Левая клавиатура. Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура Нажал на клавишу - открыл воздушный клапан

Баян относится к довольно небольшой группе инструментов, которые обладают широким звуковым диапазоном и не требуют сопровождения (аккомпанемента). К этой группе, как известно, принадлежат в первую очередь фортепиано, орган, арфа, а из народных гармоники, гитара и некоторые другие. Именно универсальность инструмента, его компактность в сочетании с прекрасными звуковыми качествами, среди которых ценнейшим является управляемость звуком, определили его демократичность и огромную популярность, как в нашей стране, так и за рубежом.Баян по праву считается одним из наиболее совершенных и распространенных видов гармоники. Это язычковый клавишно-пневматическиймузыкальный инструмент с двенадцати ступенным равномерно-темперированным строем.

Корпус баяна состоит из двух частей (правой и левой), которые соединеннымеховой камерой (мехом), он производится из бука или ели.Внешняя поверхность тщательно отполирована или обклеена целлулоидом. Меховая камера, имеющая 14-15 складок (борин), выполняется из электрокартона, обклеивается шелком и гранитолем и закрепляется уголками из металла округленной формы. На правом полукорпусе находится гриф с расположенной на нем клавиатурой для игры правой рукой. Наиболее распространены баяны, имеющие по три ряда на правой клавиатуре и количеством клавиш от 52 до 61.

Ее диапазон от си-бемоля или соль большой октавы октавы до до-диеза или соль четвертой октавы. Низкие звуки извлекаются клавишами, расположенными в верхней части грифа, а самые высокие внизу грифа. Наличие четырех или пяти рядов на правой клавиатуре не увеличивает диапазон инструмента. Эти дополнительные ряды, называемые вспомогательными, являются повторением основных и дают возможность исполнителю без особого труда транспонировать музыкальное произведение в любую другую тональность.

На наружной стороне левого полукорпуса расположена клавиатура для левой руки с пятью или шестью рядами клавиш-кнопок. Их количество обычно 100-120. Сбоку полукорпуса имеется ремень для левой руки, выполняющий помимо игровой функции и функцию меховедения. Два плечевых ремня удерживают инструмент при игре. Может применяться еще один ремень, соединяющий их на спине.
Основой звукообразования на баяне является колебание металлических язычков (голосов) под воздействием воздушной струи. Язычок, жестко прикрепленный одним концом к металлической рамке, свободно проскакивает в ней под давлением воздуха со стороны его наклепки. Под воздействием давления с другой стороны он не возбуждается благодаря перекрытию проема для звучащего голоса приклеенной полоской лайки (кожи).

Поэтому для извлечения одного и того же звука на разжим и сжим меха необходимы два одинаковых язычка, прикрепленных с разных сторон двух одинаковых проемов в рамке. Рамки вместе с язычками называются планками.
Планки крепятся на специальных станинах – резонаторах, разделенных на ячейки – воздушные или резонаторные камеры. Вход в каждую камеру называется резонаторной розеткой. Через отверстия розетки осуществляется доступ воздуха из меховой камеры к голосовым язычкам, укрепленным на простенках воздушных камер резонаторов. Для хорошей герметичности конструкции поверхность соприкосновения розетки с декой и голосовых планок с резонаторами обклеивается лайкой. Резонаторы к деке крепятся деревянными брусками и специальными болтами.

Громкость звука зависит от амплитуды колебания язычка: чем сильнее давление воздушной струи, тем громче звук, и наоборот. Высота же звука зависит от длины язычка: более короткие издают звуки высокого тона, более длинные — низкого. Чтобы язычки звуков низкого регистра не были чрезмерно большими, на них наклепываются дополнительные грузики.

Тембр звука зависит от конструкции деки и резонатора, формы и объема резонаторных камер, а также от толщины и материала планки, от качества металла, из которого сделан голос, и от профиля голоса.

В настоящем материале мы будем осваивать с вами правую клавиатуру при помощи специальных упражнений. Здесь будет минимум теории и очень много практики. Видео упражнения позволят вам очень быстро подготовить игровой аппарат к полноценной игре двумя руками.

После их изучения у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. После практического прохождения комплекта упражнений вы совершенно свободно самостоятельно сможете разучивать на правой клавиатуре песни и пьесы в облегченном переложении для баяна.

