанавливает
запрет на увольнение указанных военнослужащих при определенных
обстоятельствах, а ограничений, связанных с невозможностью исключения
уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской
части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не
предусмотрено.
Аналогичный подход сформулирован в п. 17 ст. 34 Положения о
порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237.
Согласно договору найма служебного жилого помещения в пос.
Луостари-2 и обязательству о сдаче этого жилья К. гарантировано 117
сохранение за ним данного помещения до обеспечения его жилищной
субсидией.
При таких данных оснований для нахождения К. в списках личного
состава воинской части после осуществления с ним окончательного
расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому
обеспечению не имелось, а непредоставление ему жилищной субсидии
(как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту
службы служебным жилым помещением по установленным нормам и
нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному
месту жительства само по себе не являлось препятствием для увольнения в
запас и исключения из списков личного состава части.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности приказа
об исключении К. из списков личного состава воинской части, изданного
во исполнение приказа командующего Северным флотом о его увольнении
с военной службы, является правильным.
Определение № 210-КГ16-17

Общаться в чате

юрист, г. Кубинка

Общаться в чате

1 0

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Искендеров Эмиль

Юрист, г. Серпухов

Бесплатная оценка вашей ситуации

    4326 ответов

    1734 отзыва

Добрый день, Сергей.

В некоторых случаях могут, но для этого надо, чтобы Вы отказались от предложенного варианта (служебное жилье таким вариантов не является) или не представили документы, необходимые для получения жилищной субсидии. Существует пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237), где указано:

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

получен
гонорар 33%

Сергей, добрый вечер.

Правомерно ли решение руководителя об увольнении и исключении меня из списков части без предоставления субсидии, для покупки жилья в собственность, при наличии у меня служебной жилплощади?!

Несмотря на то, что Вы увольняетесь по состоянию здоровья, при выслуге более 20 лет и признаны нуждающимся в получении жилья, поскольку Вы обеспечены служебным жилым помещением, Вас могут уволить и без предоставления жилищной субсидии, которая в дальнейшем будете предоставлена уже после увольнения и исключения из списков части. На такую возможность указал Верховный Суд РФ в

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)

1. Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы.
Решением Североморского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. К. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконным приказ командующего Северным флотом об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения жилищной субсидией.
Апелляционным определением Северного флотского военного суда от 27 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и по делу принято новое решение, которым заявление удовлетворено, оспариваемый приказ признан незаконным.
В кассационной жалобе представитель командующего Северным флотом, указывая на отсутствие в законе запрета на исключение из списков личного состава воинской части уволенного военнослужащего, обеспеченного по установленным нормам служебным жилым помещением, просил апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное определение флотского военного суда и оставила в силе решение гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. об отказе К. в удовлетворении заявления, приведя в обоснование следующие доводы.
Из материалов дела следует, что К., имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет и обеспеченный по месту военной службы по установленным нормам служебным жилым помещением, приказом командующего Северным флотом уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
На момент увольнения К. находился на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
5 февраля 2014 г. жилищным органом удовлетворено заявление К. об изменении формы обеспечения жильем на государственный жилищный сертификат, а 27 мая 2015 г. - на жилищную субсидию.
В соответствии с Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на 25 января 2014 г.) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном названного закона.Из анализа приведенной нормы следует, что закон устанавливает запрет на увольнение указанных военнослужащих при определенных обстоятельствах, а ограничений, связанных с невозможностью исключения уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено.
Аналогичный подход сформулирован в Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
Согласно договору найма служебного жилого помещения в пос. Луостари-2 и обязательству о сдаче этого жилья К. гарантировано сохранение за ним данного помещения до обеспечения его жилищной субсидией.При таких данных оснований для нахождения К. в списках личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению не имелось, а непредоставление ему жилищной субсидии (как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе не являлось препятствием для увольнения в запас и исключения из списков личного состава части.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности приказа об исключении К. из списков личного состава воинской части, изданного во исполнение приказа командующего Северным флотом о его увольнении с военной службы , является правильным.

Определение N 210-КГ16-17

Кроме того, данная мысль была изложена и в

«Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», исходя из положений абзаца четырнадцатого п. 1 ст. 15, абзаца второго п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы при решении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимания обстоятельства.Из изложенного следует, что увольнение А. с военной службы не предполагало необходимости освобождения им занимаемого по месту военной службы служебного жилого помещения до реализации жилищных прав по избранному месту жительства.
Таким образом, приказ об исключении заявителя из списков личного состава воинской части, изданный во исполнение приказа о его увольнении с военной службы, Судебная коллегия находит законным, а выводы судов об обратном ошибочными.

Или все таки я должен находится в распоряжении командира, до момента выплаты мне денежных средств?

Нет. Увольнение и исключение из списков части после всех расчетов перед увольнением будут законными.

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов .

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Здравствуйте! В марте 2015 г. меня уволили по болезни, категория Д - не годен к военной службе (заболевание сердца, получено в период прохождения военной службы) - с оставлением в списках части до получения жилья (так заверял командующий). 21.01.2014 г. по решению суда меня признали нуждающейся в получении жилья по избранному месту постоянного жительства в г. Владивостоке составом семьи 1 человек. В апреле 2015 г. была признана нуждающейся в получении жилья по месту службы (категория УЖУ). Срок выслуги у меня 22 года 5 месяцев календарных, 44 года 10 месяцев льготных. У моего мужа, с которым мы в браке с августа 2010 г., есть в собственности 2-комнатная квартира, приобретённая в 1998 г. В ней также зарегистрированы и проживают два его сына 25 и 27 лет, я зарегистрирована при части с 2009 г. На данный момент мы с мужем снимаем квартиру, так как проживая в одной квартире по сути с двумя чужими мужчинами, я испытывала постоянный стресс, что категорически противопоказано при моём заболевании. На данный момент меня исключают из списков части без предоставления субсидии (поменяла обеспечение в связи отсутствием малометражного жилья), мотивируя тем, что жить мне есть где, и когда-то (?!) на "гражданке" меня обеспечат субсидией. А как же п.1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих"? Я сама уже хочу уволиться, но после обеспечения жилищной субсидией. Мне говорят, что её долго ждать. Есть ли какие-то сроки обеспечения, льготная очередь для получения жил. субсидии, если увольняешься по здоровью (категория Д)? Пожалуйста, ответьте, правомерно ли исключение из списков части без предоставления субсидии на приобретение, либо строительство жилья? Заранее благодарна. Ирина.

Ирина Константиновна Байкова,
Тема вопроса: Увольнение с действительной службы
Населенный пункт: Петропавловск-Камчатский


Добрый день! Нет, в данном случае исключение из списков части будет не правомерным и приказ можете также оспорить в судебном порядке. Рекомендую посмотреть приведённые мной статьи с последними изменениями.
Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство
[Закон "О статусе военнослужащих"] [Глава II] [Статья 23]
1. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. В случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.
mob_info