Антонио Гауди, гений — он во всем гений. Антонио Гауди — своенравный гений

загадочный архитектор в истории, который творил чудеса">

Антонио Гауди: самый загадочный архитектор в истории, который творил чудеса

Мы часто слышим о гениальных музыкантах, писателях, поэтах. Применительно к архитектуре слово «гениальный» используется гораздо реже. Возможно, потому, что реализовать такой талант намного сложнее, чем любой другой. Тем ценнее для истории каждый, кто сумел пополнить архитектурное наследие человечества неповторимыми по красоте творениями. Самым ярким и загадочным среди таких гениев является испанский архитектор Антонио Гауди – создатель легендарного собора Саграда Фомилиа, дворца Гуэль, дома Батльо и других неповторимых шедевров, которые и сегодня украшают Барселону, делая ее поистине уникальным городом.

Родился Антонио Гауди в Каталонии в 1852 году в семье кузнеца Франциско Гауди-и-Серра и его жены Антонии Курнет-и-Бертран. В семье он был младшим из пяти детей. После смерти матери, двух братьев и сестры Антонио, он вместе с отцом и племянницей поселился в Барселоне. С детства Гауди был очень болезненным, ревматизм мешал ему играть с другими детьми. Вместо этого он совершал длительные прогулки в одиночестве, которые со временем очень полюбил. Именно они помогли ему стать ближе к природе, которая всю последующую жизнь вдохновляла архитектора на решение самых невероятных конструктивных и художественных задач.

Гениальный архитектор Антонио Гауди.

Во время учебы в католическом колледже Антонио больше всего увлекался геометрией и рисованием. В свободные часы он занимался исследованием местных монастырей. Уже в те годы учителя восхищались работами юного художника Гауди. А он с полной серьезностью говорил, что его талант является Божьим даром. В процессе создания своих творений он часто обращался к теме Бога, и не отклонялся от нее даже при выборе художественных аспектов своего творчества. Например, он не любил прямые линии, называя их порождением человека. Зато Гауди обожал круги, и был убежден в их божественном начале. Эти принципы отчетливо прослеживаются во всех его 18 архитектурных творениях, которые сегодня являются гордостью Барселоны. Для них характерно смелое сочетание материалов, фактур и цветов. Гауди использовал собственную безопорную систему перекрытий, которая позволяла не «резать» помещения на части. Повторение его расчетов стало возможным только после создания НАСА расчета траектории полетов космических кораблей.

Первые постройки архитектора – «Дом Висенс», «Эль-Каприччо», «Павильон усадьбы Гуэля». Они значительно отличаются между собой, однако, все украшены большим количеством декоративных деталей в стиле неоготики.

«Павильон усадьбы Гуэля».

В целом архитектурный стиль Антонио Гауди – фантасмагоричeский, трудно поддающийся определению, хотя, архитектора называли гением модерна. Гауди был самым ярким представителем его национально-романтического течения, каталонского модернизма. Невероятно, но ему не помогали инженеры-проектировщики, он действовал по наитию, опираясь лишь на свое чувство гармонии, часто импровизировал и пытался донести свой замысел до помощников с помощью рисунков на доске. В его архитектурных творениях есть все: причудливые конструктивные формы, скульптуры, живопись, мозаика, цветопластика. В них присутствуют люди и животные, фантастические существа, деревья, цветы.

Дом Бальо.

Антонио был очень красив, однако, в личной жизни – одинок. Конечно, у него случались романы, но ни один из них не закончился браком или хоть сколько-нибудь серьезными отношениями. По сути, он был женат на своих творениях. Антонио был вполне обеспеченным человеком и имел возможность снять любое жилье, но во время работы над очередным проектом неизменно жил прямо на стройке, оборудуя для себя небольшую каморку, и носил старенькую спецовку.

Архитектура Гауди делает Барселону уникальной.

Так было и во время его работы над его любимым и, пожалуй, самым грандиозным творением – собором Саграда Фамилиа, Искупительным храмом Святого Семейства, строительство которого ему так и не довелось закончить. Оно началось в 1882 году, когда Гауди было 30 лет, и не закончено по сей день. Архитектор отдал этому проекту 40 лет своей жизни. А 7 июня 1926 года Гауди покинул стройку и пропал. В этот же день на одной из улиц Барселоны под трамвай попал какой-то бедняк. Лишь спустя несколько дней в нем опознали величайшего архитектора Антонио Гауди. Он нашел последний приют в одной из часовен «Саграда Фамилиа».

Собор Саграда Фамилия.

Во время похоронной процессии Гауди, в которой, наверное, участвовало полгорода, произошла мистическая вещь. Многие горожане, среди которых были и весьма уважаемые персоны, утверждали, что видели призраков в толпе людей, пришедших проститься с гением. Например, об этом говорил Сальвадор Дали.

В соборе Саграда Фамилия.

Сегодня эта загадка, взбудоражившая в свое время Барселону, уже стала историей и предметом экскурсий. Но до сих пор находятся люди, которые верят: если в точности повторить маршрут последнего пути Гауди, можно получить частичку его невероятного таланта. А нам остается просто быть благодарными гению за его самоотверженную преданность искусству и любовь к людям, которым он оставил бесценное архитектурное наследие.

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

По легенде, когда Гауди вручали диплом, директор Высшей технической школы архитектуры заявил, что так и не понял, вручает он диплом гению или сумасшедшему. Забавно, что и сегодня отношение к его творчеству так же неоднозначно. Тем не менее, сложно найти человека, который не представляет, о ком сейчас пойдет речь.

В нашем сообществе уже был пост с анонсом . На днях я попала на прекрасную экскурсию по ней и хотела чуть больше рассказать об архитектуре и дизайне от Гауди.

