Сочинение по рассказу судьба человека шолохова рассуждение. Тема Дома, семьи в рассказе «Судьба человека Судьба человека отношение к семье

Михаил Александрович Шолохов – поистине выдающийся советский писатель. Талант его огромен, но особую значимость ему придаёт умение тонко и до боли жизненно показать простого человека и его нелёгкую судьбу. Вершиной этого таланта выступает рассказ писателя «Судьба человека».

Произведение начинается издалека, как бы невзначай. Рассказчик описывает свой путь, переправу через реку, особую прелесть ранней весенней поры. Но тут появляется пара персонажей: мужчина и мальчишка. Автор знакомится с ними, с мужчиной у него завязывается дружеский разговор, который раскрывает тяжёлую судьбу случайного знакомого.

Зовут этого мужчину Андрей Соколов, и, как оказалось, жизнь у него более чем насыщенная, как его только не помотало, а мотало по-страшному, потому что молодость его пришлась аккурат на две войны: сперва гражданскую, а затем и Великую Отечественную. Первая война забрала у него семью, но он ещё крепился, добротно работал, учился, женился на «хорошей девке» Иринке. Тогда зачерпнул он счастья глоток: всё вроде бы ладилось, жена – умница, трое детишек нажитых – тоже не огорчают. Но пришла вторая, Великая и ужасная война с фашистами. Не понимавший исступления и отчаянных слёз жены своей, он с уверенностью шёл на фронт, но знал ли Андрей, что эта война с ним и со всей его семьёй сделает…

На фронте он пригодился по своей профессии, служил шофёром, что тоже было делом опасным. Вот и задела его однажды смерть своей косой, когда во время исполнения поручения враг ему «из дальнобойной тяжёлый положил…возле машины». Так он попал в плен к немцам. И чего только в этом плену не повидал! Но всегда оставалась в нём сила русского духа, неутолимая воля к победе. Особенно показателен тот случай, когда он, весь изморенный голодом в немецком лагере, по предательскому доносу оказался второй раз перед лицом смерти – перед комендантом Мюллером. Он верил, что ведут его уж на погибель, но до конца был характером твёрд, с комендантом говорил уверенно и чётко. А герр Мюллер, на его счастье, человеком оказался не паршивым, а даже с некоторым достоинством. Он угостил Андрея шнапсом и закуской, но тот держался стойко, не показывая свою измождённость. За это комендант его и помиловал, да ещё снабдил небольшим «пайком». И здесь Андрей показал себя достойным человеком: не съел хлеб и сало, а понес товарищам.

Говорить о злоключениях его можно долго, но самое важное, что нужно отметить, так это неизменные человеческие черты Андрея Соколова. Сквозь все мучения физические и душевные, после горьких потерь родных, он выстоял и остался настоящим человеком. Именно это помогло ему понять и усыновить осиротевшего мальчика Ваньку, который смог хоть немного отогреть его окаменевшее от скорби сердце.

Этот небольшой рассказ Шолохова – отражение судьбы не просто Андрея Соколова и его «сынишки», а это судьба каждого человека, попавшего в когти к войне. Судьба, которую, казалось бы, уже самому изменить не удастся, но надежда и стойкость могут сделать невозможное.

Особенность М. Шолохова в том, что его книги прочно врезаются в память, они не забываются, в какой бы обстановке ты ни находился, о чем бы ты ни думал, как бы тяжело или легко тебе ни было.

Ю. Бондарев

Михаил Шолохов — один из немногих русских писателей, чье творчество до сих пор привлекает внимание миллионов самых разных людей, вызывает полемику как в литературных, так и в обывательских кругах. Как простой читатель, я, пожалуй, объяснил бы это тем, что М. Шолохов поднимал в своих произведениях слишком большие жизненные пласты, ставил и разрешал серьезные философские и нравственные проблемы. Во всех произведениях этого писателя прослеживается в том или ином контексте сплетение двух главных тем: темы человека и темы войны.

В «Судьбе человека» М. Шолохов еще и еще раз напоминает читателю о тех неисчислимых бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости советского человека, выдержавшего все мучения — физические и духовные — и не сломившегося. Рассказ «Судьба человека» появился в конце 1956 года.

