Государственная политика сущность цели виды. Понятие и сущность политики. Основные определение политики

Международная Академия Бизнеса и Управления

Институт Экономики и Управления

Реферат на тему:

«Государственная политика»

по дисциплине:

«Государственное и муниципальное управление»

Выполнила: студентка 3 курса

Специальность: «Менеджмент организации»

Безручко Елена Александровна

Проверил: д.п.н., профессор Гусев А.А.

Москва,2010

Введение

Глава I Государственное управление

    1. Понятие и цели государственного управления

1.2. Цели, функции, инструменты государственного управления

Глава II Государственная политика

1.1.Понятие государственной политики

1.2.Виды государственной политики

1.3.Разработка государственной политики

1.4.Реализация государственной политики

Заключение

Библиография

Введение

Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

Государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя следующие элементы:

Эти элементы отражают ее сложный социальный характер, а самое главное то, что она связана с регулированием и управлением различных общественных отношений.

Единая государственная политика, согласованная на основе взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и других органов власти получает концентри­рованное воплощение в законах Российской Федерации, других документах и нормативно-правовых актах, прогнозах и федераль­ных целевых программах, в международных договорах России.

Глава I Государственная политика

Политика - это искусство управления государством, ведение государственных дел, сущность деятельности органов власти. Государственное управление приобретает политический характер, если затрагивает интересы социальных групп, классов, национальностей, широких народных масс.

Политика всегда отражает определенные интересы, обусловливается экономическим состоянием общества и является эффективной, если соответствует потребностям развития. Вместе с тем политика обладает самостоятельностью и влияет на все сферы жизни, в том числе на экономику, выражая ее в концентрированном виде.

Кроме государственной власти в политическую систему общества входят профсоюзы, партии и церковь, преследующие свои цели, стремящиеся к расширению влияния на массы, обладающие относительной автономией и ответственные перед обществом.

Государственная политика призвана согласовывать интересы, находить консенсус, необходимый для стабильности. Каждая социальная группа имеет свои интересы, которые не обязательно совпадают в главном с интересами общества, это осложняет проведение государством социальной политики. Если государственная политика выражает интересы не всего народа, а отдельных социальных слоев, то ее целью становится удержание власти. В этом случае политика главенствует над экономикой в интересах сохранения власти.

Государственные структуры создаются для выполнения определенных задач, которые в той или иной степени связаны с разработкой и реализацией государственной политики. Смысл существования государственного аппарата заключается в осуществлении намерений и воли политиков, воплощенных в ясную государственную политику в различных областях общественной жизни.

1.1.Понятие и цели государственной политики

Политика в общем смысле означает сознательную деятельность в сфере отношений между государством и обществом по поводу распределения властных полномочий с целью достижения определенных целей и решения социально-политических задач. Основным инструментом выступает государство, хотя не меньшую роль играет гражданское общество и рыночные механизмы.

В настоящее время современное государство должно эффективно управлять общественными делами, предоставлять гражданам качественные услуги, а также создать устойчивые и надежные политические и государственные институты и структуры.

Государственная политика - это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной или муниципальной власти, с привлечением институтов гражданского общества. Она является средством, позволяющим государству достичь определённых целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

Следовательно, государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя следующие элементы:

    определение целей и приоритетов развития общества;

    разработку и планирование политической стратегии;

    анализ и оценку затрат по альтернативным программам и политикам;

    обсуждение и консультирование;

    выбор и принятие государственных решений;

    мониторинг и оценка выполнения.

Это отражает ее сложный социальный характер, а самое главное то, что она связана с регулированием и управлением различных общественных отношений.

Государственная политика – это целая система научных концепций, теорий, понятий и методик, позволяющих провести анализ происходящих процессов и явлений, понять причины этих общественных явлений, предсказать возможные сценарии развития событий в будущем на основе обобщения и сделанных научных выводов, выработать стратегию развития общества по решению актуальных проблем и предложить рабочую программу действий. В этом случае она является разделом общественной науки, имеющим свой объект и методологию исследования.

Если говорить о терминологии, то существуют несколько понятий, которые используются в официальных документах и научной литературе – государственная политика, общественная политика и публичная политика. С учетом российских традиций обычно используют термин «государственная политика», делая тем самым акцент на субъекте деятельности, то есть на государстве, которое выступает главным инициатором, разработчиком и исполнителем политики в различных областях жизнедеятельности человека.

В то же время политика имеет общественный характер, так как она, как правило, направлена на удовлетворение общественных потребностей. Кроме того, в ее разработке принимают участие различные институты гражданского общества и индивиды, а ее основным объектом воздействия являются общественные отношения и интересы.

Одновременно политика является публичной по своей форме, что связано в первую очередь с открытостью и гласностью при ее проведении, активном привлечении граждан и общественных организаций. Как правило, под публичной политикой понимают политические процессы и явления, имеющие отношения к деятельности различных политических сил, партий и общественных организаций, и связанные с их участием в выборах, отстаивании своих интересов, работа в парламенте.

При концептуальном подходе термин политика имеет два смысла. Во-первых, политика означает действия по завоеванию и удержанию власти и связана с тактикой политических действий, планированием политических кампаний, выборными технологиями и политической борьбой. Во-вторых, под политикой понимают также разработку политической стратегии по отношению ко всему обществу или отдельным отраслям, территориям, которая направлена на изменение в социально-экономических системах.

Таким образом, при использовании данного понятия все зависит от того, какой стороне политики уделяется основное внимание, и какими критериями пользуются. Многое зависит от политических традиций и особенностей формирования научных школ и теоретических подходах к изучению государства и общества.

1.2.Виды государственной политики

Государственную политику разделяют по направлениям в зависимости от характера и содержания проблем и вопросов, которые необходимо решать органам власти в определённой сфере общественной жизни. Выделяют следующие виды государственной политики:

    экономическая – совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей, создание экономических программ с целью экономического роста государства;

    социальная – мероприятия для поддержания отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий;

    экологическая - экологические программы по очищению окружающей среды и создание благоприятных условий для жизни граждан;

    военная – мероприятия, с помощью которых государство способно и готово к применению средств вооруженной борьбы для защиты и достижения других политических целей;

    культурная - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры;

    информационная - комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации.

В каждом направления можно выделить большое число направлений государственной политики. Например, в рамках общей социальной политики планируются мероприятия в таких областях, как занятость населения, пенсионное обеспечение, охрана здоровья, образование. Экономическая политика в свою очередь делится на промышленную, налоговую, тарифную, денежно-кредитную, ценовую, таможенную, инвестиционную.

Возможна классификация и разделение по другим критериям, что позволяет лучше понять характер отношений, существующих между участниками разработки и реализации политики, а также определить уровень конфликтности той или иной политики. При данном подходе выделяются такие виды государственной политики:

    распределительная - действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод среди различных групп населения: социальные программы, образование, наука;

    перераспределительная - определенные ресурсы передаются от одной группы населения к другой путем налогов, тарифов;

    регулирующая - включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности: экономическое регулирование, защита потребительского рынка;

    стратегическая - взаимоотношения с зарубежными государствами и включает иностранную и оборонную политику;

    антикризисная проводится государством в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, которые требуют специальных действий.

