Желательные действия в месяце рамадан. Глава десятая. Чтение Корана в Рамадан Важность чтения корана в рамадан

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Покаяние

Всевышний Аллах сказал: «А те, которые не каются, те – несправедливые» (Худжурат 49: 11).

Милостивый и Милосердный Аллах принимает покаяние от раскаивающегося всегда и в любое время, однако горе тому, кто не заслужит прощение своего Господа в этот великий месяц, из-за своих пороков и грехов и отказа от покаяния. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «Пришел ко мне ангел Джибриль и сказал: “О Мухаммад! Тот, кого застал месяц Рамадан, и не было даровано ему прощение, войдет в Огонь и удалит его Аллах от Себя. Скажи: “Амин!” и я сказал: “Амин!”» Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табарани в “аль-Кабире”. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 3/216.

Врата покаяния открыты перед тем, кто хочет покаяться до тех пор, пока его не настигнет смерть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начнет издавать предсмертный хрип» ат-Тирмизи 3537, Ибн Маджах 4253. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Как же много людей хотело застать этот месяц, но оказалось иначе – и в своих могилах они превратились в заложников, которые не могут ни увеличить праведные дела, ни покаяться в своих многочисленных грехах. Так пусть никто не оставляет без внимания возможность покаяться, сколь бы большими не были его грехи, ведь Аллах Всепрощающий сказал: «О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он – Прощающий, Милостивый!» (аз-Зумар 39: 53).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершил греха» Ибн Маджах 4250. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3008.

Поэтому человек не должен отчаиваться в милости Аллаха и говорить, что у него много грехов и пороков и нет возможности и средства избавиться от них, и по этой причине продолжать совершать ослушания и грехи, гневя Милостивого Господа.

Однако необходимо знать, что Господь Прощающий и Милосердный, но Свое прощение и милость Он дарует тогда, когда выполнено определенное условие, а именно, если человек обратился к Аллаху Всевышнему с полным и искренним покаянием.

Покаяние предусматривает соблюдение трех условий:

  1. Прекращение совершения греха,
  2. Раскаяние за грех,
  3. Решимость никогда не совершать подобное.

Если хоть одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то покаяние принято не будет. В том же случае, когда совершенный грех, так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно будет удовлетворять уже четырем условиям, а именно – трем вышеупомянутым и еще одному, суть которого состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей и т. п. См. “аль-Азкар” 321, “Рияду-ссалихин” 28.

Многочисленное чтение Корана

Всевышний Аллах сказал: «Месяц Рамадан – это месяц, в который был ниспослан Коран, как руководство для людей и разъяснение прямого пути» (аль-Бакъара 2: 185).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Ангел Джибриль встречался с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) каждую ночь Рамадана и изучал вместе с ним Коран” аль-Бухари 6, Муслим 2308.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на желательность собираться для изучения Корана в Рамадан. Также в хадисе указание на увеличение чтения Корана в месяц Рамадан” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 189.

Если мусульманин постится в светлое время дня, а ночью читает Коран, то в Судный день у него появятся два заступника: это – пост и Коран. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост и Коран заступаются за раба Аллаха в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него!” А Коран говорит: “Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него!” — и их заступничества удовлетворяется» Ахмад 2/174. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири, шейх Ахмад Шакир и аль-Альбани. См. “Сахих ат-таргъиб” 973.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, а затем их последователи стремились проводить дни и ночи Рамадана за чтением Священного Корана, проникая в его смыслы. При наступлении месяца Рамадан, они учащали чтение Корана и их примеру следовали великие имамы нашей общины. Так, например, имам Малик оставлял все свои науки в Рамадан и принимался за чтение Корана. Также поступал и Суфьян ас-Саури. Некоторые ученые из числа наших праведных предшественников, во время ночных молитв прочитывали Коран за каждые три дня, другие – за семь, третьи – за каждые десять дней. Также сообщается, что “Къатада прочитывал весь Коран за каждые семь дней, а когда наступал Рамадан, он прочитывал Коран за каждые три дня” См. “ас-Сияр” 5/276.

Однако не следует прочитывать Коран быстрее, чем за три дня, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам не прочитывал Коран меньше чем за три дня, и говорил: «Не понимает Коран тот, кто прочитывает его быстрее, чем за три дня!» Абу Дауд 1394, ат-Тирмизи 2949, Ибн Маджах 1347. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Тем мусульманам, которые не умеют читать Коран, мы желаем обрести силу воли и освоить буквы арабского алфавита с тем, чтобы читать Коран как в благословенный месяц Рамадан, так и в иное время, зарабатывая за это великую награду! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждому, прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело, а за каждое такое благое дело воздастся в десятикратном размере. Я не говорю, что “Алиф, лям, мим” – это одна буква, нет “алиф” – это буква, и “лям” – буква, и “мим” – буква» ат-Тирмизи 2910, Имам Ибн Къудама и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.

Са’д ибн Абу Уаккъас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если человек завершит чтение всего Корана в начале ночи, то ангелы будут молиться за него до самого утра, а если он завершит чтение Корана в конце ночи, то ангелы будут молиться за него до самого вечера” Ахмад, ад-Дарими. Сообщение хорошее. См. “аль-Азкар” 136.

Сабит аль-Бунани рассказывал: “Когда Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) завершал чтение всего Корана, он собирал своих детей и членов семьи и обращался к Аллаху с мольбой” ад-Дарими 2/469, Са’ид ибн Мансур 1/140. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность иснада.

