Сообщение о чем то с разделительным. Разделительный мягкий знак. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. I. Повторение правила

В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? О важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи – говорим сегодня.

Три роли одной буквы

Мягкий знак - одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) - что-то среднее между Е и И.

В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова - просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень - пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.

Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).

А может быть разделительным.

Что разделяет мягкий знак?

Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа]. Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:

Статья – [стат’й’а´]

Пьёт – [п’йо´т]

Вьюга [вйу´га]

Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е - [й’э], ё - ]й’о], ю - [й’у], я - [й’а].

В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!

Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.

Особенности употребления мягкого знака в словах иноязычного происхождения

Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».

Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.

Приведем примеры таких слов:

  • Бульон.
  • Медальон.
  • Шампиньон.
  • Почтальон.
  • Каньон.
  • Котильон.
  • Батальон.
  • Павильон.

Как не ошибиться в слове с разделительным знаком?

Если после согласной следует гласная Е, Ё, Ю, Я, И, то необходимо определить, не находится ли эта буква на стыке между приставкой и корнем. Если перед нами приставка, оканчивающаяся на согласную, а за ней строит Е, Ё, Ю, или Я, то в этом месте надо писать не мягкий, а твердый знак. И после приставки на согласный переходит в Ы (исключение «взимать», слова с иноязычными и некоторыми другими приставками). Если же это не граница приставки и корня, то надо писать мягкий знак. Приведем примеры: вьюга, шьет, чья, птичьи, соловьи, колье.

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Варенье, веселье, здоровье, ненастье, печенье, платье.

Белье, жилье, живьем, ружье, чутье, чье, вьется.

Воробьи, муравьи, ручьи, соловьи, ульи, чьи.

Вьюга, вьюн, бьет - бью, вьет - вью, льет - лью, пьет - пью, шьет - шью, елью, дверью, костью, ночью, осенью, пылью, сетью, тенью, шерстью, грязью.

Братья, друзья, деревья, звенья, крылья, колосья, листья, обезьяна, перья, прутья, свинья, семья, скамья, стулья, сучья, сыновья, хлопья, чья, Илья, Дарья, Наталья, Софья, Татьяна, волчья, козья, лисья, медвежья, овечья, оленья, птичья, собачья.

1. Хорошо сидеть под тенью дуба. 2. Охотники взяли волка живьем. 3. Обезьяна Чита ела банан. 4. Петух захлопал крыльями.

1. На пол положили медвежью шкуру. 2. У свиньи хвост крючком. 3. Хлопья снега упали на землю. 4. У Натальи платье из льна.

1. Ворона вьет гнезда на деревьях. 2. Пришла осень с дождями и грязью. 3. Татьяна пьет козье молоко. 4. Летом мы всей семьей едем на море.

1. Осенью с деревьев опадают листья. 2. У собаки Джека отличное чутье. 3. Мы набрали много ягод на варенье. 4. Муравьи - санитары леса. Не трогай муравьиную кучу.

1. Воробьи шумной стайкой сели на крыльцо. 2. Илья упал в сугроб. 3. Рыбаки ловят рыбу сетью. 4. Я пью молоко и ем печенье.

1. Скамья под тенью дуба. 2. Отряд строился по звеньям. 3. Чья это нора? Это лисья нора. 4. Ночью был дождь. Он льет весь день.

1. Береги свое здоровье. Чаще дыши свежим воздухом. 2. Закрой дверь. Дверью не хлопай. 3. Конь бьет копытом. 4. Из зала убрали стулья.

1. Лена гладит белье. 2. У грача жилье из прутьев. 3. У ржи спелые колосья. 4. У орла сильные крылья.

1. Овечья шерсть очень теплая. 2. Нашу собаку зовут Вьюн. 3. Под елью сидит белка. 4. Надя шьет кукле кофту.

1. Наши лучшие друзья - птицы. 2. Борись с грязью и пылью. 3. Чаще чисти свое платье. 4. У ручья куры.

Осень в лесу.

Осенью в лесу тихо. Укрыли землю мокрые листья. Деревья стоят голые. Часто льют дожди. Холод загнал зверей в норы. Только ветер нарушает тишину леса. Трещат от ветра сучья. Качаются верхушки деревьев.

