Как сделать химическое уравнение. Составление и решение химических уравнений. Составление бинарных формул по валентности

Достаточно часто школьникам и студентам приходится составлять т. н. ионные уравнения реакций. В частности, именно этой теме посвящена задача 31, предлагаемая на ЕГЭ по химии. В данной статье мы подробно обсудим алгоритм написания кратких и полных ионных уравнений, разберем много примеров разного уровня сложности.

Зачем нужны ионные уравнения

Напомню, что при растворении многих веществ в воде (и не только в воде!) происходит процесс диссоциации - вещества распадаются на ионы. Например, молекулы HCl в водной среде диссоциируют на катионы водорода (H + , точнее, H 3 O +) и анионы хлора (Cl -). Бромид натрия (NaBr) находится в водном растворе не в виде молекул, а в виде гидратированных ионов Na + и Br - (кстати, в твердом бромиде натрия тоже присутствуют ионы).

Записывая "обычные" (молекулярные) уравнения, мы не учитываем, что в реакцию вступают не молекулы, а ионы. Вот, например, как выглядит уравнение реакции между соляной кислотой и гидроксидом натрия:

HCl + NaOH = NaCl + H 2 O. (1)

Разумеется, эта схема не совсем верно описывает процесс. Как мы уже сказали, в водном растворе практически нет молекул HCl, а есть ионы H + и Cl - . Так же обстоят дела и с NaOH. Правильнее было бы записать следующее:

H + + Cl - + Na + + OH - = Na + + Cl - + H 2 O. (2)

Это и есть полное ионное уравнение . Вместо "виртуальных" молекул мы видим частицы, которые реально присутствуют в растворе (катионы и анионы). Не будем пока останавливаться на вопросе, почему H 2 O мы записали в молекулярной форме. Чуть позже это будет объяснено. Как видите, нет ничего сложного: мы заменили молекулы ионами, которые образуются при их диссоциации.

Впрочем, даже полное ионное уравнение не является безупречным. Действительно, присмотритесь повнимательнее: и в левой, и в правой частях уравнения (2) присутствуют одинаковые частицы - катионы Na + и анионы Cl - . В процессе реакции эти ионы не изменяются. Зачем тогда они вообще нужны? Уберем их и получим краткое ионное уравнение:

H + + OH - = H 2 O. (3)

Как видите, все сводится к взаимодействию ионов H + и OH - c образованием воды (реакция нейтрализации).

Все, полное и краткое ионные уравнения записаны. Если бы мы решали задачу 31 на ЕГЭ по химии, то получили бы за нее максимальную оценку - 2 балла.


Итак, еще раз о терминологии:

  • HCl + NaOH = NaCl + H 2 O - молекулярное уравнение ("обычное" уравнения, схематично отражающее суть реакции);
  • H + + Cl - + Na + + OH - = Na + + Cl - + H 2 O - полное ионное уравнение (видны реальные частицы, находящиеся в растворе);
  • H + + OH - = H 2 O - краткое ионное уравнение (мы убрали весь "мусор" - частицы, которые не участвуют в процессе).

Алгоритм написания ионных уравнений

  1. Составляем молекулярное уравнение реакции.
  2. Все частицы, диссоциирующие в растворе в ощутимой степени, записываем в виде ионов; вещества, не склонные к диссоциации, оставляем "в виде молекул".
  3. Убираем из двух частей уравнения т. н. ионы-наблюдатели, т. е. частицы, которые не участвуют в процессе.
  4. Проверяем коэффициенты и получаем окончательный ответ - краткое ионное уравнение.

Пример 1 . Составьте полное и краткое ионные уравнения, описывающие взаимодействие водных растворов хлорида бария и сульфата натрия.

