Как улучшить память и мышление у взрослых. Упражнения для памяти. Самые эффективные упражнения для улучшения памяти. Когда родился Галилей

В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может , без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника - все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, - и в своей совокупности они составляют важную часть нашего .

Тренировка зрительной памяти

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

Упражнения 4. Римская комната

Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации . Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

Мозг - такая штука, которая очень любит лениться. Чуть подвернулась возможность, он «отключается» и начинает «маяться дурью».

Чтобы его немного попинать и потренировать память, предлагаю несколько интересных упражнений из книги Анхельс Наварро «Память не изменяет».

Упражнение 1

Сложность **


Запоминайте в течение минуты расположение точек и линий в первых четырех строках. Затем, не глядя на них, добавьте недостающие линии в нижних четырех строках.


Упражнение 2

Сложность *


Придумайте ассоциации для цифр и слов в соответствии с их внешней формой. Можете потратить на это столько времени, сколько вам необходимо. Затем закройте их и ответьте на предложенные вопросы.


Ответьте на вопросы:
1. Какая цифра соответствует снеговику?
2. Какие цифры соответствуют оврагу и свече?
3. Какие цифры соответствуют паруснику, яйцу и змее?
4. Какие цифры соответствуют воздушному шарику, птице, детской горке и утке?

Упражнение 3

Сложность *


Рассматривайте в течение 20 секунд фигуру слева. Затем, не глядя на нее, скажите, какая из четырех фигур справа ей идентична.

Упражнение 4

Сложность *


Запоминайте в течение необходимого вам времени список покупок. Затем, не глядя на него, скажите, какой из представленных внизу списков - правильный. Обратите внимание на то, что очередность могла измениться.


Упражнение 5

Сложность ***


Запоминайте группу животных, изображенную на картинке, в течение одной минуты.


Затем, не глядя на рисунок, запишите на листе бумаги названия животных в алфавитном порядке.

Упражнение 6

Сложность ***


Изучите два списка слов. В правой колонке находятся анаграммы к словам из левой. Свяжите каждое слово из левой колонки с соответствующим ему из правой и запомните их.

Посмотрите на колонки, которые расположены ниже, и вслух назовите слова, которых не хватает.

Экология сознания: Жизнь. Эти упражнения развивают память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п., а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Лучшие упражнения на запоминание

Запоминание несвязанных чисел

Уча­щемуся предлагается заучивать один за другим несколько рядов из 10-12 цифр.

При этом подчеркивается, что основной упор следует делать не на механическом повторении цифр вслух или про себя и не на зрительное фото­графическое их запечатление, а на поиск осмысленных связей между ними. Например, просматривая ряд цифр 6513024860, можно установить, что 65:13=5; 2, 4, 8 - ряд степеней числа 2; ряд 0, 2, 4, 8, 6 - возрастающие четные числа, среди которых два последних переставлены; 65 - номер вашей квар­тиры, а 86 - год свадьбы вашего брата; по краям сходные числа 65 и 60; в конце каждой половины цифр - нули и т. д. Чем больше подобных соотношений в каждом ряду обнаруживается, тем луч­шим оказывается запоминание цифр.

После такого анализа нескольких рядов учащемуся предлагается по памяти записать на бумаге цифры, содержа­щиеся в каждом из них, в той же последовательности. Ряды можно брать из таблицы случайных чисел или, в край­нем случае, из телефонного справоч­ника.

Ряды случайных чисел для запоми­нания:

6442180814 1798548911

4380009351 4132644344

4102483167 9624043642

0747744606 5484654759

Если при проверке обнаружится, что в одном из рядов допущена ошибка, следует проанализировать вместе с уча­щимся ее происхождение: она является показателем недостаточной четкости смыслового анализа ряда,

Это упражнение формирует способ­ность легко запоминать различные чис­ла (исторические даты, адреса, номера телефонов и т. п.), а также формирует обобщенную установку на поиск связей в запоминаемом материале вместо механического запечатления.

