[Русский]  [English]

Е. Андрусенко. 2009

Наталья Родионовская: "Все дороги ведут к себе".  Проминат в Ницце.jpg

Белизна горных вершин и синева лавандовых полей, разноцветность осенней Ниццы и летние краски Марселя… Все это – мир, где цвет «звучит», как музыка. Такова идея выставки работ Натальи Родионовской, которая недавно прошла в Москве. Художница назвала ее «Музыка для глаз».

«Точность в передаче чувств оборачивается неточностью в изображении предметного мира на полотне» – творческую позицию постимпрессионистов Наталья Родионовская актуализирует сто лет спустя после того, как во Франции сформировалось это художественное направление. И подобно одному из его крупнейших представителей Полю Гогену российская художница отправляется за темами своих «цветовых симфоний» в далекие странствия. «В Испании или Китае, Италии или Франции я стараюсь уходить от визуальных брендов этих стран, моя цель — в другом», – сказала Наталья Родионовская в интервью «Голосу России»:

Парк Монсо в Париже.jpg«Я двигаюсь в направлении ассоциативного искусства, которое помогало бы людям сосредоточить свое внимание на внутренней гармонии. Неважно, что изображать на картине: кораблики, домики, парки или горы. Важно, что это дает возможность оттолкнуться от реальности перед тем, как отправиться в «путешествие к себе».

По словам Натальи Родионовской, главное в живописи – написать эмоцию. Художница объясняет это так: «Если люди говорят на разных языках, свои эмоции они могут передать с помощью жестов. Еще лучше они поймут друг друга, если к жестам добавят несколько слов, пусть даже не связанных в предложение. Так и живопись может быть неправильной с точки зрения «грамматики». Особенно это проявляется в выборе цвета. Скажем, белый у меня может оказаться синим. Так, например, я перекрасила итальянский город Урбино», – рассказывает Наталья Родионовская.

«В поисках цвета я часто хожу по антикварным магазинам. Однажды я увидела сапфир очень необычного оттенка, а потом использовала его в картине «Взгляд на Урбино». Сиена.jpg

«Цветозависимости», как в шутку называет Наталья Родионовская свою страсть, художница обязана особой любовью к Ницце. Впрочем, столица Лазурного Берега всегда привлекала к себе живописцев. Как не вспомнить серию экзотических полотен Анри Матисса «Одалиски», на создание которых его вдохновила атмосфера Южной Франции? Или библейские образы другого «короля цвета» – Марка Шагала, который прожил в Ницце долгие годы. «В этом городе существует особый красочный слой, «замешанный» на ароматах пряных трав, цветочных лавок, морского бриза, — утверждает Наталья Родионовская. — Цветовую гармонию Ниццы не передаст ни один фотоснимок, ее может «считать» только глаз художника».

«Причем, я люблю не ту типичную Ниццу, в которой светит солнце. Как правило, на моих картинах там слякоть и дождь, поэтому она совсем не такая, какой ее видят туристы. В этом сказывается моя привычка смотреть на вещи как бы с изнанки, прежде чем с лица». пляжи Ниццы.jpg

Своеобразную формулу многоцветья мира Наталья Родионовская находит и в восточной культуре. «Это как десять разноцветных кимоно, надетых одно под другое – их не видно, но мы знаем, что они там есть», — говорит художница. В изображаемых ею букетах и́рисов и ветках акации зашифрована и восточная каллиграфия, которую не различает глаз, но которая непроизвольно пробуждает культурную память. Вместе с тем, автор этих декоративных полотен призывает не к анализу системы знаков, а к фантазии, домысливанию, медитации. И чуткий зритель, глядя на ее работы, возможно, почувствует ароматы и услышит звуки, наполняющие ее «сапфировые города» и «аметистовые сады».

Е.Андрусенко