Почему главное правило морали называется золотым. Золотое правило поведения. Главное правило человеческих отношений

Соблюдение любых правил, хоть дома, хоть в школе, в обществе… кажется бессмысленным и становится трудно выполнимым, если ребенок, да и взрослый человек, не понимает, зачем это надо, не знает цели. И тогда мораль, нравственные правила, вместо того, чтобы приносить удовлетворение и мир в душе, становятся тем, что мешает получать удовольствие.

Именно на сегодняшнем уроке стоит четче обозначить цель христианской жизни. И, думается, образ плывущего корабля для этого подходит лучше всего.

Урок православной этики

Тема: «Золотое правило нравственности»

Слайд 1. Название урока.

Вы узнаете:

- Главное правило человеческих отношений

- Что такое неосуждение

Прежде чем начать разговор о золотом правиле этики, давайте немного отвлечемся и поговорим … о кораблях. Прилагается для распечатки лист с заданием.

Слайд 2. Корабли в море.

Цель - зародить в детях понимание необходимости соблюдения правил и что эта жизнь на земле временная и мы в ней лишь странники, идущие в Вечность.

Посмотрите, вот плывут корабли. Чтобы плавание этого флота прошло успешно, каждому кораблю нужно выполнить три условия.

Первое условие: Корабли не должны сталкиваться и преграждать пути друг другу иначе они станут непригодными к плаванию. Т.е. они должны соблюдать правила движения по морю. (щелчок)

Второе условие: исправность кораблей (щелчок) Каждый корабль должен быть годен к плаванию, т.е. все должно быть исправно. Например, если штурвалы не будут проворачиваться, то корабли не смогут избежать столкновений.

А если сломается соседний корабль, что должны делать остальные корабли? (дети отвечают)

Нужно не только друг другу не мешать двигаться, но и приходить на выручку в случаях беды – один за всех и все за одного. Круговая порука добра - сегодня ты помог, завтра тебе помогут. (щелчок по второму условию – Айвазовский, корабль «Меркурий») А если бросать рядом плывущих в беде, рассуждая, что каждый сам за себя, то можно остаться в одиночестве и некому будет помочь во время шторма. (повторный щелчок по второму условию – картина исчезает)

Третье условие для успешного плавания: цель следования . (щелчок) Нужно знать куда собирается наш флот и зачем. Как бы хорошо ни проходило плавание, оно обернется неудачей, если корабли приплывут в Америку, тогда как им нужно было в Африку. А чтобы не сбиться с пути, кораблям нужны карты и компас.

Давайте запишем эти условия успеха в ступеньках с корабликом.

Слайд 3. Житейское море.

Цель - дать детям понимание, что нельзя прожить эту жизнь попусту, гоняясь за временными удовольствиями. Что в этой жизни приобретем из непреходящих духовных ценностей, с тем и предстанем пред Богом.

А теперь представьте, что море – это наша жизнь, а корабли – мы с вами.

Человек совершает свой путь по житейскому морю, от рождения до ухода из этой временной жизни в вечность, как корабль от одного берега к другому.

Какое первое условие нужно соблюдать людям для благополучного прохождения этой жизни? (дети отвечают)

(щелчок) Первое условие: Правила поведения . Мы должны научиться правильному, гармоничному отношению человека к человеку. Давайте запишем это условие на первой ступеньке с человечком.

(щелчок по первому условию – переход на скрытый слайд 4)

Слайд 4. Этикет - этика – золотое правило.

Даем определение золотого правила общечеловеческой этики. По первому пункту у светской и христианской этик - об отношении человека к человеку – разногласий нет. Разногласия начинаются со второго пункта – о внутреннем состоянии человека. И становятся очень серьезными, когда мы доходим до третьего пункта - об отношениях между человеком и его Творцом. Именно здесь проявляются основные различия между христианской и нехристианской моралью.

Внешние правила поведения где-либо называются этикетом . Например, правила поведения в школе – это школьный этикет, правила общения между дипломатами разных стран – дипломатический этикет. Поведение человека по правилам этикета называют этичным поведением.

Какие этикеты и правила этикета вы знаете? (дети отвечают)

Правила этикета за столом, на природе, деловой этикет…

(щелчок) Система всех таких правил, норм нравственного поведения человека, называется этикой .

Правила различных разделов этикета часто повторяются. (щелчок) И еще в древнейшие времена философы вывели одно общее для всей этики правило, которое впоследствии стали называть « золотым правилом этики ». Звучит оно так: (щелчок) Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя .

Часто люди считают, что если его поступок не причиняет вреда другому, то этот поступок не считается плохим. Давайте посмотрим на примере, так ли это? (щелчок)

Представьте, что один из этих мальчиков, разглядывающих игрушки в витрине магазина, похвастался, что у него есть «вон такая же заводная игрушка», хотя ее у него нет.

