Что такое антонимы и примеры обогащения ими русского языка. Контекстные антонимы, контекстные синонимы – слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся Что такое контекстуальные синонимы и ант

Подберите подходящие по смыслу паронимы на место пропусков в следующих за ними предложениях. 1) АРТИСТИЧНЫЙ - АРТИСТИЧЕСКИЙ Выступление нашего гимнаста было на редкость ________________________. Ему казалось, что у него есть _______________________________ способности. 2) ВЕЧНЫЙ - ВЕКОВОЙ Григорий был человеком необычайно талантливым и интересным, хотя и считался ____________________________ студентом. Сосновые сухие леса на берегах реки перемешивались с __________________ дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. 3) ВОДНЫЙ - ВОДЯНИСТЫЙ Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с _____________________ стеблями. _________________ стадион - гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни. 4) ГЛИНЯНЫЙ - ГЛИНИСТЫЙ Геологам в этих местах нередко встречались ___________________ минералы. Мне вспоминался город моего детства, ______________________ свистульки, которыми торговали на базарах. 5) ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ - ДЕЙСТВУЮЩИЙ ______________ жизнь тем и отличается от придуманной, что никак не можешь предугадать ее неожиданных поворотов. Депутаты подготовили ряд поправок к ________________ пакету законов. 6) ЖИЗНЕННЫЙ - ЖИТЕЙСКИЙ Надежда на жизнь вне цивилизации и ___________________ проблем приобретает для Эдуарда все более отчетливые очертания. По ________________________ показаниям, Глебу требуется срочная операция. 7) ИСКУСНЫЙ(-О) - ИСКУССТВЕННЫЙ(-О) Мама никогда не любила ________________ цветы, поэтому не очень обрадовалась подарку Маши. На день рождения мне подарили __________________ выполненную шкатулку, которую я ни за что не купила бы сама. 8) КРАСОЧНЫЙ - КРАСЯЩИЙ Язык, которым написаны произведения фольклора, богатый, яркий, ______________ и картинный. Железо, хром, марганец, медь и никель являются _________________ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов. 9) НЕТЕРПИМЫЙ - НЕСТЕРПИМЫЙ Стрекочут кузнечики, ______________________зной стоит над лугом. Когда доходит до серьезного дела, Валентин становится жестким, ________________, требовательным. 10) ПОНЯТНЫЙ - ПОНЯТЛИВЫЙ Задание сформулировано так, что всем оно сначала кажется __________________. Официант оказался на редкость ____________________ и сделал все так, как мне хотелось. 11) РАЗДРАЖЕНИЕ - РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ Когда он испытывал ______________________,то казался Варе совершенно чужим человеком. Мария Петровна была не в меру обидчивой особой, которая отличалась ___________________. 12) ЧЕЛОВЕЧНЫЙ - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Нормальный _____________________организм не справится с полученными при аварии травмами. Он был более _______________________, поэтому не стал наказывать Павла слишком строго. Вариант 3 1. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Абажур - настенный светильник. 2) Менталитет - склад ума; мироощущение, мировосприятие. 3) Коммюнике - официальное сообщение по завершении встречи, переговоров представителей двух или более стран. 4) Фолиант - подборка наиболее представительных сочинений (чаще стихотворных) разных авторов. 2. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Вернисаж - торжественное открытие художественной выставки. 2) Биеннале - информационная беседа для журналистов. 3) Рецидив - случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода. 4) Буклет - издание в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера. 3. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Каталог - подборка наиболее представительных сочинений разных авторов. 2) Кодекс - свод законов. 3) Альманах - разнородная подборка новейших литературных произведений разных авторов, иногда объединённых одним направлением. 4) Мадригал - рукопись, преимущественно древняя. 4. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно. 1) Импорт - вывоз из-за границы. 2) Инвестиции - долгосрочные капитальные вложения в производственную или другую сферу деятельности. 3) Менеджмент - философия современного бизнеса, определяющая стратегию и тактику фирмы в условиях конкуренции. 4) Лизинг - независимая экспертиза финансовой отчётности предприятий, проводимая квалифицированными специалистами. 5. Установите соответствие между словом и его значением. А) пиетет Б) цинизм В) эпатаж Г) экстаз Д) эйфория 1) Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил. 2) Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо. 3) Состояние радости, душевного подъёма, часто не вызванное внешними обстоятельствами. 4) Бесстыдство, наглость, грубая откровенность; вызывающе-презрительное отношение к общепринятым нормам нравственности и морали. 5) Высшая степень воодушевления, восторга. 6. Установите соответствие между словом и его значением. А) мюзикл Б) водевиль В) бенефис Г) элегия Д) гротеск 1) Лирическое произведение, проникнутое грустью. 2) Изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде. 3) Короткая комическая пьеса, обычно с танцами, пением. 4) Спектакль в честь одного из его участников как выражение признания заслуг, мастерства артиста. 5) Музыкально-сценическое произведение, преимущественно комедийного характера. 