Решение . Будем действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Составим сначала молекулярное уравнение. Хлорид бария и сульфат натрия - это две соли. Заглянем в раздел справочника "Свойства неорганических соединений" . Видим, что соли могут взаимодействовать друг с другом, если в ходе реакции образуется осадок. Проверим:

Упражнение 2 . Дополните уравнения следующих реакций:

  1. KOH + H 2 SO 4 =
  2. H 3 PO 4 + Na 2 O=
  3. Ba(OH) 2 + CO 2 =
  4. NaOH + CuBr 2 =
  5. K 2 S + Hg(NO 3) 2 =
  6. Zn + FeCl 2 =

Упражнение 3 . Напишите молекулярные уравнения реакций (в водном растворе) между: а) карбонатом натрия и азотной кислотой, б) хлоридом никеля (II) и гидроксидом натрия, в) ортофосфорной кислотой и гидроксидом кальция, г) нитратом серебра и хлоридом калия, д) оксидом фосфора (V) и гидроксидом калия.

Искренне надеюсь, что у вас не возникло проблем с выполнением этих трех заданий. Если это не так, необходимо вернуться к теме "Химические свойства основных классов неорганических соединений".

Как превратить молекулярное уравнение в полное ионное уравнение

Начинается самое интересное. Мы должны понять, какие вещества следует записывать в виде ионов, а какие - оставить в "молекулярной форме". Придется запомнить следующее.

В виде ионов записывают:

  • растворимые соли (подчеркиваю, только соли хорошо растворимые в воде);
  • щелочи (напомню, что щелочами называют растворимые в воде основания, но не NH 4 OH);
  • сильные кислоты (H 2 SO 4 , HNO 3 , HCl, HBr, HI, HClO 4 , HClO 3 , H 2 SeO 4 , ...).

Как видите, запомнить этот список совсем несложно: в него входят сильные кислоты и основания и все растворимые соли. Кстати, особо бдительным юным химикам, которых может возмутить тот факт, что сильные электролиты (нерастворимые соли) не вошли в этот перечень, могу сообщить следующее: НЕвключение нерастворимых солей в данный список вовсе не отвергает того, что они являются сильными электролитами.

Все остальные вещества должны присутствовать в ионных уравнениях в виде молекул. Тем требовательным читателям, которых не устраивает расплывчатый термин "все остальные вещества", и которые, следуя примеру героя известного фильма, требуют "огласить полный список" даю следующую информацию.

В виде молекул записывают:

  • все нерастворимые соли;
  • все слабые основания (включая нерастворимые гидроксиды, NH 4 OH и сходные с ним вещества);
  • все слабые кислоты (H 2 СO 3 , HNO 2 , H 2 S, H 2 SiO 3 , HCN, HClO, практически все органические кислоты...);
  • вообще, все слабые электролиты (включая воду!!!);
  • оксиды (всех типов);
  • все газообразные соединения (в частности, H 2 , CO 2 , SO 2 , H 2 S, CO);
  • простые вещества (металлы и неметаллы);
  • практически все органические соединения (исключение - растворимые в воде соли органических кислот).

Уф-ф, кажется, я ничего не забыл! Хотя проще, по-моему, все же запомнить список N 1. Из принципиально важного в списке N 2 еще раз отмечу воду.


Давайте тренироваться!

Пример 2 . Составьте полное ионное уравнение, описывающие взаимодействие гидроксида меди (II) и соляной кислоты.

Решение . Начнем, естественно, с молекулярного уравнения. Гидроксид меди (II) - нерастворимое основание. Все нерастворимые основания реагируют с сильными кислотами с образованием соли и воды:

Cu(OH) 2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H 2 O.

А теперь выясняем, какие вещества записывать в виде ионов, а какие - в виде молекул. Нам помогут приведенные выше списки. Гидроксид меди (II) - нерастворимое основание (см. таблицу растворимости), слабый электролит. Нерастворимые основания записывают в молекулярной форме. HCl - сильная кислота, в растворе практически полностью диссоциирует на ионы. CuCl 2 - растворимая соль. Записываем в ионной форме. Вода - только в виде молекул! Получаем полное ионное уравнение:

Сu(OH) 2 + 2H + + 2Cl - = Cu 2+ + 2Cl - + 2H 2 O.

