Виды взаимоотношений между организмами презентация. Взаимоотношения между организмами

ВИДЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗМОВ

ТЕМА: «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ», БИОЛОГИЯ, 9 КЛАСС


В природе существование каждого живого организма зависит не только от факторов неживой природы, но и от обитающих рядом других организмов. Биотические факторы – это факторы живой среды, влияющие на жизнедеятельность организмов


Типы взаимодействия организмов в природе

I .Симбиоз

III .Антибиоз

II .Нейтрализм


  • Симбиоз тип взаимоотношений, при котором оба взаимодействующих вида или один из них извлекает пользу от совместного существ ования.
  • Подразделяется на комменсализм, протокооперацию и мутуализм .

  • Протокооперация - форма взаимоотношений, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей.



Микориза- сожительство гриба

с корнями растений


  • Мутуализм - взаимоотношения, при которых оба вида извлекают пользу из совместного существования и не могут жить самостоятельно

бобовые растения и клубеньковые бактерии

цветковые растения и опылители

тли и муравьи


  • Комменсализм – это тип взаимоотношений, при котором один из взаимодействующих видов извлекает пользу от другого, не причиняя ему вреда.
  • Подразделяется на квартирантство, нахлебничество, сотрапезничество

Квартиранство

  • Квартиранство – форма взаимоотношений, при которой один из партнеров доставляет пищу или убежище другому виду, при этом он извлекает пользу, а хозяин не имеет никакой выгоды.

Рыбы-прилипалы


Нахлебничество

  • Нахлебничество - особый тип связей между животными, заключающийся в том, что одни животные питаются остатками добычи других.

Гиены подбирают остатки

недоеденной львами добычи


Растения-эпифиты

  • Эпифиты ("эпи" - сверх, "фитон" - растение) - растения, поселяющиеся на деревьях .
  • Эпифитами могут быть водоросли, лишайники, мхи, папоротниковые, цветковые.
  • Древесные растения служат им местом прикрепления, но не источником питания или минеральных солей.
  • Растения-эпифиты также относятся к форме комменсализма.

Растение-эпифит

Эхмея полосатая


  • форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

  • Нейтрализм - это тип взаимоотношений, при котором обе взаимодействующие популяции проживают на одной территории и не влияют друг на друга.

Антилопа Гну питается листьями

кустарников и высоких трав

Жирафовая антилопа кормится

листьями деревьев

Антилопа Куду кормится

низкими травами


Аменсализм

  • Аменсализм - взаимодействие двух видов, при котором один вид неблагоприятно влияет на другой, тогда как этот другой не оказывает влияния на первый.

Трава, растущая под пологом леса,

не влияет на деревья,

в то время как деревья угнетают

травянистую растительность,

поглощая и отражая

Минога

(нападает на треску,

лососей, корюшку, осетров и

Мучнисторосяные грибы

Раффлезиевые


  • трофические отношения между организмами, при которых один из них (хищник) атакует другого (жертву) и питается частями его тела.

  • Хищник ведёт отбор на совершенствование жертв,больных и слабых.
  • Если хищники ловят и уничтожают своих жертв примерно с то же скоростью,с которой эти жертвы размножаются,то они могут сдерживать рост численности .
  • Если скорость размножения жертв выше,чем скорость поедания их хищниками,то происходит вспышка численности вида.
  • Отношения хищник-жертва могут быть причиной регулярных периодических колебаний численности каждого из взаимодействующих видов

Конкуренция

  • Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.
  • Конкуренцию подразделяют на внутривидовую и межвидовую.

Внутривидовая конкуренция

Межвидовая конкуренция

краткое содержание других презентаций

«Экологическая пирамида энергии» - Чем выше уровень, тем ниже общая биомасса и численность организмов. Длина пищевой цепи. Какой процент составляют продуценты в данной упрощенной пирамиде. Биомасса живых организмов в наземных экосистемах. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Найдите неправильный ответ. Биомасса живых организмов. Пирамида численности и биомассы. Уровень, численность, биомасса. Зрелый широколиственный лес по сравнению с зарослями кустарника.

«Экологические отношения» - Тепло. Жизненный цикл. Классификация организмов по отношению к воде. Взаимодействие живого организма с окружающим миром. Молекулярно-генетический уровень. Жизненные формы по Раункьеру. Ответные реакции организма. Унитарные организмы. Основные характеристики внешней среды. Виды мутаций. Организм. Модулярные организмы. Основа устойчивости организмов. Характеристики живого организма. Влага. Мутационный процесс.

«Взаимосвязь организмов со средой» - Кривая выживания. Взаимодействие групп живых организмов с окружающим миром. Популяция. Цикл размножения. Основные характеристики популяции. Биологический вид. Рождаемость. Черный медведь. Разнообразие в биоценозе. Приплод. Объединение организмов. Возрастное состояние. Преобладание молодых особей. Миграционные потоки. Характеристика биоценоза. Объединение популяций. Возрастная группа. Виды доминанты.

