Слова где разделительный мягкий знак вторая буква. Правописание слов с разделительным ь. Постановка темы и задач урока

Слит-ное и раз-дель-ное про-из-но-ше-ние со-глас-но-го и глас-но-го

Нам уже из-вест-но, что мяг-кий знак - это по-ка-за-тель мяг-ко-сти со-глас-но-го звука. Кроме того, мяг-кий знак может быть раз-де-ли-тель-ным .

Чтобы по-нять лучше, рас-смот-рим при-мер. Про-чи-та-ем слова. Коля - колья .

Как зву-чит по-след-ний со-глас-ный звук в пер-вом слове?

Коля - звук [л"] зву-чит мягко. Его мяг-кость обо-зна-че-на бук-вой Я. Как про-из-но-сит-ся со-глас-ный и сле-ду-ю-щий за ним глас-ный?

ЛЯ - слит-но. Коля .

Коля несёт колья. Колья - это за-ост-рён-ные палки.

Слит-но или раз-дель-но про-из-но-сит-ся со-глас-ный со сле-ду-ю-щим глас-ным?

Колья - [кол"йа] - раз-дель-но. Раз-дель-ное про-из-но-ше-ние со-глас-но-го и глас-но-го на пись-ме по-ка-за-но с по-мо-щью мяг-ко-го знака.

Где пи-шет-ся раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак

Про-чи-та-ем слова и по-на-блю-да-ем, слит-но или раз-дель-но про-из-но-сят-ся со-глас-ный и глас-ный?

Семя - семья

перо - Пьеро

солю - солью

суди - судьи

полёт - по-льёт

Вывод: раз-де-ли-тель-ный Ь знак по-ка-зы-ва-ет, что со-глас-ный и глас-ный нужно про-из-но-сить раз-дель-но.

Рис. 2. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)

Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак пи-шет-ся после со-глас-ных, перед глас-ны-ми Е, Ё, Ю, Я, И.

Рис. 3. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)

Итак, мы узна-ли, что раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак по-ка-зы-ва-ет, что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся раз-дель-но. Пи-шет-ся он после со-глас-но-го перед глас-ны-ми Е, Ё, Ю, Я, И.

Тран-скрип-ция слов с раз-де-ли-тель-ным мяг-ким зна-ком

Вспом-ним, что про-ис-хо-дит с бук-ва-ми Е, Ё, Ю, Я, И, когда они стоят после Ь знака.

Рис. 4. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)

Вы-пол-ним тран-скрип-цию слов. По-счи-та-ем ко-ли-че-ство букв и зву-ков.

Му-равьи, пью.

В слове му-равьи по-ка-зы-ва-ем мяг-кость со-глас-но-го звука [в"], мяг-кий знак в тран-скрип-ции не пи-шет-ся, буква И - при про-из-но-ше-нии дало 2 звука [йи]. [мурав"йи] - 7 букв, 7 зву-ков. В слове пью по-ка-зы-ва-ем мяг-кость со-глас-но-го [п"], буква Ю в тран-скрип-ции обо-зна-ет-ся как [й"у]. [п"й"у] - 3 буквы, 3 звука.

Де-ла-ем вывод: Е, Ё, Ю, Я, И после раз-де-ли-тель-но-го мяг-ко-го знака дают 2 звука.

Рис. 5. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)

За-да-ния для за-креп-ле-ния

За-кре-пим по-лу-чен-ные зна-ния.

Рас-пре-де-лим слова в два стол-би-ка: в пер-вый, где Ь - по-ка-за-тель мяг-ко-сти со-глас-но-го, во вто-рой - раз-де-ли-тель-ный.

Сло-варь, питьё, день-ки, лось, пень, шью, Ольга, вьюга, бра-тья, семья.

В пер-вый стол-бик по-па-ли слова: сло-варь, день-ки, лось, пень, Ольга.

Во вто-рой стол-бик по-па-ли слова: питьё, шью, вьюга, бра-тья, семья.

До-пи-шем пред-ло-же-ния, ис-поль-зуя слова с раз-де-ли-тель-ным мяг-ким зна-ком.

Сова охо-тит-ся ……

Орёл взмах-нул ……

Ху-дож-ник ри-су-ет ……

Тело птицы по-кры-то ……

Охот-ник за-ря-дил ……

Про-ве-рим, что по-лу-чи-лось.