Русская литература давно не знала такого редкого явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма. Рассказ Шолохова о невосполнимых утратах, о страшном горе был пронизан безграничной верой в жизнь, верой в душевные силы русского человека. В «Судьбе человека» с предельной ясностью, правдой, подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, чьи нравственные устои стали опорой страны в годы тяжелых испытаний.

Рассказ «Судьба человека» написан в обычной шолоховской манере: сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, первые встречи с немцами на дороге, попытка бегства, объяснения с Мюллером, второй побег, известие о семье, новость о сыне. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе. «Судьба человека» явилась открытием той жанровой формы, которую условно можно было бы назвать «рассказ-эпопея».

В основу сюжета «Судьбы человека» М. Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, в день большого весеннего паводка, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов — главный герой, он рассказывает о своей жизни. Второй голос — голос автора, слушателя, случайного собеседника.

Голос Андрея Соколова в рассказе — это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. Когда еще холодно и уже тепло. И кажется, только здесь, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Сначала он уходит на фронт, оставляя жену и детей дома, затем попадает в фашистский плен с нечеловеческими условиями существования.

Сколько унижений, оскорблений, побоев пришлось испытать Андрею Соколову в плену. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе более сносную жизнь, согласившись прислуживать немецким офицерам, доносить на собственных товарищей. Но этого не произошло, Андрей Соколов остался верен самому себе, не уронил чести и достоинства русского солдата, стал образцом стойкости и мужества в страшные годы войны.

Однажды на работах в каменоломне Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Он знал, что кто-нибудь обязательно донесет, предаст его. Его высказывание нельзя назвать просто опрометчивой репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит даже много для могилы каждого из нас».

Заслуженной наградой за подобную стойкость души явилась возможность повидать семью в Воронеже. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья его погибла, а на месте, где стоял родной дом, — глубокая яма, наполненная ржавой водой и поросшая бурьяном. Вот, казалось бы, и все, что осталось в жизни Андрея Соколова — бурьян да ржавая вода, но он узнает от соседей о том, что его сын воюет на фронте. Но и здесь судьба не пощадила измученного горем человека: сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать.

Второй голос рассказа Шолохова — голос автора — помогает нам не только пережить, но и осмыслить отдельную человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос — звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.

Значение рассказа «Судьба человека» огромно. М. Шолохов никогда не забывал о том, чего стоят войны и какие неизгладимые следы они оставляют в душах людей. В «Судьбе человека» гуманистическое осуждение войны, фашистского режима звучит не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия оно слышится и в истории Ванюши.

Закончилась война, Андрей Соколов продолжал колесить по дорогам. Все, что осталось в жизни этого человека — воспоминания о семье и дальняя, нескончаемая дорога. Судьба порой бывает очень несправедлива, человек живет, и его единственной мечтой является простое человеческое счастье, счастье в кругу любимых людей. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с веселым мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам, такой же песчинкой, заброшенной ураганом войны в край одиночества и скорби.

Никому не нужен был чумазый, с ног до головы в пыли парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь. В изображении М. Шолохова этот эпизод кажется особенно трогательным, слова Ванятки, обращенные к Соколову, навсегда запали мне в душу: «А ты кто?». Изумленный Андрей Соколов, недолго думая, ответил: «Я-то, а я, Ваня, твой отец!».

И какая же неистребимая сила добра, красота души открываются нам в Андрее Соколове, в том, как он отнесся к сироте. Он возвратил Ванюшке радость, оборонил его от боли, страданий и скорби.

Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал самую великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами — неизбежными спутниками войны. Он победил саму смерть!

Читаешь рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и словно бы видишь, как встает над миром человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных, выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике. В каждой части рассказа автор позволяет читателю особенно ярко увидеть все новые и новые стороны характера Андрея Соколова. Мы познаем человека в самых разных сферах жизни: семейной, солдатской, фронтовой, в отношениях с товарищами, в плену и т. д.

М. Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Жестокие немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить святыню, Божий храм.