Наша семья.

Наша семья большая. Мои братья ходят в школу. Сестра Дарья работает на пчельнике. Там много ульев. Отец работает на поле. Мать ухаживает за свиньями. Каждый делает свое дело.

Праздник.

Наступил май. Вот и праздник. Над крышей вьется красный флаг. Люди вышли на площадь. В девять часов бьют куранты. Вот и салют. Мы идем домой. Там нас ждет пирог и чай с вареньем.

Выборочные диктанты.

Приходите к нам, друзья!

Эту елку выбрал я.

(С. Михалков.)

Воробьи вокруг скакали,

Видно, корм себе искали.

(О. Высотская.)

Листопад.

Листопад.

Листья желтые

(В. Мирович.)

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

(Г. Ладонщиков.)

Осторолсная лисица

Подошла к ручью напиться.

(Г. Ладонщиков.)

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

(Г, Ладонщиков.)

Вьются флаги у ворот,

Пламенем пылая,

Видишь, музыка идет

Там, где шли трамваи.

(С. Маршак.)

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

(С. Маршак.)

Кто видел у нас

В магазине Андрюшку?

Он самую лучшую

Выбрал игрушку -

Он выбрал ружье,

И сказал продавец:

Ты будешь охотником.

Ты молодец!

(С. Михалков.)

Мои друзья-приятели

Зря времени не тратили.

(Л. Зубкова.)

У клена листья разные:

Зеленые и красные…

(Л. Зубкова.)

Видит вьюга чудо это:

Солнце, вербу и скворца,

Вьюга хмурится от света,

Вьюга тает у крыльца.

(Л. Зубкова.)

Я вам загадаю загадку,

А вы разгадайте ее!

Кто ставит на пятку заплатку?

Кто чинит и гладит белье?

(Е. Благинина.)

Муравьи свой город строят

Только к югу от сосны.

(Б. Раевский.)

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом.

У них обычаи свои

И муравейник - дом.

(С. Михалков.)

Самодиктанты.

Мама, папа, брат и я -

Это дружная … (семья).

Что мне холода бояться!

Я привыкла закаляться.

Кран доволен, кран смеется -

На меня водичка … (льется).

У бабушки нашей хватает забот:

Для внучки Наташи и вяжет и … (шьет).

Ах, какое объеденье -

Земляничное … (варенье).

А ну-ка, веселее

Ударим молотком,

Покрепче, посильнее

Мы гвоздики … (забьем).

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы … (льет).

1. Я люблю кукурузные хлопья с молоком. 2. Друзья нашли волчью нору. 3. Из трубы вьется дымок. 4. Бегут по оврагам звонкие ручьи.

1. Под елью прячутся ежи. 2. Сыновья тети Дарьи - рабочие. 3. Мед очень полезен для здоровья. 4. Тело птицы покрыто перьями.

1. Чья майка? Чьи чулки? Чье платье? Это вещи маленькой Лены. 2. Братья Поповы спешат на завод. 3. Брату подарили ружье и барабан.

1. Скоро польет дождь. 2. К белью пришили пуговицы. 3. Вечером я полью огород. 4. Витя делает колья для забора.

1. За столом вся семья. 2. Я вылью воду из кувшина. 3. Друзья встречали вместе Новый год. 4. Оленьи рога красивы.

В лагере.

Утром дети пьют чай. Потом они идут к морю. Волны бьют о берег. Ребята купаются и играют в мяч. Кругом шум и веселье. Звучит горн. Он зовет на обед.

Собака Вьюга больна. Друзья Петя и Толя кормят ее. Они дают ей теплое молоко. Скоро собака будет здоровой. Друзья рады.

Весна пришла.

Кончились вьюги. Пришла весна. Солнышко льет тепло. Бегут и журчат ручьи. На деревьях зеленеют листья. Ползают муравьи. Громко чирикают воробьи.

На бульваре.

Мы с друзьями были на море. Вдоль моря тянется бульвар. Часто мы гуляли по бульвару. Хорошо на скамье под тенью пальм. Листья у пальмы широкие, большие. Слышны звуки вальса. Всюду веселье.

