Дрожь земли: «Змей Мидгарда» и «Боевой крот. История змея Ёрмунганда


Про секретную подземную лодку «Змей Мидгарда» мне рассказал мой знакомый Вальтер Шульке, бывший гаупт-штурмфюрер СС, которому я некогда помог разыскать могилу родственника, погибшего в 1942 году под Сталинградом.

ВОЗДУШНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ ПОДЗЕМНОЙ

В 1933 году немецкий инженер Хорнер фон Вернер запатентовал свой подземоход, точнее, подземноводную лодку. Ее изобретение было сразу засекречено и спрятано в архив. В 1940 году инженер встретился с графом фон Штауффенбергом, будущим руководителем заговора против Гитлера 20 июля 1944 года. Вернер рассказал графу о своем изобретении, а тот доложил о нем руководству вермахта. В то время Германия готовилась к вторжению на Британские острова (операция «Морской лев»). Двигавшиеся под Ла-Маншем подземные лодки как нельзя кстати подошли бы для совершения диверсионных операций. Фон Вернеру были выделены гигантские средства на реализацию проекта.

Подземная лодка Вернера могла нести на себе 5 человек экипажа, боевой заряд в 3 400 кг и передвигаться под землей со скоростью 7 км/ч. Однако проект Вернера застопорился на стадии лабораторных экспериментов. Всесильный тогда шеф люфтваффе Геринг убедил Гитлера в бесперспективности этой подземной машины. Германия сделала ставку на воздушную войну. Проект Вернера был закрыт.

СУДЬБА ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА

Еще один проект подземо- хода был независимо от Вернера разработан в 1934 году немецким инженером Риттером. Его подземная лодка «Змей Мидгарда» была названа в честь мифического змея из скандинавских саг, стерегущего Землю. По замыслу конструктора его «Змей» мог передвигаться под землей, под водой и по земле. А главное - доставлять незаметно для противника большое количество взрывчатки для подрыва британских портов по ту сторону Ла-Манша и под французскую оборонительную линию Мажино.

Риттер предлагал построить 20 подземных крейсеров стоимостью 30 миллионов рейхсмарок каждый. По его мнению, они были способны в одиночку решить исход войны против Франции и Британии, а в дальнейшем - и похода на Восток. Однако проект Риттера вызвал острую критику специалистов, главным образом из-за его дороговизны. В феврале 1935 года «Змей Мидгарда» был возвращен конструктору на доработку. Дальнейшая его судьба неизвестна. Однако после войны в штольне возле Кенигсберга были найдены останки взорванной конструкции гигантской гусеницы. Бытует мнение, что инженер продолжил разработки, но довести их до конца не успел из-за быстрого наступления советских войск.

Подземоход Риттера был досконально изучен советскими специалистами. «Змей» состоял из нескольких отсеков, наподобие вагонов в поезде. Каждый отсек был длиной и шириной около 7 м и 3,5 м в высоту. Длина «поезда» составляла около 500 метров. Впереди, в носовой его части, находилась гигантская буровая головка с четырьмя полутораметровыми бурами, которые приводили в движение 14 мощных электродвигателей. Ток для них вырабатывали дизельные генераторы. На вооружении «Змея» стояли сотня 250-килограммовых мин и еще тысяча 10-килограммо- вых для мелких пакостей плюс 12 спаренных пулеметов MG для наземного использования «Змея».

Для операций под землей «Змей» был снабжен двумя торпедами и снарядами для подрыва скальных пород и облегчения передвижения подземохода. На борту его находились кухня для экипажа, спальня на 60 человек, три ремонтные мастерские, несколько перископов для определения местоположения, радиостанция, баллоны со сжатым воздухом, спасательное устройство для выхода экипажа из 30 человек на поверхность. Под землей «Змей» мог передвигаться со скоростью 3 км/ч в каменистом грунте, 10 км/ч - в мягком, под водой - 3 км/ч и по земле - 30 км/ч при общем весе этой махины до 60 тысяч тонн.

"Есть веские доказательства, что «Змей Мидгарда» (у вас в России его прозвали Змеем Горынычем - видимо, по одноименной сказке) был доведен до ума и испытан в реальных условиях", - утверждал Вальтер Шульке.

"Мой непосредственный шеф, которому стал подчиняться наш батальон на Пенемюнде, захватил меня с собой на эти испытания. Они проводились в конце 1944-го в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом. К сожалению, они закончились неудачно, даже трагически. Подвела гидравлика и еще что-то, о чем я имею смутное представление. Экипаж подземного крейсера был захоронен в толще земли. Через несколько лет, когда раскопали место той страшной аварии, члены экипажа, все 11 человек во главе с штандартенфюрером Клоцке, выглядели как живые. Их вмиг накрыло какой-то жидкостью, действующей подобно бальзаму..."

