К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Морфология. Орфография. Совершенствование умения определять части речи. НЕ с разными частями речи

Упражнение 1

Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не ; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Упражнение 2

Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.

Образец: необученные солдаты - ничему не обученные солдаты.

(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.

Упражнение 3

Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не .

(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

Упражнение 4

Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не , составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

Упражнение 5

Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка - итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Упражнение 6

Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга - мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал - край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

Упражнение 7

Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

Упражнение 8

Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст.Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

Упражнение 9

Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.

Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не) в ежество, (не) п риступен, (не) с мелый, (не) д оброе, (не) у дачи, (не) м астер, (не) с частье, (не) к огда.

Упражнение 10

Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не .

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.

Упражнение 11

Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

Упражнение 12

Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

4. (Не) быть гордым и грубым.

5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»

1.

1) (не)прерывное (не)домогание

2) мне это вовсе (не)интересно

3) (не)вежда

4) это было (не)избежно

2. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) совершить (не)лепый поступок

2) бормотать что-то (не)внятное

3) ничем (не)оправданный риск

4) юноша крайне (не)вежлив

3. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) в пачке (не)достает трех тетрадей

2) (не)взлюбить с первого взгляда

3) (не)зная причины

4) обошлось (не)дешево

4. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) работа (не)зачтена

2) вести себя (не)принужденно

3) (не)приступная крепость

4) с утра (не)здоровится

5. Какое из объяснений является ошибочным?

1) (не)хочется в это верить - не с глаголами пишется раздельно

2) переспросить, (не)доумевая - не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

3) отозваться очень (не)лестно - не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

4) (не)погашенный костер - не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

6. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно .

1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

9.Укажите слитное написание частицы не:

1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

5) (не)дядин дом;

6) (не)доумевал;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.

10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.

13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

2) пишется слитно, если можно заменить синонимом без не,

3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а .

14.Укажи примеры с ошибкой:

1) проявил негодование;

2) не ласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) был недогадлив;

5) ничуть не подозрительный;

6) нисколько непривередлив;

7) отнюдь не безвыходный.

Цель урока: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Материал для словарно-семантической работы: добродушный, благодушный, незлобивый, беззлобный, невыносимый, непереносимый, нестерпимый, несносный, невозможный.

I. Совершенствование умения определять части речи и производить их морфологический разбор. Определить, какой частью речи являются выделенные слова, устно разобрать два-три слова, относящихся к разным частям речи.

Бывает поздней осенью, даже и после зазимка вернётся лето и зацепит уходящую осень огненным хвостиком. И осень растает, разнежится и притихнет. И тогда лес запахнет прощальным ароматом палой листвы, рубиновыми плодами шиповника и белым грибом, никем не тронутым, уже развалившимся, пропитанным водой, но всё ещё пахучим, напоминающим о прошлых погодах. В запахах леса есть что-то вечное и неистребимое, особо ощутимое в тёплые, мягкие и ласковые прощальные последние дни уходящей осени; она уже освободилась от нудных дождей, злючих наскоков зазимья и дотошных, всё обволакивающих иголок инея: всё ушло, всё в прошлом. (По Г. Троепольскому),

II. Систематизация и обобщение правил правописания не с разными частями речи по пособию В. Ф. Грекова и др. (58) или по пособию М. Т. Баранова и др. (с. 232-233).

III. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Выполнение упр. 318 из пособия В. Ф. Грекова и др. 2. Предупредительный диктант. 1. Кто говорит, что на войне (не)страшно, тот н..чего (не) знает о войне. (С. Орлов.). 2. (Не)смерть страшна - страшна твоя (не)милость. (А. ). 3. Ручей был (неглубокий, но очень бурный. (В. Быков). 4. Хорошо по жизни про нести счастье, (не) затронутое пулей, верность, (не) забытую в пути. (Ю. Друнина). 5. Он (Левинсон) был на редкость терпелив и настойчив, как старый таёжный волк, у которого, может быть, (не)достаёт уже зубов, но который властно водит за собой стаи - (непобедимой мудростью многих поколений. (А. Фадеев). 6. Тимохин испуганно и (не)доумевая смотрел на своего командира. (Л. Толстой). 7. А лётчик по-настоящему поверил наконец, что этот чёрный, старый, (не)весомый человек действительно (не)кто иной, как Алексей Мересьев, его боевой товарищ. (Б. Полевой).

