Заупокойная молитва (джаназа-намаз). Похоронный обряд согласно ханафитскому мазхабу Делают ли джаназа намаз умершим новорожденным

По многочисленным просьбам одного человека выкладываю... Как совершать пятничный намаз?

Пятничный намаз - это двухракаатный кол-лективный намаз, совершаемый в пятницу во время обеденного намаза всей мусульманской общиной. Пятничный намаз обязателен (фарз) для всех мусульман мужского пола, достигшим совершеннолетия (т.е. половой зрелости, пример-но 14,5 лет) и проживающих в данном населен-ном пункте.Чтобы пятничный намаз считался действи-тельным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих махраджем (т.е. правильным произношением звуков и правильным чтением молитв). В каждом населенном пункте пятничный на-маз совершают всей общиной в одном месте -в джума-мечети. Только в том случае, если джума-мечеть переполняется и не вмещает всех, допуска-ется совершение пятничного намаза в другой мече-ти.

При условии что вы пришли в пятничный день во время в мечеть то вы совершаете двухракатный суннат - тасбих намаза (за мечеть), слышите слова призыва на молитву (Ас-соля....)! а затем начинается проповедь имама (на русском языке)... она длиться минут 40 следом дается АЗАН! после него имам делает короткие объявления и мы слышим иКАМАТ после него совершается 4х ракатный ДЖАНАЗА намаз (без поклонов) где каждый ракат начинается с Такбира (прославление Творца словами "АЛЛАХу Акбар!")...

ДЖАНАЗА-НАМАЗ

(Заупокойная молитва)

Одной из обязанностей мусульман по отно-шению к умершему мусульманину является со-вершение над усопшим джаназа-намаза, пред-варительно омыв его и завернув в саван.

В джаназа-намазе поклоны не совершают, молятся стоя. Джаназа-намаз можно совершать в одиночку и с джамаатом.

Порядок совершения джаназа-намаза

  1. Необходимо иметь мысленное намерение, желательно также произносить его: "Я намерева-юсь совершить срарз-джаназа-намаз за душу (тако-го-то - имя усопшего) сына (дочери такого-то - имя отца усопшего), во имя Аллаха". Если же не знаешь имя усопшего, можно сказать "...за душу этого усоп-шего". Совершая джаназа-намаз за имамом можно сказать "...за того (затех), за кого сделал нийят (со-вершает намаз) имам".
  2. С поднятием рук, как и в обычном намазе, произносят и Аллаху акбар" для вступления в на-маз.
  3. Опустив руки и положив их на живот, чи-тают суру "Фатиха".
  4. После чтения суры "Фатиха" опять подни-мают руки, как и в начале, и произносят "Аллагьу ан бар ".

5. Опустив руки и положив их на живот, как и
при чтении суры "Фатиха", читают салават: "Ал-лахгьумма са.ии г/ала Мух1аммад". (Можно чи-тать и более длинные варианты салавата, лучше всего "кама салайта").

  1. Опять поднимают руки и произносят "Ал-лаху акбар ".
  2. Опустив и положив руки на живот, читают дуа за усопшего:

"Аллагьумма гъфир лагьу ва рх1амгьу" (если усопшая женщина - "Аллахгьумма гъфир лагьа ва рх1амгьа ", если намаз совершают за многих - "Ал-лахгьумма гъфир лагьум ва рх1ам гьум то есть в зависимости от рода и числа меняется только окон-чание). Есть и другая, более длинная молитва (дуа), читаемая при этом 22 . Но для начала достаточно и приведенной молитвы.

  1. Еще раз поднимают руки и произносят "Аиаху акбар".
  2. Опустив и положив на живот руки, читают следующую молитву (дуа):

"Аллагьумма ла тах1римна ажрагьу, ва ла ш афиши пи баг/дагьу, ва гъфир лана ва лагьу". До заучивания данной молитвы можно читать ту же мо-литву, что и в предыдущий раз (смотрите пункт 7).
10. Дважды произносят "Салам", сначала по-ворачивая голову вправо, затем - влево.
По завершении намаза, вытянув руки вперед, еще раз читают дуа (молитву-мольбу) за усопшего.


после данного намаза совершаются два 2х ракатных суннат-ратиба намаза (делаются они отдельно от джамаата тоесть каждый делает сам по отдельности...)

после чего мы слышим еще один АЗАН за которым следует обязательная проповедь-ХУТБА состоящая из двух частей (хут1ба-специальная пятничная проповедь на арабском языке)... во время которой запрещается разговаривать между собой и с самим собой вслух:)!!! После окончания первой части хутбы имам садится, и в это время читают дуа (молитву-мольбу). Затем имам встает и читает вторую часть хутбы, после чего сразу читают "камат" (къамат) и приступают непосредственно к пятничному намазу...если вы пропустили хутбу тоесть не успели услышать хотябы ее конец то ваша пятничная молитва не считается. Поокончании ХУТБЫ звучит иКАМАТ (второй призыв на молитву похожий на азан но короче) имам спускается с МИНБАРА (очень высоко находящаяся кафедра) и становится перед джамаатом и вот теперь начинается обязательный пятничный - ДЖУМА намаз (РУЗМАН)!

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ

(Салатуль-жумг1а)

Порядок совершения такой же как у любого двухракатного намаза совершаемого джамаатом т.е. пока имам читает Фатиху все молчат и слушают... после того как он дочитывает ее каждый отдельно читает Фатиху... а имам начинает читать любую Суру из Корана... Во втором ракате после поясного поклона - рукъу иногда читается дуа Къунут (МАГЬДИНА).


В некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного насе-ленного пункта или не набирается сорок человек, владеющих махраджем, или когда в этом сомнева-ются) после пятничного намаза совершают и обыч-ный 4-ракаатный обеденный намаз. После него чи-тают азкары (молитвы), читаемые после намаза, и со-вершают ратибаты (суннат-намазы).
Все! это не сложно...

Какое место по отношению к телу умершего должен занимать имам во время совершения джаназа-намаза? Абу Ханифа (как передает его мнение аль-Хасан) считает, что имам должен стоять напротив середины тела умершего мужчины и напротив груди умершей женщины. С ним согласен и Ибн Абу Ляйля. Но есть и другие мнения – имаму следует стоять напротив середины тела и мужчины, и женщины. Мнение аш-Шафи‘и на этот счет отсутствует, но известно мнение его учеников: они основываются на действиях Анаса, подтвердившего, что так поступал и Посланник Аллаха, мир ему. Анас, читая джаназа-намаз мужчине, стоял у головы, а читая джаназа-намаз женщине - у ее бедер. Это приведено у Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. Действия шафиитов не противоречат сунне Пророка, мир ему. Однако ханафитские ученые опираются на позицию Сумра б. Джундуба. И это соответствует нашей правовой школе (мазхабу) в Исламе. Дело в том, что в ханафитской школе под словом «середина» подразумевается грудь человека. И тот факт, что Пророк, мир ему, во время чтения джаназа-намаза Умм Куляба (умершей от родов), стоя посередине тела умершей, мог быть немного ближе к ее голове или к бедрам, истолковано слишком категорично, и отнесено ими к разным ситуациям – различию в похоронах мужчины и женщины.

При совершении джаназа-намаза имам произносит вслух четыре такбира (говорит: «Аллаху Акбар!»). Ибн Абу Ляйля считал, что такбиров должно быть пять. Этого же мнения придерживается Абу Юсуф. Ученые расходятся во мнениях по этому вопросу и приводят различные риваяты о том, что Пророк, мир ему, делал пять, семь, девять и больше такбиров. Но в последний раз при совершении джаназа-намаза он сделал только четыре такбира. ‘Умар (да будет доволен им Аллах), собрав сподвижников, сказал им: «Вы сейчас спорите, а те, кто будут после вас, будут спорить еще сильнее. Поэтому смотрите, как совершил Посланник Аллаха последний джаназа-намаз, и руководствуйтесь этим». После этого он совершил джаназа-намаз умершей женщине и произнес всего четыре такбира. Сподвижники сошлись на этом мнении. Этого же мнения придерживается ‘Абдуллах б. Мас‘уд. Все приведенное доказывает, что даже при наличии нескольких риваятов по этому вопросу, за основу берется последний из них.

Рафидиты считают, что во время совершения джаназа-намаза своей семье ‘Али (да будет доволен им Аллах) произносил пять такбиров, а для остальных четыре. Но это не достоверно, поскольку есть сведения, что во время совершения джаназа-намаза своей жене Фатиме он делал четыре такбира. А в другом риваяте говорится, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) при совершении джаназа-намаза ей же делал четыре такбира. После смерти Абу Бакра ‘Умар (да будет доволен им Аллах) читал ему джаназа-намаз и также делал четыре такбира.

После первого такбира читается ду‘а истифтах (открывающая мольба): «Субханакял-лахумма ва бихамдикя ва табаракясмукя ва та‘аля джаддукя ва ля иляха гайрук!».

(«О, досточтимый и славный Аллах. Да будет благословенно имя Твое, да будет высоким величие Твое. Нет божества, кроме Тебя»), как это делается во время обязательной ежедневной молитвы. По мнению же имама ат-Тахави, эта ду‘а не произносится. После второго такбира читают салават: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака хамидун маджид».