На охоту.

Дед обещал взять меня на охоту. Ночью я не мог спать. Вышли рано на зорьке. У деда через плечо ружье. У меня сумка. Чьи это следы на снегу? Это след лисицы. А вот и лисья нора. Дед взял лису живьем. Охота удалась.

Творческие диктанты.

1. Весна, птицы, вить, гнезда.

2. Часто, осень, лить, дожди.

3. Снег, видны, лиса, следы.

5. Мы, шить, костюмы, праздник.

6. Ночь, кусты, петь, соловей.

Контрольные диктанты.

Ночью мороз затянул лужи. Днем тепло. Журчат ручьи. На голых сучьях кричат грачи. Они вьют гнезда. На поле вышли машины. (20 слов.)

Это наш сад. Весной тут много работы. Взрослые рыхлят землю под деревьями. Ребята собирают мусор. Они жгут сухие листья. Уже прилетели наши друзья-птицы. Они вьют гнезда. (27 слов.)

В лесу жил сторож Илья. Зимой часто Илья ходил на охоту. Знал Илья лисьи и заячьи следы. Знал и птичьи крики. Домой Илья часто приносил большую добычу. (27 слов.)

В лесу журчат ручьи. У ручья растут деревья и кусты. У деревьев большие широкие листья. Они закрывают ручей тенью. К ручью пришел олень. Он пьет воду. (26 слов.)

Была сильная вьюга. Ветер качал деревья. Ветки стучали в окно. Хлопья снега били в лицо. Ночью ветер утих. Снежинки кружились и падали. Снег лег на деревья, на скамьи. (28 слов.)

Бабушка и внучка.

У бабушки есть внучка Таня. Татьяна часто выручает бабушку. То огород польет. То белье постирает. Бабушка любит внучку. Бабушка шьет ей платье к празднику.

Мягкий знак - особая буква русского языка. Несмотря на то, что он не даёт никакого звука, его роль в составе слова очень важна.

Функции мягкого знака

Как и твердый знак, мягкий используется по соседству с согласными, обозначая их мягкость. Однако это не единственный случай его употребления. Выделяют две главные функции этой буквы:

  • Смягчающая.
  • Разделительная.

Дополнительной функцией мягкого знака является обозначение конкретных грамматических форм, например, инфинитива глагола: беречЬ, испечЬ, привлечь.

Смягчающая функция считается основной для данной буквы. Поскольку согласные в некоторых случаях должны произноситься мягко, это нужно обязательно каким-то образом обозначить на письме. Примерами такого использования мягкого знака могут послужить слова: конЬ, банЬка, язЬ, легонЬко.

Разделительный мягкий знак пишется в нескольких ситуациях:

  • Всегда перед йотированными гласными Е, Ё, Ю и Я (печенЬе, солЬёт, выпЬю, копЬя).
  • В некоторых корнях слов после согласных (воробЬи).
  • В заимствованных словах перед гласной О (шампинЬоны).

Свое название он получил из-за выполняемой им функции. Такой мягкий знак "разделяет" между собой согласный и гласный, показывая, что их нужно произносить отдельно. Если данную букву изъять, то получится либо совершенно другое слово, либо бессмысленный набор звуков. Например, можно сравнить слова "семЬя" и "семя", "солЬю" и "солю".

Также существует несколько ситуаций, в которых разделительный мягкий знак никогда не используется. Это позиции:

  • В абсолютном начале слова.
  • После приставки.

В русском языке, в принципе, нет слов, которые начинались бы с мягкого знака, после приставок же обычно ставится не мягкий, а твердый знак.

Примеры слов с разделительным мягким знаком

Разделительный мягкий знак встречается во многих словах, приведем примеры наиболее используемых из них:

  • Обезьяна.
  • Вьюга.
  • Колье.
  • Ожерелье.
  • Бельё.
  • Свинья.
  • Муравьи.
  • Здоровье.
  • Семья.
  • Почтальон.
  • Бульон..
  • Медальон.
  • Веселье.
  • Счастье.
  • Вороньё.
  • Польет.
  • Побьёт.

В данном перечне приведены слова разных частей речи, написание которые следует запомнить.

