Внук Луи Армстронга — Чарли Армстронг. Луи Армстронг: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать Луи армстронг биография

Этот чернокожий джазовый музыкант сумел своим талантом покорить большую часть мира. Впоследствии с него брали пример другие исполнители, наследуя его манеру. Однако мало кто из рядовых обывателей знает, что свой жизненный путь он начал в абсолютной нищете, а дорогу к музыке ему помогла открыть семья эмигрировавших из России евреев. Впоследствии именитый музыкант до конца своих дней помнил о том добром отношении к себе со стороны этого семейства, что выразилось в ношении на шее Звезды Давида. Имя этого удивительного человека – Луи Армстронг .

Общепринятой считается версия, что будущий популярный исполнитель родился 4 августа 1901 года в Новом Орлеане. Семья мальчика проживала тогда в беднейшем районе города, заселенном преимущественно выходцами из Африки. Интересно, что сам Луи, как назвали его родители, даже не знал точной даты своего рождения, поэтому выбрал для себя 4 июля 1900 года – день независимости США.

Жизнь и без того неблагополучной семьи осложнилась еще больше после того, как из нее ушел отец, оставив жену с двумя детьми, одним из которых была едва родившаяся младшая сестра Луи Беатрис. Чтобы хоть как-то выжить, Мэйенн, мать будущего музыканта, наряду с основной работой прачки стала заниматься еще и проституцией. Из-за этого маленький Луи большую часть времени проводил с бабушкой Жозефиной.

Когда мальчику исполнилось 7 лет и пришло время поступать в школу, ремесло матери практически перестала приносить доход, поэтому Армстронгу самому пришлось искать подработку. Занимаясь то продажей каких-то мелочей, то распространением газет, он познакомился еврейским семейством Карнофски, эмигрировавших в Америку из России. Глава этой семьи занимался продажей угля. Юный Армстронг помогал торговцу развозить уголь клиентам, среди которых были владельцы баров, кафе и ресторанов, где часто звучала музыка. Это стало поворотным моментом всей дальнейшей жизни паренька.

В еврейском семействе к своему юному работнику отнеслись как к собственному ребенку. Поначалу, жалея мальчика, ему поручали выполнять несложную работу по дому, а потом иногда даже оставляли ночевать у себя. Увидев, что тот стал интересоваться музыкой, Карнофски помогли приобрести ему свой первый музыкальный инструмент, которым стал кларнет. Столь доброе отношение к себе Луи запомнил на всю жизнь, и в благодарность за это он повесил себе на шею Звезду Давида, которую носил потом до конца своих дней.

За неимением достаточных средств в музыкальную школу Армстронгу поступить не удалось, однако игру на трубе он освоил очень быстро. Абсолютно не зная нотной грамоты, юноша научился подбирать незамысловатые мелодии на слух. Полностью забросив учебу в школе, он начал зарабатывать себе на хлеб, исполняя музыкальные вариации на улицах города.

В дальнейшем судьба Луи сделала крутой вираж, дав ему возможность упорядочить свое музыкальное умение. В самый канун 1913 года парень нашел у матери пистолет, и решил пострелять из него. Это занятие стало причиной отправки его сначала в полицейский участок, а потом в интернат, где содержались трудные подростки. Несмотря на всю особенность нового места жительства, для Луи оно стало способом всецело посвятить себя занятиями музыкой. Он стал играть в интернатском духовом оркестре на корнете, альторне и тамбурине.

Пребывание в интернате укрепило в Армстронге желание стать профессиональный музыкантом, поэтому, едва выйдя оттуда, он сначала выучил нотную грамоту, после чего начал гастролировать на пароходах. Помогла ему в этом высокая востребованность в музыкантах в летний период, когда исполнители были, что называется, нарасхват. Начиная с 1918 года, Луи отметился во многих музыкальных коллективах Нового Орлеана и Чикаго.


