Самые известные вальсы. Наши любимые русские и советские вальсы Композиторы кто сочинил вальс к фильмам

Вальсы Штрауса

«Король Венского вальса» звучит гордо! Именно так величественно нарекли великого композитора, имя которому . Он вдохнул в этот жанр новую жизнь, подарил ему «поэмную трактовку». Много интересного и удивительного кроется в вальсах Штрауса. Так давайте заглянем в таинственный мир Венской музыки, дверь в который приоткрыл для нас сам король!

Историю создания Вальсов Иоганна Штрауса , содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Произведение было написано в 1882 году. В этом же году композитор познакомился со своей будущей женой и творческой музой Адели Дойч. В последствие, для нее он сочинит еще одну композицию, носящую ее имя. Стоит отметить, что композитор первоначально задумывал написать это произведение с включением партии колоратурного сопрано.


Исполнено произведение было лишь через год на одном из благотворительных концертов того времени. Мероприятие проходило в здании театра «Ан дер Вин». Произведение приняли на «ура». Оно разошлось многомиллионным тиражом по всей Европе, и стало считаться одним из популярнейших сочинений автора.
Плавность ритма очерчивается линией контрабаса уже с первой ноты. Тема наполнена большим количеством украшений. Они являются изобразительным средством для полного отображения картин пробудившейся от долгой спячки природы. Все восстанавливается от зимнего сна, наступает великолепное время. Разумеется, данное произведение пришлось по вкусу многим: от любителей до настоящих ценителей профессионального музыкального языка.

Заказ на данный танец поступил от главного и известнейшего управляющего хоровым обществом в столице Австрии, ему потребовался именно хоровой вальс. Тогда место жительства творца находилось недалеко от берега этой величественной реки, поэтому над названием долго думать не пришлось. Премьера в столице Австрии прошла скромно. Штраус, привыкший к славе и всеобщему одобрению, лишь отшучивался, что самого вальса ему не жаль, а вот, что кода не добилась успеха, вот это его по-настоящему печалит.


Затем Штраус решил оркестровать данное произведение, чтобы кода не пропадала. Впервые оно было исполнено на Всемирной Парижской выставке. Публика ликовала, а вальс занял почетное место в списке. В последствие музыка станет символом Вены.

Музыка чарует и захватывает в собственный мир уже с первых тактов. Словно волшебное и переменчивое течение реки – мелодия композиции. Настроение нежное, но робкое, словно мелкая и волнующая водная рябь.

слушать «На прекрасном голубом Дунае»

«Сказки Венского леса»


Одно из самых сказочных и волшебных произведений в творчестве Иоганна Штрауса-сына. Необходимо отметить, что композиция получила звание самого длинного вальса, когда-либо написанного композитором.

Слушая произведение можно заметить, что сказочная и таинственная атмосфера, передана при помощи специальных музыкальных приемов. К ним можно отнести и невероятно приятное звучание инструмента цитра, и включение в мелодическую и тематическую линию фольклорных мотивов. Так, отчетливо прослеживаются характерные черты лендлера. Произведение завоевало сердца многих романтичных людей, которые верят в настоящее чудо.

слушать «Сказки Венского леса»

Один из самых знаменитых номеров оперетты. Бесконечно свежий и грациозный по характеру. Он словно является яркой иллюстрацией замысла театральной постановки. Примечательно, что одна из известнейших газет того времени опубликовала более чем хвалебную статью, касающуюся успеха данной композиции. В ней автор указал, на богатство музыкальных тем композитора, иронично прибавив, что такого музыкального воображения хватит на несколько молодых французских сочинителей.

Гармония вальса достаточно подвижна, она и создает особое настроению. При этом инструментовка создает эффект певучести и мелодичности. Невероятная красота скрывается за мелодической линией. Не запомнить это произведение невозможно.

слушать вальс из оперетты «Летучая мышь»


История создания Вальсов Штрауса

Мало кто знает, но композитор Иоганн Штраус-отец категорично был против того, чтобы его сын продолжал дело и становился музыкантом. Если бы не упрямство и дикое желание юноши, то мы никогда не смогли слушать вальсы Штрауса , наполненные лирикой и поэтикой.