(«О, Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину, Ты достославен! О, Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину, Ты достославен»).

После третьего такбира читается ду‘а истигфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка, мир ему. По сунне желательно, чтобы ду‘а, читающаяся после третьего такбира, начиналась с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику. Все это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы.

Если имам хорошо знает ду‘а, то он читает «Аллахумма-гфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва га’иби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи ‘аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху ‘аляль-иман».

(О Аллах, прости нашим живым и мертвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере!), если нет, он произносит то, что читается при ташаххуде («Аллахумма-гфир лиль-муминина валь-муминат…»). Так поступают, если умерший человек успел достичь совершеннолетия. Если же умер ребенок, произносят ду‘а «Аллахумма, дж‘аль-ху ля-на фаратан, ва-дж‘аль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-дж‘аль-ху ля-на шафи‘ан ва мушаффа‘ан».

(О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он оказался раньше их, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято). Так было приведено от Абу Ханифы, и это соответствует наставлению Пророка, мир ему. После четвертого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму ‘аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы.

Если же имам произнес и пятый такбир, то читающие вслед за ним не должны этого делать, потому что это считается ошибкой. Но, по мнению Абу Ханифы, они должны продолжать молитву до саляма.

По мнению ханафитских ученых, во время джаназа-намаза Коран не читается. Если же имам прочитал суру «аль-Фатиха», с намерением восхваления Аллаха и обращением к Нему с мольбой, это не порицается. Имам аш-Шафи‘и же считает, что чтение суры «аль-Фатиха» после ду‘а истифтах является обязательным. В доказательство он приводит слова Пророка, мир ему: «Нет молитвы без чтения суры «аль-Фатиха» и нет молитвы без чтения Корана».

А джаназа-намаз, как мы знаем, является молитвой, для правильного совершения которой необходимо исполнение следующих условий: принятие омовения и направление к кибле. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк, мир ему, сказал: «При совершении джаназа-намаза покойному сделай четыре такбира, а после первого читай суру «аль-Фатиха». При совершении джаназа-намаза, Ибн ‘Аббас после первого такбира прочитал вслух суру «аль-Фатиха» и после сказал: «Я прочитал ее вслух для того, чтобы вы знали, что это является сунной» (Аль-Бухари).

Ханафитские же ученые придерживаются мнения Ибн Мас‘уда. Когда его спросили о джаназа-намазе, он ответил: «Про чтение (кыра’ат) в джаназа-намазе Пророк ничего не сказал о чтении из ду‘а и из Корана. А повелел: сделай такбиров столько сколько имам и выбирай самое лучшее слово…». ‘Абдуррахман б. ‘Ауф и Ибн ‘Умар утверждают: «В джаназа-намазе нет ничего из Корана, потому что этот намаз является мольбой». Ведь мольба начинается с восхваления Аллаха Всевышнего и салавата Пророку, мир ему, а не с чтения Корана. А хадис Пророка, мир ему, в котором говорится о том, что нет намаза без суры «аль-Фатиха» и нет намаза без чтения Корана, не относится к джаназа-намазу, потому что этот намаз является мольбой и просьбой к Аллаху о прощении покойного (как говорилось выше). Тем более, что в джаназа-намазе нет таких обязательных основ, как поясной (руку‘) и земной поклон (суджуд). Намазом же эту молитву назвали, исходя из обязательного обмывания и мольбы, а обращение в сторону Каабы не является достаточным для того, чтобы поставить ее наравне с пятикратной ежедневной молитвой.

Что же касается противоречий между хадисами, переданными Ибн ‘Аббасом, а также Ибн ‘Умаром и Ибн ‘Ауфом, то, по мнению Джабира, Ибн ‘Аббас прочитал суру «аль-Фатиха» как восхваление Аллаха, а не просто как суру из Корана. А это в нашем мазхабе не порицается.

При чтении джаназа-намаза руки поднимают только во время первого такбира. А большинство ученых города Балха (ханафитов) придерживаются мнения, что руки нужно поднимать при каждом такбире, как и при праздничных намазах. Кроме того, эти движения служат сигналом для глухих молящихся.

Те, кто считает, что руки нужно поднимать только один раз во время первого такбира, опираются на хадис Пророка, мир ему, в котором говорится: «Руки не поднимаются, кроме как в семи случаях… ». И в этом хадисе не был упомянут джаназа-намаз. Как свидетельствуют ‘Али и ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах), руки нужно поднимать только при первом такбире, как это делается во время ежедневной пятикратной молитвы. Во время джаназа-намаз все, кроме такбиров, читается про себя.

Если джаназа-намаз покойнику читают одни женщины, то женщина-имам должна стоять посреди остальных в первом ряду – точно так же, как и во время обязательной ежедневной молитвы.

По мнению Абу Ханифы и Мухаммада, если человек опоздал к первому, второму или третьему такбиру, то он начинает джаназа-намаз только после произнесения вместе с имамом следующего такбира. Когда же имам завершит джаназа-намаз, опоздавший дочитывает то, что пропустил, до того момента, пока носилки с телом покойного не будут подняты. По мнению же Абу Юсуфа, опоздавший человек становится на джаназа-намаз, не дожидаясь следующего такбира имама. Если же человек опоздал на первый такбир, он заканчивает джаназа-намаз вместе с имамом, но если пропущено два такбира, необходимо после завершения намаза восполнить первый такбир. Если же человек успел на джаназа-намаз, когда имам произнес четвертый такбир, ему следует прочитать три пропущенных такбира после завершения намаза.

Абу Ханифа и Мухаммад ссылаются на Ибн ‘Аббаса, который говорил, что если человек опоздал на джаназа-намаз, он должен следовать за имамом. И то, что он пропустил между такбирами, необходимо восполнить после того, как имам окончит джаназа-намаз. И нет сведений о том, чтобы кто-то проявил несогласие с мнением Ибн ‘Аббаса, поэтому это решение воспринимается как решение иджма‘. В джаназа-намазе под словом «такбир» подразумевается как сам такбир, так и то, что проговаривается (читается) после него. И каждый такбир в джаназа-намазе приравнивается к рака‘ату в ежедневной обязательной молитве. Если человек опоздал на рака‘ат во время обязательной молитвы, то он восполняет пропущенное после ее завершения. Точно так же и в джаназа-намазе – если человек пропустил хотя бы один такбир, он обязательно должен прочитать его, иначе молитва не будет принята. Но сделать это необходимо до того, как носилки с телом покойного будут подняты, так как джаназа-намаз не совершается без покойного. Если же человек пришел на намаз во время произнесения четвертого такбира, то, по мнению Абу Ханифы и Мухаммада, он пропустил этот намаз.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, в отличие от мнения Абу Юсуфа, мнение Абу Ханифы и Мухаммада более обоснованны.

Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа»

Совершение погребальной молитвы (аль-джаназа ) является коллективной обязанностью (фард кифайя ). Просить у Аллаха за умершего о прощении грехов – последняя обязанность мусульманина перед братом по вере.

Если кто-то из мусульманской общины совершит его, то обязанность, возложенная на всех мусульман данной местности, считается выполненной.

Кому читается погребальная молитва – намаз «аль-джаназа » .

Для совершения погребальной молитвы намаза « аль-джаназа » необходимо наличие 6-ти условий:

  1. умерший должен быть мусульманином;
  2. умерший должен быть ритуально чистым – в состоянии полного омовения (гусль ) и завернут в саван (кафан );
  3. покойный должен находиться перед молящимися;
  4. тело умершего должно быть целым или в половину его роста, но с головой;
  5. совершение погребальной молитвы – намаза « аль-джаназа » происходит стоя (для тех, кто может стоять);
  6. тело умершего не должно находиться на плечах людей или на животном.

Присутствие нескольких человек не является условием для намаза « аль-джаназа » . Если один мужчина или одна женщина совершили намаз « аль-джаназа » , то эта обязанность считается выполненной.

Всё, что нарушает другие намазы, нарушает и намаз « аль-джаназа » .

Намаз « аль-джаназа » можно совершать в любое время, кроме времени, когда совершение молитвы порицаемо (макрух ).

Намерение является условием (шарт ) намаза « аль-джаназа » .

Обязательные действия погребальной молитвы (р ук н ): 4 такбира и стояние.

Совершение приветствие (а с-салям ) относится к категории необходимого (ваджиб ).

В намазе « аль-джаназа » нет ни поясного поклона (руку‘ ), ни земного поклона (суджуд ).

Желательные действия (с унн а ) намаза «аль-джаназа » :

  1. имам должен стоять на уровне груди умершего;
  2. чтение ду‘а «С ана » после первого такбира;
  3. чтение « Салават а» после второго такбира;
  4. чтение специального ду‘а после третьего такбира.

Порядок совершения намаза «аль-джаназа»

Умершему делают полное омовение (гусль ), заворачивают в саван (кафан ) и кладут, чтобы совершить над ним намаз « аль-джаназа » . Носилки с телом ставят перед молящимися, имам встает напротив груди умершего. Молящиеся встают рядами (желательно в три ряда) за имамом, обратившись к Кыбле. В намерении необходимо определить, за кого именно совершается намаз: «Намерился совершить намаз « аль-джаназа » по этому умершему (умершей) ради Всевышнего Аллаха».