В видео упражнениях задан эталон звучания инструмента при выполнении упражнений. Вы в любое время сможете запустить видео и сравнить свою игру со звучанием эталона. Эти упражнения помогут вам выработать оптимальное меховедение и приучить пальцы к правильной аппликатуре. В подборке более тридцати видео упражнений, которые признаны специалистами наиболее продуктивными для обучения новичков.

Эти упражнения я использую в своей работе уже почти сорок лет. На том материале, который вы имеете возможность купить, обучились играть на баяне сотни и сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая этот мини курс — комплект упражнений для правой руки, вы получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

Для кого подготовлены эти упражнения?

Для тех, кто начинает осваивать баян с нуля, без какой-либо предварительной подготовки. Подача учебного материала организована таким образом, что абсолютно любой человек, сможет продуктивно работать с комплектом видео упражнений.

— Упражнения могут быть использованы педагогами по баяну и репетиторами в качестве основных и вспомогательных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

В комплекте:

32 видео, 115 видео упражнений.

А также: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Все упражнения с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Большинство упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате АVI.

Цена 300 рублей

По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p [email protected] Рекомендации по изучению правой клавиатуры баяна

Изучение музыкальной грамоты необходимо связать со слуховыми образами и понятиями ребенка. Иными словами, ноты нужно изучать последовательно с различными длительностями.

Изучение нотной грамоты обычно начинают от ноты «до». По мере изучения семи основных звуков натурального звукоряда учащийся практически осваивает тональность до мажор, ее устойчивые и главные ступени.Как можно раньше приучайтесь играть без постоянных заглядываний в клавиатуру. Это станет возможным, когда вы хорошо будете знать расположение нот на клавиатуре баяна. Причем, знать не виртуально, а наощупь. Для этого вам придется изрядно потрудиться. Для изучения клавиатуры лучше всего использовать одну октаву.

Рекомендую первую. Поставив пальцы на одной октаве, мы будем автоматически знать ноты и других октав. Некоторым ученикам для запоминания основных звуков одной октавы требуются сотни повторений. Кто-то запоминает расположение нот очень быстро. Но повторяю: мало запомнить расположение нот, нужно их различать на звук, безошибочно определять их местонахождение на клавиатуре.

Основная задача начальной практической работы по изучению клавиатуры баяна : запомнить характер звука в натуральном звукоряде, слышать его в реалии и иметь слуховое представление о нем. Кроме того важно усвоить относительную продолжительность целой, половинной и четвертной ноты.

Вместе с запоминанием нот на клавиатуре ученик получает понятие о расположении нот на нотном стане, обучается правильной записи звуков разной длительности. Здесь же он отрабатывает первые навыки звукоизвлечения и меховедения.

Заучиваем расположение и звучание ноты «до» первой октавы. Нажимаем кнопку «до». Потянем звук, послушаем его внимательно. Пробуем воспроизвести его голосом. Затем вместе с инструментом. Проделываем эту процедуру 10-15 раз. Нажимаем следующую кнопку – соответствующую ноте «ре». Полутона пока не трогаем.

Наша задача на начальном этапе выучить расположение основных нот. Итак, играем последовательность нот «до» — «ре». Играем эту последовательность целыми, половинными. Если есть возможность, используем метроном. Но даже с метрономом обязательно считаем доли или оттопываем счет ногой.

Обязательно пропеваем выполняемые упражнения. Когда уверенно будем брать на клавиатуре нотки «до» и «ре», переходим к проработке следующей комбинации кнопок, соответствующих нотам «до» — «си». Кнопку «до» нажимаем вторым пальцем, ноту «си» — третьим.

Максимально сосредотачиваемся, напрягаем слух, впитываем в себя проигрываемые звуки. Внимательно отслеживаем слухом переходы, переливания от звука к звуку. Следующая комбинация звуков для изучения правой клавиатуры: «до-ре-си-до».

Напоминаю, что все эти манипуляции направлены на изучение расположения ноты «до» на клавиатуре. После того, как начнете абсолютно свободно находить и проигрывать ноту «до», можно перейти к освоению ноты «ре». По аналогии с предыдущими занятиями составляем последовательности кнопок от кнопки «ре» вниз и вверх.