Сова охо-тит-ся ночью.

Орёл взмах-нул кры-лья-ми.

Ху-дож-ник ри-су-ет ки-стью.

Тело птицы по-кры-то пе-рья-ми.

Охот-ник за-ря-дил ружьё.

Из-ме-ним со-че-та-ния слов по об-раз-цу:

Шубка зайца - за-ячья шубка

Пасть волка -

Гнез-до во-ро-ны -

Бер-ло-га мед-ве-дя -

Рога ко-ро-вы -

Шерсть овцы -

Про-ве-рим.

Вол-чья пасть, во-ро-нье гнез-до, мед-ве-жья бер-ло-га, ко-ро-вьи рога, ове-чья шерсть.

Об-ра-зу-ем от имён фа-ми-лии с раз-де-ли-тель-ным мяг-ким зна-ком.

Гри-го-рий, Юрий, Ва-си-лий, Игнат, Афа-на-сий.

Про-ве-рим.

Гри-го-рьев, Юрьев, Ва-си-льев, Иг-на-тьев, Афа-на-сьев.

Вста-вим, где необ-хо-ди-мо Ь знак. Опре-де-лим, какую роль он иг-ра-ет.

Дар...я, земл...я, счаст...е, вороб...и, плат…е, друз…..я, реб...та, стул...я, руч….и, шить...е, песн…я, раз-дол...е, семь...я, нян...я, весел...е.

Про-ве-рим.

В сло-вах земля, ре-бя-та, песня, няня мяг-кий знак не нужен, по-то-му что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся слит-но.

В сло-вах Дарья, сча-стье, во-ро-бьи, пла-тье, дру-зья, сту-лья, ручьи, шитьё, раз-до-лье, семья, ве-се-лье вста-ви-ли раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак, по-то-му что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся раз-дель-но.

На этом уроке мы узна-ли, что мяг-ких знак вы-пол-ня-ет ещё одну роль - он по-ка-зы-ва-ет, что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся раз-дель-но. Имен-но по-это-му, буква по-лу-чи-ла своё на-зва-ние раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак .

На сле-ду-ю-щем уроке мы узна-ем, что такое части речи, что изу-ча-ет наука мор-фо-ло-гия. На-учим-ся пра-виль-но ста-вить во-про-сы к сло-вам для опре-де-ле-ния ча-стей речи.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/pismo-orfografiya/pravopisanie-slov-s-razdelitelnym?seconds=0

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьёт, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьёт, альбом, мельница, пень.

II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.

III. Только, учитель, тетрадь, чья, чьё, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить, петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.

1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятёрку. 9, Я больно ударился о дверь. 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1: Прослушать предложения. Записать и прочитать слова с мягким

знаком (ь) в середине.

1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолёта. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привёз Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жильё. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.

2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.

Пришёл июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Открываем календарь -

Начинается январь.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Сенокос идёт в июле,

Где-то гром ворчит порой.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла.

Собираем в августе

Урожай плодов.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

(С. Маршак)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.

Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Целый день шёл снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.

ЛЕТО В АЛЬБОМЕ

Сейчас осень. А в моём альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нём нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и жёлтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!

ЗИМНИЙ ПРУД

Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.

СОСУЛЬКА

Вот и весенние деньки. Наденька надела тёплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились чёрненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!

Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жильё. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчёлы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.

На этом уроке мы узнаем, почему мягкий знак называют разделительным и как пишутся слова с разделительным мягким знаком . Выполним множество интересных заданий .

Слитное и раздельное произношение согласного и гласного

Нам уже известно, что мягкий знак - это показатель мягкости согласного звука. Кроме того, мягкий знак может быть разделительным .

Рис. 1. Мягкий знак ()

Чтобы понять лучше, рассмотрим пример. Прочитаем слова. Коля - колья .

Как звучит последний согласный звук в первом слове?

Коля - звук [л"] звучит мягко. Его мягкость обозначена буквой Я. Как произносится согласный и следующий за ним гласный?

ЛЯ - слитно. Коля .

Коля несёт колья. Колья - это заострённые палки.

Слитно или раздельно произносится согласный со следующим гласным?

Колья - [кол"йа] - раздельно. Раздельное произношение согласного и гласного на письме показано с помощью мягкого знака.