Уже в девятнадцатилетнем возрасте начинающий композитор преподал урок собственному отцу. Совместно с оркестром он исполнил собственные сочинения, главным из которых был вальс. В качестве сладкой мести за запрет заниматься музыкой, в завершении концерта был исполнен один из знаменитейших вальсов отца. Разумеется, общество не могло оставить без комментариев подобного рода выходку, и все газеты на утро писали, что пора бы старому поколению композиторов отойти в сторону перед молодыми дарованиями. Отец был в бешенстве.


Тем временем популярность молодого композитора лишь возрастала. Ни один из вечеров в высшем кругу не проходил без исполнения вальсов Штрауса. Благодаря обаянию публика обожала Иоганна, его появление за пультом дирижера сопровождалось изысканными высказываниями от лица Высшего Венского общества. Маэстро вел себя непринужденно, заставляя оркестр играть с одного взгляда. Каждый жест вызывал аплодисменты слушателей. Когда звучал последний завершающий аккорд, дирижер медленно опускал руку и словно по волшебству исчезал из зала. Он был великим мастером не только музыки, но и театральной инсценировки.

Мастерство сочинения вальсовых композиций было достигнуто уже в 1860 году. Данный период в жизни можно считать наиболее плодотворным. Один за другим композитор сочиняет шлягеры своего времени, такие как:

  • Песни любви;
  • Прощание с Петербургом;
  • На прекрасном голубом Дунае.

Благодаря вальсу , о композиторе стали говорить и писать, его произведения разлетались в миллионных тиражах, как в виде нотных экземпляров, так и на пластинках. Вся биография композитора напоминает изящное кружение в трехдольном ритме. Его вальсы – это его жизнь, его печали и радости, победы и неудачи. История сохранила каждый из них. Вальсы Штрауса – это бриллианты, сверкающие вне зависимости от мастерства дирижера. Сам автор обожал собственные сочинения, но были среди них те, которые особенно нравились Штраусу. Давайте познакомимся с данными произведениями и их историей поближе.



Интересные факты

  • За всю творческую карьеру композитором было сочинено практически 170 музыкальных произведений в данном жанре.
  • В течение двух дней запись на виниловых пластинках «Голубой Дунай» разошлась в тираже на 140 тысяч экземпляров. Любители музыки часами стояли в магазине, чтобы получить аудиозапись.
  • Все знают, что Вагнер был сложным человеком и плохо относился к творчеству других композиторов. Придирчивый до безумия Рихард обожал произведение Штрауса, которое носило название «Вино, женщины, песни». Порой, если оперный классик находился в зале, то он просил специально для него повторить данную композицию.
  • «Весенние голоса» - это любимое произведение Льва Николаевича Толстого. Писатель любил слушать вальсы Штрауса, но особенно часто ставил пластинку именно с этой композицией.
  • Произведение «Прощание с Петербургом» посвящено Ольге Смирницкой, с которой во время проживания в северной столице России у композитора был длительный роман. Штраус хотел жениться на девушке, но ее мать была против такого брака. Они долго переписывались, пока Штраус не узнал, что Ольга выходит замуж за композитора Антона Рубинштейна.
  • Фрагмент «Весенних голосов» можно услышать у легендарной группы Queen. В альбоме «A day at the Races».


  • Банковское образование сыграло собственную роль в организации концертов композитора. Чтобы не упускать выгодные предложения, гений композиции собрал несколько оркестровых коллективов и разучил с ними самые популярные произведения. Затем оркестры исполняли произведения в одно, и тоже время, в разных местах, и в итоге прибыль лишь приумножалась. Сам композитор успевал дирижировать лишь одно произведение, после чего уезжал на вечер в другом доме.
  • Вальс «Жизнь артиста» является своеобразной автобиографией композитора, в нем раскрывается упоение жизнью.
  • В Бостоне вальс «На прекрасном голубом Дунае» исполняли оркестранты в количестве двух тысяч человек.
  • В Европе вальс «Весенние голоса» является символом празднования Нового года .