7. Установите соответствие между словом и его значением. А) меркантильность Б) инфантильность В) мизантропия Г) филантропия Д) популизм 1) Сохранение во взрослом возрасте внешности или черт характера, свойственных детям. 2) Попытка добиться своих целей в политике, обращаясь к широким массам и вселяя в них веру в возможность быстрого и простого решения сложных социально-экономических проблем. 3) Человеконенавистничество. 4) Благотворительность, оказание помощи нуждающимся. 5) Мелочная расчётливость, подчинение своих действий соображениям личной выгоды. 8. Укажите пример, в котором синонимический ряд составлен верно. 1) машинально, инстинктивно, автоматически, осознанно 2) огромный, гигантский, исполинский, колоссальный 3) учтивый, вежливый, деликатный, рассудительный 4) работа, функция, обязательство, назначение 9. Укажите пример, в котором неверно составлен синонимический ряд. 1) обаятельный, очаровательный, неотразимый, шикарный 2) опасаться, страшиться, робеть, трепетать 3) близкий, недалекий, смежный, соседний 4) спор, дискуссия, полемика, столкновение мнений 10. Укажите пример, в котором синонимический ряд составлен верно. 1) насущный, злободневный, актуальный, потенциальный 2) взгляд, позиция, мнение, кредо 3) простой, бесхитростный, незатейливый, примитивный 4) поддерживать, содействовать, способствовать,усиливать 11. Найдите словосочетания, построенные правильно. 1) надеть на дочку пальто 2) оказать внимание на проблему 3) улучшить уровень жилья 4) представить слово докладчику 5) принимать усилия 12. Найдите словосочетания, построенные неправильно. 1) закоренелый отличник 2) вести деятельность 3) оставить неизгладимый след 4) доставлять удовлетворение 5) повысить в должности 13. Найдите словосочетания, построенные правильно. 1) придавать особое внимание 2) неминуемая гибель 3) озабочен здоровьем ветеранов 4) заплатить за коммунальные услуги 5) лидировать впереди всех 14. Найдите словосочетания, построенные неправильно. 1) оплатить за обучение 2) произнести тост 3) превосходство над соперником 4) рассуждать над бесконечностью Вселенной 5) подвести результаты 15. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) Адвокат осуждённого подал в суд высшей инстанции апелляцию с просьбой о пересмотре дела. 2) У источников космонавтики и ракетостроения стоял выдающийся учёный К.Э. Циолковский. 3) Ей импонировал ум и какая-то врождённая интеллигентность нового знакомого. 4) Дешёвым подделкам она предпочитала золотую бижутерию с драгоценными камнями. 5) Невозможно понять значение этого слова без контекста. 16. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) Зрители внимательно.слушали выступление артиста. 2) Систематическая работа над изобразительными средствами языка способствует развитию речи учащихся. 3) Его дом отличался изощрённостью интерьера. 4) Докладчики обычно апеллируют к мнению слушателей. 5) Отправляясь в путешествие, они составили алгоритм поездки. 17. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении? 1) На предприятии используется только самое современное оборудование. 2) Желая финансового суверенитета от родителей, после восьмого класса он устроился работать на завод. 3) Новость о приезде долгожданного друга привела его в минорное настроение. 4) Для развития данного предприятия необходимы инвестиционные вложения. 5) Он выиграл конкурс и получил грант президента. 18. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Губернатора сопровождал коттедж из трёх автомобилей. 2) Из анонса у входа в театр мы узнали, что спектакль отменён. 3) Этот артист дебютировал на сцене театра ещё двадцать лет назад. 4) Дуэт из двух скрипок и фортепиано звучал просто великолепно. 5) Рейтинг этого политического деятеля за последние годы значительно снизился. 19. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Огромную роль в развитии русской культуры XVIII века сыграли меценаты. 2) Она жила в этой гостинице инкогнито, назвавшись первым попавшимся именем. 3) В этом сезоне в моде будет бутафория всевозможных цветов и форм в этническом или классическом стиле. 4) Он долго не мог решить стоящую перед ним дилемму, но, в конце концов, из трёх вариантов выбрал спокойную жизнь в провинции. 5) Новый фильм произвёл фиаско: во всех журналах даются только положительные отзывы. 20. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) На горный посёлок обрушилось сильное цунами. 2) Трое прецедентов на пост главы города уже включились в предвыборную борьбу. 3) Сервис в этом отеле соответствует мировым стандартам. 4) Наша футбольная команда потерпела фурор. 5) Мы успеем посетить вернисаж, который продлится до конца сентября. 21. В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Либретто этого балета было написано самим композитором. 2) Получив наследство, она отправилась в круиз по Европе. 3) Воспользовавшись своим правом, глава государства наложил вето на законопроект. 4) На ежегодном биеннале в Париже собираются самые известные стилисты со всего мира. 5) Для предотвращения эпидемии, необходима тоталитарная вакцинация населения. 1. 1, 4 2. 2, 3 3. 1, 4 4. 3, 4 5. А2, Б4, В1, Г5, Д3 6. А5, Б3, В4, Г1, Д2 7. А5, Б1, В3, Г4, Д2 8. 2 9. 1 10. 3 11. 1, 5 12. 1, 2, 4 13. 2 14. 1, 4, 5 15. 2, 4 16. 3, 5 17. 2, 3 18. 1, 2, 4 19. 3, 4, 5 20. 1, 2, 4, 5 21. 2, 4, 5