Пример 3 . Составьте полное ионное уравнение реакции диоксида углерода с водным раствором NaOH.

Решение . Диоксид углерода - типичный кислотный оксид, NaOH - щелочь. При взаимодействии кислотных оксидов с водными растворами щелочей образуются соль и вода. Составляем молекулярное уравнение реакции (не забывайте, кстати, о коэффициентах):

CO 2 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O.

CO 2 - оксид, газообразное соединение; сохраняем молекулярную форму. NaOH - сильное основание (щелочь); записываем в виде ионов. Na 2 CO 3 - растворимая соль; пишем в виде ионов. Вода - слабый электролит, практически не диссоциирует; оставляем в молекулярной форме. Получаем следующее:

СO 2 + 2Na + + 2OH - = Na 2+ + CO 3 2- + H 2 O.

Пример 4 . Сульфид натрия в водном растворе реагирует с хлоридом цинка с образованием осадка. Составьте полное ионное уравнение данной реакции.

Решение . Сульфид натрия и хлорид цинка - это соли. При взаимодействии этих солей выпадает осадок сульфида цинка:

Na 2 S + ZnCl 2 = ZnS↓ + 2NaCl.

Я сразу запишу полное ионное уравнение, а вы самостоятельно проанализируете его:

2Na + + S 2- + Zn 2+ + 2Cl - = ZnS↓ + 2Na + + 2Cl - .

Предлагаю вам несколько заданий для самостоятельной работы и небольшой тест.

Упражнение 4 . Составьте молекулярные и полные ионные уравнения следующих реакций:

  1. NaOH + HNO 3 =
  2. H 2 SO 4 + MgO =
  3. Ca(NO 3) 2 + Na 3 PO 4 =
  4. CoBr 2 + Ca(OH) 2 =

Упражнение 5 . Напишите полные ионные уравнения, описывающие взаимодействие: а) оксида азота (V) с водным раствором гидроксида бария, б) раствора гидроксида цезия с иодоводородной кислотой, в) водных растворов сульфата меди и сульфида калия, г) гидроксида кальция и водного раствора нитрата железа (III).

Реакции между разного рода химическими веществами и элементами являются одним из главных предметов изучения в химии. Чтобы понять, как составить уравнение реакции и использовать их в своих целях необходимо достаточно глубокое понимание всех закономерностей при взаимодействии веществ, а также процессов с химическими реакциями.

Составление уравнений

Одним из способов выражения химической реакции является – химическое уравнение. В нем записывается формула исходного вещества и продукта, коэффициенты, которые показывают, какое количество молекул имеет каждое вещество. Все известные химические реакции разделяются на четыре типа: замещение, соединение, обмен и разложение. Среди них выделяют: окислительно-восстановительные, экзогенные, ионные, обратимые, необратимые и т.д.

Подробнее о том, как составлять уравнения химических реакций:

  1. Необходимо определить, название веществ, взаимодействующих между собой в реакции. Пишем их в левой части нашего уравнения. В качестве примера рассмотрим химическую реакцию, которая образовалась между серной кислотой и алюминием. Реагенты располагаем слева: H2SO4+Al. Далее пишем знак «равно». В химии вы можете повстречать знак «стрелочка», которая указывает вправо, или же направленные противоположно две стрелки, они означают «обратимость». Результат взаимодействия металла и кислоты – соль и водород. Полученные после реакции продукты запиши после знака «равно», то есть справа. H2SO4+Al= H2+ Al2(SO4)3. Итак, у нас видна схема реакции.
  2. Для составления химического уравнения обязательно нужно найти коэффициенты. Вернемся к предыдущей схеме. Посмотрим на левую ее часть. В составе серной кислоты содержатся атомы водорода, кислорода и серы, в примерном соотношении 2:4:1. В правой части – 3 атома серы и 12 атомов кислорода в соли. Два атома водорода содержится в молекуле газа. В левой части соотношение этих элементов составляет2:3:12
  3. Для уравнивания количества атомов кислорода и серы, которые в составе сульфата алюминия (III), необходимо поставить перед кислотой в левую часть уравнения коэффициент 3. Теперь у нас в левой части имеется 6 атомов водорода. Для того чтобы сравнять количество элементов водорода, нужно поставить 3 перед водородом в правой части уравнения.
  4. Теперь осталось лишь уравнять количество алюминия. Поскольку в состав соли входит два атома металла, то в левой части перед алюминием выставляем коэффициент 2. В итоге, мы получим уравнение реакции этой схемы: 2Al+3H2SO4=Al2(SO4)3+3H2

