Евпатий коловрат исторические. Богатырь Евпатий Коловрат: правда и вымысел. Повесть о разорении Рязани Батыем

Вчера, 30 ноября, в России состоялась премьера фильма «Легенда о Коловрате». Круто! Но кто такой Евпатий Коловрат? Ответить на этот вопрос с ходу могут далеко не все (некоторые и вовсе думают, что это ругательство), поэтому мы решили рассказать вам о нем - о могучем богатыре и главном мстителе на Руси.

Евпатий Коловрат - герой рязанского сказания


Впервые о Евпатии Коловрате упоминается в «Повести о разорении Рязани Батыем», реальном древнерусском тексте о том, как хан Батый разгромил Рязань. При этом ни один историк наверняка не скажет, жил ли Евпатий на самом деле. Принято считать, что жил, но доказательств тому нет - только упоминание о нем в сказании.

Сам Коловрат - не то боярин, приближенный к рязанскому князю Юрию Игоревичу, не то воевода (в разных версиях «Повести» говорится разное). Точно можно сказать, что Евпатий был во всех смыслах здоровый мужик и мог в одиночку положить небольшой отряд монголов.

И да, монголы. В 1237 году армия Батыя начала с Рязани один из походов на Русь. Монголы вообще любили в то время ходить на Север и Запад и требовать от русских князей все подряд: деньги, женщин, воинов и признания монгольской власти. И в в конце 1237 года, так уж вышло, под удар попала Рязань.


Сперва Батый отправил к рязанскому князу Юрию Игоревичу своего человека, чтобы тот объяснил городским властям всю ситуацию. Князь понимал, что Рязань в одно лицо против монголов не выстоит, поэтому отправил за помощью ближайших княжеств своих приближенных. За один из таких квестов взялся и Евпатий Коловрат - он поскакал в Чернигов.

Вместе с тем Юрий Игоревич (это рязанский князь, напомню) попросил своего сына Федора съездить к Батыю. Если верить «Повести», князь хотел преподнести хану какие-то дары, чтобы задержать его от похода на Рязань, но Батый дарам, судя по всему, не обрадовался и порезал почти всех послов вместе с Федором (его супруга дико по этой причине горевала, затем спрыгнула вместе с малолетним сыном с терема и погибла).

Князь Юрий решил, что лучшее в этой ситуации - пойти биться с армией хана. И пошел. В сражении на реке Воронеж русские проиграли и отступили обратно в город. «Повесть» это событие сильно приукрашивает - в ней говорится, что на стороне Рязани бились несколько тысяч человек, а войско Батыя состояло из сотни тысяч воинов. Историк Лев Гумилев считает, что все это выдумки - по его мнению, у Батыя в войске было около 15-20 тысяч монголов.

Так или иначе, после битвы на Воронеже Батый пошел на Рязань, осадил ее и затем устроил там резню. Ночь с 20 на 21 декабря стала роковой: монголы убили чуть ли не всех, кто оборонял город - в том числе и женщин, и детей, и князя со всей его семьей.

Коловрат знаменит одним героическим поступком


Уже когда Батый закончил громить город и пошел дальше, в Рязань вернулся Коловрат. Увидев пепелище и горы трупов, он задумал догнать монголов и со всей силы им отомстить. Евпатий собрал 1700 уцелевших воинов (львиную долю армии он нашел за пределами Рязани) и побежал за Батыем.

Ударить в спину - дело нехитрое, поэтому Коловрат так и сделал. Ничего позорного в этом, к слову, не было - напомню, что даже по самым «реальным» прикидкам, у Батыя было около 15-20 тысяч человек, а у рязанского воеводы - немногим больше полутора тысяч.

Как именно и сколько раз войско Евпатия атаковало монголов, тоже с уверенностью никто не скажет. Многие историки сходятся во мнении, что Коловрат и его люди первые несколько раз напали на армию Батыя из леса, так напугав захватчиков, что те решили, будто им мстят духи погибших жителей Рязани.

Потери среди монголов были настолько большими, что Батый всерьез запереживал. Правда, через некоторое время войскам хана удалось выманить «духов» на открытую местность. Толку от этого было мало: люди Евпатия сражались как в последний раз. Они даже убили монгольского командира Хостоврула, который пообещал живым доставить Коловрата хану.

