Фрейд основная концепция кратко. Психоанализ З. Фрейда: основные идеи и проблемы. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты

Основан на двух ключевых предпосылках. Первая предпосылка - генетическая - заключается в том, что те переживания, которые ребенок испытывает в детстве, оказывают огромное влияние на во взрослом возрасте. Суть второй предпосылки сводится к тому, что человек изначально имеет определенное количество сексуальной энергии - либидо. Именно либидо при развитии человека проходит через несколько стадий, представляющих тесную взаимосвязь инстинктов, психологии и сексуальной активности.

Гипотеза о четырех получила название «Теория Фрейда о личности» и представляет большой научный и практический интерес для психологов и врачей. По Фрейду развитие проходит на протяжении 4 этапов, каждый из которых ниже рассмотрены.

Стадия 1. Оральная фаза.

В оральной фазе пребывает младенец в возрасте от рождения до одного года. В этот период ребенок полностью зависит от матери, а кормление является основным источником получения удовольствия. Фрейда подчеркивает, что в этой фазе у ребенка есть только одно стремление - поглощение пищи, а потому главной эрогенной зоной является рот, ведь это средство питания и первоначального обследования окружающих предметов.

Стадия 2. Анальная фаза.

Следующий этап развития личности - анальный, который по продолжительности включает возраст ребенка с 12-18 месяцев и до третьего года жизни. Теория личности Фрейда утверждает, что в этот период ребенок начинает учиться контролировать физиологические функции своего организма. В это время либидо концентрируется около ануса, который теперь является объектом внимания ребенка.

Детская сексуальность теперь находит свое удовлетворение при обладании контролем над функциями своего организма (в первую очередь, над дефекацией и выделением). Важно отметить, что по Фрейду именно в этот период ребенок сталкивается с первыми запретами. Внешний мир теперь для него - это высокий барьер. Развитие на данной стадии приобретает характер конфликта.

Стадия 3. Фаллическая фаза.

Новая проявляется у ребенка в возрасте от трех до шести лет. Теперь либидо концентрируется в области гениталий. На данной стадии дети начинают понимать и осознавать сексуальные различия. Ребенок замечает либо наличие пениса, либо отсутствие такового.

По мнению Фрейда, на данной стадии ребенок уже чувствует удовольствие от стимуляции гениталий, однако такое возбуждение связано с близким присутствием родителей.

Стадия 4. Латентный период.

Этот период характеризуется уступкой сексуальных проявлений любопытству, которое связано с многообразием окружающего ребенка мира. Период латентного периода совпадает с возрастом 5-12 лет. Сексуальная активность в данный период снижена, либидо непостоянно, ребенок пытается идентифицировать свое собственное «Я».

Теория личности Фрейда указывает, что сексуальные импульсы в данный период подавляются идеалами эстетики, а также моралью, стыдом и отвращением. В этом возрасте развитие личности происходит в совокупности биологических процессов, а также под влиянием культуры и образования.

Стадия 5. Генитальная фаза.

Переход к последней фазе развития личности сопровождается переход концентрации возбуждения и удовлетворения к области гениталий. Генитальная мастурбация на данном периоде приобретает ключевое значение при удовлетворении сексуальных потребностей.

В заключение отметим, что теория личности Фрейда послужила основой для формулирования основ генеза психики детей: детское развитие соответствует по стадиям перемещением зон либидо.

Великие умы нашей планеты на протяжении многих десятилетий изучают устройство человеческой личности. Но существует множество различных вопросов, на которые ученые не в силах дать ответы. Почему человеку снятся сны и какую они несут в себе информацию? Почему события прошлых лет могут вызвать определенное эмоциональное состояние и спровоцировать необдуманные поступки? Зачем человек пытается спасти бесперспективный брак и не отпускает свою половину? Для того чтобы ответить на вопросы из темы касающейся психической реальности, используется методика психоанализа. Психоаналитическая теория Фрейда – главная тема данной статьи.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд

Коротко о создании метода

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко - лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение. Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе. Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.


Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

Что входит в основу психоанализа

По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна . Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

Даже в тех ситуациях, когда душевные переживания кажутся необоснованными, существует скрытая связь между различными событиями в человеческой жизни.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

  • сознание;
  • бессознательная сфера;
  • раздел предсознания.

В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания. Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок. Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.

В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания. Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки. Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

  1. Жизненная энергия – либидо.
  2. Агрессивная энергия – инстинкт смерти.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека . Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.

Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

  1. «Сверх-Я» – Суперэго;
  2. «Я» – Эго;
  3. «Оно» – Ид.

«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.


Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное

«Я» - одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между

«Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.

«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.

Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.

Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:

  • компенсация;
  • сублимация;
  • защитные механизмы.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.

Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме . К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.

Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту. Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить её на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы. Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.

По мнению Фрейда, человеческая психика безгранична.


Фрейд предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия

Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:

  • изоляция;
  • подавление;
  • гиперкомпенсация;
  • отрицание;
  • проекция;
  • регрессия.

Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».

Подведение итогов

Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы . В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:

  1. В качестве названия научной дисциплины.
  2. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
  3. Как метод лечения невротических расстройств.

Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.

Фрейд Зигмунд (1856 — 1939 гг.) — австрийский невропатолог, психиатр и психолог, профессор Венского университета, первый исследователь явлений подсознания (в 1938 г. эмигрировал в Великобританию).

Разработал в конце XIX в. особый метод лечения — — анализ свободных ассоциаций, ошибочных действий, проговорок и сновидений. Позднее Фрейд интерпретировал его как способ проникновения в подсознание, а затем на этой основе предложил свою общепсихологическую теорию строения психики как непрерывного конфликтного взаимодействия сознания с бессознательными влечениями («Толкования сновидений», 1900).

Сознание, по Фрейд, непрерывно подавляет бессознательные влечения (особенно сексуальные), которые, прорываясь сквозь цензуру сознания, проявляются в различных проговорках, шутках, обмолвках, описках («Психопатология обыденной жизни», 1901). Позднее Фрейд сосредоточился на социокультурных проблемах («Психология масс и анализ человеческого «Я», 1921; «Цивилизация и недовольные ею», 1929) (см. ).

Учение Фрейда

1. Человеческая психика состоит из двух основных уровней: сознательного и бессознательного . Она подобна айсбергу, большая часть которого скрыта от непосредственного взгляда. Бессознательная часть психики формировалась в течение миллионов лет у животных. Сознание свойственно только человеку и формировалось несколько десятков тысяч лет. Бессознательное содержит в себе побудительные силы поведения человека.
Психическая энергия бессознательного проявляет себя прямо – в стремлениях, направленных на самосохранение индивида и развитие вида (влечение к размножению), и косвенно – в стремлениях к разрушению, агрессии против препятствий для выживания и развития своего вида.

2. В психике есть специфическая энергия жизни – энергия продолжения рода – , сексуальная энергия . Источник её находится в бессознательном, она заложена самой природой. Либидо направлено на развитие и выживание вида, рода. Однако так как у человека существует сознание, оно может входить в конфликт с бессознательным либидо. Человек, являясь частью общества, хочет развивать не только род, но и самого себя, свою личность. Единственный источник вынужден равно питать оба стремления. Фрейд вводит помимо силы любви (Либидо, Эроса), новую силу – силу смерти (Мортидо, Танатос). Существо приходит в мир, чтобы воспроизвести свой вид и освободить место для следующего поколения. Все живое несет в себе потенциал самоуничтожения.

Метод психоанализа

Цель методик психоанализа – вывести бессознательное в сферу сознания без использования гипноза.

  1. Методика свободных ассоциаций . Пациент помещается на комфортную кушетку в небольшом звукоизолированном помещении с мягким освещением, без рисунка на обоях. Цель такой организации – отсутствие посторонних стимулов. Даже психоаналитик помещается в кресле в изголовье пациента, чтобы тот не видел его и практически не ощущал его присутствия. Инструкция пациенту: «Говорите все, что приходит вам в голову, не останавливаясь ни на секунду; не останавливайте ваш поток мысли волевым усилием». Психоаналитик должен следить за тем местом, где инструкция нарушается, появляются паузы. сеанс длится не боле 40 минут, так как дальше наступает утомление. Мысль пациента в какой-то момент «натыкается» на некую преграду и резко сворачивает в сторону. Психоаналитик не прерывает рассказ пациента, но помечает это место в блокноте. Психоаналитик просит пациента рассказать о проблемных местах. Со временем проблема для психоаналитика становится очевидна. Он четко рассказывает её пациенту. Пациент обычно все отрицает, иногда это отрицание переходит в агрессию. Психоаналитик должен заставить пациента заново пережить эту проблему, принять её, и, таким образом, освободиться.
  2. Толкование сновидений . Бодрствующая психика не пропускает некоторые образы, запрещенные цензурой, некими внутренними барьерами. Однако во сне мы видим эти образы, хотя они также завуалированы психикой, так как сознание даже во сне не пропускает их в чистом виде.
  3. Толкование ошибочных действий . Ошибочные действия – это неловкие движения, оговорки, оплошности, шутки. Всё это – прорывы бессознательного в область сознания.