Эти последовательности будут выглядеть так: «ре – ми», «ре-до», «ре-ми-ре-до». Сколько раз нужно повторить последовательности до полного заучивания? Для каждого обучающего индивидуально. Это может быть десять повторений, а может быть и сто.

Аналогичным образом прорабатываем остальные основные звуки до ноты «си». Это будет первый этап изучения правой клавиатуры. На следующем этапе мы займемся интервалами, т.е. продолжим работу над изучением нот (кнопок) основного звукоряда на правой клавиатуре на примере интервалов.

Наиболее широко известны баяны с трёхрядной клавиатурой в правой руке и с готовыми аккордами в левой, пяти- или шестирядной, клавиатуре. Такие баяны, по месту их первоначального изготовления и распространения, стали называть московскими в отличие от так называемых ленинградских, четырехрядных. Сейчас есть баяны и с пятью рядами на правой клавиатуре.

Кроме того есть баяны выборные, имеющие трехрядную клавиатуру как в правой, так и в левой руке. Здесь аккорды свободно выбираются на клавиатуре, так же как и на фортепиано, в зависимости от их написания. В последнее время появились баяны комбинированные, на которых можно играть и как на баяне с готовыми аккордами, и как на выборном.

В оркестрах народных инструментов применяются оркестровые баяны с одной правой клавиатурой. Их целое семейство: пикколо, сопрано, альты, тенора, басы и контрабасы. Они отличаются друг от друга не только диапазоном, но и тембром. Кроме того есть специальные оркестровые - тембровые баяны: по звучанию они схожи с флейтой, кларнетом, фаготом и другими инструментами симфонического оркестра.

Рассмотрим устройство обычного трёхрядного баяна с готовыми аккордами.

Коробчатый деревянный корпус баяна состоит из двух половин, соединенных между собой мехом. Внутри каждого полукорпуса находятся деки, на которых со стороны меха укреплены резонаторы с голосовыми планками, а снаружи - клапанный механизм с клавиатурой.

Клавиши правой руки вынесены на специальную планку - гриф, а левой - на лицевую, стенку полукорпуса. Оба механизма сверху прикрываются решетчатыми крышками. Изнутри крышки оклеиваются тонкой густой тканью, которая является фильтром, предохраняющим голоса от пыли.

На левом полукорпусе укрепляется короткий ремень, под который при игре продевается левая рука. Помимо игры на клавиатуре левая рука растягивает и сжимает мех, нагнетая воздух.

К правой половине корпуса прикреплены два ремня, которые надеваются на плечи и прочно удерживают инструмент во время игры, освобождая правую руку от поддерживающих усилий.

Мех представляет собой четырехгранную гофрированную коробку, оклеенную тканью с наружной стороны. Мех приклеивается к небольшим узким деревянным рамкам, а они уже непосредственно крепятся к обеим половинам корпуса с помощью шпилек или крючков. Места сгиба меха - углы - проклеиваются изнутри полосками лайки, тонкой мягкой оленьей кожи, а сверху для большей прочности укрепляются специальными металлическими уголками.

Корпус баяна склеен из тонких буковых или березовых дощечек. Углы корпуса склеены в шип «ласточкин хвост». Кpоме того углы сверху закрепляются металлическими декоративными пластинками, предохраняющими их от повреждений и расклеивания.

В отличие от дек на других инструментах деки на баянах не являются резонирующим устройством, а служат лишь механической воздухонепроницаемой перегородкой (диафрагмой) между меховой камерой и клапанным механизмом. Делаются они из хорошей ровной и прочной фанеры, березовой или буковой. В деке просверливается несколько рядов отверстий, которые с наружной стороны перекрываются клапанами и против которых изнутри устанавливаются отверстия резонансных камер.

Звук на баяне возникает в результате колебаний тонкой стальной пластинки (язычка, голоса) над щелевой прорезью, через которую прогоняется струя воздуха. Прорези сделаны в массивных прочных нержавеющих планках, латунных, алюминиевых и других. Планки бывают сплошные или разрезные, состоящие из небольших пластин, отдельных для каждого звука, точнее - для каждой пары язычков.