В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Но не так, как это делают настоящие хладнокровные убийцы, — он спас другого человека от неминуемого расстрела (всех коммунистов и евреев немцы убивали). Соколов убил труса, который ради собственного спокойствия готов был предать своего непосредственного командира.

Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но он не был сломлен, не озлобился на судьбу, на людей, на себя, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным жалеть, любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества — все эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.

М. Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге, о величии человеческой души. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть великой личностью, настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, несчастье, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком с открытой душой и добрым сердцем.

Анализ рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека"

Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» - это рассказ о невосполнимых утратах, о человечес­ком горе и о вере в жизнь, в человека.

«Кольцевая» композиция рассказа (встреча с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшкой у переправы через весеннюю разлившуюся реку в начале, прощание в конце с мальчиком и «чужим», но ставшим теперь близким человеком) не только как бы замыкает в единый круг сопережитого все рассказанное о своей жизни Соколовым, но и позволяет с огромной силой выделить ту неутраченную человечность, которая красила и возвышала героя Шолохова.

В «Судьбе человека» нет частной истории, частного происшествия. Из истории жизни Андрея Соколова авто­ром отбирается только то, что позволяет осмыслить отдель­ную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи. Это позволяет показать всю несовместимость добро­го, мирного, пронзительно человечного - и бездушно-жес­токого, варварски беспощадного отношения к людям.

В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор - слушатель, случай­ный собеседник: он то обронит вопрос, то скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдер­жанное горе. А то вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его...

Автор-повествователь в рассказе Шолохова становится активно действующим и воспринимающим лицом. Автор помогает читателям не только пережить, но и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи. Увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл.

Приглушенное напоминание «о вечном утверждении живого в жизни» возвращает нас к одной из самых сокро­венных тем, проходящих через все творчество Шолохова. В «Судьбе человека» она предваряет рассказ Андрея Соко­лова о том, как в чужой немецкой земле он «похоронил последнюю свою радость и надежду» - сына Анатолия. Как остался в полном одиночестве... Как нашел в донской станице Ванюшу. «Ночью то погладишь его сонного, то волосики на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, стано­вится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя...» Повествование как бы переводится из трагически безна­дежного в тональность, пронизанную верой и надеждой.

Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на чело­веческую долю.

Тема оскорбленного детства издавна в русской лите­ратуре была одной из наиболее беспокойных, трагически напряженных тем. Само понятие человеческого, шла ли речь об обществе, об отдельном ли человеке, остро, ярко выявлялось в отношении к детству. Не было более страш­ного и непрощаемого преступления, чем преступление перед беззащитным детством.

В «Судьбе человека» осуждение войны, фашизма - не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия звучит оно и в истории Ванюши. Высокий гуманизм пронизывает короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расста­вание.

Сила добра, красота человеческого открываются в Со­колове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость, он заслонял его от боли, страдания и скорби. Казалось, война все вычерпала из этого человека, он все утратил. Но в страшном одиночестве он остался человеком. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, Ванюше, была одержана победа над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами - неизбежными спутниками войны.

Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье - раздумье много видевшего и знающего в жизни человека: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вы­терпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

В этом раздумье утверждение величия и красоты ис­тинно человеческого. Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное.

Эти две темы - трагического и героического, подвига и страдания - все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя единство, определяя многое в жанре и стиле его.

В рассказе довольно заметно деление на части внутри единого целого. Легко различаются и по своему содержа­нию, и по эмоционально-смысловой тональности начало рассказа - вступление, три части рассказа Андрея Соко­лова и финальная сцена. Деление на части поддерживается чередованием голоса рассказчика и автора-повествователя.

В начальном описании возникает мотив тяжелой до­роги. Сначала это дорога автора, который должен был ехать по каким-то своим неотложным делам. Описание дороги автора подготавливает появление Андрея Соколова и Ва­нюши. Ведь и они шли по такой же дороге, да еще все время пешком. Постепенно мотив трудной дороги перерастает в напряженный рассказ о тяжком жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны. Не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что дове­лось пережить...»

