Затерянные племена амазонии. Дикие и полудикие племена в современном мире (49 фото) Где живут дикие племена планеты

Современному человеку довольно сложно представить, как можно обходиться без всех тех благ цивилизации, к которым мы привыкли. А ведь есть ещё на нашей планете уголки, где живут племена, которые от цивилизации крайне далеки. Они не знакомы с последними достижениями человечества, но при этом прекрасно себя чувствуют и на контакт с современным миром идти не собираются. Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми из них.

Сентинельцы. Это племя живёт на острове в Индийском океане. Они обстреливают из лука всякого, кто осмелится приблизиться к их территории. Это племя совершенно не контактирует с другими племенами, предпочитая заключать внутриплеменные браки и поддерживать свою популяцию в районе 400 человек. Однажды сотрудники National Geographic попытались познакомиться с ними поближе, предварительно выложив на побережье различные подношения. Из всех подарков сентинельцы оставили себе только вёдра красного цвета, всё остальное было выброшено в море. Даже свиней, которые тоже были среди подношений, они расстреляли из лука издалека, а туши закопали в землю. Им даже не пришло в голову, что их можно съесть. Когда же люди, решившие, что теперь можно и познакомиться, решили приблизиться, то были вынуждены укрываться от стрел и спасаться бегством.

Пираха. Это племя является одним из самых примитивных, известных человечеству. Язык этого племени не блещет многообразием. В нём нет, например, названий различных цветовых оттенков, определения природных явлений, — набор слов минимален. Жильё строят из веток в виде шалаша, из предметов быта нет почти ничего. У них нет даже системы исчисления. В этом племени запрещено заимствовать слова и традиции чужих племён, но понятия своей культуры у них также не существует. У них нет никакого представления о сотворении мира, они не верят ничему, что не испытано на себе. При этом ведут они себя совсем не агрессивно.

Караваи. Это племя было открыто совсем недавно, в конце 90-х годов XX века. Маленькие обезьяноподобные человечки живут в шалашах на деревьях, иначе их достанут «колдуны». Ведут себя весьма агрессивно, чужаков впускают неохотно. В качестве домашних животных приручают диких свиней, которых используют в хозяйстве в качестве гужевого транспорта. Только тогда, когда свинья уже будет старой и не сможет перевозить грузы — её могут зажарить и съесть. Женщины в племени считаются общими, но занимаются любовью они только раз в году, в другое время к женщинам дотрагиваться нельзя.

Масаи. Это племя прирождённых воинов и скотоводов. Они не считают зазорным отобрать скот у другого племени, так как уверены, что весь скот в округе принадлежит им. Занимаются скотоводством и охотой. В то время, когда мужчина дремлет в хижине с копьём в руках, его жена занимается всем остальным хозяйством. Многожёнство в племени масаи — это традиция, причём в наше время эта традиция вынужденная, так как мужчин в племени не хватает.

Никобарские и Андаманские племена. Эти племена не гнушаются каннибализмом. Они время от времени совершают набеги друг на друга, чтобы поживиться человечинкой. Но так как они понимают, что такая еда, как человек, растёт и прибавляется не очень быстро, то в последнее время стали устраивать такие набеги только в определённый день — праздник богини Смерти. В свободное время мужчины изготавливают ядовитые стрелы. Для этого они отлавливают змей, а каменные топоры натачивают до такого состояния, что отрубить голову человеку ничего не стоит. В особо голодные времена женщины могут съесть даже своих детей и стариков.

На Южную Америку приходится наибольшее количество племен, которые не контактируют с современной цивилизацией и по своему развитию недалеко ушли от каменного века. Они до такой степени затерялись в непроходимых джунглях огромного бассейна реки Амазонки, что ученые до сих пор периодически открывают все новые и новые племена индейцев, еще неизвестные миру.

Самолет обстреляли из луков

Бассейн реки Амазонки предоставляет собой уникальный регион, где до сих пор сохранилось немало мест, где еще не ступала нога ни топографа, ни этнографа, да и просто цивилизованного человека. Неудивительно, что периодически на этой огромной территории исследователи обнаруживают индейские племена, еще неизвестные ни местным властям, ни ученым. Больше всего так называемых неконтактных племен проживает в Бразилии. В списках Национального фонда индейцев зафиксировано уже более 80 таких племен. Одни племена насчитывают всего два-три десятка индейцев, другие могут достигать 1-1,5 тысяч человек.

В 2008 году новостные каналы буквально всего мира сообщили об обнаружении в джунглях Амазонии рядом с бразильско-перуанской границей ранее неизвестного племени. Во время очередного облета ученые с самолета заметили удлиненные хижины, а рядом с ними полуобнаженных женщин и детей. Когда самолет развернулся и повторно пролетел над деревней, женщины и дети уже исчезли, зато появились весьма воинственные мужчины, тела которых были раскрашены в красный цвет. Они бесстрашно сделали попытку попасть в самолет стрелами из своих луков. Кстати, вместе с воинами противостоять жуткой стрекочущей «птице» вышла раскрашенная в черный цвет женщина; возможно, это была жрица племени.