Существуют различные классификации государственной политики это объясняется ее многообразием и большой сферой деятельности.

Государственная политика в области монополистического регулированияКурсовая работа >> Экономика

Является антимонопольное регулирование. Тема «Государственная политика в области монополистического регулирования», выбранная... промышленности и торговли. Механизм государственной политики осуществляется специфическим образом: органы регулирования...

  • Государственная политика в сфере управления демографическими процессами в Чувашской Республике

    Дипломная работа >> Социология

    Всех заинтересованных структур в рамках осуществления государственной политики в области защиты прав детей и подростков... в рамках программы «Здоровое старение». Приоритет государственной политики , программно-целевой подход к организации работы...

  • Государственная политика в сфере социальной защиты населения

    Дипломная работа >> Государство и право

    РАБОТА по курсу «Государственное право»

  • 5. Государственное управление в сша: основные характеристики
  • 6. Государственное управление в Великобритании: основные характеристики
  • 7. Государственное управление во Франции: основные характеристики.
  • 8. Государственное управление в фрг: основные характеристики
  • 9. Исторические этапы государственного управления в России.
  • 10. Исторический опыт государственного управления в России(ответа не нашла)
  • 11. Особенности российского государства как субъекта управления
  • 12. Место и роль современного государства в управлении обществом
  • 13. Государство как субъект управления общественными процессами. Виды, типы государств
  • 14. Понятие государственной политики. Формирование государственной политики
  • 15. Цели государственного управления. Иерархия целей государственного управления
  • 16. Понятие и виды принципов государственного управления.
  • 17. Правовая основа государственного управления.
  • 18. Функции и функциональная структура государственного управления
  • 20. Связь организационной и функциональной структур государственного управления
  • 21. Система государственного управления в рф. Особенности федеративного устройства рф
  • 22. Система органов государственного управления в рф
  • 23. Федеральное Собрание рф в системе государственного управления.
  • 24. Президент в системе государственного управления России.
  • 25. Структура и организация деятельности федеральных органов исполнительной власти
  • 26. Органы исполнительной власти субъекта рф. Республиканские органы исполнительной власти в рб.
  • 27. Система государственного управления в рб.(вопрос 26)
  • 28. Особенности Республики Башкортостан как субъекта государственного управления. Типичное и уникальное в государственном управлении Республики Башкортостан.
  • 29-30. Понятие общества. Характеристика общества как объекта государственного управления
  • 31. Особенности государственного управления экономикой.
  • 32. Особенности государственного управления социальной сферой
  • 33. Особенности государственного управления политической жизнью общества
  • 34. Особенности государственного управления духовной сферой общества.
  • 36. Государственное управление как процесс принятия и исполнения решений.
  • 37. Планирование и прогнозирование в государственном управлении.
  • 38. Методы государственного управления: понятие роль, виды.
  • 39. Обеспечение государственного управления. Средства государственного управления.
  • 40. Информационная система и информационное обеспечение государственного управления.
  • 41. Персонал органов государственного управления: структура, подбор, оценка и подготовка.
  • 43. Проблемы подготовки и повышения квалификации работников государственного управления.
  • 44. Бюрократия и бюрократизм в государственном управлении.
  • 14. Понятие государственной политики. Формирование государственной политики

    Государственная политика (общественная политика) - совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечени­ем институтов гражданского общества. Это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является средством, по­зволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

    В конечном счете, государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя такие элементы, как:

    определение целей и приоритетов развития общества;

    разработка и планирование политической стратегии;

    анализ и оценка альтернативных программ и политик в соответ­ствии с выгодами и затратами;

    обсуждение и консультирование с различными политическими и социальными группами;

    выбор и принятие государственных решений;

    мониторинг и оценка результатов выполнения и т. д.

    Как одна из форм общественной деятельности государственная по­литика имеет свои особенности и характерные черты.

    Во-первых, это целенаправленные действия государственных институтов по решению крупных общественных задач на основе согласования интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения, а, следовательно, работа этих структур должна отражать общенациональные интересы и носить публичный характер.

    Во-вторых, это комплекс согласованных действий и мероприятий, которые осуществляются в конкретных исторических условиях и данной внешней среде с целью мобилизации общественных и государственных ресурсов, в осуществлении которых участвуют как государственные, так и гражданские институты для решения поставленных задач и целей.

    В-третьих, государственная политика, как правило, основывается на системе законодательства, однако она должна опираться не только на правовые, но и моральные и исторические основы жизнедеятельности общества, важно учитывать национальные традиции и особенности государственной службы.

    В-четвертых, результаты и последствия государственной политики оказывают влияние на различные области общественной жизни и могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект, особенно если речь идет о социальных инновациях. Кроме того, исторический опыт свидетельствует, что никогда не удается полностью просчитать все последствия вмешательства в социальную и природную среду со стороны государства - как по причине ограниченности человеческих знаний, так и вследствие отсутствия жестко детермини­рованных процессов в общественных отношениях и поведении самого человека.

    В-пятых, государственная политика захватывает все основные сферы жизнедеятельности общества, поэтому при ее анализе и разработке требуется междисциплинарный, комплексный подход с использованием современных достижений социологии, экономики, менеджмен­та, психологии и политологии, а также передового опыта и практики различных стран.

    Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа, представляющих своеобразный «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных и логических действий.

    1-й этап - определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики).

    2-й этап - разработка и легитимация государственной политики (формирование политики).

    3-й этап - выполнение и мониторинг государственной политики (выполнение политики).

    4-й этап - оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).

    С точки зрения взаимного влияния общественных проблем и действий государственных органов власти мы можем выделить следующую цепочку взаимосвязей: на первом этапе «проблемы общества - государство»; на втором этапе «государство - политическая стратегия»; на третьем этапе «государство - решение проблем»; на заключительном этапе «анализ проблем - действия государства».

    Любая государственная политика реализуема в определенных условиях и при использовании адекватных ей средств. Набор средств реализации государственной политики может быть достаточно широк: от многообразных форм собственности, рыночной экономики до образования и воспитания. Здесь важно все, что касается человека, его развития и самоосуществления. В средствах реализации государственной политики не может быть мелочей, отклонений от центральной идеи, безразличия и инертности. Государственная политика непременно выходит на человека, задевает его интересы и должна способствовать удовлетворению его потребностей.

    В числеусловий реализации государственной политики можно выделить следующие:

    государственно-правовые (состоящие в создании согласован­ного, в достаточной мере идентичного, структурного и правового пространства страны, позволяющего максимально использовать сложившиеся (доступные) технологии экономической, социаль­ной и иной деятельности со своей специализацией и коопера­цией);

    социально-психологические (включающие в себя осознание новых жизненных ориентиров, уход от иллюзий, ожиданий неизвестно откуда приходящей благодати и от всего того, что не соответствует реалиям жизни и не рождает созида­тельную энергию людей);

    деятельностно-практические (когда решения, действия, опера­ции, процедуры, поступки и т.п. вершатся в целях и в русле госу­дарственной политики, «продвигают» эту политику и наглядно раскрывают ее ценность для общества).