В каждой части рассказа Андрея есть своя внутренняя завершенность содержания, в то же время в каждой из них звучат общие мотивы; повторяясь, они придают, всему трагедийную напряженность переживаний. Автор показы­вает читателям все новые и новые стороны характера Андрея Соколова в самых разных сферах жизни: семейной, солдатской, фронтовой, в отношениях с товарищами, в плену и т.д.

Герой рассказа словно бы и не совершал подвигов. Во время пребывания на фронте «два раза... был ранен, но оба по легости». Но цепь эпизодов, созданных писателем, в полной мере проявляют то непоказное мужество, челове­ческую гордость и достоинство, которые были так под стать всему облику этого простого, обыкновенного человека.

Идеология фашизма и войны связываются в рассказе Шолохова как реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено.

В судьбе Андрея Соколова с этим страшным злом вступило в битву все доброе, мирное, человеческое. Мир­ный человек оказался сильнее войны. Он устоял под со­крушающими ударами самой страшной бури и вышел из нее победителем.

«Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать долг этому народу-труженику, народу-герою». Эти слова М. Шолохова, на мой взгляд, точнейшим образом отражают идею одного из лучших произведений писателя, рассказа «Судьба человека». Как и во многих других произведениях, здесь Шолохов обратился к проблеме национального характера, к изображению трагического жизненного пути русского человека. Читая «Судьбу человека», понимаешь, что рассказ написан в «полемике» с писателями «потерянного поколения», которые считали, что человек не может на войне сохранить «душу живу». Шолохов же был уверен, что это возможно.
Самое поразительное в рассказе - сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, - трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова - не убили в нем «человека». Когда читаешь рассказ и следишь за героем, то осознаешь, что в его образе, в его «хождениях по мукам» обозначена судьба целого поколения. Рассказ вызывает не только грустные, но и радостные чувства, потому что все тяжелейшие удары судьбы не смогли убить его душу. И наверное, можно сказать, что рассказ Шолохова - о преодолении героем трагизма жизни благодаря силе воли и красоте человеческой души. В основе сюжета рассказа лежат действительные события. Шолоховский герой имеет реального прототипа, но имени его Шолохов так и не узнал. Встреча писателя с героем произошла в 1946 году, а рассказ появился 10 лет спустя. Этому есть историческое объяснение. Очевидно, подобное произведение не могло быть написано при жизни Сталина; его создание стало возможным только после смерти «отца народов» и XX съезда партии. Шолохов назвал свое произведение рассказом, но совершенно ясно, что по широте обобщения и типизации это произведение скорее можно отнести к жанру эпопеи. Ибо что такое «Судьба человека», как не изображение судьбы народа в переломный момент? Андрей Соколов представительствует от всего народа. Его исповедь составляет сюжетный центр рассказа. Что же представляет собой композиция произведения? Она достаточно традиционна. Это рассказ в рассказе. Кроме того, можно говорить о двух «планах» повествования: голосе героя и голосе автора. Повествователь становится здесь слушателем, в то время как центральное место в «Судьбе человека» отведено рассказу Соколова о себе. Что же узнаем мы о герое? История Андрея Соколова позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь как жизнь целого поколения, даже целого народа. Главный герой родился в 1900 году - значимая деталь, которая подсказывает читателю, что перед ним история, отражающая судьбы современников, «его жизнь была обыкновенная». Чем же занимается Андрей Соколов? Тем, что Б. Пастернак называл «жизнестроительством», созиданием простого человеческого счастья: «Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли, будто во сне». Поэтому и жизненный идеал героя таков: «Ирина купила двух коз. Чего еще надо? Дети едят кашу с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».