Анализ бессмысленных слов

Учаще­муся предъявляются несколько квази­слов длиной в 20-25 букв, наподобие следующего:

КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН

Упражнения на развитие памяти

Медленно просматривая каждое сло­во, следует выделить некоторый смысл в его отдельных буквосочетаниях или вскрыть связи между его частями. На­пример, «комол» - сокращение от «ком­сомол», или объединение двух коротких слов с буквой о в середине: «ком» и «мол»; сочетание «комолист» можно ассоциировать со словами «вокалист» или «голосист» или интерпретировать как сложное слово: «ком» (или «ко­му»)+«лист»; «стрено» связать со сло­вами «стрела» или «встреча», а «стренош» - со словом «стреножить»; «шиверт» - с выражением «шиворот-навыворот», а «шивертон» - со словом «камертон». При анализе слова в целом можно заметить, что во всех случаях после согласной буквы следует гласная, за исключением сходных сочетаний «стр» в середине слова и «рт» в конце, а также, что из гласных в этом слове есть только буквы о, и, е, которые, как известно, находятся в конце первой половины алфавита и не перемежаются никакими другими гласными.

После сверки воспроизведенных слов с предъявленными проводится анализ причин ошибок. Воспроизведение совер­шается через несколько часов и через день после заучивания с целью обнаруживания слабых мест смыслового запо­минания каждого учащегося и их кор­рекции при последующих выполнениях упражнения.

Это упражнение развивает память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п. , а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Запоминание пар слов

Учащимся предлагаются наборы из 25-30 пар не связанных друг с другом слов, напри­мер: кит - сигарета, слива - лампа, жук - облако и т. п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать в уме некоторые образы, необычные картинки, в которых при­чудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку сле­дует представить себе как можно ярче, эмоциональнее. Например, плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сум­раке, от нее поднимается дым, похожий по цвету на шкуру кита. Или на настоль­ной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. Или внутри сли­вы находится нить накала и она светит, как лампа.

После этого предъявляются на блан­ке или зачитываются первые слова каж­дой пары. Второе слово надо вспомнить и самостоятельно записать. Затем предъявляются только вторые слова па­ры, по ним надо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и за­вершается анализом причин допущен­ных ошибок.

Это упражнение направлено на со­вершенствование приема создания яр­ких образов при запоминании текстово­го материала.

"Тройная стимуляция" памяти

Уп­ражнение разработано по аналогии с известной методикой «двойной стимуля­ции» памяти (А. Н. Леонтьев) и на на­чальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стимулов. Уча­щимся предъявляется ряд карточек с напечатанными на них словами или на­рисованными картинками и предлага­ется из другого аналогичного набора карточек подобрать к каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно - хлеб, дом - забор) с тем, чтобы в даль­нейшем можно было, глядя лишь на вто­рой ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.

После того, как учащийся усвоил принцип подбора сходных слов и вос­произведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание услож­няется.

Ему предлагают первый набор кар­точек (например: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, синица, окно, вокзал), основываясь на смысло­вом, образном, эмоциональном или ка­ком-либо ином сходстве слов. Карточки второго набора располагаются под кар­точками первого набора («окно» под «крышей», «синица» под «самолетом», «мяч» под «судьей», «вокзал» под «рельсом»).

Затем первый набор карточек закры­вается листом ватмана и предъявляет­ся третий набор карточек (герань, крес­ло, змея, сапог). Задача учащихся - положить под каждой из карточек оставшегося второго набора связанную с ней карточку нового - третьего на­бора (окно - герань, синица - змея, мяч -- сапог, вокзал - кресло).

После этого закрывается и второй набор карточек. Задача учащихся - глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по карточке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспом­нить «синицу» и «самолет» и т. д.).