В общем, одолеть войско Коловрата монголам удалось только с помощью осадных орудий. Осадных орудий, понимаете? Евпатий и почти все его люди погибли, а выживших воинов монголы привели к хану. Батый же, когда узнал всю эту историю, проникся уважением к Коловрату, отдал его тело уцелевшим русичам и отпустил их.

Судя по всему, Коловрат и впрямь был грозным воином


Если сказание о Коловрате имеет хоть что-то общее с реальностью, то можно сказать, что Евпатий был самым настоящим русским богатырем. Поистине мощным парнем.

Таким его изображали на картинах, таким рисовали и в мультфильме «Сказ о Евпатии Коловрате» 1985 года. Да и почти во всех стихотворениях, посвященных воеводе Рязани, он описывается как крупный и сильный дядя.

Лет ему на момент битвы с монголами, к слову, было около тридцати пяти.

В фильме «Легенда о Коловрате» героя играет актер, на богатыря мало похожий. Зато орать во все горло прямо в камеру он горазд. Вы же в курсе, что «Легенда» - это наш ответ ленте «300 спартанцев»? То-то же.


Легенда о Коловрате полна допущений



И все они вполне очевидны. Надо признать, что вся эта история про человека, который одним ударом губил отряд монголов, похожа то ли на комикс про супергероя, то ли на сказку.

Нашествие монголов на Русь - довольно позорный (но не без светлых моментов) период истории древнерусского государства, и событиям того времени нужны свои герои. Их могли попросту придумать.

Если представить, что никакого Коловрата на самом деле не было, и все русские князья вместо того, чтобы собраться и дать отпор монголам, пытались усидеть на своих стульях и не хотели замечать угрозы, становится как-то совсем уж грустно.

Героизм Коловрата не уберег Русь от монголов


Еще один довод в пользу того, что легенда о Коловрате - лишь сказка. Неужели на всей Руси в реальности был только один такой герой? И если нет, то куда они все подевались во время нашествия Батыя?

Короче, ничего здоровяк Евпатий своим подвигом не добился - только отомстил за родной город (не думаю, впрочем, что ему что-то еще было нужно). Монголы же после Рязани и битвы с Коловратом отправились в сторону Владимира, а затем разграбили и дотла сожгли городок, который после этого сыграет ключевую роль в истории Руси. Речь идет о Москве.

В XIII веке история нашей страны была разделена на «до» и «после». «До» остались тесные связи с Европой, стремительное развитие культуры, зодчества, науки… Начинать практически с начала нашим предкам предстояло после страшного нашествия кочевников во главе с Батыем , обрушившегося на Русь в 1237 году.

Внешняя угроза пришла в самый неудачный момент — Русское государство вступило в период феодальной раздробленности и противостоять агрессорам единым фронтом оказалось не в состоянии.

Евпатий Коловрат на гравюре. Фото: Commons.wikimedia.org

Численность татаро-монгольского войска, вторгшегося в пределы Руси, была беспрецедентной. По разным оценкам, в рядах армии Батыя находилось от 300 до 600 тысяч воинов. Эта армада была хорошо обученной и прекрасно управляемой. По мнению историков, русские княжества даже при объединении всех сил в единый кулак, чего на практике достигнуто не было, могли противопоставить кочевникам не более 100 тысяч воинов.

Первый удар войск Батыя приняло на себя Рязанское княжество. Батый, остановившись на южных рубежах княжества, потребовал от рязанского князя Юрия выплаты дани и признания своей власти.

Посланник князя

Юрий, понимая, что в одиночку Рязань не выстоит, отправил посланцев за помощью к владимирскому князю Юрию и к князю черниговскому Михаилу.

В Чернигов был отправлен князь Ингварь Ингваревич , в числе сопровождающих которого был рязанский боярин Евпатий Коловрат .

От эпохи монгольского нашествия сохранилось достаточно мало источников, а народные сказания превращают личность Коловрата в полумифическую, однако историки считают, что, в отличие от многих других героев эпоса, в данном случае речь идёт о реальном человеке.

На момент нашествия Батыя Евпатию Коловрату было около 35 лет. Уроженец села Фролово Шиловской волости занимал видное место при рязанском князе и являлся воеводой. По всей видимости, Коловрат был человеком большой физической силы, опытным воином и талантливым командиром.

Пока рязанское посольство находилось в Чернигове, события в Рязанском княжестве развивались стремительно.