Его представление о счастье - народное, близкое любому русскому человеку И в это благополучие, счастье врывается война. Именно здесь шолоховский герой меняет тон разговора. Писатель «складывает» историю военных мытарств своего героя из ряда ярчайших эпизодов: вот Соколов везет снаряды для артиллеристов под угрозой смерти, вот он поднимается, не желая умирать лежа, отдает вместе с сапогами пор тянки берущему его в плен солдату, спасает лейтенанта, убив того, кто хотел выдать курносенького парнишку немцам, побеждает в поединке с комендантом лагеря и, наконец, совершает побег из плена. Становится совершенно ясно, что и в поединке с Мюллером, и с берущим его в плен немцем спасает героя не только его человеческое достоинство, но и достоинство национальное: «Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услышал эти слова - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: „Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой“. Вероятно, автору важно подчеркнуть, что сам себя Андрей Соколов героем не считает. Более того, в ряде эпизодов Шолохов отмечает, что его герой больше заботится о других, нежели о себе. Так, например, он беспокоится о своей семье и пишет домой, что „мол, все в порядке, помаленьку воюем“, но ни слова не говорит о том, как ему на войне трудно, и даже осуждает тех, кто „сопли по бумаге размазывает“. Он прекрасно понимает, что „этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось“. Или когда везет артиллерийские снаряды, то думает (без тени пафоса) не о своей безопасности, а о том, что „там товарищи его, может, погибают“ - вот она, „скрытая теплота патриотизма“. То же самое мы видим и в эпизоде убийства в церкви. Крыжнев хочет предать своего командира. И когда Соколов осознает, что „худенький, курносенький парнишка, и очень собою бледный“ не сможет справиться с этим „мордатым, толстым мерином“, он решает „сам его кончать“.
В этом убийстве нет ничего безнравственного: народная мораль допускает его, ведь убийство совершено „за правое дело“. Перед самой сценой убийства Шолохов вновь напоминает, что Андрей Соколов думает о других, восхищаясь поведением военного врача: „Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал“. Отдавая дань врачу, шолоховский герой не понимает, что делает то же самое. Соседство эпизодов убийства предателя и незаметного подвига военврача - знак мастерства писателя. Благодаря этому мы отчетливо видим, что на страницах рассказа сталкиваются две жизненные позиции. Первую можно выразить словами Соколова: „Одному-то и курить, и помирать тошно“. Вторую - словами Крыжнева: „Своя рубашка к телу ближе“. Происходит столкновение идеи национального единства и идеи, которая это единство разрушает. Не менее важен и эпизод с комендантом. Именно неосознанное чувство собственного достоинства заставляет героя поступить так и именно так. »… хотя я и с голоду помирал, но давиться ихней подачкой не собираюсь, у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и в скотину они меня не превратили, как ни старались". Поэтому в данном контексте реакция коменданта нормальна. Невольно вспоминается повесть Б. Васильева «В списках не значился». Как Андрей Соколов заставил немцев увидеть в себе человека, так и Николай Плужников, который в финале выходит к немецким солдатам, невольно заставляет их, потрясенных его подвигом, отдать ему честь. В чем же истоки мужества Соколова? Прежде всего в воспоминаниях о семье, детях, об Ирине: близкие помогали ему выжить. Ведь и защищал-то он семью, дом, родину. Не случайно место уничтоженной семьи в сердце Андрея Соколова занимает маленький Ванюшка, тем самым герой будто снимает с себя чувство вины перед Ириной за то, что оттолкнул ее, и перед Ванюшкой за то, что тот остался без родителей. История Соколова становится обвинением войне, «искалечившей, исказнившей человека». Здесь сразу же вспоминается портрет главного героя рассказа, нарисованный Шолоховым в начале произведения: «большие темные руки», «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской». Перед нами метафора, усиленная гиперболой. Глаза - отражение души, и мы понимаем, что у Соколова внутри все словно перегорело. Здесь нельзя не вспомнить слов М. Лотмана: «История проходит через дом человека, через его частную жизнь, судьбу. Не титулы, ордена или царская милость, а „самостояние Человека“.превращает его в историческую личность».