Язычки или голоса делаются из специальной пружинной стали, они прочно приклепываются к планкам над голосниковыми щелями. Размеры щелей, длина, ширина и толщина язычка зависят от высоты звука: они тем больше, чем ниже звук, и наоборот. На язычки самых низких басовых тонов для их утяжеления напаиваются небольшие медные пластинки.

Над щелью, со стороны противоположной язычку, приклеивается полоска лайки, которая закрывает голосниковую щель при обратном движении струи воздуха, и тем самым уменьшает расход воздуха, расход меха во время игры.

Каждая пара голосов на планке находится против небольшой резонаторной камеры — городушки. Объем камеры, ее форма и размеры имеют значение для силы и тембра звука, поэтому они специально рассчитываются и конструируются.

Городушки вместе с планками составляют отдельную конструкцию, так называемые резонаторы. В нижней части каждой городушки просверлены широкие отверстия для пропускания воздуха, которые совпадают с такими же отверстиям в деке. Резонаторы склеиваются из березы или ольхи. Каждому ряду клавишей на грифе соответствует отдельный резонатор.

Во всех местах соединений, где есть опасность просачивания воздуха: между планками и стенками городушек, между резонаторами и декой прокладывается уплотнитель - полоски ворсистой мягкой лайки. Планки крепятся к резонаторам изогнутыми шпильками или маленькими гвоздиками с широкими шляпками. Кроме того края планок заливаются расплавленным воском.

Клапаны - это небольшие деревянные пластинки, с нижней стороны которых наклеены полоски мягкой лайки, а сверху укреплен проволочный поводок, с помощью которого клапан поднимается и опускается, перекрывая отверстия в деке. Ворсистая сторона лайки плотно прилегает к деке, препятствуя произвольному проникновению воздуха к голосам, и смягчает удар клапана о деку во время игры. Иногда для уменьшения шума при игре между деревом клапана и лайкой дополнительно прокладывается полоска тонкого сукна.

Клавиши правой клавиатуры представляют собой узкие деревянные рычажки, которые размещаются в соответствующе гнездах на грифе и вращаются на проволочной оси. Со стороны грифа сверху на концах клавишей укрепляются перламутровые или целлулоидные кнопки - пуговицы, а на других концах клавишей просверливаются отверстия, в которые завинчиваются или вклеиваются концы клапанных поводков. Снизу в гнездах под клавишами имеются пружины, под действием которых клапаны плотно прижимаются к деке.

Таким образом устроены все три ряда клапанов на тех баянах, где гриф отнесен ближе к задней стенке корпуса. Там же, где гриф располагается ближе к середине корпуса, третий ряд клапанов имеет несколько иное устройство: поводки клапанов особым образом изгибаются и при помощи двух петель крепятся к деревянной планочке, приклеенной к деке. Конец клавиши подводится под свободный изогнутый конец поводка клапана и нажимает на него, приподнимая клапан. В этом случае основные клапанные пружины устанавливаются не: под клавишами, а непосредственно на деке, возле оси вращения поводка. Под самой клавишей, кроме того, имеется дополнительная небольшая пружинка, которая плотно прижимает толкающий конец клавиши к концу клапанного поводка, устраняя зазор между ними и неизбежный в этом случае холостой ход клавиши.

На грифе баяна массового производства устанавливается обычно пятьдесят две клавиши, диапазон: от cu-бемоль большой до до-диез четвертой октавы. На баянах, изготовленных по заказу, количество клавиш достигает пятидесяти восьми, шестидесяти одной и даже шестидесяти четырех. Диапазон при пятидесяти восьми клавишах: от соль большой до ми четвертой октавы.

Устройство механизма левой клавиатуры значительно сложнее правой,- Наличие баса, имеющего октавное утроение или даже учетверение, требует специальной конструкции голосниковых планок и резонаторов. Кнопочная система механики должна обеспёчить широкую избирательность аккордов в диапазоне малой и первой октав.

Рассмотрим устройство левой клавиатуры баяна, имеющего сто двадцать басовых кнопок: шесть рядов по двадцать кнопок в ряду.

Левая клавиатура связана с двумя рядами клапанов: оди ряд (12) - басы, а другой (также 12) - аккордовые голоса.

