Версальский дворец в париже. История версаля

О замке

Замок Версаль (фр. Chateau de Versailles) – часть дворцово-паркового ансамбля в 24 километрах от Парижа.

Король Людовик ХIII планировал здесь построить небольшой замок, чтобы приезжать сюда на охоту. А его сын, Людовик ХIV распорядился иначе – в 1660 году решил превратить Версаль в великолепный дворцово-парковый ансамбль. С 1666 по 1789 годы это была постоянная королевская резиденция. Строительство Версаля продолжалось несколько десятков лет, было привлечено огромное количество денег и несколько тысяч рабочих рук.

После Великой Французской революции Версаль стал музеем.

В этой королевской резиденции были подписаны многие международные договоры, значимые как для Франции, так и для мировой истории. Например, договор о завершении войны за независимость США в 1783 году, Декларация прав человека и гражданина в 1789 году. Во время оккупации германскими войсками в 1871 году в Версале было заявлено о создании Германской империи, а в 1919 подписан договор о завершении Первой мировой войны, что послужило началом Версальской системе – так называлась система послевоенных международных отношений.

А в 1979 году Версальский дворцово-парковый комплекс был внесен в список всемирного культурного наследия Юнеско.

История замка Версаль

Строительство Версаля было задумано и осуществлено, когда абсолютизм достиг высшей ступени своего могущества. Годы кризиса абсолютизма в последние годы царствования Луи XIV были началом упадка Версаля.

В строительстве отразились идеи централизованной монархии, объединившей феодально-раздробленные государства в единую Францию. Социальная перестройка и хозяйственное развитие были непрерывно связаны и успехи в этой отрасли отразились в строительстве Версаля.

Зеркальная галерея является не только воплощением новых световых и пространственных решений, но и демонстрирует развитие стекольной промышленности Франции, ее первых достижений в соревновании с венецианскими стекольщиками.

По старинным хроникам в начале 17 века Версаль был небольшим поселком с пятьюстами жителей. На месте будущего дворца стояла мельница, окруженная полями и болотами. В 1624 году здесь по заказу Людовика XIII был построен маленький охотничий замок архитектором Филибером Леруа. Он представлял собой небольшое П-образное сооружение со рвом. Двор старого замка сохранился до сегодняшних дней.

Перестройка маленького замка Людовика XIII была возложена на одного из лучших зодчих эпохи – Лево. Декоративное убранство дворца было обновлено, появилась Оранжерея. В 1668 году появились новые помещения, при этом стены корпусов Мраморного двора сохранились, а большая часть внешних фасадов была уничтожена. Западный фасад стал втрое длиннее, первый этаж старого корпуса был застроен, а верхние этажи получили выход на террасу, соединявшую Мраморный двор с парком.

Два изысканных корпуса удлинили северный и южный фасады. В южной части есть лестница Королевы, а в Северной лестница Послов. Лево не успел оформить парадную часть дворца и после его смерти его дело продолжил Франсуа Д"Обрэ, который поставил два павильона с решетками по восточным линиям фасадов. Таким образом «Королевский двор» был завершен.

Версаль, созданный Лево, после смерти кардинала Мазарини стал казаться недостаточно величественным. И для его изменения был приглашен Жюль Мансар, крупнейший архитектор конца 17 века. Под его руководством дворец был увеличен: было пристроено 2 крыла по 500 метров к северному и южному фасадам дворца. В северной части расположилась церковь. А над террасой Лево было построено еще два этажа и создана Зеркальная галерея, завершали которую залы Войны и мира.

Кроме того Мансар построил Двор министров из 2 корпусов. Это изменило облик здания, хотя высота осталась прежней. Остается впечатление грандиозности, которое достигается большим масштабом и простым и спокойным ритмом композиции. Все элементы стали выглядеть единым целым.

Версаль по праву считается шедевром ландшафтной архитектуры – нельзя смотреть на дворец и парк в отрыве друг от друга.

Если строительство дворца началось под руководством архитектора Луи Лево, Андре Ленотр вошел в историю Франции как королевский садовник Версаля. По его замыслам создавались парк Тюильри в Париже, Марли в Лондоне, сад Во-ле-Виконт, принадлежащий министру финансов Фуке. Фуке даже был арестован, потому что молодой монарх позавидовал, что его подданный имеет сад, лучший чем королевский. Огромная стоимость не могла смутить монарха и Ленотр получил заказ на создание неповторимого королевского парка.

Площадь парка около 10 квадратных километров и является уникальным воплощением человеческой фантазии, противопоставлением природы и человека. Так как парк закладывался в болотистой местности, сюда завезли тысячи тонн плодородного грунта и создали искусственный ландшафт. Было высажено много взрослых деревьев, привезенных из парка Во-ле-Виконта.

Ленотр сочетал единство композиционного решения с тщательной проработкой деталей. Основная ось парка протянулась с востока на запад, к ней тянутся три лучевые аллеи из города.