Задания для проверки знаний учащихся 2 класса по теме «Мягкий знак разделительный и показатель мягкости».

Выборочные диктанты.

Записать слова с разделительным мягким знаком.

1) Ночью была вьюга. 2) Трещали сухие сучья сосны. 3) Летели хлопья снега. 4) Илья Воробьёв и Кузьма Муравьёв - друзья. 5) С гор бегут ручьи. 6) На снегу лисьи следы. 7) Чирикают воробьи. 8) В кустах поют соловьи. 9) Грачи вьют гнезда. 10) Скоро польёт дождь. 11) Таня шьёт платье. 12) На сосне жильё белки. 13) Деревья стоят в инее. 14) Осенью птицы улетают на юг. 15) Слышны птичьи голоса. 16) Пчёлы спрятались в ульи. 17) Листья пожелтели.

Проверочные диктанты.

Осенью в лесу.

Пришла осень. Часто льют дожди. Смолкли птичьи песни. Ушли в ульи пчёлы. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. Под елью в траве уснул ёж. (27 слов)

Слова для справок: птичьи .

Зимой в лесу.

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В сучьях деревьев было жилье зверька. Над елью кружила стайка клестов. (28 слов)

Слова для справок: деревьев .

Зимний лес.

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведет в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь. (40 слов)

Орфографические минутки.

1. Подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.

Братья, друзья, хлопья, деревья, ружьё, платье, счастье;

варенье, печенье, здоровье, копьё, осенью, ночью;

Татьяна Соловьёва, Дарья Васильевна, Илья Муравьёв;

лью, льет, льют, шью, шьет, шьют, пью, пьет, пьют;

птичьи, волчьи, заячьи, вороньи (следы).

2. Записать слова во множественном числе.

Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей;

лист, брат, друг, прут, стул, сучок, звено.

3. Распределить слова в два столбика: в первый слова с разделительным мягким знаком, во второй - с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учитель;

жилье, коньки, счастье, птичьи, крыльцо, Илья;

Кузьма, Дарья, сильный, платье, пальцы, копьё, хлопья.

4. Записать полные имена людей.

Уля (Ульяна), Таня, Даша, Наташа.

Работа над предложением и текстом.

1. Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить получившийся текст.

Пушистый, накрыл, деревья, снег.

Снегу, много, следов, видно, на.

Ночью, вот, проскакал, хорёк.

Следы, медвежьи, к, ведут, берлоге.

Полянке, оставлены, на, следы, заячьи.

2. Указать порядок предложений в тексте. Озаглавить текст.

Они едят почки разных деревьев.

Бурундук любит ягоды и плоды шиповника.

Зимой бурундуки крепко спят в норе.

Этот зверёк может разорить гнездо.

Бурундуки - это лесные зверьки.

Задания.

1. Спишите. Вставьте ь, где это следует.

Дружна наша сем..я. Вот сем..я огурца. Красивы рога олен..я. Олен..и рога дороги. Скоро дожд.. пол..ёт. Птицы собралис.. в полёт. Сол..ю суп сол..ю.


2. Прочитайте. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами. Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом?

Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат. Образец: мел – мель.


3 .Составьте цепочку слов, в которой каждое последующее слово начинается с последней буквы, обозначающей звук предыдущего слова. Во всех словах звуков должно быть меньше, чем букв.

Подчеркните все буквы, обозначающие мягкость согласных. Исходные слова: октябрь, олень, тетрадь.

Образец: деталь – лебедь – день – ноль - лошадь – дельфин – нить - тюлень.

4 .Прочитайте цепочки слов. Исключите в них лишнее. Ответ обоснуйте. Оставшиеся в цепочках слова напишите по памяти. Орфограммы подчеркните.

Дуб, дерево, ольха, тополь, берёза; дождь, снег, осадки, иней, град; секунда, час, год, день, неделя.

6. Прочитайте. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов с мягким знаком в конце и в середине слова. Вставьте пропущенные буквы.

Мал..чики ск..л..зят по л..ду на к..н..ках. Белоч..ка скрылас.. в густом ел..нике. На сн..гу в..днелис.. сл..ды мален..кого звер..ка.

Тест «Проверь себя».