Под басовыми клапанами находятся четыре голосовые планки, установленные на отдельных резонаторах, но собранных в один блок. Строй каждой планки отличается от смежной на октаву. При подъеме клапана звучат одновременно четыре октавных звука, например, при нажиме басовой кнопки до звучат одновременно до большой, до малой, до первой и до второй октав. Такое октавное усиление баса необходимо для создания определенной силы и густоты звука. На некоторых баянах бас только утраиваются: планка самых высоких голосов не устанавливается.

Каждая планка имеет двенадцать пар голосов, расположенных в хроматической последовательности. Диапазон всех четырех басовых планок - от ми контроктавы до ми-бемоль второй октавы. Работой басовых клапанов управляют два первых (считая от меха) ряда левой клавиатуры.

Вся сложная аккордовая клавиатура управляет звучанием только одного резонатора, который имеет на себе две сплошные голосниковые планки. Голосов на каждой планке двенадцать пар, они расположены с двух сторон, как обычно, и настроены в хроматической последовательности от соль малой до фа-диез первой октавы.

Все басовые и аккордовые клапаны при помощи поводков шпилек связаны со специальными валиками, расположенным вдоль клапанов параллельно деке. Для каждого тона - отдельный валик; таким образом, имеется два набора валиков — двенадцать басовых и двенадцать аккордовых.

Каждый валик имеет несколько шпилек, которые воспринимают усилие от толкателей, жестко связанных с клавишей кнопкой. Кнопки через соответствующие отверстия выведены на переднюю стенку левой половины корпуса.

При игре движение от пальца передается через кнопку толкатель, на котором в определенном месте - возле шпильки соответствующего валика - имеется небольшой штифт. Штифт задевает за шпильку, жестко скрепленную с валиком, и заставляет валик поворачиваться. Поворачиваясь, валик перемещает имеющуюся на нем другую шпильку, которая при помощи поводка связана со свободным концом поводка клапана: клапан приподнимается и открывает отверстия в деке для пропуска воздуха к голосникам.

Подобным образом действует также механика и аккордовой клавиатуры, с той лишь разницей, что на толкателе имеется несколько штифтов, которые приводят в действие несколько клапанов одновременно. Так, например, при нажиме на кнопку трезвучия соль минор толкатель штифтами задевает за шпильки валиков, связанных с клавишами звуков соль, си-бемоль и ре, и открывает их.

Левая клавиатура баяна имеет шесть вертикальных рядов по двадцать кнопок в каждом. Первые два ряда, считая от меха - басы, остальные четыре - аккорды. В первом ряду находятся так называемые вспомогательные басы - большая терция от основного баса; во втором - основные басы, тоники; в «третьем ряду - мажорные, большие трезвучия; в четвертом минорные, малые трезвучия; в пятом - доминантсептаккорды с пропущенной квинтой; в шестом - уменьшенные септаккорды

Середина левой клавиатуры имеет семь рядов белых кнопок, это клавиши «чистых» тонов, их основные басы не имеют диезов или бемолей. Внизу под белыми кнопками располагаются пять рядов черных кнопок, основные басы которых имеют бемоли. Выше белых клавишей находятся также пять рядов черны кнопок, основные басы которых имеют диезы. Соответствующие ряды верхних и нижних черных кнопок хотя и имеют разное название, но звучат одинаково, они энгармонически равны (например, тональность до-диез энгармонически равна тональности ре-бемоль). Иными словами: черные кнопки сверху и снизу дублируют друг друга. Кроме того сверху над черными кнопками имеется один и снизу под черными - два ряда белых кнопок, которые дублируют три крайних ряда белых кнопок.

Такое большое количество дублирующих клавишей необходимо для того, чтобы исполнителю было удобно играть в любо тональности без лишних скачков с верхней части клавиатуры в нижнюю и. наоборот.

Леонид Гурулев

На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:

Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;

АППЛИКАТУРА

На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 - указательный палец (второй палец)
3 - средний (третий палец)
4 - безымянный (четвертый палец)
5 - мизинец (пятый палец)

1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.

БАСОВЫЕ ЗВУКИ

Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.

Второй ряд, считая от меха, называется основным . Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:

Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:

Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.

Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.

ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ

Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.

Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:

АККОРДЫ

Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом . В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.

Аккорды записываются следующими нотами:

Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:

Аккорды бывают мажорные , минорные , доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).

Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до ) и аккорд от этого баса (до-мажор ):

Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.

Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой "Б ".
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой "М ".
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой "7 ".

Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си ). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я "покрасил" в серый цвет.

Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.

При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:

Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.

Упражнения

При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд - третий палец, ряд мажорных аккордов - второй. Следите за движением меха, за звуком.

В теории под названием резонатор понимают физическое тело, способное отзываться на колебания определенной частоты и усиливать эти колебания. Простейшим примером резонатора может служить резонатор Гельмгольца -полый сосуд с отверстиями, при помощи которых в сложных звуковых колебаниях можно найти их простейшие составляющие, т. е. можно произвести анализ звука, так как каждый резонатор настроен на определенную частоту.

В гармониках, баянах и аккордеонах резонатором называют систему воздушных камер определенных размеров, встроенных в одну деревянную конструкцию, являющуюся базой или опорой для голосовых планок.

Резонаторы в практике называют по-разному: резонаторами, городушками и т. д. Однако первое название следует считать более правильным, так как воздушные камеры в резонаторах действительно в некоторой степени способствуют звучанию и улучшают тембр звука. Поэтому качество звучания инструмента зависит не только от голосовых планок, но и от резонатора, от формы и размеров воздушных камер, рассчитанных для каждого тона в отдельности.

Резонаторы язычковых музыкальных инструментов подразделяются на резонаторы мелодии, резонаторы аккомпанемента и резонаторы басовые.

Резонаторы мелодии

Резонатор мелодии (рис. 43) состоит из средника 1, верхнего бруска 2, розетки 3, перегородок 4, крепежного бруска 5.

Воздушная камера в резонаторе мелодии, так же как и в резонаторе аккомпанемента, образована между соседними перегородками, средником, верхним бруском и розеткой.Для каждой воздушной камеры предназначена одна голосовая кусковая планка или пара язычков одной тональности цельной планки, звучащих в противоположных направлениях воздуха; воздушные камеры должны быть хорошо изолированы друг от друга, с тем, чтобы не было возбуждения язычков в соседних камерах.

Количество воздушных камер в резонаторе мелодии зависит от диапазона инструмента и конструкции клавиатурного механизма мелодии.

B зависимости от вида инструмента, конструкции его клавиатурного механизма и голосности инструмента, в правой крышке располагается от двух до шести резонаторов.

B табл. 9 показано, как c увеличением голосности инструмента изменяется количество резонаторов мелодии.

B связи с изменением размеров добавляемых планок резонаторы мелодии претерпевают некоторые изменения.
B инструментах массового производства резонаторы мелодии съемные. Ремонтировать такие резонаторы удобнее.

B некоторых инструментах индивидуального изготовления резонаторы мелодии (особенно часто в дискантовой группе) несъемные, т. е. они приклеены непосредственно к деке без розеток. Несъемные резонаторы способствуют лучшему образованию звука, но создают большие неудобства при ремонте, уменьшают производительность труда при ремонте голосовой части и настройке и, как следствие, повышают стоимость ремонта.

Резонаторы аккомпанемента

Резонатор аккомпанемента (рис. 44) состоит из средника 9, верхнего бруска 3, розетки 8, перегородок 5, крепежных брусков 1-и 7, клёцев 2 и 6, воздушной камеры 4.

B резонаторах аккомпанемента баяна и аккордеона по 12 пар воздушных камер, т. e. c каждой стороны резонатора по 12 воздушных камер.

В резонаторе аккомпанемента гармоники количество пар воздушных камер меньше; оно зависит от количества кнопок левого механизма (диапазона).

Резонаторы аккомпанемента имеют следующие разновидности:

  • резонаторы аккомпанемента c одинаковыми противолежащими воздушными камерами, предназначенные для планок одинаковой высоты. Обычно такие резонаторы применяют для инструментов c незаемным басовым механизмом.
  • резонаторы аккомпанемента с неодинаковыми по высоте противолежащими воздушными камерами, предназначенные для планок, настроенных в октаву. Такие резонаторы часто применяют для инструментов c заемным басовым механизмом.

Резонаторы аккомпанемента для инструментов массового и индивидуального изготовления обычно изготовляют съемными.

Басовые резонаторы.