Навредил ли он этой неправдой другим ребятам? (дети отвечают)

Другим пока нет, только себе, потому что в душе его вместе с ложью поселился страх разоблачения. Жить со страхом в душе очень трудно. Но тайное всегда рано или поздно становится явным. И вот однажды ребята просят: «покажи нам свою игрушку?» Если мальчик откажется, то обидит отказом ребят и они будут считать его хвастунишкой и жадиной. А если сознается, что сказал неправду, то обидит друзей ложью, и они будут считать его врунишкой. Может даже, дружить с ним перестанут.

Нужно всегда быть честным, даже если никто не видит твоей неправды. Наша «неисправность» души, как и неисправность кораблей, так или иначе, наносит вред и нам и другим. (щелчок)

Значит, для успешного странствования по житейскому морю очень важно наше внутреннее состояние, нужно обязательно соблюдать второе условие: порядок в душе . (щелчок) Давайте запишем это условие на второй ступеньке с человечком.

(щелчок по второму условию – переход на скрытый слайд 5)

Слайд 5. Нагорная проповедь.

Чтобы нам было понятнее, как соблюдать эти два условия правильно, Господь Иисус Христос во время своей Нагорной проповеди уточнил золотое правило этики. Давайте посмотрим во врезке, что Он сказал нам о том, как нужно вести себя с ближними.

Работа с текстом

ВРЕЗКА

Слова Христа из Евангелия:

Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте?

(щелчок) «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

(щелчком по стрелке переходим на скрытый слайд 6)

Слайд 6. Нагорная проповедь.

Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило? (дети находят в тексте и зачитывают)

(щелчок) « Не судите , да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

А чтобы не судить других, что нужно делать? (дети находят в тексте и зачитывают)

(щелчок) « Будьте милосерды , как и Отец ваш милосерд. (щелчок) Прощайте , и прощены будете».

(щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 3)

Вернемся к нашему странствованию по житейскому морю. Какое третье условие успешного его завершения ? (дети отвечают) цель следования . Чтобы определить общую цель человеческой жизни, нужно знать, для чего человек создан. Человек сотворен, чтобы соединиться с Богом в вечном Царстве Божием , Царстве Небесном (щелчок) . Бог – это Любовь, значит, чему в своей земной жизни должен научиться человек? (дети отвечают)

Мы должны научиться любить Бога и любить ближних.

Давайте запишем третье условие на третьей ступеньке с человечком.

Слайд 7. «Сломанная» душа.

«Кораблик-душа» сломался, почернел. Давайте найдем и исправим поломки.

Дети находят неправильные действия и определяют, как исправить их. «Неправые дела» исчезают по щелку на них, взамен появляются «лечащие, ремонтирующие» действия и окрашивается кораблик и сердце. Функция перехода на следующий слайд по щелчку отключена, переход – щелчок по стрелке.

Обидел друга попросить прощения .

Обиделся на друга - простить .

Самостоятельное чтение

Слайд 8. Фоновый слайд «Буря сплетен».

При чтении обратите внимание!

С чем сравниваются сплетни?

О чем нужно помнить, чтобы не осуждать других?

Как избежать осуждения человека?

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит : Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но, тем не менее, блестяще играет в других встречах.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Анализ текста

Слайд 9. «Буря сплетен».

С чем в тексте сравниваются сплетни? (дети отвечают)

С пылью и мусором .

Почему мы закрываем глаза, когда пыль летит нам в лицо? (дети отвечают)

Потому что, если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть. Вот также и дурные слухи о человеке, мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это также, как смотреть сквозь грязное стекло. Посмотрите, есть ли на мальчике грязные пятна? (дети отвечают) Нет! (щелчок) А теперь? (дети отвечают) Да! (щелчок) А если стекло совсем грязное, мальчика хорошо можно разглядеть? (дети отвечают)

Нет! Вот также и наша душа, когда мы осуждаем человека, слушаем о нем сплетни и распространяем их, видит в этом человеке свою собственную грязь. И чем больше осуждаем людей, тем наша душа злее и чернее, а люди и мир вокруг нас кажутся нам плохими – серыми и черными. (щелчок) Например, нам может увидеться, что эти дети не радуются ежику, (щелчок) а мучают его.

(если дети знают о подвиге Александра Матросова, то можно привести его как пример: бывший хулиган жертвует жизнью ради жизни других)

Слушаем притчу

Слайд 10. Чужие грехи.

ВРЕЗКА

Соотнесите эту притчу со словами Иисуса Христа, сказанными на Нагорной проповеди (из 1-й врезки): « И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего » (Мф.7,3-5).