Рязанский князь выслал в лагерь Батыя посольство во главе со своим сыном Фёдором. Батый счёл, что русские послы не проявили достаточной покорности и приказал убить их всех, за исключением одного человека, которого отправили с этим известием в Рязань.

Гибель Рязани

После гибели послов Юрий Рязанский, так и не дождавшийся помощи, принял решение дать монголам сражение в поле.

Вдова погибшего в посольстве князя Фёдора Евпраксия покончила с собой, вместе с маленьким сыном бросившись с крепостной стены.

Сражение рязанского войска, составлявшего несколько тысяч человек, против 100-тысячной армии монголов, произошедшее на реке Воронеж, завершилось поражением русских.

Армия Батыя подступила к стенам Рязани. Оборона города началась 16 декабря 1237 года. Рязанцы умело отражали атаки противника, но силы были слишком не равны. Исход битвы был предрешён после того, как монголы подтянули к крепости города стенобитные машины. В ночь с 20 на 21 декабря 1237 года ордынцы проломили городскую стену и при свете факелов ворвались в город.

В Рязани началась резня. Руководивший обороной города князь Юрий погиб вместе с большинством горожан.

Древний город был уничтожен фактически полностью и более не восстанавливался. Рязань, которую мы знаем сегодня, — это на самом деле город Переяславль-Рязанский, ставший столицей рязанского князя после нашествия. Название Рязань за городом закрепилось с середины XIV века.

Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани. Скульптор Олег Седов. Фото: Commons.wikimedia.org

«Духи мстят»

Евпатий Коловрат после получения новостей о сражении на реке Воронеж вместе с отрядом находившихся при посольстве рязанских воинов поспешил на помощь родному городу.

Однако в Рязань он прибыл уже после того, как армия Батыя двинулась дальше, оставив позади себя выжженную землю.

Коловрат был потрясён — в Рязани монголы не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Он принял решение преследовать татар, двинувшихся в пределы Владимиро-Суздальского княжества, и атаковать их. К нему присоединились и те, кому удалось уцелеть в окрестностях Рязани. Всего отряд Коловрата насчитывал около 1700 человек.

Удара с тыла армия Батыя не ожидала, уверенная в том, что рязанские дружины уничтожены полностью. Поэтому атака отряда Коловрата на арьергард монголов оказалась для последних совершенно внезапной. Русские воины атаковали неприятеля из леса, разгромив их стан и нанеся монголам тяжёлое поражение.

О том, сколько боёв провёл отряд Коловрата с татарами, тоже нет единого мнения. Некоторые считают, что рязанцы нанесли несколько успешных партизанских ударов по армии Батыя, вызвав в рядах монголов настоящую панику.

Воины Батыя были язычниками и верили, что с ними сражаются не люди, а разгневанные духи павших рязанцев.

Последний бой

Самого Батыя всерьёз обеспокоили удары в тыл и существенные потери. Он немедленно развернул против отряда рязанцев большие силы.

Преимущество в численности и решило исход противостояния. Монголам, настигнувшим отряд Евпатия Коловрата, удалось отсечь русских воинов от леса, навязав им полевое сражение фактически в полном окружении.

«Зачистку» возглавил монгольский командир Хостоврул , брат жены самого Батыя, намеревавшийся взять живым дерзкого русского командира.

Однако атаки монголов не возымели успеха. Больше того, погиб и сам Хостоврул. Монгольское войско несло тяжелейшие потери в схватке с горсткой упрямых русских, которые истекали кровью, но отказывались покориться.

Покончить с сопротивлением отряда Коловрата удалось лишь тогда, когда против окружённых русских воинов пустили в ход камнемётные машины, предназначенные для разрушения укреплений.

Из 1700 русских взять живыми монголам удалось лишь шестерых израненных бойцов. Евпатий Коловрат погиб на поле боя.

Честь превыше всего

Батый через толмача спросил у пленных, кто они такие и почему преследовали и убивали его людей. Пленники отвечали, что они рязанцы, мстили монголам за разорение родной земли и убийство близких. Уцелевшие воины вели себя уверенно и посоветовали Батыю не откладывать собственную казнь.

Батый повелел принести тело погибшего русского командира. Он долго вглядывался в лицо Коловрата, а затем сказал:

— С тысячей таких богатырей, как этот русский витязь, я мог бы завоевать весь мир!