Ученые пришли к выводу, что неизвестное науке племя довольно благополучное и, возможно, многочисленное. Все его представители выглядят здоровыми и сытыми, на фото удалось зафиксировать корзины с фруктами, а с самолета заметили некое подобие сада. По мнению ученых, это племя застряло в первобытном строе и уже с десяток тысяч лет пребывает в таком состоянии.

Любопытно, что ученые совершенно не ожидали обнаружить в этом месте какое-либо поселение. До сих пор не предпринято никаких попыток выйти на контакт с этим племенем. Это опасно как для ученых, так и для индейцев: первые могут пострадать от копий и стрел дикарей, а вторые вымереть от болезней, к которым у них нет иммунитета.

«Сносители голов» и немножко каннибалы

В западной части бассейна Амазонки, на бразильской территории вблизи от границы с Перу, проживает племя корубо, которое впервые обнаружили только в 1996 году. Бразильцы называют этих индейцев корубо касетейрос, в переводе с португальского - «люди с дубинами». Есть у них и жутковатое прозвище - «сносители голов», оно связано с их привычкой носить с собой боевые дубины и ловко орудовать ими в конфликтных ситуациях и в схватках с соседними племенами. Поговаривают, что корубо являются каннибалами и вполне могут закусить человечиной, если будут голодны.

Мужская половина племени, конечно, занимается охотой и рыболовством. С помощью духовых трубок с отравленными стрелами корубо охотятся на птиц, обезьян и ленивцев, а иногда и на людей… В свое время испанские конкистадоры приходили в ужас от этих духовых трубок. Затаившись в густых зарослях со своим бесшумным оружием, индейцы могли нанести значительный урон любому отряду, а затем без потерь раствориться в джунглях. Современное оружие также не спасет путешественников, если корубо вдруг вздумают на них поохотиться.

У корубо процветает сплошная «демократия»: в их племени все равны, у них нет ни бедных, ни «олигархов», ни вождей, ни жрецов, ни каких-либо привилегированных слоев. Возникающие вопросы индейцы решают на общем собрании, причем женщины не лишены права голоса. Единственная привилегия у мужчин племени - это право иметь несколько жен. Типичная хижина индейцев - корубо представляет собой огромную «коммуналку», это очень длинный дом с четырьмя входами, в котором проживает до ста человек. Внутри он, правда, разделен некими плетенными из пальмовых листьев перегородками, но, по большому счету, они скорее создают только видимость наличия отдельных комнат.

У нас в России сведения об этом затерянном племени появились благодаря путешествиям и публикациям питерского ученого и бизнесмена Владимира Зверева. Путешествуя вместе с москвичом Анатолием Хижняком по амазонским джунглям, россияне неожиданно столкнулись с индейцами корубо. Эта встреча вполне могла закончиться гибелью путешественников; к счастью, с ними были вооруженные проводники, да и основная масса мужчин племени ушла из деревни на охоту.

За пару суток индейцы основательно обчистили наших путешественников, стащив у них не только продукты, ложки, кружки и миски, но и шляпы. Впрочем, зная об агрессивности этого племени, можно считать, что россияне еще легко отделались. Несмотря на свою весьма подмоченную репутацию, индейцы корубо находятся под защитой специально созданного в Бразилии Национального индейского фонда (FUNAI).

Кстати, корубо в свое время коварно убили семерых представителей этой организации, но сотрудники FUNAI не стали даже разыскивать убийц, считая, что этим детям джунглей неведомы бразильские законы, поэтому никакой ответственности за свои действия они не несут.

«Экстремальные эмпирики» из амазонских джунглей

Кроме корубо в Амазонии есть еще немало экзотических племен, среди них выделяется племя пираха. Подробности из жизни пираха стали известны миру благодаря христианскому миссионеру Дэниэлу Эверетту. Еще во второй половине XX века Эверетт поселился в племени по названием пираха, проживающем в долине реки Майей в Бразилии. Стоит отметить, что миссионер был лингвистом и антропологом, поэтому его свидетельства - это не просто записки религиозного деятеля и любознательного человека, а наблюдения вполне квалифицированного ученого.