Где пишется разделительный мягкий знак

Прочитаем слова и понаблюдаем, слитно или раздельно произносятся согласный и гласный?

Семя - семья

перо - Пьеро

солю - солью

суди - судьи

полёт - польёт

Вывод: разделительный Ь знак показывает, что согласный и гласный нужно произносить раздельно.

Рис. 2. Разделительный мягкий знак ()

Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Рис. 3. Разделительный мягкий знак ()

Итак, мы узнали, что разделительный мягкий знак показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно. Пишется он после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Транскрипция слов с разделительным мягким знаком

Вспомним, что происходит с буквами Е, Ё, Ю, Я, И, когда они стоят после Ь знака.

Рис. 4. Разделительный мягкий знак ()

Выполним транскрипцию слов. Посчитаем количество букв и звуков.

Муравьи, пью.

В слове муравьи показываем мягкость согласного звука [в"], мягкий знак в транскрипции не пишется, буква И - при произношении дала звук [и]. [мурав"и] - 7 букв, 6 звуков. В слове пью показываем мягкость согласного [п"], буква Ю в транскрипции обознается как [й"у]. [п"й"у] - 3 буквы, 3 звука.

Делаем вывод: Е, Ё, Ю, Я, И после разделительного мягкого знака дают 2 звука.

Рис. 5. Разделительный мягкий знак ()

Задания для закрепления

Закрепим полученные знания.

Распределим слова в два столбика: в первый, где Ь - показатель мягкости согласного, во второй - разделительный.

Словарь, питьё, деньки, лось, пень, шью, Ольга, вьюга, братья, семья.

Проверим, что получилось.

В первый столбик попали слова: словарь, деньки, лось, пень, Ольга.

Во второй столбик попали слова: питьё, шью, вьюга, братья, семья.

Допишем предложения, используя слова с разделительным мягким знаком.

Сова охотится ……

Орёл взмахнул ……

Художник рисует ……

Тело птицы покрыто ……

Охотник зарядил ……

Проверим, что получилось.

Сова охотится ночью.

Орёл взмахнул крыльями.

Художник рисует кистью.

Тело птицы покрыто перьями.

Охотник зарядил ружьё.

Изменим сочетания слов по образцу:

Шубка зайца - заячья шубка

Пасть волка -

Гнездо вороны -

Берлога медведя -

Рога коровы -

Шерсть овцы -

Проверим.

Волчья пасть, воронье гнездо, медвежья берлога, коровьи рога, овечья шерсть.

Образуем от имён фамилии с разделительным мягким знаком.

Григорий, Юрий, Василий, Игнат, Афанасий.

Проверим.

Григорьев, Юрьев, Васильев, Игнатьев, Афанасьев.

Вставим, где необходимо Ь знак. Определим, какую роль он играет.

Дар...я, земл...я, счаст...е, вороб...и, плат…е, друз…..я, реб...та, стул...я, руч….и, шить...е, песн…я, раздол...е, семь...я, нян...я, весел...е.

Проверим.

В словах земля, ребята, песня, няня мягкий знак не нужен, потому что согласный и гласный произносятся слитно.

В словах Дарья, счастье, воробьи, платье, друзья, стулья, ручьи, шитьё, раздолье, семья, веселье вставили разделительный мягкий знак, потому что согласный и гласный произносятся раздельно.

На этом уроке мы узнали, что мягких знак выполняет ещё одну роль - он показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно. Именно поэтому, буква получила своё название разделительный мягкий знак .

На следующем уроке мы узнаем, что такое части речи, что изучает наука морфология. Научимся правильно ставить вопросы к словам для определения частей речи.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ( .
  2. Открытый класс ().
  3. Nsportal.ru ().
  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 198, 199 С. 131.
  2. Запиши слова, обозначающие предметы во множественном числе: стул, кол, друг, дерево, колос, перо, крыло.
  3. * Используя полученные на уроке знания, придумай сказку о разделительном мягком знаке.

Состав слова. Правописание

Написание слов с разделительным мягким знаком (ь)

Жилье, белье, воронье, веселье, варенье, раздолье, гостья, обезьяна, кушанье, ученье, певунья, шалунья, семья, ружье, платье, листья, гроздья, соловьи, перья, сучья, прутья, муравьи, хлопья, деревья, крылья, воробьи, колосья, братья, стулья, волчьи, заячьи, птичьи, лисьи, пьют, льют.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Записать предложения. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком (ь).