Минус психоанализа состоял в том, что он недооценивал тот факт, что человек – общественное существо и взаимодействует в системе общественных отношений.

Фрейд создает целостное учение о человеческой личности. В структуре личности он выделяет:

  • – бессознательное, с которым человек рождается. Оно подкрепляется принципом удовольствия. Бессознательное наполнено либидозной энергией продолжения рода и агрессией. Возрастание энергетического потенциала либидо создает напряжение, а его разрядка есть наслаждение.
  • – наше сознание, подчиненное принципу разумности. Я находится всегда между Ид и Супер-Эго, в противоборстве этих двух структур. Если мы подчиняемся Ид, мы расплачиваемся муками совести, запретами морали и закона. Следуя Супер-Эго, мы расплачиваемся неврозами и расстройствами.
  • – идеализированный человек, следующий принципам общественной морали и долга. Это социальная часть личности. Это образ личности, то какой бы она могла быть, если бы следовала всем правилам и нормам общества. Однако у Сверх-Я нет собственного источника энергии, оно вынуждено питаться от той же либидозной энергии бессознательного. Либидо должно приводить в действие сразу два механизма, и это порождает внутриличностные противоречия. Фрейд использует платоновский образ возница, который правит колесницей, запряженной двумя лошадями, которые рвутся в разные стороны, а возница вынужден управлять ими.
    Теория строения личности Фрейда дополняется теорией развития личности.

Ещё одной важной частью теории личности Фрейда стало учение о методах психологической защиты личности. Когда в психике человека возникают конфликты между сознанием и бессознательным, возможны 2 принципиальные формы поведения: и отступление от объекта. Агрессия может проявляться в агрессии по отношению к другим людям и объектам, которые мы считаем неприемлемыми. Агрессия может выражаться как в социализированных формах протеста, так и в асоциальных формах. Также возможна аутоагрессия, то есть агрессия, направленная на самого себя. Проблеме отступления от объекта посвящен отдельный раздел теории Фрейда.

Методы психологической защиты

Подавление, исключение из сознания неприятных или неприемлемых импульсов. В этом случае они переводятся в бессознательное.
. Переориентация импульса с одного объекта на другой, более доступный.
. Попытка рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения.
. Бессознательный перенос собственных чувств и влечений на другое лицо.
Соматизация . Фиксация на состоянии своего здоровья как форма защиты от конфликтов.
Реактивное образование . Замена неприемлемых тенденций на прямо противоположные.
. Возврат к примитивным формам поведения в затруднительной ситуации.
. Невыполнимые желания, мысли, побуждения не признаются. Отрицается само их существование.
. Преобразование социально неприемлемых импульсов в социально приемлемые и поощряемые. Ярчайший пример – сфера искусства.

В наши дни нет, наверное, человека, который не слышал о Зигмунде Фрейде (1856-1939). Это австрийский психолог, невролог и психиатр. Именно он является "отцом" психоанализа, который оказал огромное влияние не только на медицину, но и на социологию, искусство, литературу. Австриец внёс большой вклад в понимание причинно-следственных связей поведенческих функций личности. Благодаря этому, стало более ясно, почему человек думает, чувствует, поступает именно так, а не иначе.

Для одних специалистов теория Фрейда является образцом понимания человеческой сущности, для других - конъюнктурщиной, не имеющей под собой никакой рациональной основы. Однако, несмотря на агрессивно настроенных оппонентов, всемирное признание налицо. Поэтому находится немало людей, желающих ознакомиться с работами австрийского психолога. Но рассмотреть в полном объёме труды Фрейда в рамках одной статьи невозможно. Во-первых, они предназначается для специалистов, а во-вторых, слишком обширны и многогранны. Поэтому в сжатой форме ознакомимся лишь с основными постулатами и выкладками, отражающими суть фрейдовской теории.

Суть теории Фрейда

Зигмунд Фрейд был убеждён, что всё, о чём мы думаем и переживаем, имеет свою первопричину . Это означает, что в поведении человека не бывает случайных поступков. В глубинах нашего сознания находятся скрытые источники, побуждающие совершать те или иные действия. Глубины сознания - это подсознание . Именно оно и играет определяющую роль в нашей жизни. Нам кажется, что мы разумны, рациональны, отдаём отчёт своим действиям. Однако в действительности это лишь внешняя оболочка, под которой скрыт огромный пласт непознанного.