Главный элемент парадной части – зеркальные бассейны, в которых отражаются дворец, небо и солнце. С южной стороны тянутся «сто ступеней», по которым можно пройти к оранжерее, около которой летом стоят сотни экзотических растений в кадках. А завершается ось озером Швейцарцев. Аллея Детей протянулась в северном направлении. На этой оси еще расположились фонтаны Дракон, Пирамида и Нептун с большим бассейном.

Напротив друг друга по главной оси располагаются знаменитые фонтаны Латоны и Апполона, посвященные матери монарха Луи XIV (при рождении Людовик получил имя Луи-Дьёдонье). А между ними находится зеленый ковер – идеальный газон 300-метровой длины. За фонтаном Апполона – Большой канал. По каналам Версаля и сегодня можно прокатиться на лодке, как и 100-200 лет назад.

А всего в Версале около полутора тысяч фонтанов. Когда еще не изобрели электричества, использовали гигантский насос, качавший воду из Сены, который приводился в действие только ко времени прогулок короля.

Отдельные архитектурные сооружения – это Большой и Малый Трианоны с собственными садами. Трианон - это деревня, которую в 1668 году купил «Король-Солнце» (Людовик XIV), чтобы сделать здесь павильон для легких трапез. Большой или Мраморный Трианон был построен при нем, а Малый почти 100 лет спустя – по заказу Людовика XV. Большой Трианон – это миниатюрная копия Версаля с похожими элементами (бассейн, водное зеркало, стриженные деревья, трехлучевая система).

А поднявшись на смотровую площадку Большого Трианона, можно увидеть панораму Большого канала и парка.

Малый Трианон сооружен по иным принципам паркостроения. Он был любимым местом французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, который подарил ей летний дворец Трианон.

Информация для туристов

Часы работы:

Замок открыт для посетителей:

В мае - сентябре со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30.

Фонтаны работают по субботам с 1 июля по 30 сентября и по воскресеньям с начала апреля по начало октября.

Он молод, строен, хорош собой, в его походке угадывается балетная выворотность, он не любит парики, ему всего 28. Ему уже 28, длительность его правления почти совпадает с возрастом, он отец нескольких детей законных и внебрачных, и он — король Франции Людовик XIV, вошедший в историю под именем короля-солнце. Еще не ослепляет до желания надеть темные очки, но притягивает как магнит своей харизмой и уверенностью. Ему еще можно возражать, с ним можно спорить, но все тише и без свидетелей. Его личная революция началась после смерти кардинала Мазарини, когда 23-х летний Людовик заявил Государственному совету о своем намерении выйти из тени. И чтобы тень Лувра не заслоняла ни его, ни монаршие планы, уехал в деревню под скромным названием Версаль. Одел на ногу каждого придворного виртуальный браслет королевского запрета на самовольный отъезд. Внушал до согласия: это ваш дом, это ваша служба, это ваша жизнь. Так и жили между строительными лесами, природными красотами, отвлекаясь попеременно на войну, рождение детей, дворцовые интриги, любовные рокировки, политические альянсы и балет.

События сериала «Версаль» имеют собирательный характер. В действительности решение перестроить охотничий дворец своего отца Людовик принял в 1661 году (в те самые 23), но прошло более пяти десятилетий прежде чем дворец в Версале принял более или менее законченный вид. При этом королевский двор базировался в разных резиденциях и окончательно обосновался в Версале в 1682 году, когда королю было уже 44. Для сериала это не так уж и важно. Начало перестройки скромного по королевским меркам жилища в версии создателей фильма символизирует становление Людовика, его стиля правления, приведшего к расцвету Франции: консолидации ее военной мощи, интеллектуальному и культурному взлету, росту политического влияния.

Характер молодого монарха через мелкие детали и основные сюжетные линии сценария прописан с аккуратной исторической точностью. Вежливость в отношении представителей любого сословия, умение слушать, запоминать, выделять существенное, проявлять терпение, каждодневную работоспособность, политическое чутье, волю и решительность — все это есть и все это делает персонаж короля объемным и ярким. По аналогии с гелиоцентрической моделью мира Коперника король-солнце заставляет вращаться вокруг себя большие и малые «планеты», «астероиды» и «спутники». При чем законы физики здесь не работают, поскольку Людовик удаляет и приближает подданных руководствуясь практической пользой, личными симпатиями и стратегическими планами. Супруга короля — испанская инфанта Мария-Терезия Австрийская, единственный брат короля — герцог Орлеанский Филипп I, его жена Генриетта — сестра действующего короля Карла II Английского: коллагеновые нити родственных связей и брачных союзов позволяют перекраивать лицо Европы под текущие политические амбиции, но не гарантируют отсутствия разрушающих последствий от войн и территориальных притязаний. Исторические персоны разной степени величины и значимости вперемежку с людьми, характеры которых придуманы специально, придают реалистичность всему действию.