Если молящиеся за имамом не знают пол покойного, то намерение совершается таким образом: «Намерился совершить за имамом намаз « аль-джаназа » по этому умершему ради Всевышнего Аллаха».

После совершения намерения имам вслух, а молящиеся за ним шепотом произносят первый такбир «Аллаху Акбар» и складывают руки, как в других намазах. После этого имам и молящиеся за ним шепотом читают ду‘а «С ана » , добавляя в него слова «ва джалля са наука» : « Субханакал-лахумма ва бихамдика ва табарака-смука ва т а‘аля джаддука ва джалля сан аука ва ля иляха гайрук ».

После этого, не поднимая рук, имам вслух, а остальные шепотом произносят второй такбир «Аллаху Акбар» . Затем имам и молящиеся за ним шепотом читают «Салават» .

Потом вновь, также не поднимая рук, произносят третий такбир «Аллаху Акбар» . Затем имам и молящиеся за ним шепотом читают специальное ду‘а намаза « аль-джаназа » . Если молящиеся не знают этого ду‘а , то читают ду‘а «Кунут », если не знают и его, то читают ду‘а «Раббана ати на » .

Затем, не поднимая рук, произносят четвертый такбир и ничего не читая, выполняют приветствие (а с-салям ).

Ду‘а , которое читаются после третьего такбира в намазе « аль-джаназа » :

«Аллахумма фир лихаййина ва маййитина ва шахидина ва г аибина ва закярина ва унсана ва саг ирина ва кабирина . Аллахумма ман ах й яйтаху минна фа’ахйихи ‘аляль слам. Ва ман таваффайтаху минна фатаваффаху ‘аляль - иман».

الَلَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَ مَيِّتِنَا وَ شَاهِدِنَا وَغَائِبِنَا وَ ذَكَرِنَا وَ اُنْثَانَا وَ صَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا

اَللَّهُمَّ مَنْ اَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَاَحْيِهِ عَلَى اْلاِسْلاَمِ وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلاِيمَانِ

«О Аллах, прости наших живых и мертвых, присутствующих и отсутствующих, мужчин и женщин, детей и взрослых. О Аллах, тем из нас, кому Ты дал жить, наставь на путь Ислама, а тех из нас, кого умертвишь, умертви с верой» .

После этого читаются другие специальные ду‘а в зависимости от пола покойного:

если умерший – мужчина:

«Ва хусса хазаль-маййита бир-рухи вар-рахати валь-ма гфи рати вар - ри д вани. Аллахумма ин кяна мухсинан фазид фи ихсанихи ва ин кяна мусиан фатаджа в аз ‘анху ва ля кк ыхиль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа б ирахматика й я а рхамар- р ахимин».

وَخُصَّ هَذَا الْمَيِّتَ بِالرُّوحِ وَالرّاحَةِ وَالْمَغْفِرَةِ وَالرِّضْوَانِ اَللَّهُمَّ إنْ كَانَ

مُحْسِناً فَزِدْ فِي إِحْسَانِهِ وَإِنْ كَانَ مُسِيئاً فَتَجاوَزْ عَنْهُ وَ لَقِّهِ اْلأَمْنَ

وَاْلبُشْرَى وَالْكَرَامَةَ وَالزُّلْفَى بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمينَ

«О Аллах, даруй этому умершему бесконечную Милость, прощение его грехов и жизнь в Раю. О Аллах, если он был хорошим, то воздай ему еще больше за его добро, если был плохим, то прости и не наказывай его. О Аллах, сохрани этого умершего от того, чего он боится. Обрадуй Его Своей Щедростью и возвеличь его в почете в Следующей жизни (Ахир а), о Аллах, Милостивый из милостивых» .

если умершая – женщина:

«Ва хусса хазихиль-маййитата бир-рухи вар-рахати валь-ма г фирати вар - ри д ва ни. Аллахумма ин кянат мухсинатан фазид фи ихсаниха ва ин кянат мусиатан фатаджа в аз ‘анха ва ля кк ыхаль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа б ирахматика й я а рхамар- р ахимин».

وَخُصَّ هَذِهِ الْمَيِّتَةَ بِالرُّوحِ وَ الرَّاحَةِ وَالْمَغْفِرَةِ وَالرِّضْوَانِ اَللَّهُمَّ إِنْ كَانَتْ

مُحْسِنَةً فَزِدْ فِي إِحْسَانِهَا وَإِنْ كَانَتْ مُسِيئَةً فَتَجَاوَزْ عَنْهاَ وَ لَقِّهَا اْلأَمْنَ

وَاْلبُشْرَى وَالْكَرَامَةَ وَالزُّلْفَى بِرَحْمَتِكَ يا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ

«О Аллах, даруй этой умершей бесконечную Милость, прощение ее грехов и жизнь в Раю. О Аллах, если она была хорошей, то воздай ей еще больше за ее добро, если была плохой, то прости и не наказывай ее. О Аллах, сохрани эту умершую от того, чего она боится. Обрадуй ее Своей Щедростью и возвеличь ее в почете в Ахире, о Аллах, который Милостивый из милостивых».

если умерший – мальчик :

если умершая – девочка :

«Аллахумма - дж ‘альх a ляна фура т а н ва - дж ‘альх a ляна аджран ва зу х ра н ва - дж‘альх a ляна шафи‘атан ва мушаффа‘а».

اَللَّهُمَّ اِجْعَلْهَا لَنَا فُرَطاً وَاجْعَلْهَا لَنَا أَجْراً وَذُخْراً

وَاجْعَلْهَا لَنَا شَافِعَةً وَ مُشَفَّعَةً

«О Аллах, сделай эту девочку встречающей нас в Джаннате и сделай ее для нас подарком в Ахире. О Аллах, сделай эту девочку заступницей для нас и прими ее заступничество» .

Те, кто не знает эти ду‘а , читают ду‘а «Раббана атина» :

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. В чем преимущество коллективного намаза?
  2. Расскажите о культуре поведения в мечети?
  3. Назовите архитектурные части мечети.
  4. Как совершают коллективный намаз за имамом?
  5. Для кого совершение пятничного (аль-джум‘а ) намаза обязательно?
  6. Сколько ракяатов в фарде пятничного намаза (аль-джум‘а )?
  7. Для кого совершение праздничных намазов являются необходимым (ваджиб )?
  8. Чем отличаются порядок совершения праздничных намазов от других?
  9. Расскажите о такбире «ат-ташрик».
  10. Расскажите о наших обязанностях и желательных действиях в праздничные дни.
  11. Расскажите о преимуществе намаза « ат-таравих » .
  12. Как совершается намаз « ат-таравих » ?
  13. Когда и как совершается намаз сидя и глазами?
  14. Кто считается путником и как он совершает намазы?
  15. Как возмещаются пропущенные намазы?
  16. Для кого совершают намаз « аль-джаназа » ?
  17. Как выполняют намаз « аль-джаназа » ?

«Каждая душа вкусит смерть»
(Али Имран 3/185).

«Смерть настигнет вас, где бы вы не находились,
даже если вы будете в возведенных башнях»
(ан-Ниса 4/78).

«Скажи: Смерть, от которой вы убегаете,
Настигнет вас, после чего вы вернетесь к
Ведающему сокровенное и явное. И Он сообщит вам то, что вы совершали»
(аль-Джумуа 62/8).

«Все на ней (земле), смертны. Вечен лишь
лик Господа твоего обладающего
величием и великодушием»
(ар-Рахман 55/26-27).

Приготовление к захоронению

Если признаки выхода души из бренного тела налицо, то находящимся рядом необходимо:

Положить покойного на правый бок, лицом в направление к Кибле. Также возможно положить покойного на спину, ногами в направлении к Кибле, слегка приподняв голову.

В случае тех или иных затруднений, можно оставить покойного в том положении и направлении, которое наиболее оптимально для него;

Опустить веки покойного и молиться за него, прося у Всевышнего возведения его на уровень праведников, прощения его прегрешений и освещения его могилы;

Размять суставы, чтобы они не затвердели;

Положить что-нибудь на живот для предупреждения вздутия;

Повязкой подтянуть челюсть, чтобы она не свисала;

Накрыть тело покойного.

Желательно, чтобы все это было сделано одним из близких родственников, который отнесется к этому внимательно и с должным уважением.

Расходы, связанные с приготовлением похорон должны быть взяты из оставленного им наследства. Если такового нет, то материальные расходы берет на себя обеспечивавшие его материально при жизни. Если и этого нет, - то на государственные органы или отдельных имущих мусульман. Муж берет на себя затраты, связанные с захоронением жены.

Приготовление к захоронению должно быть, как можно более скорым. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал:

«Недопустимо удерживать труп мусульманина в кругу семьи [преднамеренно задерживать приготовление его к захоронению и само захоронение]» (хадис от аль-Хусайна ибн Вахваха; св. х. Абу Дауда).

Среди трех вещей, которые не терпят отлагательства, Пророк Мухаммад называл погребение покойного с соблюдением необходимых для этого процедур. В то же время ученые отмечают, что поспешать необходимо лишь в том случае, когда очевидны признаки смерти, чтобы не похоронить по ошибке того, кто потерял сознание, находится в коматозном состоянии или впал в летаргию.