В знак уважения к мужеству русских Батый велел освободить пленных и отдать им тело Евпатия Коловрата для того, чтобы они могли похоронить его с почестями.

Спустя девять дней после этого, 20 января 1238 года, татары взяли маленький городок Владимиро-Суздальского княжества — Москву.

Этому маленькому городку ещё только предстояло объединить русские земли, сбросить цепи ига и начать писать новую историю страны.

А Древняя Русь уходила в прошлое, оставляя после своей гибели память о мужестве своих последних защитников, спасших её честь. Таких, как Евпатий Коловрат.

В декабре 1237 года войско монгольского хана Батыя вторглось в пределы Руси. Первой из Русских земель разорению подверглось Рязанское княжество. Это событие описано во многих древних летописях. Сохранилось и художественное произведение – «Повесть о разорении Рязани Батыем». Оно содержит множество деталей, о которых не сообщается в летописях. Среди прочего, там рассказывается о подвиге Евпатия Коловрата.

Согласно «Повести», Евпатий Коловрат был одним из знатных бояр Рязанского княжества. Когда его застигла весть о нашествии Батыя на Рязань, он находился в Чернигове вместе с одним из рязанских князей, Ингварем Ингваревичем. Очевидно, Коловрат был одним из бояр княжеской свиты. Когда Коловрат узнал о нашествии монголо-татар, он бросил своего князя и с малой, как пишут, дружиной (очевидно, это была собственная дружина боярина, не князя) помчался из Чернигова к Рязани. Но на месте Рязани Коловрат увидел только трупы и пепелище. Тем не менее, ему каким-то образом удалось собрать дружину в 1700 человек и выступить по следам Батыя. Нагнал он войско грозного завоевателя уже где-то в Суздальской земле.

Там дружина Коловрата внезапно напала «на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись… Почудилось татарам, что мёртвые восстали». Устрашённый Батый направил, чтобы захватить Евпатия живьём, богатыря Хостоврула, сына своего шурина. Но Коловрат разрубил Хостоврула пополам. Татары смогли одолеть дружину Коловрата только с помощью стенобитных катапульт. Евпатий погиб. Его тело принесли Батыю. Хан похвалил храбрость сражённого врага и отдал его тело взятым в плен его дружинникам, которых, из уважения к доблести их предводителя, отпустил. Некоторые редакции «Повести» сообщают дополнительные сведения об Евпатии. В частности, по отчеству он был Львович. Дружинники привезли его тело в Рязань, где оно было торжественно похоронено в январе 1238 года.

Теперь попробуем разобраться в этих сведениях и сопоставить их с известными фактами. «Повесть», как положено героическому сказанию, изобилует фантастическими эпизодами и эпическими преувеличениями. Понятно, что использовать стенобитные орудия против живой силы в полевом сражении – абсолютно неэффективно, и что эти орудия (именовавшиеся на Руси «пороками») упомянуты только для того, чтобы подчеркнуть ярость Коловратовой дружины. Видимо, именно «пороки» больше всего поразили русских из всего военного арсенала монголов, и русские приписали этим орудиям свойства чудо-оружия.

Непонятно, откуда Коловрат, по прибытии в Рязанскую землю, смог собрать дружину из 1700 храбрых и могучих мужей, если Рязанская земля перед этим подверглась опустошению, и все ратные люди полегли в битвах. Если это не полный вымысел, то невольно спрашивается: где же и почему они отсиживались в то время, когда их земляки гибли в неравной борьбе с захватчиками? Впрочем, древние источники всегда грешат преувеличениями в том, что касается численности войск, количества жертв войн, масштабов стихийных бедствий и т.д. Само упоминание того, что Коловрат перед погребением был отпет в соборе Рязани, показывает, что город отнюдь не был полностью разрушен монголами, если, конечно, эпизод с торжественными похоронами не был придуман позднее.

Но есть подробности, которые было незачем придумывать. Так, сын шурина Батыя назван по имени – Хостоврул. Это имя явно не монгольское и не тюркское. Насколько известно, до сих пор никто из историков не пытался объяснить ни его происхождение, ни то, откуда автору «Повести» могло быть известно имя сына ханского шурина.

«Повесть» известна по нескольким спискам, древнейшие из которых – не ранее второй половины XVI века, то есть отстоят от описываемых событий более чем на три столетия. Правда, сопоставляя их с другими памятниками, знатоки древнерусской литературы считают, что «Повесть» была сложена до конца XIII века. Но следует иметь ввиду, что датировки других памятников, относимых к этому времени, тоже гипотетичны.