Версаль, как большая сцена и выставочный экземпляр французской жизни требовал немыслимых сумм для строительства. Более 20 лет ежегодно на его создание затрачивалось 12-14% государственного бюджета. Дорогостоящая историческая инвестиция показана в сериале в стадии реализации: еще промозгло в покоях от сырого камня, еще не для всех хватает комнат, но позолота свежа, венецианские зеркала послушно отражают танцующие пары и создают ощущение бесконечного света и пространства. Но прежде всего Версаль для Людовика — инструмент управления людьми. Любыми: преданными сторонниками, тайными и явными противниками, подданными и гостями из других стран. Модель мира, созданная королем-солнце, должна быть действующей…

Заглянуть ненадолго в интересный исторический период, принять версию авторов фильма, полюбоваться на парковые ансамбли, костюмы, промытые волосы. Не замирать внутренне от фальши и дешевизны реализации, понять тайные механизмы и причинно-следственные связи свершившихся когда-то событий. Увлечься накалом страстей, порадоваться за мастерство молодых актеров, поблагодарить создателей фильма. Вполне.

Версаль - это прекрасный дворцово-парковый ансамбль Франции, на родном языке название столь известного исторического достояния звучит так - Parc et ch 226; teau de Versailles, данное место является бывшей резиденцией французских королей в городе Версаль, сегодня это пригород Парижа, центр туризма мирового значения, здесь ежедневно рекордное количество посетителей. Версальский дворец самый большой дворец в Европе. Версаль является главным городом департамента Сены и Уазы, и расположен в 17-ти километрах от столицы Франции, и является пригородом Парижа.

В 1623 году Версаль был очень скромным охотничьим замком, построенного по желанию Людовика XIII из камня и кирпича, и покрыт кровельным сланцем. Охотничий замок сейчас находился в том месте, где мраморный двор. Годами позже Версаль строился под строгим присмотром и руководством короля Людовика XIV с 1661 года, и стал художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма, и своеобразным памятником эпохи «Короля-Солнца». Над нынешним произведением искусства работали известные, в те времена, ведущие архитекторы - Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, а создателем парка стал ландшафтный дизайнер - Андре Ленотр. Дворцовый ансамбль Версаля является самым крупным в Европе, он отличается гармонией архитектурных форм, уникальной целостностью замысла и преобразованного ландшафта. С конца XVII столетия Версаль был образцом для парадных загородных резиденций европейской монархии и аристократии, но так и никто не смог повторить великий шедевр. Со временем вокруг дворца возник город.

Версаль - это часть истории развития и возрождения Франции. Он был официальной резиденцией королевской семьи с 1682 года аж до Великой французской революции -1789 года. Позже, в 1801 году Версальский дворец получил статус музея и был открыт для посещения жителей Франции и приезжих; а в 1830 году музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; потом во дворце открыли Музей истории Франции в 1837 году. Версальский дворец и парк были включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.

С данным местом связано очень много значимых событий в истории Франции и, впрочем, всего мира. XVIII столетие было для резиденции местом подписания договоров, в Версале было подписано много международных договоров, одним из них был в 1783 договор о завершении Войны за независимость в США. 26 августа 1789 года, Национальным Учредительный собранием была принята Декларацию прав человека и гражданина, это самый важный документ Великой французской революции. Потом в 1871 году во время Франко-прусской войны, Франция признала свое поражение, и Версаль стал местом провозглашенья Германской империи. В 1875 году была провозглашена Французская республика. А 1919 год стал завершающим для Первой Мировой Войны, в Версальском дворце был подписан мирный договор, который положил начало политической системе послевоенных международных отношений - Версальская система.

Версальский дворец славится своими садами, по их территории разбросано множество террас, которые уходят вниз, по мере удаления от дворца. Клумбы, оранжерея, газоны, бассейны, фонтаны и многочисленные скульптуры представляют из себя продолжение дворцовой архитектуры. Парк украшают большое количество фонтанов. Одним из красивейших является - Фонтан Аполлона, где Тюби изобразил колесницу античного бога, запряженную четверкой коней, которые царственно и стремительно выходят из воды, а тритоны трубят в свои раковины, оповещая о приближении бога. Площадь парка и садов составляет 101 га, длина паркового фасада дворца - 640 м., длина Зеркальной галереи в центре дворца - 73 м, ширина: 10,6 м, высота: 12,8 м. В Версале насчитывается 17 окон с видом на парк и симметричных зеркал на противоположной стене.

Версаль – это дворцовый комплекс, славившийся своими архитектурными строениями.

Главный Дворцовый Комплекс - это резиденция королевской семьи, представляет собой прекрасный образец французского классицизма. С полукруглой Оружейной площади открывается прекрасный вид на дворец с его тремя дворами: Двором Министров, с конной статуей Людовика XIV в глубине. Королевским двором, доступ сюда был доступен только королевским каретам, и Мраморным двором, окруженным старинными корпусами охотничьего замка Людовика XIII.