Некоторыми богословами оговаривается желательность чтения Священного Корана над телом покойного до начала его омовения. В то же время другие говорят о нежелательности этого. Более осмотрительным будет читать Священный Коран до предположительно окончательного выхода души. Если, например, над умирающим читали суру «Ясин» и до завершения чтения тело уже отпустило душу, то на этом можно остановиться.

Омытие тела покойного

Омытие покойного является обязательным (фард кифая) для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению.

Если таковых нет, то для любого мусульманина.

Когда один из мусульман, находясь на горе ‘Арафа рядом с Пророком, упал с верблюда и, оказавшись под его копытами, скончался, Пророк воскликнул: «Вымойте его водою с сидром и заверните в одежду его [ихрам был применен в качестве савана]» (Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1, с. 378, хадис № 1265-1268).

Обмывание покойного совершается человеком одного пола с ним. В крайнем случае жена может омыть тело своего мужа, а муж не может омывать тело своей жены так как после смерти мужа женщина выжидает срок идда во время которого она не имеет права выйти замуж, что дает ей право омывать тело мужа, когда же умирает женщина, никах между ней и ее мужем прерывается, поэтому муж не имеет права омывать тело жены так как для мужчин не назначается выжидательный срок идда.

При определенном стечении обстоятельств умерший может находиться среди женщин-мусульманок (при отсутствии жены), в этом случае допускается, чтобы обмывание и похороны его совершил специально обученный этому мужчина-кяфир, однако намаз ему читают только женщины-мусульманки. Вышеописанная ситуация повторяется в отношении умершей женщины (только с обратным действием). Если женщина-мусульманка умерла среди мужчин-мусульман, ее может обмыть специально обученная женщина-кяфир, а мужчины читают намаз и совершают погребение.

Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность этого ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни были скрываемы им.

Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников» (Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]: В 2 т. [б. м.]: ар-Раян ли ат-турас, [б. г.], т. 1, с. 469, хадис № 1461; Ибн Кудама М. Аль-мугни. Т. 3, с. 371).

Сам Пророк Мухаммад говорил: «Кто омоет покойного и сокроет его изъяны, тому будет Божье прощение сорок раз» (Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 615, хадис № 928, «сахих»).

Хорошее же и положительное о внешнем состоянии покойного говорить можно и нужно. Пророк призывал: «Говорите о хороших качествах покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков» (Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 317, хадис № 1020).

Желательно (мустахаб) для омывающего:

Не мыть покойного под открытым небом;

Никого не приглашать присутствовать, кроме помощника, если есть на то есть необходимость;

Наполнить помещение благовонным запахом;

Не смотреть на оголенные части тела покойного, кроме как вынужденно;

Не дотрагиваться до тела покойного, кроме как через тряпку. Можно надеть перчатки и мыть тело покойного губкой;

Полностью вымыться (совершить полное омовение, гусль) по завершении омытия тела покойного.

Последовательность мытья тела покойного с учетом всех тонкостей:

1. Положить оголенное и накрытое от пояса до коленей тело на доску;

2. Можно накрыть лицо покойного или покойной полотенцем, или каким-либо полотном;

3. Желательно положить покойного на спину, ногами в направлении к Кибле, слегка приподняв голову;

4. Приподнять тело и провести рукой сверху вниз по животу для вывода остатков пищи из кишечника и затем промыть вышедшее обильным количеством воды;

5. Омыть те части тела, которые омываются при совершении малого омовения (вуду’), за исключением полоскания рта и промывания носа. Что касается рта и носа, то их можно и лучше протереть мокрой тряпкой. Проникновение воды внутрь крайне нежелательно;

6. Каким-нибудь благовонным моющим средством вымыть волосяной покров головы;

7. Повернуть покойного на левый бок и омыть мыльной водой правую сторону, пока вода не начнет стекать с левой части тела;

8. Повернуть на правый бок и также помыть с плеч до ног левую часть тела, пока вода не начнет стекать;

9. Затем тело вновь повернуть и облить его в третий раз;

10. Протереть тело сухим полотенцем и нанести благовонное масло или жидкость на голову, бороду, лоб, нос, кисти рук, колени и ступни;

11. Ногти и волосы стричь нельзя, нежелательно. Лучше промыть остатки грязи, что под ногтями;

12. Руки располагаются вдоль туловища.

После этого тело начинают заворачивать в саван.

В то же время необходимо знать обязательный минимум (фард) ритуала омытия тела покойного, на случай нехватки воды, поспешности или отсутствия осведомленности в тонкостях данного процесса: одиножды омыть или облить все тело покойного водой, предварительно смыв вышедшие нечистоты. Без данного минимума предавать земле тело покойного недопустимо. Если тело было похоронено без омовения, то его, если это возможно, раскапывают и омывают.

Как быть, когда нет воды для омытия тела покойного или когда состояние тела не позволяет омыть его водою?

В такого рода случаях допускается совершение таяммума.

Порядок совершения таяммума:

Начать со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим»;

Произнести намерение наличия для покойного ритуальной чистоты;

Легко ударить ладонями по поверхности земли (песка, камня). Возможна пыль и то, что содержит ее;

Один раз протереть ладонями лицо покойного;

Еще раз ударить по земляной поверхности;

Один раз протереть сначала правую, затем левую руки до локтя включительно

Саван (Кяфян)

Минимальный саван - это когда ткань покрывает все тело покойного одним слоем. Наилучшим же, в соответствии с преданием Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), является: три полотнища для мужчин и пять - для женщин. Лучше, если они будут белого цвета и пропитаны благовонием.

Саван мужчин: первым делом расстилают самое широкое полотнище (лифафа). Затем поверх него стелят еще одно (изар), которым можно полностью обернуть тело от макушки головы и до ступней ног. Затем покойного одевают в рубаху из белого полотна, которая накрывает его от плеч до ступней ног, и кладут тело на расстеленные ткани (лифафа и изар). Сначала накрывают его верхней тканью (изар), так, чтобы та часть ткани, что слева от него осталась под той, что справа от него. После чего заворачивают в просторную и заключительную (лифафа). Канонически допустимо ограничиться только двумя тканями - лифафа и изар. Передаются слова Абу Бакра: «Вымойте вот эти мои две одежды, и пусть они будут для меня саваном» (Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 93). Ограничиваться одним полотнищем (лифафа) допустимо только в вынужденных ситуациях.

Саван женщин: первым делом расстилают самое широкое полотнище (лифафа). Затем поверх него стелят еще одно (изар), которым можно полностью обернуть тело от макушки головы и до ступней ног. Затем покойную одевают в рубаху из белого полотна, которая может накрыть ее от плеч до ступней ног. Волосы покойной заплетают в две косички и опускают по обе стороны на грудь, поверх рубахи. После этого завязывают платок (химар), закрывающий волосяной покров головы и шею. Затем поверх рубахи обвязывают тело еще одним куском ткани в области груди и кладут на расстеленные полотнища (лифафа и изар). Сначала, как и у мужчин, накрывают верхней тканью (изар), так чтобы та часть ткани, что слева от покойной осталась под той, что справа. После чего заворачивают в просторную и заключительную (лифафа).

Канонически допускается ограничиться двумя полотнищами (лифафа и изар) и платком (химар).

Саван ребенка: если ребенок старше семи лет, то его саван подобен савану взрослых. В случае, когда он младше семи, его заворачивают в два основных полотнища.

Саван и мужчин, и женщин перевязывается так, чтобы тело не оголялось. Конец савана у ног можно завязать, направляя в сторону головы, а у головы - направляя в сторону ног. Когда покойного уже положили в могилу, узлы нужно распустить.

Как нести носилки

После заворачивания в кафан, покойного кладут на носилки.

По мнению ханафитских ученых, носилки должны нести четыре человека с четырех сторон.

Ханафитские ученые в этом вопросе придерживаются слов ‘Абдуллаха б. Мас‘уда, который говорил, что предпочтительно, когда тахту несут с 4-х сторон. Кроме того, известно, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) был в числе четырех носильщиков и менялся с ними местами. Такой способ несения тахты гарантирует, что тело при переносе не упадет, а носильщикам будет легче, и они смогут сменять друг друга. Также порицается нести тело покойного на спине или перевозить на спине животных. Порядок несения носилок установлен следующим образом: тот, кто стоит впереди с левой стороны, кладет носилки на правое плечо, точно так же поступает и стоящий за ним. А тот, кто стоит впереди с правой стороны, кладет носилки на левое плечо, так же поступает и стоящий за ним. Об этом было упомянуто в книге «Аль-Джами‘ ас-Сагир».

Если хоронят ребенка, лучше, если его будут нести мужчины, и порицается класть его носилки на животное, поскольку ребенок уважаем и почитаем, как и взрослый человек. Уважение и почитание оказывается несением его на руках, а перевоз тела на животных уподобляется перевозке вещей, что является пренебрежением, а это порицается (макрух).

Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) считает, что умершего грудного младенца можно нести на носилках, которые носильщики возлагают на плечи поочередно.

Нести носилки лучше быстро – так, как наставлял Пророк, мир ему: «Торопитесь похоронить умершего; если он был благочестивым, этим вы даруете ему благость, а если он был грешным, и ему предназначено быть в аду, то пусть он будет подальше от нас» (Аль-Бухари).