    "

    Реализация целей и задач государства осуществляется через раз­работку и реализацию государственной (общественной) политики. Государственная политика (общественная политика) - совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечени­ем институтов гражданского общества. Это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является средством, по­зволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

    В конечном счете, государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя такие элементы, как:

    определение целей и приоритетов развития общества;

    разработка и планирование политической стратегии;

    анализ и оценка альтернативных программ и политик в соответ­ствии с выгодами и затратами;

    обсуждение и консультирование с различными политическими и социальными группами;

    выбор и принятие государственных решений;

    мониторинг и оценка результатов выполнения и т. д.

    Как одна из форм общественной деятельности государственная по­литика имеет свои особенности и характерные черты.

    Во-первых, это целенаправленные действия государственных институтов по решению крупных общественных задач на основе согласования интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения, а, следовательно, работа этих структур должна отражать общенациональные интересы и носить публичный характер.

    Во-вторых, это комплекс согласованных действий и мероприятий, которые осуществляются в конкретных исторических условиях и данной внешней среде с целью мобилизации общественных и государственных ресурсов, в осуществлении которых участвуют как государственные, так и гражданские институты для решения поставленных задач и целей.

    В-третьих, государственная политика, как правило, основывается на системе законодательства, однако она должна опираться не только на правовые, но и моральные и исторические основы жизнедеятельности общества, важно учитывать национальные традиции и особенности государственной службы.

    В-четвертых, результаты и последствия государственной политики оказывают влияние на различные области общественной жизни и могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект, особенно если речь идет о социальных инновациях. Кроме того, исторический опыт свидетельствует, что никогда не удается полностью просчитать все последствия вмешательства в социальную и природную среду со стороны государства - как по причине ограниченности человеческих знаний, так и вследствие отсутствия жестко детермини­рованных процессов в общественных отношениях и поведении самого человека.

    В-пятых, государственная политика захватывает все основные сферы жизнедеятельности общества, поэтому при ее анализе и разработке требуется междисциплинарный, комплексный подход с использованием современных достижений социологии, экономики, менеджмен­та, психологии и политологии, а также передового опыта и практики различных стран.

    Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа, представляющих своеобразный «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных и логических действий.

    1-й этап - определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики).

    2-й этап - разработка и легитимация государственной политики (формирование политики).

    3-й этап - выполнение и мониторинг государственной политики (выполнение политики).

    4-й этап - оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).

    С точки зрения взаимного влияния общественных проблем и действий государственных органов власти мы можем выделить следующую цепочку взаимосвязей: на первом этапе «проблемы общества - государство»; на втором этапе «государство - политическая стратегия»; на третьем этапе «государство - решение проблем»; на заключительном этапе «анализ проблем - действия государства».

    Любая государственная политика реализуема в определенных условиях и при использовании адекватных ей средств. Набор средств реализации государственной политики может быть достаточно широк: от многообразных форм собственности, рыночной экономики до образования и воспитания. Здесь важно все, что касается человека, его развития и самоосуществления. В средствах реализации государственной политики не может быть мелочей, отклонений от центральной идеи, безразличия и инертности. Государственная политика непременно выходит на человека, задевает его интересы и должна способствовать удовлетворению его потребностей.

    В числе условий реализации государственной политики можно выделить следующие:

    государственно-правовые (состоящие в создании согласован­ного, в достаточной мере идентичного, структурного и правового пространства страны, позволяющего максимально использовать сложившиеся (доступные) технологии экономической, социаль­ной и иной деятельности со своей специализацией и коопера­цией);

    социально-психологические (включающие в себя осознание новых жизненных ориентиров, уход от иллюзий, ожиданий неизвестно откуда приходящей благодати и от всего того, что не соответствует реалиям жизни и не рождает созида­тельную энергию людей);

    деятельностно-практические (когда решения, действия, опера­ции, процедуры, поступки и т.п. вершатся в целях и в русле госу­дарственной политики, «продвигают» эту политику и наглядно раскрывают ее ценность для общества).

    Курсовая работа

    на тему: «Государственная политика и принципы ее формирования»

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

    1 Понятие государственной политики

    2 Принципы и методы государственной политики

    ГЛАВА 2.СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

    1 Основные направления государственной молодежной политики

    2 Принципы реализации государственной молодежной политики

    3 Механизмы и инструменты реализации стратегии государственной молодежной политики

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность курсовой работысостоит в том, что, государственная политика является одним из важнейших факторов развития страны. Ее изучение необходимо для дальнейшего применения в формирование принципов всех сфер политической деятельности. Молодежная политика является одним из направлений усовершенствования данной системы. Несмотря на накопленный опыт в России осуществляется острая необходимость в специалистах по социально-молодежной работе, в профессионалах, умеющих изучать и анализировать проблемы молодежи и намечать пути их решения. На решение основных проблем молодежи направлена молодежная политика РФ.

    За многие годы накоплен большой опыт в области социальной работы с молодым населением, в том числе работа с трудными подростками, организация досуга, помощь молодым семьям, трудоустройство молодых специалистов, занятость в период каникул и другие виды реабилитации и поддержки молодежи. В то же время этот опыт разрознен, отсутствует преемственность в решении задач, централизованная структура, позволяющая осуществлять целенаправленную работу. Государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя такие элементы как: определение целей и приоритетов развития общества; разработку и планирование политической стратегии; анализ и оценку затрат по альтернативным программам и политикам; обсуждение и консультирование; выбор и принятие государственных решений; мониторинг и оценка выполнения и т.д.

    Государственная политика призвана согласовывать интересы, находить консенсус, необходимый для стабильности. Современное российское общество социально структурируется заново, оно уже далеко не однородно и все больше поляризуется. Каждая социальная группа имеет свои интересы, которые не обязательно совпадают в главном с интересами общества, это осложняет проведение государством социальной политики.

    Объектом курсовой работы является государственная политика.

    Предметом курсовой работы является стратегия государственной молодежной политики.

    Цель исследования: провести анализ стратегии государственной молодежной политики.

    Цель курсовой работы обусловила постановку следующих задач:

    Проанализировать сущность и принципы государственной политики.

    Определить стратегию государственной молодежной политики.

    Выявить инструменты реализации стратегии государственной молодежной политики.

    Методология данного исследования состоит в системном, структурном и функциональном подходах.

    Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Лобанова В.В., Сморгунова Л.В.

    В работе использованы методы научного анализа и синтеза, системного анализа, методы сравнительного анализа.

    Информационной базой исследования явились данные социологических исследований отечественных авторов, материалы периодической печати, научная литература, электронные ресурсы.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа призвана обобщить различные взгляды на сущность молодежной политики в РФ, ее цели и задачи, на роль и место общественных организаций в молодежной политике РФ.