Эверетт назвал пираха «экстремальными эмпириками»: эти индейцы опираются исключительно на свой опыт и не воспринимают то, чего не видели сами или не слышали от непосредственных очевидцев. Вот поэтому религиозная миссия Эверетта и потерпела полный крах. Как только он начал рассказывать о деяниях Иисуса, индейцы сразу засыпали его сугубо практическими вопросами. Их интересовало, какого роста был Спаситель, цвет его кожи и то, где Эверетт с ним познакомился. Как только миссионер признался, что никогда его не видел, один из индейцев сказал: «Ты никогда его не видел, так зачем ты нам это рассказываешь?» После этого пираха полностью потеряли интерес к душеспасительным беседам миссионера.

Пираха не перестают изумлять современных ученых: например, для них не существует понятия «один», а попытки научить их детей считать хотя бы до десяти оказались безуспешными. В конце обучения они даже не видели никакой разницы между кучками из пяти и четырех предметов, они считали их одинаковыми! В языке пираха практически отсутствует различие между единственным и множественным числом, а «он» и «они» для них - одно слово. Нет у них и таких, казалось бы, крайне необходимых слов, как «каждый», «все» и «больше». Об их языке Эверетт написал следующее: «Этот язык не был сложен, он был уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается».

Еще одна удивительная особенность этого племени - пираха боятся подолгу спать. По их мнению, после долгого сна можно проснуться уже другим человеком; кроме того, индейцы считают, что сон их делает слабыми. Вот так и живут, чередуя ночами двадцатиминутную дремоту с активным бодрствованием. Скорее всего, из-за отсутствия длительного сна, который для нас как бы разделяет день ото дня, у пираха нет ни «сегодня», ни «завтра». Они не ведут никакого учета времени и, как у героев популярной песни, у пираха «нет календаря».

Примерно раз в шесть-семь лет пираха меняют свое имя, ведь самих себя в возрасте ребенка, подростка, юноши, взрослого или старика они считают разными людьми…

Племя практически живет при коммунизме, у пираха нет частной собственности, все добытое они делят поровну, занимаясь охотой и собирательством ровно столько, сколько им нужно для пропитания на данный момент. Любопытно, что у пираха нет таких понятий, как «теща» или «свекровь», с понятиями родства у них явно бедновато. «Мама» и «папа» - это просто «родитель», им также считают и деда, и бабушку. Есть также понятия «ребенок» и «брат/сестра», причем последнее без различия пола. Никаких «дядь» и «теть» для пираха не существует. Также им неведомы чувства стыда, вины или обиды. Пираха обходятся без вежливых фраз, они и так любят друг друга.

После пребывания у пираха Эверетт полностью ушел в научную деятельность, стал профессором. Он считает представителей этого племени самыми счастливыми людьми в мире. Ученый пишет: «Вы не встретите у пираха синдром хронической усталости. Вы не столкнётесь здесь с самоубийством. Сама идея самоубийства противоречит их природе. Я никогда не видел у них ничего, хотя бы отдалённо напоминающего психические расстройства, которые мы связываем с депрессией или меланхолией. Они просто живут сегодняшним днём, и они счастливы. Они поют по ночам. Это просто феноменальная степень удовлетворённости - без психотропных препаратов и антидепрессантов».

Несмотря на опасения Эверетта о судьбе этого уникального племени из-за контакта с цивилизацией, в последние годы численность пираха, наоборот, возросла с 300 до 700 человек. Индейцы весьма прохладно относятся к благам цивилизации. Правда, одежду они все же стали носить, а из подарков, по словам Дэниэла, его друзья принимают только ткани, инструменты, мачете, алюминиевую посуду, нитки, спички, леску и крючки.

Северный Сентинельский остров, один из принадлежащих Индии объединенных Андаманских и Никобарских островов в Бенгальском заливе, находится всего в 40 километрах от побережья острова Южный Андаман и в 50 километрах от расположенного на нем развитого административного центра Порт-Блэр. Эти 72 квадратных километра леса лишь на одну пятую часть больше Манхэттена. Все остальные острова архипелага были разведаны, а их народы давно установили отношения с правительством Индии, но еще ни один чужак не ступал на землю Северного Сентинельского острова. Более того, индийское правительство установило пятикилометровую запретную зону вокруг острова для защиты местного народа, известного как сентинельцы, которые изолированы от мировой цивилизации на протяжении тысячелетий. Благодаря этому, сентинельцы резко контрастируют с остальными народами.

Жители острова на данный момент являются одним из примерно ста неконтактных народов, оставшихся на планете. Большинство из них тесно расположены в удаленном Западном Папуа и тропических лесах бассейна Амазонки в Бразилии и Перу. Но многие из этих неконтактных племен не являются полностью изолированными. Как замечает организация по правам человека Survival International, эти народы несомненно будут учиться у своих культурных соседей. Тем не менее, многие неконтактные народы, будь то из-за зверств завоёвывавших их в прошлом колонизаторов или отсутствия интереса к достижениям современного мира, предпочитают оставаться закрытыми. Сейчас они скорее изменяющиеся и динамичные народы, сохраняющие свои языки, традиции и навыки, чем древние или примитивные племена. И поскольку они не полностью уединены, то к ним проявляют интерес миссионеры и даже люди, желающие искоренить их ради свободной земли. Именно из-за своей территориальной изоляции от других культур и внешних угроз сентинельцы являются уникальным этносом даже среди неконтактных народов.