Нужно идти быстро, но не бежать, об этом сказано в хадисе, приведенном со слов Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах): «Спросили мы Пророка, мир ему, о том, в каком темпе нужно нести покойника. Он ответил, что в любом случае нельзя быстро бежать».

Нести покойного нужно головой вперед, потому что голова – одна из самых благородных частей тела. Ханафитские ученые придерживаются того мнения, что провожающие должны идти позади носилок. Ханафитские ученые придерживаются слов Пророка, мир ему, которые привел Ибн Мас‘уд: «За носилками идут следом, а не наоборот, и нет никого, кто бы мог идти впереди них» (Абу Дауд; Ибн Маджа). Также есть свидетельство, что Пророк, мир ему, шел за носилками с телом Са‘да б. Му‘аза. Му‘аммар б. Таус привел слова своего отца о том, что Посланник Аллаха, мир ему, на похоронах всегда шел за носилками.

Ибн Мас‘уд считает, что следовать за носилками с телом покойного лучше, чем идти перед ними. Видя носилки с телом покойного, идущие вслед люди помнят о значении и неизбежности смерти. Сообщается, что Пророк, мир ему, разрешил идти провожающим впереди тахты лишь в том случае, если людей слишком много. Точно так же поступали Абу Бакр и ‘Умар. Доказательством служат слова ‘Абд ар-Рахмана б. Аба Ляйли: «Однажды я шел вместе с ‘Али за тахтой, а Абу Бакр и ‘Умар шли перед ней. И я спросил: ‘Али: «Почему Абу Бакр и ‘Умар идут впереди?». ‘Али ответил, что они идут впереди, чтобы не толпиться и не мешать людям, идущим за ней».

Допускается в определенной ситуации ехать за носилками, но из уважения к умершему лучше идти пешком. Порицается ехать перед носилками, а также следовать с огнем. Однажды Пророк, мир ему, шел за носилками и увидел женщину с кадильницей в руке, и он резко пресек эти действия. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не носите со мной кадильницу, потому что она напоминает о наказании, и поэтому не стоит нести ее за телом покойного» (Малик). А вот что сказал Ибрахим аль-Наха‘и: «Порицается провожать ваших покойных с огнем; это делают христиане и иудеи, поэтому порицается (макрух) уподобляться им» .

Тому, кто идет за носилками с телом покойного, нельзя покидать место погребения, не прочитав намаз, поскольку целью следования за покойным является именно джаназа-намаз. Женщины не должны провожать покойного, так как Пророк, мир ему, запретил им делать это, сказав: «Вернитесь, ибо вы не получите награды за это» (Ибн Маджа).

Следует вставать, когда проносят носилки с покойником, только в том случае, если есть желание присоединиться к похоронной процессии.

Пророк, мир ему, запретил пение и рыдания при прощании с умершим (Ат-Тахави).

Мусульманский обряд погребения покойного обязывает всех, кто провожает, быть сдержанными в выражении скорби. Известно, что Пророк, мир ему, плакал, когда умер его сын Ибрахим, и сказал: «Глаза льют слезы, сердце смиряется, и не надо говорить того, что приводит в гнев Аллаха. Поистине, Ибрахим, мы скорбим о тебе» (Аль-Бухари; Муслим).

Во время похорон нельзя повышать голос, а еще лучше соблюдать молчание. Кайс б. ‘Убада сказал: «Сподвижники Пророка, мир ему, порицали повышение голоса в трех случаях: во время сражения, вовремя джаназы и когда делаешь зикр, поскольку это является уподоблением иудеям и христианам».

Люди, следующие за носилками, из уважения к покойному не должны садиться до того, как тахту поставят на землю или тело покойного опустят в могилу. Покойника кладут лицом, обращенным к Каабе, а затем читают джаназа-намаз.

Джаназа-намаз по покойному

Кому читается джаназа-намаз?

Джаназа-намаз читается каждому мусульманину (мужчине и женщине) при любом его общественном положении, ребенку, умершему после рождения, ребенку, умершему во время родов, если он подавал какое-то время признаки жизни. Намаз не читается мертворожденному ребенку, притеснителю (бугат), разбойнику (кутта‘ ат-тарик), неверному (кяфир), даже если они умерли на мусульманской земле.

Джаназа-намаз не читается, по мнению ханафитских ученых, если тело покойного находится вдали (гайб), так как в этом случае не исключена следующая ситуация: если умерший находится на востоке, а молящийся обращается в сторону Каабы, не исключено, что умерший будет находиться за их спиной; если же они обращаются с молитвой в сторону умершего, то Кааба окажется за их спиной. Оба положения недопустимы во время джаназа-намаза.

Если кто-то не прочитал джаназа-намаз со всеми и не стал читать намаз вторично, это не считается грехом. Но если джаназа-намаз все-таки был прочитан вторично, то он приравнивается к необязательной дополнительной молитве (нафиль) и не предусмотрен узаконенным каноном джаназа-намаза (фард уже выполнен).

Как считают ханафитские ученые джаназа-намаз не читается определенным категориям людей даже если они исповедуют ислам:

1. Смутьяны, которые с оружием выступили против халифа и были убиты в военном восстании. В этом вопросе ученые придерживаются точки зрения четвертого праведного халифа ‘Али, который не разрешил обмывать жителей Нахравана и читать им джаназа-намаз, объясняя свое решение так: «Нет, они наши братья, но они выступили против нас. Поэтому подобное пренебрежение послужит уроком для других». И ни один из присутствующих сподвижников Пророка, мир ему, не возразил ему, а это можно считать их единодушным согласием, решением иджма. Если же они были пойманы, отданы под суд и затем казнены, то их и омывают, и совершают над ними погребальную молитву.

2. Разбойники и грабители. Если они погибают во время захвата, то их не омывают и не совершают над ними погребальную молитву. Если - в результате поимки и судебного разбирательства, то и омывают, и совершают над ними погребальную молитву.

Убийца одного из своих родителей также заслуживает быть униженным в форме отказа имама омыть его и совершить над ним погребальную молитву, если он был казнен в судебном порядке за совершенное им преступление. Если же он умер своей смертью, то омываем и погребальная молитва совершается.

Намаз покойному читается только один раз. Повторное чтение возможно в том случае, когда намаз был прочитан посторонними людьми, без разрешения авали (представитель власти, местный имам, близкие родственники, опекуны). Ханафитские ученые придерживаются хадиса, в котором говорится о том, что Пророк, мир ему, прочитал намаз покойному, а когда закончил, пришел ‘Умар и с ним люди, чтобы прочитать намаз еще раз. И Пророк, мир ему, сказал им: «Джаназа-намаз покойному не повторяется, но делайте ему ду‘а и просите для него прощения у Аллаха». Также было приведено, что Ибн ‘Аббас и Ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) пропустили джаназа-намаз, и когда пришли, сделали только ду‘а и просили прощения для покойника. ‘Абдуллах б. Салям (да будет доволен им Аллах) пропустил джаназа-намаз ‘Умара (да будет доволен им Аллах) и, когда пришел, сказал: «Вы опередили меня с намазом, но не опередите меня с ду‘а». Доказательством этому служит следующая традиция, которую сохранила наша умма до сегодняшнего дня: намаз не перечитывается Пророку, мир ему, а также праведным халифам и сподвижникам (да будет доволен ими Аллах). Если бы повторное чтение намаза было разрешено, то ни один мусульманин не отказался бы от него, в особенности от джаназа-намаза Посланнику Аллаха, мир ему, ведь его тело не подвержено тлению, и он остается в могиле точно таким же, каким его и похоронили. Но поскольку обязанность (фард) уже выполнена, нет необходимости в ее повторении, так как это фард-кифайя. Поэтому, если кто-то не прочитал намаз со всеми и не стал читать его вторично, то нет в этом никакого греха. А если намаз все же был прочитан вторично, то он, как уже указывалось, считается намазом дополнительным (нафиль), а намаз-нафиль в обряде джаназа не установлен (нет законного обоснования).

Последовательность совершения джаназа-намаза:

Имам встает в направлении Каабы, перпендикулярно телу покойного мужчины или женщины, на уровне груди, сердца;

Последовательно проговариваются четыре такбира. Кисти рук поднимаются на уровень ушей только с первым такбиром. После каждого такбира молящийся опускает руки на живот прямо под пупком.

1. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»;

2. Первый такбир с поднятием кистей рук. Проговорив такбир и опустив руки на живот прямо под пупком, молящийся говорит:

«Субхаанакя аллаахумма ва бихамдикь, ва табаарака-смукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь»;

3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает «Салават»;

4. Третий такбир. После него проговаривается молитва за покойного:

«Аллаахумма-гфир ляху вархамх, ва ‘аафихи ва‘фу‘анх, ва акрим нузуляху ва васси‘ мудхаляху, вагсыльху биль-ма’и вас-сальджи валь-барад, ва наккыхи миналь-хатайа кямя юнакка ссавбуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, ва ахлян хайран мин ахлих, ва адхыльхуль-джанната ва кыхи фитнаталь-кабри ва ‘азабан-наар».