Поняв основные принципы как составить уравнение реакции химических веществ, в дальнейшем не вызовет особого труда записать любую, даже самую экзотическую, с точки зрения химии, реакцию.

Основным предметом постижения в химии являются реакции между разными химическими элементами и веществами. Большое осознавание обоснованностей взаимодействия веществ и процессов в химических реакциях дает вероятность руководить ими и применять в своих целях. Химическое уравнение – это метод выражения химической реакции, в котором записаны формулы начальных веществ и продуктов, показатели, показывающие число молекул всякого вещества. Химические реакции делятся на реакции соединения, замещения, разложения и обмена. Также среди них дозволено выделить окислительно-восстановительные, ионные, обратимые и необратимые, экзогенные и т.п.

Инструкция

1. Определите какие вещества взаимодействуют друг с ином в вашей реакции. Запишите их в левой части уравнения. Для примера, разглядите химическую реакцию между алюминием и серной кислотой. Расположите реагенты слева: Al+H2SO4Далее ставьте знак «равно», как и в математическом уравнении. В химии вы можете встретить стрелку, указывающую направо, либо же две противоположно направленные стрелки, «знак обратимости».В итоге взаимодействия металла с кислотой образуются соль и водород. Продукты реакции запишите позже знака равенства, справа.Al+H2SO4=Al2(SO4)3+H2Получилась схема реакции.

2. Дабы составить химическое уравнение, вам нужно обнаружить показатели. В левой части ранее полученной схемы в состав серной кислоты входят атомы водорода, серы и кислорода в соотношении 2:1:4, в правой части содержится 3 атома серы и 12 атомов кислорода в составе соли и 2 атома водорода в молекуле газа Н2. В левой части отношение этих 3 элементов равно 2:3:12.

3. Дабы уравнять число атомов серы и кислорода в составе сульфата алюминия(III), поставьте в левой части уравнения перед кислотой показатель 3. Сейчас в левой части шесть атомов водорода. Дабы уравнять число элементов водорода, поставьте показатель 3 перед ним в правой части. Сейчас соотношение атомов в обоих частях равно 2:1:6.

4. Осталось уравнять число алюминия. Потому что в составе соли содержится два атома металла, поставьте показатель 2 перед алюминием в левой части схемы.В итоге вы получите уравнение реакции данной схемы.2Al+3H2SO4=Al2(SO4)3+3H2

Реакцией именуется перевоплощение одних химических веществ в другие. А формула их записи с подмогой особых символов и есть уравнение этой реакции. Существуют разные типы химических взаимодействий, но правило записи их формул идентичен.

Вам понадобится

Инструкция

1. В левой части уравнения записываются начальные вещества, которые вступают в реакцию. Они и именуются реагентами. Запись производится с подмогой особых символов, которыми обозначается всякое вещество. Между веществами-реагентами ставится знак «плюс».

2. В правой части уравнения записывается формула полученного одного либо нескольких веществ, которые именуются продуктами реакции. Между левой и правой частями уравнения взамен знака равенства ставится стрелка, которая указывает направление реакции.