3. Объяснительный диктант. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек. Хорошего, доброго человека узнаёшь (не)мгновенно, а длительно, на протяжении времени. Только время и является истинным пробным камнем для всякого дела. (Не)один раз помочь, а много раз, (не)удобствами для себя. Вот тогда это подлинная доброта, (не)порыв, (не)движение напоказ.

Добрый человек и в (не)лёгкий для себя час тоже (не)злобив и (не)может (не)помочь другу. (По О. Кожуховой).

Домашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи на тему «Слитное и Географияьное написание не с разными частями речи»; выполнить упр. 319 (1) из пособия В. Ф. Грекова и др.

Урок 2. Слитное и Географияьное написание не с разными частями речи (продолжение).

Материал для словарно-семантической работы: деликатный, погребать, роковой, реликвия, трепетать.

1. Проверка домашнего задания: прослушивание подготовленных учащимися Связных высказываний.

II. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Комментированное письмо (указать условия и Географияьного написания не со словами):

(Неожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она ни в чём (не)виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы (не)зной и (не)засуха: вины (не)было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя... (По А. Чехову). 2. Объяснительный диктант. (Не)ужели мы должны любить свою землю только (за)то, что она богата. (Не)только за это мы любим родные места. Мы любим их ещё (за)то, что, даже (не)богатые, они для нас прекрасны.

Я люблю Мещерский край (за)то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается (не)сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд - это тихая и (не)мудрая земля под (не)ярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше начинаешь любить эту обыкновенную землю.

И если придется защищать свою страну, то где(то) в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как(бы) (не)взрачно на вид оно (н..)было,- этот лесной задумчивый край, любовь к которому (не)забудется, как (н.,)когда (не)забывается первая любовь. (По К, Паустовскому), о. Самостоятельная работа. Выполнить упр. 319(11), 320 из пособия В. Ф. Грекова и др.

Списать, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания:

1. И волны и суша покорны тебе завидует (не)друг столь дивной судьбе. (А. Пушкин). 2. Вступающим в жизнь говорю наперёд-железо кузнец а (не)молот кует. Птицу сбивает (не)дробь а стрелок. Хлеб выпекает (не)печь - хлебопёк. (Л. Татьяничева). 3. (Не)людимо наше море, день и ночь шумит оно; в роковом его просторе много бед погребено. (Н. Языков). 4. Это было (необычное молчание безветре(н, нн)ого морозного вечера а тишина удвоенная (не)естественным мёртвым безмолвием замёрзшего моря, (В. Катаев). 5. Морозка видел (не)убранные ячменные снопы на (не)дожатых полосах. (А Фадеев). 6. Воспоминания-это (не)засохшие цветы и реликвии а живой трепещущий полный поэзии мир. (К. Паустовский).

7. Радость труда (несравнима (н..)с какими другими радостями. (В. Сухомлинский).

Подобрать к данным словам синонимы с не и составить с ними предложения, обозначить контрольные .

Искренний, многократно, медлительность, сплошной, издавна, самостоятельность,

Составить небольшое связное высказывание, основной мыслью которого была бы пословица «Неправдой весь свет пройдёшь, да назад не воротишься». По возможности использовать слова с не.

Домашнее задание: упр. 323 из пособия В. Ф. Грекова и др.

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями
речи»
Цели урока: обобщение и систематизация правил слитного и раздельного написания Не с разными
частями речи; совершенствование орфографических навыков; воспитание интереса к
изучению предмета.
Ход урока
1. Организационный момент:
Здравствуйте!
В начале нашего занятия я хочу обратиться к словам известного русского учёного
Д.С.Лихачёва, который сказал замечательные слова: СЛАЙД 1
(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется
(не)интересно. На земле нет (не)интересных мест, а
есть только
(не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное. Надо
уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба… (Д.
Лихачёв)

­ Как вы думаете, что хотел сказать нам автор этих слов? (ответы детей)
­ Согласны ли вы с этими словами? (ответы детей)
­ Что общего у всех слов, написанных со скобками?
Всё верно! А сегодня судьба забросила нас с вами в увлекательное путешествие
по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
Итак, уважаемые пассажиры, поезд следует по маршруту «Минск
обучающийся» – станция «Грамотная». Время в пути – 45 минут. Наш поезд не
останавливается на станциях «Неумелая», «Неудачная» и «Недружелюбная».
Сегодня вам предстоит вспомнить все случаи слитного и раздельного написания
Не с разными частями речи и применить свои знания, выполняя задания,
которые помогут вам стать более грамотными.
Как театр начинается с вешалки, так и любое путешествие начинается с багажа,
необходимого в дороге. Сегодня я предлагаю вам взять с собой в дорогу
словарные слова на тему «Путешествие». Итак, давайте запишем их и
проверим, все ли готовы к долгой дороге: СЛАЙД 4
1