А начну я с проекта Школы при монастыре Святой Терезы... Жоана Баптисты Понс-и-Травау:

Такой простой и ничем не примечательный проект мог быть реализован, если бы Отец Энрике-де-Осси с ним не поссорился и не привлек к работе 35-летнего Антонио. Именно благодаря ему на здании появились башенки - пинакли

и параболические арки. На макете можно рассмотреть внутреннее устройство галереи:


Для отделки фасада Гауди использует камень и кирпич.

Самыми важными в постройках Антонио считал три вещи - вентиляцию, освещение и удобство. Интересно, кто-нибудь сегодня осмелится сказать, что это неправильно? ;)

К сожалению, как и многие постройки, школа была разрушена и восстановлена только благодаря фотографу Адольфу Массо.

Нам задали интересный вопрос, что здесь изображено. Слева - витрина для перчаток. Гауди был щеголем и для владельца перчаточной лавки сделал эскиз витрины. А вот что справа и как можно объяснить эти надписи, кто догадается? (экскурсовод нам тоже задал этот вопрос)

От нео-готики (в те времена было популярно все нео- - нео-классицизм, нео-готика, нео-барокко...) переходим к нео-мавританскому стилю, стилю мудехар.

Макет павильонов усадьбы Гуэля:


Многое из того, что на первый взгляд кажется декоративным, было продумано. Траншеи под баллюстрадами для вентиляции, желоба на крыше расположены так, чтобы вода попадала в поилки для лошадей, а отверстия в крыше делали освещение внутри похожим на звездное небо.

Въездная группа павильонов усадьбы:

Дом Бальо. Фасад. Здесь Гауди пришлось работать в заданных рамках, но он все равно постарался выделить дом среди других построек.


Кстати, на крышах было принято складировать ненужные вещи (как у нас на лоджиях). Гауди это возмущало и он старался сделать все технические детали декоративными, а крышу эксплуатируемой.


Ворота дворца Гуэля:

Во дворце Гуэля располагалось венецианское палаццо с органом для музыкальных вечеров.

А в доме Кальвет Гауди под каждым окном "сажает" гриб с описанием того, как этот гриб можно приготовить. Ведь хозяйка любит грибы.
Хозяева не любят клопов, поэтому входной молоточек стучит по "клопу", каждый входящий в дом "убивает" клопа. А дом Кальвет получил премию за внутренний комфорт.

Парк Гуэля

Один из самых интересных проектов, который не был воплощен в жизнь. По задумке Гауди это должен был быть элитный коттеджный поселок, в котором купили только три дома - Гуэль, его друг адвокат и сам Гауди (для 50-летнего архитектора это был первый собственный дом).

Необычность заключается в том, что после покупки на участке строился заранее задуманный Гауди дом, вмешательство хозяев в ландшафт купленного участка тоже недопускалось. Не только это, но и то, что парк в то время располагался далеко от центра города, а стоимость участков была очень высока, оттолкнуло покупателей.

В колоннах парка скрывается водопровод.

Самый известный элемент парка - скамейка, для которой использовалось множество разбитых сервизов. Техника мозаики давно была известна, Гауди использовал ее для воплощения собственных идей. К тому же обычная плитка не может принимать причудливые вогнутые и выпуклые формы.

"Парковка". Один их немногих проектов, который был переделан, потому что в него не мог заехать роллс-ройс.

Один из тактильных экспонатов - макет группы вентиляционных шахт дома Мила:

Антонио Гауди работал с макетами. Ему гораздо ближе были объемы, чем плоские чертежи. Однако при пожаре макеты сгорели. Когда в мэрии была обнаружена папка с чертежами Гауди, оказалось, что эти планы (они нужны были для согласования строительства) не соответствуют тому, что было построено.

Это чертеж дома Мила, один из последних, сделанных самим Гауди. Руки его уже плохо слушаются, поэтому следующие чертежи делали уже его ученики, а он их только подписывал. У Гауди с детства был ревматизм.

А это фотография дома Мила. С этим домом связано много не очень красивых историй. Мила решились на строительство дома после того, как Гауди закончил дом Бальо. Строительство не только отнимало все деньги семьи, но и не отвечало их эстетическим предпочтениям. Когда они не могут заплатить архитектору, он подает на них в суд и выигрывает. А потом отдает полученные деньги на благотворительность, потому что получить их было просто делом принципа.

В доме Гауди воплощает идею отсутствия прямых линий. В то время как плавные линии напоминают песок, дом получает название "каменоломня". Внутри Гауди тоже отказывается от прямых линий. Надписи на фасаде - куски из гимна Ave Maria, однако от скульптурной группы на крыше хозяева все-таки отказались.

Вид сверху:

Дизайн от Гауди

Одной из важных вещей Гауди считал эргономику. Обычно, когда ты берешься за ручку, ты не знаешь, что с ней делать. Антонио делал ручки под руку так, чтобы было понятно, надо на нее нажимать или крутить. Ими могли пользоваться как правши, так и левши. Деревянная дверь из дома Мила.


Решетки были сделаны так, чтобы на доме сменялись узоры в разное время дня, благодаря падающим теням. От этого дом выглядит еще более неровным.

Крючок для одежды:

Цепь на входных воротах башни Дамья Матеу "Ла Миранда"


Плитка для дома Мила (тактильные образцы).

Слева - потолочная плитка. Такой узор создается ударами хлыста. Справа очень плавный и приятный на ощупь узор для напольной плитки. Один из любимых мотивов Гауди - соты.

Знаменитая "анатомическая мебель" Гауди. Когда Гауди только приехал в Барселону, он сделал для себя стол, который прослужил ему до конца жизни. Точно так же он старался делать мебель для других проектов. В первую очередь она должна быть удобной.

Например, на этой скамейке сидящие люди не мешают друг другу и при этом могут комфортно общаться:

С помощью треугольной плитки можно оформить любые изгибы.