3. Позже записи формул реагентов и продуктов реакции нужно расставить показатели уравнения реакции. Это делается для того, дабы, согласно закону сохранения массы вещества, число атомов одного и того же элемента в левой и правой частях уравнения оставалось идентичным.

4. Дабы верно расставить показатели, нужно разглядеть всякое из веществ, вступающих в реакцию. Для этого берется один из элементов и сопоставляется число его атомов слева и справа. Если оно различное, то необходимо обнаружить число, кратное числам, обозначающим число атомов данного вещества в левой и правой частях. После этого это число делится на число атомов вещества в соответствующей части уравнения, и получается показатель для всякой из его частей.

5. От того что показатель ставится перед формулой и относится ко каждом веществам в нее входящим, то дальнейшим шагом будет сравнение полученных данные с числом иного вещества, водящего в состав формулы. Это осуществляется по такой же схеме как и с первым элементом и с учетом теснее имеющегося показателя для каждой формулы.

6. Позже того как разобраны все элементы формулы, проводится окончательная проверка соответствия левой и правой частей. Тогда уравнение реакции дозволено считать законченным.

Видео по теме

Обратите внимание!
В уравнениях химических реакций невозможно переставлять местами левую и правую части. В отвратном случае получится схема вовсе иного процесса.

Полезный совет
Число атомов как отдельных веществ-реагентов так и веществ, входящих в состав продуктов реакции, определяется при помощи периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

Как неудивительна природа для человека: зимой она окутывает землю снежным пуховым одеялом, весной – раскрывает, будто хлопья поп корна, все живое, летом – буйствует буйством красок, осенью поджигает рыжим огнем растения… И только если вдуматься и присмотреться, дозволено увидеть, что стоят за всеми этими столь привычными изменениями трудные физические процессы и ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. А дабы изучать все живое, нужно уметь решать химические уравнения. Основным требованием при уравнивании химических уравнений – познание закона сохранения числа вещества: 1)число вещества до реакции равно числу вещества позже реакции; 2)всеобщее число вещества до реакции равно всеобщему числу вещества позже реакции.

Инструкция

1. Дабы уравнять химический “пример” нужно исполнить несколько шагов.Записать уравнение реакции в всеобщем виде. Для этого неведомые показатели перед формулами веществ обозначить буквами латинского алфавита (х, y, z, t и тд). Пускай требуется уравнять реакцию соединения водорода и кислорода, в итоге которой получится вода. Перед молекулами водорода, кислорода и воды поставить латинские буквы (x,y,z) – показатели.

2. Для всякого элемента на основе физического равновесия составить математические уравнения и получить систему уравнений. В указанном примере для водорода слева взять 2х, потому что у него есть индекс “2”, справа – 2z, чай у него тоже есть индекс “2”., получается 2x=2z, отсель, x=z. Для кислорода слева взять 2y, потому что есть индекс “2”, справа – z, чай индекса нет, значит он равен единице, которую принято не писать. Получается, 2y=z, и z=0,5y.

Обратите внимание!
Если в уравнении участвует большее число химических элементов, то задание не усложняется а возрастает в объеме, чего не стоит пугаться.

Полезный совет
Дозволено уравнивать реакции и при помощи теории вероятности, применяя валентности химических элементов.

Совет 4: Как составить окислительно-восстановительную реакцию

Окислительно-восстановительные реакции – это реакции с изменением степеней окисления. Зачастую бывает так, что даны начальные вещества и нужно написать продукты их взаимодействия. Изредка одно и то же вещество может в различных средах давать разные финальные продукты.

Инструкция

1. В зависимости не только от среды протекания реакции, а также от степени окисления вещество ведет себя по-различному. Вещество в своей высшей степени окисления неизменно является окислителем, в низшей – восстановителем. Дабы сделать кислую среду традиционно применяют серную кислоту (H2SO4), реже – азотную(HNO3) и соляную(HCl). При необходимости сотворить щелочную среду применяем гидроксид натрия(NaOH) и гидроксид калия(KOH). Дальше разглядим некоторые примеры веществ.