Главные достопримечательности Версаля: Салон Венеры, Королевская часовня, Салон Аполлона и Зал Зеркал, или Зеркальная галерея, 17 огромных зеркал которого, расположенных напротив высоких окон, наполняют пространство светом, зрительно раздвигая стены. Опера, созданная Габриелем в 1770 году по случаю венчания Людовика XVI с Марией-Антуанеттой: помещение овальной формы украшено позолоченной деревянной резьбой по голубому фону.

В галерее военных битв находится 30 эпических живописных полотен, посвященных торжеству французского оружия. Вдоль стен установлены бюсты 82-х полководцев, а на 16 бронзовых пластинах выгравированы имена героев.

Большой Трианон - дворец из розового мрамора, построенный Людовиком XIV для его возлюбленной Мадам де Ментенон. Здесь монарх любил проводить свое свободное время. Позже дворец был домом для Наполеона и его второй жены.

Малый Трианон - дворец, построенный королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее сестра Наполеона.

До Версаля можно доехать с вокзала «Gare Montparnasse» на электричке, и на метро «Montparnasse Bienvenue» – это двенадцатая линия метро. Выход на вокзал прямо из метро, ехать надо до остановки Versailles Chantiers, это займет приблизительно 20 минут. Потом пешком еще 10-15 минут и Вы в величественном дворцовом комплексе Франции – Версаль. Билет на транспорт стоит 5 евро туда и обратно.

Замок посещают начиная с мая и по сентябрь, со вторника по воскресенье с 9:00 утра до 17:30. А фонтаны работают с начала апреля по начало октября по воскресеньям, а с 1 июля по 30 сентября и по субботам. Ежегодно Версаль принимает 4 000 000 посетителей.

И вообще по дворцам Франции мы не можем не заглянуть в самый наверное известный дворцово-парковый комплекс Франции. Пусть он всем известен, вы много о нем слышали, но давайте все же виртуально заглянем и туда на пару минут.

Версаль — это имя связано во всем мире с представлением о самом значительном и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Версальский дворцово-парковый ансамбль, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым — ему всего три с половиной века. Дворец и парк Версаля — один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец — первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный, законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.

Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени характерное и яркое произведение французского классицизма XVII века. Дворцово-парковый ансамбль Версаля является величайшим памятником архитектуры XVII века, оказавшим сильное влияние на градостроительную мысль XVIII века. Версаль вообще стал как бы "идеальным городом", о котором мечтали и писали авторы эпохи Возрождения и который волей Людовика XIV, "короля-солнца", и искусством его архитекторов и садовников оказался осуществленным наяву, причем в непосредственной близости от Парижа. Но давайте обо всем подробнее...

Упоминание о Версале впервые появилось в хартии 1038 года, выпущенной аббатством святого Петра. В ней говорилось о некоем сеньоре Гуго Версальском - владельце небольшого замка и прилегающих к нему территорий. Возникновение первого населенного пункта - маленькой деревушки вокруг замка - обычно датируют серединой 11 века. Другая деревушка вскоре выросла вокруг церкви святого Юлиана.

13 век (в особенности годы правления Людовика Святого) для Версаля, как и для всей Северной Франции, стал веком благополучия. Однако последовавшее затем 14 столетие принесло с собой ужасную эпидемию чумы и Столетнюю войну между Англией и Францией. Все эти напасти привели Версаль в весьма плачевное состояние: к концу 14 века численность его населения насчитывала чуть более 100 человек. Оправляться он начал лишь в следующем 15 веке.

Версаль как архитектурно-парковый ансамбль возник не сразу, он не был создан одним архитектором подобно многим дворцам XVII-XVIII веков, ему подражавшим. В конце XVI столетия Версаль был маленькой деревушкой в лесу, где иногда охотился Генрих IV . Старинные хроники сообщают, что в начале XVII века Версаль был поселком с населением около 500 человек, на месте будущего дворца тогда высилась мельница, а кругом расстилались поля и бесконечные болота. В 1624 году был выстроен, по поручению Людовика XIII , архитектором Филибером Ле Руа маленький охотничий замок рядом с деревушкой, называемой Версаль.

Около нее находился средневековый полуразрушенный замок — владение дома Гонди. Сен-Симон в своих мемуарах называет этот древний Версальский замок «карточным домиком». Но вскоре этот замок был перестроен архитектором Лемерсье по распоряжению короля. В это же время Людовик XIII приобрел участок Гонди вместе с полуразрушенным дворцом архиепископа и снес его для расширения своего парка. Небольшой замок находился в 17 километрах от Парижа. Это было П-образное в плане сооружение со рвом. Перед замком располагались четыре корпуса из камня и кирпича с металлическими решетками на балконах. Двор старого замка, получивший в последствии название Мраморного, сохранился до сегодняшнего дня. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар.

