Соединение деталей гвоздями. Технология соединения деревянных деталей гвоздями. II. Изложение программного материала

Для соединения деревянных деталей в конструкцию применя-ют соединение с помощью гвоздей. Промышленность выпускает различные виды гвоздей. Общим для них является их строение (рис. 107).

Вместе с тем гвозди отличаются формой головки, длиной и диаметром стержня, назначением, материалом, из которого из-готовлены, и т.п. (рис. 108).

Большое распространение получили гвозди с плоской голов-кой (рис. 109).

В зависимости от этих параметров гвозди используют для соединения толстых и тонких деталей в конструкцию, для остекления окон, крепления тканевых, резиновых, металлических и других конструкционных элементов с древесными элементами конструк-ции и т. п. Для работы с фанерой и ДВП применяют тонкие гвозди.

Основные инструменты, которые используются для соедине-ния деталей с помощью гвоздей, - столярный молоток, клещи, инструменты для вытягивания гвоздей (рис. 110). При соедине-нии деталей следует помнить, что соединяют всегда более тонкую деталь с более толстой. В соответствии с размерами заготовок подбирают длину и диаметр гвоздей. Длина гвоздя, не проходя-щего насквозь, должна быть в 2...4 раза больше толщины более тонкой детали, а его диаметр - в 10 раз меньше ее толщины.

Забивают гвоздь на расстоянии не менее 10 мм от покромки детали, иначе она может расколоться. Если гвоздь необходимо забить ближе чем 10 мм от покромки, в детали сверлят отвер-стие, диаметр которого меньше диаметра гвоздя на 0,5 мм.

При забивании гвоздя молоток держат за ручку на расстоя-нии 20…30 мм от ее конца (рис. 111) и наносят удар по центру головки гвоздя. Гвоздь при этом удерживают за стержень около головки (рис. 112).

Направление удара должно совпадать с осью гвоздя, иначе он согнется (рис. 113).

Гвоздь начинают забивать несильными ударами молотка, а когда он войдет в заготовку приблизительно на треть длины стержня, - силу удара увеличивают.

Чтобы углубить шляпку гвоздя в древесину, используют так-же специальные цилиндрические устройства (рис. 114).

Для соединения деталей из фанеры места забивания гвоздей накалывают шилом (рис. 115).

Если соединяются детали со сквозным прохождением гвоздя, его длина должна быть на треть больше толщины соединяемых деталей. Для этого используют гвоздь с плоской или конической головкой. Часть гвоздя, вышедшую насквозь, загибают поперек волокон (рис. 116).

Если направление забивания гвоздя сместилось или он со-гнулся, его следует удалить. Такую технологическую операцию выполняют клещами, молотком или специальным инструментом с прорезью. Чтобы не повредить изделие при удалении гвоздя, под эти инструменты подкладывают кусок древесины или фане-ры (рис. 117).

При выполнении соединений с помощью гвоздей необходимо соблюдать следующие правила безопасного труда:

1. На рабочем месте должны находиться лишь те инструмен-ты и материалы, которые необходимы для работы.

2. Можно использовать лишь исправные инструменты. Боек молотка не должен иметь сколов, трещин, других неровностей, а ручка должна быть крепко закреплена в его корпусе с помощью клина (рис. 118). Материал с сайта

3. Гвозди должны быть размещены в коробках, а инструмен-ты - в укладках.

4. При забивании гвоздя его следует держать под головкой двумя пальцами.

5. В начале забивания гвоздя удары молотком должны выпол-няться с незначительным усилием, а потом - с большим.

6. Если ослабилось крепление бойка молотка на ручке, его не-обходимо насаживать ударами в противоположную от ручки сто-рону (рис. 119).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • реферат на тему гвоздь
  • соченине соедение при помощегвоздей
  • презентация на тему соединение гвоздях
  • сочинение про гвозди.
  • последовательность соединения гвоздями деталей

Открытый урок по технологии

на тему:

«Соединение деталей гвоздями и шурупами»

КЛАСС: 5 класс

УЧИТЕЛЬ: Янбарисов М.Ф.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа

2015 год

Конспект урока по ФГОС второго поколения.

Технологическая карта урока

Предмет: технология Класс:5 Учебник (УМК)

Тема урока: Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов

Тип урока

Оборудование: образцы гвоздей и шурупов, шило, молотки, клещи, плоскогубцы, отвёртки, мультимедийные средства обучения.

предметные результаты – умение разметки, прямой угол, строение древесины, понятие волокна.

Адаптация учеников: в связи с тем, что учащиеся 5 класса только вышли из начальной школы, то в процессе урока материал не должен идти сплошным потоком информации, а перемешиваться с разгрузочными темами, в процессе урока будет показан художественный фильм на надлежащую тему, что отвлечет учащихся от нагрузки. В течении урока будут проводится физкультминутки, для того, чтобы ученики не засиделись и разминались в процессе изучения нового материала.