Ибн Утайба рассказывал: “Однажды Муджахид и Абда ибн Абу Любаба послали за мной, и когда я пришел, они сказали: “Поистине мы послали за тобой по той причине, что хотели завершить чтение Корана, ибо мольба после завершения Корана принимается” Ибн Абу Дауд. Имам ан-Науауи назвал иснад достоверным. См. “аль-Азкар” 119.

Что же касается определенных молитв, которые произносят после чтения Корана, узаконенные людьми, то это не имеет под собой никакой основы, и поэтому имам аш-Шатыби назвал это: “Добавленным нововведением” См. “ад-Да’ифа” 13/315.

Поэтому после завершения чтения Корана можно обращаться к Аллаху с любыми мольбами, поскольку никаких определенных мольб для этого не существует!

Проявлять больше щедрости

Месяц Рамадан приходит как пора щедрости и милосердия, в которую правоверные соревнуются между собой в проявлении этих качеств. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был наищедрейшим человеком, а щедрее всего он был в Рамадан. И он был более щедр на добро, чем вольный ветер» аль-Бухари 6, Муслим 2308.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал свою общину проявлять заботу о постящихся, и он говорил: «Разговивший постящегося получит такую же награду, как и он сам, но при этом награда (постящегося) не уменьшится ни на йоту» Ахмад 5/192, ат-Тирмизи 807. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия в “аль-Ихтиярат” говорил, что в хадисе речь идет о таком количестве еды, которую будет достаточно для того, чтобы ею насытиться.

Имам Ибн Шихаб аз-Зухри, когда наступал месяц Рамадан, говорил: “Это месяц чтения Корана и кормления людей” Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» 6/110.

Многие из наших праведных предшественников, среди которых были и Ибн ‘Умар, Малик ибн Динар, имам Ахмад, жертвовали своей едой в пользу бедных, для того, чтобы их разговить. А что касается Ибн ‘Умара, то сообщается, что он разговлялся только вместе с сиротой или нищим. См. “Саб’уна масаля фи-ссыям” 19.

Давайте же и мы будем стремиться накормить постящегося, для того, что бы обрадовать его разговением, а себя – такой же наградой, какая предназначена ему. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Лучшие из вас те, кто кормит едой!» Ибн Маджах, Абу Яля, ат-Табарани. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 44.

Если угощение людей является одним из лучших проявлений Ислама, то что же можно сказать о таком деянии в великий месяц Рамадан!

Аллах создал Рай для богобоязненных и тех, кто отличается стремлением прощать, расходовать, делать добро и обещал им Свое прощение, сказав: «Спешите обрести прощение Господа вашего и Рай, объемлющий небеса и землю, уготованный для богобоязненных, которые расходуют и в радости, и в горе, сдерживают гнев, прощают людей. Поистине, Аллах любит благочестивых!» (Али Имран 3: 133-134).

Проявлять больше усердия в поклонении

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Во время Рамадана посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проявлял больше усердия, чем в любое иное время, а в течение последних десяти дней Рамадана он проявлял еще больше усердия, чем в остальные дни этого месяца” Муслим 1175.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не приказывал им этого категорически, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» аль-Бухари 37, Муслим 759.

‘Амр ибн Мурра аль-Джухани рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха и что ты – посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет среди правдивых и шахидов в Раю» аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахиху-ттаргъиб” 1/419.

Что же еще нужно для богобоязненных мусульман, стремящихся к довольству Аллаха и желающих награды шахида?!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Рамадан – долгожданный гость, которого не хочется провожать

Его ждут и по нему тоскуют Благословенный месяц Рамадан! Как он величественен и прекрасен! Месяц, который бывает раз в году, месяц, наступление которого ждёт вся мусульманская умма! Миллионы мусульман радуются наступлению благословенного рамадана и тоскуют, когда он проходит. И ждут мусульмане его снова и снова…

Наконец-то дождались! Неужели Всевышний Аллах подарил нам по Своей милости ещё одну возможность поститься, совершать богоугодные дела?

Богослужение в этот месяц наполнено чем-то особенным, оно более смиренное, более почтительное к Создателю миров, более проникновенное и чувственное, более глубокое, с пониманием того, для чего всё это делается.

Пост соблюдали все пророки, и , и , и , и , и , и . Предписан он был и нашему (мир ему и благословение).

Рамадан – месяц священного Корана

В благословенном месяце рамадан Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начали ниспосылаться первые откровения.

«Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различения, чтобы отличить истинное от ложного » (смысл) (сура «аль-Бакара», аят 185).

Мусульмане любят и чтят Коран , она присутствует, пожалуй, в каждом доме и хранится в самом почётном и чистом месте, выше всех остальных предметов. Уважение к священной Книге есть уважение к слову Божьему, это уважение к самому Всевышнему Аллаху.

История Ислама свидетельствует о том, что когда пост в месяц рамадан стал обязательным, каждый день в этом месяце ангел приходил к Пророку (мир ему и благословение), и они прочитывали весь Коран. Дважды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прочёл священную Книгу в месяц рамадан в последний год своей жизни.

Интересно, что сегодня, спустя столько лет, мусульмане чтят эту традицию и следуют за нашим Посланником (мир ему и благословение) с особым усердием, стараются посвятить рамадан чтению Корана. Кто не умеет читать Коран по-арабски и как, положено соблюдая правила таджвида, ему лучше слушать его, пусть даже не в живом исполнении, но и через различные технические приборы.

Коран - это речь Всевышнего Аллаха, и к нему надо относиться с должным уважением. Нельзя его читать, не зная правил таджвида и совершая ошибки.