Антонимы - это слова, которые различны по звучанию и имеют противоположные значения: ложь - правда, злой - добрый, молчать - говорить. Примеры антонимов показывают, что они относятся к одной и той же части речи.

Антонимия в русском языке представлена гораздо уже, чем синонимия. Это объясняется тем, что в антонимические отношения вступают только слова, которые соотносятся по качественному (хороший - плохой, родной - чужой, умный - глупый, густой - редкий, высокий - низкий), временному (день - ночь, ранний - поздний), количественному (единственный - множественный, многие - немногие), пространственному (просторный - тесный, большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий) признакам.

Существуют антонимические пары, обозначающие наименования состояний, действий. Примеры антонимов подобного рода: радоваться - горевать, плакать - смеяться.

Виды и примеры антонимов в русском языке

Антонимы по структуре подразделяются на разнокоренные (утро - вечер) и однокоренные (заходить - выходить). Противоположность значения у однокоренных антонимов вызвана приставками. Однако следует помнить, что прибавление к наречиям и приставок без -, не - в большинстве случаев придает им значение ослабленной противоположности (высокий - невысокий), поэтому контрастность их значений оказывается "приглушенной" (невысокий - это еще не означает "низкий"). Исходя из этого, к антонимам можно отнести не все префиксальные образования, а лишь те, которые являются крайними точками лексической парадигмы: сильный - бессильный, вредный - безвредный, удачный - неудачный.

Антонимы, так же как и синонимы, находятся в тесной связи с многозначностью: пустой - серьезный (разговор); пустая - полная (чашка); пустой - выразительный (взгляд); пустой - содержательный (рассказ). Примеры антонимов показывают, что разные значения слова "пустой" входят в различные антонимические пары. Однозначные слова, а также слова с конкретными значениями (ямб, карандаш, парта, тетрадь и др.) антонимов иметь не могут.

Существует среди антонимов и явление энантиосемия - это развитие взаимно исключающих, противоположных значений некоторых многозначных слов: нести (в помещение, приносить) - нести (из помещения, уносить); брошенная (фраза, только что высказанная) - брошенная (оставленная, забытая). Значение в таких случаях уточняется в контексте. Нередко энантиосемия является причиной двусмысленности определенных выражений. Примеры антонимов такого рода: он прослушал доклад; директор просмотрел эти строки.