Самые популярные вальсы:

Среди 170 композиций существуют несколько произведений, особенно полюбившихся слушателям:

  • Прощание с Петербургом;
  • Вино, женщины, песни;
  • Императорский вальс;
  • На прекрасном голубом Дунае;
  • Лагуны;
  • Весенние голоса;
  • Венские женщины;
  • Сказки Венского леса;
  • 1000 и 1 ночь;
  • Розы с юга;
  • Песни любви;
  • Поцелуй;

Каждый танец наполнен удивительной атмосферой. В те времена их знал каждый вне зависимости от положения на социальной лестнице. Все от мала до велика, напевали мелодии вальсов, танцевали под них, влюблялись, женились, праздновали Новый год. Эта музыка создана, чтобы делать людей по-настоящему счастливыми.

Вальсы Штрауса в кино

Популярность вальсов Штрауса сложно недооценить. Разумеется, что многие кинорежиссеры и продюсеры использовали музыку в собственных фильмах.


  • Так, Жан Ренуар в начале собственного фильма «Великая иллюзия» использовал вальс «Весенние голоса».
  • Существует замечательный мультипликационный фильм о мышке по имени Иоганн, в нем часто звучит вальс «Кровь Вены».
  • Знаменитый во всем мире Альфред Хичкок также не отказался вставить музыкальные композиции в собственный шедевр, более того он создал интереснейший фильм «Венские вальсы». История о создании одного из произведений Штрауса.
  • Популярная кинематографическая картина «Космическая одиссея» дополняется вальсом «На прекрасном голубом Дунае». Более того режиссер специально монтировал кадры под музыкальное сопровождение.
  • Саундтрек кинокартины «Шерлок Холмс. Игра теней» содержит фрагмент произведения «Кровь Вены» в несколько измененном виде. Идею предложил сам Гай Ричи.
  • «Прощание с Петербургом» - это картина наполнена сразу несколькими шедеврами творчества композитора. Более того, фильм рассказывает биографический отрывок из жизни музыканта в период проживания в Санкт-Петербурге.

Также вальсы Иоганна Штрауса можно услышать в кинолентах:

Вальс

Фильм

«На прекрасном голубом Дунае» Новый Человек-паук. Высокое напряжение (2014)
Гуд бай, Ленин! (2003)
Книга джунглей (1994)
Прощальный квартет (2012)
Ранго (2011)
«Весенние голоса» Тонкий лед (2011)
Собственность дьявола (1997)
Убийственные красотки (1999)
Дикий тростник (1994)
«Сказки Венского леса» Титаник (1997)
Эпоха невинности (1993)
Сибирский цирюльник (1998)
«Императорский вальс» Вкус солнечного света (1999)
Последний император (1987)

На сегодняшний день музыка используется в нескольких короткометражных фильмах:

  • Вечер гражданских сумерек в Империи Олова (2008);
  • Лучезарный (2007);
  • Незабываемая романтика (2004).

Подарил миру огромное творческое наследие. Каждый его вальс – это маленькая, но яркая история, какой в нем будет финал, зависит от слушателя. Легкость, их беззаботность и невероятная грациозность заставляют слушать произведение еще и еще, бесконечно. Так не отказывайте себе в этом удовольствии.

Инструкция

«Вальс» - немецкое слово, в основе его лежит глагол «кружиться». Танцевать с кружением люди стали давно. Считается, что известный многим Венский вальс произошел от австрийского танца «Лендлер», который представлялся более грубым, не имеющим легкости и плавности. Многие композиторы обратили внимание на новый танец и сочиняли для него музыку.

Австрийский композитор Иоганн Штраус (старший) свою жизнь посвятил танцевальной музыке, особенно вальсам. После него коренным образом изменилось отношение к созданию мелодий для ставшего популярным танца. Из коротких легких произведений, предназначенных для развлечений, они превратились в глубокую проникновенную музыку, волнующую души слушателей. 152 произведения этого жанра созданы талантливым музыкантом, особой известностью пользуются «Вальс баядерок», «Дунайские песни», «Лорелея», «Тальони», «Габриэла». Сыновья Штрауса тоже были музыкально одаренными людьми. Йозеф рано умер, а имя старшего сына Иоганна приобрело мировую известность.