О чем иносказательно говорится в обоих случаях? (дети отвечают)

Грехи других, даже маленькие, мы обыкновенно хорошо видим, а свои собственные грехи, гораздо бóльшие, не замечаем.

Что помогает нам уберечь себя от осуждения других? (дети отвечают)

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Мы не должны осуждать других, - потому, что судить - значит вглядываться в глаза брата, замечать его недостатки (сучки), и не обращать внимания на свои собственные (бревна).

(щелчок)

Как часто судим мы людей,

В своем глазу бревна не видя,

Как люто судим, ненавидя

В угоду собственных страстей.

Как часто мы вершим свой суд

Лик Бога на себя примерив,

Забыв о том, что в это время

Нас тоже судит кто-нибудь…

Слайд 11. «Христос и грешница». Поленов В.Д.

(дети отвечают)

(щелчок по «лупе» - переход на скрытый слайд 12 – увеличенный фрагмент картины, возврат на слайд 10 по стрелке)

Как вы понимаете, что такое неосуждение? (дети отвечают)

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

А какие оценки ставятся поступкам? (дети отвечают)

Поступкам мы ставим оценки «хорошо» или «плохо», «добро» или «зло», «правда» или «неправда».

Слайд 13. Грешник и грех.

Помните, мы говорили о мальчике, который сказал друзьям неправду про игрушку.

Как вы думаете, всегда ли этот мальчик говорит неправду? (дети отвечают)

(щелчок) Правильным ли будет поставить на нем клеймо лжеца? (дети отвечают)

(щелчок) Нет. Потому что указать надо на грех, оценить поступок мальчика, а не его самого. (щелчок)

Слайд 14. Прощение.

Что должен сделать мальчик, чтобы исправить свой поступок? (дети отвечают)

(щелчок) Покаяться, попросить прощение.

А что должны сделать ребята? (дети отвечают)

(щелчок) Пожалеть и простить.

Слушаем и поем песню

Слайд 15. Быть человеком.

(песня начинает звучать автоматически после перехода на слайд)

Быть человеком

Исполняет детская группа «Непоседы»

1. Нам от самого порога

Жизнь раскинула пути;

Выбирай свою дорогу

И по ней смелей иди.

Пусть к тебе придёт удача,

Если честно ты прожил.

Пусть судьба тебе назначит

То, чего ты заслужил!

Припев : Только помни, только помни

В грохоте-ритме века:

Самая главная в жизни профессия -

Быть человеком.

2. В жизни прожитой дороги

Очень уж порой круты.

Мы к себе бываем строги,

За собою жжём мосты,

Ненавидим мы и любим,

Разрушаем и творим;

И в жару и в холод лютый

Мы друг другу говорим.

Припев .

ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

ВРЕЗКА

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

ВРЕЗКА

Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

_____________________________________________________________________________

Евангелие от Иоанна (8, 3-11) : «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

________________________________________________________________

Рефлексия

Вопросы и задания

1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

На вопрос почему главное правило морали называют золотым заданный автором Даша Короткова лучший ответ это Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее приня­тым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойны­ми, благородными, правильными) и безнрав­ственными. Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. Мораль многообразна, она может по­ниматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инстру­мент сохранения порядка в обществе, как чест­ность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний го­лос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.
Основой морали являются - совесть (нрав­ственное чувство, позволяющее человеку опреде­лять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готов­ность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении) .
Большинство народов мира сейчас имеют неко­торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром­ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото­рые вызывают порицание у многих народов (по­роки) , - глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т. д.
Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об­щие понятия, которые позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро - главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.
У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно­сти за выбранный путь.
Общепринятые этические требования и ориен­тиры моральных поступков составляют общече­ловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели («золотое правило» нравственности) . С древних времен до сегод­няшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» .
Особенность морали состоит в том, что она ос­нована на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полно­го согласия человека с действительностью и са­мим собой) . Отсюда исходят: доброта, великоду­шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т. п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки - ненависть, зависть, гор­дыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т. п.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: почему главное правило морали называют золотым

Ответ от Осокорь [новичек]
Ай, Ай, ай ДашКаа*))


Ответ от Алексей Колесников [новичек]
Главное правило морали: не делай людям того, чего не желаешь себе.
Называют золотым, потому что если человек будет почаще вспоминать его и ставить себя на место того, кого хочет обидеть, то, возможно, он не станет обижать другого, ведь не хотел бы, что его обижали)