Контекстные антонимы: примеры и определение

Контекстуальные антонимы - это слова, противопоставленные в определенном контексте: лунный свет - солнечный свет; не мать, а дочь; один день - вся жизнь; волки - овцы. Полярность значений подобных слов в языке не закреплена, а их противопоставление является индивидуально авторским решением. Писатель в таких случаях выявляет противоположные качества различных понятий и противопоставляет их в речи. Однако подобные пары слов не являются антонимами.

Мегамозг

Анто́нимы (греч. αντί- - против + όνομα - имя) - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать».Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова. Большинство слов языка не содержит признака, способного к противопоставлению, следовательно, антонимические отношения для них невозможны, однако, в переносном значении они могут обрести антоним. Таким образом, в контекстуальной антонимии антонимические отношения слов с прямым значением возможны, и тогда эти пары слов несут эмфатическую нагрузку и выполняют особую стилистическую функцию.Антонимы возможны у таких слов, значения которых заключают в себе противоположные качественные оттенки, но в основе значений всегда лежит общий признак (вес, рост, чувство, время суток и т. д.). Также противопоставлены могут быть только слова, принадлежащие к одной грамматической или стилистической категории. Следовательно, языковыми антонимами не могут стать слова, относящиеся к разным частям речи или лексическим уровням. Под антонимами понимаются слова, имеющие противоположное значение, что, в принципе, известно каждому школьнику. Область употребления антонимов достаточно обширна, они могут употребляться в любом стиле речевого общения, от официальных документов до разговорной речи. Однако помимо, скажем так, традиционной антонимии, существует также явление, которое в филологии определяется как антонимия контекстуальная. В некоторых источниках она также носит название авторской. Суть контекстуальных антонимов заключается в том, что, в отличие от обычных, они становятся таковыми только в определенном контексте, поскольку в языкознании подобные пары слов не являются закрепленными. В качестве примера можно привести пару контекстуальных антонимов «один год – вся жизнь». В языке данная пара не является закрепленной, что можно проверить по любому словарю антонимов русского языка. Противоположное значение их может возникнуть только в определенном контексте, например, «Прошел всего лишь год, а мне показалось, что целая жизнь».Явление контекстуальных антонимов базируется на том, что различные номинации могут иметь признаки, которые, на взгляд автора, носят противоположный характер, и именно это является основанием для того, чтобы использовать их в данном смысле в определенном контексте, чтобы придать ему выразительность. Вообще, контекстуальные антонимы носят так называемый окказиональный, то есть случайный характер, поскольку в обычном речевом общении противоположный смысл их просто-напросто теряется, в то время как в литературном произведении они подчеркивают какую-либо авторскую мысль, потому являются сугубо индивидуальными. Повторяющихся случаев использования одного и того же контекстуального антонима всего единицы, среди самых известных можно привести в пример пару «овцы – волки».Иными словами, использование контекстуальных антонимов является одним из средств обогащения лексики литературного произведения, придания большей экспрессии повествованию. В данном случае системные отношения пар слов с противоположным значением являются несостоятельными, поскольку данное явление носит авторский, индивидуальный характер.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Часто приходится слышать споры относительно того, но не надо быть филологом, чтобы понять, что выучить русский – это настоящий подвиг.

Особенно учитывая наличие большого количества слов, сопоставимых по значению, но часто абсолютно разных по написанию (). Или, наоборот, разных по значению, но одинаковых по написанию (). А есть ведь еще слова, которые одинаковы по звучанию, но различаются по написанию ().

В связи с этим нам осталось выяснить лишь, что такое антонимы, какую роль они играют в русском языке и можем ли мы обойтись без них, в принципе.

Забегая вперед скажу, что без них лексическая красота русского языка понесла бы существенный урон.Чтобы понять это, достаточно обратиться к нашим классикам, часто использовавшим этот прием в своем творчестве.

Что же такое антоним

Если кратко, то это противоположность синонимов (разных слов, обозначающих примерно одно и то же, типа «веселый — радостный», «путник — путешественник»). В случае же антонима определение будет звучать так:

это слова, которые имеют противоположные значения (противопоставляются друг другу), но обязательно принадлежащие к одной и той же части речи. Например, «день — ночь», «яркий — темный», «идти — стоять», «холодно — тепло».