Иоганн Штраус (младший) увлекся музыкой против воли отца, желающего видеть сына юристом или коммерсантом. Младший Штраус обладал огромными способностями музыканта, свои первые танцевальные мелодии написал в шестилетнем возрасте. В 19 лет создал из друзей собственный ансамбль, впоследствии разросшийся до оркестра. Играл в нем на скрипке или выполнял обязанности дирижера сам автор. Превзошедший известного предка сын довел до совершенства созданный отцом Венский вальс, написал более трехсот мелодий этого жанра, за что общепризнанно получил именование «король вальса». Настоящими шедеврами считаются «Сказки Венского леса» и «Голубой Дунай», представляющие единство разных национальных мелодий.

Торжественное шествие нового танца по Европе продолжалось. Известный М.И. Глинка, вдохновленный любовью к Екатерине Керн, сочинил прекрасный, переполненный полетом любви и воображения «Вальс-фантазию». Долгое время Глинка тщательно отшлифовывал свое произведение, убирая все ненужное из оркестрового исполнения. Первая поэтическая зарисовка переросла в серьезную пьесу-поэму. По-новому зазвучавший «Вальс-фантазия» впервые был представлен публике в Павловске, а дирижером оркестра был сам Штраус. Русские симфонические вальсы берут начало с этого музыкального произведения М.И. Глинки.

На протяжении столетия звучат знаменитые вальсы из П.И. Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Вальс является частью музыкальной сюиты Арама Хачатуряна «Маскарад», сочиненной к драматическому произведению М.Ю. Лермонтова. В романтической благородной музыке Хачатуряна отразились человеческие страсти: любовь и ревность, отчаяние и коварство.

Русский музыкальный быт еще совсем недавно имел замечательную традицию: летом в городских парках играли духовые оркестры. Старинные русские вальсы являлись украшением концертных программ. Авторами многих музыкальных композиций были русские военные дирижеры. Достаточную известность приобрел И. А. Шатров, автор знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии». Популярностью пользовались и его «Дачные грезы», созданные под впечатлением влюбленности.

Советские композиторы не обошли вниманием этот жанр и в трудный период Великой Отечественной войны. М. Блантер положил на музыку стихотворение М. Исаковского «В лесу прифронтовом» - появился один из любимых вальсов военного времени. В произведениях К. Листова «В землянке», М.Фрадкина «Случайный вальс» и других тоже слышится подобное звучание.

Заслуженный мастер песенного творчества Ян Френкель говорил, что предпочтение вальсу он отдавал из-за особенной доверительности этой музыкальной формы и широкого диапазона умещающихся в ней образов. Особенное воздействие производит на слушателя простая песня Я. Френкеля «Вальс расставания», ставшая известной после выхода на экран художественного фильма «Женщины».

И. Дунаевский сочинил музыку «Школьного вальса» к словам поэта М. Матусовского. Проникнутая доброй грустью лирическая мелодия будит в душе приятные воспоминания о годах юности, школе. Песня приобрела удивительный успех. И сейчас она непременно волнует человеческие сердца, является музыкальным атрибутом школьных выпускных вечеров.

Прекрасная мелодия вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» стала любимой у многих людей. Составляющая «живой нерв» фильма музыка без слов словно передает чью-то душевную драму, зовет в мир грез и снова возвращает на землю. Популярность трогательной мелодии Евгения Доги превзошла ожидания автора. Теперь она неизменно звучит во дворцах бракосочетания, зовет молодоженов на первый танец.

Публикации раздела Музыка

Вальс в русской культуре

«Я помню вальса звук прелестный» - при этих словах в сознании русского человека, независимо от его возраста, а также образовательного и культурного уровня, возникает некий обобщенный образ, который можно условно назвать «русским вальсом». Причем этот самый «русский вальс» - вовсе не венский вальс в стиле отца и сына Штраусов, не парижский - с неизменным аккордеоном и надтреснутым баритончиком французских шансонье, и не изысканный вальс Шопена. «Русский вальс» - совсем другое явление, во многом даже более литературное, чем музыкальное.