Иван БАРЫКИН

ПОДЗЕМОХОД ТРЕБЛЕВА

Подземные лодки разрабатывались во многих странах. Однако же впервые о субтеррине заявил еще в 1930-х годах советский конструктор Треблев. По его словам, он заимствовал идею у крота: тот роет землю, вращая лапами и головой вправо-влево, вдавливает выбуренный им грунт сильными движениями холки в стенки норы и проталкивает тело вперед задними лапами. В передней части своей подземной лодки Треблев поместил мощный твердосплавный бур, а в задней - четыре домкрата, толкающие машину вперед. Посередине устройство обвивал шнек, вдавливавший выбуренную породу в стенки скважины. Бур вращался со скоростью 300 оборотов в минуту, а общая скорость «землеройки» составляла 10 м/ч. Подземоход управлялся одним человеком. Питание машина получала по кабелю с поверхности земли. Испытания подземохода прошли на уральской горе Благодать в 1946 году. Подземная лодка Треблева могла быть использована при рытье тоннелей для городских коммуникаций, для геологоразведки, при добыче полезных ископаемых.

Однако конструкция показала себя недостаточно надежной, и работы над проектом были свернуты.

БОЕВОЙ КРОТ

Осенью 1964 года в прессе промелькнуло сообщение об испытании советского подземного крейсера «Боевой крот». Проблемой энергоснабжения этого сложнейшего комплекса занялся профессор Г. И. Бабат. Он предложил использовать для этой цели сверхвысокочастотное излучение. Проектом подземной лодки заинтересовался Никита Хрущев, мечтавший «достать империалистов из-под земли». Первое испытание «Боевого крота» на Урале было успешным. Подземная лодка прошла через гору со скоростью пешехода. Но во время второго испытания лодка по неизвестным причинам взорвалась и осталась в толще горных пород вместе с экипажем. Об этом ни тогда, ни позже не сообщалось нигде.

По некоторым сведениям, «Крот» был оснащен ядерным двигателем. Имел скорость 7 км/ч и был способен нести тонну взрывчатки для боевого применения. Кроме уничтожения подземных бункеров и ракетных шахт противника, «Крот» мог быть использован для скрытого проникновения под территорию Калифорнии и закладки ядерных фугасов под стратегические объекты США. При этом результаты боевого использования «Крота» можно было списать на землетрясение большой силы.

Испытания были строго засекречены с самого начала. При Брежневе проект «Боевого крота» был закрыт.

Наши «Кроты» могли быть использованы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Тогда речь зашла о консервации подземной части аварийного реактора так, чтобы радиация не попала в грунтовые воды. На помощь пришли немцы. Это их машины прорыли вокруг подземной части реактора штольни, куда спустились их специалисты и замуровали «котелок». А ведь мы могли бы с таким же успехом использовать свои подземохода...

«Змей Мидгарда»

В 1934 году инженер Риттер разработал проект подземного корабля! Называлось устройство «Змей Мидгарда» - в честь мифологического огромного змея, окружающего населенный людьми мир Мидгард.

Предполагалось, что «Змей» сможет передвигаться по земле, под землей и под водой, а нужен он был для доставки подрывных зарядов под вражеские долговременные укрепления, линии обороны и портовые сооружения. «Корабль» собирался из шарнирно соединенных отсеков длиной 6 м, шириной и высотой 6,8 и 3,5 м соответственно.

В зависимости от задачи длина его могла изменяться от 399 до 524 м путем замены или добавления секций. Весить конструкция должна была около 60 000 тонн. Представили подземного «червя» высотой с двухэтажный дом и длиной в полкилометра? Под землей «Змей Мидгарда» прокладывал бы себе дорогу с помощью четырех мощных буров диаметром полтора метра каждый, а вращали бы их девять электродвигателей по 1000 л. с.




Буры на буровой головке можно менять в зависимости от типа грунта, ради чего «корабль» нес бы запасные комплекты для скальной породы, песка и грунта средней плотности.

Движение вперед обеспечивали бы гусеницы с 14 электродвигателями общей мощностью 19 800 л. с. Электродвигатели получали бы питание от четырех дизельных генераторов мощностью 10 000 л. с., для которых предполагалось везти с собой 960 000 литров солярки.

Под водой бы «корабль» управлялся 12 парами рулей и двигался со скоростью до 3 км/ч усилием еще 12 дополнительных двигателей мощностью в 3000 «лошадей».

По проекту, «Змей» мог бы ехать по земле со скоростью 30 км/ч (еще раз вообразим: железнодорожный состав на гусеницах, весело несущийся по полю), под землей в каменистом грунте - 2 км/ч, а в мягком - до 10 км/ч.

