Беседа с главным редактором журнала «Фома» Владимиром Легойдой. Сомневаться — не значит не верить. Беседа с главным редактором журнала «Фома» Владимиром Легойдой Фома православный журнал
Сегодня мы публикуем ответы Владимира Романовича на вопросы к нему как к главному редактору журнала «Фома».
«Фома» - журнал о Православии
Несколько недель на Правмире шел онлайн с Владимиром Легойдой - кандидатом политических наук, профессором МГИМО, председателем Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви. Все читатели могли задать волнующие их вопросы.
А почему «Фома» перестал быть журналом для сомневающихся? Ни одного обсуждения острых событий, ни одного критического мнения о разделе епархий и т.д. Все лакировано. Для отсомневавшихся пишете? Владимир В.В.
Уважаемый Владимир В.В.!
Если Вы действительно видите примеры публикаций, которые были у нас раньше и которых нет сейчас, - напишите нам. Вы этим действительно поможете сделать журнал лучше, а я заранее Вас благодарю.
Примеры можно прислать в редакцию по адресу [email protected] , сославшись на мою просьбу. Мне обязательно покажут Ваше письмо.
Со своей стороны я не вижу никаких тем и публикаций, которые были бы в “Фоме” раньше, а потом пропали.
Что я имею в виду? Ведь апостол сомневался не как скептик-критик, но как человек, который очень хотел поверить, но нуждался в Божественном уверении и получил его.
Есть, безусловно, сомнения и другого плана. Например, те, что вызваны поведением некоторых священников и людей Церкви. Хотел бы сказать, что такое сомнение мы тоже не обходим стороной. “Фома” много писал об этом.
Вот например:
О том, как далека от идеала семейная жизнь даже самых православных и верующих людей.
Подборка материалов о людях, живущих рядом с умирающими немощными родственниками.
«Война не дающая покоя» - спор о Великой отечественной и о нашем отношении к ней сегодня.
«Дом, где разбивается судьба» - очень жесткий текст Александра Гезалова о детских домах.
«Государство и семья» - целая тема номера более чем на острую тему, как мне кажется.
Просто острая и болезненная тема - это не всегда тема о политике и даже не всегда тема социального характера. Подчас причинами внутреннего кризиса становятся совсем иные проблемы, а мы стремимся говорить именно о внутренней человеческой жизни. И всегда стремились только к этому.
Что касается вопроса о создании новых епархий, то здесь тоже нет какого-то излишнего молчания. Я неоднократно как официальный представитель Церкви лично высказывал позицию по этому вопросу: главный цели изменений заявлены прямо - сделать Церковь еще ближе к людям, приблизить архиереев к рядовому духовенству и мирянам, чтобы Преосвященные лучше понимали нужды и проблемы своей паствы, находились с ней в более тесном контакте, и не отрывались от нее.
Вот позиция светского эксперта.
Вот моя колонка на ту же тему.
Вот комментарий историка Церкви.
Но я согласен - “Фома” не заострял на этой проблеме внимания. Дело в том, что этот вопрос (как и целый ряд других), будучи весьма острым для внутрицерковной дискуссии, мало интересен и не слишком важен для людей светских, то есть для основного читателя “Фомы”.
Также хотел бы обратить внимание на наш сайт, так как многое у нас не помещается в журнал - просто не хватает объема. В интернете же “фомовских” материалов выходит значительно больше, и их тематика – значительно шире.
Владимир Романович!
Почему Ваш журнал «Фома» не пишет о политике? Понимаю, в другое время это могло бы быть оправдано какими-то высокими соображениями, но сегодня эта тема затмевает все остальные в публичном пространстве. Людям хочется знать: что думает Церковь о политической ситуации в стране. Неужели в такой ситуации можно молчать? Незарегистрированный
Действительно, это не наша тема. Хотя не могу сказать, что мы совершенно ее избегаем. За последний месяц у «Фомы» прошла целая серия публикаций на тему, связанную с политикой. Например, или очень интересный текст нашего обозревателя Юрия Пущаева , кандидата философских наук.