Но это не значит, что никто никогда не пытался контактировать с сентинельцами. Люди заплывали на Андаманские острова как минимум последнюю тысячу лет. И британцы, и индийцы начали колонизировать регион с 18 века. За последнее столетие на большинстве островов даже самые удаленные племена имели контакты с другими этносами, а их жители были ассимилированы более крупным народом и даже назначены на государственные должности. Несмотря на законы, с 1950-х годов закрывающие доступ к традиционным племенным землям, на большей части архипелага происходит незаконный контакт с племенами. И все же никто еще не ступал на земли Северного Сентинельского острова, потому что население его на все попытки современных ученых посетить остров отвечало с невероятной агрессией. Одно из первых столкновений с местным населением было у сбежавшего индийского заключенного, которого вымыло на берег острова в 1896 году. Вскоре его усыпанное стрелами тело с перерезанным горлом было найдено на побережье. Тот факт, что даже соседние племена считают сентинельский язык совершенно непостижимым, подразумевает, что они сохраняли эту враждебную изоляцию сотнями или даже тысячами лет.

Индия годами пыталась контактировать с сентинельцами по многим причинам: научным, протекционистким и даже исходя из идеи, что для племени лучше поддерживать контакт с государством, чем со случайно заплывшими сюда рыбаками, уничтожающими этнос болезнями и жестокостью. Но местные успешно спрятались от первой антропологической миссии в 1967 году и отпугнули градом стрел вернувшихся в 1970 и 1973 годах ученых. В 1974 году режиссер National Geographic был ранен стрелой в ногу. В 1981 году выброшенный на берег моряк был вынужден несколько дней до прибытия помощи отбиваться от сентинельцев. За 70-е годы еще несколько человек были ранены или убиты в попытках наладить контакт с туземцами. В конце концов, почти двадцать лет спустя, антрополог Трилокина Панди осуществил-таки несколько скудных контактов, проведя несколько лет уворачиваясь от стрел и даря туземцам металл и кокосы, – он позволил сентинельцам раздеть себя и собрал немного информации об их культуре. Но, осознавая финансовые потери, индийское правительство наконец сдалось, оставив сентинельцев наедине с собой и объявив остров запретной зоной для защиты места жительства племени.

Учитывая, что произошло с остальными племенами Андаманских островов, это, быть может, и к лучшему. Большие Андаманцы, которых до первого контакта было около 5 000, после волн миграций представляют собой лишь несколько дюжин человек. Народ Джарава за два года после первого контакта в 1997 году потерял 10 процентов населения из-за кори, переселений и сексуального злоупотребления приезжими и полицией. Другие племена, как, например, Онге, помимо издевательств и оскорблений страдают от безудержного алкоголизма. Он является типичным для людей, чья культура была радикально изменена, и чьи жизни были перевернуты с ног на голову внешней силой, ворвавшейся на их территории.

Сентинелец стреляет из лука по вертолету

Тем временем, видео, запечатлевшее сентинельцев, - 200 с небольшим темнокожих человек, единственная «одежда» которых представляла собой охру на теле и тканевые повязки на головах, - показало, что жители племя живы и здоровы. Мы не многое знаем об их быте и можем руководствоваться только наблюдениями Панди и последующими видео, сделанными с вертолета. Предполагается, что они питаются кокосами, раскалывая их своими зубами, а также охотятся на черепах, ящериц и небольших птиц. Мы подозреваем, что они добывают метал для наконечников своих стрел из затонувших у берега кораблей, поскольку они не обладают современными технологиями – даже технологией добычи огня. (Вместо этого у них существует замысловатая процедура хранения и переноски тлеющих полешек и горящих углей в глиняных сосудах. В таком состоянии угли поддерживаются тысячелетиями и, вероятно, берут свое начало еще от доисторических ударов молнии.) Нам известно, что они живут в соломенных хижинах, для рыбалки делают примитивные каноэ, с помощью которых невозможно выйти в открытый океан, в качестве приветствия садятся на колени друг другу и хлопают собеседника по ягодицам, а также поют, используя двухнотную систему. Но нет никакой уверенности в том, что все эти наблюдения не являются ложными впечатлениями, памятуя о том, насколько мало информации об их культуре нам известно.