В середине 16 века единственным версальским сеньором стал Марциал де Ломени - министр финансов при короле Карле IX. Карл даровал ему право на проведение в Версале четырех ежегодных ярмарок и открытие еженедельного рынка (по четвергам). Население Версаля, который по-прежнему представлял собой небольшую деревушку, составляло в это время около 500 человек. Однако французские религиозные войны между католиками и протестантами привели к скорой смене сеньориальной династии. Марциал был арестован за свои симпатии к гугенотам (французским протестантам) и брошен в темницу. Здесь его посетил герцог де Рец, Альберт де Гонди, давно вынашивавший планы по захвату версальских территорий. Путем угроз он заставил де Ломени подписать бумагу, согласно которой последний уступал ему Версаль по ничтожно низкой цене.


В начале 17 века в Версаль начал частенько наведываться король Людовик XIII, которому доставляло большое удовольствие охотиться в здешних лесах. В 1623 году он повелел возвести небольшой замок, где охотники могли бы останавливаться на привал. Эта постройка стала первым королевским дворцом в Версале. 8 апреля 1632 года Людовик XIII полностью выкупил сеньорию у последнего версальского владельца Жана-Франсуа де Гонди за 66 000 ливров. В том же самом году король назначил своего камердинера Арно управляющим Версаля. В 1634 году архитектору Филиберу ле Рою было поручено перестроить старый версальский замок в королевский дворец. Впрочем, несмотря на происходившие изменения, к концу правления Людовика XIII Версаль не сильно изменил свой внешний вид. Он, как и прежде, представлял собой небольшую деревушку.

Все переменилось с восшествием на престол короля - солнца, Людовика XIV. Именно в годы правления этого монарха (1643-1715) Версаль превратился в город и любимую королевскую резиденцию.

В 1662 году Версаль начал строится по плану Ленотра. Андре Ленотр (1613-1700) к этому времени уже прославился как строитель загородных имений с регулярными парками (в Во-ле-Виконт, Со, Сен-Клу и др.). Интересно, что в 1655-1661 годы Н. Фуке, крупнейший финансист абсолютистской Франции, по проекту архитектора Луи ле Во перестроил свой загородный замок. Главным в дворцово-парковом ансамбле Во-ле-Виконт стал даже не сам дворец (по тем временам довольно скромный), а общий принцип создания загородной резиденции. Вся она была превращена в гигантский парк, искусно устроенный архитектором-садовником Андре Ленотром. Дворец Во-ле-Виконт демонстрировал новый стиль жизни французского аристократа — на природе, вне стен тесного, переполненного людьми города. Дворец и парк настолько понравились Людовику XIV , что он никак не мог смириться с мыслью, что они — не его собственность. Французский король немедленно заточил Фуке в тюрьму, а архитекторам Луи ле Во и Андре Ленотру поручил строительство своего дворца в Версале. Архитектура имения Фукэ была принята в качестве образца для Версаля. Сохранив дворец Фукэ, король вывез из него все, что можно было снять и увезти, вплоть до апельсиновых деревьев и мраморных статуй парка.

Ленотр начал со строительства города, в котором должны были разместиться придворные Людовика XIV и многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Город был рассчитан на тридцать тысяч жителей. Его планировка подчинялась трем лучевым магистралям, которые расходились от центральной части дворца в трех направлениях: в Со, Сен-Клу, Париж. Несмотря на прямую аналогию с римским трехлучием, версальская композиция значительно отличалась от своего итальянского прототипа. В Риме улицы расходились от площади дель Пополо, в Версале же они стремительно сходились ко дворцу. В Риме ширина улиц была менее тридцати метров, в Версале — около ста. В Риме угол, образованный между тремя магистралями, был равен 24 градусам, а в Версале 30 градусам. Для скорейшего заселения города Людовик XIV раздавал под застройку участки всем желающим (разумеется, дворянам) за сходную цену с единственным условием строить здания в едином стиле и не выше 18,5 метров, то есть уровня входа во дворец.


В 1673 году было принято решение о сносе старых версальских построек, включая церковь. Новый собор святого Юлиана был возведен на её месте в 1681-1682 гг. 6 мая 1682 года Людовик XIV вместе со всем своим двором переместился из Парижа в Версаль. Это стало переломным моментом в истории города. К первой четверти 18 века (т.е. к концу правления Людовика) Версаль превратился в роскошную королевскую резиденцию, а численность его населения составила 30 000 жителей.

В результате второго строительного цикла Версаль сложился в целостный дворцово-парковый ансамбль, являющий собой замечательный пример синтеза искусств — архитектуры, скульптуры, и садово-паркового искусства французского классицизма XVII столетия. Однако, после смерти кардинала Мазарини , Версаль, созданный Лево, стал казаться недостаточно величественным, чтобы выражать идею абсолютной монархии. Поэтому для перестройки Версаля был приглашен Жюль Ардуэн Мансар , крупнейший архитектор конца столетия, с именем которого связан третий строительный период в истории создания этого комплекса, внучатый племянник знаменитого Франсуа Мансара. Мансар еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. В северном крыле он поместил церковь (1699-1710), вестибюль которой заканчивал Робер де Котт. Кроме того, Мансар надстроил над террасой Лево еще два этажа, создав вдоль западного фасада Зеркальную галерею, замыкающуюся залами Войны и Мира (1680-1886).