Историки сомневаются в существовании самого князя Ингваря Ингваревича, если это, конечно, не Ингварь Игоревич, рязанский князь, правивший с 1217 года. Правда, он умер в 1235 году, но известие об его смерти в том году единичное, и нельзя исключать, что он был жив и в 1237 году. «Повесть» рассказывает, что в Рязани оказали сопротивление Батыю князья Юрий и Олег Ингваревичи (то есть его сыновья), и оба погибли. С каким именно князем мог находиться в Чернигове Коловрат, в точности установить невозможно. Но нет ничего невозможного в том, что он там был на момент Батыева вторжения. Как известно, рязанские князья были ветвью Ольговичей, княживших в Чернигове. Между двумя княжескими домами поддерживались близкие отношения.

Несмотря на обилие неправдоподобных деталей, вполне объяснимых жанром героического произведения, Евпатий Коловрат вполне может быть признан исторической личностью. Нет никаких противопоказаний тому, что рязанский боярин с таким именем действительно был, что он в декабре 1237 года находился в дружественном Рязани Чернигове, что он не успел на родину до решающей схватки земляков с Батыевой ратью, что он с толпою уцелевших воинов нападал на какие-то отставшие отряды монголов (партизанил, иначе говоря). Народная молва со временем приписала Евпатию невиданные подвиги и вплела его в сюжет героической саги.

Кстати, Коловрат это не фамилия, как почему-то многие думают. Фамилий в те времена на Руси вообще не было. По отцу, как уже сказано, Евпатий был Львовичем. Коловрат могло быть прозвищем либо вторым именем. Князья Рюрикова дома носили в то время славянские и скандинавские имена, и больше известны именно под ними, а не под христианскими именами, дававшимися им при крещении. Вплоть до XVII века на Руси даже среди дворян сохранялась традиция называться вторым именем, связанным с каким-то человеческим качеством или чувством (Удача, Потеха, Обида, Истома и т.д.). Коловрат значит обращающийся, поворачивающийся. Возможно, этим прозвищем он был наделён за свою ловкость в рукопашном бою. Популярная ныне этимология имени Коловрат от обращения солнца по небосводу не имеет научного подтверждения.

О Евпатии Коловрате известно только из одного источника — «Повести о разорении Рязани Батыем». Согласно этому произведению древнерусской литературы, после взятия монголами Рязани в декабре 1237 года Коловрат возглавил сопротивление захватчикам, сплотив вокруг себя 1,7 тыс. воинов.

Если верить хронологии описываемых в «Повести» событий, Коловрат погиб в бою в первой трети января 1238 года. В одном из списков этого литературного произведения утверждается, что торжественные похороны Евпатия состоялись 11 января.

Согласно другой точке зрения, которая основывается на сведениях об участии рязанцев в боях с монголами, Коловрат (или воин, ставший его прообразом) мог воевать с захватчиками до весны. Предполагается, что Евпатий погиб в битве на реке Сить 4 марта 1238 года, сражаясь в составе войска владимирского князя Юрия Всеволодовича, и был похоронен на левом берегу реки Вожа. Однако его могила так и не была обнаружена.

Не прекращаются споры историков и о происхождении имени героя «Повести». Евпатий — это изменённое греческое имя Ипатий, достаточно распространённое в Древней Руси. С прозвищем Коловрат история несколько сложнее. Прозвище на Руси, как правило, давалось по роду занятий человека. Наиболее популярная в среде учёных гипотеза такова: богатырь Евпатий стал известен как Коловрат за ловкость в бою («коло» — круг, «врат» — вращение).

«И была сеча зла и ужасна»

В 1237—1238 годах Русь подверглась масштабному вторжению Золотой Орды. Историки по-разному оценивают численность монголо-татарского войска (от 60 тыс. до 150 тыс.), но достоверно известно, что захватчики намного превосходили по мощи дружины русских князей.

Из-за феодальной раздробленности русские не могли выступить единым войском, что облегчило ордынцам завоевание княжеств. Нашествие возглавлял внук Чингисхана, правитель улуса Джучи (Золотой Орды) хан Батый. Первым городом, который подвергся разорению, стала Рязань, южная окраина северо-восточной Руси.