Романс «Я помню вальса звук прелестный» в исполнении Елены Образцовой

Благовоспитанная непристойность

Умение танцевать вальс сегодня кажется признаком аристократизма, а ведь еще каких-то два века назад этот танец считался совершенно неприличным. В России вальс находился под строгим запретом, что закрепил приказ Павла I военному губернатору Санкт-Петербурга Алексею Аракчееву 1 декабря 1797 года. Вместе с вальсом император запрещал и другие «неприличные явления»: ношение бакенбард, фраков и «сапог, ботинками именуемых». В чопорной Британии до середины XIX века танец, в котором партнеры приближались друг к другу очень близко, осуждали и официальная пресса, и священнослужители. Так что даже правившая в то время королева Виктория не афишировала, что на самом деле любила вальсировать. В 1834 году вальс впервые публично станцевали в США, в Бостоне, и возмущенные общественные деятели назвали танец «неблагопристойным и нарушающим всякие приличия» .

Вальс упоминался во многих литературных произведениях XIX века: в «Евгении Онегине» Александра Пушкина , в «Маскараде» Михаила Лермонтова . В «Войне и мире» Льва Толстого «отчетливые, осторожные и увлекательно-мерные звуки вальса» звучали во время первого бала Наташи Ростовой - в присутствии государя императора! К 1869 году, когда Толстой закончил роман, аристократы уже немного привыкли к вальсу и стали относиться к нему более терпимо. Большой вклад в популяризацию этого танца внес Иоганн Штраус - младший, который пять сезонов - с 1856 по 1861 год - дирижировал по Высочайшему приглашению концертами и балами в вокзале города Павловска под Санкт-Петербургом и часто давал именно вальсы. Интересно, что блестящие и беззаботные вальсы Штрауса, несмотря на то, что многие из них были написаны в России, по духу не имеют никакого отношения к истинно русским вальсам.

Иоганн Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае»

Первые русские вальсы

История русского вальса началась с Александра Грибоедова - блестящего дипломата и автора классической комедии «Горе от ума» . Писал Грибоедов и музыку, и одним из его самых знаменитых произведений стал как раз Вальс №2 ми минор, сочиненный писателем в 1824 году, - незамысловатый, однако душевный и проникновенный.

Александр Грибоедов. Вальс №2 ми минор

Первым «настоящим» русским вальсом был Вальс-фантазия Михаила Глинки (фортепианная версия 1839 года). Именно он стал образцом для большинства отечественных «литературных» вальсов.

Михаил Глинка. Вальс-фантазия (оркестровая версия)

Удивительно похожи на Вальс-фантазию своим ностальгическим характером и минорным настроением и вальс Арама Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», и вальс Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к пушкинской повести «Метель» , и вальс Сергея Прокофьева из оперы «Война и мир» - и многие другие вальсы из экранизаций и постановок русской классики.

Сергей Прокофьев. Пушкинский вальс №2

Особняком стоит в этом ряду разве что Вальс Петра Чайковского из оперы «Евгений Онегин» - роскошный, радостный, блестящий. Но для Чайковского вальс был куда большим, чем просто танцевальной формой, - одним из любимых жанров, в котором композитор чаще всего выражал сокровенные чувства.

Петр Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»

Воспоминания о вальсе

Способствуют ностальгически-литературному отношению к вальсу и широко издаваемые в советское время так называемые «старинные русские вальсы» - на самом деле написанные в основном на рубеже XIX–XX веков. К ним можно отнести «Амурские волны» (1903) обрусевшего немца Макса Кюсса, «Над волнами» (1884) мексиканца Хувентина Розаса, знаменитый «Осенний сон» (1908) англичанина Арчибальда Джойса, ставший впоследствии «персонажем» известной песни Матвея Блантера «В лесу прифронтовом» (1943), и многие другие.

Макс Кюсс. Вальс «Амурские волны»

Матвей Блантер. «В лесу прифронтовом»

В первые десятилетия советской власти, 1920–30-е годы, вальс занял прочные позиции на «идеологически верной» танцплощадке как «наш ответ» американскому джазу, в тот период активно завоевывавшему мир. Причем для многих советских людей (в том числе и для профессиональных музыкантов) само слово «джаз» означало вообще всю музыку, которая игралась на танцах, поэтому вальс неизменно входил в репертуар эстрадно-джазовых оркестров. Интересно, что композиторы, сочинявшие музыку для этих оркестров, из всех разновидностей вальса взяли за основу именно минорно-лирический, русский вариант, совсем в духе тех самых «старинных вальсов».