Adam Frans van der Meulen - Construction of the Château de Versailles

На оси дворца в сторону подъезда во втором этаже Мансар поместил королевскую спальню с видом на город и конную статую короля, поставленную позже в точке схода трезубца дорог Версаля. В северной части дворца размещались покои короля, в южной — королевы. Мансар построил также два корпуса Министров (1671-1681), которые образовали третий, так называемый «двор Министров», и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой. Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции.


Кликабельно

Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое. Он обладал удивительным чувством ансамбля, стремясь к строгости в отделке. Например, в Зеркальной галерее он применил единый архитектурный мотив — равномерное чередование простенков с проемами. Такая классицистическая основа создает ощущение ясной формы. Благодаря Мансару расширение Версальского дворца прибрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с центральными корпусами. Ансамбль, выдающийся по архитектурно — художественным качествам, был удачно завершен и оказал большое влияние на развитие мировой архитектуры.

Каждый из обитателей Версальского дворца оставил свой след в его архитектуре и убранстве. Людовик XV , правнук Людовика XIV, наследовавший престол в 1715 году, только к концу царствования в 1770 году решил внести изменения в архитектуру дворца. Он приказал оборудовать отдельные апартаменты, чтобы оградить свою жизнь от придворного этикета. В свою очередь Людовик XV унаследовал от прадеда любовь к искусствам, о чем свидетельствует убранство его Внутренних покоев; а склонность к тайным политическим интригам перешла к нему от итальянских предков рода Медичи и Савойской династии. Именно во Внутренних кабинетах, вдали от любопытного двора, тот, кого называли «Всеобщим любимцем», принял некоторые из наиболее важных государственных решений. При этом король не пренебрегал ни установленным его предшественником этикетом, ни жизнью семьи, о которой ему напоминали королева и особенно горячо любимые им дочери.

После смерти короля-солнца Филипп Орлеанский, ставший регентом при малолетнем Людовике XV, решил переместить французский двор обратно в Париж. Это стало заметным ударом по Версалю, который незамедлительно потерял около половины своих жителей. Однако все вернулось в прежнее состояние, когда в 1722 году повзрослевший Людовик XV снова переехал в Версаль. При его преемнике Людовике XVI городу пришлось пережить немало драматических моментов. По прихоти судьбы эта роскошная королевская резиденция должна была стать колыбелью Великой французской революции. Именно здесь в 1789 году собрались Генеральные штаты, и здесь же 20 июня 1789 года депутаты от третьего сословия принесли торжественную клятву не расходиться до тех пор, пока не будут приняты их требования о политических преобразованиях во Франции. Сюда же в начале октября 1789 года из Парижа прибыла толпа разгоряченных революционеров, которая, захватив дворец, вынудила королевскую семью вернуться в столицу. После этого Версаль вновь стал стремительно терять население: его численность снизилась с 50 000 человек (в 1789 году) до 28 000 человек (в 1824 году). Во время революционных событий из Версальского дворца была вынесена практически вся мебель и ценности, однако само здание не было разрушено. В период правления Директории во дворце были проведены восстановительные работы, после чего здесь разместился музей.

Людовик XVI , наследник Людовика XV, чье правление было трагически прервано революцией, наследовал от деда со стороны матери, польского короля Августа Саксонского, завидную богатырскую силу; с другой стороны его предки-Бурбоны передали ему не только истинную страсть к охоте, но и глубокий интерес к наукам. Его супруга Мария Антуанетта, дочь герцога Лотарингского, ставшего впоследствии Императором Австрии, оставила глубокий след в музыкальной жизни Версаля благодаря своей любви к музыке, унаследованной как от Габсбургов Австрийских, так и от Людовика XIII. В отличие от своих предков, Людовик XVI не имел амбиций короля — созидателя. Известный простотой вкусов он жил во дворце по необходимости. При его правлении было обновлено внутреннее убранство дворца, и, прежде всего Малые кабинеты королевы, которые располагались параллельно его Большим покоям. Во время революции вся мебель и украшения дворца были расхищены. Наполеон, а затем Людовик XVIII провели в Версале восстановительные работы. После Июльской революции 1830 года дворец предполагалось снести. Этот вопрос был вынесен на голосование в Палате Депутатов. Перевес в один голос спас Версаль. Последний из династии, король Луи-Филипп правил Францией с 1830 по 1848 год. В 1830 году, после июльской революции, которая возвела его на трон, Палата представителей приняла закон, по которому Версаль и Трианон перешли во владения нового короля. Не теряя времени, Луи-Филипп распорядился создать в Версале Музей в честь славных побед Франции, который открылся 1 июня 1837 года. Это назначение замка сохранилось и в наши дни.