Ответ от шеврон [новичек]
Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее принятым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойными, благородными, правильными) и безнравственными. Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. Мораль многообразна, она может пониматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инструмент сохранения порядка в обществе, как честность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.
Основой морали являются - совесть (нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готовность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении) .
Большинство народов мира сейчас имеют некоторые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скромность, гуманизм, мудрость и др. Качества, которые вызывают порицание у многих народов (пороки) , - глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т. д.
Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее общие понятия, которые позволяют оценивать действия и поступки людей. Добро - главная ценность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.
У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственности за выбранный путь.
Общепринятые этические требования и ориентиры моральных поступков составляют общечеловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели («золотое правило» нравственности) . С древних времен до сегодняшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» .
Особенность морали состоит в том, что она основана на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полного согласия человека с действительностью и самим собой) . Отсюда исходят: доброта, великодушие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т. п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки - ненависть, зависть, гордыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т. п.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ – «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Данное нравственное требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин «золотое правило» за ним закрепился с конца 18 в.

Первые упоминания о «золотом правиле нравственности» относятся к т.н. «осевому времени» – середине I тысячелетия до н.э. Оно встречается в «Махабхарате» (Мокшадхарма, кн. 12, гл. 260), в изречениях Будды (Дхаммапада, гл. X, 129; гл. XII, 159), у Гомера (Одиссея, V, 188–189) и Геродота (История, кн. III, 142; VII, 136). Конфуций на вопрос ученика о том, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» («Лунь Юй». 15, 23). В Библии «золотое правило» упоминается в ветхозаветной книге Товита (Тов. 4:15) и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди (Лк. 3:31; Мф. 7:12). Евангельская формулировка считается наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф., 7:12). В Коране «золотое правило» не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда. «Золотое правило нравственности» прочно вошло в культуру и массовое сознание, осело в виде пословиц, очевидных требований житейской мудрости (немецкое: «Was du nicht willst, dass man dir tu, das flieg auch keinem anderen zu»; русское: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»).

В античных философских текстах «золотое правило» встречается редко и всегда как требование житейской нравственности, но не как теоретически санкционированный принцип. Оно приписывается двум из семи мудрецов – Питтаку и Фалесу. На вопрос, как прожить жизнь самую лучшую и праведную, Фалес ответил: «Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других» (Фрагменты ранних греческих философов, ч. I. М., 1989, с. 103). На «золотое правило» ссылается Сенека («Письма к Луцилию», 94, 43).

Христианская средневековая этика рассматривает «золотое правило нравственности» в контексте Нагорной проповеди. Для Августина «золотое правило» – принцип естественной нравственности, которым следует руководствоваться в отношениях между людьми («О порядке», II, 8) и нарушение (выворачивание) которого деформирует человеческое поведение («Исповедь». I, 19); одновременно он рассматривает его как конкретное выражение закона любви, понимаемого как любовь к Богу: «Закон же любви состоит в том, чтобы человек желал ближнему того же самого добра, какого желает и себе самому, и не желал ему того зла, какого не желает себе» («Об истинной религии», 46). «Золотое правило нравственности» входит в социально-договорную концепцию Τ.Гоббса, выступая в качестве критерия, позволяющего установить, не противоречит ли действие естественным законам («О гражданине», раздел I, гл. III, 26). Д.Локк видит в «золотом правиле» «непоколебимое нравственное правило и основу всякой общественной добродетели» («Опыты о человеческом разумении». Кн. I, гл. 3, § 4). Лейбниц считает, что «золотое правило» не является самоочевидным мерилом нравственности: «Если бы это зависело от нас, то мы хотели бы от других излишнего; значит ли это, что мы должны делать излишнее и другим?» («Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии». Кн. I, гл. II, § 4). По его мнению, это правило лишь описывает диспозицию для вынесения справедливого суждения (встать на точку зрения другого).

X.Томазий на материале «золотого правила нравственности» разграничивает сферы права, политики и морали. Он выделяет три формы «золотого правила», называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum). Принцип права состоит в том, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему. Принцип приличия предполагает делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему. Принцип уважения требует от человека поступать так, как он желал бы, чтобы поступали другие. Первые два принципа обобщаются в естественном праве и политике (Томазий называет их внешними законами), последний – в этике. По Канту, «золотое правило нравственности» не может быть всеобщим законом, т.к. оно не содержит в себе оснований долга, и преступник, исходя из него, «стал бы приводить доводы против своих карающих судей» («Основание к метафизике нравственности». Соч., т. 4(1), с. 271). Кант придавал принципиальное значение различению категорического императива и «золотого правила». Некоторые критики Канта, напротив, видели в категорическом императиве лишь иное выражение «золотого правила» (см. Шопенгауэр А. Об основе морали. § 7). Ссылки на «золотое правило» как критерий нравственной оценки и концентрированное выражение гуманистической морали имеются также в марксистских текстах – у К.Маркса (Дебаты о свободе печати... – Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 3), А.Бебеля (Женщина и социализм. М., 1959, с. 516). П.Кропоткин видел в нем выражение общеприродного закона взаимопомощи (Современная наука и анархия. М., 1990, с. 338–41). Л.Н.Толстой рассматривал «золотое правило» как этический инвариант, присущий всем религиям, наиболее последовательно сформулированный в учении Христа и выражающий общечеловеческую суть нравственности («Что такое религия и в чем сущность ее?»).

