Социальные ценности образцы поведения. Социальные ценности. I. Изучение нового материала

Социальные ценности и нормы - основополагающий фактор социального поведения. Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об-разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Под социальными ценностями понимаются наиболее общие представления о желаемом типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Ценности конкретизируются в социальных нормах.

Как температура может свидетельствовать о здоровье и нездоровье организма, так и социальная норма и соответствие ее может характеризовать социальное здоровья. О социальном неблагополучии можно судить по отклонениям от социальных норм - этических, правовых, отклонений самого разного типа, включая агрессивное (нанесение физического и морального вреда другому), корыстные (незаконное присваивание не принадлежащего себе), социально-пассивные, выражающиеся в разных формах саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомания, самоубийство, сексуальная распущенность и проституция, они тоже имеют последствиями физического и духовного разрушения личности).

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Норма - это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Это своего рода границы. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое, или правило больших чисел («как все»). Например, протяженность активного возраста может изменяться в зависимости от конкретного времени, общества.

  • 1. Привычки - устоявшиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях.
  • 2. Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.
  • 3. Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.
  • 4. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Это одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.
  • 5. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
  • 6. Обряд - разновидность традиции. Он характеризует не избирательные, а массовые действия. Это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.
  • 7. Церемония и ритуал. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-то событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов или слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением.
  • 8. Нравы - особые оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Это обычаи, имеющие моральное значение. Особой формой нравов являются табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет). Особенно оно было распространено в традиционном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление и др.
  • 9. Законы - норы и правила поведения, оформленные документами, подкрепленные политическим авторитетом государства. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.
  • 10. Мода и увлечения. Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.
  • 11. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро. Справедливость, патриотизм, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Для описания того, на какие Ценности ориентируются люди, социологи используют термин ценностные ориентации. Ценности принадлежат группе ил обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
  • 12. Верования - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.
  • 13. Кодекс чести. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство и доброе имя.

Ценности - разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Социальные ценности - значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам общества, групп, личности.

Ценностные ориентации - продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими образцами культуры и выражают собственное представление о должном, характеризуют жизненные притязания. Ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика,1998. - 146 с.

В социальном поведении людей имеет место множество нежелательных отклонений от социальных норм, другими словами - девиаций. К особой, крайней форме девиантного поведения можно отнести так называемую аномию (от греч. а - отрицательная приставка + nomos - закон), что буквально означает беззаконие.

Это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе. Аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами. Так бывает в смутные, переходные, кризисные времена гражданских войн, революционных переворотов, глубоких реформ и других социальных потрясений, когда вдруг рушатся прежние, понятные людям общие цели и ценности, падает вера в действенность привычных моральных и правовых норм. Подобные болезненные периоды в той или иной мере переживали я своей истории все народы.

Класс: 11

Цель: сформировать представление о социальных нормах и ценностях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока

План:

  1. Социальные ценности и нормы.
  2. Социальные санкции.

I. Изучение нового материала.

Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...

И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему - лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...

О чем этот миф?

Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.

1. Социальные ценности и нормы

С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого монолога? Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности и нормы?

Классу предлагается из слов собрать целое понятие.

Есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? Об общечеловеческих (вечных) ценностях:

Класс делится на три группы.

Задание 1 . Каждая группа должна составить небольшой рассказ (5-6 предложений), используя частично данные слова (ценности).

Задание 2 . Изучив материал § 6 «Социальные нормы», составить кластер, какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь.

Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

  • дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
  • предписание - указание на требуемое действие;
  • запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы» и укажите, какие из представленных норм являются запретом? Какие - предписанием? Какие - дозволением?

Социальные нормы

Виды

Пример

Традиции

Регулярные встречи выпускников учебного заведения (дозволение)

Правовые нормы

«Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29(2)) (запрет)

Моральные нормы

Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе (предписание)

Политические нормы

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ,
ст. 3(2)) (предписание)

Эстетические нормы

Канон пропорций человеческого тела, утвердившийся в пластике Древнего Египта, и разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой для Античности (запрет)

Религиозные нормы

«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Введение в христианскую Библию. Новый Завет. СПб., 1993. С. 173) (запрет)

Правила этикета

Помощь ребенку, беспомощному, женщине… (предписание)

Мода на одежду спортивного стиля (дозволение)

2. Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.

Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.

II. Закрепление изученного.

Ответить на вопросы:

  1. Что такое социальная норма ?
  2. Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение.
  3. Какую роль играют социальные санкции?

Домашнее задание: § 6, выучить.

Приложение 1 . Рабочий лист к уроку «Социальные ценности и нормы»

Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы - социальные ценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотноше-ний людей, их нравственные ориентации, пове-дение, но и сам дух общества в целом, его своеобразие и отли-чие от других социумов. Не это ли своеобразие имел в виду поэт, когда восклицал: «Там русский дух... там Русью пахнет!»

Социальные ценности - это такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе, следует стремиться достичь. Таковыми в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудо-любие, ответственное отношение к делу, свобода предпринима-тельства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во вза-имоотношениях людей, богатство, власть, образование, духов-ность, здоровье и т. д.

Подобные ценности общества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и что плохо; что есть добро, а что - зло; чего следует добиваться, а чего - избегать и т.д. Уко-ренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении.

К примеру, если в обществе прочно утвердилась идея здорового образа жизни, то большая часть его представителей будет отрица-тельно относиться к производству заводами продуктов с высоким содержанием жира, к физической пассивности людей, к неправиль-ному питанию и увлечению алкоголем и табаком.