    Структура исследования обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

    принцип формирование государство политика молодежь

    ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

    1.1 Понятие государственной политики

    Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

    Государственная политика (общественная политика) - это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной или муниципальной власти, с привлечением институтов гражданского общества. Она является средством, позволяющим государству достичь определённых целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

    Рассмотрению сущности и элементов содержания системы государственной политики уделяется серьезное внимание в современной политико-социологической литературе. Государственная политика есть политический процесс управленческого влияния главным образом институтов исполнительной власти государства на основные сферы общества, опирающийся на непосредственное применение государственных властных полномочий как при разработке, так и при осуществлении стратегии и тактики регулирующего и организующего воздействия на все компоненты и аспекты функционирования и развития экономики, социальной сферы и других подсистем общества посредством размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и других мер. Государственную политику разрабатывают и осуществляют преимущественно такие публичные институты власти, как правительство, президент и др. Сказанное не исключает возможность участия законодательных институтов в разработке политической стратегии и контроле за ее реализацией. Но парламент не является органом исполнения государственной политики, ибо он выступает публичным институтом законодательной и представительной власти. В равной мере сказанное относится и ко всем другим политическим организациям, включая институты политического участия и гражданского общества.

    Система государственной политики представляет собой не простую сумму тех или иных элементов, а целостную их совокупность, диалектическое взаимодействие которых с необходимостью создает новые интегральные качества. Под системой государственной политики подразумевается не простая сумма компонентов ее содержания, но интегральное и целостное их единство в рамках данной системы, наличие которого превращает ее в самостоятельный объект изучения. Для освещения названного свойства системы государственной политики уместно сначала дать классификацию элементов ее содержания.

    Можно выделить следующие основные виды компонентов системы государственной политики: субстанциональные, человеческие, институциональные, процессуальные и духовные. Что же касается объектов управления, то нет оснований причислять их к внутренним компонентам системы политики, ибо они являются внешними объектами воздействия со стороны названной системы политики, на которые направлено ее управленческое влияние. При этом общим правилом здесь является то, что «все параметры субъекта управления определяются в конечном счете объектом, ориентированы на то, чтобы обеспечить эффективное воздействие на объект, достижение определенной цели». Отсутствие корреляции между реальными свойствами объекта управления и характеристиками того или иного вида политики обрекает последнюю на субъективизм и неисполнение заявленных целей.

    Исходным и субстанциональным элементом системы государственной политики выступает власть, или «властная подструктура». Императивный характер государственной власти предполагает применение широкого круга мер и способов правового принуждения и, где необходимо даже организованного насилия для осуществления предусмотренных законом процессов управленческого воздействия на общество и его подсистемы по вопросам размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и т.д. Забегая немного вперед, можно заметить, что институциональным измерением государственного принуждения выступают силовые органы правительства (МВД, спецслужбы, прокуратура и др.) и специальные учреждения (например, тюрьмы, исправительные учреждения и др.)

    В качестве социальных субъектов системы государственной политики в первую очередь обычно называют народ той или иной страны как источник государственной власти. В демократическом обществе народ осуществляет свою власть как непосредственно (референдумы, выборы, прямые каналы влияния), так и опосредованно через многообразные группы избираемых на выборах депутатов всех уровней, руководителей (президента, губернаторов и др.) и назначаемых ими профессиональных управленцев-чиновников, именуемых по терминологии Макса Вебера классом бюрократии. В свете сказанного человеческие компоненты (социальные субъекты) системы государственной представлены руководителями государства и его основных институтов, а также классом профессиональных управленцев, который обычно называют государственными служащими, или бюрократией. Бюрократия функционирует в разных институтах и на разных этажах законодательной, исполнительной и судебной власти, как по вертикали, так и по горизонтали. Хотя главным местом ее деятельности выступают органы исполнительной власти всех уровней. Вместе с тем к социальным субъектам государственной политики правомерно относить различные виды политических элит: от высшей государственной, до региональных и местных, в которые входят наделенные полномочиями государственной власти выборные руководители, а также различные партийные фракции в законодательных институтах всех уровней. Опосредованно на государственную политику в современном обществе влияют также экономическая, финансово-банковская элиты и разнообразные группы влияния и интересов.

    Говоря об институциональных компонентах системы государственной политики, следует также упомянуть о многочисленных юридических и административных нормах, воплощенных в конституциях стран, конституционных законах, кодексах, других нормативных документах, включая приказы по министерствам и др. Такие нормативно-правовые компоненты играют весомую регулятивную роль в политическом руководстве экономическими, социальными и другими видами общественных процессов. В современной России цивилизованные нормативно-правовые институты только начали складываться. Импульс этому процессу дала Конституция страны, принятая 12 декабря 1993 г. В дальнейшем были изданы Гражданский, Семейный, Трудовой и другие кодексы, а также целый ряд законодательных актов, заложивших правовую основу нормативного регулирования государственной политики в основных сферах общества. Пока сделаны только первые шаги в деле формирования системы правовых юридических и административных норм, необходимых для проведения эффективной государственной политики. Для сравнения, например, в Германии уже давно существует специальный свод законов, именуемый «Социальный кодекс», в который сведены и кодифицированы законы и другие нормативные акты, необходимые для проведения активной социальной политики государства. В России такая работа пока только планируется комитетом по социальной политике Совета Федерации. Своего часа ожидают также и другие необходимые обществу кодексы и конституционные законы, которые уже давно разрабатываются в парламентских комитетах.

    Существенную роль в разработке и реализации государственной политики имеют процессуальные компоненты, которые отражают структурные связи социальных субъектов и институтов государственной власти по поводу политико-управленческого воздействия на общество. Совокупность многообразных взаимоотношений между ними, связанных с регулированием экономических, социальных и других процессов, осуществляется упорядочение и охватывается полным управленческим циклом.

    Последний включает в себя следующие стадии и соответствующие им операции. Во-первых, стадию выработки и принятия того или иного политического решения об управленческом воздействии, главным элементом которого выступает целеполагание. Во-вторых, стадию организации выполнения политического решения, регулирование и корригирование объекта политического управления, учет и контроль за исполнением политического решения.

    Наконец, результирующей стадией является обобщение итогов реализации той или иной политики. Первостепенное место в названном полном управленческом цикле занимает процесс выработки и принятия политиками управленческого решения. Он включает в себя не только изучение объекта политического управления, но и целеполагание - разработку «дерева целей» политики, а также определение основных принципов, методов, технологий и средств реализации поставленных целей.

    1.2 Принципы и методы государственной политики

    В осуществлении научно обоснованной государственной политики наряду с целями весьма заметное место занимают политико-управленческие принципы. Если целеполагание имеет отношение к стадии выработки и принятия управленческих решений, то принципы, методы, технологии связаны с практической фазой полного управленческого цикла, в рамках которой осуществляются поставленные цели и происходит организующее и регулирующее воздействие на экономику, социальную сферу и другие объекты государственной политики.