Учебные действия

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Ход урока:

1. Иллюстративный рассказ.

Учитель. В зависимости от назначения гвозди различаются диаметром, длиной, формой шляпки.

Учитель демонстрирует различные виды гвоздей.

При соединении деталей гвоздями необходимо придерживаться основных правил:

"тонкую деталь прибивают к толстой;

"толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали;

"длина должна соответствовать 2-3 толщины детали;

"расстояние от кромки 4 диаметра;

"расстояние от торца 15 диаметров.

Учитель демонстрирует приемы забивания гвоздя и его вытаскивания, если гвоздь согнулся или вошел в заготовку криво. {См. Приложения, рис. 32.)

Для улучшения прочности соединения выступающие гвозди подгибают на оправке.

Учитель демонстрирует прием выполнения этой операции. {См. Приложения, рис. 33.)

Для выдергивания гвоздя операции проделывают в обратном порядке.

2.Инструктирование по правилам безопасного применения молотка.

Учитель. При работе с молотком необходимо соблюдать правила безопасности:

"работать только исправным молотком;

"не стоять за спиной товарища, работающего молотком;

"ударять по шляпке гвоздя строго вертикально;

"не оставлять молоток на краю верстака.

3.Практическая работа.

Выполнение заданий:

На непригодном материале выполнить соединение деталей гвоздями.

"Тренировка в сгибании гвоздей.

"Вытащить забитые гвозди.

4.Объяснение и отработка соединения деталей шурупами.

Учитель. Теперь давайте рассмотрим соединение деталей шурупами.

Шуруп состоит из головки (полукруглой, потайной и полупотайной), стержня различной длины и толщины с винтовой нарезкой.(См. Прило жения, рис. 34.)

Виды шурупов

1. Шурупы с плоской головкой и шурупы с крестообразной головкой подходят для большинства обычных работ с деревом. Головка шурупа после ввинчивания лежит на поверхности или утапливается в нее. Крестообразный разрез на головке шурупа обеспечивает более прочное сцепление с отверткой при ввинчивании. Кроме того, с крестообразными шурупами можно работать практически одной отверткой, независимо от их размера (на шурупах с большими крестообразными головками отвертка глубже входит в шлиц), в то время как для каждого обычного шурупа требуется подходящая по размеру отвертка.

2. Шурупы с полу-потайной головкой применяют для крепления фурнитуры с расширенными отверстиями, такие шурупы производятся с хромовым или никелевым покрытием. Фурнитура без расширенных отверстий требует применения шурупов с полукруглой головкой, которая также может быть хромированной или никелированной.

3. Зеркальным называют тип шурупов, на которых навинчен хромированный колпачок различной формы, определяемой конструктивными и декоративными требованиями к изделию.

4. Ключевые шурупы предназначены для крепления деревянных изделий, фиксируются в отверстии при помощи гаечного ключа. Ключевые шурупы предназначены для соединения крупных строительных деталей и конструкций. Нержавеющие покрытия на декоративных никелированных или хромированных шурупах делают их незаменимыми для применения во влажных помещениях или вне дома.

5. Двойной шуруп незаменим для скрытого соединения деревянных деталей.

6. Наконец, работы с жестью и ДСП требуют применения специальных шурупов. В первом случае это шуруп специальной формы из закаленной стали, твердость которой позволяет при ввинчивании прорезать резьбу в жести и пластмассе непосредственно шурупом. Во втором случае (ДСП) в связи с рыхлой структурой поверхности материала применяют шурупы с незаостренным кончиком (рис. 20).

7. Шурупы по дереву выпускают с плоской, полу-потайной и полукруглой головками, можно встретить также шурупы с привинченными дополнительными декоративными головками.

Шлицы шурупов различаются по форме (рис. 21). Наряду с шурупами с простым шлицем используют крестообразные шурупы, головку которых отвертка «схватывает» намного прочнее, не соскальзывает и не повреждает поверхность шурупа; отвертка в этом случае автоматически центрируется в прорези.

Шурупы могут комплектоваться колпачками и шайбами - при некоторых видах креплений необходимо под головку шурупа подложить шайбу, прокладку или подкладное кольцо (рис. 22).

Соблюдение данной рекомендации особенно важно в тех случаях, когда соединению подлежат детали из мягких материалов: шайбы или прокладки помогают избежать слишком сильного утапли- вания головки шурупа в деталь, так как давление распределяется на большую площадь поверхности. Колпачки и покрышки для головки шурупа применяют в случаях, когда шуруп выполняет помимо функционального еще и декоративное назначение, является декоративным элементом; они изготавливаются из разных материалов и бывают разных цветов.