Вслед за этим читается молитва-ду‘а за всех живых и мертвых мусульман:

«Аллаахумма-гфир ли хайинаа ва майитинаа ва шаахидинаа ва гааибинаа, ва сагииринаа ва кябииринаа, ва закяринаа ва унсаанаа, аллаахумма ман ахьяйтаху миннаа фа ахьихи ‘аляль-ислам, ва ман таваффайтаху миннаа фа таваффаху ‘аляль-иимаан, аллаахумма ляя тахримнаа аджраху ва ляя тудыллянаа ба‘дах».

Если покойным является ребенок или психически больной человек, то произносятся только следующие слова: «Аллаахума-дж‘альху лянаа фаратон ва зухран шафи‘ан мушаффа‘а».

5. Проговорив четвертый такбир, также как второй и третий без поднятия кистей рук, молящийся, со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматуллаах» поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, - в левую.

На этом погребальная джаназа-намаз завершается.

При решении вопроса о том, кто имеет право читать джаназа-намаз, чаще всего в житейской практике предпочтение отдается местному имаму.

Похороны

Похороны умершего человека являются обязательным действием (фард кифайя), которое люди унаследовали со времен Адама (мир ему), и грех на том, кто пренебрегает этим.

Приготовление могилы

По ханафитскому мазхабу, делать боковую выемку (ляхд) в могиле со стороны киблы является сунной. Имам аш-Шафи‘и считает сунной, если выемка будет сделана посередине могилы (шакк). В этом аш-Шафи‘и опирается на то, что жители Медины роют могилы по форме шакк. Ханафитские же ученые опираются на слова Пророка, мир ему: «Могила с ляхдом для нас, а с шакк для других» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и).

А в другом риваяте сказано: «Могила с ляхдом для нас, а с шакк для людей Писания».

Передается, что когда Пророк, мир ему, умер, люди разошлись во мнении о том, делать ли в могиле Пророка ляхд или шакк. В то время один из сподвижников Пророка, мир ему, Абу Талха аль-Ансари, делал в могиле ляхд, а другой сподвижник – Абу ‘Убайда б. аль-Джаррах – шакк. Тогда к каждому из них послали человека, и ‘Аббас б. ‘Абд аль-Мутталиб взмолился: «О, Аллах! Выбери для Своего Пророка наилучшего из этих двух!». Первый из посланных людей нашел Абу Талху, второй же не нашел Абу ‘Убайду. «Мольба ‘Аббаса всегда принималась Господом, и в этот раз она была услышана» (Ибн Маджа, аль-Байхаки).

Жители же Медины делали могилы в форме шакк, потому что земля в этой местности была очень рыхлой. По этой же причине и жители Бухары рыли могилы в форме шакк. Когда в могиле делают ляхд, ее закрывают необожженными кирпичами из глины и тростником, ибо, когда хоронили Пророка, мир ему, закрыли ляхд глиняными необожженными кирпичами и вязанками из тростника. Также передается следующее наставление Пророка Мухаммада, мир ему. Однажды он увидел отверстие в могиле и, взяв кирпич, вручил его могильщику, сказав: «Закрой этим отверстие, поистине Аллах любит мастера, который хорошо делает свое дело». Сообщается, что Са‘ид б. аль-‘Ас сказал: «Закройте ляхд моей могилы необожженными кирпичами и тростником, как это было сделано в могиле Пророка, мир ему, а также в могилах Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими Аллах)». Все это необходимо для того, чтобы земля не падала на покойного. Исходя из слов Ибрахима ан-Наха‘и, порицается закрывать ляхд обожженными кирпичами и досками. Это основано на наставлении Пророка, мир ему, который говорил о том, что могилы не должны походить на строения. Обожженные кирпичи и доски используют при строительстве для красоты, а умершие уже не нуждаются в этом. Хотя по мнению Абу Бакра Мухаммада б. аль-Фадла из Бухары, возможно использование обожженных кирпичей. Кроме того, он рекомендует закрывать ляхд досками и хоронить умерших в гробах, (они могут быть сделаны и из железа). Это необходимо в том случае, если в местах захоронения земля рыхлая.

Способ похорон

По ханафитскому мазхабу нужно опустить тело покойного в могилу со стороны киблы, а потом положить в ляхд. Ханафитские ученые основываются на том, что Пророк, мир ему, во время похорон Абу Дуджана опустил его тело в могилу со стороны киблы. Также приводится риваят от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) о том, что точно так же поступали и во время похорон Посланника Аллаха, мир ему.

По-нашему мазхабу, сунной является, чтобы в могилу спускалось нечетное количество людей. Порицается, если среди спускающихся в могилу будет неверный, даже если он родственник покойного. Чтобы похоронить покойного по сунне, нужно, чтобы в могилу спускались только мусульмане.

Когда тело опускают в могилу и когда кладут в ляхд, произносят «Бисмилляхи ва ‘аля милляти Расулилляхи».

Запрещается закапывать двух или более человек в одной могиле. Это традиция, унаследованная от Адама (мир ему) до наших дней. Но в крайних ситуациях шариат разрешает подобное, тогда первым в могилу опускается самый почитаемый из умерших, а между всеми телами делаются преграды из земли. Сообщается, что Пророк, мир ему, велел хоронить в одной могиле по двое или по трое воинов, погибших во время битвы у горы Ухуд. Он сказал: «Сперва кладите того, кто знает больше из Корана». Если вместе хоронят мужчину и женщину, то в могиле ближе к кибле кладется тело мужчины. Когда хоронят мужчину, женщину, мальчика, девочку и гермафродита, их кладут в такой последовательности: мужчина, мальчик, гермафродит, женщина, девочка.

Во время похорон носилки с телом женщины необходимо укрыть покрывалом. Сообщается, что на похоронах Фатимы (да будет доволен ей Аллах) носилки с ее телом были укрыты покрывалом. Покрывало сможет прикрыть ‘аврат женщины в том случае, если кафан по какой-либо причине раскроется. По этой же причине необходимо, чтобы в могилу тело женщины клал ее ближайший родственник. Но если родственников не окажется, то сделать это может и посторонний человек, поэтому нет необходимости звать женщин на помощь.

По ханафитскому мазхабу, носилки с телом мужчины не покрываются. Ханафитские ученые основываются на том, что ‘Али (да будет доволен им Аллах), увидев, как во время похорон тело мужчины укрывают покрывалом, снял покрывало и сказал: «Он мужчина!». В другом риваяте приводятся его слова: «Не уподобляйте его женщинам».

По ханафитскому мазхабу, над могилой делается возвышение, но только не в виде прямоугольника, а дугообразно. Делать могилу прямоугольной порицается, поскольку так поступают люди Писания (христиане и иудеи). Высота возвышения над могилой должна быть равной одной пяди или чуть выше. Порицается ставить на могилы каменные плиты. Абу Ханифа порицает любые постройки и обозначения над могилой. Абу Юсуф порицает и любые надписи на могиле. Аль-Кархи упомянул приведенные Джабиром б. ‘Абдуллахом слова Пророка, мир ему: «Не ставьте на могилы каменные плиты, не стройте над ними ничего, не сидите на ней и не делайте никаких надписей» (Муслим). Ведь все это делается ради внешней красоты, а покойник уже не нуждается в ней (кроме того, это бесполезная трата денег). Можно побрызгать (полить) водой на могилу, так как это уплотняет землю, хотя Абу Юсуф с этим не согласен. Кроме того, Абу Ханифа порицает утрамбовывать могилу, сидеть или спать на ней и т.д. В этом он опирается на запрет Посланника Аллаха, мир ему, сидеть на могилах (Муслим). Абу Ханифа запрещает читать намаз над могилой. Сообщается, что Пророк, мир ему, запретил совершать молитву над могилой. Кроме того, не следует читать намаз по покойному на кладбище между могилами. Этого же мнения придерживаются ‘Али и Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах). Но если джаназа-намаз все же был прочитан на кладбище, он считается совершенным, поскольку есть свидетельства, что они совершили джаназа-намаз ‘Аише и Умм Саляма среди могил на кладбище аль-Баки‘. Имамом тогда был Абу Хурайра, а среди присутствующих находился Ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах).

Захоронения (дафн) в табуте (гробах или ящиках)

Хоронить в гробу является обычаем у христиан, поэтому мусульманские богословы разрешают хоронить мусульман в гробу только в случае крайней необходимости (‘узр).

Ханафитские ученые не видят ничего предосудительного в том, чтобы хоронить покойного в железном или каменном гробу, но при условии крайней необходимости (там, где рыхлая, влажная земля, или для того, кого хоронят в море).

Посещение кладбищ (зиярат аль-кубур)

Согласно исламскому учению, душа (рух) человека, не умирает вместе со смертью тела, она готова для отчета, объяснения и понимания речи (слов, когда ее будут спрашивать в могиле). Большинство ученых считают, что наказание или милость (вознаграждение, райские наслаждения) получает как душа, так и тело покойного, и что душа остается после отделения от тела мучающейся или умиротворенной, иногда душа соприкасается с телом и также получает наказание или награду (милость). Некоторые ученые говорят, что наказание или милость получает только тело, а не душа. Существует высказывания о том, что на покойного распространяются дела его семьи и друзей. Также сообщается, что покойный видит и знает, что творится у него дома, и он радуется, если это благодеяния, и мучается, если это порочные дела. Покойник чувствует посещающего его в пятницу перед восходом солнца. Он получает благо, если пришли с добром, и мучается, если со злыми намерениями, так говорится в книге «Кашшаф аль-канна‘».