При достижении легкости в выпол­нении этого упражнения предлагается называть сразу карточки первого набо­ра, не называя карточек второго набо­ра. Можно вводить и большее количе­ство опосредствующих наборов: четыре или пять,- удлиняя и усложняя тем самым смысловые цепочки слов.

Это упражнение формирует способ­ность быстро находить и устанавли­вать смысловые связи между отдель­ными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении.

Раскладывание карточек с несвязан­ными словами

Используются комплекты из 15-20 карточек со словами, по возможности не связанными по смыслу и не похожими по звучанию. Например: счетчик, стол, фонарь, палитра, токарь, свинец, шерсть, фикус, мелодия, схема, зебра. Задача учащегося - предло­жить несколько вариантов раскладки карточек, облегчающих их запомина­ние. Например, можно объединить сло­ва с общей первой буквой - «с» и «ф», и внутри каждой группы попытаться увязать слова друг с другом: фикус све­тит, как фонарь (или фонарь сделан в форме фикуса), а на столе лежит схе­ма свинцового счетчика и на нее про­лили сироп. Возможна и логическая классификация: токарь, зебра, фикус - живое (причем, здесь и человек, и жи­вотное, и растение); палитра и мелодия связаны с искусством; стол, фонарь, счетчик - бытовые предметы и т, д. Можно объединить слова к по конкрет­ным ситуациям, составив один-два небольших рассказа, например: Некто включил фонарь, чтобы посмотреть на счетчик, а для этого пододвинул стол, чтобы на него взобраться, при этом упал фикус и т. п.

После раскладывания карточек осу­ществляется непосредственное и отсро­ченное воспроизведение слов и анали­зируются причины пропусков и замен некоторых из них.

Это упражнение формирует способ­ность находить многообразные связи в первоначально разрозненном материа­ле, обеспечивая тем самым его эффек­тивное запоминание.

Анализ структуры длинных предложений

Подбирается несколько предложений, состоящих из 18-20 слов. На­пример: «Японские специалисты, обслу­живающие компьютеры, давно замети­ли, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управле­ния на транспорте и в производстве». Медленно и вдумчиво прочитывая пред­ложение, следует шаг за шагом состав­лять схему, отражающую его синтак­сическую структуру. Затем, глядя на схему (слова в которой не несут никакой конкретной информа­ции, а выступают в роли вспомогатель­ных опор, пунктирных линий воспроизведения),

  • какими
  • какие
  • что сделали
  • кого, что
  • чего
  • кем
  • являются
  • кто
  • каких
  • кто
  • которые
  • что делают
  • которые
  • что делают
  • что
  • делающие
  • кого
  • что
  • что:
  • когда
  • чего
  • где (2 места)
  • какие
  • каких

следует попробовать как можно точнее восстановить предложе­ние (сразу же после запоминания и спустя несколько часов).

Это упражнение развивает способ­ность вскрывать и использовать все до одного смысловые соотношения между элементами фразы, что является необ­ходимой предпосылкой точного в смыс­ловом отношении или даже дословного запоминания определений, цитат или ключевых фраз текстов.

Анализ структуры коротких текстов

Предъявляются законченные тексты из 5-7 развернутых предложений. Напри­мер: «По мнению американских ученых, четыре-пять часов, проведенных перед телевизором, действуют на организм как несколько рюмок алкоголя. В экспе­рименте ученые использовали группу водителей, которые сели за руль после того, как в течение нескольких часов смотрели телевизор. В результате 9 % из них необоснованно пересекли запрещающие линии на шоссе, 20 % перепу­тали зеленый и красный цвета светофора. Фактически они поступали как люди, употребившие алкоголь».

В процессе чтения текста составля­ется схема, отражающая все смысловые его части:

  • о сходстве одного с другим
  • кто участвовал
  • что делали
  • сперва
  • потом
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • суть
  • эксперимент
  • результаты
  • сравнение

Спустя несколько минут или часов следует, глядя на схему, как можно точ­нее воспроизвести содержание текста. Важно, чтобы все смысловые единицы текста были воспроизведены. Это упражнение развивает способ­ность производить глубокий анализ структуры текста в процессе составле­ния его схемы, а также точно использо­вать составленную схему при воспроиз­ведении материала.