Учитель обращает внимание учащихся на разновидности шлицов головки шурупа.

Учитель. При выборе длины шурупа необходимо учесть, что его длина должна быть в 2-3 раза больше соединяемой детали (верхней).

В верхней детали сверлят отверстие чуть более диаметра шурупа, а в нижней - 4/5 0 шурупа.

Для потайных и полупотайных головок шурупов отверстие раз-зенковывают. (См. Приложения, рис. 35.)

Завинчивают шуруп отверткой по часовой стрелке. (См. Приложение)

Учитель демонстрирует пример соединения деталей шурупами.

К ак вы думаете, какое соединение деталей будет более прочным и - гвоздями или шурупами?

На предприятиях сборщики выполняют операцию завинчивания шурупов с помощью электрошуруповертов, пневмошуруповертов.

5.Инструктирование по правилам безопасности при соединении деталей шурупами.

Учитель. Основными правилами безопасности являются:

"не пользоваться шурупами со сбитым шлицом;

"пользоваться только исправной отверткой;

"ввинчивать шуруп только под прямым углом;

"при ввинчивании не трогать шуруп руками;

"после ввинчивания шуруп зачистить от заусенцев.

1) Шуруп при ввинчивании не держите рукой, чтобы не повредить её, если отвёртка соскользнёт.

2) Пользуйтесь исправной отвёрткой, точно подходящей к шлицу.

3) Ось отвёртки, вставляемой в шлиц, должна быть продолжением оси шурупа.

4) Нажимайте на отвёртку равномерно, так как она может выскочить из шлица головки шурупа

5) Держите отвёртку двумя руками: левая направляет её на стержень, а правая - вращает.

6) Не используйте шурупы с рваными прорезями и затупленным остриём, а также со­гнутые.

Контроль нового материала

ТЕСТ к теме: "Соединение деталей гвоздями, шурупами, склеиванием"

1. Какими из перечисленных способов соединяются деревянные заготовки?

При помощи гвоздей, шурупов, сваркой

При помощи шурупов, на клею, пайкой

На клею, сваркой, при помощи гвоздей

2. Какие инструменты нужны для соединения деталей на гвоздях?

Молоток, ножовка, клещи

Молоток, клещи, шило

Шило, шерхебель, молоток

3. Крепёжная деталь, соединяющая деревянные детали.

4. Шурупы, с какой формой головки НЕ применяются для соединения деревянных деталей?

Потайной

Полупотайной

Квадратной

Полукруглой

5. Что такое шлиц?

Острие шурупа

Винтовая линия на стержне

Прорезь для отвёртки

Стержень

6. Инструмент для завинчивания шурупа в соединяемую деталь

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Номер

вопроса

Правильный ответ

1

При помощи гвоздей, шурупов на клею

2

Молоток, клещи, шило

3

Гвоздь

4

Квадратной

5

Прорезь для отвёртки

6

Отвёртка

6.Практическая работа.

На непригодном материале потренируйтесь ввинчивать шурупы, предварительно подобрав шурупы и отвертку

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебноговзаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Орг.момент 2 мин.

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

фронтальная

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулиро-вать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актулизация знаний

Целеполага-ние и постановка задач.

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: строение древесины, направление волокон, приёмы разметки, инструмент для разметки.

Беседа по уточнению и конкрети-зации знаний из личного жизненного опыта.

Фронтальная и групповая

каким образом можно соединить детали из древесины (клей, гвозди, шурупы)?

Какое из соединений будет прочнее?

Демонстрирует образцы гвоздей и шурупов и предлагает ответить на следующий вопрос:

по какому принципу можно подобрать гвозди или шурупы.

Подводит учащихся к цели занятия: «научиться соединять детали из древесины с помощью гвоздей и шурупов в единое изделие» и ставит задачи:

1.Научится делать разметку для гвоздей и шурупов;

2. Научиться подбирать гвозди и шурупы соразмерно деталям и их функциональности;

3. Овладеть основными безопасными приёмами работы с молотком и отвёрткой.

Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о прочности соединений.

Рассматривают образцы, обсуждают, выявляют достоинства и недостатки гвоздей и шурупов с точки зрения прочности соединения, функциональности, эстетичности.

Личностные:

Регулятивные:

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Поисково-исследователь-ский этап

Выбор гвоздей и и шурупов, нструмента для выполнения поставленной задачи

Анализ и обсуждение вариантов инструментария. Сравнение гвоздей и шурупов по величине соединяемых деталей.

групповая

Объясняет приёмы соединения деталей на гвоздях и шурупах.

Предлагает ответить на вопрос: куда легче забить гвоздь вдоль или поперёк волокон? Можно ли забивать шуруп?

Конролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента и корректирует действия.