    Под управленческими принципами в политико-социологической литературе понимают базирующиеся на знании законов функционирования и развития общества основополагающие правила деятельности органов, институтов и людей по управлению общественными процессами. Принципы государственной политики подразделяются на общие (универсальные) и отраслевые (специфические). Первые применяются во всех видах политики государства и имеют общезначимый и универсальный характер. В научной литературе к ним относят принципы объективности, конкретности, основного звена, оптимальности, обратной связи, соответствия юридическим нормам и др. Ко вторым принято причислять принципы, применяемые в управлении отдельными сферами общества, либо используемые только в государственной политике, политике политических партий и общественно-политических организаций.

    В совокупности специфических принципов отдельного внимания заслуживают те из них, которые применяются главным образом в экономической или социальной политике государства. Ведь эти виды политики, без преувеличения, относятся к числу приоритетных в любом обществе. Их последовательное осуществление в развитых странах современного мира привело к формированию социального рыночного хозяйства (экономика благосостояния) и социального государства (государство благосостояния).

    Среди других принципов, заслуживает внимания принцип восприимчивости государственной политики к реакции на нее со стороны общества, согласно которому не только государственная администрация обладает полученным от народа политическим мандатом на управление обществом. Сами граждане тоже располагают широкими возможностями для легитимного участия в управленческом процессе и решения вопросов функционирования правительственных институтов. При этом персональный состав государственных органов управления должен отражать структуру населения страны.

    Принципы социальной политики являются основополагающими правилами деятельности институтов и органов государственной власти по регулированию социальных процессов на основе знания требований закономерностей их функционирования и развития.

    Наряду с принципами ведущую роль в осуществлении эффективной государственной политики играют такие значимые компоненты ее содержания, как методы управления. Под методом управления политики обычно понимают способы организующего и регулирующего воздействия социальных субъектов и институтов политики на управляемые объекты, определения условий их оптимального функционирования и развития, приведения в соответствие с требованиями присущих им закономерностям. Методы также подразделяются на общие (универсальные) и отраслевые (специфические) в соответствии со сферами их применения. К первым относятся такие универсальные способы управленческого воздействия, как организационно-административные (директивные) и экономические методы, а также социально-психологические методы морального стимулирования. Директивные методы предусматривают использование государственно-правового принуждения, а экономические - материальное стимулирование.

    Среди современных преимущественно отраслевых методов, используемых в системе государственной политики, существенную роль играет программно-целевой метод, позволяющий объединить в единый комплекс средства и ресурсы финансового, материального, организационного и иного рода для «точечного» решения актуальных экономических, социальных и иных задач.

    В современной России этот метод также находит весьма широкое применение. Только из федерального бюджета ныне финансируется более ста различных экономических, социальных других программ.

    Еще одной разновидностью элементов содержания системы государственной политики, оказывающих весьма существенное воздействие на ее целевую стадию, принципы и методы, являются духовные компоненты. Речь идет в первую очередь об экономических, социальных и иных интересах, потребностях, ценностях и других компонентах. Названные духовные компоненты находят воплощение в целевых установках, программах и иных аспектах государственной политики. Такое воплощение осуществляется как посредством артикулирования интересов, т.е. их преобразования в ясные и четкие политические положения, так и через их агрегирование, представляющее собой согласование частных, групповых и общих интересов на основе общезначимых. В равной степени сказанное относится и к другим видам духовных компонентов государственной политики. Они дополняют перечисленные выше элементы содержания системы государственной политики и как бы достраивают ее доверху, создавая тем самым законченный ансамбль.

    Целостная совокупность всех субстанциональных, человеческих, институциональных, процессуальных и духовных компонентов (социальные субъекты, институты, цели, принципы, методы, интересы, потребности и др.), консолидированных на основе императивной государственной власти для политического управления экономикой, социальной и иными сферами общества, представляет собой систему государственной политики. Данная система, опираясь на познанные законы, тенденции и закономерности функционирования и развития управляемых объектов, осуществляет в обществе конкретные виды политики, упорядочивает и гармонизирует общественные отношения и процессы, придает им динамическое равновесие и устойчивость.

    Виды политики выделяются в соответствии с характером объекта или сферы управления. В соответствии с этим политический процесс управленческого воздействия государства на экономику является экономической политикой, на социальную сферу - социальной политикой и т. д. Эти виды политики находятся в отношениях глубинной взаимосвязи друг с другом, и ни одна из них без взаимодействия с другими не может осуществить свои цели. Другой критерий отражает направленность действия власти по вертикали или горизонтали. В первом случае речь идет о функционально-отраслевом политическом управлении, характеризующем соподчиненность центральных (федеральных) институтов и местных органов политико-управленческого воздействия. Во втором случае осуществляется управленческое воздействие на более конкретные объекты со стороны субъектов и институтов государственной власти в рамках основных видов политики. Речь идет об объектах, не имеющих таких параметров, как самостоятельные подсистемы общества, но функционируют в них в качестве относительно самостоятельных разновидностей того или иного вида политики. Например, внутри экономической политики выделяются промышленная, научно-техническая, энергетическая и другие виды государственной политики. Внутри социальной политики сосуществуют образовательная, жилищная, жилищно-коммунальная и другие разновидности политики. Примерно такая же картина имеет место и в области культурной и других видов политики.

    Таким образом, с политико-социологической точки зрения государственная политика представляет собой целостную систему, в содержание которой с необходимостью входят субстанциональные (государственная власть), человеческие (социальные субъекты), институциональные (правительство) и процессуальные компоненты. Они активно взаимодействуют по поводу регулирующего влияния на экономику, социальную сферу и другие объекты, которое осуществляется определенными способами и на основе конкретных правил. О них пойдет речь в следующем параграфе настоящей главы. в современном переходном российском обществе приоритетными видами государственной политики продолжают оставаться экономическая и социальная политика, от действенности и эффективности которых зависит осуществление основных приоритетов стратегии постсоциалистической модернизации страны. Обращение к реальной практике осуществления названных видов политики в нынешних условиях не оставляет сомнения в том, что они в настоящее время начинают приобретать более внятный и осмысленный характер. Экономическая политика все определеннее ориентируется на формирование в стране собственного социального рыночного хозяйства. А содержание государственной социальной политики непосредственно связано с реализацией конституционной задачи построения в России социального государства.

    ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

    2.1 Основные направления государственной молодежной политики

    Эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

    Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

    Государственная молодежная политика проводится в отношении:

    граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;

    иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;

    молодых семей - семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

    молодежных объединений.

    Государственная молодежная политика осуществляется:

    ) государственными органами и их должностными лицами;

    ) молодежными объединениями, их ассоциациями;

    ) молодыми гражданами.

    В то же время традиционная система образования и воспитания, как и государственная молодежная политика и общественные организации, не осуществляли целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика России, призванная сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях.

    С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.

    Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10-25 летним повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения), по прогнозу Росстата, возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек.

    От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призы вам. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста 40%, а среди тех, кто старше 55- 45%. Только 2,7% молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Сходные тенденции в США и странах объединенной Европы стали основанием для внедрения специальных программ по вовлечению молодежи в общественно-политическую жизнь.