Составление схематических рисунков

Предъявляются искусственные сложные тексты, перегруженные информа­цией об отдельных элементах, связях между ними, последовательно влияю­щих друг на друга и т. д. Например:

«Если действие первого и второго явле­ния на третье оказывается совместным, то сочетание признака А первого явле­ния и признака Б второго явления при­водит к изменению свойства В в третьем явлении. Изменение свойства В спустя некоторое время приводит к изменению свойства Г, которое теперь немедленно порождает его признаки Д и Е, которые, взаимодействуя друг с другом, усилива­ются. Это приводит к тому, что третье явление разрушительно действует на четвертое явление. Это происходит так: новые свойства Д и Е третьего явления порождают в четвертом явлении свой­ство Ж, которое, нарастая, приводит его к взрыву».

Медленно читая текст, следует соста­вить схематический рисунок, отражаю­щий описанные в нем процессы.

Затем спустя несколько минут или ча­сов надо максимально точно воспроизвести содержание текста, используя для этого составленный рисунок. По мере достижения легкости в выполне­нии этого упражнения воспроизводить текст следует без рисунка, опираясь лишь на зрительное его представление.

Это упражнение формирует способ­ность быстро и точно переводить содержание текста в образный план, вычле­нять в нем наиболее существенные свя­зи и использовать зрительные представ­ления в структуре логической памяти.

Составление плана текстов

Это уп­ражнение предлагается для самостоятельного выполнения в домашних усло­виях. Рекомендуется взять научную или научно-популярную книгу, представ­ляющую для понимания некоторую трудность, однако не перегруженную специальными терминами и фразами со сложной конструкцией. Следует еже­дневно прочитывать несколько страниц текста и по ходу чтения записывать в тетради его план. Например, прочитать 1-2 абзаца, определить для себя: это о том-то, и главное здесь то-то, и тут же записать двумя-тремя словами пер­вый пункт плана, затем перейти к следующим абзацам и т. д.

Спустя несколько дней или недель следует открыть тетрадь с планом и попробовать как можно точнее восста­новить по нему весь прочитанный текст. Основное внимание при этом обраща­ется на максимально подробное разворачивание, раскодирование каждого пункта плана, восстановление всего со­держания связанного с ним отрывка текста.

Тщательно анализируются причины всех трудностей, возникающих в про­цессе воспроизведения. Поскольку они в основном связаны с недостаточно глу­боким смысловым анализом отдельных отрывков текста или с неудачной фор­мулировкой отдельных пунктов плана, учащийся имеет возможность на соб­ственном опыте убедиться в том, на­сколько полезным для запоминания оказывается понимание материала, а также постепенно определить для себя, какие именно особенности оформления пунктов плана обеспечивают высокую эффективность запоминания и воспро­изведения. Вначале такой анализ за­труднений проводится совместно с психологом, в дальнейшем - самостоя­тельно.

Звери в состоянии невесомости

ЗАДАНИЕ 1. Посмотри внимательно на этот рисунок. Звери попали в необычную ситуацию. Постарайся запомнить расположение зверей. На запоминание дается 3 минуты.

ЗАДАНИЕ 2. Необходимо нарисовать то, что удалось запомнить.

ЗАДАНИЕ 3. Необходимо обсудить с ребенком процесс запоминания.

ПРИМЕЧАНИЕ. Существует несколько способов запоминания положения зверей.

1. Большой квадрат разделен на 9 маленьких квадратов. При запоминании, таким образом, можно опираться на положение животного относительно стороны маленького квадрата.

2. Звери повторяются. Поэтому сначала можно запомнить расположение ежей, затем - лис и т. д.