О гуманизме размышляли писатели во все времена. В XX веке гуманистическая тема звучала и в произведениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны.
Война – это трагедия. Она приносит разрушения и жертвы, разлуку и гибель. Миллионы людей осиротели в то время.
Война бесчеловечна: ведь человек убивает человека. От него требуется быть жестоким и злым, забыть о нравственных законах и божьих заповедях.
Возможно ли в такое время сохранить себя, свою душу, все то, что составляет человечность – любовь к людям, способность делать добро, отзывчивость и чуткость?
Ответ на этот вопрос можно найти в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой произведения – шофер Андрей Соколов. Именно в его действиях находит свое отражение гуманистическая тема.
Многое пришлось пережить рядовому солдату. Был он ранен трижды, попал в плен («кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука»), все ужасы концлагерей («Били запросто для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев.»). Погибла семья Андрея: «Тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома… не нашли от них и следа.» Сына, «последнюю радость и последнюю надежду» героя, убивает немецкий снайпер «аккурат девятого мая, в День Победы. «От такого удара у Андрея «в глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается».
Эти тяжелые беды и лишения стали для шолоховского героя настоящим испытанием – испытанием на человечность. Его глаза, которые, как известно, являются зеркалом души, хоть «словно и присыпаны пеплом», но все же в них нет ни мстительного человеконенавистничества, ни ядовито-скетического отношения к жизни, ни циничного равнодушия. Судьба «исказнила» Андрея, но не смогла сломить, убить в нем живую душу.
Своим рассказом Шолохов опровергает мнение тех, кто считает, что стойкость, мужество не уживаются с нежностью, отзывчивостью, лаской, добротой. Наоборот, писатель считает, что только сильные и непреклонные люди способны проявлять человечность, словно это «примета» такого характера.
Шолохов специально не показывает подробностей фронтового быта, лагерных мытарств, желая сконцентрировать внимание на изображении «кульминационных» моментов, когда характер героя, его гуманность проявляются наиболее сильно и ярко.
Так, Андрей Соколов с честью выдерживает «поединок» с лагерфюррером. Герою удается, пусть даже на мгновение, пробудить в гитлеровцах что-то человеческое: Мюллер в знак признания его солдатской доблести («Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!») сохраняет Андрею жизнь и даже преподносит «небольшую буханку хлеба и кусок сала». Но герой понимал: враг способен на любое коварство и жестокость, и в тот момент, когда вот-вот мог прогреметь выстрел в спину, в его голове мелькнуло: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток и не донесу ребятам этих харчей». В минуту смертельной опасности герой думает не о своей жизни, а о судьбе товарищей. Подарок Мюллера «поделили без обиды» («всем поровну»), хотя и досталось «каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку… ну а сала … - только губы помазать.» И такой великодушный поступок шолоховский герой совершает не задумываясь. Для него это даже не единственно верное, а единственно возможное решение.
Война бесчеловечна, поэтому возникают ситуации, которые требуют решений на грани жестокости и гуманизма, на грани дозволенного и недозволенного… в обычных условиях. Такому испытанию нравственных принципов подвергся Андрей Соколов, оказавшись вынужденным расправиться с Крыжневым, чтобы спасти взводного – «курносенького мальчишку.» Гуманно ли убийство человека? У Шолохова в сложившихся обстоятельствах удушение Крыжнева - предателя, руководствующегося принципом «своя рубашка ближе к телу», имеет «гуманистическую правомерность». Писатель убежден, что душевная отзывчивость и нежность, спсобность к деятельной (именно деятельной) любви, проявляемые Андреем Соколовым, когда он сталкивается с людьми добрыми, справедливыми, нуждающимися в его защите, - это и есть нравственная основа непримиримости, презрения, мужественной твердости (способности перешагнуть через нравственный закон – убить) по отношению к жестокости и предательству, лжи и лицемерию, и алодушию и трусости.
Именно поэтому, пытаясь убедить читателя в гуманности поступка Андрея, Шолохов создае образ «товарища Крыжнева» как исключительно отрицательный, стараясь вызвать презрение, ненависть к предателю «мордастому», «толстому мерину». И после убийства Андрею «стало нехорошо», «страшно захотелось руки помыть», но только потому, что показалось ему, будто «какого-то гада ползучего душил», а не человека.
Но герой совершает и истинно гуманистический и гражданский подвиг. Он усыновляет «маленького оборвыша», малышку сироту: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать.» «Исказненный», «искалеченный жизнью» Андрей Соколов свое решение усыновить Ванюшку не пытается мотивировать философски, для него этот шаг не связан с проблемой нравственного долга. Для героя рассказа «защитить ребенка» - это естественное проявление души, желание, чтобы глаза мальчика оставались ясными, «как небушко», а хрупкая душа не потревоженной.
Всю свою неистраченную любовь и заботу дарит Андрей сынишке: «Пойди, милок, поиграйся возле воды… Только гляди, ноги не промочи!» С каким умилением он смотрит на его голубые «глазенки». И «сердце отходит», и «становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»
Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на «добрую долю», Соколов сам становится олицетворением неуничтожимой человечности мира.
Таким образом, в рассказе «Судьба человека» автор показал, что несмотря на все тяготы войны, личные утраты, люди не зачерствели сердцем., они способны делать добро, стремятся к счастью, любви.
Рассказ написан о событиях военного времени, поэтому гуманистическая тема приобретает своеобразную окраску и звучание. Герой произведения – это русский солдат, ничем не отличающийся от миллионов людей его поколения. Шолохов не награждает Андрея Соколова ни исключительной биографией(«жизнь моя была обыкновенная»), ни качествами выдающейся личности. Тем самым автор подчеркивает величие всего русского народа, способного перенести любые трудности, не забыв о милосердии и гуманизме.