Вокзал, вагон, восток, самолёт, издалека, перрон, впечатление, рюкзак, образ,
товарищ, билет, путешествие, пассажир, территория, гармония, пейзаж,
аэропорт, чемодан, громадный, чудесный, сувенир, поезд, маршрут, западный,
природа, шофёр, компас
­ А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте словарные слова! СЛАЙД 5
­ Итак, все ли готовы к путешествию?
­ Какие слова вызвали затруднение?
Ну, что же, молодцы! А мы отправляемся в путь. Следующая станция
«Теоретическая»
(СЛАЙД 6)
СЛАЙД 7 станция «Теоретическая»
На этой станции нам предстоит вспомнить все правила слитного и раздельного
написания НЕ с разными частями речи. Поможет вам в этом сводная таблица.
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
 На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные, служебные
и междометия)
 Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных? (имеют
лексическое значение и синтаксическую роль)
 К какому разряду по значению относится частица НЕ (отрицательная)?
­ Перейдём к правилам слитного и раздельного написания частицы НЕ с
разными частями речи:
­ Не с существительными
­ Не с прилагательными
­ Не с местоимениями
­ Не с глаголами
­ Не с деепричастиями
­ Не с причастиями
­ Не с наречиями
­ Не с числительными
дети озвучивают правила
Молодцы! Вы отлично знаете правило! Давайте вернёмся к словам Д.С
Лихачёва и раскроем скобки: работает один учащийся. СЛАЙД 8
2

­ Замечательно! А мы отправляемся дальше. Следующая станция
«Практическая»
СЛАЙД 10 станция «Практическая»
СЛАЙД 9
На этой станции вам предстоит применить свои знания и выполнить задания
в рабочих листах.
Задание 1. Устно объясните написание слов с НЕ (по цепочке): СЛАЙД 11





(не)по­товарищески,
вести себя


(не)внятное.
почуять (не)доброе,
(не)ряшливый вид,
 Молодцы!
Задание 2. В этом задании вам нужно переставить предложения так, чтобы
получился связный текст. Раскрыть скобки и объяснить написание. (СЛАЙД 12)
Устно!


такой человек.



Ответ: В, А, Г, Б
 Сформулируйте основную мысль текста.
 Согласны ли вы со словами автора текста?

Отлично! Продолжаем трудиться!
СЛАЙД 13
3

Задание 3. Спишите текст (либо в рабочих листах), расставьте знаки препинания.
Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово с НЕ.






­ Проверка выполнения. По одному предложению.
Задание 4. «Перевёртыши»:
раздельное, а раздельное – на слитное. Можно писать в листах СЛАЙД 14
необходимо заменить слитное написание на
2. (Не)законченный портрет.
4. (Не)решенная проблема.
5. (Не)исписанные листы.
7. Ничего (не)говорящий факт.

 Проверяем по одному предложению. Молодцы! Не сбавляем темп!

Задание 5.
предложениях и их характеристикой: СЛАЙД 15
Установите соответствие между выделенными словами в
Ответы: 1­Д, 2­Г, 3­Е, 4­А, 5­Б 6­В
 Отлично, уважаемые пассажиры!
Задание 6. Извлеките из «сундучка» слова с НЕ. СЛАЙД 16
 Учащиеся называют слова.
 Что их все объединяет?
Задание 7. Буквенный диктант: Слова не пишем, только обозначаем их буквами:
С­слитно, Р­ раздельно
1. Обнаружен (не)опознанный летающий объект. (слитно)
2. На столе только (не)допитый стакан сока (слитно)
3. У самой дороги чернели окнами ещё (не)заселённые дома (раздельно)
4