Ещё месяц рамадан отличает от других месяцев то, что в нём совершаются таравих-намазы, от восьми до двадцати ракаатов после ночной молитвы. Во многих мечетях мира имамы во время этих намазов прочитывают весь Коран.

У мусульман сегодня есть и такая возможность: находиться весь рамадан в святыне – мечети аль-Харам в Мекке, совершать таравихи возле Каабы и наслаждаться прекрасным голосом имама, который нараспев прочитывает аят за аятом и так полностью всю Книгу. Это великое счастье для мусульманина, когда весь благословенный месяц можно провести на святой земле, на которой и без того все благие деяния увеличиваются во много раз.

Рамадан – месяц милосердия

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Пророк (мир ему и благословение) был самым щедрым среди людей, и щедрость его возрастала ещё более в месяц рамадан, когда Джабраил(мир ему) навещал его. По обыкновению ангел Джабраил(мир ему) встречался с ним каждую ночь рамадана вплоть до окончания этого месяца. В это время Пророк (мир ему и благословение) читал священный Коран, когда же Джабраил (мир ему) навещал его, он становился щедрее вольного ветра, который приносит с собой дождь и благополучие » (имам аль-Бухари).

Любое благое деяние, совершённое в дни благословенного месяца рамадан, возвеличивается Всевышним Аллахом многократно, по некоторым преданиям до семисот раз и более. Мусульмане стараются совершить как можно больше благого, и самое меньшее из этого – садака (милостыня). Садака может быть роздано кому угодно, и самое ценное – своей семье. Угостить чем-то соседа, сироту, неимущего – это всё благо. В этот месяц разворачиваются огромные шатры, мусульмане готовят кушать, приглашают на любого, и каждый может принять в этом участие, ощутить себя частичкой многомиллионной уммы мусульман, почувствовать, что мусульмане – братья друг другу, ощутить себя частичкой одной большой семьи, в которой рады любому, в которой принимается любой, кто признаёт Единственность Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).

Дома мусульман полны гостей в этот месяц, особенно ближе к разговению, каждый старается успеть записать на свой личный счёт ещё одно благое дело. Дни мусульман буквально расписаны: сегодня я иду в гости, завтра сам принимаю. Удивительная сплочённость наблюдается в рамадане.

Состоятельные мусульмане стараются раздавать милостыню в этот месяц, ведь что может быть лучше, чем обрадовать других мусульман, да ещё и получить награду от Всевышнего?!

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Всякий, кто приближается к Аллаху тем, что совершает добрые дела в этот месяц, обретёт ту же награду, что и воздавая должное в любое другое время; кто же совершает обязательные дела в этот месяц, получит вознаграждение, равное награде за исполнение семидесяти обязанностей в любое другое время года. Это месяц терпения, наградой за которое является Рай. Это месяц благотворительности, когда помощь верующему возрастает ещё более. Тому, кто накормит постящегося, когда тот вечером прерывает свой пост, простятся грехи его, будет даровано ему спасение от адского огня, и будет ему награда, равная той, что полагается соблюдающему пост, и ничто её не уменьшит » (хафиз Ибн Хузайма).

Ещё одним видом богослужения, милосердия, милостыни , выплачиваемый в конце месяца рамадан. Собранные средства либо продукты распределяются среди самых нуждающихся мусульман. Эта небольшая помощь имеет огромное социальное значение, особенно в преддверии праздника, дабы не ощущалось никакой разницы между мусульманами и каждый мог встретить его с праздничным настроением.

Месяц рамадан укрепляет братские узы, единение уммы.

Рамадан – месяц духовного очищения

Кто знает, сколько на нас грехов, сколько за день мы набираем и очерняем тем самым своё сердце? Никто, кроме Аллаха, не знает. Средством излечения от этого является покаяние, сожаление, желание никогда более не возвращаться к содеянному. Рамадан может в этом помочь. Он распахивает врата своей милости и прощения.

Это месяц духовного очищения. Подобно тому, как дождь очищает землю от пыли, и рамадан смывает с нас грехи. Не стоит в этом сомневаться, это обещал Сам Всевышний Аллах, ведь Он Прощающий, Милостивейший.

При раскаянии увеличивается чувство богобоязненности, а это главное качество мусульманина. За него надо бороться, и рамадан может здорово в этом помочь.

Нам не надо прикладывать особых усилий, просто распахните свою душу – и божественная милость сама потечёт к вам. Наше дело маленькое – просто слушаться велений Создателя, тогда Он проявит к нам Свою милость.

В месяц рамадан желательно побольше каяться в своих грехах, проступках, ослушаниях, также желательно побольше делать дуа и для себя, и для всех мусульман. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «В месяц рамадан принимается мольба каждого мусульманина » (имам Ахмад).