Создателями дворца были не одни Луи Ле Во и Мансар. Под их руководством работала значительная группа архитекторов. С Ле Во работали Лемюэ, Дорбай, Пьер Гиттар, Брюан, Пьер Коттар и Блондель. Главным помощником Мансара был его ученик и родственник Робер де Котт, который продолжал руководить строительством после смерти Мансара в 1708 году. Кроме того, в Версале работали Шарль Давилэ и Лассюранс. Интерьеры были выполнены по рисункам Берена, Вигарани, а также Лебреном и Миньяром. Вследствие участия многих мастеров, архитектура Версаля носит в настоящее время разнородный характер, тем более что строительство Версаля — от возникновения охотничьего замка Людовика XIII и до устройства батальной галереи Луи-Филиппа — продолжалось около двух веков (1624-1830).


В ходе наполеоновских войн Версаль дважды захватывался прусскими войсками (в 1814 и в 1815 гг.). Вторжение пруссаков повторилось ещё раз во время франко-прусской войны 1870-1871 годов. Оккупация длилась 174 дня. В Версальском дворце, избранном прусским королем Вильгельмом I в качестве временной резиденции, 18 января 1871 года было объявлено о создании Германской империи.

В 20 веке Версалю также не раз доводилось становиться свидетелем крупнейших международных событий. Именно здесь в 1919 году был подписан мирный договор, поставивший точку в Первой мировой войне и положивший начало Версальской системе международных отношений.

Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой. Главные достопримечательности здесь - Королевская часовня, Салон Венеры, Салон Апполона и Зал Зеркал. Оформление парадных залов было посвящено греческим богам. Салон Аполлона был первоначально тронным залом Людовика. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры.

Большой Трианон - прекрасный дворец из розового мрамора был построен Людовиком XIV для его возлюбленной Мадам де Ментенон. Здесь монарх любил проводить свое свободное время. Позже дворец был домом для Наполеона и его второй жены.

Малый Трианон - еще одно любовное гнездышко, построенное королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее сестра Наполеона. Расположенный неподалеку храм любви, говорят, был любим местом Марии Антуанетты для проведения званых вечеров.

Колоннада - круг мраморных колонн и арок, расположенный в черте садов, продолжает тему богов Олимпа. Место являлось любимой обеденной короля на открытом воздухе.

В годы Второй мировой войны Версаль был оккупирован немецкими войсками. Кроме того, городу пришлось пережить несколько жестоких бомбардировок, жертвами которых стали 300 версальцев. Освобождение Версаля состоялось 24 августа 1944 года, и было осуществлено французскими войсками под командованием генерала Леклерка.

25 февраля 1965 года вышел правительственный декрет, согласно которому Версаль должен был быть превращен в префектуру нового департамента Ивелин, официальное создание которого произошло 1 января 1968 года.

На сегодняшний день город сохраняет за собой этот статус. Являясь одним из самых притягательных туристических мест, Версаль по праву гордится своей историей и архитектурными памятниками. В 1979 году дворец и парк Версаля были официально включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Pierre-Denis Martin - View of Versailles


Сады Версаля с их скульптурами, фонтанами, бассейнами, каскадами и гротами вскоре стали для парижской знати ареной блистательных придворных празднеств и барочных увеселений, во время которых можно было насладиться и операми Люлли, и пьесами Расина и Мольера.

Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Здесь множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали "маленькой Венецией". Сам Версальский дворец тоже поражает своими размерами: длина его паркового фасада составляет 640 метров, расположенная в центре Зеркальная галерея имеет 73 метра в длину.



Версаль открыт для посетителей

в мае - сентябре со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30.
фонтаны работают по субботам с 1 июля по 30 сентября и по воскресеньям с начала апреля по начало октября.

Как добраться - Версаль

До Версаля идут поезда (электрички) с вокзала "Gare Montparnasse", метро Montparnasse Bienvenue (12-ая линия метро). Вход на вокзал сразу из метро. Следуйте до остановки Versailles Chantiers. Время в пути 20 минут. Стоимость билета в оба конца 5.00 евро.

Выход из вокзала по направлению "Sortie" (выход), далее следуйте прямо. Дорога приведет вас к дворцу через 10 - 15 минут.




: с эпохи «Короля-солнца» вплоть до Великой французской революции именно здесь принимались важнейшие государственные решения, заключались дипломатические союзы, объявлялись войны и подписывались мирные договоры. Версаль со своим знаменитым дворцом , регулярным парком и тщательно выверенной городской планировкой послужил образцом для подражания не только монархий Европы, но и молодой американской республики - при возведении Вашингтона архитекторы вдохновлялись примером французских коллег. С падением монархии политическое значение Версаля уменьшилось, но отнюдь не сошло на нет: именно здесь в 1871 г. прусский кайзер Вильгельм I провозгласил создание германской империи, а полвека спустя знаменитый Версальский договор зафиксировал ее гибель.