Используя образцы ДНК жителей окружающих племен, а также учитывая уникальную изолированность сентинельского языка, мы подозреваем, что генетическая родословная жителей Северного Сентинельского острова может вести на 60 000 лет назад. Если это так, то сентинельцы являются прямыми потомками первых людей, покинувших Африку. Любой генетик мечтает изучить ДНК сентинельца для лучшего понимания истории человечества. Не говоря уж о том, что сентинельцы как-то пережили цунами в Индийском Океане в 2004 году, которое опустошило окружающие острова и смыло значительную часть их собственного. Сами жители остались нетронутыми, прячась на вершинах острова, как если бы они предсказали цунами. Это дает повод для раздумья о том, не обладают ли они тайными знаниями о погоде и природе, которые могли бы быть полезны для нас. Но эта тайна трепетно охраняется, и, как бы иронично это не звучало, сентинельцы явно не горят желанием обучать нас. Тем не менее, если они пойдут на контакт, из-за их длительной изоляции весь мир точно обогатится, как культурно, так и научно.

Но несмотря на всю предшествующую племени удачу и попытки сохранить свою изоляцию, мы можем видеть беспокоящие знаки, сигнализирующие о скором силовом вторжении внешнего мира в жизнь острова. Так, убийство островитянами случайно выкинутых на берег двух рыбаков и последовавшая затем неудачная попытка забрать их трупы – вертолет со спасателями был отогнан стрелами сентинельцев – повлекли за собой жажду справедливости у индийцев. В том же году представители власти заметили, что островные воды стали привлекательны для браконьеров и что некоторые из них могли заходить и на сам остров (хотя на данный момент нет никаких данных о контактах браконьеров и с сентинельцами). Сегодня существует реальная угроза столкновения. И когда контакт с племенем случится, лучшее, что мы можем сделать – это не допустить те зверства, которые подвигли сентинельцев к жестокости в прошлом, и попытаться сохранить их древние историю и культуру, настолько, насколько это будет возможно.

Автор: Марк Хэй .
Оригинал: GOOD Magazine .

Горячая вода, свет, телевизор, компьютер – все эти предметы привычны для современного человека. Но есть места на планете, где эти вещи могут вызывать шок и трепет подобно магии. Речь идет о поселениях диких племён, которые сохранили свой быт и привычки с давнего времени. И это не дикие племена Африки, которые сейчас ходят в комфортной одежде и умеют общаться с другими народами. Мы говорим о поселениях аборигенов, которые были обнаружены относительно недавно. Они не стремятся познакомиться с современными людьми, скорее даже наоборот. Если попробовать прийти к ним в гости, вас могут встретить копьями или стрелами.

Развитие цифровой техники и осваивание новых территорий приводит человека к встрече с неизвестными жителями нашей планеты. Их место обитания скрыто от посторонних глаз. Поселения могут находиться в глухих лесах или на необитаемых островах.

Племена Никобарских и Андаманских островов

На группе островов, расположенных в бассейне Индийского океана, и по сей день проживает 5 племён, развитие которых остановилось в каменной эпохе. Они уникальны по своей культуре и быту. Официальные власти островов присматривают за аборигенами и стараются не вмешиваться в их жизнь и быт. Общая численность населения всех племён составляет порядка 1000 человек. Поселенцы занимаются охотой, рыбалкой, земледелием и практически не контактируют с внешним миром. Одно из самых злобных племён – жители острова Сентинел. Количество всех поселенцев племени не превышает 250 человек. Но, несмотря на небольшую численность, эти аборигены готовы дать отпор любому, кто ступит на их земли.

Племена острова Северный Сентинел

Обитатели острова Сентинел относятся к группе так называемых неконтактных племён. Они отличаются высоким уровнем агрессии и необщительности по отношению к чужаку. Интересно, что появление и развитие племени до сих пор до конца не известно. Ученые не могу понять, как в таком ограниченном пространстве на острове, омываемом океаном, могли начать жить чернокожие люди. Существует предположение, что эти земли были населены жителями более 30 000 лет назад. Люди оставались в пределах своих земель и жилья и не переходили на другие территории. Время шло, и вода отделила их от других земель. Так как племя не развивалось в плане технологий, то и контактов с внешним миром они не имели, поэтому любой гость для этих людей является чужаком или врагом. Более того, общение с цивилизованными людьми просто противопоказано для племени острова Сентинел. Вирусы и бактерии, к которым у современного человека есть иммунитет, могут запросто убить любого члена племени. Единственный положительный контакт с поселенцами острова был осуществлён в середине 90-х прошлого столетия.

Дикие племена в лесах Амазонки

Существуют ли в наши дни дикие племена, с которыми никогда не общались современные люди? Да, такие племена есть, и одно из них не так давно обнаружили в густых лесах Амазонки. Это произошло благодаря активной вырубке леса. Учёные давно говорили о том, что эти места могут быть населены дикими племенами. Эта догадка нашла свое подтверждение. Единственная видеосъёмка племени была осуществлена с легкомоторного самолёта одним из крупнейших телевизионных каналов США. На кадрах видно, что хижины поселенцев сделаны в виде крытых листьями палаток. Сами жители вооружены примитивными копьями и луками.