«Повесть о разорении Рязани» — один из основных источников информации о трагедии, которая произошла в декабре 1237 года с богатым городом на правом берегу Оки. Предчувствуя неминуемую гибель, рязанский князь Юрий пытался откупиться от Батыя. Но правитель Золотой Орды заявил о своих претензиях на «всю русскую землю» и потребовал «у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе». Рязанская знать собрала войско и приняла неравный бой неподалёку от города.

  • Диорама «Взятие Старой Рязани Батыем»
  • Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

«И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы: один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами», — говорится в «Повести».

После победы Батый уничтожил окружавшие Рязань сёла и завладел столицей княжества. «Повесть» и данные археологических раскопок свидетельствуют, что монголы практически стёрли с лица Земли Рязань и вырезали всех уцелевших горожан. В конце декабря 1237 года полчища Батыя двинулись покорять Суздальское княжество.

Весть о нашествии на Рязань дошла до одного из «вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат», который в тот момент находился в Чернигове. «С малою дружиною» боярин «помчался быстро» в Рязанское княжество.

«И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую — города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разорённый, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены», — сообщает «Повесть».

«Смешалися все полки татарские»

Евпатий собрал небольшую дружину численностью около 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества.

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке с Коловратом.

«И стал Коловрат сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил — одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных камнемётных орудий. — RT ), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата.

  • Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)

Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».

Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами.

Таинственный Коловр ат

У историков вызывает множество сомнений достоверность событий, описываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая была создана не раньше конца XIV века. Например, в произведении утверждается, что Коловрат и другие погибшие представители знати были отпеты и похоронены в Рязани, хотя она после захвата была полностью разрушена.

Исследователи обратили внимание, что «Повесть» рассказывает о князьях, которых в 1237 году уже не было в живых. В частности, упоминаются Давид Муромский (умер в 1228 году) и Всеволод Пронский (умер в 1208 году).

В тексте также говорится, что в боях с монголами участвует князь Ингварь Ингваревич, дискуссия о существовании которого до сих пор продолжается. Есть предположения, что Ингварь Ингваревич — это рязанский князь Ингварь Игоревич, правивший с 1217 года. Однако он умер в 1235 году — за два года до монгольского нашествия.

Под сомнение ставится и факт существования Коловрата, о котором ничего не сообщается в других произведениях и письменных документах Древней Руси. К тому же «Повесть» не уточняет происхождение Евпатия и его место во властной иерархии Рязанского княжества.

О Коловрате рассказывается как об одарённом полководце, мужественном и профессиональном воине, обладающем невероятной физической мощью. Евпатия принято представлять коренастым мужчиной крепкого телосложения, а по характеру рязанский боярин — храбрый и патриотичный русский воин. Такое описание роднит Коловрата с героями русского эпоса — богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем.

Доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе Анатолий Дёмин подчеркнул в беседе с RT, что прозвище Коловрат никак не связано со знаком Солнца, славянской свастикой или иными языческими символами.

Дёмин отметил, что Коловрат выделяется своей человечностью на фоне типичных богатырей из русских былин. По его словам, несмотря на определённую гиперболизацию, Евпатий показан в целом обычным человеком, стремившимся защитить свою землю от захватчиков.

Народный герой

Рязанский боярин — достаточно популярный персонаж произведений российского искусства.

Подвиги Коловрата, в частности, воспел уроженец Рязанской губернии Сергей Есенин. В «Сказании о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912) он описывал богатыря как необычайно сильного человека, который двумя пальцами «вытягивал» «пешнёвые угорины» (раскалённые ломы). При этом Коловрат в стихотворении Есенина предстаёт не вельможей, как в «Повести», а кузнецом — человеком из народа.

Советские писатели обращались к Коловрату как к символу народного сопротивления захватчикам. Всплеск популярности рязанского богатыря произошёл в период Великой Отечественной войны. Евпатий стал героем произведений Сергея Маркова (1941) и Василия Яна (1942).

После распада СССР Коловрат также упоминался во множестве художественных произведений. В 2007 году в Рязани ему был установлен памятник.

  • Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани
  • Wikimedia Commons

Ещё два памятника Евпатию появились в посёлке Шилово и деревне Фролово.

В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня: Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился холст Максимильяна Преснякова. На картине израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами.

В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий отправился на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками.

Быль или легенда

Значительная часть историков считает, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами.