Через 4 года талантливого трубача пригласили в оркестре Кинга Оливера. Армстронгу в этом чикагском джаз-бэнде предложили должность второго корнетиста. Именно этот коллектив стал стартовой точкой будущего успеха талантливого музыканта. О нем впервые заговорили, как о восходящей звезде. Подтверждением его высокого исполнительского уровня стал выход собственного альбома Hot Five с мелодиями, ставшими впоследствии классикой джазовой музыки. Помогали Армстронгу записывать альбом Кид Орн (тромбон), Джонни Додс (кларнет), Джонни Сент-Сир (банджо) и Лил Хардин (клавишные). К моменту выхода его в свет Лил уже была женой Луи. Именно она впоследствии настояла на том, чтобы супруг начал делать сольную карьеру.

Молодой музыкант согласился с идеей своей жены и в 1926 году организовал собственный оркестр, репертуар которого составляли мелодии стиля хот-джаз. Очень быстро к нему пришла мировая слава. Армстронга начали приглашать на гастроли в другие страны. Во время одной из них произошла курьезная ситуация, давшая Луи новое джазовое прозвище. Случилось это в 1932. Армстронга тогда пригласили выступить в Лондоне в зале театра «Палладиум». В ходе гастролей с ним встретился редактор британского журнала Melody Maker Матисон Брукс. В ходе интервью журналист по недоразумению исказил слово Satchelmouth, которое было новоорлеанской кличкой Армстронга, случайно прозвав его Сэчмо. Однако джазмен не обиделся на Брукса, напротив, начал активно использовать новое прозвище.

С начала 1930-х Луи Армстронг вошел в число наиболее востребованных музыкантов. Его особую манеру исполнения на трубе и узнаваемый голос вокальных импровизаций теперь звучал не только на концертах, но и на радио, в кино, куда музыканта приглашали сниматься, и даже в едва появившейся новинке – передачах на телевидении. Попутно Армстронг писал автобиографическую книгу, которая вышла в свет в 1936 году под названием Swing That Music. В ней музыкант поведал о невзгодах, перенесенных им в жизни, и о том, как он добился успеха на джазовой сцене.

К 1938 году профессиональная карьера джазмена достигла пика. Многие видные вокалисты почитали за честь спеть с ним на одной сцене. Примером этому может служить совместное участие Армстронга и певицы Билли Холидей в мюзикле New Orleans, произошедшее в 1947 году. Подобных выступлений за весь период карьеры музыканта можно насчитать немало. Произошли изменения и в личной жизни Луи. Он в третий раз женился, выбрав себе в спутницы жизни танцовщицу Люсиль Уилсон. С этой женщиной он прожил до конца своих дней.

В последующие годы авторитет Армстронга в джазовой составляющей шоу-бизнеса настолько вырос, что в 1950-х ему был присвоен неофициальный титул «Посол джаза», а Госдепартамент США даже предложил оплатить поездку в СССР. Правда, музыкант отказался от этого турне. Зато в середине пятидесятых минувшего столетия он выпустил новую автобиографическую книгу под названием Satchmo. My Life in New Orleans. При этом Армстронг так же активно выступал на сцене. В 1957 в продаже появился новый альбом, сделанный им совместно с Эллой Фицджеральд. В диске под названием Summertime звучали арии из оперы Porgyand Bess.

Напряженную концертную деятельность музыканта несколько снизил только инфаркт, перенесенный им в 1959 году. Однако в это же время появился знаменитый мюзикл Hello, Dolly, в котором напарницей джазмена выступила Барбра Стрейзанд. Композиция «Привет, Долли» из этого мюзикла заняла в американском хит-параде высшую строчку и очень быстро стала любимой во всем мире.

Еще одним знаковым событием творческой деятельности музыканта стал его тур по африканским странам. В ходе этих гастролей он посетил Египет, где на фоне пирамид и Большого сфинкса в Гизе исполнил спиричуэл Go Down Moses. В песне рассказывалось об исходе под руководством Моисея евреев из Египта. Данная тема ему как прямому потомку африканских рабов была очень близка. В эту композицию была также вложена добрая память о еврейском семействе Карнофски, которые дали шанс Луи стать великим музыкантом.

