Вгик звукорежиссер требования. Кафедра звукорежиссуры. Правила приема и требования к поступающим

История кафедры звукорежиссуры ВГИКа

Образовательную деятельность по специальности 051500 – «Звукорежиссура кино- и видеофильма» в соответствии с законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ВГИК осуществляет с 1987 года.

В 1987 г. в рамках операторского факультета было создано отделение звукорежиссуры под руководством звукорежиссера киностудии «Мосфильм», лауреата кинопремии «НИКА», Юрия Ефимовича Рабиновича. На обучение принимались люди с оконченным высшим образованием, как правило, из вузов со смежными специальностями со сроком обучения во ВГИКе до 3-х лет.

В 1992 году, после безвременного ухода из жизни Ю.Е. Рабиновича, была проведена реорганизация. Отделение звукорежиссуры вошло в состав режиссерского факультета ВГИКа, и с 1992 года его возглавил лауреат кинопремии «Ника», Заслуженный деятель искусств, профессор Роланд Артаваздович Казарян. Обучение студентов велось при активном участии доцента кафедры Владимира Ивановича Шаруна. В связи с тем, что на отделении звукорежиссуры для обучения по специальности стали приниматься лица, в том числе и с оконченным средним образованием, с 1992 года срок обучения был увеличен до 4-х лет.

Неоценимый вклад в развитие педагогического потенциала кафедры звукорежиссуры внесли педагоги, чья профессиональная деятельность была высоко оценена российским и мировым кинематографическим сообществом:

    Вепринцев Игорь Петрович – Заслуженный деятель искусств РФ, многократный обладатель Гран-при и других премий Академии грамзаписи в Париже и аналогичных организаций всего мира, Лауреат Всесоюзных конкурсов грамзаписи, обладатель «Золотого диска» фирмы «Мелодия», Золотой медали и звания Лауреата премии Фонда Ирины Архиповой «За выдающийся вклад в музыкальное искусство России во второй половине XX века».

    Виноградов Владимир Владимирович – Заслуженный работник культуры, награжден орденом «Знак Почета» за организацию и проведение звуковой части трансляций Олимпиады-80.

Их личная и профессиональная ответственность за качественную подготовку молодого поколения звукорежиссеров давала другим преподавателям высокий пример подвижнического труда, неравнодушного отношения к своему призванию.

Серьезную техническую поддержку при становлении кафедры звукорежиссуры оказал звукорежиссер, заместитель директора Учебной киностудии ВГИК, обладатель Почетного свидетельства за выдающийся профессиональный вклад в создание кинофильмов Киноконцерна «Мосфильм» и Золотой медали ВДНХ Кузнецов Владимир Валерианович.

В настоящее время во ВГИКе установлен 5-ти летний срок обучения студентов по специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств».

С 2004 года по настоящее время (с перерывом с 2014 по 2016 гг) кафедрой звукорежиссуры ВГИКа руководит Елена Анатольевна Русинова, кандидат искусствоведения, профессор кафедры звукорежиссуры, в данный момент работающая в должности проректора ВГИКа по научной работе.

Специальность «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» предполагает занятость выпускников, главным образом:

    в сфере кинопроизводства,

    в других кинематографических и телевизионных организациях,

    в государственных и частных звуковых студиях,

    в студиях, занимающихся мультимедийным и звуковым контентом,

    в специализированных и общеобразовательных учреждениях и пр.

Большинство выпускников мастерской звукорежиссуры ВГИК работает в настоящее время по приобретенной специальности.

Организация обучения звукорежиссеров во ВГИКе основана на уникальной методике непрерывного творческого тренинга, начиная с первого курса. Подобный подход основан на методе воспитания творческих личностей, на стремлении привить студентам творческий подход к профессии.

Программа по овладению профессией базируется на обязательном сочетании теоретического курса по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам и практической работы. Специфика обучения определяется повышенным вниманием к художественным аспектам звукорежиссуры.

Помимо развития природных задатков студентов, их способности к режиссуре звука (созданию звукового решения различных фильмов, пониманию природы аудиовизуальных произведений), студенты обучаются владению комплексами звукотехнического оборудования и сочетанию этих умений со способностью коммуникации в творческих коллективах (способностью находить общий язык с режиссером, оператором и другими членами съемочной группы) – производственные (съемочные) работы.

Во время учебы во ВГИКе студенты мастерской звукорежиссуры участвуют в международных и российских фестивалях и конкурсах, мастер-классах, тематических школах. По окончании обучения выпускник высшего профессионального образования получает диплом государственного образца.