Выбирают гвозди и шурупы (по длине и диаметру стержня) соразмерно соединяемым деталям, подбирают инструмент;сравнивают анализируют и объясняют свой выбор.

Формулируют критерии подбора используемого инструмента.

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инст-румент и оборудование.

Практический этап

Умение ана-лизировать полученную информацию и применять на практике.

Практическая работа

В парах и группе.

Организует работу пар и групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.

Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения возможного брака.

Демонстрирует возможные искажения формы, угла вхождения гвоздя, шурупа в древесину.

Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака.

Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции.

Лчностные:

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

Рефлексивно-оценочный этап

умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Фронталь-ная

Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы бригад.

Предлагает ответить на вопросы:

Доступно и понятно ли данный способ соединения деталей?

Где его можно применить?

Соответствует ли изделие их проекту?

Для каких птиц предназначена ваша кормушка?

Подводит учащихся к выводу о декоративной отделке изделия:

Можно ли прозвести какие-либо работы с изелием с тем,чтобы оно стало привлекательнее.

Объясняет о целесообраз-ности работы в бригаде.

Фиксирует оценки учащихся.

Поздравляет учащихся с первым изделием.

Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости декорирования изделия. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении соединения деталей на гвозди и шурупы, отмечая возникшие трудности при этом и их причины.

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:


Итог урока.

Учитель оценивает выполненной практической работы, указывает на характерные ошибки, допущенные учащимися.

Самоанализ урока.

Данные об учителе: Александр Викторович, учитель технологии МБОУСОШ №28 г. Тулы

Предмет: технология Класс:5 Учебник (УМК) : В.Д. Симоненко. «Технология»

Тема урока: Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов Тип урока : комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).

Оборудование: образцы гвоздей и шурупов, шило, молотки, клещи, плоскогубцы, отвёртки.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – умение разметки.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень - понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень - самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей)

2 уровень - совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень - выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень - самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Этап урока

Уровень достижения планируемого результата (оценка)

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято).

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Орг. момент

Организовать

самоопределение детей к деятельности на уроке.

Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку.

Личностные УУД :

самоорганизация.

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Болезнь учащихся, усталость, рассеян-ное внимание (последний урок)

Напомнить на перемене о подготовке к уроку.

Внести изменения в составах групп, сократить количество изделий.

Актуализация знаний

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Планируемые результаты были реализованы полностью. Дети свободно ориентировались в материале, предложенные задания выполняли успешно, формулировали задачи.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Поисково-исследовательский этап

Выбор материала и инструмента для выполнения поставленной задачи

Обучающиеся смогли проанализировать полученную информацию, объяснить и сделать свой выбор инструмента.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.

Сделан неверный выбор инструмен-та, который может повлечь за собой брак и травмиро-вание.

Объяснить критерии выбора инструмента

Практический этап

Умение анализировать полученную информацию и применять на практике.

Учащиеся определили необходимые технологические операции, наметили план действий, выполнили работу, осуществляя самоконтроль, правильно выбрали инструмент и приспособления.

Цели данного этапа урока были реализованы, т.к. результаты деятельности детей показали принятие нового знания. Обучающиеся оценили себя и своих одноклассников, аргументируя свои доводы.

Лчностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую инфор-мацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

Рефлексивно-оценочный этап

Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка)

умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе

Учащиеся представляют, выполненные в группах работы сравнивают их, оценивают свою работу и работы членов группы.

Учащиеся определили алгоритм технологической операции, сформулировали вывод о важности декорирования готового изделия.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умениесформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

Межпредметные связи:

Изобразительное искусство 1-3 класс, природоведение 1-3 класс, трудовое обучение 1-3 класс.

Литература для учащихся:

Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П., Технология, учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / под редакцией В.Д. Симоненко.- М., Просвещение, 2008.

Литература для учителя:

Бушлева Б.В. Поговорим о воспитанности.- М., Просвещение, 2006.

Коваленко В.И., Куленок В.В. Объекты труда.- М., Просвещение, 2003.

Программа образовательных учреждений. Технология 5-11 классы.- М., Просвещение 2007.

Шпикалова Т.Я. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы.-М., 2003.

Методическая литература.

Дерендяев К.Л. Поурочные разработки по технологии /вариант для мальчиков 5 класс, ВАКО,2009.

Технология.5 класс (вариант для мальчиков). Поурочные планы по учебнику

«Технология.5 кл.» под ред.В.Д. Симоненко, сост. Т.А.Жданова ИТД «Корифей» 2008.

Для придания соединениям требуемой прочности применяют гвозди, шурупы, глухари, болты, нагели, угольники, накладки, вставные пластинки, сухари и бобышки.