Дмитрий Шостакович. Вальс из Джазовой сюиты №2

Вальс уже более века является частью культуры русского офицерства, умению танцевать вальс до сих пор учат в Суворовском и Нахимовском училищах. А во время Великой Отечественной войны вальс, наряду с танго, стал одним из знаковых танцев кратких периодов затишья между боями. Популярность обрели новые вальсы, исполнявшиеся со словами, как песни, но написанные в том же слегка печальном, ностальгическом ключе, - «Синий платочек» (1940) Ежи Петерсбурского, «Огонек» (1943) Матвея Блантера и другие.

Ежи Петерсбурский. «Синий платочек» в исполнении Клавдии Шульженко

Вальс жив

Несколько иное сейчас отношение к вальсу у тех, кто всерьез занимается бальными танцами, для кого вальс - хобби или даже часть профессии. Ведь этот танец, несмотря на ностальгический флер, входит в современную программу спортивных соревнований по танцам. Литературная и общекультурная составляющая для спортивных танцоров, как правило, не столь важна, как количество тактов или темп и жанр исполняемого вальса - медленный, происходящий от старинного вальса-бостона, и быстрый, называемый еще венским.

Массовые соревнования по танцам. Венский вальс

Учителя танцев начала XIX века были в свое время весьма недовольны появлением и быстрым распространением вальса, так как, в отличие от множества разнообразных и довольно замысловатых танцев, бытовавших в ту эпоху, освоить движения вальса можно было всего за пару уроков. Интересно, что бы они сказали по поводу современных дискотек, где танцев осталось всего два (медленный и быстрый) и танцевать их можно вообще без всяких правил.

Подборка самой известной классической танцевальной музыки.

Может оказаться весьма кстати, если Вы собираетесь на бал.

Танцевальная классика. Наиболее известные произведения (27)

  • № 1: Петр Ильич Чайковский "Щелкунчик. Вальс цветов"
    Классическая музыка

    Гениальный вальс от гениального композитора. А картинка из гениального мультфильма)))

  • № 2: Арам Хачатурян "Маскарад. Вальс"
    Классическая музыка

    Музыка к спектаклю Театра им. Вахтангова «Маскарад», созданная в 1941 году и ставшая основой для одноименного балета (1982).

  • № 4: Иоганн Штраус (младший) "Вальс Сказки Венского леса"
    Классическая музыка

    Один из самых длинных вальсов в мире

  • № 5: Иоганн Штраус (младший) "Вальс На голубом Дунае"
    Классическая музыка

    Вальс «На прекрасном голубом Дунае» стал символом Вены, и даже более того, ее неофициальным гимном.

  • № 6: Евгений Дога "Мой ласковый и нежный зверь. Вальс"
    Классическая музыка

    Этот вальс написан в конце XX века, но как!!! На музыкальных развалах интернета вальсу приписывают авторство и Штрауса, и Чайковского, и даже Моцарта. Поэтому наша коллекция классики не могла пропустить этот великолепный фрагмент.

  • № 9: Петр Ильич Чайковский "Лебединое озеро. Русский танец"
    Классическая музыка

    "Русский танец" мастерски обыграли в советском мультфильме (1973 год). Первую и вторую часть танца поменяли местами. Сначала под быстрый фрагмент идёт стремительное вступление, а затем главная героиня танцует под обворожительную мелодию скрипки.

  • № 10: Петр Ильич Чайковский "Спящая красавица. Вальс Аллегро"
    Классическая музыка

    «Спящая красавица» - балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро; состоит из трёх действий, пролога и апофеоза. Представлен публике в 1890 году.

  • № 11: Георгий Свиридов "Метель. Вальс"
    Классическая музыка

    Ещё одно современное произведение (наряду с вальсом Евгения Доги к фильму "Мой ласковый и нежный зверь"), которое часто принимают за классику.

  • № 13: Иоганн Штраус (младший) "Летучая мышь. Увертюра"
    Классическая музыка

    В советской версии оперетты фрагмент увертюры стал отдельным номером - вальсом, под звуки которого на сцене эффектно появляется Летучая Мышь ("Выход Летучей Мыши").

mob_info