Малая бронная, жилой дом госстраха - советская архитектура. Жилой дом госстраха на малой бронной
Основные сведения вкратце таковы: жилой дом Госстраха - один из первых реализованных проектов архтектора Моисея Гинзбурга. Построен он был в 1926-1927 гг. Располагается по адресу: Москва, ул. Малая Бронная, д. 21/13. Одно время здесь жил и Николай Милютин , автор книги «Соцгород» и друг Гинзбурга (потом Милютин будет жить в другом доме, построенном по проекту этого архитектора, - в доме Наркомфина).
В доме Госстраха были и квартиры, и (на пятом этаже) 12 комнат общежития, и общественные помещения - кухня и две ванных комнаты для жильцов общежития, магазин, прачечная и солярий на крыше. Впоследствии дом надстроили, и солярия не стало.
Дом Госстраха в процессе постройки.
Вид с улицы.
Солярий на крыше.
Аксонометрия.
На первом и втором этажах было по 4 квартиры, как это видно на плане.
Дома Госстраха («Строительство Москвы», №9/1927)
Из массы заканчивающихся в настоящее время сооружением жилых домов заметно выделяются, как своими внешними данными, так и внутренней отделкой и оборудованием, два здания, выстроенные Госстрахом.
Один - на углу Мал. Бронной и Мал. Спиридоновки - выстроен на собственные средства Госстраха, другой же дом - в Дурновском пер. - строился за счет отчислений в фонд улучшения быта рабочих и служащих.
Проект здания на Бронной ул. составлен арх. М. Я. Гинзбургом, дом же в Дурновском пер. проектировался арх. Б. М. Великовским. Оба автора принадлежат к новейшему течению архитекторов, провозгласивших полный отказ от старого «декоративного» стиля и выдвинувших принцип разрешения архитектурных форм исключительно в зависимости от назначения и цели строящегося здания.
До сего времени в этом новом, так называемом конструктивном, направлении строились дома только учреждений. Таковы, например, здания «Известий», Госторга, Институт Минерального Сырья и др. Дома же Госстраха являются первым и, без сомнения, удачным опытом постройки в этом новом стиле жилых зданий.
Красота домов достигнута исключительно удачным расположением окон, балконов, плоской крышей и т.д. В сравнении с окружающими их безличными зданиями, постройки 1910-1915 годов, у этих новых домов есть действительно свое лицо, свой стиль, целесообразности.
Принципы, которыми руководствовались авторы проектов при планировке зданий, заключаются в следующем. Оба дома для наилучшего освещения солнцем ориентированы на восток, юг и запад. Все квартиры имеют сквозное, в крайнем случае, угловое проветривание. Комнаты в квартирах такой величины, чтобы они не превышали установленных санитарных норм. Для одного человека комнаты от 16 до 20 кв. аршин, предназначенные для двух человек, имеют площадь в 32-35 кв. аршин. При этом все они непроходные. Учтены таким образом требования, которые предъявляются к жилым домам теперешними условиями жизни в Москве. По отделке и оборудованию квартир оба дома могут служить образцами для вновь строящихся жилых зданий. Во всех квартирах, даже двухкомнатных, - свои кухни, уборные и ванные с душами. Полы паркетные, в кухнях и ванных полы и панели из метлахских плиток. Лифты, газовые плиты, газовые колонки для ванн.
В кухнях мойки для посуды, холодные шкафы в наружных стенах для провизии, чуланы. Во всех комнатах очень большое количество стенных шкафов. Жильцы домов будут полностью освобождены от необходимости приобретения громоздких шкафов и сундуков.
Особенно хорошо отделан дом на Мал. Бронной ул. Он представляет собой корпус объемом в 8.000 куб. метров. В нем пять этажей, из них четыре распланированы под 2-х, 3-х и четырехкомнатные квартиры, а верхний пятый этаж занят общежитием из 12 комнат, с большой кухней, двумя ванными, двумя уборными. Общая полезная площадь во всех пяти этажах равна 276 кв. саж. жилой площади, считая с магазином, расположенным в 1-ом этаже, 196 кв. саж. По конструкции здание кирпичное, часть перекрытий из железобетона. Крыша двухъярусная, плоская. На ней разбит цветник, установлены железобетонные скамейки, устроен навес на случай дождя. Тающий снег и дождевая вода с крыши отводятся тремя чугунными водостоками, проходящими внутри здания, благодаря чему предупреждена возможность намерзания на краях крыши ледяных сосулек. В подвале устроены прачечная и сарайчики для каждой квартиры. На чердаке - сушилка для белья. В стене дома проведен общий для целой группы квартир желоб, по которому мусор, сбрасываемый непосредственно из кухонь, попадает в ящики, установленные на дворе. Во всех кухнях - трубы для самоваров и стенные откидные шкафы-постели, выдвигающиеся на ночь. Балконы и эркеры в каждой квартире. Окна с фрамугами. В комнатах, кроме электропроводки на потолке, штепсели в стенах.