Две плитки "бархатцы". Чтобы по макету можно было выкладывать на фасаде куски мозаики, Гауди создал узор, который стыкуется друг с другом, как его ни поверни.

Внутренний двор дома Бальо. Внизу обычно темно, сверху окна выглядят маленькими. Поэтому внизу была светлая плитка, наверху темная, а окна больше.

Создание формы

Этот метод был известен и до Гауди, но он активно стал пользоваться им на практике. Основывается он на предпосылке, что силы сжатия равны силам растяжения. Веревочки с грузами заменяют представление части купола, колонны, стены.
Кусок стены в пол-кирпича имитируют грузики в 10 гр. через 5 см, полный кирпич - 20 грамм. Получается цепь из грузиков. К потолку подвешивают масштабированные колонны, а на них закрепляют веревочки с грузами, пропорционально весу конструкции купола. В итоге получается тот самый параболический прогиб. Остается зарисовать или сфотографировать форму и перевернуть картинку.


Отражение в зеркале:

Образец измерителей, которыми пользовался Гауди до 1915 года.

Собор Святого Семейства. Думаю, про это строительство всем известно.

Оставлю тут начало работы и планируемое завершение работ. Как известно, сам Гауди погиб в 72 года под колесами трамвая, а работы продолжаются на пожертвования. Само строительство было начато с части "Рождество", самой выгодной с точки зрения маркетинга и простой для строительства.

Гауди было важно, чтобы изображаемые животные и растения выглядели правдоподобно снизу. Поэтому работы много раз спускали и поднимали наверх, чтобы удовлетворить перфекционизм архитектора, а он очень долго подбирал нужных животных. Одна из самых известных историй - история про замученного ослика. Гауди искал грустного ослика, но ему приводили здоровых ослов. Наконец, он сам увидел замученного ослика и уговорил отдать его на 2 недели. Когда хозяйка пришла за своим осликом, она узнала его на фасаде. Что вы сделали с ним?
Гауди вывел довольного ослика и сказал, что его обмазывали жиром и быстро сделали слепок. Ослик не пострадал.

Я постаралась рассказать о том, что мне показалось самым интересным во время экскурсии, организованной для нас компанией

Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реус в Каталонии. Рыжий и голубоглазый, словно специально отмеченный Богом, он не походил на типичного испанца. Да, в общем-то, он им и не являлся. Как каталонец, он был испанцем и неиспанцем одновременно. Даже фамилию его принято произносить с ударением на последнюю букву, как делается во Франции.

Юный Антонио рос слабым и болезненным мальчиком. Подвижные игры не привлекали будущего архитектора, и он развлекался иначе - мог часами наблюдать, как медленно текут по небу облака, как струится ручей, пытался понять, как листья образуют крону, почему у камней такие разные формы. Антонио истово верил в Бога, которого благодарил за каждую минуту своей жизни - ведь в глубоком детстве он случайно услышал, как врач говорил его маме, что малыш «не жилец», и Гауди поклялся сделать что-то великое, чтобы заслужить у Создателя право оставаться на этой земле. С тех пор он искал свой путь, свое предназначение, и, наблюдая, как муравьи деловито снуют вокруг своего жилища, он понял, что хочет быть архитектором, ведь что может быть лучше, чем придумывать новые здания!
Предупредим читателя заранее, что это у Антонио получилось, да еще как! Однако смелые и экстравагантные идеи молодого архитектора не пришлись по душе муниципальным властям, заказавшим его первое здание. Мало того, что оно имело вызывающе странный вид, но еще и смета оказалась просто огромной. Гауди никогда не пытался сэкономить, проектируя новое здание. Чертежей вольнодумец не делал, строя по наитию и полагаясь на природное чувство гармонии. Такое отношение к работе и ее необычные результаты привлекли других клиентов - местную буржуазию, обеспеченную и следящую за модой часть населения. Большинству из них хотелось поразить воображение соседей своим жилищем, работы Гауди подходили для этого как нельзя лучше. Именно частные дома, созданные им, сейчас являются главными достопримечательностями Барселоны.
Судьба улыбнулась Гауди, и нашелся человек, способный оплатить необъятные расходы на постройку его шедевров - граф Эусебио Гуэль. Будучи крупным промышленником и весьма состоятельным человеком, Гуэль обожал современное искусство и много путешествовал по Европе. Не жалея ни копейки, Гуэль предоставил Гауди полную свободу творчества - и архитектор отпустил свою фантазию на волю.
Гауди строил шедевры один за другим, каждый раз придумывая что-нибудь новенькое, никогда не повторяясь. Архитектор не ограничивался зданиями, создавая все, что могло прийти ему в голову - от шкатулок и уличных фонарей до фонтанов и скамеек. Это его умение пригодилось, когда Гуэль предложил ему смелый проект - парк, в котором будет место для прогулок, и элитные постройки для местной аристократии. Для этого он приобрел огромную гору на окраине города, на которой со временем был разбит великолепный парк - красивейшее творение мастера. Однако, хотя невероятно красивый проект и был безупречно выполнен, в парке из 60 участков было продано лишь 2 - и то на одном из них поселился сам Гауди. Даже сейчас, при наличии двух эскалаторов, приходится долго взбираться на эту гору, а тогда было полным безумием - поселиться так высоко. Но Гауди упрямо продолжал взбираться по бесконечным ступенькам, да еще и носил в карманах куриные яйца - обожаемый им символ идеальной природной формы. Правда, раз поскользнувшись, он бросил эту странную затею.
Шли годы, и Гауди становился все более чудаковатым. Он с головой уходил в каждый проект, забывая о комфорте. Архитектор питался фруктами и хлебом с молоком, а одевался так плохо, что горожане принимали его за нищего. Он был одинок, и хотя в молодости пережил несколько увлечений, архитектура не оставила в его сердце места для женщины.
7 июня 1926 года в Барселоне под колеса трамвая попал какой-то нищий. Его отвезли в городскую больницу, в карманах бродяги кроме молитвенника и четок ничего не было, и когда, не приходя в сознание, он умер, было решено похоронить старика в общей могиле. Каково же было удивление врачей, когда проходящая мимо по коридору женщина вдруг воскликнула: «Это же Гауди!» Потом было пышное всенародное прощание с великим зодчим, толпы народа стекались со всей Каталонии.Антонио Гауди был похоронен в крипте своего любимого детища, недостроенного Собора Святого Семейства.