Пираха

Численность племени Пираха составляет порядка 200 человек. Они обитают в бразильских джунглях и отличаются от других аборигенов очень слабым развитием языка и отсутствием системы исчисления. Проще говоря, они не умеют считать. Их также можно назвать самыми неграмотными жителями планеты. Членам племени запрещено говорить о том, чего они не познали на собственном опыте или перенимать слова из других языков. В речи Пираха нет обозначения животных, рыб, растений, цветовых оттенков и погоды. Несмотря на это аборигены незлобны по отношению к окружающим. Более того, они часто выступают в качестве проводников по зарослям джунглей.

Караваи

Это племя проживает в лесах Папуа, Новой Гвинеи. Их обнаружили лишь в середине 90-х годов прошлого столетия. Они нашли себе дом в зарослях лесов между двумя горными цепями. Несмотря на своё забавное название, аборигенов нельзя назвать добродушным. Среди поселенцев распространён культ воина. Они настолько выносливы и крепки духом, что могут неделями питаться личинками и подножной пищей, пока не найдут на охоте подходящую добычу.

Живут Караваи преимущественно на деревьях. Делая свои хижины из веток и прутиков наподобие шалашей, они защищают себя от злых духов и колдовства. В племени почитают свиней. Эти животные используются как ослы или лошади. Их могут забить и съесть только в том случае, когда свинья становится старой и не может более возить на себе груз или человека.

Кроме аборигенов, живущих на островах или в тропических лесах, можно встретить людей, ведущих жизнь по старым обычаям и в нашей стране. Так в Сибири долгое время жила семья Лыковых. Спасаясь от гонений в 30 годах прошлого века, они ушли в глухую тайгу Сибири. В течение 40 лет они выживали, адаптируясь к суровым условиям леса. За это время семья успела практически полностью потерять весь урожай растений и воссоздать его заново из нескольких выживших семян. Старообрядцы занимались охотой и рыбалкой. Одежду Лыковы делали из шкур убитых животных и грубых самотканых конопляных нитей.


В семье сохранили старые обычаи, летоисчисление и исконно-русский язык. В 1978 году их случайно обнаружили геологи. Встреча стала роковым открытием для староверов. Контакт с цивилизацией привёл к заболеваниям отдельных членов семьи. Двое из них скоропостижно скончались от проблемы с почками. Чуть позже умер младший сын от заболевания пневмонии. Это лишний раз доказало то, что контакт современного человека с представителями более древних народов может стать смертельно опасным для последних.

Удивительно, но всё ещё существуют самые дикие племена Амазонки и Африки, которые смогли пока ещё уцелеть от наступления безжалостной цивилизации. Это мы здесь занимаемся интернет-серфингом, бьёмся над покорением термоядерной энергии и улетаем всё дальше в космос, а эти немногочисленные остатки доисторической поры ведут всё тот же образ жизни, который был знаком им и нашим предкам сто тысяч лет назад. Для того, чтобы полностью погрузиться в атмосферу дикой природы, мало просто прочитать статью и посмотреть картинки, необходимо самим съедить в Африку, например, заказав сафари в Танзании .


Современная медицина достигла впечатляющих успехов, научившись побеждать многие болезни, которые у предков считались смертельными. Но до сих пор остаё...

Самые дикие племена Амазонки

1. Пираха

Племя пираха обитает на берегах реки Мэйхи. Примерно 300 аборигенов занимаются собирательством и охотой. Открыл это племя католический миссионер Дэниэл Эверетт. Он прожил рядом с ними несколько лет, после чего окончательно разуверился в Боге и стал атеистом. Первый его контакт с пираха состоялся в 1977 году. Пытаясь донести до аборигенов слово Божье, он стал изучать их язык и быстро достиг в этом успеха. Но чем сильнее он погружался в первобытную культуру, тем больше удивлялся.
У пираха очень странный язык: там нет косвенной речи, слов, обозначающих цвета и числительные (всё, что больше двух для них «много»). Они не создали, как мы, мифов о сотворении мира, нет у них и календаря, но при всём этом их интеллект не слабее нашего. Пираха не додумались до частной собственности, нет у них и запасов - они сразу же съедают пойманную добычу или собранные плоды, поэтому не ломают голову над хранением и планированием будущего. Нам такие взгляды кажутся примитивными, однако, Эверетт пришёл к иному выводу. Живя одним днём и тем, что даёт природа, пираха избавлены от страхов за будущее и всяческих забот, которыми мы обременяем свои души. Поэтому они счастливее нас, так зачем им боги?