4.
(Не)сумев реализовать себя в жизни, Базаров проявляет лучшие качества перед
лицом смерти (раздельно)
5. Ключи до сих пор (не)найдены (раздельно)
6. Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный (слитно)
7. Тишина была (не)зловещей, а какой­то мягкой, спокойной (раздельно)
8. Князя Андрея раздражал (не)пропускающий к себе в душу холодный взгляд
Сперанского (раздельно)
9. Нового слугу хозяйка (не)взлюбила (слитно)
10. (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику (слитно)
11. На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба (раздельно)
12. Черты лица (не) лишены приятности (раздельно)
13. В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно (слитно)
 Давайте проверим! СЛАЙД 17
1
с
2
с
3
р
4
р
5
р
6
с
7
р
8
р
9
с
10
с
11
р
12
р
13
с
Замечательно!
 Что же, вы отлично поработали! А мы отправляемся дальше.
Следующая станция «Грамотная». СЛАЙД 18

СЛАЙД 19 станция «Грамотная»
На этой станции вам, уважаемые путешественники, предстоит
выполнить итоговый тест по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи», чтобы проверить, пополнился ли ваш багаж
новыми знаниями и умениями. Итак, за работу!
Учащиеся выполняют тест
 Готовы? Тогда давайте проверим! СЛАЙД 20
 Молодцы! Вы совершили замечательное путешествие, и наш поезд
прибывает на конечную станцию. СЛАЙД 21)
 Я надеюсь, что наше путешествие было не только приятным, но и
полезным для вас! Уважаемые пассажиры, можете ли вы описать свои
впечатления от путешествия, используя слова с не? (незабываемо,
неожиданно, невероятно, непередаваемо, необычно, нелегко и др.)
5

Спасибо! А закончить наше путешествие я хочу такими словами:
Не беда, что идти далеко!
Ты не бойся, что путь будет труден.
Никогда не даются легко
Достижения людям!
Счастливого пути!
Рабочий лист
1. Объясните написание слов с НЕ (устно, текст на слайде) по цепочке:
(Не)выспавшиеся дети, давно (не)спавший старик, (не)прекращающаяся борьба, (не)
прекращавшийся в течение суток дождь, совершенно (не)освоенная область, абсолютно
(не)исследованные пространства, (не) тронутое загаром лицо, нигде (не)напечатанные
статьи, роман (не)прочитан, работа (не)завершена, дети (не) мои, (не) каждый день,
(не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить
(не)по­товарищески,
вести себя
(не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид,
(не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, бормотать что­то
(не)внятное.
почуять (не)доброе,
(не)ряшливый вид,
2. Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте
скобки, объясните написание. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны
ли вы с предложенной формулировкой? (текст на слайде)

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается
такой человек.
В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
6

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу
друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)
3. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Раскройте скобки и укажите, к
какой части речи принадлежит слово с НЕ.
В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки которые никуда (не) впадают.
Проливные дожди которые высыхают (не)долетая до земли. Деревья под которыми нет
тени. Родники вода которых (не)утоляет а разжигает жажду. Даже хорошей погодой
здесь называют (не)солнечную и сухую а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает
тут (не)от дождя а от солнца. Идешь и тень твоя испуганно путается в ногах будто
топчешь большую черную птицу. (Н.Сладков)
4. «Перевёртыши»: замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на
слитное (на слайде)
1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи.
2. (Не)законченный портрет.
3. Рукопись (не)отредактирована.
4. (Не)решенная проблема.
5. (Не)исписанные листы.
6. (Не)запланированная на сегодня поездка.
7. Ничего (не)говорящий факт.
5. Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их
характеристикой.
1. У Волконской в чертах лица было что­то
(не)русское.
2. (Не)застав его, я отправился к Алексееву.
3. (Не)взирая на жестокость здешних морозов,
он отправился в путь.
4. В лице родителей Пушкина слилось
потомство одного человека – Петра Петровича
Пушкина, в течение долгих лет (не)имевшее
между собой общения и связей.
5. Брак сей был (не)счастлив.
6. Берёзовая рощица находилась (не)подалёку
от дома.
А. Причастие с зависимыми словами,
пишется раздельно
Б. Краткое прилагательное, пишется
слитно
В. Наречие, без НЕ не
употребляется, пишется слитно
Г. Деепричастие, пишется раздельно
Д. Имя прилагательное с НЕ пишется
слитно, так как можно подобрать
синоним
Е. Входит в состав предлога,
пишется слитно.
7