Вколачивание гвоздя в доску

При использовании гвоздей необходимо учитывать, что толщина (диаметр) вбиваемого гвоздя не должна превышать примерно 1/10 часть толщины пробиваемой детали. Место, куда вбивают гвоздь, во избежание раскалывания должно находиться от края детали на расстоянии не менее двойной толщины гвоздя и на расстоянии 15 диаметров гвоздя от торца детали.

Гвозди, вбитые в торец детали, держатся очень слабо. Для прочного скрепления деталей гвоздями необходимо, чтобы гвоздь прошел в нижнюю деталь на двойную толщину пробитой им верхней детали. Если нижняя деталь окажется тоньше этого размера, то гвоздь надо пробить через обе детали, а конец его загнуть с другой стороны вбок, поперек волокон древесины.
Твердая и упругая древесина крепче удерживает гвоздь, но забить его в такую древесину трудно.

Чтобы легче вбить гвоздь, его немного забивают в деталь и тут же вынимают. Образовавшееся углубление заполняют парафином. Затем, вставив в это же Место гвоздь, вбивают его. Под действием тепла, образовавшегося в результате трения гвоздя о древесину, парафин плавится и смазывает гвоздь. Смазанный гвоздь вводит в древесину значительно легче.

Гвозди следует забивать так, чтобы они пробивали годичные слои, а не входили между ними (рис. 9, а).
Если нужно забить гвоздь в таком месте, где головка его не должна быть видна, ее предварительно расплющивают молотком с боков до толщины самого гвоздя.


Рис. 1. Забивка гвоздей: а - поперек годичных слоев, б - сплющенной шляпкой вдоль волокон, в - наискось со встречным наклоном Расплющенные головки ставят всегда вдоль волокон, что делает гвозди менее заметными (рис.1, б).
Для прочности соединения рекомендуется забивать гвозди с встречным наклоном (рис.1, в).Чем гвоздь длинее и толще, тем прочнее он держится в древесине. Однако размеры гвоздя должны сочетаться с размерами деревянной детали. Гвоздь квадратного сечения держится прочнее, чем гвоздь круглого сечения такого же размера.

Для древесины, богатой дубильными веществами, как, например, дуб, ольха, применяются оцинкованные гвозди, так как стальные быстро покрываются коррозией. Концы гвоздей, пробитых насквозь древесины, следует загибать поперек волокон.

Для прикрепления раскладок применяют гвозди без шляпок в виде шпилек. Для этого гвоздь со шляпкой забивают примерно на 2/3 его длины и кусачками откусывают головку. Затем окончательно забивают шпильку, утапливая ее в древесину.

Соединение шурупами

Соединение на шурупах производится при укреплении скобяных и фурнитурных изделий. Иногда шурупы применяют для прикрепления деревянных деталей к изделиям, находящимся в условиях переменной влажности или при повышенных требованиях к прочности конструкции, как, например, в вагонах.

Шуруп не забивают, а завинчивают в древесину. Вколачивание шурупа молотком даже на небольшую глубину снижает прочность соединения.

Прочность крепления шурупами зависит от плотности древесины, длины и толщины шурупа, глубины его нарезки. Чем длиннее и толще шуруп, глубже его нарезка и плотнее древесина, тем более прочным получается соединение. Свилеватость древесины снижает прочность соединения шурупами, так как перепутанные волокна обладают небольшой упругостью. Завинчивать шуруп следует перпендикулярно к плоскости древесины и до отказа, не портя шлица головки шурупа.
При завинчивании шурупов в твердую древесину или при работе толстыми шурупами необходимо предварительно просверлить мелким сверлом или сделать столярным шилом отверстия глубиной, равной половине или трем четвертям длины завинчиваемой части шурупа. В противном случае шуруп будет трудно завинтить и можно сорвать прорезь в его головке. Для предохранения шурупов от ржавления при завинчивании в дубовую и влажную древесину их рекомендуется смазывать тавотом.

Преимущество шурупа перед гвоздем заключается в том, что он дает более прочное соединение и может быть несколько раз вывинчен и снова завинчен в одно и то же отверстие.

Шурупы большого размера с квадратной или шестигранной головками - глухари - завинчивают гаечными ключами, как болты.

Соединение болтами

Под болты просверливают сквозные отверстия. Для предохранения древесины от смятия под головку болта и под гайку подкладывают металлические шайбы - прокладки. Для древесины, как правило используют шайбы увеличенного диаметра или пластины с отверстиями.