2. Синта ларга

В Бразилии живёт дикое племя синта ларга численностью примерно 1500 человек. Когда-то оно жило в джунглях каучуконосов, но массовая их вырубка привела к тому, что синта ларга перешли к кочевой жизни. Они занимаются охотой, рыбалкой и сбором даров природы. Синта ларга полигамны - у мужчин есть по нескольку жён. За свою жизнь мужчина постепенно обрастает несколькими именами, которые характеризуют либо его качества, либо произошедшие с ним события, есть также секретное имя, которое знают только его мать и отец.
Как только племя выловит всю дичь возле деревни, а истощённая земля перестанет приносить плоды, то оно снимается с места и перебирается на новое место. Во время переезда меняются также имена синта ларгов, неизменным остаётся только «секретное» имя. На беду этого маленького племени, цивилизованные люди нашли на их землях, занимающих 21 000 кв. км, богатейшие запасы золота, алмазов и олова. Конечно, они не могли эти богатства просто так оставить в земле. Однако синта ларги оказалось воинственным племенем, готовым защищаться. Так, в 2004 году они убили на своей территории 29 старателей и не понесли за это никакого наказания, кроме того, что их загнали в резервацию площадью 2,5 миллиона гектаров.

3. Корубо

Ближе к истокам реки Амазонки живёт очень воинственное племя корубо. Они промышляют в основном охотой и набегами на соседние племена. В этих набегах участвуют и мужчины и женщины, а их оружием являются дубинки и отравленные дротики. Есть сведения, что в племени иногда доходит до каннибализма.

4. Амондава

Живущее в джунглях племя амондава понятия не имеет о времени, такого слова нет даже в их языке, а также таких понятий, как «год», «месяц» и т. д. Лингвисты были обескуражены таким явлением и пытаются понять, не свойственно ли оно и другим племенам из бассейна Амазонки. У амондава поэтому не упоминаются возраста, а взрослея или изменяя свой статус в племени, абориген просто берёт новое имя. Также отсутствуют в языке амондава и обороты, которые процесс течения времени описывают пространственными терминами. Мы, например, говорим «перед этим» (имея в виду не пространство, а время), «это происшествие осталось позади», а вот в языке амондава подобных конструкций нет.


Всемирно известные достопримечательности взирают на нас с открыток, телевизионных экранов, различных плакатов и брошюр. Их облик так знаком и понятен....

5. Каяпо

В Бразилии, в восточной части бассейна Амазонки есть приток Хенгу, на берегах которого живёт племя каяпо. Это весьма загадочное племя численностью примерно 3000 человек занимается обычными для аборигенов делами: рыбалкой, охотой и собирательством. Каяпо большие специалисты в области знания целебных свойств растений, одни из них они используют для лечения соплеменников, а другие - для колдовства. Шаманы из племени каяпо лечат с помощью трав женское бесплодие и улучшают потенцию у мужчин.
Однако больше всего они заинтересовали исследователей своими преданиями, в которых рассказывается о том, что в далёком прошлом ими руководили небесные странники. Первый вождь каяпо прилетел в некоем коконе, влекомом вихрем. С этими легендами созвучны и некоторые атрибуты из современных ритуалов, например, предметы, напоминающие летательные аппараты и космические скафандры. Предание гласит, что сошедший с небес вождь несколько лет прожил с племенем, а затем вернулся на небо.

Самые дикие африканские племена

6. Нуба

Африканское племя нуба насчитывает порядка 10 000 человек. Земли нуба лежат на территории Судана. Это отдельная общность со своим языком, которая не вступает в контакты с внешним миром, поэтому пока убереглась от воздействия цивилизации. У этого племени очень примечательный ритуал макияжа. Женщины племени шрамируют свои тела замысловатыми узорами, прокалывают нижнюю губу и вставляют в неё кристаллы кварца.
Интересен и их брачный ритуал, связанный с ежегодными танцами. Во время них девушки указывают на фаворитов, кладя им сзади ногу на плечо. Осчастливленный избранник не видит лица девушки, но может вдыхать запах её пота. Впрочем, подобная «интрижка» вовсе не обязана закончиться свадьбой, это лишь разрешение жениху тайком от родителей ночью пробираться в дом её родителей, где она живёт. Наличие детей не является основанием для признания законности брака. Мужчина должен жить вместе с домашними животными, пока не построит собственную хижину. Только тогда пара сможет спать вместе на законных основаниях, но ещё год после новоселья супруги не могут есть из одного котелка.