Это все у нас на словах, но давайте просто наслаждаться, хотя бы на фотографиях)

Casa Vicens - одно из первых творений.

Casa Batlo - «Дом костей», уже страшно.



Casa Mila - «Каменоломня» по-нашему.



С Барселоной у меня связано воспоминание детства:

Это было в Барселоне
Девятнадцатого мая,
Когда все цветы, деревья
Расцвели, благоухая.

Дальше - не помню. Чье стихотворение - не знаю. Мама читала его с таким чувством, что я наяву представила себе эту майскую цветущую, нарядную Барселону. Даже в самом этом имени было что-то ласкающее. Барселона навсегда связалась в моем воображении с Первомаем и маёвкой - самыми веселыми праздниками нашего детства.

Впервые я попала в Барселону много лет спустя, в феврале. Шел дождь. Наутро, прильнув к окну автобуса, я увидела город: умытый, нарядный, раскрашенный, как дымковская игрушка. Это была Барселона моих детских грез. Это была Барселона Гауди.

Разумеется, не один Гауди создавал современную Барселону. Город знавал множество талантливых архитекторов на сравнительно коротком отрезке времени, именуемом Каталонским Возрождением. Кроме Барселоны Гауди, существует еще и современная Барселона, готическая Барселона, и район, в которой воплощены стили всех испанских провинций, и знаменитая Рамбла - район старой Барселоны. Но Барселона Гауди - это нечто особое, ни с чем не сравнимое. Тринадцать объектов (не всегда это здания), построенных Гауди в Барселоне, придают ей своеобразие и очарование и являются неотразимой приманкой для туристов.

Барселона Гауди - это сказка, воплощенная в архитектуре. Перед его жилыми домами толкутся зеваки - такого я не видела нигде. Странно, что в этих домах-теремах живут люди, а не обитают сказочные существа; что под этими вздыбленными крышами, за этими изогнутыми фасадами с вспученными балконами идет будничная жизнь. Еще труднее представить, что каждая деталь этого избыточно-пышного декора несет не только эстетическую, но и функциональную нагрузку. То есть создана не только для того, чтоб поразить воображение: богатые барселонцы привыкли не только к роскоши, но и к комфорту.

Гауди - гений, намного опередивший свое время. Феномен, не поддающийся объяснению и тем более подражанию. Неповторимый, несравненный, немыслимый.

Гауди причисляют к каталонскому модерну. Он и является ярчайшим его представителем. Но полностью он не вписывается ни в какое архитектурное течение. С таким же успехом его можно отнести к мавританскому барокко, к неоклассицизму или к неоготике. Но он предпочел своевольно перемешать все архитектурные стили, создав свою собственную эклектику. Что, действительно, отличает его от всех - это связь архитектуры с природой. Гауди обожествляет природу. У него церковные шпили завершены снопами злаков и початками кукурузы, арки окон увенчаны корзинами с фруктами, с фасадов свисают гроздья винограда; водосточные трубы извиваются в форме змей и рептилий; дымоходы закручены улитками, решетки выкованы в виде пальмовых листьев. Но Гауди совершает то, на что до него не отважился никто: он переносит законы природы на архитектуру. Он сумел добиться непрерывной текучести архитектурных форм, доступных лишь живой природе. Он применяет параболические перекрытия и наклонные древовидные колонны. В его проектах нет ни одной прямой линии, как нет ее в природе. Лепнина порталов Собора Святого Семейства напомнила мне Посвящение из:

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны.

Волн в архитектуре Гауди столько, что впору укачаться, а тридцать витязей прекрасных тоже найдут свое отражение в другом его шедевре, об этом - чуть ниже. Это, впрочем, мои собственные ассоциации: другой созерцатель может увидеть то, что имел в виду Гауди: историю Святого семейства. И прочитать соответствующим образом рельефы и статуи на портале Рождества - единственном, завершенном Гауди при жизни. Но даже закосневший в своем неверии атеист не может удержать восторженного вопля при виде четырех ажурных неоготических башен, взметнувшихся с Западного фасада над Барселоной. Гауди мечтал сделать Барселону католической столицей Испании. Он хотел вернуть Каталонии былое величие. Он добился своего. Отныне Барселона не мыслится без Храма Святого Семейства Гауди, как Париж - без Эйфелевой башней и Нью-Йорк - без Статуи Свободы.

Гауди отдал строительству Храма сорок пять лет жизни, но идея создания Храма принадлежала не ему, и не он был назначен его архитектором, хотя ко времени закладки храма в 1882 ему был 31 год и он уже создал несколько замечательных проектов. Идея принадлежала барселонскому книготоргоцу Жузеппе-Мария Бокабелья, который создал Ассоциацию почитателей Св.Иосифа. Ассоциация поручила создание Храма архитектору Франсиско де Вилья. Но едва начали возводить стены крипты (часовни), как у де Вилья возник конфликт с Ассоциацией и он отказался от строительства. Поэт Жуан Марагель, друг и почитатель таланта Гауди, и богатый промышленник и меценат Эузебио Гуэль предложили кандидатуру Гауди.