Теория Фрейда утверждает, что все мы родом из детства . Именно в первые 5-6 лет жизни закладываются основы человеческого характера. Иными словами, создаётся фундамент, на котором уже строится здание. При этом строительные работы ведутся всю жизнь. Что-то меняется, убирается, достраивается. А вот фундамент незыблем. Его просто нельзя трогать, так как тогда всё здание рухнет.

Далее следует сказать, что в трудах почтенного австрийца большое значение придаётся сексу. Но в это понятие Фрейд включал не примитивное совокупление двух тел, а целый мир человеческих удовольствий, чувств и страстей. Что касается половой жизни, то она является лишь частью многогранной и прекрасной действительности, формирование которой происходит в первый годы человеческой жизни.

Ребёнок утоляет голод не только потому, что это является физиологической потребностью организма, но и потому, что поглощение пищи доставляет ему наслаждение. Он начинает испытывать любовь к тем, кто баюкает его, ласкает, вытирает, то есть даёт физические радости. Они сочетаются с духовной пищей, когда общение с человеком доставляет малышу удовольствие.

По мере взросления ребёнок обнаруживает, что его половые органы чрезвычайно чувствительные. Это уже следующий этап развития личности. Но по своей сути он является продолжением предыдущего процесса, в основе которого лежат физические наслаждения. Способность любить и характер этой любви становятся основой сексуального воспитания.

С раннего детства каждого человека постоянно побуждают отказываться от чего-то любимого. Малыш любит оправляться, когда ему заблагорассудится и игнорирует туалет, но по мере взросления ему запрещают это делать. Ребёнок хочет выразить свой протест, а ему напоминают, что плачут лишь маленькие дети.

Количество ограничений с возрастом растёт, а требования повышаются. Дети не любят рано вставать, но их заставляют это делать, потому что нужно идти в детский сад. И постепенно в сознании маленького человека формируется уверенность, что заслужить любовь окружающих можно лишь, не возражая им. Происходит подавление своих чувство и желаний в угоду другим людям.

Человек растёт, становится взрослым. Он достигает психологической зрелости, а иногда, наоборот, направляет свои силы на удовлетворение всё тех же детских желаний. Разница заключается лишь в том, что они несколько видоизменяются в зависимости от психического и интеллектуального развития личности.

Кто-то может с наслаждением предаваться чревоугодию. Для этих целей он использует свой рот, через который и получает наслаждение. А другой индивидуум становится блестящим оратором. В этом случае используется тот же орган, но он приносит наслаждение уже в иной плоскости. Первый человек ограничивается примитивным удовольствием в ущерб подлинным радостям. Второй достигает наивысшей гармонии в своих желаниях. При этом оба используют одну и ту же часть лица.

Зигмунд Фрейд (в центре) в 30-е годы

Теория Фрейда описывает множество вариантов замены детских желаний более зрелыми и взрослыми. Такие процессы он назвал "механизмами адаптации". В их основе лежат устремления маленького ребёнка, претерпевшие трансформацию в результате определённого жизненного опыта и возраста. Это лишний раз подчёркивает, что каждый человек - большой ребёнок . Если с него сорвать груз лет и лишнюю шелуху, то на свет появится очаровательный малыш со своими детскими пристрастиями и желаниями.

Другой основополагающий момент психоанализа - наличие в сознании человека самых разнообразных конфликтов . Это означает, что в психике каждого человека идёт непрестанная борьба противоборствующих сил. Это жадность и щедрость, добро и зло, легкомыслие и основательность, порок и целомудрие. Данный перечень можно продолжать очень долго. Это нужно обязательно помнить для того, чтобы лучше познать свой внутренний мир и раскрыть свою истинную природу. Ведь иногда человек знает себя очень плохо и не может даже представить, на что он способен в той или иной ситуации.

Основная задача теории Фрейда заключается в создании универсальной методики, способной помочь человеку решить его жизненные проблемы . Психоанализ и старается по мере сил справиться с тем грузом проблем, который давит на психику и мешает каждому из нас почувствовать себя по-настоящему счастливым. Фрейдовские методы подсказывают, как переосмыслить самые глубинные свои желания. Внешне они регулярно проявляются в повседневном поведении, но вот так сразу определить их очень сложно.

Поэтому люди иногда годами ходят к психоаналитику. Даёт ли пользу такое лечение? Всё зависит от конкретного человека, от его желания познать свой внутренний мир и измениться к лучшему. Чтобы был положительный результат, нужно в первую очередь верить в эффективность психоанализа, а стало быть, и в самого австрийца, придумавшего его. Если же относиться ко всему этому несерьёзно или с иронией, то позитивный итог никогда не наступит, а теория Фрейда так и останется теорией и не обретёт практическую ценность.