Постройка дома началась в июле 1926 г. В настоящее время здание уже закончено и заселено. Стоимость всех строительных работ выразилась в сумме около 270.000 рублей. Кубическая сажень обошлась, следовательно, в 325 р. <...>
Снаружи оба дома частью оштукатурены, частью облицованы особой смесью, отделанной под гранит.
Протянувшаяся от Бульварного до Садового кольца улица Малая Бронная изначально слыла местом компактного проживания московских оружейников. Своё название слобода, а затем и улица получила именно из-за большого количества ремесленников, изготовлявших панцири и кольчугу. Вспомнить об этом сегодня не так просто, ремесленная застройка выгорела в 1812 году и фактически все окрестные здания были построены как доходные дома в первой половине XX века. Тем не менее, нескольким из них всё же удалось прославиться. АиФ.ru вспомнил историю двух самых заметных памятников-общежитий на Малой Бронной.
Романовка. Фото: wikipedia.org / NVO
Общежитие искусств. Романовка
Здание на углу Малой Бронной и Тверского бульвара появилось на карте города в первой половине 1770-х годов. Дом с двумя трёхэтажными флигелями для князей Голицыных построил зодчий Матвей Казаков, ключевой придворный архитектор своего времени. В 1880-х здание выкупил московский рантье Романов и оно приобрело современный вид: флигели надстроили четвёртым этажом и соединили между собой, главный дом остался в подворотне. На первом этаже здания открылся кабак и стоматологический кабинет, на верхних оборудовали дешёвые меблированные комнаты, которые сдавались студентам консерватории. Постояльцы прозвали голубой дом и местный трактир Романовкой, по фамилии владельца. Среди известных жильцов оказались композиторы Сергей Танеев и Василий Калинников . А занимавший первый этаж ресторан считался излюбленным местом Владимира Маяковского : по свидетельству современников, именно здесь поэт читал свои первые стихи.
Но ключевую роль в судьбе Романовки удалось сыграть их другу и соседу, оперному критику Семёну Кругликову. В 1980-х, по свидетельству москвоведа Нины Молевой, именно в его комнатах начинает складываться своеобразный музыкальный салон. В числе завсегдатаев оказываются Фёдор Шаляпин, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Ольга Книппер-Чехова, Надежда Забела-Врубель со своим мужем-художником. Здесь же, в непринуждённой обстановке, проходят репетиции Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова и Художественного театра.
Сцена располагалась в бывшем клубе извозчиков, втором строении дома четыре на Малой Бронной. «Я был на репетиции без костюмов и декораций, но ушёл из Романовской залы очарованный и обрадованный до слёз. Как играют Москвин , Качалов , Ольга Леонардовна (Книппер-Чехова) , Савицкая ! Все хороши, один другого лучше… Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и всё самое лучшее в Москве», — вспоминал о прошедшей репетиции «Снегурочки» Максим Горький. В 1920-х годах здание занимает Государственный еврейский театр декорации, в 1950-х — Театр сатиры, в 1960-х в здание вселяется существующий до сих пор театр на Малой Бронной.
Дом Госстраха. Фото: wikipedia.org / NVO
Первый конструктивистский. Дом Госстраха
Дом 21/13 на пересечении Малой Бронной и Спиридоньевского переулка в 1926 спроектировал архитектор-конструктивист Моисей Гинзбург . Уже к концу 1927 года постройку начали заселять. Жилой корпус можно условно можно считать страшим братом «дома Наркомфина» на Новинском бульваре. Оба здания на карте города появились по инициативе Николая Милютина , возглавлявшего в то время наркомат финансов. Революционер считается автором схем-проектов так называемого социалистического расселения, предполагавшего появление в городе своеобразным домов-коммун. Здание на Малой Бронной по плану предназначалось для работников новой государственной структуры — Госстраха. Большинство работников организации, равно как и другие, перебравшиеся из Петербурга в Москву чиновники, в 1920-х годах размещались в гостиницах, не имели собственных квартир и выглядели идеальными участниками нового жилищного эксперимента.
По своей планировке дом Госстраха куда меньше, нежели корпусы Наркомфина и напоминает общежитие. Первые четыре этажа отданы под 2-3 комнатные квартиры с отдельными кухнями, ванными и туалетами. Их отличительная черта — вариативность, планировка жилья не повторяется ни в одном из случаев. В угловых квартирах предусмотрены панорамные окна, во всех остальных добавляются балконы. Межкомнатные и входные на дореволюционный манер сделаны двухстворчатыми. Гинзбург был убеждён, что такой вариант оказывается удобнее в эксплуатации: проще внести мебель.
На пятом этаже заложено 12 отдельных комнат, жильцы которых должны были пользоваться одной большой кухней и двумя ванными. На первом этаже здания работал универсальный магазин. Половину площади подвала отдали под прачечную, а оставшуюся часть разбили на своеобразные сарайчики для каждой квартиры. Шестой этаж у здания появился лишь несколько лет спустя. Изначально на его месте располагалась галерея для сушки белья, солярий и сад на крыше.