    В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этой роли. Согласно опросу, 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

    Молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности, который выгодно отличает ее от других групп населения: в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.

    В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 года (6,4%). Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики, который, по различным оценкам, составляет от 2,3 до 2,6 миллионов молодых людей в год.

    За 10 лет в России количество детей-сирот увеличилось вдвое и составило 734 тыс. человек, 93% - это социальные сироты, сироты при живых родителях.

    Криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. Доля правонарушителей в возрасте 14-29 лет (54,7%) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения. Для сравнения: доля правонарушителей в возрасте 30-49 лет - 36,8% - превышает долю своей возрастной группы в составе населения только в 1,2 раза.

    В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте - 80%.

    Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым путем) наблюдаются среди мужчин и женщин в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП характеризуется как эпидемия.

    Проведенный анализ и прогноз условий развития России, а также обстоятельства будущей жизни молодежи в ближайшие десятилетия выдвигают требования по выработке нового стратегического подхода к молодежной политике.

    2.2 Принципы реализации государственной молодежной политики

    Обеспечение соблюдения прав молодежи

    Государственная молодежная политика основывается на признании за молодым человеком всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации.

    Соблюдение прав молодых граждан будет обеспечиваться через:

    ) недопущение введения каких-либо ограничений прав и свобод молодых граждан в зависимости от возраста, а равно возложения на них дополнительных обязанностей в сравнении с обязанностями граждан иного возраста иначе, как в установленном законом порядке;

    ) признание недействительными полностью или в соответствующей части с момента их принятия любых подзаконных актов, ограничивающих объем прав, предоставляемых законом молодым гражданам, с возмещением виновной стороной материального и морального ущерба, причиненного молодым гражданам;

    ) проведение дознания, следствия и судопроизводства по делам несовершеннолетних с соблюдением обусловленных возрастными особенностями несовершеннолетних специальных требований к процедуре дознания и следствия, составу дознавателей и следователей, а также отправлению правосудия и составу суда;

    ) осуществление мер, направленных на профилактику безнадзорности, преступности и иных правонарушений среди несовершеннолетних, и создание в этих целях соответствующих структур по защите их прав в системе органов исполнительной власти всех уровней.

    Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи

    Главной задачей государства в сфере труда и занятости молодежи является обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых граждан на труд при структурной перестройке экономики и высвобождении работников, размещении производительных сил и создании новых рабочих мест, организации служб занятости и помощи в трудоустройстве, создании системы профессиональной ориентации и подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

    В целях содействия занятости молодежи будут использоваться следующие меры и средства:

    ) учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;

    ) использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников;

    ) установление для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граждан, особо нуждающихся в поддержке при поиске работы и других;

    ) законодательное закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот;

    ) осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых работников, а также организации общественных работ по специальным программам.

    Поддержка деятельности молодежных и детских объединений.

    Государство намерено оказывать материальную и финансовую поддержку молодежным и детским объединениям, осуществляющим мероприятия в области государственной молодежной политики.

    В этих целях государство:

    ) определяет правовой статус молодежных и детских общественных объединений; 2) реализует в отношении молодежных и детских объединений принцип приоритета при финансировании мероприятий (программ) в области государственной молодежной политики;

    ) устанавливает по отношению к ним льготный налоговый режим;

    ) предоставляет всем молодежным и детским объединениям равные возможности пользоваться государственной поддержкой;

    ) гарантирует невмешательство в их деятельность при оказании такой поддержки; 6)предоставляет детским объединениям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубами, дворцами и домами культуры, спортивными и иными сооружениями бесплатно или на льготных условиях.

    Принципы реализации государственной молодежной политики

    Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской федерации как один из инструментов социально-экономического развития страны, на основе следующих принципов:

    сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

    привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;

    обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

    предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

    Приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

    2.3 Механизмы и инструменты реализации стратегии государственной молодежной политики

    Масштаб целей, приоритетов и мер реализации настоящей Стратегии предполагает, что государственная молодежная политика будет осуществляться преемственно и согласованно на территории всей страны, затрагивая большинство молодых жителей России в возрасте от 14 до 30 лет. Это требует создания сетевого механизма, который обеспечит реализацию мер государственной политики во всех субъектах Российской Федерации.

    В мировой практике существуют различные варианты создания такого механизма, которые условно можно сгруппировать по трем направлениям:

    1.Государственная система работы с молодежью.

    Она предполагает создание государственных органов по работе с молодежью на всех уровнях управления страной вплоть до местного, единой государственной инфраструктуры учреждений и организаций для молодежи, сметного государственного финансирования этих органов и учреждений. Такая система реализована на Украине, в Беларуси и других странах. К преимуществам такого механизма реализации молодежной политики относятся: возможность обеспечения единства и целостности государственной политики на территории всей страны, формирование единого стандарта предоставляемых услуг и предложений для молодежи. Вместе с тем, такой механизм обладает всем и известным и недостатками, которые присущи государственным централизованным системам, прежде всего высокой инерционностью и затратностью.

    2.Негосударственная сеть организации работы с молодежью.

    Подобный механизм реализации молодежной политики создан в странах с рыночной экономикой и либеральной идеологией, таких, как США или Великобритания. В этих странах велика роль самоорганизованных негосударственных объединений, которые традиционно несут ответственность перед обществом за реализацию молодежной политики, привлекая на эти цели значительные ресурсы из негосударственных источников. При этом государство как один из возможных инвесторов направляет ресурсы на решение тех проблем, которые в данный момент считает приоритетными, предоставляя гранты негосударственным организациям и их объединениям. Такая система обеспечивает оперативное и эффективное решение актуальных для государства проблем. Однако применение такого механизма реализации государственной молодежной политики возможно только в условиях существования развитых и самодостаточных институтов гражданского общества.

    .Общественно-государственная система интеграции ресурсов работы с молодежью.

    Он базируется на точном разделении функций воспитания и помощи молодежи между семьей и государством. Государство обеспечивает свою роль в воспитании молодежи посредством выплаты целевого пособия на воспитание детей в объемах, достаточных для реализации функций воспитания семьей. Эта выплата не зависит от материального положения семьи. При этом государство осуществляет контроль целевого использования семьей этих средств, оказывает помощь в воспитании семьям и молодежи, испытывающим проблемы, формирует систему управления молодежной политикой в соответствии с федеральным законодательством о молодежи, привлекает к реализации функций и задач государственной политики как государственные, так и негосударственные организации на условиях софинансирования и соблюдения требований профессионализма в работе с молодыми людьми. Применение подобного механизма реализации молодежной политики обеспечивает мобилизацию как государственных, так и общественных ресурсов для решения социальнозначимых задач. К недостаткам подобной системы следует отнести необходимость сложной, комплексной регламентации процедур совместной деятельности и долгосрочного детального планирования, что часто приводит к потере актуальности запланированных действий.