1
2
3
4
5
6
6. Извлеките из «сундучка» слова с НЕ. Что их объединяет? (на слайде)
В Н Н Е Д О Р А З У М Е Н И Е
Н Е В Е С О М О С Т Ь Я Е Ф Н
Е З Н Н Е Н А В И С Т Ь Д Ш Е
Д А Е Ф Н Е Д О С Т А Т О К Р
О Б Ж Н Е Д О Т Р О Г А Т Ы Я
Ч У Г Ж Т Р Н Е Д О Б О Р З Х
Ё Д Н Е Д У Г Н Е П О Г О Д А
Т К К Ж И Г Л В З Я Р А Г Ю Н
Л А А К Н Н Е Д О У Ч К А В Л
7. Буквенный диктант: С­слитно, Р­ раздельно
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Правописание Не с разными частями речи
Часть речи
Слитно
невежа,
невзгода
Существительное

неправда ­ ложь, недруг ­ враг
Раздельно

противопоставление: не друг, а
враг
2. В вопросительном предложении
при логическом подчеркивании
отрицания: вас сюда устроил отец,
не правда ли?
1. Если без не не употребляется:
небрежный, невзрачный
1. Если есть или подразумевается
противопоставление с союзом а:
2. Если можно подобрать синоним без не:
немаленький ­ большой, немолодой­старый
3. Если есть противопоставление с союзом
не большой, а маленький
2. С относительными и
притяжательными
8

Прилагательное
но: река неглубокая, но холодная
4. Если прилагательное имеет при себе
слова совсем, очень, весьма,
совершенно, крайне,
чрезвычайно, усиливающие степень
качества:
крайне неприятный разговор
прилагательными: небо здесь не
южное, не папин галстук
3. Качественные прилагательные,
обозначающие цвет, вкус: небо не
голубое, не горький шоколад
4.Если есть слова
отнюдь, далеко, вовсе,
усиливающие отрицание: отнюдь
не привлекательная картина
5. С краткими
прилагательными рад, должен,
намерен, склонен, готов,
обязан, нужен, способен,
согласен: я не готов ответить на
твой вопрос.
6. С именами прилагательными в
сравнительной
степени: не хуже весны, не выше
брата
С неопределенными и отрицательными
местоимениями без предлогов: несколько,
1. С другими разрядами
местоимений: в не моем классе, не
Местоимение
некому, нечто
Глагол
1. Если без не не употребляется:
ненавидеть, недоумевать
2. Примечание: глаголы типа
недосмотреть пишутся слитно, так как в
их состав входит единая приставка недо­
Деепричастие
Причастие
1. Если без не не употребляется:
ненавидев, недоумевая
2. Примечание: деепричастия,
образованные от глаголов с приставкой
недо­ пишутся слитно, так же, как и
глаголы: недосмотрев
1. Слово без НЕ не употребляется:
ненавидимый
негодующий
2. С полными причастиями без зависимых
слов и противопоставления:
непрочитанная книга
3. Со словами совершенно, очень,
на нашем этаже
2. Отрицательные местоимения
пишутся с не раздельно, только
если употребляются с
предлогами: не для кого, не для
чего, не к кому, не к чему
Со всеми остальными глаголами:
не знать, не плакать
Со всеми остальными
деепричастиями: не зная, не думая
1. С краткими причастиями:
работа не закончена
2. С полными причастиями при
наличии зависимых слов или
противопоставления:
не прочитанная мною книга
не прочитанная, а лишь
9

крайне, чрезвычайно, совсем (= очень):
совсем непродуманное решение
просмотренная книга
1. Если слово не употребляется
без не: негодующе, неистово,
нелепо
2. Если наречие с не можно заменить
синонимом: пел негромко (тихо)
3. В отрицательных наречиях:
незачем, некуда, негде,
неоткуда.
1. Если есть противопоставление с
союзом а: говорил не громко, а
шёпотом
2. Если к наречию относятся
слова далеко не, отнюдь не,
вовсе не, ничуть не,
нисколько не, никогда не:
вовсе не тяжело, ничуть не
страшно
3. С наречиями в сравнительной
степени:
не хуже, не лучше, не больше
4. С местоименными наречиями и
с наречиями меры и степени:
не туда, не там, не вполне, не
совсем, не здесь, не полностью, не
очень.
5. С обстоятельственными
наречиями: не сегодня, не весной,
не иначе.
Всегда раздельно: не два, не
пятый
Наречие
Числительное
10

Слайд 1

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-.