2. Ион MnO4(-1). В кислой среде превращается в Mn(+2), бесцветный раствор. Если среда нейтральная, то образуется MnO2, выпадает бурый осадок. В щелочной среде получаем MnO4(+2), раствор зеленого цвета.

3. Пероксид водорода(H2O2). Если он является окислителем, т.е. принимает электроны, то в нейтральной и щелочной средах превращается по схеме: H2O2 + 2e = 2OH(-1). В кислой среде получим: H2O2 + 2H(+1) + 2e = 2H2O.При условии, что пероксид водорода восстановитель, т.е. отдает электроны, в кислой среде образуется O2, в щелочной – O2 + H2O. Если H2O2 попадает в среду с крепким окислителем, сам он будет являться восстановителем.

4. Ион Cr2O7 является окислителем, в кислой среде он превращается в 2Cr(+3), которые имеют зеленый цвет. Из иона Cr(+3) в присутствии гидроксид-ионов, т.е. в щелочной среде образуется CrO4(-2) желтого цвета.

5. Приведем пример составления реакции.KI + KMnO4 + H2SO4 -В данной реакции Mn находится в своей высшей степени окисления, т.е является окислителем, принимая электроны. Среда кислая, на это нам показывает серная кислота(H2SO4).Восстановителем тут является I(-1), он отдает электроны, повышая при этом свою степень окисления. Записываем продукты реакции: KI + KMnO4 + H2SO4 – MnSO4 + I2 + K2SO4 + H2O. Расставляем показатели способом электронного равновесия либо способом полуреакции, получаем: 10KI + 2KMnO4 + 8H2SO4 = 2MnSO4 + 5I2 + 6K2SO4 + 8H2O.

Видео по теме

Обратите внимание!
Не забывайте расставлять показатели в реакциях!

Химические реакции – это взаимодействие веществ, сопровождаемое изменением их состава. Иными словами, вещества, вступающие в реакцию, не соответствуют веществам, получающимся в итоге реакции. С сходственными взаимодействиями человек сталкивается ежечасно, ежеминутно. Чай процессы, происходящие в его организме (дыхание, синтез белков, пищеварение и т.д.) – это тоже химические реакции.

Инструкция

1. Любая химическая реакция должна быть записана верно. Одно из основных требований – дабы число атомов всего элемента веществ, находящихся в левой части реакции (их называют «начальные вещества»), соответствовало числу атомов того же элемента в веществах правой части (их называют – «продукты реакции»). Иными словами, запись реакции должна быть уравненной.

2. Разглядим определенный пример. Что происходит, когда на кухне зажигают газовую конфорку? Природный газ вступает в реакцию с кислородом воздуха. Эта реакция окисления настоль экзотермическая, то есть сопровождаемая выделением тепла, что появляется пламя. С поддержкой которого вы либо готовите пищу, либо разогреваете теснее приготовленную.

3. Для облегчения допустите, что природный газ состоит только из одного его компонента – метана, имеющего формулу СН4. Потому что же составить и уравнять эту реакцию?

4. При сгорании углеродсодержащего топлива, то есть при окислении углерода кислородом образуется углекислый газ. Вам знаменита его формула: СО2. А что образуется при окислении содержащегося в метане водорода кислородом? Безусловно, вода в виде пара. Уж ее-то формулу знает назубок даже самый дальний от химии человек: Н2О.

5. Выходит, запишите в левой части реакции начальные вещества: СН4 + О2.В правой, соответственно, будут продукты реакции: СО2 + Н2О.

6. Заблаговременная запись этой химической реакции будет дальнейшей: СН4 + О2 = СО2 + Н2О.

7. Уравняйте вышенаписанную реакцию, то есть добейтесь выполнения основного правила: число атомов всего элемента в левой и правой частях химической реакции должно быть идентичным.