Соединение нагелями

Скрепление деталей нагелями (деревянными гвоздями) встречается в столярно-плотницких работах очень часто, особенно в шиповых соединениях. Толщина нагелей от 3 до 12 мм. Забивают нагели в просверленное для них отверстие и укрепляют на клею. Конец нагеля заостряют, чтобы клей, которым он смазан перед вколачиванием, не был стерт краем отверстия, а проник вглубь вместе с нагелем. Для скрепления деталей, изготовленных из мягкой древесины, делают нагели из древесины твердых пород, придавая им почти квадратную форму. Такие нагели раздвигают волокна сильнее и крепче сжимаются ими.
Для скрепления изделий, изготовленных из древесины твердых пород, применяют нагели из мягкой древесины и делают их круглой формы. Такие нагели лучше обжимаются и плотнее обхватываются стенками отверстия.
Соединения могут быть на одном или двух нагелях.

В первом случае нагель располагают в середине соединения, во втором - по диагонали, соединяющей внутренний и наружный углы соединения на расстоянии 1/4 длины диагонали от этих углов или на 1/3 и 1/4 ширины брусков.

Для дополнительного крепления угловых соединений в изделиях с непрозрачной отделкой применяют металлические угольники и накладки.

Используются они в оконных переплетах, для соединения частей разборных изделий и привертываются шурупами. При сборке щитов применяют также металлические пластинки треугольной или ленточно-волнистой формы разной длины и ширины и с обоих концов заостренные. Пластинки вдавливают в кромки соединяемых деталей, либо как дополнительное крепление клеевого шва, либо как самостоятельное средство соединения.

Сухари применяют для соединения крышек столов или сидений табуретов.
Деревянные угольники, или бобышки , предназначаются для дополнительного крепления при сопряжениях царг с ножками стульев, диванов, кресел, столов, а также сидений стульев, кресел и крышек столиков.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Соединение столярных изделий гвоздями

Многие изделия из древесины содержат несколько деталей. Их соединяют между собой различными способами. Процесс изготовления деталей в целое изделие называется сборкой . В зависимости от расположения деталей в изделиях различают концевые и серединные соединения . Они могут быть выполнены с помощью гвоздей, шурупов или клея. На рисунке ниже: а концевые соединения , б серединные .

Большинство столярных изделий состоит из нескольких деталей, которые соединяют часто при помощи гвоздей . В зависимости от назначения гвозди бывают разных размеров (диаметров и длин) и различаются формой головки (шляпки). Гвоздь имеет головку, стержень и острие . Маркируются гвозди так – сначала идёт цифра, обозначающая толщину стержня гвоздя, а затем – длина гвоздя(от острия до головки). Значения толщины и длины даются в миллиметрах. Например - 2х40, 4х100, 8х200 и т.д.

Виды гвоздей

Простые гвозди Специальные гвозди
Обычный гвоздь с рифленой головкой, выдерживает сильные удары молотком Обивочный гвоздь для закрепления обивок мебели и тканей
Обычный гвоздь без головки Оцинкованный нержавеющий гвоздь для работ на улице
Обычный гвоздь с плоской головкой Резьбовой гвоздь для обрешетки
Гвоздь с широкой головкой, удерживает на стене толь, жесть, рейки Гвоздь для панели, можно утопить в дереве
Реечный гвоздь, устойчивый к коррозии, предназначен для изолирующих пластин Гвоздь для пола без головки, хоршо закрепляется внутри
Резьбовой (винтовой) гвоздь для закрепления ДСП и столярных плит Столярный гвоздь для закрепления фанеры, ДСП и соединений
Гвоздь для деревянных планок и тонких реек Гвоздь для балок, предназначен для работ на улице
Закаленный гвоздь - вбивается в стены и не гнется
Волнистый гвоздь для простых Т-образных или L-образных соединений, не подвергающихся большой нагрузке
Обойный гвоздь для закрепления тканей

Прежде чем забивать гвозди, размечают места их расположения. При соединении деталей гвоздями обычно тонкую деталь прибивают к толстой.

Толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали, которую прибивают.

Длина гвоздя должна быть в 2-3 раза больше толщины прибиваемой детали.

Чтобы деталь не раскололась, забивать гвоздь следует на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.


Гвозди забивают молотком . Молоток следует держать так, чтобы рука была на расстоянии 20-30 мм от конца рукоятки.

Место забивания целесообразно предварительно накалывать шилом. Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцами левой руки и наносят молотком по головке гвоздя несильные удары (см. ниже рис. а ). После того как гвоздь надежно войдет в древесину, левую руку убирают и наносят более сильные удары.

Не всегда имеет смысл забивать гвоздь точно под углом 90 градусов. Хотя это и общепринятый метод, однако не во всех случаях он обеспечивает крепкое сцепление.

Соединяемые детали при прибивании их гвоздями должны находиться в неподвижном состоянии . Если деталь раскачивается или сдвигается, гвоздь наверняка искривится.

Гвозди - и прежде всего крупные - могут расколоть дерево , особенно если они забиваются на конце планки или доски. Этого можно избежать, если кончик гвоздя предварительно утопить.

