Типы семантических отношений между частями сложносочиненных предложений. Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в ССП. план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему. Выпускная квалификационная работа

>>Русский язык: Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения . Обобщение и систематизация изученного о сложносочинённом предложении Между частями сложного предложения устанавливаются определённые смысловые отношения. В сложносочинённых предложениях - одновременность или последовательность событий, взаимоисключение, противопоставление. В сложноподчинённых предложениях придаточная часть может указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении.

Отослано читателями из интернет-сайтов

Сборник конспеков уроков по всем классам, русский язык скачать, онлайн библиотера на скачку бесплатно, учебники и книги по всем предметам, готовые домашние задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

В ССП компоненты линейно соположены и не варьируют своих позиций относительно друг друга, функционально они равноправны. ССП характеризуется разветвленной системой значений, в формировании которых, помимо сочинительных союзов, участвуют некоторые стороны структуры соединившихся частей и типизированные элементы их лексического состава. Особенно большая нагрузка приходится на соотношение грамматических и лексико-грамматических категорий глаголов-сказуемых (время, наклонение, вид, способ действия) и лексические определители глагольного признака (наречии, частицы, модальные слова, междометия), многие из которых легко сочетаются с сочинительными союзами, образуя с ними нестойкие союзные соединения: и вот, вот и, а потому, и все же, а то ведь, ну и, а значит, но зато, и тогда, но только и т.д.

Сочинение(паратаксис, координация) – синтаксическая связь грамматически равноправных единиц языка, которая располагает своей системой средств выражения (сочинительными союзами).

Сложносочиненное предложение – это сложное предложение, грамматически равноправные предикативные части которого соединяются при помощи сочинительной связи. Предикативные части ССП по сравнению с СПП более самостоятельны, свободны, больше схожи с простыми предложениями. Но их самостоятельность относительная, т.к. они не обладают интонационной и смысловой законченностью. Части ССП в той или иной степени взаимообусловлены. В некоторых ССП в начале первой части бывает общий компонент (детерминант), наличие которого обусловливает еще более тесную связь частей, свидетельствует о большей несамостоятельности второй части.

Типы сложносочиненных предложений. Типы ССП выделяются по средствам синтаксической связи и по характеру отношений между частями.

По типу структуры и по характеру смысловых отношений между частями выделяют :

1) ССП с соединительными отношениями между частями (средства связи – сочинительные соединительные союзы: и, да (в значении и ), тоже, также, ни…ни );

2) ССП с разделительными отношениями между частями (средства связи – сочинительные разделительные союзы: или, либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли, ли…ли, ли…или );

3) ССП с сопоставительными отношениями между частями (средства связи – сочинительные противительные союзы: а, но, да (в значении но ), однако, зато, же );

4) ССП с пояснительными отношениями между частями (средства связи – сочинительные пояснительные союзы: а именно, то есть );

5) ССП с градационными отношениями между частями (средства связи – сочинительные градационные союзы: не только…но и, не столько…сколько, не то чтобы…но, не то чтобы…а и другие).

Эти типы ССП могут объединяться в более широкие разряды на основании открытости / закрытости структуры. Предложения открытой структуры представляют собой незамкнутый ряд, части в них однотипно построены, обычно имеют значение одновременности. К ним относятся предложения с соединительными и разделительными отношениями между частями. Предложения закрытой структуры представляют собой замкнутый ряд. Это две части, которые связаны семантически и структурно; вторая часть замыкает ряд и не предполагает наличия третьей части. К ССП закрытой структуры относят предложения с сопоставительными, пояснительными и градационными отношениями между частями. Закрытость структуры наблюдается при присоединительных отношениях, если ССП представляет собой объединение контрастных или результативных частей. Это свидетельствует о том, что открытость / закрытость структуры связана не столько с характером союза, сколько с семантико-структурной взаимосвязанностью частей.