Совершать намаз по усопшему, как мы упомянули выше, является фарзом аль-кифаят и включает арканы, условия и желательные действия.

Арканов за упокойной молитвы семь:

1. Намерение, как и в других намазах.

Время вступления в джаназа-намаз, как и в других намазах – это время вступительного такбира. В намерении достаточно упомянуть только фарз и необязательно указать фарзуль-кифая (коллективная обязанность). Также необязательно определять усопшего как Зайда илиАмра, женщину или мужчину, то есть достаточно намерения совершить намаз по этому усопшему. Если кто-то следует за имамом, ему достаточно намерения на совершение намаза за тем, за кого сделал намерение имам. Если совершающий джаназа-намаз определил и ошибся в том, по ком совершают намаз, например, сделал намерение за Амра, а оно казался Зайдом, или же сделал намерение делать намаз по мужчине, а оказалось, что это была женщина, то такой намаз не засчитывается. А если он при этом указывал на него, например, сделал намерение совершать намаз за этим Амром, в таком случае засчитывается. Если присутствуют несколько покойников, следует намеревается делать джаназа-намаз по ним всем. А тот, кто следует за имамом, должен вознамериться, как и в остальных коллективных намазах, следовать за ним.

2. Произношение четырех такбиров.

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил джаназы-намаз возле могилы после похорон и прочитал четыре такбира». Даже если преднамеренно добавить пятый такбир, намаз не нарушается. В хадисе, переданном от Ибн Аркама (да будет доволен им Аллах), говорится, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) произносил такбир пять раз». А если произнести пятый такбир по забывчивости, намаз однозначно не нарушается, и в любом случае сужду-сахви не совершается. Если имам прочитает пятый такбир, учитывая, что намаз этим не нарушается, маъмуму нежелательно следовать за ним. Он даст салам или же ожидает имама, чтобы вместе с ним завершить намаз, последнее и является для него лучшим вариантом в таком случае.

3. Салам, то есть выход из намаза . Этот салам подобен саламу других намазов по форме и по количеству.

4. Чтение суры аль-Фатиха . Как и в других намазах, после первого такбира читается сура аль-фатиха. Также разрешается читать аль-Фатихуи после остальных такбиров, если не был прочитан после первого. И если он читает аль-Фатиха после второго такбира, то желательно в нем соблюдать порядок, то есть сначала прочитать аль-Фатиха и только потом салават (благословление на Пророкамир ему и благословение).

5. Чтение салаватаза Пророка (мир ему и благословение) только после второго такбира . В хадисе, переданном от Айши (да будет доволен ею Аллах), приводится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний не принимает намаз без ритуального очищения и благословления на меня ». Читать салаватза семейство Пророка (мир ему и благословение) необязательно, но желательно.

6. Дуа после третьего такбира, в котором читающий конкретизирует умершего, и недостаточно делать это дуа после другого такбира . И если умерший один, то недостаточно делать дуа во множественном числе. Минимальное из дуа –

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَ ارْحَمْهُ

«Аллахуммаг`фирлахувархамху»

Перевод: «О, Аллах прости его и смилуйся над ним».

7. Совершение намаза стоя . Это условие обязательно относительно того, кто в состоянии стоять, как и в других намазах (обязательных).

Желательные действия в джаназа-намазе.

1. Поднятие рук при чтении такбиров на уровень плеч.

2. Чтение суры аль-Фатиха про себя .

3. Чтение тааввуза, но нежелательно чтение дуа аль-ифтитах (молитвы начинания) и суры .

4. Произнесение Амин после суры аль-Фатиха .

5. Чтение следующей дуа после третьего такбира :

اللَّهُمَّ هَذَا عَبْدُك وَابْنُ عَبْدَيْك خَرَجَ مِنْ رَوْحِ الدُّنْيَا وَسَعَتِهَا إلَى ظُلْمَةِ الْقَبْرِ وَمَا هُوَ لَاقِيهِ كَانَ يَشْهَدُ أَنْ لَا إلَهَ إلَّا أَنْتَ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُك وَرَسُولُك ، وَأَنْتَ أَعْلَمُ بِهِ ، اللَّهُمَّ إنَّهُ نَزَلَ بِك وَأَنْتَ خَيْرُ مَنْزُولٍ بِهِ ، وَأَصْبَحَ فَقِيرًا إلَى رَحْمَتِك وَأَنْتَ غَنِيٌّ عَنْ عَذَابِهِ ، وَقَدْ جِئْنَاك رَاغِبِينَ إلَيْك شُفَعَاءَ لَهُ ، اللَّهُمَّ إنْ كَانَ مُحْسِنًا فَزِدْ فِي إحْسَانِهِ ، وَإِنْ كَانَ مُسِيئًا فَاغْفِرْ لَهُ وَتَجَاوَزْ عَنْهُ ، وَلَقِّهِ بِرَحْمَتِك رِضَاك ، وَقِه فِتْنَةَ الْقَبْرِ وَعَذَابَهُ ، وَأَفْسِحْ لَهُ فِي قَبْرِهِ ، وَجَافِ الْأَرْضَ عَنْ جَنْبَيْهِ ، وَلَقِّهِ بِرَحْمَتِك الْأَمْنَ مِنْ عَذَابِك حَتَّى تَبْعَثَهُ آمِنًا إلَى جَنَّتِك يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ

«Аллахумма хаза ‘абдукаваибну ‘абдайка, хаража мин равхиддуняваса‘атиха или зульматиль-кабривамахувалакихи, канаяшхаду ан ла илахаилла Анта ва анна Мухаммадан ‘абдукаварасулука, ва Анта а‘ламубихи, аллахуммаиннахуанзалабикава Анта хайруманзулинбихи, ваасбахафакиран ила рахматикава Анта ганиййун ‘ан ‘азабихи, ва кад жиънака рагибина илайка шуфа‘аалаху. Аллахумма ин канамухсинанфазид фи ихсанихи, ва ин канна мусиан фагфирлаху ватажаваз ‘анху валаккихи бирахматика ризака вакихи фитнаталь-кабри ва ‘азабихи ва афсихлаху фи кабрихиважафиль-арза ‘ан жанбайхи ва лаккихи бирахматика ль-амна мин ‘азабика хата таб‘асаху аминан ила жаннатика я Архама ррахимин»

Перевод: «О, Аллах, это Твой раб, сын двух Твоих рабов, покинул своих любимых и просторы этого мира, а также близких людей в нем и перешел в темноту могилы и к тому, что его ждет в могиле, он свидетельствовал, что нет божества кроме Тебя и что Мухаммад (мир ему и благословение) Твой раб и посланник, и ты более сведущ об этом.

О, Аллах, он остановился у Тебя, Ты самый лучший, у кого останавливаются, и он стал нуждающимся в Твоей милости, а Ты не нуждаешься в подвергании его наказаниям. Мы обращаемся к Тебе, уповая на Тебя ходатаями ему. О, Аллах, если он был добродетелен, увеличь его благие деяния, а если он был плохим человеком, прости его, надели Твоей милостью и довольством и защити его от могильных мук и ужасов, расширь его могилу, надели его по Твоей милости безопасностью от своего наказания, пока ты не введешь его безопасно в Рай. О, Милостивый из милосердных».

Для женщин молитва читается в женском роде: все местоимения и глаголы в мужском роде заменяются на женский род.

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَمَيِّتِنَا وَشَاهِدِنَا وَغَائِبِنَا وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا ، اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْته مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى الْإِسْلَامِ وَمَنْ تَوَفَّيْته مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإِيمَانِ

«Аллахумма гфир лихаййина ва маййитина ва шагьидина ва гаибина ва сагирина ва кабирина ва закарина ва унсана. Аллахумма ман ахйайтаху минна фаахйихи ‘алал ислами ва ман таваффайтаху минна фатаваффаху ‘алал имани ».

Перевод: «О, мой Аллах, Ты прости грехи нашим умершим и живым, присутствующим и отсутствующим, маленьким и взрослым, мужчинам и женщинам. О мой Аллах, кого Ты оживишь из нас, оживи их в Исламе (с верой), и кого умерщвляешь, сделай так, чтобы они умерли в имане».

Если усопший является ребенком, то после этой молитвы читают:

اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ فَرَطًا لِأَبَوَيْهِ وَسَلَفًا وَذُخْرًا وَعِظَةً وَاعْتِبَارًا وَشَفِيعًا وَثَقِّلْ بِهِ مَوَازِينَهُمَا وَأَفْرِغْ الصَّبْرَ عَلَى قُلُوبِهِمَا وَلَا تَفْتِنْهُمَا بَعْدَهُ وَلَا تَحْرِمْهُمَا أَجْرَهُ

«Аллахуммадж‘алху фаратан лиабавайхи (хa), ва салафан, ва зухран, ва ‘иззатан ва‘ибаратан ва шафи‘ан ва саккил бихи мавазинахума вафриги ссабра ‘ала кулубихима ва ла тафтинхума ба‘даху ва ла тахримхума аджраху ».