Само по себе слово — это производное от древнегреческих слов ἀντί, что означает «против» и ὄνομα, означающего «имя»:

Получается, что антонимы — это чаще всего два слова (лексические противопоставления), принадлежащие к одной части речи , которыми могут быть:

Не имеют антонимов числительные, местоимения и собственные имена, а также слова, относящиеся к разным частям речи. В русском языке есть много слов, которым нельзя найти противопоставление, но в этом случае оно может быть найдено в переносном значении .

Учтите, что переносное значение одного и того же слова может отличаться в разных контекстах.

К примеру, мы можем сказать про животное разных возрастов «старый» и «молодой» (волк, гусь, баран), но не можем точно так же охарактеризовать автомобиль, станок, диван. Они также могут быть старыми, но нет такого выражения «молодой» автомобиль (диван, станок). В этом случае лучше подойдет другой антоним – «новый».

И таких примеров достаточное множество, поэтому и объяснить в двух словах что это такое не получится (равно как и про синонимы, паронимы и омонимы). Я уж про иностранцев не говорю — для них это прямой путь в «желтый дом».

Разновидности антонимов, по каким признакам они делятся

Говоря о разновидностях автономических образований можно выделить:

Теперь закрепим усвоенный материал, просмотрев короткое видео по теме, не пропустив ничего интересного:

Примеры различных антонимов

Лексический набор русского языка настолько богат, что иностранцам, чтобы разобраться в том, что такое синонимы, антонимы и омонимы, не хватает целой жизни. Носителям языка в этом плане несравненно проще.

Существуют следующие разновидности антонимических слов и выражений:

Очевидно, что без этих лексических укращательств наш язык был бы скучным и неинтересным. Как смогли бы вы без них описать человека, имеющего полную противоположность другой личности или передать переживания и чувства.

Можно противопоставить, таким образом, сразу несколько понятий, как в примере «любить добро и ненавидеть зло».

Антонимы в русских пословицах

Можно много говорить о том, насколько полезны антонимы, и как без них тяжело, но лучше рассмотреть примеры. В этом плане хорошо проиллюстрируют материал русские пословицы и поговорки.

Каждый, к примеру, понимает смысл пословицы, в которой говорится о том, что «сани надо готовить летом, а телегу зимой». Антонимы усиливают эффект . Каждый из нас знает, что «сытый голодному не товарищ», «утро вечера мудренее», а «в закромах плохого хозяина то густо, то пусто».

Иногда противоположность обозначается целыми фразами. К примеру, про богатого человека можно сказать, что «у него денег – куры не клюют», а вот у бедного человека их – «как кот наплакал». Можно также «держать ухо востро», а можно «ворон считать», «жить своим горбом» или «на чужой шее сидеть».

Воистину богат русский язык, и не позавидуешь тем, кому его приходится учить «с нуля», ведь как объяснить иностранцу, что такое «семь пядей во лбу» и чем отличается выражение «без царя в голове».

А в завершение проверьте, насколько правильно вы усвоили материал и поняли, что такое антоним:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Семантика как раздел лингвистики Импонировать - что это (значение слова) Искренне или искренно - как правильно Что такое шипперить и кто такой шиппер Этимология слова и раздел языкознания Что такое мейнстрим простыми словами Разница между «кампания» и «компания» - как правильно писать Сленг - что это, его разновидности (молодежный, игровой, профессиональный) и примеры сленговых слов Как правильно писать - туннель или тоннель Протеже: кто это такой Что изучает морфология (раздел грамматики) - предмет изучения и основные понятия Многозначные слова - это примеры разных граней русского языка

Антонимы - слова имеющ противополож значения.Напр: яркий- тусклый, ольшой – маленький, большой – небольшой, друг – недруг, миры – антимиры. Лед – пламень это не антонимы, тк лед холодный, пламень горячий, вот горяч и холодный будут антонимами, Пол – потолок тоже не антонимы, тк верх – низ(это уже антонимы), толстый – тонкий не антонимы, а вот толстый-худой антонимы.Контекстные антонимы - именно в контексте они являются противоположными. Напр: волки и овцы, Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя. Антонимы бывают:

1)Прямые2)Косвенные3)Контекстные

Лексика рус яз с точки зрения ее происхождения

6 в до н.э(день принятия православия)-общеславян. До 6 века Индоевроп яз (индоиранская ветвь(Италия, Франц, Румын), романно-герман(скандинавия), балтославян(общеславян яз). Балтославян (западно славян(чехия), южно славян(сербия, хорватия, болгария), восточнославян(русские, белорусы, украинцы). В 14 в восточнославян делится на (великорусский, малорусский(украинцы), беларуский.). В 988(принятие христианства) устный восточ славян +старославян яз (юж славян яз). 1)Исконно-рус слова . Все слова из общславян яз+все слова из старославян яз + слова, возникшие русском языке независимо от того, что они состоят из заимствованных частей (Напр: маникюр (фр.слово) – маникюрша(форма на рус.яз), 90% исконно-рус слова. 2) Собств.рус.слова (после 14 в когда разделились на рус, беларус и великорус) Напр: каменщик, забег, зажим, зажил, вмешательство. 3) Заимствован.слова –пришли из вне, старославенизмы также были заимствованы. Напр: город- град (старослав), дочь – тщедь, олото – злато. Из греч яз(идол, хаос, палата, терем).4) Лесич кальки использ. инояз.образоват текстуры (sub-divis-ion (под-раздел-ение)).Напр: аудиенция, ректор. Семантические кальки Напр 6земля делать – земледелие.

Неологизмы и пути их возникновения.

Неологизмы- слова кот еще не показ в словаре но общ-во их знает. Напр: гламур - представление уродов о прекрасном, аутсорсинг -использование внеш источника, ресурса, передача организацией определённых функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в области. А также: вай фай, смартфон, планшет, девайс. Способы образования : 1) слово из вне, но образовано с помощью рус добавления: пиар (ин.слово) – пиарщик(рус слово) – пиарить(рус слово). 2) образуется путем иноязыч слов: девайс(устройство).



Историзмы

Историзмы-слова кот не употребляются, и нет замены на новые. Напр: ямщик(тк нет нов замены), кофтан, Например: бестужевка – студентка высшего учебного заведения для женщин, учреждённого в Петербурге в 1878 г.; волосник – повязка на волосы, обвитая вокруг головы, которую надевали женщины под платок или под кокошник; чашник – «боярин, ведавший винными погребами и подносивший напитки к царскому столу».

Архаизмы

Это слова кот не употребляются но кот заменены на нов. Напр: очи – глаза, уста – губы, ведать - знать.Классификац устарев слов: 1) слова кот вышли из яз и не употреб в кач-ве производ слов и слов вообще.2) слова кот вышли но встреч в кач-ве производ сло: верби-веревка, мытарь-сборщик налогов.3) слова кот не употреб но входят в состав фразеолог.ед.Напр: большая шишка (шишка-восходит к речи бурлаков, шишкой наз самого сильн бурлака), гол как сокол (сокол-древ оружие, имеется в виду что голый не как сокол без перьев, а без оружия), не зги не видать (зга-колокольчик у лошади, те дуга на кот он висел и при тумане ее невидно), ни кола ни двора (околица(кол) – небольшой участок земли).

Эвфемизмы

слова (или выражения), которые в определённых ситуациях заменяют нежелательные, резкие, по мнению говорящего или пишущего, обозначения. Например: уйти из жизни вместо умереть, уклоняться от истины вместо лгать и т.п. Эвфемизмы используются в речевых или печатных текстах для замены слов, признанных грубыми. В основе явления эвфемизма лежат пережитки языковых «табу» (запретов произносить прямые наименования таких опасных предметов и явлений, как, например, богов, болезней или мертвецов, поскольку, может вызвать самое явление по стар мышлению) - таковы эвфемизмы типа: «нечистый» вместо «чёрт», «покойный», «почивший»;

Стилистич дифференциация лексики

Стили рус.яз : публитистич(только в ССР), научный, разговорный, технич (инструкции). По сфере употреб : диалектизмы (по территории, говор), соц.жаргон, профессионализмы(тк в словаре они наз не так). С точки зрения сферы употреб-я: Актив запас лексики-все слова общенарод потребления+слова слова огранич в своем использ(профессионализмы), жаргон-атрибут соц жизни, профессионализмы-атрибут профес.жизни. Пассив запас : устарев слова и неоогизмы.