Разумеется, далеко не вес одинаково понимают благо, пользу, свободу, равенство, справедливость и т.д. Для одних, скажем, государственный патернализм (когда государство до мелочей опе-кает и контролирует своих граждан) - высшая справедливость, а для других - ущемление свободы и чиновничий произвол. Поэто-му индивидуальные ценностные ориентиры могут быть различ-ны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются и общие, превалирующие оценки жизненных ситуаций. Они-то и форми-руют социальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальных норм.

В отличие от социальных ценностей социальные нормы но-сят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуют , а в других прямо требуют соблюдения опреде-ленных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную Жизньв обществе. Все многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы: неформальные и формальные нормы.

Неформальные социальные нормы - это естественно скла-дывающиеся в обществе образцы правильного поведения, кото-рых, как ожидается или рекомендуется, люди должны придержи-ваться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие эле-менты духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обря-ды (скажем, крещения, посвящения в студенты, погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры (скажем, до-стойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она ни была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т. д.


Отдельно в этой группе часто выделяют нравы общества, или его нравственные, моральные" нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.

К примеру, во многих обществах считается крайне аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребенка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям-старикам.

Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения (неодобрение, осуждение, презрение, бойкот, остракизм - и т. п.), а также благодаря здравомыс-лию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каж-дого человека.

Формальные социальные нормы представляют специально разработанные и установленные правила поведения (например, воинский устав или правила пользования метрополитеном). Осо-бое место здесь принадлежит юридическим, или правовым нормам - законам, указам, постановлениям правительства и другим нормативным документам. Они, в частности, защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, об-щественный порядок, безопасность страны. Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции, г. с. либо вознаграждение (одобрение, награда, премия, почет, слава и т. п.), либо наказание (неодобрение, понижение в должности, увольне-ние, штраф, арест, тюремное заключение, смертная казнь и т. д.) за соблюдение или несоблюдение норм.

Чтобы человек мог свободно существовать в мире, ему необходимо уметь взаимодействовать с окружающими людьми. Ценности - это специфические характеристики объектов окружающей нас среды, которые определяют их положительное и отрицательное значение для каждого человека и общества в целом. Социальная ценность права - это понятие, уяснив которое, человек поймет, какова его положительная роль в жизни общества. Благодаря ему обеспечивается стойкий порядок в структуре а также возможность осуществления привычных человеческих действий.

Заметим, что человек, являясь социальным существом, должен создавать определенные шаблоны поведения, применимые в той или иной конкретной ситуации. Это делается для того, чтобы можно было благополучно существовать в обществе и взаимодействовать с другими индивидами. Подобные шаблоны именуются

Социальные ценности - это то, что является важным для каждого человека априори. Принятые однажды решения становятся для нас основной линией поведения, которой мы стараемся придерживаться каждый день, всю жизнь. Именно поэтому ценностные ориентиры выступают в роли способа регуляции и детерминации поведения индивида. Они помогают ему отличить значимое от ненужного, существенное от бессмысленного.

Ученый подробно изучал социальные ценности и выделил такие три формы их существования, которые могут взаимно перетекать одна в другую:

  1. Общественные идеалы.
  2. Предметное воплощение этих идеалов.
  3. Мотивационные структуры.

Заметим, что в течение всей жизни одна может подтверждаться, другая - отбрасываться ввиду своей несостоятельности. В результате образуется некая иерархия, в которой содержатся понятия, применимые и актуальные для каждого человека. Социальные ценности - это понятие, которое формируется у каждого индивидуально, потому в одном обществе тяжело найти двух человек, у которых бы данная система была одинакова. Очень часто индивид сталкивается с тем, что его принципы идут вразрез с новыми системами, или же теоретические основы не стыкуются с реальной жизнью. В этом случае начинают формироваться многослойные системы, в которых провозглашаемые ценности зачастую расходятся с действительностью.

Ценностные ориентации - это результат социализации индивидов, то есть освоения ими всех существующих видов общественных норм и требований, которые предъявляются к отдельным людям или членам Основа их формирования лежит во взаимодействии опыта, который есть у людей, с образцами существующей общественной культуры. На основе этих понятий формируется собственное представление о характере личных притязаний.

Деловые отношения всегда содержат в своей структуре ценностный аспект. Он определяет явные и скрытые стандарты поведения. Существует такое понятие, как профессиональные ценности социальной работы, обозначающие устойчивые представления и убеждения людей о характере целей, способах их достижения и принципах будущей жизни. Эти ценности ориентируют на основные принципы его поведения в работе и ответственность за свою деятельность. Они помогают служащему любой сферы определиться с теми правами и обязанностями, которые у него есть как у профессионала.

Социальные ценности начинают формироваться в раннем детстве. Их основным источником являются окружающие ребенка люди. В этом случае основополагающую роль играет пример семьи. Дети, наблюдая за родителями, начинают им подражать во всем. Потому, решаясь завести детей, будущие мама и папа должны понимать, какую ответственность на себя берут.

Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности. в узком смысле - нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Социальные ценности – порождение способа производства материальной жизни, который обусловливает собственно социальный, политический, духовный процесс жизни, они всегда выступают регуляторами человеческого общежития, стремлений людей и их поступков. Ценности непременно выстраиваются в определённую иерархическую систему, которая всегда наливается конкретно – историческим смыслом и содержанием. Вот почему шкала ценностей и основанных на них оценок содержит направленность не только от минимума до максимума, но и от положительного значения до отрицательного.Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальные предписания - запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым и поэтому особенно ценится и охраняется.Первый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (компании друзей, семье, рабочих бригадах, молодежных тусовках, спортивных командах).Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи, как есть и общенациональные традиции и нравы. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго требуется их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут последовать очень сильные жесткие санкции - изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, следующей за их нарушение, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности, семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции, а именно: регулируют общий ход социализации; интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения.

mob_info