Управлять «Змеем» должны были 30 человек, в распоряжении которых имелись бы бортовая электрическая кухня, отсек для отдыха с 20 кроватями и ремонтные мастерские. Для дыхания и питания дизелей предполагалось взять в путь 580 баллонов со сжатым воздухом, а связываться с миром можно было бы при помощи радиопередатчика.

Корабль, по мысли Риттера, нес бы тысячу 250-килограммовых мин и столько же 10-килограммовых. Для самообороны на земле экипаж имел бы 12 спаренных пулеметов калибра 7,92 мм. Но всего этого конструктору показалось мало, поэтому воображение военных он планировал поразить еще и специальным подземным оружием, которое должно было действовать на неких секретных принципах. Дракон Фафнир дал свое имя подземной шестиметровой торпеде, «Молот Тора» предназначался для подрыва особо твердых скальных пород, хранящий золото нибелунгов гном Альберих стал одноименной разведывательной торпедой с микрофонами и перископом, а король цвергов Лаурин, любивший больше всего на свете свой розовый сад, пожертвовал свое имя спасательной капсуле для выхода экипажа «Змея» на поверхность земли в случае какой-либо аварийной ситуации.

Стоить каждый «Змей» должен был скромно: 30 миллионов рейхсмарок. Этот прожект всерьез рассматривался, и по итогам обсуждения 28 февраля 1935 года был возвращен Риттеру для доработки. А уже по окончании Второй мировой в районе Кенигсберга даже были найдены штольни и остатки некой конструкции, которая напоминала этот подземный корабль. Видимо, немцы даже пытались вести опытные работы.

Вскоре после путешествия в Йотунхейм Тор в облике юноши оставил Мидгард и однажды вечером явился к великану по имени Хюмир, у которого провел ночь. На рассвете великан поднялся, оделся и приготовился на веслах выходить в море и рыбачить. Тор также встал, торопливо оделся и попросил Хюмира разрешить сопровождать его. Однако Хюмир ответил, что от него не будет никакого толка, так он молод и мал. «Кроме того, - добавил он, - ты умрешь от холода, если я заплыву в море так далеко, как задумал, и останусь там столько времени, сколько намереваюсь». Тор заверил его в том, что является хорошим гребцом, и еще не известно, кто из них двоих вновь вернется на сушу. Он так разгневался на великана, что уже готов был угостить того молотом, однако подавил свой гнев, решив доказать собственную силу другим путем. Потом он спросил Хюмира о том, что послужит им наживкой, и получил ответ, что о таковой для себя ему придется заботиться самостоятельно; тогда, увидев принадлежащее Хюмиру стадо коров, свернул голову самому крупному из быков, носившему имя Химинбриот, и взял ее с собой в море. Хюмир уже столкнул лодку на воду. Тор вступил на борт, уселся на корме и стал грести так, что Хюмиру пришлось признать, что они продвигаются чрезвычайно быстро. Сам он греб на носу и уже скоро сказал, что они приплыли к тому месту, где он всегда ловит палтуса и камбалу. Однако Тор хотел отплыть подальше, и они гребли еще некоторое время. Затем Хюмир сказал, что заплыли они теперь столь далеко, что оставаться здесь опасно из-за Змея Мидгарда, но Тор ответил, что погребет еще, что и сделал. Затем, отложив весла, он привязал самый прочный крючок к не менее прочной лесе, нацепил на него в качестве наживки бычью голову и забросил в воду. Следует признать, что тут Тор одурачил Змея Мидгарда ничуть не хуже, чем Утгарда-Локи его самого, когда он пытался своими руками поднять кошку. Змей Мидгарда взял наживку, и крючок вцепился в его челюсть, что он тут же ощутил и принялся дергаться так, что руки Тора ударились о борт лодки. Разгневавшись, Тор вернул себе свою божественную силу и уперся ногами так, что они продавили днище лодки, и сам стал на дне моря. Наконец он подтащил змея к борту лодки. Жуткая была картина, когда Тор метал огненные взоры на змея, и как взирал на него змей, извергая яд. Увидев змея и то, что лодка наполняется водой, Хюмир побледнел от ужаса; и когда Тор замахнулся молотом, содрогавшийся великан достал нож, перерезал лесу, и змей ушел на дно океана. Тор бросил вслед ему молот, и, как говорят, оружие снесло змею голову; но тем не менее он остался в живых. Тогда Тор ударил великана кулаком, так что тот кувырнулся за борт. Тор же вброд вышел на сушу.