В ноябре 1883 года Гауди возглавил строительство, и руководил им до самой своей смерти в 1926 году. Последние 12 лет он отказался от новых проектов и целиком сосредоточился на Храме. В 1925 году он оборудовал себе жилье в Храме, чтобы иметь возможность руководить строительством практически, безотрывно. 7 июня (по другим источникам - 10-го) 1926 года Гауди вышел на свою обычную прогулку в церковь Сан Фелипе Нери. Он шел, погруженный в свои мысли, и не заметил приближающийся трамвай. Он был еще жив, когда его доставили в больницу. Гауди всегда уделял очень мало внимания своей внешности, и его не сразу опознали, приняв за бездомного. И отнеслись соответственно. Он прожил еще три дня. Его похоронили в любимой им часовне - единственном месте в Храме, где сейчас совершаются богослужения.

Гауди сохранил план своего предшественника - латинский крест с пятью продольными и тремя поперечными нефами, хотя конфигурация фасадов в процессе строительства менялась неоднократно. Каждый из трех фасадов, символизирующих три религиозных добродетели - Веру, Надежду и Милосердие, должен быть увенчан четырьмя башнями - колокольнями, в честь двенадцати апостолов. Скульптор Джузеппе-Мария Субиракс создал по эскизам Гауди около ста скульптур на темы Страстей для центрального фасада на Западном портале.

Гауди не надеялся завершить Храм Святого Семейства при жизни. Он мечтал закончить Восточный фасад Рождества, чтобы плоды его усилий могло увидеть его собственное поколение. Этим самым он обязывал будущих строителей продолжать работу. Он успел закончить часовню, апсиду (полукруглую часть здания), секцию монастыря, часть вестибюля и церковно-приходскую школу. Три колокольни фасада Рождества были закончены уже после его смерти. Он оставил подробные чертежи, макеты в масштабе 1:10, эскизы дизайнов, дабы последователи не уклонились от его замысла. Но продолжать строительство оказалось непросто: оно требовало огромных средств. На время гражданской войны его решено было законсервировать. Несколько раз Храм находился под угрозой уничтожения. Школа была разрушена, мастерская Гауди разорена. Полемика по поводу того, продолжать или заморозить работы, явилась логическим следствием отношения властей к творчеству великого каталонца. Работы то разворачивались полным фронтом, то сворачивались из-за недостатка средств. Но тут вмешался Его Величество народ. В Фонд строительства Храма продолжали поступать деньги. Гауди верил:. И не ошибся. В среднем строительство требует три миллиона долларов ежегодно. В этом году барселонские евреи пожертвовали пять миллионов. Но даже при стабильном притоке средств, строительство рассчитано минимум еще на 65 лет, хотя точную дату никто назвать не может. Не мог ее назвать и Гауди. Когда его спрашивали, когда же будет закончена Саграда Фамилия, от отвечал: .

Сейчас над Храмом нависла стрела башенного крана. Интерьер - огромная строительная площадка: бетономешалки, железные конструкции, железобетонные блоки, гипсовые детали декора, капители колонн. Применяются самые передовые технологии и материалы, каких не знал Гауди. Компьютерный анализ подтверждает точность его расчетов, которые он проверял с помощью мешочков с песком, подвешиваемых к макету. Скептики сомневаются, что Храм Св. Семейства вообще когда-нибудь будет закончен и что тайный замысел Гауди заключался в том, чтоб сделать его строительство вечным.

Это может сегодня показаться невероятным, но до 1952 года, когда Испания отмечала 100- летие со дня рождения Гауди, его имя было мало кому известно. Он не упоминался ни в одном учебнике по истории искусств, и даже специалистам ничего не говорило имя. Последние годы жизни Мастера были окутаны молчанием. Да и сейчас его имя не пользуется такой популярностью, как, например, имена Ле Корбюзье и Фрэнка Ллойда Райта.

На заре своей деятельности Гауди был связан с рабочими профсоюзами. Рабочее движение в промышленной Каталонии, особенно в текстильной промышленности, носило наиболее острый характер. Первым крупным проектом Гауди было создание рабочего городка в Монтаро. Впоследствии Гауди отошел от рабочего движения, стал истовым католиком и водружал христианские символы не только на соборах и жилых зданиях, но и на сугубо утилитарных постройках. Но, странным образом, его башни и колокольни напоминают вытянутые жирафьи шеи, католические кресты - пышно завязанные банты, окруженные воздушными шарами. Суровая католическая символика никогда еще не получала столь нестандартного воплощения. Похоже, великий архитектор навсегда остался в душе ребенком. О раннем детстве Гауди известно мало.

Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 году в каталонском городе Реусе в семье котельных дел мастера и был пятым и последним ребенком. Двое старших детей умерли во младенчестве. Антонио рос слабым и болезненным мальчиком. С шести лет он страдал артритом. Из-за ревматических атак он часто пропускал школу и отставал по математике и географии. Болезнь отдаляла его от сверстников и способствовала уединению. Правда, в школьные годы у него было два закадычных друга. Несмотря на болезнь, Гауди любил совершать долгие пешие загородние прогулки. Эта привычка сохранилась у него до конца жизни. Его любовь к природе зародилась именно во время этих одиноких прогулок. Женщин в биографии Гауди не мог бы обнаружить даже самый дотошный исследователь. Был в его юности романтический эпизод, но девушка предпочла другого, и Гауди остался холостяком. Его единственной любовью стала архитектура.

В первые два года учебы Гауди в архитектурной школе в Барселоне на его семью обрушились одно за другим несчастья: умер старший брат, только что получивший диплом врача; за ним вскоре умерла мать, а потом и сестра Роза, оставив на его попечении свою маленькую дочь. После смерти матери отец Гауди продал свою мастерскую и вместе с внучкой переселился в Барселону к сыну. Гауди приходилось много работать, чтобы прокормить себя, отца и болезненную племянницу. Отец умер в 1906 году в возрасте 93 лет, племянница - шестью годами позже. Дом, где родился Гауди, не сохранился. Его снесли. На современном здании из стекла и бетона выбита надпись о том, что на этом месте стоял дом, где увидел свет великий архитектор. В Реусе есть гостиница, носящая имя Гауди, и больше ничто не напоминает о нем в этом маленьком сонном городке, совершенно пустом в это воскресное утро, когда мы посетили его.