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ Транслит Sh ahru Ramađā na A l-Ladh ī "Un zila Fī hi A l-Qur"ā nu Hudáan Lilnn ā si Wa Bayyinā tin Mina A l-Hudá Wa A l-Furqā ni ۚ Faman Sh ahida Min kumu A sh -Sh ahra Falyaşum hu ۖ Wa Man Kā na Mar īđāan "Aw `Alá Safar in Fa`iddatun Min "Ayyā min "Ukh ara ۗ Yur ī du A l-Lahu Bikumu A l-Yusra Wa Lā Yur ī du Bikumu A l-`Usra Wa Litukmilū A l-`Iddata Wa Litukabbirū A l-Laha `Alá Mā Hadākum Wa La`allakum Tash kurū na В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны. (Лунный) месяц рамадан, в который ниспослан был Коран (в первый раз) как руководство [источник знаний] для людей и как ясные знамения из (верного) руководства и различения. И кто из вас застает этот месяц [рамадан], пусть соблюдает пост (в дневное время) , а кто болен или в пути, то (на нем обязанность поститься) (определенное) число других дней [по числу пропущенных дней]. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет для вас затруднения, и (хочет) чтобы вы довели число (дней поста до месяца) [чтобы постились весь месяц] и (чтобы вы) возвеличивали Аллаха (по завершению поста) за то, что Он вел вас (даровав необходимые знания и содействуя вам в ваших делах) , – и чтобы вы были благодарными (Ему за все дарованные Им блага) ! В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны. [[Обязательным постом является пост в рамадане. В этот великий месяц Аллах оказал людям огромную милость, ниспослав Священный Коран, который указывает людям путь ко всему, что приносит пользу их духовной и мирской жизни, разъясняет истину самым доступным образом и помогает отличать истину от лжи, прямой путь - от заблуждения, а счастливых праведников - от несчастных грешников. Любой месяц достоин быть отмеченным славным обрядом поклонения и постом, если он обладает такими достоинствами, если он избран Аллахом для оказания людям такой великой милости. После упоминания о превосходстве рамадана и разъяснения того, почему именно этот месяц выбран для соблюдения обязательного поста, Всевышний Аллах приказал каждому здоровому мусульманину, способному поститься и проживающему на постоянном местожительстве, поститься в течение этого месяца в обязательном порядке. Предыдущее предписание, согласно которому мусульмане имели право самостоятельно выбрать между соблюдением поста и совершением искупительного действия, было аннулировано, и поэтому Аллах повторил, что больным и путешественникам позволено разговляться и возместить пропущенное число дней в другое время. Аллах повторил это, чтобы ни у кого не возникло ошибочное предположение о том, что предписание относительно больных и путешественников также аннулировано. Аллах не желает людям затруднения и желает им облегчения. Он удивительным образом облегчил Своим рабам пути, ведущие к Его довольству, и поэтому все Божьи повеления, в принципе, просты и необременительны. Если же возникают препятствия, мешающие выполнению Божьих повелений и делающие их тягостными, то Всевышний Аллах облегчает эти предписания в еще большей степени либо вообще избавляет Своих рабов от этих обязанностей. Это кораническое предложение невозможно описать во всех подробностях, поскольку оно распространяется на все предписания религии и включает в себя все шариатские облегчения и дозволения. Затем Всевышний Аллах повелел поститься в течение всего рамадана. О причине этого приказа лучше всего известно Аллаху, но совершенно очевидно, что он был ниспослан для того, чтобы никто ошибочно не предположил, что для соблюдения поста в рамадане достаточно поститься в течение части этого месяца. Аллах предотвратил подобное понимание ниспосланного повеления и приказал поститься с начала до конца месяца и благодарить Аллаха по завершении поста за то, что Он помог Своим рабам выполнить это предписание, облегчил его для них и разъяснил его самым прекрасным образом. Аллах также приказал людям возвеличивать Его по завершении рамадана, и это повеление распространяется на возвеличивание Аллаха с момента появления молодого месяца, свидетельствующего о начале шавваля, до окончания праздничной проповеди.]] Ибн Касир

В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.

Аллах восхваляет месяц Рамадан и выделяет его среди прочих месяцев. Он избрал этот месяц для ниспослания Священного Корана.В одном хадисе говорится, что именно в этот месяц ниспосылались божественные писания пророкам.

Имам Ахмад передаёт от Уасиля ибн аль-Аска’а, что посланник Аллаха сказал: «أُنْزِلَتْ صُحُفُ إِبْرَاهِيمَ فِي أَوَّلِ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ، وَأُنْزِلَتِ التَّوْرَاةُ لِسِتَ مَضَيْنَ مِنْ رَمَضَانَ، وَالْإِنْجِيلُ لِثَلاثَ عَشَرةَ خَلَتْ مِنْ رَمَضَانَ، وَأَنْزَلَ اللهُ الْقُرْآنَ لأَرْبَعٍ وَعِشْرِينَ خَلَتْ مِنْ رَمَضَان » «Свитки Ибрахима были ниспосланы в первую ночь Рамадана.Тора была ниспослана в течении шестой ночи Рамадана Евангелие же было ниспослано в течении тринадца-той ночи Рамадана. Аллах ниспослал Коран в двадцать четвёртую ночь Рамадана[[Хороший хадис «Сахих аль Джами» 1497]] ».

Ибн Мардавайх сообщает, что Свитки, Тора и Евангелие были ниспосланы определённому пророку единожды. Коран же был ниспослан единожды в «Байт аль-Изза[[Хороший хадис «Сахих аль-Джами» 1497]] » (Дом славы) с нижнего неба, это произошло в Лаилатуль-Кадр в месяц Рамадан. Об этом Аллах сказал: (إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ ) Воистину, Мы ниспослали его в ночь могущества (97:1) Аллах также сказал: (إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُبَارَكَةٍ ) Мы ниспослали его в благословенную ночь (44:3) затем он поэтапно ниспосылался пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в зависимости от событий.