1. Работники отдыхают под тенью старого дуба. 2. Здоровье человека – его главное богатство. 3. Свинья ищет желуди под дубом. 4. Борись с грязью и пылью. 5. На ветру сохнет белье.

6. Мороз расписал окно белыми перьями. 7. В углу стоит старое ружье. 8. Шалунья обезьянка прыгает по веткам. 9. Попугай чистит перья.

1. Третью неделю очень холодно. 2. Сорочьи стаи кружат над парком. 3. Мальчик бьет в барабан. 4. Осенью льют дожди. 5. На летнем лугу раздолье. 6. Тело собаки покрыто густой шерстью. 7. От реки тянет

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать слова с разделительным мягким знаком (ь).

ПОСЛОВИЦЫ

І. Тяжело в ученье – легко в бою. 2. Счастье не в воздухе вьется, а руками достается. 3. Красна птица перьями, а человек ученьем. 4. Отольются волку овечьи слезы. 5. Всякий кузнец своего счастья.

ЧТО ЕДЯТ ЗВЕРИ

У каждого животного есть любимые кушанья. Верблюд питается верблюжьей колючкой. Возле лисьей норы можно увидеть перья птички. Волк тоже хищник. Волчьи следы всегда приведут к другому животному. Медвежье лакомство – сладкие коренья. Любит мишка и медку из улья попробовать. Любимая заячья еда – морковка. А мой пес Демьян любит полакомиться костью. 52 слова.

2. Выписать сначала слова с разделительным мягким знаком (ь), а потом слова, в которых мягкий знак (ь) указывает на мягкость предыдущего согласного.

УЧИСЬ ТРУДИТЬСЯ

В каждое дело нужно вложить большой труд. Ничего не делается по щучьему веленью, по твоему хотенью. Помнишь сказку про Емелю? Привыкай с детства трудиться. Помогай старшим.

Не ленись учиться. И ты всего в жизни добьешься. Терпенье и труд все перетрут!

ЛЕТОМ В САДУ

Ветви фруктовых деревьев гнутся от тяжести спелых плодов. Пришла пора варить варенье. Надо спешить. Воробьиные и сорочьи стаи тоже хотят полакомиться сладкой вишенкой. С раннего утра слышно хлопанье их крыльев. А то вдруг набежит ненастье. Польет дождик, поплывут в ручьи ягодки малины и смородины. Скоро все соберутся у мамы на кухне. Будем пробовать варенье. Вот будет веселье!

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком (ь).

Вот и пришло лето. Через окно деревенского домика видно зеленое раздолье. По дороге рядом с лошадью черной тенью бежит жеребенок. Дорога покрыта пылью. Белой кистью небесный художник раскидал по небу перья облаков. Скоро польет дождик. Он оденет траву и деревья в изумрудное платье. Напьются воды луговые травы. Встанет над степью радуга. А высоко в небе будут носиться по небу птичьи стаи.

НОВОСЕЛЬЕ

Мой лучший друг – Сережа. Наши родители тоже дружат. Мы часто ходим друг к другу в гости. Семья Сережи получила новое жилье. И Сережа будет учиться в другой школе. С грустью я думаю об этом. Но мы все равно будем встречаться. Сережа пригласил нас на новоселье. Наши семьи опять соберутся в воскресенье.

Мой любимый завтрак – кукурузные хлопья. Они очень полезны для здоровья. Их можно очень быстро приготовить. Я налью в них молока и добавлю фруктов и меда. А можно положить и варенье. И не надо звать на помощь маму. Она сейчас пьет чай. Я теперь сам готовлю себе завтрак. Приготовлю тарелочку и для сестры. Она тоже любит хлопья.




Схожі записи:

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом...

    ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА § 62. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО 375. I. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. В какой части текста она выражена?...

    Урок 12. ТИПЫ ТЕКСТОВ Учимся различать типы текстов и их особенности 67. Прочитай отрывок из стихотворения. Каким настроением он проникнут? Осень тихо плачет за окошком,...

    Урок 35 Буква ъ Учимся правильно произносить и писать слова с ъ 249. Почитай вслед за учителем стихотворение-шутку. Правильно выговаривай звуки в выделенных словах. Мягкий...