В более старой повести этот миф соединяется с другим, излагаемым далее. Боги посетили великана Эгира, бога моря, однако у него не было котла, чтобы сварить в нем для них пива, и никто из богов не знал, как раздобыть котел, и наконец Тюр сказал Тору, что отец его Хюмир, обитавший к востоку от Эливагара, в конце небес, располагает вполне подходящим и весьма емким котлом глубиной в целую милю. Посему Тор и Тюр отправились к жилищу Хюмира, где они сразу же встретили бабушку Тюра, жуткую великаншу, наделенную девятью сотнями голов: но следом за ней вышла светлая челом женщина, сверкавшая золотом. Это была мать Тюра, предложившая им питье и предложившая спрятать их под котлами в чертоге, поскольку Хюмир часто не бывал рад гостям и был склонен к гневу. Хюмир поздно вернулся с охоты и вошел в чертог: айсберги дрожали от его шагов, а на лице вместо щетины стоял замерзший лес. Женщина объявила ему, что прибыл их сын, которого они так долго ждали, но в компании их отъявленного врага, и что они спрятались за столбом чертога. От одного взгляда великана столп разлетелся вдребезги, и балка переломилась пополам, так что вниз упали восемь котлов, среди которых только один оказался таким прочным, что остался целым. Тогда оба гостя вышли вперед, и Хюмир ощупал Тора подозрительным взглядом; он не ожидал ничего хорошего, увидев врага великанов в своем доме. Тем временем приготовили трех быков, из которых Тор съел двух. Чрезмерная прожорливость Тора естественным образом встревожила Хюмира, и он откровенно объяснил своим гостям, что на следующий вечер всем троим придется удовольствоваться тем, что они поймают своими руками, и на следующий день они отправились ловить рыбу, и Тор разжился наживкой, как было сказано в предыдущем повествовании. Они доплыли до того места, где Хюмир обычно ловил китов, однако Тор поплыл дальше. Однажды, закинув невод, Хюмир поймал двух китов, но на крючок Тора попал Змей Мидгарда. Подтянув ядовитое чудовище к борту лодки, Тор ударил по высокой, как гора, голове своим молотом; отчего задрожали скалы, гром прокатился по пещерам, содрогнулась старая матерь-земля, даже рыбы попрятались на дне океана; а змей опустился в море. Приуныв и примолкнув, Хюмир возвратился домой, а Тор отнес к чертогу лодку с налившейся в нее водой, ведерком и веслами на своем плече. Однако великан оставался в угрюмом расположении духа и сказал Тору, что хоть тот и умеет грести, однако ему не хватит сил разбить его чашу. Тор взял чашу в руку и метнул ее в стоячий камень, но на куски разлетелся камень, а не чаша; тогда он ударил ею о столп чертога, но чаша целой вернулась к Хюмира. Тогда красавица шепнула на ухо Тору: «Брось ее в лоб Хюмира, который тверже любой чаши». Тогда Тор привстал, вернул себе свою божественную силу и метнул сосуд в лоб великана. С тем ничего не случилось, но чаша для вина разлетелась в осколки. «Отлично сделано, - воскликнул Хюмир, - а теперь попробуй вынести пивной котел из моего чертога». Тюр попытался сделать это, однако котел не шелохнулся. Тогда Тор взялся за кромку котла; топая по полу чертога, он поместил котел на голову, а кольца его звенели у ног бога. Не останавливаясь, Тор пошел далее, и они успели пройти довольно много, прежде чем, оглянувшись, увидели целую рать многоголовых великанов, изливающуюся из пещер во главе с Хюмиром. Тогда, сняв котел с головы, Тор размахнулся Мьёлниром и сокрушил всех горных великанов. Так поступил могучий Тор, чтобы принести в собрание богов котел Хюмира; и теперь они могли отпраздновать с Эгиром праздник урожая .

Кроме того, Эгир задал богам пир, на котором Локи осмеивал и поносил всех основных богов и которому посвящена самостоятельная эддическая поэма. По случаю пира чертог Эгира был освещен сверкающим златом.

Машина была вооружена пулеметами и торпедой и проходила 10 метров в грунте за час

Про подводные лодки слышали все, и все их хорошо знают. Но не каждый догадывается о лодках подземных. А ведь подобные проекты существовали в реальной жизни. Да и в будущем к ним могут вернуться, хотя не факт.Проходческий механизм, использовавшийся при сооружении линии Xinyi тайбэйского метрополитена в Тайване. С сайта ru.wikipedia.org

«Тоннельные крысы» с пистолетами
Концепция подземной лодки может показаться странной. Но если вдуматься, ничего принципиально нового в ней нет. Подземная война как таковая известна нам еще с античности. Дабы обрушить вражеские стены, древние римляне и греки активно использовали подкопы. А персидский царь Дарий I, в 520 году до нашей эры, проник в греческую Халкедонию, выведя подкоп на рыночную площадь. Но это были цветочки: настоящей путевкой в жизнь для подземной войны стало появление пороха. Один из самых ярких примеров – взятие Иваном Грозным Казани. Согласно источникам, для взрыва под крепостными стенами использовали 48 пороховых бочек.
Подземными воинами стали т. н. «тоннельные крысы» – американские, австралийские и новозеландские подразделения, применявшиеся для действий в вырытых вьетнамцами тоннелях. Никаких подземных машин у солдат тогда не было. Их снаряжение чаще всего ограничивалось пистолетом, фонариком, портативной радиостанцией и противогазом. Работа была очень сложной и опасной: стоит сказать, что, кроме темноты и замкнутого пространства, бойцов поджидали хитроумные ловушки, оставленные партизанами.
Германский проект «Змей Мидгарда». С сайта naked-science.ru