Икрима передаёт, что ибн Аббас сказал: «Коран был ниспослан единожды в Рамадан, в ночь предопределения на нижнее небо. Аллах сообщал из него пророку, что пожелал, и всякий раз когда язычники приходили спорить с пророком, Аллах ниспосылал ему ответ, об этом говорится в слове Аллаха: وَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لَوْلَا نُزِّلَ عَلَيْهِ الْقُرْآنُ جُمْلَةً وَاحِدَةً كَذَلِكَ لِنُثَبِّتَ بِهِ فُؤَادَكَ وَرَتَّلْنَاهُ تَرْتِيلًا وَلَا يَأْتُونَكَ بِمَثَلٍ إِلَّا جِئْنَاكَ بِالْحَقِّ وَأَحْسَنَ تَفْسِيرًا Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом. Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование. (25:32-33)

Слово Аллаха: (هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَـاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ ) Верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение – это восхваление Корана, который Аллах ниспослал в качестве руководства для сердец Его рабов, которые уверовали в него и последовали ему. (وَبَيِّنَـاتٍ ) ясные доказательства – т.е. внятные явные признаки для тех, кто их понимает и размышляет над ними. Они указывают на истинность руководства Корана и здравого смысла в нём, противоречащего заблуждению. Руководства, которое разделяет между истиной и ложью, между запретным и дозволенным.

Некоторые праведные предки считали, нежелательным называть этот месяц просто رَمَضَان Рамадан, ибо почтительнее будет называть его شَهْرُ رَمَضَانَ месяц Рамадан.

Слово Аллаха: (فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ) Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. Этот аят обязывает всех застав-ших рождение этого месяца, тех, кто здоров и проживает у себя в стране, поститься этот месяц без исключения. Этот аят отменяет предыдущий аят, который дозволял не поститься здоровым людям, проживающим у себя в стране, взамен на выплату фидья (эквивалент кормления одного бедняка) за каждый день поста, о чём мы говорили ранее. После того, как пост стал обязательным, Аллах упомянул снисхождение к больным и путникам, которые должны восполнить пропущенный по этим уважительным причинам пост.

Аллах сказал: (وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время – т.е. при наличии болезни в теле, при которой пост затруднителен и вызывает боль, или в путешествии дозволительно не поститься. Дни, которые человек не постился в пути, ему следует возместить их в другое время. Здесь нужно рассмотреть некоторые вопросы.

Группа учёных считает, что тот, кто постился начало месяца Рамадан, будучи дома, а затем отправился в поездку во время Рамадана, то ему следует поститься,ибо Аллах сказал: ﴿فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ﴾ Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься - т.е. путнику дозволительно не поститься, так как он не застал начало месяца в своей стране. Это мнение не нашло поддержки среди других учёных. Это мнение приводит Мухаммад ибн Хазм в своей книге «аль-Махалли» от группы сподвижников и их последователей, хотя это спорный вопрос. Аллах знает лучше. Другая группа сподвижников и их последователей считает, что путнику обязательно не поститься в Рамадан, ибо Аллах сказал: (فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ) То пусть постится столько же дней в другое время. Однако наиболее правильным здесь является мнение большинства о том, что в этом вопросе есть право выбора, а не категоричный приказ или запрет.

Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Когда мы отправлялись в поход вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни те, которые постились, ни те, которые прерывали пост, не упрекали один другого» (аль-Бухари и Муслим) . А в хадисе Абу Саида аль-Худри говорится: «Мы считали, что хорошо поступает и тот, кто находит в себе силы и постится, и тот, кто прерывает пост, когда чувствует слабость» (Муслим) . Здесь становится ямным дозволенность не поститься в пути, т.к. сподвижники обязательно бы сделали замечания друг другу. Однако сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в таких случаях всегда постился.

В двух сахихах приводится хадис от Абу Дарды (да будет доволен им Аллах) : «Мы отправились в поездку с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветству-ет) в месяц Рамадан, была такая жара, что кое-кто из нас клал руку на голову от жары. Никто из нас не постился кроме посланника Аллаха и Абдуллы ибн Раваха».

Группа учёных, один из которых имам Шафии считает, что поститься в пути предпочтитель-нее, чем разговеться, ибо так поступал посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) . Другие учёные считают, что не поститься предпочтительнее, т.к желательнее пользоваться льготами, предоставленными Аллахом.

Как-то у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) спросили по поводу поста в пути, и он ответил: «مَنْ أَفْطَرَ فَحَسَنٌ، وَمَنْ صَامَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْه » «Кто постился, поступил хорошо, а тот кто не постился, нет на нём греха». В другом хадисе говорится: «عَلَيْكُمْ بِرُخْصَةِ اللهِ الَّتِي رُخِّصَ لَكُم » «Вам следует пользоваться льготами, дарованными вам Аллахом». Передают, что Хамза б. Амр аль-Аслами рассказывал, что однажды он спросил: «О, посланник Аллаха! Я чувствую себя достаточно сильным для того, чтобы продолжать поститься во время путешествия. Будет ли это грехом с моей стороны?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это – льгота, дарованная Аллахом, и кто пользуется этой льготой, тот поступает хорошо, а кто желает поститься, тот не совершает греха» (Муслим) .

Есть учёные, которые считают,что поститься и не поститься в пути одинаково дозволенно. Так Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Хамза ибн Амр аль-Аслами сказал: «О, посланник Аллаха, я очень много пощусь, я даже пощусь в пути», на что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «إِنْ شِئْتَ فَصُمْ، وَإِنْ شِئْتَ فَأَفْطِر » «Если хочешь, постись, а если не хочешь не постись».

Есть мнение, что если пост затруднителен, то предпочтительнее не поститься. Передают со слов Джабира, что во время одного из походов Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел толпу, в которой был человек, которого прикрывали от солнца. Он спросил: «В чем дело?»Люди ответили: «Он постится». Тогда он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «لَيْسَ مِنَ الْبِرِّ الصِّيَامُ فِي السَّفَر » «Пост во время поездки не является добродетелью» (аль-Бухари и Муслим) .