    Стратегия предлагает использовать для реализации государственной молодежной политики механизмы, интегрирующие ресурсы государства и общества, доказавшие свою эффективность в мировой практике и наиболее приемлемые в условиях Российской Федерации. Соответственно, общенациональные проекты, а также комплекс мер по их обеспечению составят содержание федеральной целевой программы «Молодежь России». Общая методология их разработки, единство и прозрачность управления, ресурсного обеспечения, создадут необходимые условия для взаимного усиления проектов и достижения системного эффекта в России.

    Для осуществления этих проектов предлагается создать схему управления, которая позволит сделать эти проекты действительно общенациональными, массовыми и оказывающими системный эффект на всей территории страны. Общее руководство всем ходом выполнения Стратегии будет выполнять общественно-государственный Совет по реализации Стратегии. В него, кроме представителей государства, войдут видные общественные деятели, представители социально-ответственного бизнеса, общественных организаций, в том числе молодежных, представители Федерального Собрания Российской Федерации.

    Основные функции общественно-государственного Совета по реализации Стратегии:

    - анализ положения молодежи в стране;

    разработка и утверждение концепций технических заданий общенациональных проектов;

    разработка и утверждение критериев выбора операторов и оценщиков;

    проведение конкурсного отбора операторов общенациональных проектов;

    проведение конкурсного отбора независимых оценщиков реализации проектов;

    оценка результатов их реализации.

    Операторы общенациональных проектов обеспечивают системную реализацию проектов на территории Российской Федерации и несут совместную ответственность с региональными операторами за достижение целей проектов.

    Их основные функции:

    - проведение конкурсного отбора региональных операторов общенациональных проектов на территориях;

    координация деятельности региональных операторов;

    организация и привлечение дополнительных ресурсов от общественных организаций и бизнес-структур, разделяющих цели проекта.

    Региональные операторы общенациональных проектов несут непосредственную ответственность за успех его реализации на местах. Функции региональных операторов:

    Разработка и согласование конкретных схем реализации проектов на местах;

    - привлечение общественных ресурсов;

    обеспечение качества проводимых работ;

    информирование местных сообществ о ходе реализации общенациональных проектов.

    Таким образом, государственная молодежная политика основывается на признании за молодым человеком всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации. Главной задачей государства в сфере труда и занятости молодежи является обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых граждан на труд при структурной перестройке экономики и высвобождении работников, размещении производительных сил и создании новых рабочих мест, организации служб занятости и помощи в трудоустройстве, создании системы профессиональной ориентации и подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Политика - это искусство управления государством, ведение государственных дел, сущность деятельности органов власти. Государственное управление приобретает политический характер, если затрагивает интересы социальных групп, классов, национальностей, широких народных масс. Политика всегда отражает определенные интересы, обусловливается экономическим состоянием общества и является эффективной, если соответствует потребностям развития. Вместе с тем политика обладает самостоятельностью и влияет на все сферы жизни, в том числе на экономику, выражая ее в концентрированном виде. Кроме государственной власти в политическую систему общества входят профсоюзы, партии, церковь и другие организации, преследующие свои цели, стремящиеся к расширению влияния на массы, обладающие относительной автономией и ответственные перед обществом.

    Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении.

    Государственная политика призвана согласовывать интересы, находить консенсус, необходимый для стабильности. Современное российское общество социально структурируется заново, оно уже далеко не однородно и все больше поляризуется. Каждая социальная группа имеет свои интересы, которые не обязательно совпадают в главном с интересами общества, это осложняет проведение государством социальной политики. Если государственная политика выражает интересы не всего народа, а отдельных социальных слоев, то ее целью становится удержание власти. В этом случае политика главенствует над экономикой в интересах сохранения власти.

    Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. В оформлении государственной молодежной политики Россия заметно отстала от других стран. В настоящее время для молодежи России характерны следующие особенности: существенные региональные и национальные различия, неустойчивость и противоречивость процессов, происходящих в молодежной среде и в обществе в целом. Из особенностей молодежи, как социально-демографической группы, следует, что она нуждается в особом подходе со стороны государства, поэтому в 90-х годах было решено законодательно оформить молодежную политику России. Государственная молодежная политика предполагает активную позицию молодежи в решении собственных проблем и опирается на трудовой и творческий потенциал молодого поколения. Государственная молодежная политика должна быть комплексной, координирующей программы отраслевых министерств и ведомств. Вопрос об основных проблемах современной российской молодежи актуален и чрезвычайно сложен, т.к. проблемы, вызванные особенностями социального статуса молодежи, осложнены социально-экономическим кризисом в России. Исследования зафиксировали обострение социальной напряженности в молодежной среде, тенденцию к ее перерастанию в социальный конфликт. Основа этого - социальная неустроенность и незащищенность молодых россиян, их социальная уязвимость, их недовольство различными сторонами жизни.

    В мировой практике существуют различные варианты создания эффективного механизма государственной политики, которые условно можно сгруппировать по трем направлениям: государственная система работы с молодежью, негосударственная сеть организации работы с молодежью, общественно-государственная система интеграции ресурсов работы с молодежью. Стратегия предлагает использовать для реализации государственной молодежной политики механизмы, интегрирующие ресурсы государства и общества, доказавшие свою эффективность в мировой практике и наиболее приемлемые в условиях Российской Федерации.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Специальная литература

    1. Глазунова, Н.В. Государственное (административное) управление / Н.В. Глазунова. - М.: Наука, 2005. - 312 с.

    Голенкова, З.Т. Общая социология: учеб. пособие / З.Т. Голенкова. - М.: Гардарики, 2005. - 474 с.

    Зборовский, Т.Е. Прикладная социология: учеб. пособие / Т.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2005. - 176 с.

    Козбаненко, В.А. Государственное управление: основы теории и организации / В.А. Козбаненко. - М.: Наука, 2005. - 167 с.

    Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика / В.В. Лобанов. - СПб.: Питер, 2005. - 312 с.

    Малинова, О.Ю. Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / О.Ю. Малинова. - СПб.: Норма, 2005. - 265 с.

    Матюшин, М.Н. Государственная политика и управление / М.Н. Матюшин. - М.: Наука, 2005. - 231 с.

    Нартов, Н.А. Социология: учеб. пособие / Н.А. Нартов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 511с.

    Пикулькин, А.В. Система государственного управления / А.В. Пикулькин. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 423 с.

    Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. - М.: Наука, 2006. -1176 с.

    Периодическая литература

    1. Апатенко, С. Н. О задачах по реализации государственной молодежной политики в Российской федерации /С. Н. Апатенко // Основы государства и права. - 2005. - №5. - С.32-50.

    Теоретический
    вопрос:
    Сущность и роль государственной
    политики в системе
    государственного управления.

    Политика - это искусство управления
    государством. Политика всегда отражает определенные
    интересы, обусловливается экономическим состоянием
    общества и является эффективной, если соответствует
    потребностям развития. В то же время политика
    обладает самостоятельностью и влияет на все сферы
    жизни, в том числе на экономику.
    Кроме государственной власти в политическую
    систему общества входят профсоюзы, партии, церковь
    и другие организации, преследующие свои цели,
    стремящиеся к расширению своего влияния, обла
    дающие относительной автономией и ответственные
    перед обществом.