7. Мурси

У женщин из племени мурси визитной карточкой стала экзотическая нижняя губа. Её разрезают ещё в детстве девочкам, вставляют в разрез кусочки дерева со временем всё большего размера. Наконец, в день свадьбы в отвисающую губу вставляют дэби - тарелку из обожжённой глины, диаметр которой может доходить до 30 см.
Мурси легко спиваются и постоянно носят с собой дубинки или автоматы Калашникова, которые не прочь пустить в ход. Когда внутри племени происходят схватки за верховенство, то они нередко заканчиваются смертью проигравшей стороны. Тела женщин мурси обычно выглядят болезненными и дряблыми, с отвисшими грудями и сутулыми спинами. Они почти лишены волос на голове, скрывая этот недостаток невероятно пышными головными уборами, материалом для которых может послужить всё, что попадётся под руку: высохшие плоды, ветки, куски грубой кожи, чьи-то хвосты, болотные моллюски, мёртвые насекомые и прочая падаль. Европейцам тяжело находиться рядом с мурси из-за их невыносимого запаха.

8. Хамер (хамар)

В восточной стороне африканской долины Омо живёт народ хамер или хамар, насчитывающий примерно 35 000 - 50 000 человек. По берегам реки стоят их деревушки, составленные из хижин с остроконечными крышами, покрытыми соломой или травой. Внутри хижины помещается всё хозяйство: ложе, очаг, зернохранилище и загон для коз. Но в хижинах живут только две-три жены с детьми, а глава семьи всё время либо пасёт скот, либо защищает владения племени от набегов других племён.
Свидания с жёнами происходят очень редко, и в эти редкие моменты и происходят зачатия детей. Но и вернувшись ненадолго в семью, мужчины, избив вдоволь своих жён длинными прутьями, тем и удовлетворяются, а спать уходят в ямы, напоминающие могилы, да ещё присыпают себя землёй до состояния лёгкой асфиксии. Видимо, такое полуобморочное состояние им нравится больше, чем близость с жёнами, да и те, по правде говоря, не в восторге от «ласк» мужа и предпочитают ублажать друг друга. Как только у девочки разовьются внешние половые признаки (примерно в 12 лет), то она считается готовой для брака. В день свадьбы новоиспечённый муж, крепко побив невесту тростниковым прутом (чем больше шрамов на её теле останется - тем крепче он любит), надевает ей на шею серебряный ошейник, который та будет носить всю жизнь.


По примерным подсчётам лингвистов в мире насчитывается свыше шести тысяч различных языков общения. Конечно, каждый язык уникален и имеет свои особенно...

9. Бушмены

В Южной Африке есть группа племён, совокупно называемая бушменами. Это люди невысокого роста, широкоскулые, с узким разрезом глаз и припухшими веками. Цвет их кожи трудно определить, поскольку в Калахари не принято тратить воду на мытьё, но они определённо светлее соседних племён. Ведущие бродячую, полуголодную жизнь бушмены верят в загробную жизнь. У них нет ни вождя племени, ни шамана, вообще нет даже намёка на общественную иерархию. Но старейшина племени пользуется авторитетом, хотя и не имеет привилегий и материального преимущества.
Бушмены удивляют своей кухней, особенно «бушменским рисом» - личинками муравьёв. Юные бушменки считаются самыми красивыми в Африке. Но стоит им только достичь половой зрелости и родить, как их внешний вид кардинально меняется: резко расползаются ягодицы и бёдра, а живот так и остаётся раздутым. Всё это является следствием отнюдь не диетического питания. Чтобы отличить беременную бушменку от остальных брюхатых соплеменниц, её обмазывают охрой или золой. Да и мужчины у бушменов в 35 выглядят уже как 80-летние старики - кожа у них везде обвисает и покрывается глубокими морщинами.

10. Масаи

Люди племени масаи стройные, высокие, они хитроумно заплетают волосы. От других африканских племён они отличаются манерой держаться. Если большинство племён легко вступают в контакт с чужаками, то имеющие врождённое чувство достоинства масаи соблюдают дистанцию. Но в наши дни они стали гораздо общительней, соглашаются даже на видео и фотосъёмку.
Масаев около 670 000, они живут на территории Танзании и Кении в Восточной Африке, где занимаются скотоводством. Согласно их верованиям, боги доверили масаям заботу и опеку над всеми коровами мира. Детство у масаев, которое является самым беззаботным периодом в их жизни, заканчивается к 14 годам, завершаясь ритуалом инициации. Причём он есть и у мальчиков, и у девочек. Посвящение девочек сводится к жуткому для европейцев обычаю обрезания клитора, но без него они не могут вступить в брак и заниматься домашним хозяйством. После такой процедуры они не ощущают удовольствия от близости, поэтому будут верными жёнами.
После инициации мальчики превращаются в моранов - молодых воинов. Их волосы обмазывают охрой, и охватывают повязкой, выдают острое копьё, а на пояс вешают подобие меча. В таком виде моран должен с гордо поднятой головой проходить несколько месяцев.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на нашу группу
mob_info