Мы не пытаемся агитировать ни «за», ни «против». Наша цель – дать людям инструмент, с помощью которого они смогут сделать самостоятельный выбор. Думаю, это очень полезно, особенно сейчас, когда всем нам не повредит чуть больше трезвости в принятии важных для всей страны решений.
Очень жаль, что нет литературной страницы. Верните, пожалуйста. Незарегистрированный
Дорогой незарегистрированный пользователь!
Кризис заставил существенно сократить объем журнала. Мы постарались как-то компенсировать исчезновение этой рубрики, например, теперь поэтический раздел «Строфы» стал у нас ежемесячным. Плюс к тому, мы все-таки печатаем периодически прозу в журнале и на сайте.
В редакции при этом на меня тоже постоянно давят – всем хочется, чтобы литературная страница вернулась в полном объеме, но пока – увы.
Готов ли журнал Фома к тому, чтобы стать журналом для широких масс (журналом с большим тиражом)? Является ли это стратегической целью журнала? Будете ли вы принимать какие-либо шаги в этом направлении? Незарегистрированный
Уважаемый незарегистрированный пользователь!
Все зависит оттого, что понимать под массами. В недавнем интервью “Эксперту” я говорил, что вижу максимальный тираж “Фомы” в пределах 50-60 тысяч. Но для этого необходим бюджет на продвижение и опять же - работа профессионалов.
Сейчас тираж нашего журнала - 36 тысяч, и это вполне достойный тираж для издания, которое занимает фактически ту же нишу, что и серьезные светские еженедельники, подобные тому же “Эксперту”. К слову, «Фома» вошел в список самых цитируемых российских СМИ за 1 квартал 2011 года по версии компании TNS Media Intelligence.
Связано это с нашим сознательно высоким (в плане тематики и сложности) уровнем публикаций. Это не значит, что мы делим людей на “достойных” и “недостойных”, просто всегда есть более легкое чтение и более сложное, для тех, кто готов и хочет читать серьезные издания.
Не думаю, что тираж такого СМИ может превышать 100 тысяч, а изменение формата нами никогда не планировалось. Все-таки мы изначально задумывали “Фому” как журнал для людей образованных и читающих, а не только рассматривающих картинки.
Вы прочитали статью «Фома» - журнал для отсомневавшихся?
Сейчас, в начале Великого поста, многие церковные люди приступают к одному из семи таинств Церкви - таинству Елеосвящения, или Соборования. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения.
Когда же ты замолчишь? - подумал я о трехлетнем сыне. К счастью, он не замолчал
В тот день сразу после визита в клинику я собирался завезти семью домой, а потом поехать по делам один, чтобы в одиночестве же попредаваться мыслям о своем разочаровании. Однако младший сын-трехлетка увязался со мной. Вот нашелся же такой экстраверт на семью, где все остальные - ярко выраженные интроверты! Всю дорогу он лопотал на заднем сиденье, […]
Вопрос с ребром: что отцы Церкви думают про мужской шовинизм
«Баба – дура не потому, что – дура. А потому, что – баба». Таких унизительных для женщины поговорок в нашей языковой культуре существует довольно много. Оправдывая такой мужской шовинизм, его сторонники зачастую ссылаются на традиционный уклад патриархального общества и даже на учение Церкви. Мы решили взять три поговорки подобного рода и посмотреть – что же на самом деле говорили святые отцы Церкви по озвученным в...
«Было страшно точно знать, от чего я умру» - как за один день может перевернуться жизнь
Давайте выйдем. Катерина Борисовна, терапевт, большеглазая и улыбчивая, была явно расстроена. Мы вышли из палаты в коридор. «Только не в маленькую комнату», - думала я. Мне всегда казалось, что самые дурные новости сообщают в маленькой комнате. Катерина Борисовна толкнула дверь в сестринскую. Э-э-эх… Маленькая комната. - У вас гепатит, Настя. «Вот так подарок ко […]
Все люди равны, но мужчины - равнее? Права женщин в Церкви
В Германии есть выражение о социальной роли женщины в консервативном обществе: «Три “К”» - киндер, кюхе, кирхе (немецк. - дети, кухня, церковь). Разбираемся, есть ли в Православии такая аналогия, только с «Три “Д”» - «Домострой», дискриминация, домохозяйка. Спойлер: нет.