    Государственная политика – целенаправленная
    деятельность органов публичной власти по решению
    общественных проблем, достижению социально значимых
    целей развития общества в целом и отдельных его сфер.
    Основные цели государственной политики связаны с
    регулированием действий социальных групп, граждан и их
    организаций, что включает защиту граждан, их деятельности и
    принадлежащей им собственности, обеспечение социальной
    активности и создание условий для производства товаров и услуг,
    необходимых для населения.
    Реализация государственной политики – планомерный
    процесс использования органами публичной власти и институтами
    гражданского общества имеющихся в их распоряжении ресурсов для
    достижения поставленных целей.

    1-й этап - определение общественных
    проблем и целей политики
    (инициирование политики)
    2-й этап - разработка и легитимация
    государственной политики
    (формирование политики).
    3-й этап - осуществление и мониторинг
    государственной политики
    (осуществление политики).
    4-й этап - оценка и регулирование
    государственной политики (оценка
    политики).

    На первом этапе происходит определение и постановка общественных
    проблем, определяются основные цели, задачи и приоритеты деятельности.
    Возможны несколько подходов к решению проблем, и, соответственно,
    несколько стилей формирования государственной политики:
    1) превентивный, когда на основе анализа и прогнозирования развития
    ситуации стараются спланировать и осуществить мероприятия;
    2) реагирующий, при котором активно начинают действовать уже после
    того, как проблема приобретает серьезный характер для общества или
    государства;
    3) кризисный, основанный на преодолении критической ситуации и
    выживании в данных условиях.

    Существуют различные модели
    разработки
    государственной
    политики. В
    зависимости от того, кто играет главную роль
    в выдвижении целей и задач, взяв за основу
    отношения «центр-регионы», можно выделить
    три модели:
    1. Модель «сверху-вниз», или централизованная модель, когда
    решения принимаются на высших уровнях управления, а затем
    доводятся до низших уровней и конкретных исполнителей, которые
    играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.
    2. Модель «снизу-вверх», или демократическая модель, при
    которой формирование политики начинается с нижних структур
    государственного
    управления,
    активно
    привлекаются
    общественные группы и организации, участвующие в разработке и
    осуществлении различных программ и проектов. На основании их
    предложений и с учетом их мнений разрабатывается целостная
    государственная политика.
    3. «Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда
    существует механизм привлечения к разработке политики граждан
    и общественных организаций при сильном централизованном
    управлении.

    Реализация государственной политики - это постоянный, динамичный процесс
    достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы
    государственной власти и институты гражданского общества. Реализация начинается сразу же
    после одобрения и легитимации государственной политики или отдельной программы и является
    основным видом деятельности государственного аппарата.
    Составной частью осуществления государственной политики является определение
    механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов,
    обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными
    задачами.
    Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий:
    Организационно-управленческих
    Нормативно-правовых
    Финансово-экономических
    Социально-психологических

    Государственную политику призваны
    реализовать кадры управления, административный
    аппарат,
    государственные
    служащие,
    олицетворяющие государственную власть. Аппарат
    формирует политическая власть, которой он служит.
    Занятые в аппарате государственные служащие
    выполняют свои профессиональные обязанности в
    соответствии
    с
    положением,
    занимаемой
    должностью.

    Практическая часть:
    Разработка модели принятия государственного
    решения на основе Федерального закона
    «Об общественной экспертизе»

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об
    основах
    общественного
    контроля
    в
    Российской
    Федерации"
    Принят Государственной Думой 4 июля 2014
    года
    Одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года

    Основные идеи законопроекта.
    Под экспертизой в целом принято понимать требующее
    специальных знаний и умений исследование какого-либо вопроса,
    опроса, проблемы, процесса или явления с представлением
    обоснованного
    мотивированного
    заключения,
    содержащего
    рекомендации по устранению выявленных проблем.
    Основная цель проведения общественной
    экспертизы - учет и защита интересов граждан при принятии и
    реализации властных решений. Общественная экспертиза должна
    проводиться в интересах как общества в целом, так и его
    отдельных социальных групп.
    Основной смысл проведения общественной
    экспертизы - поиск вариантов решений социально значимых
    проблем, оптимизация этих решений, оценка реакции различных
    социальных
    групп
    на
    возможные
    варианты
    решений,
    прогнозирование и планирование социальной или управленческой
    деятельности.

    Задачами общественного контроля являются:
    1) формирование и развитие гражданского правосознания;
    2) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение
    тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;
    3) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;
    4) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и
    гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных
    негосударственных некоммерческих организаций;
    5) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти,
    органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных
    органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами
    отдельные публичные полномочия;
    6) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
    7) повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов
    местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и
    организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные
    публичные полномочия.

    Общественная экспертиза:
    1)дает комплексную, системную оценку гуманитарного эффекта от изучаемого действия
    (принятия и/или реализации закона, программы и др.);
    2) проводится специалистами общественных объединений и некоммерческих
    организаций, имеющими большой опыт практической деятельности в соответствующей
    сфере,.
    3) нацелена на предупреждение конфликтных ситуаций и минимизацию негативных
    последствий от ошибок, которые могут возникнуть при принятии решений;
    4) является базовым звеном в процессе "экспертиза - переговоры - контроль",
    характеризующем взаимодействие гражданских организаций с органами власти;
    5) эффективна потому, что гражданские организации объективно заинтересованы в
    качестве закона как социального продукта и лучше, чем органы власти, информированы о
    всем многообразии региональных и местных проблем и технологий их решения;
    6) способствует развитию гражданского общества через повышение их
    потенциала, профессиональный рост и институциональное развитие;
    экспертного
    7) имеет большее доверие со стороны общества;
    8) открыта для дальнейшего обсуждения в обществе, нацелена на привлечение
    интеллектуальных ресурсов самого общества.

    В целях информационного обеспечения общественного
    контроля, обеспечения его публичности и открытости
    субъектами общественного контроля могут создаваться
    специальные сайты
    Доступ к информации об общественном контроле, за исключением
    информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну,
    сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой
    ограничен федеральными законами, является открытым.
    Общественный
    контроль
    осуществляется
    в
    формах
    общественного мониторинга, общественной проверки,
    общественной
    экспертизы,
    в
    иных
    формах,
    не
    противоречащих настоящему Федеральному закону, а
    также
    в
    таких
    формах
    взаимодействия
    институтов
    гражданского общества с государственными органами и
    органами местного самоуправления, как общественные
    обсуждения, общественные (публичные) слушания и
    другие формы взаимодействия.

    Таким образом, общественную экспертизу
    можно рассматривать как форму реализации
    конституционных прав граждан на участие в
    управлении
    делами
    государства
    через
    организацию общественного обсуждения и
    через
    выработку
    предложений
    по
    совершенствованию управленческих решений,
    принимаемых
    на
    различных
    уровнях
    государственной
    власти
    и
    местного
    самоуправления.
    mob_info