К сожалению, стареющий организм музыканта постепенно слабел, поэтому Армстронг выступал все реже. Последний концерт легендарного джазмена состоялся 10 февраля 1971. На этот раз его напарником по сцене стал Кинг Кросби. Не прошло и полугода после данного выступления, как сердце великого музыканта остановилось. Это произошло 6 июня 1971 года. Популярность музыканта была настолько велика, что буквально весь цивилизованный мир отозвался на это скорбное событие соболезнованиями.

Луи Армстронг тот самый человек, который внес огромный вклад в распространении такого музыкального направления как джаз. Именно благодаря его таланту трубача и певца, личному обаянию и любви к музыке мы можем сейчас наслаждаться уникальными композициями.

Детство Луи Армстронга

Луи Армстронг, величайший джазовый трубач в истории, родился в 1901 году в одном из самых бедных «черных» районов Нового Орлеана. Семья Армстронга была, как сейчас принято говорить, неблагополучной – мать работала прачкой, а отец, поденщик, злоупотреблял алкоголем.

Семью отец бросил, когда Луи был еще в младенческом возрасте. После этого мать Армстронга стала продавать себя мужчинам за деньги, а Луи и его младшая сестра Беатрис были отданы на воспитание бабушке Джозефине, заставшей еще времена рабства. Позже Луи вернулся к матери, однако его воспитанием она по-прежнему не занималась. В итоге беспризорного мальчишку подобрали и усыновили евреи-эмигранты из Литвы по фамилии Карнофски.

Карнофски поселились в районе Нового Орлеана, который имел дурную славу из-за большого количества публичных домов и казино – Сторивилле. Жители Сторивилла не отличались пуританскими нравами. С раннего детства Армстронг зарабатывал на жизнь, развозя уголь, продавая газеты и выполняя прочую мелкую низкооплачиваемую работу.

Однажды Луи решил подзаработать, присоединившись к уличному ансамблю – сначала в роли вокалиста, а впоследствии – барабанщика. В 1913 году Армстронг попал в исправительный лагерь для подростков за стрельбу на улице из пистолета, похищенного у полицейского. Там будущий музыкант получил свое первое музыкальное образование, играл в лагерном оркестре на тамбурине и кларнете. Именно в лагере Луи окончательно решил, что свяжет свою дальнейшую жизнь с музыкой.

Начало карьеры Луи Армстронга

После освобождения Луи познакомился с Кингом Оливером, лучшим корнетистом Нового Орлеана того времени, который взял его под свое покровительство. Оливер стал учителем Армстронга до своего переезда в Чикаго в 1918 году. Незадолго до него Оливер свел Армстронга с тромбонистом Кидом Ори, который взял его в свой ансамбль.

Через некоторое время юноша знакомится с профессиональным бэнд-лидером Фэтсом Мэрейблом, который преподает Луи основы нотной грамоты и берет в свой ансамбль «Jazz-E-Sazz Band». С 1922 года Кинг Оливер приглашает Армстронга в Чикаго в качестве корнетиста в свой «Creole Jazz Band», играющий в самом богатом ресторане города «Линкольн Гарденс» вместимостью более 700 мест. В составе ансамбля Оливера Армстронг делает свои первые записи.

Луи Армстронг - Hello Dolly Live

В 1924 году Армстронг женится на Лил Хардин, пианистке «Креолов» (это был уже второй брак Луи), супруги уезжают покорять Нью-Йорк и начинают работу в оркестре Флетчера Хендерсона. Там Луи очень быстро становится знаменитым, окончательно формируя свой неповторимый импровизационный стиль игры.

В середине двадцатых годов трубач живет то в Нью-Йорке, то в Чикаго, успешно работая в обоих городах, сотрудничая со многими музыкантами, театральными шоу-бэндами. В конце 20-х годов Армстронг записывает свои лучшие альбомы со студийным составом «Hot Five», ставшие лучшими примерами классики джаза. Примерно в это же время Луи окончательно переходит на трубу, отказавшись от корнета. К 1929 году звезда окончательно перебирается в Нью-Йорк.