1. В какой строке все слова, в которых ь (мягкий знак) обозначает только мягкость согласных звуков:

а) пень, соловьи, метель, морковь;

б) угольки, зверь, коньки, фасоль;

в) вьюга, счастье, муравьи, жильё.

2 . В какой строке все слова пишутся с разделительным мягким знаком:

а) деньки, крыльцо, брать, мельник;

б)воробьи, песня, здесь, ночью;

в) друзья, ручьи, лисья, варенье.

3. Измените слова по данному образцу. Соня – Софья.

Наташа - … , Даша - … , Таня - … , Луша - … , Илюша - … , Уля - … .

4. Поставьте слова во множественное число.

Друг - … , брат - … , звено - … .

Дерево - … , сук - … , перо - … .

Лист - … , колос - … , прут - … .

5 . Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета.

рога оленя - …

шкурка белки - …

лапа зайца - …

берлога медведя - …

6. Составь и запиши пословицу из данных слов.

Без, учен…я, умен…я, нет.

7 . Подбери к данным словам противоположные по значению.

Работа – безделье, болезнь - … , скука - … , враги - … , вред - … .

8. Подбери к данным словам близкие по значению.

Приятели – друзья, метель - …, дом - … , горе - … , вьюга - … .

Тест «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных».

1
1) ступен...ка
2) кан...тик
3) грус...тить
4) девоч...ка
2.
1) скол...зить
2) птен...чик
3) колокол...чик
4) пис...мо
3 .
1) с...темнеет
2) пол...за
3) хищ...ник
4) почис...ти

4. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) мос...тик
2) Ол...га
3) бол...шой
4) вос...мой
5. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) новос...ть
2) жен...щина
3) поч...товый
4) брос...те
6. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) воз...му
2) дал...ний
3) тон...ше
4) доч...ка
7. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) хвос...тик
2) огон...ки
3) точ...ный
4) вин...тик
8 . Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) песоч...ный
2) гос...ти
3) пал...чик
4) в поез...де
9. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) апел...син
2) Кос...тя
3) ден...ки
4) встан...те
10. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) гроз...ди
2) овощ...ной
3) з...десь
4) л...ды

Проверочная работа

по теме «Мягкие и твёрдые согласные».

2 класс

    Подчеркни буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука. Допиши недостающие буквы.

а, ы, ю, я, о, э, е, ё, у, ъ ______________________

    Подчеркни в словах мягкие согласные:

Пень, сито, ягода, малина.

    Подчеркни в словах твёрдые согласные:

Лист, гуси, поле, рис.

    Выбери из ряда и запиши в нужную строку:

щ, ш, ч, ж, ц, й

Всегда твёрдые согласные:_____________________________

Всегда мягкие согласные:_____________________________

    Прочитай слова. Подбери и запиши слово с таким же обозначением мягкости согласных, что и в данных словах.

Сила лось сел сяду сёла

__________________________________________________________________________

    Прочитай слова. Где надо, вставь ь.

Степ…, гус…, цирк…, огон…, ден…, цеп…, арбуз…, буквар…, сон…, лошад…, стон…, забор… .

    Прочитай слова и выпиши их номера в соответствующую строку:

    Спать, 2) свет, 3) корь, 4) корзина, 5) кошелёк, 6) царь.

Мягкость согласных обозначена гласными: _________________________

Мягкость согласных обозначена ь: _______________________________

    Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть мягкие согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

Крокодил, лыжи, пилот, цифры, шины, дядя.

    Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть твёрдые согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

Чашка, дом, борщ, случай, санки, стул.

    Прочитай предложения, исправь ошибки.

Йаша и Тола – шорошийэ друзьйа. Пэта нос портфэл. Вэтэр поднал снежнуйу пыл.

    Сделай транскрипцию слов:

салют ___________________ ель_____________________________

вьюга____________________ Юля____________________________

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед я, ю, и, е, ё.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

1. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Запишите их.

Пью, лью, шью, семья, кольцо, копьё, пьёт, льёт, платье, альбом, пальто, сошью.

2. Слова для комментирования, орфографического разбора.