Взаимоотношения

организмами

1. Позитивные отношения - симбиоз

а) Кооперация

б) Мутуализм

в) Комменсолизм

2. Антибиотические отношения

а) Хищничество

в) Конкуренция

3. Нейтральные отношения

Симбиоз (от греч. биологических видов .

  • Симбиоз (от греч. συμ- - «совместно» и βίος - «жизнь») - это взаимовыгодное сосуществование представителей разных биологических видов .
Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество), первоначально добровольное товарищество
  • Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество), первоначально добровольное товарищество

Сожители рака –

Многощетинковые черви

отшельника и актинии, часто бывают

Мутуализм - взаимовыгодные отношения между организмами. Мутуализм может быть «жёстким» или «мягким». В первом случае сотрудничество жизненно необходимо для обоих партнеров (они связаны отношениями коадаптации), во втором отношения более или менее факультативны (это называется протокооперацией).
  • Мутуализм - взаимовыгодные отношения между организмами. Мутуализм может быть «жёстким» или «мягким». В первом случае сотрудничество жизненно необходимо для обоих партнеров (они связаны отношениями коадаптации), во втором отношения более или менее факультативны (это называется протокооперацией).
Например: отношение термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечниках.
  • Например: отношение термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечниках.
  • термиты питаются опавшими листьями, гниющей и сухой древесиной, а также животными остатками. Перевариванию клетчатки способствуют симбиотические простейшие, живущие в желудке термитов. Термиты причиняют огромный ущерб, повреждая разнообразные постройки.
КОММЕНСАЛИЗМ (от средневекового лат. commensalis - сотрапезник), форма сожительства особей разных видов, при которой один организм (комменсал) живет за счет другого, не причиняя ему вреда (напр., рыбы-прилипалы, прикрепляясь к акулам, пользуются ими для передвижения).
  • КОММЕНСАЛИЗМ (от средневекового лат. commensalis - сотрапезник), форма сожительства особей разных видов, при которой один организм (комменсал) живет за счет другого, не причиняя ему вреда (напр., рыбы-прилипалы, прикрепляясь к акулам, пользуются ими для передвижения).

АНТИБИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Презентация на тему: «взаимоотношения между организмами» Работу выполнили: Ляшенко Юлия Бондаренко Екатерина Жарикова Екатерина Денежкина Валерия

Вертикальные взаимоотношенияярусность. ЯРУСНОСТЬ - вертикальная зональность - закономерное распределение компонентов и элементов природы в зависимости от изменения окружающей среды.

Хищничество - трофические отношения между организмами, при которых один из них (хищник) атакует другого (жертву) и питается частями его тела, то есть обычно присутствует акт умертвления жертвы.

Симбиоз Симбиоз - сожительство (от греч. sym - вместе, bios - жизнь), форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого. Различают несколько форм взаимополезного сожительства живых организмов. Типичный симбиоз Мутуализм Протокооперация Комменсализм

Мутуализм форма симбиоза, при которой присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.

Протокооперация - форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них. В этих случаях отсутствует связь именно этой, конкретной пары партнеров.

Комменсализм - форма симбиоза, при которой один из сожительствую щих видов получает какуюлибо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы. Квартиранство сотрапезничество нахлебничество

Квартиранствоформа комменсализма, при которой один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

Сотрапезничество Сотрапезничествоформа комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

Нахлебничество Нахлебничест во - форма комменсализ ма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Горизонтальные взаимоотношения Горизонтальные отношения включают в первую очередь конкуренцию, снизить уровень которой можно, использовав выработанный Природой механизм совмещения в группе организмов одного трофического уровня видов с разными потребностями в факторах жизни, т. е. дифференциации экологических ниш. Этот механизм может использоваться и у растений, и у животных.

Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов. Конкуренцию подразделяют на внутривидовую и межвидовую. Внутривидовая конкуренция Межвидовая конкуренция

Внутривидовая конкуренция соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями одного и того же вида. Это важный фактор саморегулирования популяции. Примеры: птицы одного вида конкурируют из-за места гнездования. Самцы многих видов млекопитающих (например, оленей) в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.

Межвидовая конкуренция - соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями разных видов. Примеры межвидовой конкуренции многочисленны. И волки, и лисы охотятся на зайцев. Поэтому между этими хищниками возникает конкуренция за пищу. Это не значит, что они непосредственно вступают в борьбу друг с другом, но успех одного означает неуспех другого.

Сигнальные взаимоотношения Информационно-сигнальные – связанные с передачей информации: – реципрокный альтруизм (взаимопомощь). – мимикрия (миметизм, или подражание).

Реципрокный альтруизм Взаи мный альтруи зм (реципро кный альтруи зм) - вид социального поведения, когда два индивида ведут себя с некоторой долей самопожертвования в отношении друга, однако только в том случае, если ожидают ответного самопожертвования.