Звезда свит-музыки Луи Армстронг

Страну охватывает эра биг-бэндов, и Луи Армстронг все более концентрируется на свит-музыке. Свит-музыка Луи отличается ярким, близким к хот-джазу стилем, и этот удачный симбиоз превращает музыканта в звезду всеамериканского масштаба.

Луи, прозванный тогда Сачмо (рот-меха), достигает невероятных высот в музыке. Сачмо гастролирует по всей территории Штатов, несколько раз бывает и в довоенной Европе – Англия, Франция, Голландия, Швеция, Норвегия. В 1933 году Луи выступает в Северной Африке.


К 1935 году Сачмо становится известным по всему миру. Армстронг играет в театре, участвует в радиопрограммах, сотрудничает с кинематографистами, создает собственный джаз-бэнд. Ведя невероятно активную творческую жизнь, Луи переносит несколько операций, связанных с травмами дыхательного аппарата и голосовых связок, успевает в третий и четвертый раз жениться.

Луи Армстронг - Blueberry Hill

Четвертая жена Сачмо – танцовщица Люсиль Уилсон – наконец-то приносит в личную жизнь великого музыканта уют и покой. Луи и Люсиль проживут, ни разу не поссорившись, до самой смерти Армстронга.

Ансамбль Луи Армстронга «All Stars»

С 1947 года Армстронг руководит ансамблем «All Stars», в состав которого в разные годы входят такие известные музыканты тех лет, как тромбонист Джек Тигарден, кларнетист Барни Бигард, ударник Сид Кэтлетт и многие другие мэтры джаз-музыки.

Louis Armstrong - What a wonderful world

К 1955 году Армстронг с ансамблем «All-Stars» становятся музыкантами номер один в мировой джаз-музыке. Луи снимается в более чем пятидесяти фильмах, гастролирует по США и Европе. Ведутся даже переговоры о поездке Армстронга в СССР, однако в разговоре с Эйзенхауэром «Посол джаза» отказывается от этой поездки, говоря, что не сможет ответить на вопрос о том, как живется чернокожим людям в США: «Я чувствую себя, как любой другой чернокожий, несмотря на знаменитость…». Повторно вопрос о гастролях Армстронга в Советский Союз поднимается в шестидесятых, однако проект так и не был осуществлен.

Луи Армстронг - Легенда джаза

Популярность Сачмо продолжает возрастать. Неутомимая, разносторонняя творческая деятельность возносит Луи на, казалось бы, недосягаемую высоту. Армстронг сотрудничает с такими мастерами джаза, как Сидней Беше, Оскар Питерсон, Сай Оливер, Дюк Эллингтон. Без великого музыканта не обходится ни один международный джаз-фестиваль – Ницца, Ньюпорт, Монтерей. Трубач приезжает в Латинскую Америку, Азию, Африку. Сотрудничая с симфоническими оркестрами, музыкант дает концерты филармонического джаза в Метрополитен-опере и Таун-холле.

Луи Армстронг - Let My People Go

Бурная творческая деятельность Сачмо вновь сказывается на состоянии здоровья гениального трубача – в конце пятидесятых годов он переносит тяжелый инфаркт. Однако это не останавливает Армстронга, и несмотря на то, что здоровье уже не дает ему возможности выступать в таком количестве, в каком он выступал ранее, Луи не оставляет сцену.

С 1960 года Луи вновь берется за карьеру вокалиста, записывает каверы на собственные композиции и новые песни, сотрудничает с Барбарой Стрейзанд , снимается в кинофильмах и пишет саундтреки к театральным и кинематографическим постановкам.

Песня Сачмо «Hello, Dolly!» занимает вершину американского хит-парада, а «What a Wonderful World» - последний хит великого музыканта – становится лучшим в чарте Великобритании.