Слайд 2

Слайд 3

Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е Причастия Причастия Глаголы и деепричастия Глаголы и деепричастия
слитно раздельно слитно раздельно слитно раздельно
Без не не употребляются Противопоставление с союзом а Без не не употребляются Краткое причастие Без не не употребляются Всегда
Можно подобрать синоним Наличие слов далеко, отнюдь, вовсе Полное одиночное (нет зависимых слов) Противопоставление с союзом а
Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти Сравнительная степень: не лучше, не умнее Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)
Наличие отрицательных наречий: негде, некуда С прил., которые не имеют полной формы: не рад

Слайд 4

Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки.
А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек. В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов. Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)
Благоухание ландыша не слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Есть и люди, которых нельзя понять, не приблизившись к ним, не увидев их в кругу друзей или даже наедине. Не словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

Слайд 5

Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст. Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.
В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след.

Слайд 6

Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово
Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________. Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.

Слайд 7

Спишите пословицы, находя в правом столбике верное продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежит слово с не.
1. (Не)сиди сложа руки, 2. (Не)поворчав, 3. Кто чужой радости (не)рад, 4. (Не)бравшись за топор, 5. (Не)годуя на руки, 6. Лодырю всегда
подумай о голове. избы (не)срубишь. так (не)будет и скуки. (не)здоровится. кошка куска (не)съест. тот сам себе враг.

Слайд 8

Перестройте предложения так, чтобы в них были деепричастные обороты.
1. Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы. 2. Дождь прошел стороной и даже не замочил дорожной пыли. 3. Мы читали статью в газете и откровенно недоумевали. 4. Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи.

Слайд 9

Выполните тест.
1. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда. а) Говорил (не)раз, давно (не)хоженная тропинка. б) (Не)пролитые слезы, (не)достойное человека поведение. в) Поведение, (не)достойное солдата; (не)выполненное мною задание. г) (Не)нужные нам сведения, (не)открытые страны. д) Ничем (не)огороженное место, далеко (не)случайно. 2. Не пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда. а) Ничуть (не)интересен, весьма (не)глупый мальчик. б) (Не)известное науке животное, совершенно (не)известная дорога. в) Травы (не)кошены, дом (не)кирпичный. г) Ветер (не)холодный, но сильный; задание совсем (не)выполнено. д) Вовсе (не)нужные вещи, вещь никому (не)нужна.

Упражнение 1

Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не ; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Упражнение 2

Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.

Образец: необученные солдаты - ничему не обученные солдаты.

(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.

Упражнение 3

Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не .

(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

Упражнение 4

Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не , составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

Упражнение 5

Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка - итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Упражнение 6

Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга - мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал - край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

Упражнение 7

Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки . Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

Упражнение 8

Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст . Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

Упражнение 9

Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку .

Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не)в ежество, (не)п риступен, (не)с мелый, (не)д оброе, (не)у дачи, (не)м астер, (не)с частье, (не)к огда.

Упражнение 10

Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не .

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.

Упражнение 11

Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме .

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

Упражнение 12

Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

4. (Не) быть гордым и грубым.

5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»

1.

1) (не)прерывное (не)домогание

2) мне это вовсе (не)интересно

3) (не)вежда

4) это было (не)избежно

2. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) совершить (не)лепый поступок

2) бормотать что-то (не)внятное

3) ничем (не)оправданный риск

4) юноша крайне (не)вежлив

3. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) в пачке (не)достает трех тетрадей

2) (не)взлюбить с первого взгляда

3) (не)зная причины

4) обошлось (не)дешево

4. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) работа (не)зачтена

2) вести себя (не)принужденно

3) (не)приступная крепость

4) с утра (не)здоровится

5. Какое из объяснений является ошибочным?

1) (не)хочется в это верить - не с глаголами пишется раздельно

2) переспросить, (не)доумевая - не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

3) отозваться очень (не)лестно - не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

4) (не)погашенный костер - не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

6. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно .

1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

9.Укажите слитное написание частицы не:

1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

5) (не)дядин дом;

6) (не)доумевал;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.

10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.

13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

2) пишетсяслитно, если можно заменить синонимом без не,

3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а .

14.Укажи примеры с ошибкой:

1) проявил негодование;

2) неласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) был недогадлив;

5) ничуть не подозрительный;

6) нискольконепривередлив;

7) отнюдьнебезвыходный.

mob_info