Сложносочиненные предложения открытой структуры с соединительными отношениями между частями. Соединительные отношения – это отношения логической однородности (перечисления). Во временном плане это отношения одновременности или следования. Средства связи частей: и, да (в значении и ), ни…ни, тоже, также .

Наиболее распространенным и универсальным средством связи является союз и . Предложения с этим союзом имеют следующие основные значения:

а) одновременности: Осенью золотятся листья и синеет небо.

б) следствия: Ему стало досадно, и он начал барабанить в дверь.

в) результата или быстрой смены событий: Весной открываются окна – и в комнату врывается шум.

Предложения с союзом ни…ни имеют значение взаимоисключения, с союзами тоже, также – совмещают соединительное значение с оттенком присоединения.

Сложносочиненные предложения открытой структуры с разделительными отношениями между частями. Разделительные отношения включают значение последовательной смены, чередования событий и явлений, перечисление взаимоисключающих событий и явлений. Средства связи: или (иль), либо, то…то, не то… не то, то ли…то ли, ли…ли, ли…или.

Союз или стилистически нейтрален и вносит в предложение значение взаимоисключения: Или вы сейчас одеваетесь, или я иду один. Союз либо (разг.) может быть повторным или одиночным: Либо аркан на шее, либо пуля в затылке. Союзы ли…ли, ли…или вносят значение перечисления взаимоисключающих событий. Союзы то…то, не то…не то, то ли…то ли вносят значение взаимоисключения без дополнительных оттенков или с оттенком предположения: То ли небо дальнее синéе, то ли дымка застилает глаз).

Сложносочиненные предложения закрытой структуры с сопоставительными отношениями между частями. Сопоставительные отношения включают значение собственно сопоставительные, противительные, а также значение несоответствия. Средства связи: а, но, однако, да (в знач. но), зато, же, а то, а не то, но и, а следовательно, но зато.

Союз а выражает значение от собственно сопоставительного до значения несоответствия: Его ругают, а он радуется . Союз но выражает противопоставление, союз да (в значении но ) – дополнительный оттенок присоединительности, союз же сопоставления и противительности. По функции же аналогичен а, но располагается же во второй части ССП после вынесенного на первое место того члена предложения, на который падает логическое ударение: Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину . При союзах а, но, да могут употребляться многочисленные лексические конкретизаторы, которые усиливают значение со-, противопоставления или несоответствия, придают предложению оттенок уступительности, возместительности и т.д. В функции средств связи для оформления разнообразных оттенков могут употребляться наречия, частицы, вводные слова и разнообразные сочетания.

Особую группу составляют ССП с альтернативными союзами ато, а не то, не то. Они передают значение особого противопоставления – с оттенком условности. Вторая часть в таких предложениях указывает на возможные последствия невыполнения того, о чем говорится в первой части: Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться . Альтернативные союзы свойственны разговорной речи. Они передают значения, близкие значениям слов иначе, в противном случае , которые часто и сопровождают данные союзы или самостоятельно используются в качестве связующих элементов сложного предложения.

Сложносочиненные предложения закрытой структуры с пояснительными отношениями между частями. В предложениях с пояснительными отношениями вторая часть прикрепляется к первой пояснительными присоединительными союзами а именно, то есть. Вторая часть уточняет, раскрывает содержание первой, поэтому здесь наблюдается своеобразный смысловой параллелизм. Первая часть заканчивается перед союзом значительнымпонижением голоса и паузой. Союз а именно вносит значение уточнения, употребляется в книжной речи. Союз то есть также вносит значение уточнения, вторая часть таких ССП имеет характер поправки, оговорки: Никто не улыбнулся Наташиным словам, то есть шутка не была понята .

Сложные предложения с названными союзами употребляются в речи редко. Для выражения пояснительных отношений чаще используются бессоюзные конструкции.