Антонио не был прилежным студентом. Лекциям он предпочитал работу над книгой и осмысление собственного опыта. Своей эрудицией он обязан не столько академическому образованию, сколько самообразованию.В 1878 году он получил диплом архитектора и тогда же выиграл первое место в конкурсе на реконструкцию одной из старинных площадей Барселоны - Plaza Reial. Ему было поручено создание светильников.Это был первый и единственный государственный заказ. На протяжении почти всей жизни Гауди подвергался остракизму со стороны городских властей, и даже его частные заказчики не всегда разделяли его идеи. Упрямство и железная воля, с которыми он преодолевал препятствия, биографы объясняют национальными особенностями характера, свойственным жителям Реуса.

Расцвет Гауди связан с началом каталонского ренессанса. Богатые промышленники и купцы щедро жертвовали на перепланировку и реконструкцию Барселоны. Они заказывали здания знаменитым архитекторам, которые состязались друг с другом в изобретательности. Три дома, построенные в Барселоне 1880 году, обозначили начало каталонского модерна: издательский дом Монтанер и Симон (архитектор Доменич); столярная фабрика (архитектор Виласез) и Каза Висенс Антонио Гауди. Все три здания были построены под влиянием мавританской архитектуры из керамических плиток и кирпича. Развитие модерна дало толчок развитию местной керамической промышленности.

Каталонский модерн возник на мощном гребне национального сопротивления. Каталония не всегда принадлежала Испании. Она стала испанской в результате роялистского брака Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, той самой, которая отправила в путешествие Колумба и изгнала из Испании евреев. Последующие три столетия Каталония постепенно теряла свои привилегии и все больше становилась испанской провинцией. Гордые каталонцы не могли с этим смириться. Они решительно воспротивились испанской культурной экспансии. Взрыв национального самосознания коснулся всех сфер общественной жизни: музыки, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, языка. В конце концов каталонцы вернули свой язык - каталанский и добились автономного управления. Барселона стала самым красивым городом страны.

Барселона - город музеев. Надписи в большинстве музеев сделаны на двух языках: испанском и каталанском. Это усложняет осмотр. Странное отношение к туристам в стране, десятилетиями пребывавшей в полной изоляции. Впрочем, отношение к английскому языку наших отечественных ничуть не лучше. Скорее коренные янки выучат китайский, чем они - английский. Приятная новость: некоторые путеводители и альбомы изданы на русском языке. Автор Жорди Бонет и Арменголь снабдили текст буклета о Храме Св. Семейства терминами, в которых без специалиста не разобраться. Что означает, например "геометрическая модуляция?" Или выражение "распределить инертную нагрузку и умножить число активных элементов?" Но сам факт издания справочной литературы на русском языке говорит о том, что русские туристы - не такая уж редкость в этих краях. Мне лично за все время тура они не попадались, но их присутствие ощущалось постоянно. Вернемся к Гауди.

Первые двадцать пять лет работу над Храмом Святого Семейства Гауди сочетал с другими, в основном частными, заказами. Первый жилой дом ему заказал Мануэль Висенс, кирпичный и керамический фабрикант. Буйная фантазия Гауди только и ждала этого заказа. Он соорудил кирпичный особняк в мавританском стиле, инкрустированный многоцветными керамическими плитками, с круглыми башнями по углам. - настоящий маленький дворец из "Тысячи одной ночи", декорированный с восточной роскошью.

Среди жилых домов Гауди особенно знаменит многоквартирный дом, вошедший в историю под названием. Этот дом в народе прозвали (), или, еще того хуже, "Мясным пирогом". Но если бы из всех модерновых зданий в мире в мире осталось бы только это одно, оно олицетворяло бы модерн в его совершенном виде. Это шестиэтажное волнистое здание обтекает пересечение бульвара Грациа и улицы Провенца. Туда пускают посетителей, как в музей.>Вам в секцию А или Б?> - спрашивает кассир. На всякий случай отвечаю: И из роскошной квартиры на шестом этаже попадаю в аттик с параболическими арками, затем и на крышу со знаменитыми дымоходами и вентиляционными трубами, которые стали символом Барселоны в неменьшей степени, чем Саграда Фамилия. Предвидя поток посетителей, Гауди превратил крышу в террасу и одновременно смотровую площадку. В подвале он разместил конюшни - это был прообраз гаража. Он впервые применил рампу для лошадей и экипажей - этот принцип стал использоваться впоследствии в многоярусных паркингах.

В Гауди добился игры света и теней на фасаде, создающей иллюзию движения. При этом он использовал минимум декора. Окна и балконы оформлены железными решетками сложного рисунка. Внутренние дворы - их два - овальные колодцы с колоннами. Квартиры, выходящие на фасадную часть, залиты светом. К сожалению, впоследствии их конфигурация была значительно выпрямлена. Мебель Гауди конструировал сам, придерживаясь той же тории текучести. А на крыше выстроились странные фигуры, напоминающие то ли воинов в шлемах с лицами, закрытыми забралами ("тридцать витязей прекрасных"), то ли гигантские колокола. Это и есть знаменитые дымоходы и вентиляционные трубы.

В 1900 году богатый промышленник и меценат Эусебио Гюель поручил Гауди грандиозный проект элитного загородного поселка для состоятельных барселонцев. Склон безлесной горы за городом был выровнен и разбит на 60 домовых участков, которые предполагалось разместить в парке. Вершину горы должна была украшать церковь. Гауди работал над этим парком Гюэль с 1900 по 1914 год. В финансовом отношении проект потерпел фиаско - только два участка были куплены и два дома построены. Один дом принадлежал адвокату Марти Триасу, другой, по проекту архитектора Беренгуэра, Гауди приобрел для себя. Он жил там с 1906 по 1925 год. Сейчас там находится его музей-квартира.