В 2018 году защиту дипломных работ мастерской С.А. Курбатова посетил один из основателей отделения звукорежиссуры, творческий наставник мастера выпускного курса Роланд Артаваздович Казарян. Р.А. Казарян высоко оценил творческий потенциал выпускников, а также теоретический и технический уровень их подготовки, произнеся напутственные слова для будущих звукорежиссёров.

Профессорско-преподавательский состав кафедры звукорежиссуры

Правила приема и требования к поступающим на специальность

55.05.02 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств»
(уровень специалитета)

Очная форма обучения, срок обучения – 5 лет

Прием документов – с 7 июня по 8 июля 2019г.
Вступительные испытания - с 9 по 26 июля 2019г.

При подаче заявления о допуске к вступительным испытаниям поступающие предоставляют в приемную комиссию следующие документы:
1. Документ, удостоверяющий личность и гражданство (оригинал предъявляется лично, ксерокопия подшивается в дело).
2. Оригинал или ксерокопию документа об образовании (к моменту зачисления - оригинал ).
3. 2 фотографии, размером 3х4 (+ 4 фотографии к моменту зачисления ).
4. Документы, подтверждающие особое право (при наличии).
5. Медицинскую справку по форме № 086-у и копию медицинского полиса (к моменту зачисления ).
6. Копию военного билета или приписного свидетельства (к моменту зачисления ).

7. Копию ИНН (к моменту зачисления ).
8. Копию СНИЛС (к моменту зачисления )
.

Одновременно с документами поступающие предоставляют следующие самостоятельные работы:
Кинематографическую версию короткого рассказа русского или зарубежного классика .
Работа должна быть оформлена в виде таблицы с обязательной проработкой возможного звукового решения (в т.ч. музыкального и шумов) представленной версии рассказа.

Объем работы - не более 25 страниц.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ
(на основании результатов ЕГЭ)

1. Русский язык 55
2. Литература 44

Право сдавать вступительные экзамены в форме, установленной Институтом, имеют следующие категории граждан:

  • лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды;
  • иностранные граждане;
  • лица, получившие среднее профессиональное образование;
  • лица, получившие высшее профессиональное образование;
  • лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ (либо они прошли итоговые аттестационные процедуры в иностранных образовательных организациях и не сдавали ЕГЭ в указанный период).
ИСПЫТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(каждый тур оценивается по 100-балльной шкале, порог положительной оценки – 41 балл
)

I тур – творческое испытание:
1 этап: Письменное задание – работа с литературным источником.

Задание выполняется непосредственно в Институте. Литературный материал определяется предметной комиссией и предоставляется абитуриенту в день экзамена. Выполняя данное задание, абитуриент должен предложить концепциюсобственной версии возможного экранного воплощения, постановочные решения, а также звуковое решение (в т.ч. музыкальное) в контексте общей драматургии произведения, опираясь на вопросы и сопроводительный материал, предложенный комиссией. Основная задача, стоящая перед абитуриентом – описать атмосферу пространства действия, формируемую звуком, а также изобразительными средствами выразительности. Работа выполняется в литературном изложении, в виде сочинения. Кроме того, абитуриент должен продемонстрировать понимание основных терминов драматургии и режиссуры (характер, конфликт, событие, драматическая ситуация). На выполнение задания отводится 4 часа. Объем работы - до 5 страниц рукописного текста.

2 этап: Письменное задание - работа по просмотренному фильму.
Задание выполняется непосредственно в институте. Выполняя задание по просмотренному фильму, абитуриент должен наиболее полно раскрыть творческий замысел авторов картины, а также дать оценку звукорежиссерской интерпретации кинематографической действительности и критически определить качественные характеристики фонограммы фильма по техническим и художественным параметрам. На выполнение задания отводится 4 часа. Объем работы - до 5 страниц рукописного текста.

II тур – профессиональное испытание:
1 этап: Оценка общей технической грамотности (письменно.)
Проводится с целью выявления уровня естественнонаучного мышления абитуриента, а также общих знаний о технических принципах и техническом состоянии современных систем звукопередачи в кинематографе. Время выполнения работы – 3 часа.
2 этап: Техническое тестирование (устно).
Проводится с каждым абитуриентом индивидуально. Абитуриент должен продемонстрировать чувствительность слуха и слуховую память.

III тур – собеседование:
Собеседование проводится с каждым абитуриентом индивидуально с целью определения общего культурного уровня поступающего, его познаний в области кинематографа, искусства, а также знания специальной литературы по проблемам режиссуры и звука в кинематографе.
В рамках собеседования проводится музыкально-эстетическое тестирование с целью выявления у каждого абитуриента развитости музыкального слуха и слуховой памяти.

Абитуриенты, имеющие высшее образование, могут претендовать только на внебюджетную (платную) форму обучения и проходят все вступительные испытания в соответствии с правилами приёма и требованиями к поступающим на данную специальность. .