Что же мешает создать подземную машину, которая сможет вести боевые действия? То есть, подобно подводной лодке прятаться в глубинах и наносить удары, откуда не ждали. Основным препятствием на этом пути является потребность в гигантской мощности, ведь разрушать породы очень тяжело. Нашли источник питания? Хорошо. Как быть со скоростью? Быстро под землей передвигаться не выйдет в любом случае, а противник не будет ждать. А безопасность? На пути может оказаться подземное озеро и много других неприятных неожиданностей.
Метростроевцы решают такие вопросы комплексно: аппараты не только роют, но также и укрепляют тоннель блоками при помощи механической руки (отчасти именно этим обусловлена низкая скорость прохождения). Когда блок установлен, в него упираются домкраты, и огромная машина движется дальше. Ну, а если приходится работать на больших глубинах и грунт очень плотный, нередко довольствуются лишь ручным трудом: в ход идут отбойные молотки и прочие нехитрые инструменты. Скорость прохождения именно в этом случае измеряется всего лишь десятками метров за месяц.
А если какой-либо важный механизм боевой подземной лодки выйдет из строя, никто не сможет ей помочь. Позади не будет укрепленного тоннеля и рабочих с отбойными молотками. А это значит, что шансов выжить у экипажа не будет совсем. Разве только машина будет находиться на глубине чрезвычайно малой и ее можно будет буквально вытащить из-под земли.
Есть много проблем, что называется, фундаментальных. Особенно если говорить о длительном автономном походе. Как, например, снабжать подземную лодку воздухом для дыхания? На атомной субмарине его производят путем электролиза забортной воды. С помощью нее же охлаждают реактор. В случае с «субтерриной» сделать это попросту невозможно: придется искать какие-то оригинальные методы.
Подземоход А. Треблева. С сайта naked-science.ru

Конструктор наблюдал за кротом
Даже странно, что боевые подземные машины все-таки начали создавать. Часто вспоминают подземоход, сконструированный А. Треблевым, А. Кириловым и А. Баскиным. Принцип работы этого устройство Александр Требелев позаимствовал у кротов. Прежде чем приступить к созданию лодки, он с помощью рентгена изучал поведение животного, когда оно рыло норы. Особое внимание конструктор уделял движениям лап и головы зверька. И уже потом приступил к воплощению крота в металле.
Подземная лодка Требелева напоминала по форме капсулу, на носу которой изобретатель разместил бур. Также у нее были шнек и две пары кормовых домкратов. Эти домкраты выполняли функции лап крота. По замыслу создателя, управлять «субтерриной» можно было как изнутри, так и снаружи. То есть, с поверхности посредством специального кабеля. По нему же машина получала электропитание. Подземоход оказался вполне жизнеспособным, он двигался со скоростью 10 метров в час, но нуждался во множестве доработок. На их устранение требовалось много средств, поэтому аппаратом так и не стали пользоваться
Но подземоход – промышленная машина для поиска полезных ископаемых. Первопроходцами по части создания боевых подземных лодок можно считать немцев. Патент на такое изобретение зарегистрировал в 1933 году немецкий изобретатель Хорнер фон Вернер. Подземный аппарат должен был иметь скорость до 7 километров в час и экипаж пять человек. Он мог нести боезаряд в 300 килограмм. При этом аппарат мог передвигаться как под землей, так и под водой. Все это могло пригодиться при осуществлении диверсионных действий. При этом полномасштабная подземная атака на мощную державу, конечно, в принципе не представлялась возможной.
Вспомнили об идее фон Вернера в 1940 году. Как мы знаем, Великобританию и Францию разделяет пролив Ла-Манш. Без господства на море нацисты и подумать не могли о высадке десанта в Великобритании, но и оставлять под боком столь опасного противника тоже не хотели. И тут для диверсий могла бы пригодиться подземная лодка.
Возможно, проект Хорнера фон Вернера получил бы путевку в жизнь, но в дело вмешался рейхсминистр авиации Германии Герман Геринг. Он-то и убедил руководство в том, что военные летчики смогут разгромить британские ВВС, что позволит немцам в конечном счете установить полный контроль над Ла-Маншем. Этого, как мы знаем, не случилось, однако воскрешать проект тоже не стали: вскоре у нацистов появились другие, более важные поводы для беспокойства.
Идея механизировать подземную войну не новая. Проходческий щит – именно так называют подвижную сборную металлическую конструкцию, которая обеспечивает безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной обделки. Считается, что первым такой механизм применил в 1825 году во время сооружения тоннеля под Темзой Марк Брюнель. Сейчас проходческие щиты активно используют в метрострое. Длина одного «червя» может составлять 80 метров, а масса – больше 300 тонн. Скорость движения машины достигает 10 сантиметров в минуту, так что за один месяц она может пройти до 300 метров.
«Крот» с ядерным реактором. С сайта diletant.media