Жаргонизмы

Жаргонная лексика – слова, которые отражают особенности речи людей, объединённых общей профессией, социальным положением, возрастом, интересами. Цель образования и употребления жаргонных слов – создание «своего» языка общения. Например, в речи студентов:, обща´га (общежитие), хвост (несданный зачёт или экзамен), пре´под (преподаватель),

Особенно много жаргонизмов появилось до революции в речи господствующих классов.В речи моряков напр: учеб самолет-божья коровка, низ фюзеляжа-брюхо. У моряков: капитан –кэп, дедом наз механика. Это профес жаргоны, кот употребтолько людьми одной профессии.

Диалектизмы

Диалектная лексика (говор) – слова, распространение которых ограничено той или иной территорией.Собственно лексическими диалектизмами называются слова, которые совпадают с общелитературными по значению, но отличаются своим звуковым комплексом. Они называют те же понятия, т.е. являются синонимами.Напр: голицы, шубенки (сев.) - варежки; баской (сев.) - красивый; векша (сев.) - белка; стёжка (южн.) - дорожка; гребовать (южн.) - брезгать, пренебрегать; балка (южн.) - овраг, гай (южн.) - лес и др.

Лексико-семантическими диалектизмами слова, совпадающие в написании, произношении с литературными, но отличающиеся от них своим значением. Напр: бодрый (южн., рязан.) - нарядный , красиво убранный и бодрый (лит.) - полный сил, козюля (южн., калуж., орлов., курск.) - змея и козюля (лит.) - дикая коза; пыж (волж.) - нос судна, самый перед его и пыж (лит.) - пучок пеньки, ткани, бумаги для забивки заряда.

Просторечие

Это еще одна разновидность нац русского яз. Не имеюьт прикрепленности к территории, это речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами рус лит яз. Просторечие сложилось в рез-те смешения разнодиалект речи в условиях города, куда переселялись люди из сельск районов. Со временем круг носителей просторечия сужается, благодаря средне образованию.Поэтому сущ две разновидности: старое, традицион просторечие, связан с диалектами и новое, питаемое соц и профес жаргонами.Напр в просторечие хар-но смягчение согласных напр: коньфеты, коньверт, чересь пять минут и тд., тверд произношение р в словах карызный, прынцесса., вставка j или /в/ между сосед гласными внутри слова напр: шпиён, пиянино, какаво и тд., вставка гласн внутрь сочетаний согласн : жизинь, рубель., полная форма прилагат или причастия в составе сказуемого : Я на это не согласная, ты мне нужный. Употребление сущ с уменшит ласка суффиксами : чайку не хотите, вам височки прямые или косые.

Табуированная лексика

Табуирование - ограничение или полный запрет словоупотребления, определяемый факторами: религиозные соображения, суеверия и предрассудки, цензурные и политические запреты, традиции. Так, у народов, находящихся на ранней стадии общественного развития (полинезийцы, австралийцы, зулусы, эскимосы и др.), табу слов возникает на почве мифологических верований. Подлежат запрету (табуированию) обозначение смерти, название болезней, имена богов и духов; часто табуируется название того животного, которое служит основным объектом охоты данного племени. Все это основано на наивном отожествлении этих «вещей» и слов, их называющих, что часто ведет к табуированию других созвучных слов или тех же слов в других значениях. Для замены табу слов нужны другие слова – эвфемизмы.

Типы фразеологич ед

Фразеологич ед(фразеологизм)- это семантическое(невыводимость слов) несвободное сочетание слов, кот воспроизводится в речи как нечто единое с точки зрения смыслового содержания и лексич состава. Типы: фразеологич сращения, фразеологич единства, фразеологич сочетания. Фразеологич сращения -неразложимые по смыслу фразеолог ед. Напр: бить баклуши (баклуши отдел. Не использ слово), попасть впросак (впросак отдел не использ), точить лясы. Фразеологич единства -фразеолог.ед., целостное значение кот мотивировано значениями их компонентов. Напр: тянуть лямку, зарыть талант в землю, высосать из пальца, водить за нос. Во фразеологическом единстве поглощается и теряется индивидуальный смысл слов-компонентов. Этому разряду фразеологии присуще семантическое единство, или семантическая целостность. При всем этом значение целого связано с пониманием “образного стержня фразы».Фразеологич сочетания -его элементы легко распадаются на отдел части и могут использ с др словами Напр: бровью не ведет-ухом не ведет, держаться на короткой ноге-держатся на ровной ноге, щекотливый вопрос-щекотливое дело.

mob_info