Смерть Луи Армстронга

Не жалеющий собственных сил маэстро к концу шестидесятых годов сталкивается с резким ухудшением здоровья. Последний раз на сцене Армстронг появляется 10 февраля 1971 года. Тогда он играл в телешоу вместе со своим другом Бингом Кросби.

Сердечный приступ приковывает его к постели до марта. В марте, встав на ноги, Луи и «All Stars» в течение двух недель дают концерты в Нью-Йорке, после чего еще один приступ заставляет Армстронга провести на больничной койке еще два месяца. Выписавшись из больницы в начале июля, Армстронг назначает репетицию ансамбля на 5 число. Эта репетиция стала последней в жизни Сачмо – на следующий день, 6 июля 1971 года, величайший джазовый музыкант на планете умирает из-за сердечной недостаточности, приведшей к отказу почек.


Смерть джазмена привела к огромному количеству искренних соболезнований по всему миру. Ведущие газеты планеты – в том числе и советские «Известия» - посвятили первую полосу великому музыканту. Похороны Армстронга транслировались в прямом эфире по всем телеканалам США и во многих других странах.

Луи Армстронг, великий Сачмо, оказавший неоценимое влияние на всю современную музыку, до сих пор остается непревзойденным как по популярности, так и по виртуозности джазовым исполнителем на Земле.

Афроамериканский джазовый музыкант, композитор, вокалист, руководитель оркестра Луи Армстронг (Louis Armstrong) родился 4 августа 1901 года в Новом Орлеане, штат Луизиана (США).

Его свидетельство о крещении было найдено только в середине 1980-х годов , поэтому дату своего рождения он точно не знал и выбрал ее произвольно - 4 июля 1900 года (День независимости США).

Будущий музыкант родился в бедной семье. Отец, рабочий-поденщик, бросил семью, когда сыну было около пяти лет, мать была прачкой .

До пяти лет Луи жил у бабушки по отцовской линии, затем с матерью и старшей сестрой.

С детства он пел на городских улицах в составе квартета своих приятелей. В 1907 году он стал помогать по дому семье торговцев углем Карнофски - еврейских эмигрантов из России. Карнофски дали Армстронгу деньги на покупку первого музыкального инструмента - корнета.

В новогоднюю ночь 1912 года Луи, отмечая праздник, выстрелил в воздух из чужого пистолета, после чего был арестован и помещен в дом для трудновоспитуемых подростков. Здесь он начал учиться музыке, освоил альтгорн и корнет, выступал в составе духового оркестра и хора.

После освобождения Армстронг вернулся домой, играл в барах с любительскими ансамблями, продолжая учиться у нью-орлеанских музыкантов, периодически работал в джаз-оркестрах.

В 1918 году он перешел в коллектив тромбониста Кида Ори.

В 1922 году Армстронг переехал в Чикаго, где два года играл в Creole Jazz Band.

Моцарт джаза Луи Армстронг Джаз родился раньше, чем Луи Армстронг. Но росли они вместе. Луи дал джазу новое дыхание, сделав его звуки теплыми и яркими, как летнее утро, и густыми, как мед, и положил начало мировой джазомании. 4 августа исполняется 110 лет со дня рождения джазового Моцарта – Луи Армстронга.

В 1924 году Армстронг женился на пианистке Лил Хардин, которая уговорила Луи перейти в оркестр Флетчера Хендерсона, и переехал в Нью-Йорк. В этот период Армстронг участвовал в записях пианиста Кларенса Уильямса, а также записался на пластинки в составе различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами, в числе которых Гертруда "Ма" Рэйни, Клара Смит, Сиппи Уоллес, Бесси Смит.

В ноябре 1925 года Армстронг возвратился в Чикаго и осуществил запись первых хитов организованной им группы Hot Five. В мае 1927 года он создал группу Hot Seven. В июне 1928 года был записан хит West End Blues , считающийся одним из самых известных джазовых произведений.