Иностранные граждане, имеющие право поступления на места за счет средств федерального бюджета, проходят вступительные испытания профессиональной и творческой направленности, а также общеобразовательные экзамены в форме ЕГЭ или в форме, установленной институтом (по выбору абитуриента).
Иностранные граждане, поступающие на места с оплатой стоимости обучения, проходят вступительные испытания профессиональной и творческой направленности, а также общеобразовательный экзамен по русскому языку (в форме государственного тестирования, или в форме ЕГЭ, или в форме, установленной Институтом).

На время сдачи вступительных испытаний общежитие не предоставляется.

  1. Кино. Энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1986
  2. Воскресенская И. Н. Звуковое решение фильма. - М., Искусство. 1984
  3. Дворниченко О. Гармония фильма. - М., Искусство, 1981
  4. Клер Р. Размышления о киноискусстве. - М., Искусство, 1958
  5. Кулешов Л.В. Основы кинорежиссуры. - М., Госкиноиздат. 1991
  6. Михеева Ю.В. Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе М.: ВГИК, 2016
  7. Митта А. Кино между адом и раем.- М., Эксмо-Пресс, Подкова, 2008
  8. Нехорошев Л.Н. Драматургия фильма. Учебник, М.: ВГИК, 2009
  9. Ниссбет А. Применение микрофонов. - М., Искусство, 1981
  10. Рождение звукового образа. Сост. Авербах Е. - М., Искусство. 1985
  11. Трахтенберг Л. Мастерство звукооператора. - М., Искусство, 1978
  12. Туркин В. Драматургия кино, - М.: ВГИК, 2007
  13. Эйзенштейн С., Пудовкин В., Александров Г. Заявка. Будущее звуковой фильмы. Избр. произв. в 6-ти т. т. 2. - М., Искусство, 1964
Фильмы, рекомендованные для подготовки к испытаниям профессиональной и творческой направленности:
  1. Алов А., Наумов В. «Бег»
  2. Б ертолуччи Б. «Последний император»
  3. Бондарчук С.«Война и мир»
  4. Данелия Г. «Кин-дза-дза»
  5. Звягинцев А. «Возвращение»
  6. Иоселиани О. «Жил певчий дрозд», «Фавориты луны"
  7. К лимов Э. «Агония»
  8. Козинцев Г. «Король Лир»
  9. Кубрик С. «Заводной апельсин»
  10. Леоне С. «Однажды в Америке»
  11. Лунгин П. «Остров»
  12. Михалков Н. «Неоконченная пьеса для механического пианино»,«Несколько дней из жизни Обломова»,«12»
  13. Паркер Д. «Загадочная история Бенджамина Баттона»
  14. Прошкин А. «Орда»
  15. Сокуров А. «Одинокий голос человека»,«Телец»
  16. Соловьев С. «100 дней после детства»
  17. Тарковский А. «Солярис», «Сталкер»
  18. Хамблин П. «Король говорит»
  19. Эйзенштейн С. «Броненосец «Потемкин», «Иван Грозный»
  20. Экк Н. «Путевка в жизнь»

РЕЖИССЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МАСТЕРСКАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ (очная форма обучения, срок обучения – 5 лет)

ПРАВИЛА ПРИЕМА И ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ

Мастерская звукорежиссуры режиссерского факультета готовит квалифицированных специалистов - звукорежиссеров кино и телевидения. Для обучения в мастерской звукорежиссуры принимаются лица, имеющие среднее или среднетехническое образование; также желательно музыкальное образование.

Поступающие в мастерскую звукорежиссуры проходят предварительный творческий конкурс, цель которого - отобрать творчески перспективных, склонных к образному кинематографическому мышлению абитуриентов, способных выражать в звукозрительной форме свои художественные замыслы.

На предварительный творческий конкурс представляются следующие работы:

  1. Анализ наиболее интересного, по мнению абитуриента, звукозрительного решения фильма. Объем работы - 2-3 страницы машинописного текста.
  2. Кинематографическая версия короткого рассказа русского или зарубежного классика.

Объем работы - не более 15 страниц.

Одновременно с работами на предварительный творческий конкурс все поступающие представляют аудиограмму.

Работы принимаются только в печатном виде!

Шрифт - 14, интервал - одинарный, работы должны быть прошиты и вложены в папку.

Работы, не соответствующие установленным требованиям и формату, конкурсной комиссией не рассматриваются.

К вступительным экзаменам допускаются абитуриенты, прошедшие предварительный творческий конкурс и не имеющие отклонений в области слуха (по результатам аудиометрического обследования).