Платье, вьюга, здоровье, оладьи, вьёт, осенью, веселье, жильё, житьё, ночью, поверхностью, сыновья, гостья, воробьи, стулья, перья, ручьи, листья, друзья, прутья, деревья, козьи, рыбьи, волчьи, собачьи, ульи, цепью, медвежьи, медалью, сталью, заячьи, рожью, вороньи, беличьи, дичью, клочья, шьёт, ладонью, бьёт, листьями, изгородью, Марья, Татьяна, Наталья, Дарья, Ульяна, попрыгунья, серьёзный, пьеса, крылья, хлопья, раздолье, колья, муравьи, соловьи, бадья, счастье, стулья, шалунья, колосья, варенье, уменье, чириканье, сучья, хохотунья, копья, вьюн, ненастье, братья, ателье.

3. В каких словах пропущен разделительный мягкий знак? Выпиши эти слова.

а) пис…мо, гус…, лист…я, бабоч…ка;

б) кол…цо, друз…я, кон…, дач…ник;

в) прос…ба, степ…, руж…ё, колеч…ко;

г) кон…ки, олен…, булоч…ка, варен…е;

д) апрел…, рел…сы, кис…ти, крыл…я;

е) счаст…е, кисел…, пол…за, зон…тик;

ё) пал…ма, олад…и, медал…, пес…ня;

ж) л…дина, вес…ти, ател…е, мебел…;

з) дрож…, ден…ги, с…ёмка, мурав…и;

и) пен…ки, рож…, пер…я, об…ехал;

й) в…юга, в…ехал, кон…ки, мыш…;

к) пал…цы, молодёж…, бел…ё, об…явил.

4. Запиши слова. Подчеркни гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

Деревья, бьёт, ночью, сыновья, Илья, здоровье, волчьи, стулья, воробьи, платье.

5. Из данных имён выпиши имена с разделительным мягким знаком, расположи их в алфавитном порядке.

Андрей, Ольга, Софья. Игорь, Марья, Борис, Дарья, Оксана, Татьяна, Ульяна, Света.

6. Запиши слова во множественном числе.

перо - … стул - …

дерево - … брат - …

лист - … друг - …

7. Прочитай текст. Выпиши слова с разделительным мягким знаком в один столбик, слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости в другой столбик.

Льёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака с радостью встречает Илью. Илья и Дружок – друзья.

8. Запиши слова. Цифрой обозначь количество звуков и букв.

Колосья, пью, жильё, вьюга, платье, шью.

9. Из данных слов выпиши слова с разделительным мягким знаком

один столбик, слова, в которых мягкий знак является показателем мягкости в другой столбик.

Бульдозер, половодье, хлопья, крыльцо, коренья, льют, школьница, Ольга, счастье, соловьи, Наталья, ельник.

10. Прочитай. Запиши слова. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком, раздели их для переноса.

Радость, крылья, братья, семья, льдина, даль, варенье, январь, здоровье, волчьи, вьётся, тюльпан, обувь, сосулька.

11. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Раздели для переноса.

Раздол…е, чирикан…е, попрыгун…я, медал…ю, коп…ё, обез…яна, бездел…е, рыб…и, руч…и, осен…ю, чут…ё.

12. Допиши подходящие по смыслу слова.

Маленькое дело лучше большого … .

Февраль силён метелью, а март - … .

13. Подчеркни одной чертой мягкий знак разделительный, двумя – мягкий знак – показатель мягкости согласного.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница. Льёт, жильё, коньки, счастье, птичьи следы, крыльцо, Илья, вьют, Кузьма, Дарья, сильный, пальцы, уменье, копьё, хлопья.

14. Измените, данные слова так, чтобы появилась необходимость писать разделительный мягкий знак.

Ручей, друг, ночь, белка, птица, лист, осень, ель, лил, кровать.

15. Прочитай. Измени слова по образцу. Напиши.

Образец: следы волка – волчьи следы.

Молоко коровы, рога быка, чешуя рыбы, нора барсука.

16. Прочитай. Ответь на вопросы, используя слова с разделительным мягким знаком.

Когда загораются звёзды? (ночью)

Чем заставили комнату? (мебелью)

Как заливается соловей? (трелью)

mob_info