Зигмунд Фрейд - выдающийся австрийский психоаналитик, разработавший уникальный метод изучения личности - психоанализ. Он первым исследовал скрытую часть психики - бессознательное, его роль в жизни человека. Философия Фрейда заложила базис для развития новых методов изучения психики и способов психологической помощи.

Главные открытия

Фрейд совершил несколько фундаментальных открытий в области психологии, введя новые течения и понятия. К ним относятся:

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Личность

Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.

Так было до открытия бессознательного - скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.

Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:

  • «Я» - отвечает за осознанное понимание реальности;
  • «Сверх-Я» - контролирует составляющие, сформированные под влиянием социальных норм;
  • «Оно» - хранит подавляемые инстинкты и желания.

В каждом человеке присутствуют все компоненты. Они постоянно взаимодействуют друг другом. Когда у него возникает какое-либо желание, Сознательное оценивает его с точки зрения моральных норм. Если выполнение желания чревато нарушением этих норм, оно переходит в скрытую часть структуры личности и остается в ней, пока не будет удовлетворено. Чем больше у индивида моральных запретов (чем сильнее его воля), тем больше у него будет нереализованных желаний, спрятанных от сознательного за рамками «Оно». Постоянный контроль над своими стремлениями вызывает неврозы – соматические проявления, выражающиеся физическим и психическим дискомфортом. Фрейдизм в философии позволил значительно продвинуться вперед в изучении одного из основных вопросов познания - сущности человека.

Компоненты психики

Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.

Функции бессознательного

«Оно» или Бессознательное требует от человека удовлетворять потребности. Бессознательное руководствуется только внутренними желаниями, оно эгоистично и непоследовательно. Согласно взглядам Фрейда, главные человеческие желания - стремление к размножению и власти, желание испытывать удовольствие и избегать чувства страха. Если человек в своих поступках руководствуется Сознательным, Бессознательное вступает с ним в конфликт. Возникает эмоциональное напряжение, которое необходимо устранить. Для этого психика использует такие приемы:

  1. Вытеснение - перемещение желаний в область «Оно», где они продолжают воздействовать на психику, вызывая чувство безотчетного страха и тревожности.
  2. Рационализации - поиска более приемлемого объяснения для истинных желаний, избавляющего от чувства стыда.
  3. Сублимации - замены инстинктивных влечений на другие занятия: творчество, социальная работа и другие.
  4. Регрессии - отказа личности от восприятия действительности, возвращение к стадии развития личности, которая могла обеспечить психологический комфорт.

Постоянный конфликт между Сознательным и Бессознательным приводит к психическим расстройствам. Главная цель психоанализа - определить истинные желания человека, и найти компромиссные способы их реализации.

Истоки зависимости от курения

Фрейд разделил психическое развитие на стадии, зависящие от способа получения удовольствия. Первую он назвал оральной – стадией получения удовольствия с помощью области рта. Младенцы, питаясь молоком из материнской груди, стимулируют ротовую полость. В процессе насыщения у них появляется чувство удовлетворения, и оно автоматически ассоциируется с глотанием, жеванием, облизыванием.

Фрейд считал, что зависимость от курения появляется у людей, нуждающихся в удовлетворении своих потребностей, но имеющих возможности их реализовать. Эти люди ментально возвращаются на первую стадию развития и бессознательно стремятся воздействовать на ротовую полость.

Однажды Фрейд заявил, что женское пристрастие к курению – подсознательное желание орального секса. Сам ученый страдал от никотиновой зависимости, и его студенты тут же напомнили ему об этом, надеясь смутить. В ответ на это Фрейд сказал свою знаменитую фразу, позже ставшую крылатой: «Иногда сигара - это просто сигара».

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура - внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Эдипов комплекс и Комплекс Электры

Концепция философии Фрейда включает глубокий анализ сексуальных желаний человека. Ученый полагал, что они формируются в детстве и проявляются как Эдипов Комплекс или Комплекс Электры.

В основу описания комплексов, легли на наблюдения Фрейда за детско-родительскими отношениями и способами проявления привязанностей у мальчиков и девочек. Он установил, что мальчики гораздо больше внимания уделяют матери, стремятся обнять или поцеловать ее, требуют постоянного внимания. Если мать предпочитает больше времени проводить со своим мужем, а не сыном, мальчик начинает ревновать. Бессознательно он испытывает к матери сексуальную тягу и воспринимает отца, как соперника. Девочки демонстрируют привязанность к отцу и показывают негативную реакцию на его отношение к матери.

mob_info