Восполнение поста: Следует ли возмещать пропущенные дни последовательно или дозволительно возмещать его по частям? Существует два мнения. 1) Следует возмещать пост последовательно, также как следовало выполнять предписанный пост. 2) Непрерывность в возмещении поста не обязательна. Можно возмещать последовательно, а можно возмещать частями. Это мнение большинства ранних и поздних учёных. Это логично, т.к. предписанный пост нужно совершать своевременно и последовательно в определённый месяц. Но возмещение после Рамадана подразумевает под собой пост некое количество дней пропущенного поста. Поэтому Аллах сказал: (فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ) То пусть постится столько же дней в другое время.

Далее Аллах говорит: (يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ ) Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Имам Ахмад передаёт от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا وَسَكِّنُوا وَلَاتُنَفِّرُوا » Облегчайте, а не создавайте затруднения, успокаивайте (людей) , а не внушайте отвращение (к исламу) [[Сахих аль-Бухари 69]] . (Муслим)

В двух Сахихах приводится хадис о том, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посылал Муаза и Абу Мусу в Йемен, он сказал им: «بَشِّرَا وَلَا تُنَفِّرَا، وَيَسِّرَا وَلَا تُعَسِّرَا، وَتَطَاوَعَا وَلَا تَخْتَلِفَا » «Радуйте, а не внушайте отвращение, облегчайте, а не затрудняйте, обращайтесь друг к другу хорошо, и не ссорьтесь».

В Сунан и в аль-Маснаде приводится хадис, в котором посланник Аллаха сказал: «بُعِثْتُ بِالْحَنِيفِيَّةِ السَّمْحَة » «Я был послан с лёгким (к исполнению) монотеизмом [[Слабый хадис по мнению аль-Албани «Даиф аль-Джами» 2336]] ». (يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ ) Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней – т.е. вам было дозволено не поститься при болезни, в пути и при других подобных уважительных причинах, т.к. Аллах желает вам облегчения. Он повелел вам восполнить пропущенные дни, дабы вы довели определённое число дней.

Слово Аллаха: (وَلِتُكَبِّرُواْ и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь– т.е. дабы вы поминали Аллаха после завершения обряда поклонения, как об этом сказал Всевышний Аллах: (فَإِذَا قَضَيْتُم مَّنَاـسِكَكُمْ فَاذْكُرُواْ اللَّهَ كَذِكْرِكُمْ ءَابَآءَكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْرًا ) Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того. (2:200) а также сказал: (فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَوةُ فَانتَشِرُواْ فِى الأرْضِ وَابْتَغُواْ مِن فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُواْ اللَّهَ كَثِيراً لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ) Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете. (62:10) Аллах также сказал: (فَاصْبِرْ عَلَى مَا يَقُولُونَ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ وَقَبْلَ الْغُرُوبِ وَمِنَ اللَّيْلِ فَسَبِّحْهُ وَأَدْبَـرَ السُّجُودِ ) Терпеливо сноси то, что они говорят,и прославляй хвалой твоего Господа перед восходом солнца и перед закатом. Прославляй Его в некоторые часы ночи и после земных поклонов. (50:39-40) Именно поэтому Сунной поощряется произношение тасбиха (СубханаЛлах т.е. слава Аллаху) , тахмида (аль-Хамду Лиллях, т.е. хвала Аллаху) и такбира (Аллаху Акбар т.е. Аллах велик) после завершения обязательных молитв. Ибн Аббас сказал: «Мы знали, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) завершал молитву такбиром». Многие учёные сделали вывод о законности произношения такбира после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр) , исходя из этого аята: (وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ ) И возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Дауд аль-Асбахани аз-Захири, исходя из этого аята сделал вывод об обязательности произношения такбира после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр) , в отличие от имама Абу Ханифы, который вообще не считает, что следует произно-сить такбир после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр) . Остальные учёны считают это желательным действием, хотя есть разногласия по поводу способов произношения такбира.

Слово Аллаха: (وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ) Быть может, вы будете благодарны – т.е. выполнением повелений Аллаха и воздержанием от Его запретов, а также тем, что вы чтите Его заповеди, может быть, тем самым, вы будете из числа благодарных.

Вопрос: Необходимо ли мусульманам полностью прочитать Коран в течение Рамадана? Если да, то не могли бы вы привести хадисы, подтверждающие это?

Ответ: Хвала Аллаху

Спасибо спрашивающему за его желание найти ответ на этот вопрос с доказательствами. Очень важно, чтобы каждый мусульманин стремился к этому и с уверенностью следовал Корану и Сунне.

Сказал аш-Шаукани (да смилостивится над ним Аллах) в «Иршад аль-Фухуль» (450-451):

«Простой человек должен спрашивать ученого, и тот, кому недостает знаний, должен спрашивать того, кто обладает полным знанием. Поэтому следует простому человеку обращаться к людям знания, известных своей религиозностью и богобоязненностью. Следует обращаться к ученому, который знает Коран и Сунну и обладает достаточным знанием для их понимания, чтобы дать спрашивающему правильный ответ. Простой человек должен спрашивать того, кто сведущ в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), чтобы узнавать истину из надежного источника и быть уверенным в правильности данного ему решения и не впасть в заблуждения, противоречащие Исламу».