В современной литературе наиболее полную содержательную характеристику «золотого правила нравственности» (перекликающуюся с трактовкой Томазия) предложил Г.Райнер, выделивший три его формы. Правило вчувствования (Einfühlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе». Здесь эгоистическая воля индивида становится масштабом поведения, и в таком виде правило не может быть возвышено до всеобщего нравственного принципа – его негативная формулировка исключает наказание, поскольку оно человеку неприятно, утвердительная форма не может быть всеобщим масштабом поведения, потому что эгоистические желания часто безмерны. Правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»; основой принятия решения в данном случае является беспристрастное суждение о поведении других. Правило взаимности, объединяющее первые два и совпадающее с евангельской формулировкой (Gegenseitigkeitsregel): «как вы хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, поступайте так же и вы по отношению к ним». Здесь основой принятия решения является собственное желание индивида, совпадающее с его же беспристрастным суждением о поведении других. Райнер оправданно считает, что правило взаимности является наиболее полной и адекватной формулой «золотого правила».

«Золотое правило нравственности» и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона . В процессе многообразной внутренней дифференциации и расширения общественных отношений талион трансформировался в двух направлениях: подлежащий отмщению ущерб стал калькулироваться с учетом субъективного аспекта (за его скобки постепенно выносятся ненамеренные действия, ущерб, нанесенный скотом, и т.д.) и заменяться материальным вознаграждением, выкупом. Изменения, приведшие к необходимости перехода от коллективной ответственности рода к индивидуальной ответственности лиц и снятия той резкой разделенности между «своими» и «чужими», которая могла уравновешиваться только взаимным признанием права силы, и воплотились в «золотом правиле нравственности». Как полагает А.Диле, посредствующим звеном в процессе перехода от талиона к «золотому правилу» было правило: «добром за добро, обидой за обиду». «Золотое правило» от талиона отличается тем, что оно: 1) утверждает в качестве субъекта поведения само действующее лицо и обязывает его руководствоваться своими собственными представлениями о хорошем и плохом («чего в другом не любишь...», «во всем, как хотел...»); 2) соединяет «своих» и «чужих», которые теперь становятся просто другими и охватывают всех людей; 3) представляет собой идеально (мысленно) заданный регулятив поведения, а не обычай.

«Золотое правило нравственности» есть формула отношения человека к себе через его отношение к другим. Существенно важно, что у этих видов отношений – разные модальности: отношение к себе реально, охватывает поступки («поступайте и вы», «того и сам не делай»), отношение к другим идеально, охватывает область пожеланий («как вы хотите», «чего в другом не любите»). Предполагается, что человек необходимо должен и хочет руководствоваться нормами, которые имеют достоинство всеобщности (не разрушают его связей с другими, а открывают перспективу сотрудничества с ними). «Золотое правило» предлагает способ, с помощью которого это можно установить. Норма может считаться всеобщей (и в этом смысле нравственной), если субъект действия готов признать (санкционировать, пожелать) ее, и в том случае, если другие будут применять ее по отношению к нему самому. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), т.е. тех, кто будет испытывать действие нормы, а другого (других) поставить на свое собственное место. Аргументы Лейбница (желания могут быть безграничными) и Канта (преступник не пожелал бы быть осужденным) не учитывают этого мысленного обмена диспозициями, в результате чего субъект исходит не из своих ситуативно заданных эгоистических желаний по отношению к другому, а из тех предполагаемых желаний, которыми он руководствовался бы, окажись он на месте другого, а тот, другой, на его месте. «Золотое правило» можно интерпретировать как мысленный эксперимент для выявления нравственного качества отношений между индивидами (взаимоприемлемости этих отношений для обеих сторон). Оно соединяет произвольность моральных требований с их общезначимостью и в этом смысле выражает специфичность нравственности как таковой.

Специфичность «золотого правила» как сугубо нравственного феномена отразилась и в его языковом выражении. Формулировка талиона выдержана исключительно в повелительном наклонении – ее императивность является категорической и в этом отношении «жизнь за жизнь» ничем не отличается от «не убий». «Золотое правило нравственности» дополняет повелительное наклонение сослагательным («как вы хотите» в значении «как вы хотели бы»). Через повелительное наклонение формула «золотого правила» задает отношение субъекта к себе, а через сослагательное наклонение – отношение к другим. Таким образом, нравственность оказывается общезначимой в качестве идеального проекта, в желаниях и произвольна в качестве реального выбора, в поступках.