3. Звери чередуются. Поэтому можно найти закономерности их расположения.

4. Можно совместить способы запоминания.

Ассоциации

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову. Внимание!

Родина
Сквер
Геометрия
Фальсификация
Удар
Ошибка
Камин
Контроль
Ножницы
Любовь
Беда
Свидание
Сказка
Необычность
Костер
Записка
Губы
Проблема
Родители
Кризис

ЗАДАНИЕ 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.

ПРИМЕЧАНИЕ. В данной игре применяется уже известный прием - ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Игра Барабан

ЗАДАНИЕ 1. Придумай способ, с помощью которого можно запомнить букву и ее местонахождение на этом игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй, не подглядывая, что и как расположено на игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 3. Расскажи, каким способом запоминал.

ПРИМЕЧАНИЕ. Надо приветствовать ситуацию, когда ребенок придумывает несколько способов запоминания. Это говорит о творческой направленности его мышления. В тех случаях, когда ребенок нашел несколько способов запоминания, но правильно воспроизвести эту картинку не смог (ошибся в написании или местонахождении букв), надо особое внимание уделить развитию памяти. Такого рода результаты указывают на недостаточное развитие, скорее всего, его природной памяти.

Запомни фразы

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут:

1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Муха в вашем супе
4. Миндальное печенье в коробке
5. Молния в темноте
6. Пятно на вашей любимой одежде
7. Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крик ужаса в ночи
9. Радость материнства
10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

10 слов

Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Числовые ряды

Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.

Числовые ряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 84
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83. опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Друзья, всем привет! Наступают моменты, когда память начинает нас подводить. Мы не можем запомнить имена новых знакомых или мысль, которую хотели озвучить. Наше внимание становится рассеянным. Как бороться с такой проблемой? Сегодня я расскажу, как развить память и внимание у взрослого человека и ребенка. За короткий срок вы увидите блестящие результаты. А упражнения, о которых мы будем говорить, окажутся не только эффективными, но и очень увлекательными! Вы узнаете, что является причинами невнимательности. И как их избегать.

После изучения статьи, научитесь концентрироваться на важных делах, не обращая внимания на отвлекающие факторы. Ваша работоспособность возрастет.

Память позволяет нам сохранять информацию в своей голове и в нужный момент воспроизводить ее. А внимание помогает сосредоточиться на чем-то. В я уже подробно рассказывала, как тренировать свой мозг и улучшить память. Поэтому сегодня больше поговорим о собранности.

Итак, я поняла, что при таком раскладе ничего хорошего получаться не будет. За что бы я не бралась, возникали отвлекающие факторы, которые сбивали меня с толку. Такое положение дел меня совершенно не устраивало. И я нашла решение проблемы, которым позже с вами поделюсь.

А сейчас хотелось бы привлечь ваше внимание к следующим пунктам. Именно они служат тревожным звоночком, по которому надо что-то предпринимать.

  • Постоянная забывчивость.
  • Вам требуется много времени, чтобы сосредоточиться на выполнении работы.
  • Перерыв нарушает ваш настрой на выполнение дел.
  • Вы чувствуете себя рассеянным.
  • У вас уходит слишком много времени на выполнение заданий.
  • Вас легко отвлечь.

В тот момент, когда я решила что-то делать со своей рассеянностью, я узнала себя в каждом из этих пунктов. Возможно, у вас еще не все так запущено. Стоит вовремя взяться за себя. Но прежде всего, определимся с причинами такой проблемы.

Влияющие факторы

Борьба с любым недугом начинается с выявления первопричин. Что способно оказать такое негативное влияние?

  • Сильный стресс и усталость.

Если вы крутитесь, как белка в колесе, и не даете своему организму отдохнуть, он обязательно от этого пострадает. Система даст сбой. Вы ощутите неприятные последствия этого. Бесконечные переживания и негативные эмоции скажутся отрицательно на любом человеке.