Сказано в книге «Адаб аль-Муфти уаль-Мустафти» Ибн ас-Салахи (стр. 171):

«Ас-Самаани отметил, что спрашивающий может попросить привести доказательства, чтобы защитить себя от ошибки. Если есть определенные и полные доказательства, то ученый должен привести их, если же их нет, то не следует говорить о них, потому что у простого человека может быть недостаточно знаний для понимания иджтихада (вынесение ученым решения по религиозным вопросам)».

Мусульманину рекомендуется уделять много времени чтению Корана в месяц Рамадан и стремиться завершить его (т.е. прочесть полностью), но это не является обязательным и нет на человеке греха, если он не завершил его, но он лишился огромного вознаграждения. Подтверждением служит хадис аль-Бухари от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Джибриль читал весь Коран вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, один раз в год. И он прочел Коран с ним 2 раза за год, в котором он скончался».

Сказал Ибн аль-Асир («Аль-Джами фи Гариб аль-Хадис», 4/64): «Т.е. он учил с ним все, что было ниспослано в Коране».

И это был обычай саляфов (да будет Аллах доволен ими всеми), которые стремились завершить Коран в Рамадане, следуя примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Передается, что Ибрахим аль-Наха’и (“ас-Сияр”, 4/51) сказал: «Аль-Асвад завершал Коран каждые 2 ночи в месяц Рамадан».

Катада прочитывал Коран каждые 7 дней, а когда наступал Рамадан, он прочитывал его каждые 3 дня. В последние 10 дней Рамадана он прочитывал его каждую ночь. (“ас-Сияр”, 5/276).

Передается от Муджахида, что в течение Рамадана он прочитывал Коран каждую ночь. Сказал ан-Навави в «ат-Табийан» (стр.74): «Иснад этого сообщения хороший».

Передается со слов Муджахида, что Али аль-Азди прочитывал Коран каждую ночь месяца Рамадан. «Тахзиб аль-Камаль», 2/983.

Сказал ар-Раби ибн Сулейман: «В Рамадан Аш-Шафии прочитывал Коран 60 раз». “ас-Сияр”, 10/36.

Сказал аль-Касим ибн аль-Хафиз ибн Асакир: «Мой отец регулярно совершал коллективную молитву и читал Коран. Он завершал его каждую неделю, а в Рамадан - каждый день». “ас-Сияр”, 20/562.

Сказал ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), комментируя вопрос о том, как часто необходимо завершать Коран:

«Правильное мнение в том, что для каждого человека это может быть по-разному. Тот, кто стремится понять Коран и размышлять над ним, должен читать до тех пор, пока он полностью понимает прочитанное. Тот, кто занят распространением знания или другой религиозной работой, или трудится ради интересов мусульман, должен ограничиться тем, что не заставит его забросить работу.

Если человек не относится ни к одной из перечисленных категории, то ему следует читать столько, сколько возможно, пока это не вызывает скуку». «ат-Табийан», стр. 76.

Хотя чтение Корана и его завершение в месяц Рамадан считается желательным, но это не относится к обязанностям мусульманина и нет греха, если он не сделал этого.

Спросили шейха Ибн Усаймина (да смилуется над ним Аллах): «Обязательно ли постящемуся полностью прочитывать Коран в течение Рамадана?»

Он ответил: «Необязательно постящемуся завершать Коран в течение Рамадана, но следует много читать его, потому что это Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и он (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение перечитывать Коран с Джибрилем каждый Рамадан». «Маджму Фатава ибн Усаймин», 20/516.

Вот и настал тот благословенный месяц, который все мусульмане ждали с трепетом и особой любовью. Рамадан - это не просто месяц поста, добрых деяний и многократного поминания Аллаха, Рамадан – это месяц Корана.

Коран – это светило, которое озаряет сердца мусульман и будет озарять вплоть до Судного дня. Рамадан неразрывно связан с Кораном, потому что именно в этом месяце была ниспослана эта великая Книга. Всевышний сказал:

«Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран» (2:185).

Пост — одно из лучших средств, для усмирения нрава человека, успокоения его души и тела. Во время поста человек избавляется от мирских привязанностей, что мешает видеть свет Всевышнего, который пронизывает Коран. Соответственно связь между постом и Книгой Аллаха также очень прочна. Поскольку Коран ниспослан в Рамадан, то и пост должен быть предписан в этот месяц, потому что постящийся лучше всего может воспринимать верное руководство Аллаха, ниспосланное Им в Коране.

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран с ясными знамениями как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи» (Коран, 2:185). В этом аяте Всевышний восхваляет месяц поста и возвышает его над остальными месяцами, ибо Он избрал его для Священного Корана.

Аяты дают нам понять, что одно из величайших предназначений поста - очищение мышления для пониманния Корана. После упоминания об обязательности поста: «Вам предписан пост» (2:183) говорится о ниспослании Книги Аллаха в Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспосллан Коран» (2:185) . То есть Коран - это причина поста в этот месяц. И Рамадан, и пост - все это ради Корана, и поэтому нет ничего удивительного в том, что Рамадан называют месяцем Корана.

При чтении Корана, как в Рамадан, так и в другое время, мы должны помнить о том, что наша цель - размышлять над Словами Всевышнего и углубляться в их смысл. Поэтому Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал, что первое из десяти дел, помогающих снискать любовь Всевышнего, - это «чтение Корана, сопровождаемое размышлением и попыткой понять заключённый в нём смысл и значение каждого конкретного аята, подобно тому, как человек размышляет над книгой, которую он заучивает наизусть и разбирает, стараясь до конца понять то, что имел в виду автор».