В конце 1920-х годов он выступал в дуэте с Эрлом Хайнсом и гастролировал в различных городах США - в 1929 году музыкант побывал в Нью-Йорке, где сотрудничал с оркестром Леона Расселла и Дюка Эллингтона, затем с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта играл в Калифорнии. В 1931 году посетил Новый Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играл в Гарлеме и на Бродвее.

В 1930-е годы Армстронг совершил ряд турне в Европу и Северную Африку, что принесло ему широкую известность не только на родине, но и за рубежом. В промежутках между гастролями выступал с оркестром Чарли Гейнса, Кида Ори, Леона Расселла и другими.

В дальнейшем популярность Армстронга продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней музыкальной деятельности. Наиболее примечательны его выступления с Кози Коулом, Трамми Янгом, Билли Кайлом, певицей Велмой Миддлтон, Сидни Беше, Бингом Кросби, Билли Холидей, Эллой Фицджералд, а также Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза.

С 1947 года Армстронг работал с секстетом All Stars ("Все звезды").

Армстронг участвовал в джаз-фестивалях в Ницце (1948), Ньюпорте (1958), гастролировал во многих странах Европы, Латинской Америки, Африки, Азии. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера.

В 1964 году стала хитом его песня Hello Dolly, выпущенная синглом. В 1968 году первые места в хит-парадах оккупировала исполненная им композиция What A Wonderful World .

Популярность Армстронга была связана не только с работой в студии, но и с кинематографом. Музыкант снялся в кинофильмах "Расподия в черных тонах" (Rhapsody in Black and Blue, 1932), "Пенни с неба" (Pennies from Heaven, 1936), "Хижина в небе" (Cabin in the Sky, 1943), "Новый Орлеан" (New Orleans, 1947),"История Гленна Миллера" (Glenn Miller Story, 1953), "Высшее общество" (High Society, 1956), "Парижский блюз" (Paris Blues, 1961), "Хелло, Долли! (Hello, Dolly!, 1969) и многих других.

Вместе с джазовой певицей Эллой Фицджеральд Армстронг записал оперу " " Гершвина (1957).

Он написал две автобиографические книги "Свинг — это музыка" (1936) и "Сэчмо. Моя жизнь в Новом Орлеане" (1954).

В 1960 году на Аллее Славы Голливуда была открыта звезда Луи Армстронга.

6 июля 1971 года музыкант скончался в Нью-Йорке от сердечной недостаточности, которая привела к отказу почек.

Луи Армстронг создал некую разновидность поп-джаза, гибко адаптирующуюся к любому стилевому контексту и к любой аудитории. Армстронг, наряду с Сидни Бетчетом, дал джазу его главную основу - импровизацию.

Внук легендарного американского вокалиста и трубача Луи Армстронга Чарли родился в сентябре 1968 года на Карибах. Его отец родом из Барбадоса, а мама из Суринама.

Чарли Армстронг возле портрета Луи Армстронга | Guide

Так утверждает сам Чарли. Правда, биографы легендарного Господина Джаза в один голос утверждают, что у Луи детей не было ни с одной из четырёх жен. Скорей всего, он был бесплоден. Возможно, певец, называющий себя внуком самого Армстронга, на самом деле приходится внуком одной из сестёр легендарного джазмена – Беатрис или Ванессы.

Творческая карьера

Со слов Чарли Армстронга известно, что петь он начал в 5 лет. Его первое выступление случилось в церковном хоре и оказалось вполне успешным. Мальчик не имел возможности заниматься музыкой профессионально, поэтому преуспел в самообразовании. Чарли приглашали петь в церквях Южной Америки и Голландии, где он исполнял песни в стиле госпел.

Дебютный концерт юный певец дал в 12 лет. Именно тогда творческая биография Чарли Армстронга вышла на новый виток. Его карьера движется по восходящей.


Кp.kg

Исполнительской манерой Чарли Армстронга заинтересовались музыканты разных стран. Вскоре молодого джазмена задействовали в качестве МС-фристайлера в клубах Америки и Европы. Его охотно приглашают на вечеринки элитных клубов закрытого типа. Чарли поёт в стилях блюз, джаз и фанк. Его глубокий голос завораживает, а в сопровождении саксофона превращается в настоящую магию.