План

1. История написания произведения
2. Сюжет произведения
а) Несчастья и невзгоды
б) Рухнувшие надежды
в) Светлая полоса
3. Малыш Ванюшка
а) Надежды на будущее
б) Скупая мужская слеза

«Судьба человека» — проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ.

Автор рассказывает нам не только лишь историю одного конкретного человека, он также показывает нам, что принесла народу Вторая Мировая Война, что пришлось людям пережить. Вера в силу русского духа сопровождает все произведение.

Неизвестный человек откровенно исповедуется автору, незнакомцу. Он поделился, высказал все то, что так долго таил в душе. Андрею Соколову пришлось очень нелегко. Его призывают на фронт, забирают в плен, где мучают чуть ли не до смерти и обращаются как с собаками. Где охранник бил каждого второго только из-за скуки. Однажды его чуть не убили из-за предательства «товарища», который донес немцам крик души Андрея: «Им по четыре кубометра для выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!»

После плена его отправили к немцу майору-инженеру. Когда тот был пьяный, Соколов оглушил его, и поехал к своим. Его определили в госпиталь, подлечили и отправили повидать семью. Но вот еще одно горе, Соколов получил письмо с известием о том, что еще в 1942 к нему в дом прилетела бомба. И ладно, если бы не тот факт, что жена с дочерьми на тот момент были в доме. Бедный Андрей смотрел на яму, где когда-то стояла его хата, где осталась счастливая семейная жизнь. И вот, осталась только яма, и надежда на сына, ведь он еще жив и ушел на фронт. Надежда поселилась в сердце Соколова, и погасла с известием о смерти сына. Последний огонек, оставшаяся капелька счастья исчезла на похоронах.

Что же ему теперь делать? Все, чем он дорожил потеряно, исчезло безвозвратно. Все что у него осталось — воспоминания, счастливые и горькие, и бесконечный путь. Доля свела его с таким же одиноким и несчастным маленьким мальчиком, который из-за тягот войны остался сиротой. И они оба обрели свое счастье: Соколов обрел новую семью, а Ванюшка — отца. В их жизни началась новая — светлая полоса.

Это трогательное произведение вызывает у читателя чувство жалости и сочувствия. Эпизод с Ванюшкой точно его радует и умиляет. Как малец вцепился в отца и не хотел отпускать, как счастливо, но в то же время со слезами на глазах, он кричал, от того что нашел отца. Как посапывал у отца под мышкой: «Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Автор надеется что Соколов сможет вырастить такого же сильного, крепкого, мужественного сына: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина»

Характеристика главных героев

Андрей Соколов – сильный духом, мужественный человек. Невозможно даже представить какие муки он сумел вынести. Сам он не понимает за какие заслуги жизнь его так наградила: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так казнила?». Возможно, ему даже стало легче, когда он поделился своей историей.
Соколову было предназначено пережить очень много: войну, голод, плен, смерть родных. Но Андрей смог выдержать абсолютно все: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».
Даже немцы проявили уважение твердости его характера, и даже оставили ему жизнь. А хлеб с салом – награду за гордость, он разделил со всеми своими товарищами.
Когда Соколову случилось увидеть маленького Ванюшку, безумно похожего на него: бездомную, бедную сиротку, он, конечно же, приютил малыша: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети.» Ведь это повествует о том, что из его сердца ни чуть не пропали человечность и любовь.
На внешности этого человека автор особо не заострял внимания: «Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным басом: «Здорово, браток!»».