Литература:

1. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988, с. 91–131;

2. Dihle А. Die goldene Regel. Eine Einführung in die Geschichte der antiken und frühchristlichen Vulgärethik. Gott., 1962;

3. Reiner H. Die «Goldene Regel» Die Bedeutung einer sittlichen Grundformel der Menschheit. – «Zeitschrift für philosophische Forschung», 1948, Bd. 3, H 1.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом в целом лежит золотое правило поведения: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе » (отрицательная формулировка) и «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой » (положительная формулировка). Нарушающий золотое правило поведения не может рассчитывать на доброе отношение к себе. В лучшем случае его не будут замечать; в худшем - будут обращаться с ним по принципу «око за око, зуб за зуб».

Золотое правило известно людям с незапамятных времен. Оно упоминается в одном из древнейших памятников письменности - древневавилонском сказании об Акихаре. У Конфуция (VI-V в.в. до н. э.) оно - основа поведения. В древнеиндийской «Махабхарате» (V в. до н. э.) оно предстает как норма норм.

У Канта золотое правило фигурирует под именем категорического императива . Он, с одной стороны, возвысил его до значения главного принципа поведения людей, с другой, - унизил, назвав его общепринятые формулировки тривиальными и ограниченными. Категорический императив - преобразованное в духе ригоризма и деонтологизма золотое правило: «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». Переформулировав правило в виде категорического императива, Кант в значительной степени лишил его того, что делает его золотым , а именно, индивидуальной составляющей, нарушив этим меру, т. е. склонив чашу весов в пользу надындивидуального, - общего, всеобщего.

Поверхностность понимания Кантом золотого правила проявляется, в частности, в том, что он не увидел в нем основание долга, утверждая, что оно якобы не формулирует обязанностей по отношению к другим. Разве золотое правило не указывает, например, на долг перед родителями? Разве оно не говорит о том, что если ты хочешь, чтобы твои дети относились к тебе подобающим образом, то ты сам должен таким же подобающим образом относиться к своим родителям? Или: если ты хочешь, чтобы родители относились к тебе хорошо, то ты сам должен относиться к ним хорошо. И т. д. Такое понимание Кантом золотого правила обусловлено ориентацией на надындивидуальное. В его категорическом императиве основание долга - всеобщий закон. Этим Кант ставит общество выше личности. Золотое же правило указывает на конкретного человека как на основание долга. И это справедливо, потому что нет крепче основания чем сам человек для себя . Долг предполагает знание себя и других. А кого человек знает лучше: себя или других? Конечно, себя. Долг предполагает уважение и заботу. А кого человек уважает больше и о ком заботится больше: о себе или о других? Конечно о себе. Это естественно. Основание долга находится не в каких-то заоблачных высотах, а в конкретном живом человеке со всеми его достоинствами и недостатками. Сам Кант, солидаризируясь с библейской заповедью любить ближнего своего как самого себя, подчеркивал при этом, что человек, не любящий себя, не может любить другого, т. к. такой человек свою ненависть к другому может фарисейски оправдывать своей самоотреченностью.

В русской философии о проблемах, связанных с золотым правилом, писал В.С. Соловьев . Вслед за Шопенгауэром он убедительно показал значение эмоций, психики как индивидуально-интимной основы золотого правила. Если люди руководствуются данным правилом безотчетно, то это в значительной мере благодаря чувствам совести и сострадания. Совесть отвечает преимущественно за реализацию отрицательной составляющей золотого правила. Сострадание - положительной. Совесть говорит: не делай другим того, чего не желаешь себе, т. е. не делай зла. Сострадание велит оказывать помощь страждущим, поступать с ними так, как хочешь, чтобы поступали с тобой в аналогичной ситуации.

Интимно-психологические «механизмы», реализующие золотое правило, указывают на то, что оно отнюдь не является некой абстрактной бездушной нормой, что оно глубоко индивидуализировано, психологично, имеет не только “антенну” в виде традиции, общепринятого правила поведения, но и “заземлено” , уходит корнями в самые глубины человеческого естества.

Золотое правило - главный принцип человеческого общежития

В положительной форме правило гласит:

поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

В отрицательной:

не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

Золотое правило дает целостное и концентрированное представление о нравственности, схватывает главное в ней: отношение к другому как к самому себе . Оно устанавливает, фиксирует, определяет меру человеческого в человеке, морально уравнивает людей и уподобляет их друг другу.