«Змей Мидгарда» – «чудо-оружие»
В 30-е годы появился еще один небезынтересный германский проект. Подземная лодка получила название «Змей Мидгарда» в честь мифического существа. Этот змей по легендам опоясывал всю землю. Отцом проекта является изобретатель по фамилии Риттер. Как и в первом случае, аппарат должен был двигаться как под землей, так и под водой: в последнем случае глубина погружения могла достигать 100 метров.
Лодка состояла из ячеек и чем-то была похожа на поезд. Длина ее могла равняться 524 метрам, а вес составлял 60 тысяч тонн. Для сравнения, самые крупные атомные подводные лодки – субмарины проекта 941 «Акула» – имеют длину чуть более 170 метров. Иными словами, «Змей Мидгарда» мог войти в историю не только как крупнейшая подземная, но также и как самая длинная подводная лодка в мире.
Конструкция аппарата была более чем интересна. Впереди хотели установить буровую головку с четырьмя бурами диаметром полтора метра. Они приводились в движение девятью электродвигателями. Также аппарат имел гусеницы, приводившиеся в движение четырнадцатью электродвигателями, чтобы ехать по земле. Необходимый для работы двигателей электроток вырабатывали четыре дизельных электрогенератора. Под водой машина должна была передвигаться с помощью двенадцати пар рулей и двенадцати дополнительных двигателей.
«Змей» мог нести солидное вооружение: 250-килограммовые и 10-килограммовые мины и 12 спаренных пулеметов. Кроме этого, разрабатывалась подземная 6-метровая торпеда Fafnir, снаряды для взрыва скальных пород Mjolnir, разведывательная торпеда с микрофонами и перископом Alberich, а также спасательное средство для выхода экипажа на поверхность Layrin. Всего на борту лодки, кстати, должны были нести службу 30 человек экипажа.
На борту предполагалось разместить электрическую кухню, спальню с 20 кроватями, три ремонтные мастерские и многое другое. Согласно проекту, на земле лодка могла передвигаться со скоростью до 30 километров в час. Под землей, конечно, скорость была меньше: 10 километров в час в мягком и два – в каменистом грунте. Под водой скорость тоже была невысокая – три километра в час.
Согласно идеологам проекта, лодка могла сама по себе решить исход войны, поразив жизненно важные объекты противника (например, порты). Всего, кстати, хотели построить 20 «Змеев». С учетом сложности конструкции они могли обойтись дороже пресловутых немецких линкоров. Как несложно догадаться, проект многие специалисты признали нереализуемым и в середине 30-х его отправили Риттеру на доработку. Что было дальше, доподлинно неизвестно. Уже после Второй мировой нашли штольни и остатки взорванной конструкции, которая могла иметь отношение к проекту Риттера.
Сейчас подтвердить или опровергнуть это не представляется возможным. Дело в том, что к концу войны в умах руководителей Третьего рейха, охваченных военно-техническим эскапизмом, бродили самые невероятные идеи. Возможно, одним из «вундерваффе», или «чудо-оружия», мог стать и механический змей. Если же судить по факту, ни один из вышеупомянутых немецких проектов так и не получил путевку в жизнь. На то было великое множество причин, кроме уже изложенных выше. Начиная от успехов в начале войны (из-за чего тратиться на такие вещи не хотели) и заканчивая недостатком ресурсов в годы, когда Германия терпела поражения.