Барселонцев можно понять: слишком далеко находился парк Гюэль от города. Слишко далеко и слишком высоко. Только неутомимый ходок Гауди мог ежедневно преодолевать это расстояние от дома до Храма пешком. Сейчас к подножию парка ведут два эскалатора. И все равно приходится взбираться по крутой улице под углом в 45 градусов. А там начинается бесконечный серпантин к вершине. На том месте, где должна была быть церковь, установлена каменная смотровая площадка с тремя крестами. Взбираться по скользким, мокрым крутым ступеням было чистым безумием. Это была высшая точка Барселоны. Перила кончались где-то на середине. Какой-то молодой человек подал руку. Панорама Барселоны внизу была мне наградой. Я зашла в парк с тыла и обнаружила комплекс Гауди, уже спускаясь вниз. И была поражена, как все без исключения посетители этого места. Центральный вход: стоколонный крытый рынок, большая центральная площадь, окаймленная 200-метровой скамейкой, центральная лестница с фонтанами, два маленьких домика у входной арки, окружающая поселок стена, и целый лес колонн, поверх которых вились пешеходные тропинки. Если бы Гауди больше ничего не создал, этого ансамбля ему было бы вполне достаточно, чтоб обессмертить свое имя. Парк Гюэль замечателен не столько как памятник архитектуры, но и скульптуры. Это - ожившая сказка о Гензель и Гретель - западным авторам ближе ассоциации с братьями Гримм. По бокам парадных ворот расположились два сказочных терема. Тот, который слева, украшенный высокой башенкой с характерным пятипалым крестом, предназначался для администрации (сейчас там сувенирный киоск, гардероб, буфет, туалеты). Башня сделана из бетона. Это первый случай применения бетонной конструкции в Испании. Домик справа был служебным. Парадная лестница с керамической балюстрадой, с драконами и змеями, изрыгающими каскады воды, ведет к базарной площади, украшенной 86-ью шестиметровыми дорическими колоннами, полыми изнутри: по ним, как по трубам, сходит в дренажную систему дождевая вода. Волнистый потолок рынка выложен мозаикой и украшен медальонами. Колонны служат основанием для большой террасы. По замыслу, эта терраса должна была служить зоной отдыха для обитателей будущей колонии. Гауди называл эту площадь. Единственным украшением террасы является знаменитая извивающаяся 200-метровая скамейка с изумительной красоты мозаичной балюстрадой. Любимый ученик Гауди Джуйоль создал для нее дизайн. Парк окружен стеной, облицованной круглыми керамическими плитками, с семью воротами. Нижняя часть стены сделана из бута, верхняя- из рустицированного камня, покрытого керамикой. Кромка каждые 8 метров прерывается большими керамическими дисками, на которых мозаикой выложены слова и. О парке можно рассказывать бесконечно: он полон сюрпризов и неожиданностей. Несмотря на незавершенность всего проекта, Парк Гюэль - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство.

Парк Гюэль купило правительство Барселоны, объявив его памятником Искусства. В 1969 году правительство Испании присвоило ему звание Национального памятника. А в 1984 году ЮНЕСКО объявило его Наследием Гуманизма. Таким образом, Парк Гюэль находится под тройным протекторатом.

Несколько месяцев спустя после смерти Гауди Барселону посетил молодой японский скульптор Кендзи Имаи. Он был настолько потрясен Храмом, что решил создать в Нагасаки собор на основании изучения работ Гауди. С тех пор началось паломничество японцев в Барселону. Немецкий архитектор Гропиус в пятидесятые годы посетил часовню Колонии Гюэль. Более часа он не мог вымолвить ни слова, созерцая это чудо. Впервые посетив Барселону в 1927 году, Ле Корбюзье сказал: " Это - великий строитель нашего века". На выставке в Париже в 1961 году был признан вклад Гауди в мировую архитектуру. Во всем мире самобытность Гауди рассматривается как высочайшее искусство всех времен и народов. В будущем году, в 150-ю годовщину Мастера, не только вся Испания, но весь цивилизованный мир воздаст ему почести, которых он не удостоился при жизни.

На неповторимый архитектурный облик столицы Каталонии оказало магическое влияние творчество великого мастера Гауди. Архитектор Антонио Гауди и Корнет (Antoni Gaudi i Cornet) родился 25 июня 1852 года в городе Реус каталонской провинции Таррагона. Родители его были котельщиками, и юный гений часто помогал отцу и деду, восхищаясь виртуозной работой их рук при изготовлении изделий из меди. Влюбленного в природу и наблюдательного Антонио с детства привлекали совершенство форм, игра цветов и линий. Любовь ко всему натуральному нашла выход в творчестве Гауди – излюбленными материалами мастера стали камень, керамика, дерево и кованое железо.

Всего в архитектурном наследии Гауди 18 сооружений, большинство из них находится в Барселоне, определяя весь облик города. Он был влюблен в этот город, говорил по-каталански и в культуре своего народа черпал неиссякаемое вдохновение для творчества. Среди самых известных работ Антонио Гауди в Барселоне – дом Висенс, школа Терезианок, дом Бельесгуард, дворец Гуэль, дом Бальо, дом Мила (La Pedrera), парк Гуэль и, конечно, храм Святого Семейства.

Таинственный символ города – храм Святого Семейства

Храм – это «фирменный знак» Барселоны, общепризнанный символ города. Его величественные башни производят поистине незабываемое впечатление, само здание полно тайн и закодированных посланий Гауди. Но, пожалуй, главная загадка этого шедевра, который был задуман как храм искупления грехов, – в его незавершенности.