Перевод : «О, мой Аллах, сделай этого ребенка ушедшим для подготовки места в Раю для родителей, драгоценным кладом и лучшей проповедью, поводом для прозрения и заступником, сделай правую чашу весов их тяжелее, излей терпение в их сердца, не вводи их в смуту после него и не лишай их вознаграждения за этот намаз».

Если маъмум отстанет на один такбир от имама без причины (то есть не успеет прочитать такбир, пока имам не произнес следующий такбир), то в этом случае его намаз нарушается, так как отставание на один такбир здесь считается чрезмерным отставанием, аналогичным отставанию на один ракаат в других намазах.

Масбук (опоздавший) читает аль-Фатиха сразу же после вступительного такбира, соблюдая порядок своего намаза и не обращая внимания на то, что читает имам.

Если имам произнесет следующий такбир сразу после такбира масбука до того, как масбук вступит в чтение аль-Фатихи то он (масбук) вслед за имамом прочитает такбир и от него отпадает чтение аль-Фатихи. Этот случай подобен тому, когда имам в других намазах идет на поясной поклон сразу после вступления масбука в намаз.

Если имам прочитает следующий такбир, а маъмум читает суру аль-Фатиха, то последний оставляет чтение аль-Фатихи и следует за имамом.

Если масбук, занявшись чтением аузу или вступительной молитвы, отстанет от имама, то он читает из аль-Фатихи соразмерное количество текста с тем, что он уже прочитал из желательного, если жене прочитает аузу или вступительную мольбу, то он сразу идет за имамом. А когда имам даст салам, он восполнит остальные такбиры вместе с их молитвами.

Желательно не поднимать усопшего с места совершения намаза до тех пор, пока опоздавший не завершит свой намаз.

Условия джаназа-намаза (заупокойной молитвы)

В джаназа-намазе обязательно соблюдение тех же условий, что и в других обязательных намазах. Также важным условием является обмывание усопшего до джаназа-намаза. Совершение джаназа-намаза коллективно не является обязательным условием (джамаатом), но это настоятельная сунна. Обязанность совершения джаназа-намаза от всего джамаата того или иного населенного пункта снимается, если джаназа-намаз был совершен, хотя бы одним человеком. Эта обязанность снимается даже если джаназа-намаз совершается несовершеннолетним. Однако обязанность не снимается из-за совершения джаназа-намаза женщинами, если там присутствуют мужчины. А если мужчин вообще не будет, намаз ввиду необходимости совершают женщины, но не коллективно; и этим обязанность снимается.

Жители того или иного населенного пункта совершают джаназа-намаз (на расстоянии) за усопшего, находящегося за пределами населенного пункта независимо от того, находится он в стороне Киблы или нет, на расстоянии сокращения намазов или нет. Что касается того, кто умер в этом населенном пункте, то те, кто находятся в нем, не имеют права совершать джаназа-намаз по нему на расстоянии. Если джаназа-намаз совершается на расстоянии, то совершающие должны быть из числа тех, кто был обязан совершить его в момент смерти покойного.

Джаназа-намаз не совершают на могиле пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и на могилах других пророков, так как мы не были при их смерти людьми, на которых было возложено обязанность совершения джаназа-намаза за них.

Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит:

«Всевышний проклял иудеев и христиан, которые взяли могилы своих пророков местом поклонения ».

Когда джаназа-намаз совершают те, кто присутствуют на месте, расстояние между усопшим и совершающим по нему намаз не должно превышать около 144 метров. Обязательно совершить намаз по нему до того, как его захоронят, но если все-таки похоронили без совершения намаза, то те, кто это сделал, впадают в грех, и джаназа-намаз, в таком случае надо совершить по могиле, необязательно выкапывать покойника из могилы.

Также условием джаназа-намаза является, чтобы человек, совершающий этот намаз, не стоял впереди тела усопшего в сторону киблы.

Кому предпочтительнее быть имамом в джаназа-намазе

Родственнику умершего предпочтительнее быть руководителем намаза, чем правителю, потому что его молитва ближе к принятию.

К родственникам, которым предпочтительнее быть руководителем намаза, относится отец, затем дедушка, прадедушка, затем сын, внук, правнук, затем брат и т.д. Такой порядок соблюдается из-за того, что родители имеют больше сострадания, чем дети, а дети – больше, чем братья, а молитва более сострадательного наиболее вероятна к принятию.

Родной брат предпочтительнее, чем сводный со стороны отца из-за того, что первый сострадательнее, потому что он ближе. Затем, если у усопшего нет вышеперечисленных родственников, то джаназа-намазом руководит родной племянник, затем сын сводного брата, затем остальные родственники со стороны отца по порядку наследования. А из них первым идет родной дядя, затем сводный дядя, затем двоюродный брат.

Если умерший был невольником, после родственников отца идет его бывший хозяин, а после него его родственники. Затем идут родственники по материнской линии, из них первым идет отец матери, затем брат со стороны матери, затем брат матери, затем брат отца матери.

Если присутствуют двое из родственников, равных по степени, то из них предпочтение отдается тому, кто более добросовестен. Тот, кто находится в Исламе дольше, предпочтительнее того, кто более осведомлен в вопросах джаназа-намаза, в то время как когда в других намазах предпочтение дается более знающему в вопросах намаза.

Одной из главных целей джаназа-намаза является молитва за усопшего, а тот, кто пробыл в исламе дольше, более сострадателен к усопшему, и его мольба ближе к принятию. Если же он нечестивец, то ему однозначно не отдается предпочтение.

Если собравшиеся равны по степени родства, и они согласились выдвинуть на руководство намазом одного из них, то этот выбранный и станет имамом. А если не согласились, тогда бросают жребий, чтобы прекратить спор.

Для совершения джаназа-намаза усопшего укладывают в зависимости от его пола. Если это был мужчина, то его укладывают на левый бок, а если женщина на правый. А укладывание умершего не зависимо от его пола на затылок, таким образом, что его голова будет к западу, а ноги к востоку, то такое укладывание не было передано в сунне. Но, однако, когда нет возможности осуществить вышеупомянутое укладывание, то нет проблем и в таком методе, и в любом случае намаз засчитывается.

Совершающий джаназа-намаз, будь он имамом или индивидуально совершающим(не джамаатом), встаёт у изголовья покойника или у пояса, если покойная – женщина.

Разрешается совершать джаназа-намаз по нескольким усопшими. Но предпочтительно прочитать по каждому отдельный намаз, если это возможно.

Если совершают джаназа-намаз по нескольким людям, которых принесли одновременно, то ближе всех к имаму укладывают мужчину, затем мальчика, затем хунса, затем женщину. Если все они мужчины или женщины, то приближают из них более богобоязненного. А если их принесут друг за другом, то перед имамом укладывают того, кого принесли первым из мужчин или женщин, даже если последующий окажется предпочтительнее. Однако если первой принесли женщину, а затем мужчину или же несовершеннолетнего мальчика, то её укладывают после них. Если принесли несовершеннолетнего перед мужчиной, то мужчину не укладывают первым.

Необходимо согласие родственников для совершения одного намаза за всех, а если все согласны, то родственник усопшего, которого принесли на место намаза первым, считается наиболее достойным руководить этим намазом вне зависимости от того, кем будет покойник, мужчиной или женщиной. А если всех умерших принесли одновременно, то бросают жребий среди родственников, и так определяют руководителя намаза, а если они не согласятся, выдвинуть одного из них.

Запрещается совершать джаназа-намаз по неверному вне зависимости от того, является он враждующим (харбий) или неверным, находящимся под покровительством мусульман (зимий). Необязательно омывать покойного неверного, но это разрешается, ибо сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) обмыл своего отца. В дозволенности обмыть неверного его родственник и чужой человек равны между собой, однако неверный родственник более подходит для этого и выполнения других необходимых при этом действий.

Обязательно закутывать в саван неверного, находящегося под покровительством мусульман (зимий). Но необязательно заворачивать в саван неверного, а также хоронить, если он враждующий (харбий).

Если нашли орган мусульманина, смерть которого достоверна, над ним совершают джаназа-намаз после того, как его омыли и покрыли куском материи с намерением совершить намаз за целого человека.

Если смерть того, кому принадлежит этот орган, недостоверна, то намаз не совершают, но хоронят.

Если выкидыш подаст какой-то звук, крик или заплачет, а затем умрёт, то решение по отношению к нему таково же, как обычного покойного. То есть по выкидышам совершают намаз после подтверждения присутствия жизни и последующей смерти; выкидыш следует обмыть и завернуть в саван.

Если же выкидыш не подаст звук и не заплачет, но при этом проявил признаки жизни (дрожание или шевеление), то по нему также совершают джаназа-намаз и обмывают. А если признаки жизни не проявились, то по нему не совершают джаназа-намаз и не обмывают, ибо наличие у него жизни не подтвердилось.

Решение же относительно закутывания выкидыша в саван подобно решению о купании. Если выкидыш случился после четырех месяцев и выше, то его омывают и закутывают в саван, в противном случае – нет.

По материалам книг: Канзуррагибин и Мугни аль-мухтадж

Подготовил: Ахмад Магомедов

mob_info