    Урок 18 Сочетания же, ше, це Учимся правильно произносить и писать слова с буквосочетаниями же, ше, це 132. Прочитай пословицу вслед за учителем. Сравни произношение...

    Урок 40. ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА Учимся пересказывать текст с дополнительным творческим заданием 242. Прочитай и выучи скороговорку. Постарайся как можно быстрее ее проговорить....

    4 класс Части речи Имя прилагательное Творительный падеж имен прилагательных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным. Над ночным городом,...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1 1. Из чего состоит текст? На какие части делится текст? Что такое предложение? С какой буквы пишется первое...

    Урок 16. ИЗЛОЖЕНИЕ Совершенствуем умение писать изложение 94. Прочитай стихотворение. О чем оно? Чтоб составить пересказ, Есть один совет для вас. Вы обдумайте рассказ, Не...

    60. Пословицы и поговорки (Прислів’я та приказки).Говорим: составляем высказывание по пословице. Читаем: составляем вопросы по тексту, отвечаем на них 474. Прочитайте. О чем этот текст?...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §25 Степени сравнения качественных прилагательных и их образование 229 1. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (См. с. 94). Почему только этот...

    20. Читаем: делим текст на части по содержанию. Учимся задавать вопросы по тексту. Пишем: составляем ответы на вопросы по тексту 161. Прочитайте молча. Какие вопросы...

    64. Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему 499. Послушайте текст, который прочитает учитель. Определите...

    4. ТЕКСТ ДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА НА АБЗАЦЫ 11 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Я иду по родному городу. Как же я люблю Москву! Мне даже...

    50. Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное 400. Проверьте свои умения по пройденным темам: умеете ли вы использовать разные средства для...

    Урок 50 Сопоставляем высказывание с планом Учимся слушать высказывания с опорой на план 352. Послушай внимательно загадки и отгадай их. 1. Он зимою спит в...

    МОРФОЛОГИЯ МЕСТОИМЕНИЕ §40 Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения 369 1. Назовите вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Названные вами вопросы...

    Урок 64. СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Развиваем умение высказывать собственное мнение по поводу прослушанного текста 405. Послушай стихотворение. Перескажи его, выразив свое...

    ОТГАДКИ К ЗАГАДКАМ, ШАРАДАМ, РЕБУСАМ С. 21 – гость, знал. С. 32 – сумка. С. 43 – буквы. С. 48 – игрушки. С. 54 –...

    4 класс Части речи Имя существительное Именительный и винительный падежи имен существительных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ Записать предложения. Поставить вопросы к существительным. Подчеркнуть существительные в именительном падеже....

    Урок 51 Устный пересказ текста Учимся устно подробно пересказывать текст 359. Прочитай. О чем это стихотворение? Мы гостям хорошим рады, Всем есть место за столом!...

    Урок 19 Сочетания жи, ши Учимся произносить и писать слова с буквосочетаниями жи, ши 138. Прочитай русские и украинские пословицы. О чем они? 1. Век...

    СЛОВО УРОКИ 64 – 66 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ 327 Прочитай. Как ты думаешь, слово и предмет – это одно и то же или нет? Всему...

    3. ЗВУКИ И БУКВЫ ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БУКВАМИ е, е, ю, я 30 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Стол имелся в каждой русской избе....

    4 класс Части речи Имя числительное ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать сочетания числительных с существительными. ГЛУПЫЕ БРАТЬЯ Жили были пять глупых братьев, пятнадцати, шестнадцати, семнадцати, восемнадцати...

    МОРФОЛОГИЯ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ §59 Заметка в газете (рассуждение о поступках людей) 470 Прочитайте теоретический материал о заметке. В чем состоит особенность этого жанра?...

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Расскажи по схеме, что ты знаешь о строении текста. 2. Что такое абзац? Что такое предложение? Из...

    ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ УЧИМСЯ ДОБРОТЕ ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан. К Полкану подбежал маленький...

    2. ЯЗЫКИ РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ 14 1. Прочитай тексты-диалоги1. Какие вопросы в них задаются?...

    5. Читаем молча: находим в тексте ключевые слова. Говорим: составляем высказывание на заданную тему 37. Прочитайте, объясните данный пример. Вы уже знаете, что в тексте...