Современный Версаль - это респектабельная столица департамента Ивлин (Yvelines), буржуазный город с прекрасной экологией, достопримечательностями мирового уровня и развитой туристической индустрией. Еще один плюс Версаля в глазах путешественника - легкая транспортная доступность и близость к Парижу .

Как добраться до Версаля

Версаль расположен в 16 км от Парижа, поэтому большинство путешественников прибывают в столицу Франции на самолете. Из Парижа до Версаля можно добраться по железной дороге: на скоростной электричке RER по линии C, а также обычными пригородными поездами с вокзалов Сан-Лазар или Монпарнас. Время в пути - 25-40 минут, но электрички останавливаются на разных станциях, откуда идти еще от 15 минут до получаса.

Еще один вариант - автобус, который едет от станции метро Pont de Sevres около 40 минут. Кроме того, можно добраться на такси, арендованном авто и даже велосипеде.

Основные исторические районы компактно расположены в шаговой доступности как от бывшего королевского дворца, так и любого из трех вокзалов, поэтому лучший способ передвижения в Версале - пеший. При желании можно сэкономить время и воспользоваться местными автобусами, их легко узнать по бело-голубой раскраске и буквенным обозначениям маршрутов. Рассчитать путь, получить информацию о пробках и графике движения можно на оф. сайте компании Phebus, отвечающей за внутригородские перевозки. Разовый билет можно приобретается у водителя за 1,90 EUR, он действителен до любой остановки.

Три основные улицы Версаля - avenue de Saint Cloude, avenue de Paris и avenue de Sceaux - расходятся веером от площади place d’Armes, расположенной непосредственно перед входом во дворец. В самом начале avenue de Paris находится офис по туризму Версаля.

Версальский дворец соперничает по популярности с Эйфелевой башней, независимо от сезона его посещают миллионы туристов. Чтобы не толкаться в толпе локтями, лучше всего приезжать сюда с раннего утра. Воскресенье (выходной день во Франции) и вторник (когда не работают большинство парижских музеев) - традиционно плохие дни для визита. По понедельникам замок и парк закрыты, зато в самом городе почти нет туристов.

Если сама неповторимая местная атмосфера вызывает у вас не меньший интерес, чем знаменитый дворец, постарайтесь посетить Версаль в четверг или субботу, когда открыт блошиный рынок исторического квартала Нотр-Дам. Для туриста это станет не только возможностью приобрести уникальные сувениры, но и проникнуться духом Версаля - за 300 лет существования этот рынок стал настоящим средоточием городской жизни.

Отели Версаля

Останавливаться в Версале имеет смысл, если решено посвятить городу двое суток и более - иначе гораздо проще (и зачастую дешевле) снять номер в 5-6-м округах Парижа.

Дворец мадам Элизабет (Domaine de Montreuil)

Королевский дворец - не единственный в Версале. В самом сердце города, посреди ухоженного парка площадью в 8 га расположился дворец Монтрей. Людовик XVI купил это изящное здание в 1785 г. и подарил его своей младшей сестре Елизавете. Сейчас дворец находится в собственности государства, в нем часто проводятся тематические выставки. Парк открыт для свободного посещения с марта по ноябрь, и любой турист может без помех полюбоваться экзотическими деревьями, включая гигантские секвойи. Адрес: Avenue de Paris, 73.

Погода

Версальский климат мало отличается от парижского: зимы обычно мягкие и влажные, летом (особенно в августе) бывает по-настоящему жарко, а основная масса осадков выпадает весной и осенью. Самый холодный месяц - январь, и хотя его средняя температура выше +6° C, часто с востока налетают холодные ветра, «радуя» туристов и местных жителей мокрым снегом.

Праздники и события

Версаль - это город, в котором постоянно что-то происходит. В летний сезон повышенное внимание туристов привлекают музыкальные шоу в королевском парке - Les Jardins Musicaux и Les Grandes Eaux Musucales. По вторникам, субботам и воскресеньям можно насладиться прогулкой по парковым аллеям под музыку эпохи барокко, наблюдая за переливами водяных струй в фонтанах. Если же посетить Версаль в сезон не удалось, можно послушать музыку эпохи королей в городском театре, под эгидой местного общества любителей музыки барокко там проводятся регулярные концерты.

Французские театралы стремятся посетить Версаль в июне, когда проводится «Месяц Мольера» - культурное событие национального масштаба. В это время на крытых площадках и прямо на улицах города публике представляют более 250 спектаклей, от классической драмы до авангардных постановок.

Осенью (обычно в сентябре) город становится Меккой для любителей совсем иной музыки - там проводится ежегодный фестиваль джаза. Рокеры навещают Версаль в апреле - это время фестиваля Potager du Rock, где можно послушать коллективы самых разнообразных жанров - от рэгги до хэви-метал.

mob_info