Сверхзвуковая струя разрушала грунт
Одним из самых реальных прообразов подземных лодок была британская Nellie. Ее создавали, чтобы рыть глубокие траншеи на линии фронта в период Второй мировой. По этим траншеям пехота и легкие танки могли, как предполагалось, безопасно пересекать нейтральные полосы и проникать в расположение противника. Падение Франции в 1940 году затормозило реализацию программы. Новый опыт военных подсказывал, что позиционной войны в духе Первой мировой уже не будет, и в 1943 году проект закрыли.
Кроме того, известно о создании инженерами ХХ века подземного реактивного снаряда – устройства для скоростной проходки скважин в грунтах и скальных породах со скоростью до 1 метра в секунду при помощи реактивных струй. Реактивный снаряд не нес десанта или ядерного оружия. Разработали его в конце 40-х, а построили в 1968 году. Это был наполненный твердым топливом цилиндр: в носовой части располагались в несколько ярусов сопла.
Подземную ракету устанавливали носом вниз. Сверхзвуковая струя раскаленных газов, вырываясь из направленных вниз сопел под давлением до двух тысяч атмосфер, разрушала грунт под цилиндром, а за счет сопел среднего яруса, направленных вбок, скважина расширялась. К концу 60-х за спиной у инженеров уже были успешные испытания: начали поговаривать про революцию в сфере бурения скважин. Были, правда, и недостатки: управлять снарядом оказалось тяжело, так что в дальнейшем создали несколько новых, более совершенных, версий.
А вот еще фантастическое устройство, о котором нельзя не рассказать – «Боевой крот». Такое говорящее название получила подземная лодка с ядерным реактором, созданная в 1964 году. Точных сведений о лодке не осталось. По разным данным ее диаметр составлял от трех до четырех метров, а длина 25-35 метров. Скорость менялась, в зависимости от грунта – с 7 до 15 километров в час. Экипаж «Крота» – пять человек. Кроме них, лодка могла транспортировать еще 15 солдат и около тонны груза. «Боевой крот» должен был уничтожать подземные бункеры, ракетные установки в шахтах и командные пункты противника. Но во время испытаний «Крот» по неизвестным причинам взорвался под землей. Экипаж спасти не удалось. После катастрофы на этом проекте поставили крест.
В современном мире концепция боевой подземной лодки так и не стала востребованной. И США, и ряд других стран отдают приоритет созданию тактического оружия, а подземная лодка является, скорее, оружием стратегическим, актуальным в эпоху холодной войны, когда предполагалась незаметная доставка к противнику ядерного боеприпаса. В современных локальных конфликтах она вряд ли могла быть полезной, разве что в борьбе с партизанами – для уничтожения тоннелей. Но есть и более дешевые способы, не требующие создания громоздкой махины.


В 1934 г. был разработан проект подземного боевого средства под названием Midgard-Schlange («Змей Мидгард»). Группа инженера Риттера, работавшая над проектом, использовала это название из древнегерманской мифологии, наверное, для того, чтобы вызвать особенный интерес у Гитлера. Мидгард был огромным змеем, с которым сражался бог грома Тор. При проектировании исходили из того, чтобы создать транспортное средство, которое могло двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 м. Оно должно было нести большое количество взрывчатого вещества, которые предполагалось устанавливать под фортификационными сооружениями линии Мажино или во вражеских гаванях. Транспортное средство, первые разработки которого датируются летом 1934 г., состояло из большого количества соединенных вместе ячеек-отсеков. Каждый отсек имел в длину 6 м, в ширину 6,8 м и в высоту 3,5 м. В зависимости от поставленной задачи минимальная длина такого поезда могла составлять 399 м, максимальная длина – 524 м. Впереди располагалась большая буровая головка, такая же, какие используются в горнодобывающей промышленности при подземных работах, на которой располагались четыре бура диаметром 1,5 м. Для привода головки были предусмотрены девять электродвигателей суммарной мощностью около 9000 л.с. Дополнительно имелось еще три комплекта буров, которые заменялись в зависимости от свойств горной породы. Ходовую часть поезда, выполненную на гусеницах, обслуживали 14 электродвигателей суммарной мощностью 19 800 л.с., электрический ток для двигателей вырабатывался с помощью четырех дизельных электрогенераторов мощностью 10 000 л.с., для которых имелись топливные баки емкостью 960 м3. Передвижение под водой осуществлялось с помощью двенадцати пар рулей и дополнительных двенадцати двигателей суммарной мощностью 3000 л.с. В качестве вооружения «Мидгард» нес тысячу 250-кг мин, тысячу 10-кг мин и 12 спаренных пулеметов MG. Транспортное средство весило 60 000 т, экипаж составлял 30 человек. На борту имелись: электрическая кухня, спальня с 20 кроватями, три ремонтные мастерские, несколько перископов, радиопередатчик и 580 больших баллонов со сжатым воздухом. Позднее для «Мидгарда» были разработаны дополнительные подземные средства – Fafnir, Mjolnir, Alberich и Laurin. Fafnir (в германских сагах – дракон) был подземной торпедой длиной 6 м. Снаряды, которые должны были взрывать скальные породы, облегчая продвижение «Мидгарда», получили обозначение Mjolnir («молот Тора»). Alberich был разведывательной торпедой, которая несла микрофоны и перископ. При помощи малого транспортного средства Laurin экипаж «Мидгарда» мог покидать свой поезд и выходить из-под земли на поверхность. Расчетные параметры «Мидгарда» были фантастическими: максимальная скорость по земле 30 км/ч, скорость проходки в каменистом грунте 2 км/ч, а в мягком грунте даже 10 км/ч, под водой 3 км/ч. Риттер в пояснительной записке к проекту предложил строительство 20 «Мидгардов» стоимостью по 30 миллионов рейхсмарок каждый, это было необходимо для реализации плана нападения на стратегические объекты в Бельгии и Франции, а также для минирования английских портов. Согласно предлагавшемуся плану, через три часа после начала военных действий должны быть взорваны 15 портов противника. Деморализованное этими событиями население пока еще не оккупированных областей в панике прекращало поддерживать свое правительство или переходило к гражданской войне. Автор называл «Мидгард» оружием массового поражения, которое приведет к тому, что «отчаявшийся народ окажется перед выбором – погибнуть или остаться в живых». Проект Риттера вызвал много критических замечаний у специалистов. Например, полковник Витингхоф, начальник отдела в министерстве вооружений, написал на папке с проектом такое замечание: «Предложенная конструкция не нова сама по себе, однако какие-либо расчетные обоснования в документации отсутствуют». Поэтому 28 февраля 1935 г. проект возвратили инженеру Риттеру. Дорабатывал Риттер свой проект или нет, на этот счет в литературе никаких сведений нет. Однако после окончания войны в районе Кенигсберга были найдены штольни непонятного назначения, а возле них останки взорванного устройства неизвестной конструкции. В последнее же время в российских средствах массовой информации стали появляться сообщения о попытках разработки подобного подземного средства в СССР. Из этих сообщений следует, что осенью 1964 г. испытывался подземный крейсер под названием «Боевой крот», однако ни конкретные характеристики, ни описания конструкции данного аппарата не приводятся.