Армия фанатов Чарли Армстронга растёт. Его синглы «You Drive Me Crazy», « Respect My Authority» и «Feel The Summer» популярны в клубах Сен-Тропе, Канн и Монако.

Телешоу «Голос-5»

В России Чарли Армстронг появился не так давно, но уже успел нарастить популярность. Услышав о популярном телешоу «Голос», которое транслируется на центральных каналах страны и собирает миллионные аудитории, Чарли решил принять в нём участие. Он был полностью уверен в своих силах и решительно настроен. Армстронг с улыбкой заявил, что если судьи не повернутся к нему сами, он им поможет это сделать.

На суд наставников и телезрителей исполнитель представил песню «My First My Last My Everything». Судьи переглядывались и строили предположения, кого же сейчас увидят. Не сам ли Барри Уайт к ним пожаловал. Первой и единственной к Чарли повернулась . Таким образом, предполагаемый внук Армстронга попал к ней в команду.

Вместе с остальными судьями Чарли спел одну из «визиток» Господина Джаза «Let My People Go».

Личная жизнь

Длительное время темнокожий исполнитель жил в Голландии, Германии и Швейцарии. Но когда приехал в Россию, то понял, что в этой стране ему очень комфортно. Джазмен признаётся, что плохо переносит жару и любит снег и морозы.

Личная жизнь Чарли Армстронга покрыта плотной пеленой таинственности. Неизвестно, был ли он женат и есть ли у него дети. Но сейчас сердце певца и музыканта свободно, и он утверждает, что не прочь жениться на россиянке.


Чарли Армстронг |

Луи Армстронг (1901 - 1971)

американский джазовый трубач, вокалист, великий музыкант XX века, популяризовавший джаз

А знаешь ли ты, что фамилия Армстронг переводится с английского как "Сильная рука?"

Луи Армстронг родился в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана.

Семья у него была неблагополучная - мать работала прачкой, отец был простым рабочим, рано бросил семью и Луи вместе с младшей сестрой отдали на воспитание бабушке Джозефине, которая ещё помнила времена рабства. Спустя некоторое время мать забрала Луи и стала воспитывать его сама.

Они жили в районе, известном своими свободными нравами, а также барами, клубами, танцзалами. Семья с трудом сводила концы с концами, поэтому уже с детства Луи пришлось работать, он развозил уголь, продавал газеты и тому подобное.

У Луи рано проявились музыкальные способности. В довольно юном возрасте он начал петь в небольшом уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух.

Однажды подросток Луи без злого умысла, просто из озорства, похитил у полисмена пистолет, чтобы стрелять на улице в Новый год. За это он был отправлен в исправительный лагерь-интернат для цветных подростков. Там он и получил первое музыкальное образование. Его сразу взяли в лагерный духовой оркестр, где он научился играть на тамбурине, альтгорне, а затем освоил корнет. Оркестр исполнял традиционный для того времени репертуар — марши, польки и популярные песенки.

Ко времени окончания срока Луи уже твердо решил стать музыкантом. Освободившись, он начал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. Его взял под своё покровительство Кинг Оливер, считавшийся тогда лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг всю жизнь считал своим настоящим учителем.

После отъезда Оливера в Чикаго Армстронг попадал в ансамбль, которым руководил весьма авторитетный тромбонист того времени Кид Ори. Кроме того, Армстронг участвовал в джазовых парадах по улицам родного города и играл в разных других джаз-бэндах, которые выступали в дансингах на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. Один достаточно профессиональный бэнд-лидер преподал юноше первые основы нотной грамоты, таким образом, Армстронг стал квалифицированным музыкантом.

Через какое-то время Оливер взял Армсторга вторым корнетистом к себе в Чикаго. Оркестр Оливера «Creole Jazz Band» был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго, работа в нем многое дала Армстронгу для его будущей карьеры. В составе этого оркестра Армстронг сделал свои первые записи.