Слишком сильные удары молотком не только вгоняют гвоздь в дерево, но могут стать причиной появления на поверхности безобразных лунок. Поэтому лучше на завершающей стадии использовать пробойник, с помощью которого вбить гвоздь до поверхности дерева или слегка утопить его.
Зафиксировать соединение помогают маленькие "наметочные" гвозди, которые вбивают до начала соединения деталей основными гвоздями. Наметив отверстие, "наметочный" гвоздь вытаскивают.

Способы забивания гвоздей

Подобрать подходящий к детали гвоздь Если гвозди применяются дополнительно с клеем, то для деревянных реек достаточно выбрать маленькие и тонкие гвозди максимум в три раза длиннее, чем прибиваемая деталь.
Набивание: крестообразное соединение в форме буквы Т На больших деревянных изделиях (например, каркаса для простенка) Т-образные соединения укрепляются вбитыми крест-накрест гвоздями.
Несколько гвоздей насадить наискось по отношению друг к другу Гвоздь, вбитый поперек волокон, держится лучше, чем вбитый вдоль волокон. Тем не менее можно получить крепкое соединение, если гвозди вбить в дерево под углом друг к другу.
Не вбивать в одно и то же волокно дерева несколько гвоздей Если вам нужно вбить в одно волокно древесины больше одного гвоздя, помните, что дерево может треснуть. Поэтому гвозди всегда располагайте со смещением по отношению друг к другу.
Сначала вбить гвозди, затем отрезать Во избежание раскола планки отпиливайте выступающий конец или укорачивайте ее до нужной длины только после вбивания гвоздей.
Подставка предотвратит прогибание изделия Тяжелый молоток или кусок толстой древесины предотвратят вибрацию детали при ударах, от которых гвоздь наверняка согнется.

Древесина меньше раскалывается, если забивать притупленный гвоздь (по острию гвоздя предварительно осторожно наносят удары).

Если гвоздь при забивании пошел криво или согнулся, его необходимо выдернуть. Для этой цели применяют клещи или молоток со специальной прорезью на носке (рис. б ). Чтобы не повредить поверхность изделия, под клещи или боек молотка подкладывают небольшую дощечку.


Если концы гвоздей выступают, их подгибают на оправке, как показано на рисунке а , и забивают обратно в древесину (рис.б ). Это повышает прочность соединения.

Забитый гвоздь выдергивают так. Отгибают стамеской загнутый конец гвоздя. Выравнивают его клещами или плоскогубцами. Выбивают конец гвоздя молотком, а затем выдергивают его за головку клещами.

Несколько советов по использованию молотка и правильным соединениям можете узнать ниже.

1. Чтобы соединение с помощью гвоздей было прочным и надежным, вы должны точно определить, какой тип гвоздей подходит для данной работы. Большой выбор гвоздей предлагают магазины - от "универсальных" до специализированных, предназначенных только для определенных операций. Если вы хотите купить несколько видов гвоздей, чтобы быть "вооруженным" на всякий непредвиденный случай, выбирайте "универсальные" гвозди, а специальные приобретайте только после того, как определите, какую именно работу намерены выполнять.
Насколько важно применять гвозди в зависимости от цели, настолько же полезно иметь в своем распоряжении не один молоток, а по крайней мере два разных.
Для большинства работ вам понадобится столярный молоток весом 300 г. Наряду с ним неплохо иметь еще один более легкий молоток, которым можно забивать маленькие гвозди и стержни, используемые, например, при обойных или декоративных работах.
Если вам часто приходится выполнять плотницкие работы и при этом пользоваться толстыми гвоздями, вам понадобится тяжелый молоток с "когтем". Уверены, вы очень скоро оцените его как крайне полезный инструмент. Так, с по¬мощью "когтя" легко вытаскивать из дерева согнувшиеся или временно забитые гвозди. Для этого не обязательно иметь под рукой клещи.

2. Обычные проволочные гвозди различаются по длине и толщине стержня. Для работ с деталями небольших и средних размеров используются гвозди длиной от 20 до 50 мм. Для грубых работ - гвозди с плоской головкой длиной от 60 мм и более.

Стальные гвозди длиной 25 или 40 мм потребуются прежде всего для навешивания картин и других предметов на стены.

Обойные гвозди имеют широкие утопленные головки, с их помощью можно закреплять обойные ткани или ковры на деревянной поверхности.

Гвозди для фанеры или резьбовые гвозди удерживают деревянные материалы так же прочно, как и шурупы, с той лишь разницей, что их можно вбить молотком.Для крепления мягких материалов (толя, облегченных реек, прокладок и т.п.) предназначены гвозди с очень широкими или декоративными головка ми.


3. Даже в укрытом от глаза месте гвозди лучше по возможности утопить в дереве, а появившееся углубление заровнять столярной или восковой замазкой. Это стоит делать не только в "косметических" целях: при повышенной влажности выступающие гвозди начнут ржаветь, в результате на дереве появятся пятна.