Наши праведные предшественники хорошо понимали это. Они знали, что главное предназначение Рамадана - уделять внимание Корану, беречь и соблюдать его заповеди, а пост нужен для того, чтобы очистить сознание человека для восприятия Корана. Аз-Зухри (да помилует его Аллах) спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал:«Читать Коран и кормить людей».

Воистину Рамадан с этим благословенным началом считается великим даром для мусульманина и удобным моментом, чтобы очистить свою душу днём для подготовки к получению в тёмное время суток подарков от Корана в ночном богослужении. И этому свидетель – Коран (смысл): «Поистине поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы» (Коран, 73:6). Получается что дневной пост – это очищение, а ночное богослужение – намазы и чтение Корана – украшение души.

Рассказал Ибн Аббас: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей. Ещё щедрее он становился, когда встречал Джабраила (мир ему), который приходил к нему каждую ночь из месяца Рамадан и обучал Корану, – в это время он становился щедрее вольного ветра» (аль-Бухари, Муслим). Ибн Раджаб сказал, что этот хадис указывает на желательность обучения Корану, а особенно хорошо читать и слушать его в месяце Рамадан. Этот хадис также является доводом того, что в этом месяце желательно больше читать Коран.

Как видно из хадиса, обучение Пророка (мир ему и благословение) происходило ночью, что указывает на желательность чтения Корана в месяце Рамадан именно ночью. «Воистину ночью прекращаются дела, заботы, и человек может всё усердие направить на чтение и размышление над ним» (Лятаиф аль-Маариф).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) изрёк: «За каждую прочитанную букву из Корана запишется благое дело, а за каждое благое дело воздастся десятикратно. Я не говорю, что «алиф», «лям», «мим» – это одна буква; нет, «алиф» – это буква, и «лям» – буква, и «мим» – отдельная буква» (ат-Тирмизи).

И это великое облегчение, и милость Аллаха, что Он позволил таким слабым созданиям, как мы, вести тайную беседу с Ним, исследовать и изучать Его Книгу и размышлять над заключёнными в ней значениями.

Если мы будем внимательны к Корану в Рамадан, будем читать его и изучать - наше отношение к Священной Книге начнет исправляться, и мы сможем стать людьми Корана.

Однако чтобы чтение Корана приносило верующему максимальную пользу, следует принять во внимание некоторые правила, переданные со слов Посланника (мир ему и благословение Аллаха):

1. Очищение перед чтением

В Коране говорится: «К нему прикасаются только очищенные» (сура «аль Вакиа», «Событие», аят 79).

К Корану запрещено прикасаться, не будучи в состоянии омовения.

2. Объем чтения

Со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах) , сообщается: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не прочитывал Коран меньше, чем за три дня!». Имам Бадруддин аль-Айни сказал: «Смысл этого хадиса в том, что прочитывающий Коран быстрее, чем за три дня упускает то, что ему велено из чтения в соответствии с правилами и размышлением!» . Также Абу Джамра рассказывал: «Однажды я сказал Ибн Аббасу: «Я человек, который быстро прочитывает Коран, и может быть так, что за ночь я прочитываю Коран один или два раза!». Ибн Аббас сказал: «Прочитать одну суру за ночь для меня предпочтительнее, чем делать то, что ты делаешь!». То есть не стоит торопиться с чтением Корана, так как это может помешать тому, чтобы прочесть его правильно и вникнуть в смысл его аятов.

3. Чтение красивым голосом нараспев

Желательно читать Коран как можно красивее, нараспев. Так, передают со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, (будет) с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, (уготована) двойная награда» (Муслим).

Также в другом хадисе сказано: «Кто не читает Коран нараспев красивым голосом, четко и ясно произнося звуки, тот не из нас».

4. Совершение земных поклонов

В Коране 14 аятов, при чтении которых нужно совершить земной поклон. Например, в суре «ас-Саджда»: «…падают ниц, совершая земной поклон из страха перед наказанием Аллаха и признавая, что Он превыше всего того, что не подобает Ему, вместе с восхвалением Его за милости, будучи не отвергающими веру и не отказывающимися от поклонения из гордыни» (аят 15).

5. Сопровождение чтения аятов дуа и поминанием Аллаха

Хузайфа аль-Йамани рассказал: «Однажды я молился с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он начал читать суру «аль Бакара» и не прочитывал аят со словами о милосердии, не испросив его у Аллаха, и не прочитывал аят о наказании Божьем, не оберегаясь Им от него, и не прочитывал аят, в котором говорится, что Аллах превыше всего, что не подобает Ему, не сказав «Субхан AЛлаh».

6. Чтение различным образом

Рассказывают, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо трех своих сподвижников, каждый из которых по-разному читал Коран. Он подошел к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, а тот читал тихо, и спросил его об этом, на что Абу Бакр сказал: «Поистине, Тот, к кому я взываю, слышит меня». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к Умару, да будет доволен им Аллах, и тот сказал: «Бужу спящих и прогоняю шайтана» . Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к Билялу аль-Хабаши, а тот читал несколько аятов какой-нибудь одной суры, а затем брался читать аяты из другой суры. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его об этом, и тот сказал: «Я смешиваю лучшее с лучшим». И тогда посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, сказал им: «Каждый из вас поступил правильно и наилучшим образом».

Если человек не умеет читать Коран, то он может заработать вознаграждение его слушанием. Так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прослушает аят из Книги Аллахa, тому он будет светом в Судный день».

Пусть Всевышний поможет нам в Рамадан увеличить любовь к Корану и примет от нас каждую услышанную и прочитанную букву Своей книги!

Материал подготовила: Эльвира Маликова


Количество показов: 1002
mob_info