Андрей Соколов - тот самый из многих солдат, что честно боролись за Родину, не жалея себя, свою жизнь. Это – пример мужественного и сильного, русского солдата.

Ванюшка – маленький, одинокий, бездомный, бедный мальчик, возрастом где-то пять – шесть лет. По словам мальчика, его мама умерла под бомбой в поезде, а папа е вернулся с фронта. Бедняжка носил порванную, грязную одежду и кушал что найдёт. Он очень обрадовался встрече с Соколовым: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь!. У отца долго не получалось снять мальчика с шеи, он больше не хотел терять отца.

Две сиротки встретились, и теперь они вдвоём – одна семья. И они смогут все выстоять вместе.

Мини-сочинение

«Судьба человека» Михаила Шолохова – трогательное, проницательное произведение, повествующее о тяжкой доле военного шофёра Андрея Соколова. Образ Соколова – пример мужества, выдержки, упорства, настойчивости и силы воли. Андрей тяжело, с болью в сердце вспоминал пережитые несчастья и утраты. Некоторые моменты он просто не мог перенести, но продолжал воспроизводить все это в памяти. Все события из рассказа Соколова происходили во времена Второй Мировой Войны. И сколько же несчастий сразу выпало на его судьбу. Война кардинально изменила его мир. Счастливый в браке, отец троих замечательных детей мигом превратился в сироту, вдовца, пленника. Как он с горечью вспоминал расставание с женой и детьми, как оттолкнул Ирину, как корит себя за это. Может в этом и была задача автора: показать, что пережить можно все.

Бедный шофёр переживает несчастья одно за другим. Сколько раз он смотрел смерти прямо в глаза и отворачивался. Сначала плен. Соколов работал еле держась на ногах, ему пришлось убить человека – предателя. Он вспоминал то, как по вине «товарища» его снова чуть не лишили жизни. Как он всем доказал на что способен русский солдат. Как получал еду наравне с собакой, как смог сбежать, прихватив с собой немца. Как получил известие о смерти жены с дочерьми, как смотрел на яму, на месте которой когда-то стоял его дом. Как узнал что сын ещё жив, и как хоронил его. Как в его сердце вселялась надежда, и гасла, снова и снова…

Сколько страданий перенес этот мужественный сильный человек, и ничто не смогло его сломить. Он все же обрел свое счастье, взял приемного сына, и зажил с ним по-новому. Соколов, конечно, не смог вернуть былые времена, жену, детей. Но он осчастливил маленького Ванюшку, став его отцом, а сам получил душевное спокойствие. Этот человек мужественно преодолел все преграды. Что, как не это закаляет силу духа. Именно поэтому Андрей Соколов — мужественный, стойкий и сильный человек, какие бы препятствия не встретились на его пути.

    • Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», […]
    • Военная жизнь в сороковые годы прошлого века изменила судьбы многих людей. Некоторым из них так и не удалось дождаться с фронта родных и близких; некоторые не отчаивались и находили себе людей, их заменяющих; а некоторые продолжали жить дальше. Как важно сохранить человеческое лицо после всех тяжких испытаний и стать не человеко-убийцей, а человеко-спасителем! Таким и был главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. До начала войны Соколов был неплохим человеком. Трудился, был примерным […]
    • Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне. Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну. Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”. В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет […]
    • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
    • Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших […]
    • Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, […]
    • Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
    • Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
    • "Тихий Дон", посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
    • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Сочинение-рассуждение План: 1. Вступление 2. Основная часть а) тема любви в произведении б) вопрос о человеческом счастье в) проблема поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях 3. Заключение Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев. Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и […]
    • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
  • mob_info