Торжество Православия: во что мы верим?
17 марта мы празднуем Торжество Православия - и людей часто раздражает само это выражение. Некая группа людей объявляет, что провозглашает окончательную и предельно важную истину о реальности. А все, кто с ней не согласны, пребывают в заблуждении. Не слишком ли заносчиво?
Преподобномученик Антипа (Кириллов)
27 февраля 1938 года тройка УНКВД по Московской области приговорила отца Антипу к расстрелу. После вынесения приговора он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве, где тюремный фотограф снял с него фотографию для палача. Иеромонах Антипа (Кириллов) был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Воскресенье, 8 марта 2020 года: что будет в храме?
В этом году первое воскресенье Великого поста не только выпадает на выходной день, но он находится «внутри» светских праздников. Между тем каждый христианин стремится в этот день, завершающий первую строгую неделю поста, в храм на Торжество Православия.
Сейчас, в начале Великого поста, многие церковные люди приступают к одному из семи таинств Церкви - таинству Елеосвящения, или Соборования. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения.
Когда же ты замолчишь? - подумал я о трехлетнем сыне. К счастью, он не замолчал
В тот день сразу после визита в клинику я собирался завезти семью домой, а потом поехать по делам один, чтобы в одиночестве же попредаваться мыслям о своем разочаровании. Однако младший сын-трехлетка увязался со мной. Вот нашелся же такой экстраверт на семью, где все остальные - ярко выраженные интроверты! Всю дорогу он лопотал на заднем сиденье, […]
Вопрос с ребром: что отцы Церкви думают про мужской шовинизм
«Баба – дура не потому, что – дура. А потому, что – баба». Таких унизительных для женщины поговорок в нашей языковой культуре существует довольно много. Оправдывая такой мужской шовинизм, его сторонники зачастую ссылаются на традиционный уклад патриархального общества и даже на учение Церкви. Мы решили взять три поговорки подобного рода и посмотреть – что же на самом деле говорили святые отцы Церкви по озвученным в...
«Было страшно точно знать, от чего я умру» - как за один день может перевернуться жизнь
Давайте выйдем. Катерина Борисовна, терапевт, большеглазая и улыбчивая, была явно расстроена. Мы вышли из палаты в коридор. «Только не в маленькую комнату», - думала я. Мне всегда казалось, что самые дурные новости сообщают в маленькой комнате. Катерина Борисовна толкнула дверь в сестринскую. Э-э-эх… Маленькая комната. - У вас гепатит, Настя. «Вот так подарок ко […]
Все люди равны, но мужчины - равнее? Права женщин в Церкви
В Германии есть выражение о социальной роли женщины в консервативном обществе: «Три “К”» - киндер, кюхе, кирхе (немецк. - дети, кухня, церковь). Разбираемся, есть ли в Православии такая аналогия, только с «Три “Д”» - «Домострой», дискриминация, домохозяйка. Спойлер: нет.
Торжество Православия: во что мы верим?
17 марта мы празднуем Торжество Православия - и людей часто раздражает само это выражение. Некая группа людей объявляет, что провозглашает окончательную и предельно важную истину о реальности. А все, кто с ней не согласны, пребывают в заблуждении. Не слишком ли заносчиво?
Преподобномученик Антипа (Кириллов)
27 февраля 1938 года тройка УНКВД по Московской области приговорила отца Антипу к расстрелу. После вынесения приговора он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве, где тюремный фотограф снял с него фотографию для палача. Иеромонах Антипа (Кириллов) был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.