  • Гормональный сбой.
  • Психологические или физические расстройства.
  • Недосып.

Это одна из наиболее популярных причин нарушения внимания. Мозг ежедневно вынужден перерабатывать огромный объем информации. В конце дня ему необходим полноценный отдых и восьмичасовой сон. Однако, многие люди пренебрегают этим. Они не воспринимают это, как что-то серьезное, спят по 3-4 часа в сутки. А при возникновении проблем хватаются за голову.

  • Голод.

Здесь все довольно просто, но я объясню. Наверняка, вы сталкивались с неприятным ощущением, которое возникает при постоянном нарушении графика питания. Если нет, то это отлично! Если же ответ положительный, то вы знакомы с последствиями различных диет и голоданий. Я не сидела на специальных диетах. Но, в силу занятости, данный пункт и предыдущий относились ко мне. Организм перестал получать не только необходимое время на сон, но еще и нужные витамины, минералы. Я стала есть редко и мало, потому что всегда было некогда. И после значительной потери веса, ощутила все «прелести» такого отношения к себе.

  • Повышенная тревожность.

Знаете, это как мысль о том, что дома остался включенный утюг. Ни о чем другом думать становится невозможно. Так и с чрезмерным беспокойством. В голове остается место только для переживаний. Ни на что другое ваше внимание не переключается. Вы не можете настроить себя на работу и качественно ее выполнять.

Еще факторы

  • Физическая боль.

При постоянных головных или сильных болях в суставах люди не могут переключить свое внимание ни на что. В мыслях только неприятные ощущения.

  • Лекарства.

Некоторые медикаменты способны пагубно влиять на концентрацию внимания. Я рекомендую в обязательном порядке изучать инструкцию перед применением. Есть препараты, на которых указано через какое время разрешено садиться за руль.

  • Обстановка.

Не удивительно, что окружающая среда с массой отвлекающих факторов сказывается на нас негативно. В офисе, в котором шумит техника, менеджеры разговаривают с клиентами, за окном ремонтируют дорогу или косят траву, невозможно собрать воедино мысли в своей голове.

  • Беспорядок на рабочем месте.

Если ваш стол выглядит идеально: все аккуратно сложено и убрано по местам, то взгляд ни на чем не заостряется. Когда всюду разбросаны документы, канцелярские принадлежности и разноцветные стикеры, сосредоточиться будет непросто.

  • Интернет.

Наиболее популярный фактор. Что мы делаем, когда садимся за работу? Правильно! Каждый раз отвлекаемся на смартфон. То уведомление от приложения, то сообщение придет, то звонок. И как же тогда вы качественно выполните хоть одно дело?

Друзья, скорее всего, при прочтении, вы уже осознали причину данных последствий у себя. Далее будем разбираться, как от них избавиться. А вы не забывайте подписываться на наш блог, чтобы всегда оставаться в курсе актуальных новостей.

Упражнения

Занятия отлично подойдут не только для развития концентрации, но и для улучшения памяти. Я увлекаюсь ими уже на протяжении 6 месяцев. Результат потрясающий!

  • Рисуем в голове предмет.

Внимательно рассмотрите любой предмет, находящийся перед вами. Затем нарисуйте его в своем воображении, как можно реалистичнее. После простых бытовых приборов, переходите к более сложным. Постарайтесь изобразить в мыслях памятник архитектуры.

  • Стакан в руке.

Вам необходимо заполнить половину стеклянного стакана водой. Поместите его на уровне ваших глаз. Держите емкость неподвижно минимум три минуты.

  • Геометрия.

Вообразите себе любую геометрическую фигуру. Четко зафиксируете ее у себя в голове. Затем придайте ей определенную окраску. Попробуйте изменить размер и объем. Представьте, что с ней станет в воде, а что в воздухе. Упражнение не только отлично сосредотачивает, но и развивает воображение.