8. Вы видите, что число атомов углерода совпадает, а число атомов кислорода и водорода различное. В левой части 4 атома водорода, а в правой – только 2. Следственно поставьте перед формулой воды показатель 2. Получите: СН4 + О2 = СО2 + 2Н2О.

9. Атомы углерода и водорода уравнены, сейчас осталось сделать то же самое с кислородом. В левой части атомов кислорода 2, а в правой – 4. Поставив перед молекулой кислорода показатель 2, получите итоговую запись реакции окисления метана: СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О.

Уравнение реакции – условная запись химического процесса, при котором одни вещества превращаются в другие с изменением свойств. Для записи химических реакций применяют формулы веществ и умения о химических свойствах соединений.

Инструкция

1. Верно напишите формулы, в соответствии с их наименованиями. Скажем, оксид алюминия Al?O?, индекс 3 от алюминия (соответствует его степени окисления в этом соединении) поставьте вблизи кислорода, а индекс 2 (степень окисления кислорода) вблизи алюминия. Если степень окисления +1 либо -1, то индекс не ставится. К примеру, вам необходимо записать формулу нитрата аммония. Нитрат – кислотный остаток азотной кислоты (-NO?, с.о. -1), аммоний (-NH?, с.о. +1). Таким образом формула нитрата аммония – NH? NO?. Изредка степень окисления указывается в наименовании соединения. Оксид серы (VI) – SO?, оксид кремния (II) SiO. Некоторые примитивные вещества (газы) записываются с индексом 2: Cl?, J?, F?, O?, H? и т.д.

2. Нужно знать, какие вещества вступают в реакцию. Видимые знаки реакции: выделение газа, метаморфоза окраски и выпадение осадка. Дюже зачастую реакции проходят без видимых изменений. Пример 1: реакция нейтрализацииH?SO? + 2 NaOH ? Na?SO? + 2 H?OГидроксид натрия реагирует с серной кислотой с образованием растворимой соли сульфата натрия и воды. Ион натрия отщепляется и соединяется с кислотным остатком, замещая водород. Реакция проходит без внешних знаков. Пример 2: йодоформная проба С?H?OH + 4 J? + 6 NaOH?CHJ?? + 5 NaJ + HCOONa + 5 H?OРеакция идет в несколько этапов. Финальный итог – выпадение кристаллов йодоформа желтого цвета (добротная реакция на спирты). Пример 3: Zn + K?SO? ? Реакция немыслима, т.к. в ряду напряжений металлов цинк стоит позже калия и не может вытеснять его из соединений.

3. Закон сохранения массы гласит: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ. Грамотная запись химической реакции – половина фурора. Нужно расставить показатели. Начните уравнивать с тех соединений, в формулах которых присутствуют крупные индексы. K?Cr?O? + 14 HCl ? 2 CrCl? + 2 KCl + 3 Cl?? + 7 H?O Расставлять показатели начните с бихромата калия, т.к. в его формуле содержится крупнейший индекс (7). Такая точность в записи реакций нужна для расчета массы, объема, концентрации, выделившейся энергии и других величин. Будьте внимательны. Запомните особенно зачастую встречающиеся формулы кислот и оснований, а также кислотные остатки.

Совет 7: Как определить окислительно-восстановительные уравнения

Химическая реакция – это процесс перевоплощения веществ, происходящий с изменением их состава. Те вещества, которые вступают в реакцию, именуются начальными, а те, которые образуются в итоге этого процесса – продуктами. Бывает так, что в ходе химической реакции элементы, входящие в состав начальных веществ, изменяют свою степень окисления. То есть они могут принять чужие электроны и отдать свои. И в том, и в ином случае меняется их заряд. Такие реакции именуются окислительно-восстановительными.

Инструкция

1. Запишите точное уравнение химической реакции, которую вы рассматриваете. Посмотрите, какие элементы входят в состав начальных веществ, и каковы степени окисления этих элементов. Позже этого сравните эти показатели со степенями окисления тех же элементов в правой части реакции.