B зависимости от типа басового механизма резонаторы по конструкции подразделяются на два основных вида:

  • резонаторы басовые для заемного басового механизма -заемные басовые резонаторы
  • резонаторы басовые для незаемного басового механизма - незаемные басовые резонаторы.

B гармониках и аккордеонах обычно применяют заемные басовые резонаторы, в баянах -те и другие.

Наиболее распространенный тип резонатора для заемного басового механизма(рис. 45) состоит из средника 1, верхних брусков 2, розетки 4, перегородок 6 и клецев 5 и 7.

На одной стороне заемного резонатора расположены наиболее низкие звуки для данного инструмет на другой - на
октаву выше.

В практике принято называть одну сторону басового резонатора с наиболее низкими звуками I октавой, другую-II октавой.
Следует отметить, что эти названия не соответствуют действительной высоте расположенных на резонаторе планок, а являются условными названиями.Действительная высота звуков I и II октав в зависимости от инструмента находится в пределах от ми или фа контроктавы до ми или фа малой октавы.

Басовый резонатор для незаемного механизма (рис. 46) состоит из средника 7, верхнего бруска 5, розетки, подоктавного бруска 10 III октавы, подоктавного бруска 9 IV октавы, резонатора 11 III октавы и резонатора 8 IV октавы.

К незаемному басовому резонатору добавлено еще два односторонних резонатора: резонатор III октавы
и резонатор IV октавы, так как четырехголосное звучание басов создается за счет планок, смонтированных на I, II, III н IV октавах.

Резонатор III октавы предназначен для планок, настроенных на октаву выше II октавы, резонатор IV октавы — выше на октаву резонатора III октавы.Название резонаторов 111 и IV октав также условное. Резонаторы III и IV октав установлены на общей розетке, и их воздушные камеры связаны каналами в подставных брусках c одноименными воздушными камерами резонатора I и II октав.

Воздушные камеры резонаторов c внешней стороны закрываются голосовыми планками. При этом нужно выполнять условие абсолютной воздухонепроницаемости между планками и плоскостью резонатора. Это необходимо для того, чтобы воздух проходил только через голосовые проемы в планках и использовался для возбуждения язычков. Для того чтобы планки и резонаторы были соединены герметично, прикрепленные к резонатору планки заливают по периметру расплавленной воскоканифольной или церезиновой мастиками или реже - нитрокрасками.

Материалы,используемые при изготовлении резонаторов и процесс сборки

Наиболее подходящим материалом для изготовления деталей резонаторов следует считать древесину ели и пихты. Она обладает хорошей звукопроводностью, небольшим объемным весом, легка в обработке.

Для деталей резонаторов (кроме розетки и крепежных брусков) может быть использована также береза и древесина мягколиственных пород: ольха, тополь, осина.

Розетки резонаторов изготовляют из древесины твердолиственных пород или высококачественной фанеры.

Средник басового резонатора обычно изготовляют из клееной березовой фанеры толщиной 3-4 мм.

Сборка резонаторов из деталей заключается в приклейке его деталей к среднику, начиная с верхнего бруска. Затем приступают к приклейке перегородок. B последнюю очередь приклеивают розетку и бруски крепления резонаторов.

Для склеивания применяют столярный клей, поливинилацетатную эмульсию, синтетические клеи и т. д.

Процесс склейки идет c определенными выдержками в зависимости от применяемого клея.

Многие предприятия изготовляют резонаторы мелодии, аккомпанемента, III и IV октав басового резонатора по более
совершенной технологии - путем фрезерования. Это дает возможность получить из деревянной заготовки средник с перегородками и клецами одновременно. Фрезерованные резонаторы изготовляют из бука или ели.

Существуют два способа изготовления резонаторов путем фрезеровання: поперек волокон (волокна древесины направлены вдоль средника) и вдоль волокон (волокна древесины направлены поперек средника).

В изготовленных первым способом резонаторах требуется промазать перегородки клеем, лаком или другим составом, иначе в открытых древесных порах энергия колебаний язычков будет поглощаться ими и звук будет глухим. Резонаторы, изготовленные вторым способом, промазывать не требуется.

И.Фадеев, И.Кузнецов «Ремонт гармоник,баянов и аккордеонов»

mob_info