Работы, представленные на предварительный творческий конкурс, не рецензируются и не возвращаются.

Прием документов от лиц, прошедших предварительный творческий конкурс, проводится с 1 по 28 июня. Вступительные экзамены – с 2 по 27 июля.

При подаче заявления поступающие представляют в приемную комиссию следующие документы:

  • Паспорт
  • Документ об образовании.
  • 6 фотографий, размером 3х4 (снимки без головного убора).
  • Выписку из трудовой книжки (при ее наличии).
  • Документы, подтверждающие право на льготы.
  • Медицинскую справку по форме № 086-у (к моменту зачисления).
  • Военный билет или приписное свидетельство (к моменту зачисления).

Экзамены по специальности

(оцениваются по 10-балльной системе, неудовлетворительная оценка – 2 (два)

I тур

Письменное задание по просмотренному фильму.

Выполняя письменное задание по просмотренному фильму, абитуриент должен наиболее полно раскрыть творческий замысел авторов картины, а также дать оценку звукорежиссерской интерпретации кинематографической действительности и критически определить качественные характеристики фонограммы фильма по техническим и художественным параметрам.

На выполнение задания отводится 4 часа. Объем - до 5 страниц.

II тур

Музыкально-эстетическое и техническое тестирование.

Проводится с каждым абитуриентом индивидуально. Абитуриент должен продемонстрировать чувствительность слуха к интонации и к тембру звука (сольфеджио), слуховую память и общую музыкальность.

III тур

Собеседование.

Собеседование проводится с целью выяснения общего культурного уровня поступающего, его познаний в области кинематографа, литературы и искусства. Собеседование проводится с каждым абитуриентом индивидуально по работам, представленным на предварительный творческий конкурс и выполненным на I и II турах.

Экзамены по общеобразовательным дисциплинам

Оцениваются по 5-балльной системе, неудовлетворительная оценка - 2 (два)

  1. Физика (письменно).
  2. Иностранный язык (письменно).
  3. Русский язык – по результатам ЕГЭ, оценивается по системе «зачет»/ «незачет»

Адрес и контактная информация

Общежитие предоставляется иногородним за 1-2 дня до начала экзаменов.

Кафедра звукорежиссуры: кабинет 306, телефон для справок: 181-50-19.

Высылающим работы по почте следует указать на конверте: «На творческий конкурс в мастерскую звукорежиссуры».

  1. Воскресенская И. Н. Звуковое решение фильма. - М.: Искусство, 1984.
  2. Дворниченко О. Гармония фильма. - М.: Искусство, 1981.
  3. Избр. произв. в 6-ти т. Т. 2. – М.: Искусство, 1964.
  4. Клер Р. Размышления о киноискусстве. - М.: Искусство, 1958.
  5. Кулешов Л.В. Основы кинорежиссуры. - М.: Госкиноиздат, 1991.
  6. Лисса З. Эстетика киномузыки. - М.: Искусство, 1970.
  7. Ниссбет А. Применение микрофонов. - М.: Искусство, 1981.
  8. Рождение звукового образа. Сост. Авербах Е. – М.: Искусство, 1985.
  9. Трахтенберг Л. Мастерство звукооператора. - М.: Искусство, 1978.
  10. Эйзенштейн С., Пудовкин В., Александров Г. Заявка. Будущее звуковой фильмы.

Алов А., Наумов В.

Бертолуччи Б.

«Последний император»

Бондарчук С.

«Война и мир»

Данелия Г.

«Кин-дза-дза»

Иоселиани О.

«Жил певчий дрозд»

«Фавориты луны»

Кисьлевский К.

«Три цвета: синий»

Климов Э.

«Агония»

Козинцев Г.

«Король Лир»

Кубрик С.

«Заводной апельсин»

«Однажды в Америке»

Михалков Н.

«Неоконченная пьеса для механического пианино»

«Несколько дней из жизни Обломова»

Сокуров А.

Соловьев С.

«100 дней после детства»

Тарковский А.

«Солярис»

Тарковский А.

«Сталкер»

Хуциев М.

«Июльский дождь»

Эйзенштейн С.

«Броненосец «Потемкин». «Иван Грозный»

«Путевка в жизнь»

Разделы физики, наиболее часто встречающиеся в экзаменационных задачах.

  1. Механические колебания.
  2. Электростатика.
  3. Электроемкость.
  4. Энергия электростатического поля.
  5. Закон Ома для полной цепи.
  6. Тепловое действие тока.
  7. Электромагнитные колебания и волны.
  8. Магнитное поле.
  9. Индуктивность. Самоиндукция.
  10. Переменный ток.
  11. Реактивное сопротивление для индуктивности и конденсатора.
mob_info