2. Если степень окисления изменилась, эта реакция является окислительно-восстановительной. Если же степени окисления всех элементов остались бывшими – нет.

3. Вот, скажем, обширно вестимая добротная реакция выявления сульфат-иона SO4 ^2-. Ее суть в том, что сернокислая соль бария, которая имеет формулу BaSO4, фактически нерастворима в воде. При образовании она мигом выпадает в виде плотного тяжелого белого осадка. Запишите какое-нибудь уравнение сходственной реакции, скажем, BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl.

4. Выходит, из реакции вы видите, что помимо осадка сульфата бария образовался хлорид натрия. Является ли эта реакция окислительно-восстановительной? Нет, не является, от того что ни один элемент, входящий в состав начальных веществ, не изменил свою степень окисления. И в левой, и в правой части химического уравнения барий имеет степень окисления +2, хлор -1, натрий +1, сера +6, кислород -2.

5. А вот реакция Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2. Является ли она окислительно-восстановительной? Элементы начальных веществ: цинк (Zn), водород (Н) и хлор (Сl). Посмотрите, каковы их степени окисления? У цинка она равна 0 как в любом простом веществе, у водорода +1, у хлора -1. А каковы степени окисления этих же элементов в правой части реакции? У хлора она осталась непоколебимой, то есть равной -1. Но у цинка стала равной +2, а у водорода – 0 (от того что водород выделился в виде простого вещества – газа). Следственно, эта реакция является окислительно-восстановительной.

Видео по теме

Каноническое уравнение эллипса составляется их тех соображений, что сумма расстояний от какой-нибудь точки эллипса до 2-х его фокусов неизменно непрерывна. Фиксируя это значение и двигая точку по эллипсу, дозволено определить уравнение эллипса.

Вам понадобится

  • Лист бумаги, шариковая ручка.

Инструкция

1. Задайте на плоскости две фиксированные точки F1 и F2. Расстояние между точками пускай будет равно какому-то фиксированному значению F1F2= 2с.

2. Нарисуйте на листе бумаги прямую, являющуюся координатной прямой оси абсцисс, и изобразите точки F2 и F1. Данные точки представляют собой фокусы эллипса. Расстояние от всей точки фокуса до начала координат должно быть равно одному и тому же значению, равному c.

3. Нарисуйте ось ординат, образовав таким образом декартовую систему координат, и напишите основное уравнение, задающее эллипс: F1M + F2M = 2a. Точка М обозначает нынешнюю точку эллипса.

4. Определите величину отрезков F1M и F2M с подмогой теоремы Пифагора. Имейте в виду, что точка М имеет нынешние координаты (x,y) касательно начала координат, а касательно, скажем, точки F1 точка M имеет координаты (x+c, y), то есть «иксовая» координата приобретает сдвиг. Таким образом, в выражении теоремы Пифагора одно из слагаемых должно быть равно квадрату величины (x+c), либо величины (x-c).

5. Подставьте выражения для модулей векторов F1M и F2M в основное соотношение эллипса и возведите обе части уравнения в квадрат, заблаговременно переместив один из квадратных корней в правую часть уравнения и раскрыв скобки. Позже сокращения идентичных членов, поделите полученное соотношение на 4a и вновь возведите во вторую степень.

6. Приведите сходственные члены и соберите слагаемые с одним и тем же множителем квадрата «иксовой» переменной. Вынесите за скобку квадрат «иксовой» переменной.

7. Обозначьте за квадрат некоторой величины (скажем, b) разность квадратов величин a и с и поделите полученное выражение на квадрат этой новой величины. Таким образом, вы получили каноническое уравнение эллипса, в левой части которого сумма квадратов координат, деленных на величины осей, а в левой – единица.

Полезный совет
Для того дабы проверить выполнение задания, вы можете воспользоваться законом сохранения массы.

mob_info