Моральное уравнивание - количественная процедура, моральное уподобление - качественная процедура. Вместе мы имеем мерный процесс: золотое правило предлагает человеку соизмерять свои поступки с поступками других, мерить своей меркой поступки других и, наоборот, мерить чужой меркой свои поступки; одним словом, оно предлагает находить общую меру своих и чужих поступков и действовать в соответствии с этой общей мерой.

В своей отрицательной форме золотое правило устанавливает минимально низкую запрещает делать зло , иными словами, устанавливает минимум

В своей положительной форме оно устанавливает максимально высокую планку морального отношения человека к другим людям, побуждает к добру , добродеянию, иными словами, определяет максимум нравственных требований к поведению человека.

Таким образом, золотое правило охватывает весь диапазон нравственных поступков и служит основой для различения и определения моральных категорий добра и зла .

Такую же функцию оно выполняет в отношении категории долга . Взглянем на это правило со той стороны, как оно соизмеряет свои и чужие поступки. В фундаменте этого соизмерения, т. е. изначально лежит следующее. Люди, общество дали мне жизнь, сделали меня человеком, т. е. они поступили со мной более или менее хорошо, так, как я хотел бы , чтобы со мной поступали другие. Соответственно я поступаю или должен поступать с ними (родителями, людьми, обществом), в частном случае, должен отплатить им тем же, т. е. своим поведением я не должен ухудшать-уменьшать качество-количество жизни (данной мне и другим), более того, насколько возможно должен заботиться об улучшении-увеличении качества-количества жизни (моей и других, общества в целом). Это - общее понимание долга. Оно, естественно, разделяется на частные виды в зависимости от того, кого мы имеем в виду под «другими». Если «другие» - родители, то это долг перед родителями.

Если мораль (нравственность) регулирует отношения людей, обеспечивает здоровье общества в рамках нормы-оптимума и ближайших отклонений от нее, то право регулирует отношения людей, обеспечивает здоровье общества в более широком смысле - недопущения, профилактики или лечения патологических отклонений от нормы-здоровья, именуемых правонарушениями и/или преступлениями. Чем для жизни-здоровья отдельного человека являются болезни , тем для жизни-здоровья общества являются правонарушения и преступления . Когда правонарушений и преступлений в обществе много, то это - больное общество в юридическом смысле. О здоровье общества в нравственном смысле говорить приходится еще меньше.

Золотое правило устанавливает связь-соответствие между жизнью-здоровьем отдельного человека и жизнью-здоровьем общества. Оно утверждает, что жизнь и здоровье общества базируются на жизни и здоровье людей, что нравственность не самоценна, а имеет корень в жизни-здоровье конкретного человека , является, так сказать, естественным продолжением этой жизни-здоровья. Нравственное здоровье, с одной стороны, является частью здоровья общества или совокупности людей (коллектива, семьи...), с другой, - составная часть индивидуального здоровья человека. Право тоже не самоценно. Оно является естественным продолжением нравственности. Оно в сущности, как и нравственность, основывается на золотом правиле. Об этом писал. Примерно об этом же говорит давнее политико-юридическое правило: «Каждый обязан подчиняться лишь такому закону, на который он сам дал согласие». Это правило, может быть, несколько категорично, но верно по существу, поскольку опирается на золотое правило. В самом глубоком смысле право - это , повторяю, взаимодопущение и взаимоограничение свободы . Из взаимодопущения свободы вытекают разнообразные права человека . Из взаимоограничения свободы вытекают не менее разнообразные обязанности человека .

Золотое правило обладает еще тем свойством, что оно самодостаточно , закольцовано, имеет основание в самом себе . Оно, в частности, соединяет «хочу» и «надо», случайность «хочу» и необходимость «надо». Это соединение дает в итоге то, что я называю свободой . Золотое правило - формула свободы . Соединяясь в золотом правиле, «хочу» и «надо» взаимно допускают и ограничивают друг друга, устанавливают меру, умер яют друг друга.

Соединяя «хочу» и «надо», золотое правило снимает также дилемму этики счастья и этики долга . Оно требует от человека только то, что он сам хочет по отношению к себе. Недаром правило называется золотым .

Могут спросить: если золотое правило такое хорошее, то почему люди нарушают его, почему они делают зло, не выполняют долга? Ситуация здесь примерно такая же как в случае со здоровьем и болезнями. Последние отнюдь не обесценивают здоровье. Напротив, заболевший человек стремится опять стать здоровым. Так и с золотым правилом. Нарушения правила не обесценивают его. В общем балансе человеческих поступков поступки, основанные на нём, безусловно перевешивают поступки, нарушающие его. Иначе мы имели бы дело с больным, гибнущим обществом.

Тема. «Золотое правило этики».

Основные

понятия

Методика, виды

работ

Методы и формы контроля, рефлексии

Золотое правило этики. Неосуждение.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, творческие задания, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом.