    55. Сложное предложение (продолжение). Читаем молча: составляем вопросы к тексту. Говорим: составляем высказывание по опорным словам 439. Прочитайте текст. Расскажите, какие русские игрушки известны с...

    4 класс Части речи Имя существительное Предложный падеж имен существительных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать сочетания слов. Подчеркнуть предлоги. На каникулах, об отдыхе, в...

    ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ УРОКИ 28 – 30 ПРОИЗНОШЕНИЕ И НАПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ 152 Прочитай. Книга, утка, рама, кошка, мышка [и] [у]... Урок 58. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ХРАНИТЕЛЬНИЦА МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Узнаем о художественной литературе кик хранительнице моральных (нравственных1) ценностей 372. Прочитай. Как ты понимаешь эти пословицы? 1....

    68. Читаем выразительно, анализируем звучание стихотворения. Читаем: делим текст на части по содержанию 524. Прочитайте текст, выполните задание. Для того чтобы по-настоящему понимать стихи, чтобы...

38. Запишите слова, заменяя в них звуковые обозначения слогов буквенными.

сыно[в’й’á] сыновь я [в’й’ý]га вь юга
воро[б’й’и́] воробь и ру[жй’ó] ружь ё
пи[с’мó] письмо тю[л’э́н’] тюлень

  • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

Упражнение 39, с. 19

39. Прочитайте. Помогите Муравьишке собрать слова из слогов. Запишите слова.

Перья , жильё , братья , ручьи , бельё , крылья , стулья , копьё , друзья , скамья , колья , комья , семья , копья , хлопья , прутья .

  • Подчеркните в словах разделительный мягкий знак (ь) и буквы, перед которыми он написан.

Упражнение 40, с. 20

40. Прочитайте. Помогите коту и собаке собрать "свои" слова.

→ коньки → пальцы → льдина →пельмени → больше → пальто

→ муравьи → друзья → обезьяна → свинья → печенье → счастье

  • Запишите слова каждой группы, разделяя их чёрточками для переноса. Подчеркните разделительный мягкий знак.

Конь-ки, паль-цы, льди-на, пель-ме-ни, боль-ше, паль-то.
Мура-вь и, дру-зь я, обе-зь я-на, сви-нь я, пе-че-нь е, счас-ть е.

Упражнение 41, с. 20

41. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

1. Целый день сегодня шь ю. Я одела всю семь ю.
2. Вызывает удивлень е прилежание тюлень е: целый день лежит тюлень , и лежать ему не лень .
3. Лягушачь я песенка ль ётся из пруда. Лягушонка слушают листь я и трава.

  • Подчеркните одной чертой мягкий знак - показатель мягкости предшествующего согласного звука, двумя чертами разделительный мягкий знак.

Упражнение 42, с. 21

42. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Храбрый всадник

Сабля бь ётся на бо ку ,
Щит есть и ко пь ё .
Всаднику такому
Славное жи ть ё !
- Дайте нам доро гу !
Бе ре гись ! - кри чу . -
Я быстрее птицы
На ко не ска чу .

Д. Минаев

  • Подчеркните в выделенных словах орфограммы на изученные правила.
  • Подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.

Разделительный мягкий знак: бь ётся, копь ё, жить ё.
Безударный гласный в корне: (на) бо кý (бок), ко пьё (кóпья), бе ре ги́сь (бéрежно, берéчься), кри чý (крик), (на) ко не (конь), ска чý (скáчет).
Доро гу (сочетание -оро-)
Жи тьё (жи-ши пиши с и).

Упражнение 43, с. 21

43. Прочитайте. Впишите в слова пропущенные слоги с разделительным мягким знаком.

Ли́сьи следы́. Олéньи рогá. Мали́новое варéнье . Овсянóе печéнье . Корóвье молокó. Ворóнье гнездó. Смешнáя обезья́ на.

  • Обозначьте в словах ударение.

Упражнение 44, с. 22

44. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие изученные орфограммы.

Дружба

Мура вь ишка занемог -
И бе дняж ка сразу слёг .
Жук пришёл его проведать :
- Друг , по ра бы поо бедать !
Мо ло чко па рное пей!
Выздо равливай ско рей!

В. Нестеренко

  • Озаглавьте стихотворение.

Упражнение 45, с. 22

45. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

mob_info