Мимикрия Мимикри я-(подражание, маскирование, фр. mimétisme, англ. mimicry) - выражение, введённое в зоологию первоначально (Бейтсом) для обозначения некоторых особенных случаев чрезвычайного внешнего сходства между различными видами животных, принадлежащих к различным родам и даже семействам и отрядам; обыкновенно, однако, этим же именем обозначают все резко выраженные случаи подражательной окраски и сходства животных с неодушевлёнными предметами.

Список использованной литературы: 1. 2. 3. 4. 5. Экология особи, популяции и сообщества. М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таунсенд. Экология. В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. Экология. И. А. Шилов. Познавательная энциклопедияэкология. СМИ.

Cлайд 1

Тема урока - модуля «Взаимоотношения между организмами» Автор: Кирилина Татьяна Викторовна – учитель биологии МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа Белгородского района, Белгородской области»

Cлайд 2

Каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе?

Cлайд 3

Учебный элемент – 0 Комплексная дидактическая цель: Создать условия для повторения блока ранее изученной информации. Продолжить подготовку обучающихся к ЕГЭ по биологии в системе

Cлайд 4

Цели по содержанию Образовательные: продолжить закрепление и углубление обучающихся по блоку материала «Взаимоотношения между организмами»; расширить представления о типах и видах взаимоотношений между организмами; развивающие: развивать способности самостоятельно решать проблемные вопросы и углублять знания о взаимоотношениях между организмами; воспитательные: умение работать самостоятельно и в коллективе (обучение в сотрудничестве, взаимопомощь, позитивный настрой на решение сложных заданий.

Cлайд 5

Тип урока: обобщение ранее изученного материала Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, репродуктивный, исследовательский Приемы деятельности учителя: Учитель-консультант в деятельности ученика

Cлайд 6

Использование элементов образовательных технологий: Технология модульного обучения. Технология развития критического мышления. Технология проблемного обучения. Технология обучения в сотрудничестве. Технология тестового контроля.

Cлайд 7

План урока 1. Вспоминаем взаимоотношения между организмами. 2. Работа в парах по оцениванию сообщений. 3. Сравниваем формы взаимоотношений между организмами. 4. Работа с кластерами. 5. Творческое задание для группы экологов. 6. Анализ кластеров, таблицы по теме. 7. Заработай пятерку – выполнение теста. 8. Задай вопрос однокласснику, учителю: Что было сложно? 8. Контроль по уровню сложности. (Тест)

Cлайд 8

Учебный элемент - 1 Частная дидактическая цель: определить уровень знаний о формах взаимоотношений между организмами 1. Выполните задание №1,2,3,4 листа контроля. Задание №1. Работа в парах. Послушайте и оцените сообщения учащихся о позитивных, негативных и нейтральных взаимоотношениях между живыми организмами. 2. Укажите в листах контроля, что вы знаете, что узнали нового, что хотите узнать об отношениях между организмами.

Cлайд 9

Учебный элемент - 2 Частная дидактическая цель: сравнить формы симбиоза, антибиоза, нейтрализма, выявить сходства и различия. Выполните задание № 2, № 3 и № 4 листа контроля.

Cлайд 10

кооперация мутуализм симбиоз комменсализм Задание № 2. Расшифруйте ниже приведенные кластеры. Для каких царств живой природы характерны данные формы взаимоотношений?

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Задание №3 Соотнесите по значению слова и их определения 1. Мутуализм 1. Особи одного вида используют остатки пищи другого вида 2. Комменсализм 2. Особи одного вида (нахлебничество) представляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы 3. Комменсализм 3. Совместное взаимовыгодное (квартиранство) сосуществование особей двух или более видов

Cлайд 14

Задание № 4. Из перечня живых организмов составьте примеры взаимоотношений различных форм и внесите в таблицу в листе контроля Цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник–трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк–полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.

Cлайд 15

Учебный элемент -3 Частная дидактическая цель: расширить знания о разнообразии взаимосвязей живых существ. Задание. Пользуясь справочной литературой, определите, какие виды связей существуют между организмами? Ответьте на вопрос. Что образует множественность форм отношений между организмами?

Cлайд 16

Виды связей между живыми организмами Трофические – один вид питается другим Топические – изменение одним видом условий обитания другого вида Форические – один вид участвует в распространении другого вида Фабрические – один вид использует для своих сооружений мертвые остатки или даже живых особей другого вида

Cлайд 17

Учебный элемент - 4 Частная дидактическая цель: указать практическое использование знаний о различных формах взаимоотношений между особями в медицине и сельском хозяйстве. Используя информацию дополнительной, справочной литературы и Интернет ресурсов, обменяйтесь мнениями друг с другом о значении знаний о способах взаимоотношений между организмами в медицине и сельском хозяйстве. Выполните задание №5.

Cлайд 18

Учебный элемент - 5 Частная дидактическая цель: отработать умения по распознаванию многообразия взаимоотношений между живыми существами. На основании изученного материала сделайте вывод об эволюционном значении различных форм взаимоотношений между живыми существами.
mob_info