Значительная часть постояльцев дома, видных советских чиновников, в конце 1930-х оказалась расстреляна или репрессирована. О развитии проекта домов-коммун власти со временем тоже забыли. К 1940-м годам жилой комплекс Госстраха превратился в обычный многоквартирный дом: сад и галерею на крыше заменили шестым этажом, подвал закрыли, а постояльцы общежития со временем разбили в своих комнатах собственные кухни.
Расположенный по адресу Малая Бронная улица , 21/13, строение 1 в Пресненском районе Центрального административного округа Москвы .
Здание | |
Жилой дом Госстраха на Малой Бронной | |
---|---|
Здание в 2015 году |
|
55°45′46″ с. ш. 37°35′41″ в. д. H G Я O L | |
Страна | Россия Россия |
Город | Москва |
Архитектурный стиль | Конструктивизм |
Архитектор | Моисей Гинзбург |
Дата основания | |
Строительство | - годы |
Статус | ОКН № 7735717000 № 7735717000 |
Жилой дом Госстраха на Малой Бронной на Викискладе |
История
В 1926-1927 годах в Москве были возведены два 5-этажных жилых дома, предназначенных для сотрудников нового государственного учреждения - Госстраха СССР . Инициатором строительства выступил нарком финансов Николай Милютин , которого считали автором схем-проектов «социалистического расселения», предполагавшего создание домов-коммун . Сотрудники Госстраха, как и многие перебравшиеся из Ленинграда в Москву чиновники, не имели собственных квартир и размещались в гостиницах, и потому были идеальными участниками нового жилищного эксперимента. Один из домов, расположившийся в Барыковском переулке , был спроектирован архитектором Борисом Великовским и построен за счёт отчислений в фонд улучшения быта рабочих и служащих. Другой - на пересечении Малой Бронной и Спиридоньевского переулка - Моисеем Гинзбургом на собственные средства Госстраха. Накануне ввода зданий в эксплуатацию в 1927 году журнал «Строительство Москвы» охарактеризовал их как «первый, без сомнения, удачный опыт постройки жилых зданий в конструктивистском направлении».
Дом Госстраха на Малой Бронной стал одним из первых воплощённых проектов Гинзбурга. Здесь поселились и сам архитектор, и инициатор строительства Николай Милютин, впоследствии заказавший у Гинзбурга проект жилого здания для своего наркомата . В конце 1930-х годов большая часть жильцов дома, видных советских чиновников, была репрессирована или расстреляна, к 1940-м концепция домов-коммун отошла в прошлое, и здание превратилось в обычный многоквартирный жилой дом .
Архитектура
Жилые дома Госстраха стали первыми жилыми постройками, в которых нашли применение формальные приёмы архитектурного авангарда, и первыми жилыми домами послереволюционного периода, в которых было применено современное оборудование. Журнал «Советская архитектура» отдельно отмечал пространственно-планировочное решение дома, построенного Гинзбургом. Верхний этаж 5-этажного здания был отведён под общежитие из 12 комнат с одной общей кухней, 2 ванными комнатами и 2 санузлами. Остальные этажи занимали по четыре 2-комнатные, 3-комнатные и 4-комнатные квартиры. Часть первого этажа занимал универмаг, в подвале располагались прачечная и небольшие кладовые для каждой квартиры. На чердаке располагалась галерея для сушки белья. Крыша имела пробковую и гольцементную изоляцию, была оснащена проходящими внутри здания чугунными водостоками и предназначалась для отдыха. Там располагались солярий и навес на случай дождя, скамьи, цветник и розарий. Снаружи дом был оштукатурен, частично облицован особой смесью, имитирующей гранит .
Угловые квартиры получили угловые окна и эркеры с угловым остеклением, остальные - балконы. В планировке проекта Гинзбург позаимствовал множество элементов, свойственных архитектуре дореволюционных доходных домов. Все квартиры имели разную конфигурацию, были оборудованы отдельными ванными комнатами, кухнями и уборными. Внимание заслуживало удобство квартир. Входные и межкомнатные двери были двустворчатыми, окна были оснащены фрамугами. Полы покрывались паркетом, на кухнях и в ванных комнатах пол и стенные панели были выполнены из метлахской плитки. В квартирах были предусмотрены многочисленные стенные шкафы, включая холодные шкафы для провизии во внешних стенах здания. Во встроенном шкафу на кухне размещалась откидная кровать. В стенах были проведены трубы для самоваров и общие на несколько квартир желоба мусоропроводов. Кухни были газифицированы, ванные комнаты - оснащены водонагревателями, кроме электропроводки на потолке в комнатах были штепсели в стенах .
В здании были применены современные технологии строительства, но социально он оставался жильём старого «буржуазного» типа. Подводя итоги своим жилщным экспериментам в середине 1930-х годов, Гинзубрг отмечал, что в доме Госстраха лишь адаптировал состоявшийся тип к новому стилю: всё возможное для жизни в индивидуальной квартире уже было освоено в дореволюционных доходных домах . Позднее вместо цветника, солярия и галереи был надстроен 6-й этаж, подвал закрыли, а жители общежития оборудовали в комнатах отдельные кухни .