«То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие русского человека вовсе не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но всё остальное, в частности восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV—XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному», — пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.

Историк-медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности.

«К Коловрату стоит относиться как к легендарному, былинному герою. Есть ещё несколько персонажей, в чьих судьбах присутствует практически аналогичный сюжет героической борьбы с захватчиками. Один из них — Меркурий Смоленский, описание подвига которого относится к историческим памятникам литературы XV века», — отметил в беседе с RT Жуков.

Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но автор «Повести» приписал ему некоторые качества былинных персонажей.

Этот подход основан на фактах, свидетельствующих об упорном сопротивлении монгольским туменам (тактическая единица монгольского войска), которое продолжили оказывать рязанцы и после падения столицы своего княжества.

«Многие исследователи считают, что памятник основан на реальных событиях, и ряд имен в нём абсолютно достоверен», — подчеркнул Ерусалимский.

Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей, Роман Ингваревич, смог собрать ратников и принял бой с захватчиками на территории Суздальского княжества.

Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились и рязанские дружинники.

Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.

Историк-фольклорист, доктор филологических наук Борис Путилов (1919—1997) в своих научных трудах утверждал, что «Повесть о разорении Рязани» не стоит рассматривать как исключительно литературное произведение с вымышленными персонажами. То есть он опровергал принятый в советский период подход к легенде о Коловрате как к выдумке автора «Повести».

«Рассказ о Евпатии Коловрате в сюжетном отношении далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для народной песни этот сюжет очень сложен, в нём много эпизодов (или мотивов), которые легко развиваются в рамках воинской повести, но которые значительно труднее развить в рамках народной песни», — говорится в статье Путилова «Песня о Евпатии Коловрате».

По мнению историка, рассказ о Коловрате характеризуется резкими поворотами сюжета и быстрой переменой мест действия. Отсутствие картинных зарисовок, свойственных былинному жанру, позволяет сделать вывод о наличии в «Повести» элементов документалистики. Соответственно, и сам рассказ о Коловрате мог иметь реальную основу.

Евпатий Коловрат – русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. Кто это? И был ли он на самом деле? За какие заслуги ему посвящают песни и устанавливают памятники?

В 1237 году на Рязанскую землю пришли войска Батыя. Их путь был достаточно легким, поскольку земли Руси были густонаселенными, и практически в каждом городе верховодили родственники – князья, боровшиеся друг с другом за власть. Эти распри и стали главной причиной того, что монголо-татары за несколько лет прокатились смертоносным перекати-полем по русским землям.

Легкомысленное отношение к опасным соседям привело к тому, что оборонительных сооружений на пути следования войска практически не существовало. Укрепляли только сами города.

Предыстория

Единственным серьезным письменным свидетельством существования Евпатия Коловрата считается «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она существует в нескольких версиях-списках, причем эти варианты изложения событий, хотя и имеют общие черты, разнятся в деталях. Например, в одних из них говорится о том, что Евпатий был боярином, в других – воеводой.

Падение Рязани

В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника – тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.

Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»

Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами – уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.

Подвиг Евпатия

Вернувшийся на пепелище, Ингвар похоронил родственников и объявил траур (плач) по погибшим. Затем собрал полторы тысячи воинов, уцелевших за стенами Рязани, и отправился мстить обидчикам. Догнал он их под Суздалем и напал внезапно, с тыла. В этой битве особо отличился Коловрат. Он проехал сквозь войско ордынцев, разрубая врагов «до седла». Когда его оружие тупилось, он брал мечи врага и продолжал свой кровавый путь.

Батый послал биться с ним Таврула – брата своей жены. Этого персонажа также упоминают в былинном эпосе под именем Бахмет Тавруевич (Хоставрул). Он похвалялся привезти хану живого Коловрата. Однако Евпатий в бою «рассече его на полы до седла».

И после тяжкой битвы, один на один с самим Таврулом, богатырь не сдавался, и тогда монголо-татары в ход пустили самое тяжелое оружие – по́рок. Это катапульты, или баллисты, использовавшиеся в качестве осадного орудия. Снарядами служили тяжелые камни. Точность попадания у них чрезвычайно мала – значит, ордынцы не жалели своих для того, чтобы поразить такую важную «мишень». И им это в конце концов удалось.

Сам хан признал доблесть воина заслуживающей уважения: «И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего».

Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.

Вопросы и еще раз вопросы…

Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

mob_info