Улучшаем концентрацию и память

Отличные способы, которые я проверила на себе, теперь могу смело рекомендовать вам. Только попробуйте и, спустя время, ощутите потрясающий результат!

  1. Выбираете цвета. На рабочем месте настоятельно рекомендуется избегать ярких оттенков. При длительной монотонной работе спасет синий и зеленый цвет. Красного цвета стоит избегать. Он является возбуждающим и не дает человеку сконцентрироваться. Безусловно, вы не сможете обустроить рабочий кабинет по-своему вкусу. Но придать необходимые оттенки рабочему столу вполне реально. Не забывайте и про спальню. Ее цвета должны быть расслабляющими.
  2. Называете цвета правильно. Отличная тренировка для мозга. Я помню, мы еще в школе увлекались подобным развлечением. И оказывается, оно несет много пользы. Возьмите фломастеры и напишите на листе бумаги цвета, но другими оттенками фломастера. Написать несложно. А вот прочесть их потом несколько затруднительно. Задание очень увлекательное. Оно помогает развить память и внимание, как у ребенка, так и у взрослого.
  3. Избегаете переключения мыслей. Мы всегда легко перескакиваем с одной мысли на другую. Только сели работать, услышали разговор коллег, и уже целиком и полностью наше внимание там. Или запах еды дошел из столовой, и о каких делах может идти речь. Важно ловить себя на таких моментах и вовремя переключать обратно. Скажите себе, что после завершения дел, обязательно вернетесь к тому, что вас отвлекло. Если, конечно, это было важно.
  4. Учитесь сосредотачиваться. Лист бумаги и ручка вам в этом помогут. В течение двух минут следите за секундной стрелкой часов. Потом две минуты рисуйте на листе прямую линию. Просто рисуйте. Ни о чем не думайте. В голове возникла мысль? Нарисовали петлю и снова принялись за линию. Через пару недель будет заметный прогресс. И количество петель резко сократится.
  5. Работаете в спокойной и комфортной обстановке. Стараетесь заниматься своими делами в тихом помещении.

Что еще можно сделать?

Дорогие друзья! Советы в статье действительно мощные, но у вас есть еще более эффективный способ прокачать свое внимание. Слышали про Wikium? Если нет, то это огромная компания профессиональных и харизматичных людей, которые учат людей тренировать свой мозг, память, внимание, харизму и многое другое. У них на сайте можно абсолютно бесплатно проходить онлайн-тесты и с каждым днем прокачивать себя. Я сама постоянно у них тренируюсь и даже приобрела несколько курсов.

У этих ребят, на мой взгляд, нету достойных конкурентов в этой теме. Чтобы вот кто-то брал и так комплексно обучал всяким полезностям. Но сегодня тема нашей статьи — память и внимание, и поэтому я просто ни могу не предложить вам мегаполезный онлайн-курс.

15-дневный онлайн-курс «Развитие внимания» — это супермощная программа, направленная на прокачку внимания, от ведущих специалистов в области нейропсихологии и когнитивной психологии.

Также посмотрите это видео, чтобы врубиться, что это за обучение и что оно вам даст.

Заключение

Дорогие читатели, всегда важно оставаться внимательным и собранным. Это пригодится не только на работе, но и в быту, на дороге и в общении с людьми. Порой мы начинаем внезапно испытывать с этим проблемы. Важно вовремя обратить на себя внимание. Понять свой организм и помочь ему.

Вас спасут интересные упражнения, которыми стоит увлекаться регулярно. И помогут дельные рекомендации.

Помните, наш светлый разум — наше спасение!

Не забывайте подписываться на наш блог, чтобы не пропускать интересных новостей.

Моя статья подошла к концу. Надеюсь, она была вам полезна. Нажимайте на кнопки социальных сетей, которые находятся ниже. И оставляйте свои вопросы в комментариях.

До скорой встречи! С вами была Юлия Кель.

mob_info