Незаменимыми в этом случае окажутся гвозди с утопленной головкой, которые можно загнать под поверхность дерева, - однако головка у этих гвоздей должна быть уже, чем головки обычных гвоздей. Более широкие плоские головки вызывают появление впадин или волн на поверхности.

Маленькие гвоздики со сплющенной головкой будут совершенно незаметны, если их вбивать следующим способом: с помощью стамески от поверхности дерева отделяется тонкая щепа и откидывается вверх, затем вбивается гвоздь и закрывается этой щепой.


4. Ударить по головке гвоздя, а не по пальцам, если у вас в руках большой гвоздь, - об этом можно не беспокоиться. Однако, имея маленький гвоздь и слишком большой молоток, вы скорее всего попадете себе по пальцам. Избежать этого можно.

Маленький гвоздь придерживайте с помощью пассатижей. Главное при этом - научиться придерживать гвоздь под нужным углом. Пассатижи можно убрать, как только убедитесь, что гвоздь устойчиво закреплен в поверхности.


Маленькие гвоздики можно забивать также с помощью бумаги.

Гвоздь прокалывают сквозь бумагу, закрепляют его несколькими несильными ударами молотка, затем осторожно отрывают бумагу и до конца забивают гвоздь в дерево.

Работать можно только исправным инструментом, использовать его надо строго по назначению.

Молоток при работе надо держать на расстоянии 20-30 мм (2-3 пальца) от свободного конца ручки.

Нельзя оставлять столярный молоток на краю верстака.

Нельзя стоять за спиной человека, работающего молотком.

Острие шила должно быть направлено в сторону от работающего.

Для соединения деталей простого изделия достаточно гвоздей. Номенклатура гвоздей очень велика, существуют например, обойные, с уменьшенной головкой, ящичные.

Длина гвоздя должна быть равна утроенной толщине соединяемой детали. Крайние гвозди забивают под некоторым углом, чтобы они не вылезали, столярным молотком, несколько отличающимся от .

Для лучшего вхождения в дерево гвозди смазывают мылом.

Соединение деревянных деталей шурупами

Соединение шурупами — более прочное, разборное. Шурупы бывают стальные, латунные, из различных сплавов. Их обозначение аналогично обозначению винтов (шуруп 2 X 20 означает шуруп диаметром 2 мм и длиной 20 мм).



a — с потайной головкой; б — с полукруглой головкой;
в — с полупотайной головкой;
г — с шестигранной головкой; д — с квадратной головкой.

Прежде чем ввернуть шуруп, в мягкой древесине достаточно сделать мелкое отверстие шилом, а в твердой — буравом.

Резьбу крупных шурупов смазывают мылом. Шурупы ввертывают отверткой с лопаткой по форме паза в шурупе. Даже при самом аккуратном отношении отвертка с лопаткой часто срывается с головки (особенно у шурупов из сплавов) и царапает деталь. В связи с этим целесообразнее применять шурупы с крестовым шлицем.

Соединение деревянных деталей сращиванием

При необходимости соединения планок в прочную раму отрезают четыре строганых детали и укладывают их в виде прямоугольника по вычерченному эскизу. На верхней и нижней сторонах планок карандашом отмечают ширину прилегающих деталей, а затем угольником переносят отметку на весь контур. После этого с помощью рейсмуса наносят риски для снятия материала.

При отрезании необходимо учесть толщину пильного полотна. После этого собирают раму, промазывая клеем, иногда соединяя штифтами.

Шиповое соединение деревянных деталей

Для изготовления рамы, которая должна быть прочнее сращенной рамы, применяют одинарное шиповое соединение. Две противоположные детали рамы (называемые обвязкой) имеют проушины или шипы.

Если на обвязке большей длины сохранилась часть коры, в ней делают шип, на меньшей — проушины. Торцы обвязок размечают на три равных части и выпиливают надрезы: для шипа — с внешней стороны риски, для проушины — с внутренней. Проушину выдалбливают долотом до середины, затем обвязку переворачивают и доделывают проушину до конца. После этого проушины и шипы зачищают рашпилем или стеклянной шкуркой и собирают раму.



1 — проушина; 2 — шип.

Еще прочнее соединение с многократными шипами, применяемое для соединений углов рам несущих конструкций столов, кресел, ящиков и т. п.

Вручную такие шипы изготавливают следующим образом: наносят точную разметку карандашом, пилой делают надрезы с обеих сторон, узким долотом вначале с одной, а затем с другой стороны срубают материал, зачищают рашпилем или стеклянной шкуркой. Готовые обвязки соединяют, устраняют дефекты и проверяют размеры и перпендикулярность соединения.

mob_info