Вскоре Армстронг начал самостоятельную карьеру в Нью-Йорке, где поступил на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там он стал известным, любители джаза приходили слушать бэнд зачастую ради его «горячих» соло. К этому времени окончательно сформировался собственный стиль Луи Армстронга — яркий, импровизационный и изобретательный.

В этот период Армстронг участвовал в записях и работал в составах различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами.

Вернувшись в Чикаго, Армстронг много и успешно работал. Примерно в это же время проявилось его актерское дарование. Он даже играл в театральном шоу-бэнде. Записи, сделанные в эти годы при участии известных музыкантов, стали шедеврами джазовой классики.

Армстронг постепенно отказался от корнета и полностью перешел на трубу, полюбившуюся ему более ярким звучанием. Он начал выступать в дуэтах с выдающимися музыкантами и петь в манере «скэт», имея огромный успех у слушателей.


Луи Армстронг был уникальным и неповторимым джазовым певцом. Его довольно низкий, хрипловатый, наполненный теплом голос, узнавался мгновенно. Его пение напоминало его игру на трубе. Здесь он столь же блестяще импровизировал, по-своему расставлял акценты, заставлял голос вибрировать. Армстронг разработал школу джазового вокала, основанную на интерпретациях народных блюзовых певцов, использовавших свой голос как инструмент. Луи показал, что эмоциональное значение текста может быть выражено не только словами, но и с помощью голоса и инструментов. Армстронг пел самые разнообразные вещи: и шлягеры, и блюзы, и другие песни, и они всегда звучали у него по-джазовому.

В какой-то момент Армстронг окончательно оставил Чикаго и перебрался в Нью-Йорк. Больше и больше внимания он начал уделять танцевальной музыке. Он привнес в этот музыкальный стиль свою яркую индивидуальную манеру, свойственную джазу, и быстро стал звездой национального масштаба.

Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами (например, Дюка Эллингтона,) участвовал в киносъемках в Голливуде. Гастроли принесли ему широчайшую известность как у себя на родине (прежде в США он был популярен в основном у негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями он продолжал выступать на Бродвее, участвовать в театральных постановках и радиопрограммах, сниматься в кинофильмах.

Армстронг начал руководить своим джаз-бэндом. Написал две автобиографические книги в разные периоды своей жизни. Примерно в этот же период у него начались первые проблемы со здоровьем, он перенес несколько операций, связанных с лечением травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за постоянной игры на музыкальных инструментах), а также операцию на голосовых связках (с ее помощью Армстронг зачем-то пытался избавиться от хриплого тембра голоса, ценность которого для его неповторимой исполнительской манеры он осознал лишь впоследствии).

Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне.

Когда Госдепартамент был готов финансировать его поездку в Россию, Луи отказался: «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр…»

Армстронг активно участвовал в джаз-фестивалях (1948 — Ницца, 1956-58 — Ньюпорт, 1959 — Италия, Монтерей), гастролировал по всему миру. Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина «Порги и Бесс».

На 60-м году жизни Армстронг перенес инфаркт, и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда не прекращал концертные выступления.

Теперь Армстронг работал больше в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций («Go Down Moses»), так и новые песни (напр., тема к фильму «На секретной службе Её Величества», «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж. Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).

Здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжал работать. 10 февраля 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу. В марте он еще выступали в Нью-Йорке со своим оркестром. Очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу на 2 месяца. А в июле величайший джазмен ушел из жизни.

Смерть Армстронга вызвала настоящий поток самых искренних и глубоких соболезнований. Многие газеты не только в США, но и в других странах (в том числе и советская газета «Известия») поместили на первой полосе сообщение о его кончине. Похороны прошли очень торжественно и транслировались по телевидению на всю страну. Тело было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному распоряжению президента США.

В заявлении, сделанном президентом Никсоном, говорилось: «Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга. Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали ее более насыщенной».

Кто такой
mob_info