Здание проектировалось в готическом стиле, следы его прослеживаются в крипте и апсиде, однако потом гений импровизации поменял идею, экспериментируя со стилями и создавая свой уникальный архитектурный почерк. При создании храма Гауди почти не использовал чертежи, он собственноручно делал эскизы, и поэтому на работу уходило очень много времени. Над храмом Саграда Фамилия архитектор работал сорок три года, так и не завершив строительство. В 1926 году он погиб, попав под трамвай на перекрестке улиц Гран Виа и Байлен.

В 1936 году мастерские Гауди были сожжены, и только через 20 лет работы по строительству храма возобновились, уже по мелким кусочкам фотографий и набросков и, конечно же, без той волшебной импровизации, что была присуща только Гауди. Строительство собора продолжается до сих пор, неуклонно преодолевая финансовые и другие затруднения. Храм Святого Семейства, располагающийся в самом центре города на улице Майорка, 401 , ежегодно привлекает тысячи туристов, которые, любуясь величием проекта Гауди, пытаются разгадать его тайну...

Дом Бальо (Casa Batllo ) в Барселоне

Дом Бальо («Батло» , «Батльо» ) – один из многочисленных шедевров Антонио Гауди, элегантный образец стиля модерн, так распространенного в Каталонии в начале XX века. Дом Бальо был построен в 1904–1906 годах на Пасео де Грасия, 43 . Гауди реконструировал дом, применив свой фирменный стиль: многоцветная и сверкающая мозаика, кривые линии, выразительность форм, причудливые балкончики, фантастическая крыша с черепицей в виде рыбьей чешуи.

Местное название дома – Casa dels ossos («Дом костей»). В нем действительно узнаются образы костей и внутренних органов некоего гигантского загадочного животного. Крыша дома покрыта арками, что создает ассоциации со спиной дракона. По общепринятому мнению округлая деталь слева от центра, заканчивающаяся башенкой с крестом, представляет собой меч Георгия Победоносца (Святой Георгий - покровитель Каталонии), вонзенный в спину дракона.

Дом Мила (Casa Mila, La Pedrera)

Дом Мила в Барселоне – один из лучших примеров архитектурной концепции Антонио Гауди. Кому-то его фасад напоминает набегающие волны, а кому-то – каменную гору с пещерами. Барселонцы шутливо так и называют его: «La Pedrera» («Каменоломня»).

Гауди, работая над строительством этого дома на углу оживленного проспекта Пасео де Грасия и улицы Провенса, как обычно, черпал вдохновение у природы. Концепция модерна здесь – это нечто живое, текучее, движущееся, можно различить пещеры, море, подводный мир. Вид с крыши на Барселону так же изумителен, отсутствуют оградительные перила, а сады и загадочные фигуры будто нависают над пропастью.

В 1984 году дом Мила был объявлен ЮНЕСКО Всемирным наследием, и сегодня на последнем этаже размещается музей, посвященный Антонио Гауди, остальные этажи отданы под элитное жилье.

Парк Гуэль (Parc Guell)


Другой знаменитый проект Гауди – парк Гуэль, расположенный за площадью Лессепс, на улице Олот . Парк Строился с 1900 по 1914 год, но, к сожалению, как и храм Саграда Фамилия, не был закончен.

Парк – совместный проект Гауди и предпринимателя Гуэля – был идеей вполне многообещающей: на склоне одного из холмов барселонской равнины планировалось возвести зеленый городок для отдыха богатых горожан. Однако грянул экономический кризис, и строительство пришлось заморозить. Гауди сумел лишь частично воплотить свои мечты в жизнь – была построена одна стена предполагаемого парка.

У входа в парк вас встречают два уютных «пряничных» домика, сделанных по примеру крепостных башен, разделенных эффектными железными воротами (в одном из этих домиков впоследствии поселился сам Гауди). Вверх ведет лестница, украшенная скульптурами фантасмагорических зверей, покрытых мозаикой, среди них – характерная ящерица Гауди, символ удачи и благополучия, встречающийся почти в каждом произведении мастера. Лестница ведет к просторному «Залу ста колонн», изюминка которого в том, что крыша одновременно является балконом извилистой формы, а карниз колоннады – спинка непрерывной скамьи, окаймляющей всю верхнюю площадь. Отсюда открывается один из лучших видов на город.

Парк Гуэль считается одной из работ Гауди, где в наибольшей мере проявилось его воображение. В домике, где жил архитектор в 1906–1926 годах, сейчас открыт музей его имени.

Дом Висенс (Casa Vicens)

Одна из первых работ Антонио Гауди – дом Висенс, который находится на улице Каролинас 18–24 . В 1878 году молодой предприниматель Мануэль Висенс заказал постройку своего дома в то время начинающему архитектору Антонио Гауди. По не зависящим от него причинам строительство было отложено на 5 лет, и это было спасением для молодого Гауди, который просто не знал, как спроектировать дом: площадка под строительство была довольно узкой, и строить надо было в ряду почти «притертых» другу к другу зданий.

В итоге фантазия Гауди не смогла разгуляться в полной мере, дом был построен очень просто, без излишеств и кривых линий. Для оживления образа архитектор решил украсить фасад здания, используя многочисленные эркеры и кафельный декор. Основа стен из натурального камня была дополнена отделкой из необработанного кирпича. Однако главную привлекательность дому придала пестрая изразцовая отделка стен и окон и безумное смешение стилей: Гауди использовал приемы разных традиций, совмещая несовместимое, лепя из кафельной плитки желтые цветы, устанавливая на кровле мавританские башенки и украшая сад кованой оградой в стиле арт-нуво. Итог – прекрасный образчик модернизма и свидетельство вечного гения Антонио Гауди.

Если вы собираетесь в Барселону, непременно посетите эти достопримечательности, бесценное наследие Антонио Гауди. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» , и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии к незабываемым творениям Антонио Гауди.

mob_info