Nellie


Машины, по назначению близкие к немецкому «Мидгарду», разрабатывались и в Англии. Они обозначались как NLE (Naval Land Equipment – военно-морское и сухопутное оборудование) и были предназначены для рытья проходов через позиции противника. Сторонником разработки подобных машин был У. Черчилль, который распорядился построить к началу 1940 г. (времени предполагавшегося вторжения немцев) партию из 200 машин. Строительство французской линии Мажино и немецкой линии Зигфрида привело к ложному предположению о том, что любые конфликты снова приведут к траншейной войне. Помнивший об ужасных людских потерях в траншеях 1914-1918 гг., Черчилль хотел вооружить британские отряды землеройными машинами, которые могли рыть большие траншеи или туннели через нейтральную полосу под покровом темноты и под грохот артиллерийской канонады. По прорытым траншеям танки и пехота должны были проникать на вражескую территорию и внезапно атаковать противника. У разработчиков NLE имело несколько названий: Nellie («Нелли»), No man"s Land Excavator («Экскаватор без участия человека), а также Cultivator 6 («Культиватор 6») или White Rabbit 6 («Белый кролик 6»), что маскировало его военное назначение. Первоначально планировалось выпускать в неделю по 20 машин и по 40 двигателей к ним. В своем окончательном виде «Нелли» имела в длину 23,47 м, в ширину 1,98 м, в высоту 2,44 м и состояла из двух секций. Основная секция, которая размещалась на гусеничном ходу, напоминала очень длинный танк и весила 100 т. Передняя секция, весившая около 30 т, была способна рыть траншеи 1,5 м глубиной и 2,28 м шириной. Выкопанный грунт переносился конвейерами наверх и укладывался по обе стороны траншеи, создавая отвалы высотой около 1 м. «Нелли» могла двигаться со скоростью более 8 км/ч, вынимая тысячи кубометров грунта в процессе движения. По достижении заданной точки землеройная машина должна остановиться и превратиться в платформу для выхода движущихся за ней гусеничных средств, например, танков, которые должны подняться из траншеи на открытое пространство и начать внезапный бой. Первоначально предполагалась оснастить машину одним двигателем фирмы Rolls-Royce Merlin мощностью 1000 л.с. Однако выяснилось, что помимо риска пожара, свойственного бензиновому двигателю, он может выдавать только 800 л.с. под постоянной нагрузкой, т.е. меньше, чем требовалось для выполнения задачи. Вскоре все двигатели Merlin срочно понадобились для авиации, поэтому пришлось искать замену. Было рекомендовано использовать два двигателя Paxman 12ТР мощностью по 600 л.с., что потребовало полного перепроектирования «Нелли». Один двигатель должен был приводить в движение резак и конвейеры в передней части аппарата, а второй двигатель использовался для продвижения непосредственно самой машины. Но после падения Франции проект «Нелли» был прекращен. Крупномасштабное производство двигателей Paxman 12ТР для «Нелли» было свернуто, а все изготовленные двигатели передали адмиралтейству. Полевые испытания экспериментальной машины начались в июне 1941 г., но в 1943 г. проект был остановлен. Только пять машин из малых версий «Нелли» были закончены к тому времени. Четыре машины были разобраны в конце войны, а пятую машину разобрали в начале 50-х гг." (с)

Жесть позаимствована из книги

mob_info