Назовите «золотое правило этики».

Почему оно «золотое»?

Сформулируй свои правила.

Учитель: Здравствуйте!

Сегодня на уроке вы познакомитесь с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнаете о нравственных идеалах, моральных нормах наших предков.
Сейчас командам предстоит проверить себя в знании предмета, как можно быстрее и без ошибок пройти испытания на 4-х станциях. Справившись с заданием на каждой станции, команда получает фрагмент пароля. Собрав воедино пароль, команда имеет возможность узнать главное правило христианской этики.

Капитаны получают «Маршрутные листы»! ()

По моей команде начинаем свой маршрут. Раз! Два! Три!

II. Практическая работа на станциях

Станция 1 «Нравственность».

Тест (Выбор правильного ответа)

1: Выберите тот поступок человека, который можно назвать нравственным:

А) Не обращать внимания на чужие беды и горести.

Б) Помогать людям, которые в этом нуждаются.

В) Помогать людям, надеясь получить награду.

2. Если кто-то из приятелей сплетничает, то надо:

А) Осудить осуждающих;

Б) Сказать ребятам, что осуждать других нехорошо, перевести разговор на другую тему;

В) Принять участие в обсуждении чужих недостатков.

3. Закончите предложение. Чтобы нас любили люди, мы должны…

А) Льстить им;

Б) Требовать любви;

В) Любить их.

4. Закончите предложение. Добрым человека можно назвать, если:

А) Он делает добро, чтобы стать популярным;

Б) Он делает добро, чтобы получить взамен награду;

В) Он делает добро по велению сердца.

5. Кто указывает человеку на его плохие мысли и поступки?

А) Милиционер.

Б) Товарищи.

В) Совесть.

6. Закончите предложение. Нравственный человек помогает…

А) Тем, кто помогал ему;

Б) Тем, кто может оплатить за оказанную помощь:

В) Тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает тебе зло.

Молодцы! Отметка в Маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля

Вывод . Мы узнали, что нравственный человек умеет:

А) помогать людям, которые в этом нуждаются, даже если они делают тебе зло;

Б) не осуждать,

В) любить.

Мы выяснили, что мы понимаем под понятием нравственность или этика.

Станция 2 Христианская этика

А теперь нам предстоит ответить на вопрос:

Что такое христианская этика? В чём её отличие от светской этики?

- Как уберечься от осуждения других?

Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, что Иисус Христос заповедовал иметь своим ученикам, чтобы их отличали от других людей.

1.То, что надо обличать и ненавидеть. (Зло)

2.Те, кто несут ответственность за совершаемое на земле зло. (Люди)

3.То, что Господь велел человеку вынуть из своего глаза для того, чтобы увидеть, как вынуть сучок из глаза брата. (Бревно)

4.Различение оценки поступка и оценки самого человека. (Неосуждение)

5.Тот, кого нужно любить в любых обстоятельствах. (Человек)

6.То, что нужно не делать, чтобы не быть судимыми. (Судить)

любовь . Запишите вывод в маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля.

Что особенного есть в христианской любви? На этот вопрос вам поможет ответить буклет. Разверните его. Давайте прочтём первое послание к Коринфянам святого апостола Павла гл.13

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Станция 3 Притча.(Фильм)

Старец вывел учеников на мороз и молча, встал перед ними.
Прошло пять минут, десять… Старец продолжал молчать.
Ученики ежились, переминались с ноги на ногу, посматривали на старца.
Тот безмолвствовал. Они посинели от холода, дрожали, и, наконец, когда их терпение достигло предела, старец заговорил.
Он сказал: "Вам холодно. Это потому, что вы стоите порознь.
Станьте ближе, чтобы отдать друг другу свое тепло.
В этом и есть суть христианской любви”.

Обсуждение: что лежит в основе христианской любви?

А) доброта

Б) любовь к ближнему

В) сострадание

Запишите вывод в маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля.

И напрасно просить о многом,
Мне по сути одно лишь нужно.
Я любви прошу у Бога,
О других не заботясь нуждах.

Вера Сергеевна Кушнир

Вывод: главное содержание христианского учения выражают слова закона:

"Возлюби ближнего твоего, как самого себя"

Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

Станция 4 Познание

Запишите вывод в маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля

III. Подведение итогов

1Соберите воедино пароль, объяснив, что он означает (Золотое правило христианской этики)
Отметка в Маршрутном листе. Руководители групп читают золотое правило нравственности.
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», (Мф.7:12)

Молодцы!

Д.З Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких.

«Итак, во всем, как поступали люди, так

поступайте и вы с ними» хотите, чтобы с вами

mob_info