Сложносочиненные предложения закрытой структуры с градационными отношениями между частями. В ССП могут передаваться особые отношения градации, т.е. усиления, нарастания или, наоборот, ослабления значимости второго компонента предложения по сравнению с первым. Такие значения выражаются союзами не только…но и, не столько…сколько, не то чтобы…но, хотя и …но. Все союзы двойные, причем первая часть союза размещается в начале первой части ССП, а вторая часть союза – в начале второй части: Он не то что жесток, но он слишком деятельного характера (Л.Т.). Расчлененность союза, расположение его компонентов в разных частях предложения тесно связывает эти части в единое целое.

Збродько Виктория Георгиевна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110»

Учитель русского языка и литературы

Русский язык

9 класс

Урок русского языка составлен для дистанционного обучения

Базовый учебник: 1. Русский язык. 9 класс [Текст] : учеб. для 9 кл. общеобразоват.учреждений / Л. А. Тростенцова [и др.] –5-е изд. - М. : Просвещение, 2013.

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; его видах; способствовать формированию умений определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Цели
деятельности
ученика

Познакомиться с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; с его видами; научиться определять смысловые отношения между частями ССП, знать о правильной постановке знаков препинания и применять эти знания на практике.

Тип урока

О ткрытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать основные понятия темы; уметь определять типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, преобразовывать информацию: предложение – схема;

формулировать собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументировать ее.

Метапредметные:

регулятивные УУД - определять цель учебной деятельности и искать средства её осуществления;

познавательные УУД - находить ответы, используя полученную информацию;

коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной речи, умение сотрудничать.

Личностные: иметь мотивацию к познанию, учёбе.

М етоды и формы
обучения

практический; индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://interneturok.ru/ , http://fcior.edu.ru , http://www.videouroki.net.

Оборудование

MacBook white 2.4, Наушники DIALOG M-781HV, Микрофон Logitech USB Desktop Microphone, Веб-камера Canyon CNR-WCAM820, материал по теме “Сложносочиненное предложение” для программы Team Viewer

Основные
понятия

Сложносочинённые предложения, смысловые отношения.

О рганизационная структура урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащегося

Задания, которые приведут к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

(УУД)

I. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания.

Приветствует,

демонстрирует готовность к уроку.

Л.: формирование эмоционального настроя на урок

Р.: самоконтроль

К.: готовность к учебному сотрудничеству

П.: самоопределение

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1.Учитель предлагает задание

«Третий лишний » Team Viewer

и вопросы.

2.Какие вопросы вызвали затруднение, почему?

3. Предлагает сформулировать тему и цели урока.

1.Выполняет задание.

2.Фиксирует возникшие затруднения.

3. Вместе с учителем формулирует тему и цели урока, записывает тему урока в тетрадь.

Задание

«Третий лишний»

1. По пути в глуши встречается ландыш.

2.Он ещё сохранил свою форму, но уже не пахнет.

3. Росы холодные, и свежий ветер днём умиряет летний жар .

2.Вопросы:

Назови отличие простого предложения от сложного

Назови основные типы сложных предложений?

Что такое сложносочинённое предложение?

Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Р.: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

III. Актуализация знаний

Предлагает сделать анализ предложений. Team Viewer

Предлагает сделать схему ССП

Комментирует постановку

знаков препинания.

Делает анализ предложений.

Делает схему ССП

Разговор показался ему (Пьеру) интересен, и он остановился высказать свои мысли. Л. Толстой.

Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали . А.Пушкин.

В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек.

П.: выполняет универсальные логические действия (анализ)

систематизирует собственные знания;

Р.: контролирует учебные действия, замечает допущенные ошибки и исправляет их;

К.: высказывает своё мнение, умеет слушать учителя.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Предлагает прослушать фрагмент(03.25 мин.) видеоурока Михайловой Е.В. http://interneturok.ru/, затем выполнить работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП» (стр.37) и дальнейшее сравнение выполненной работы с теоретическим материалом учебника.

Слушает, выполняет работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП», сравнивает.

1.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

П.: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

К.: задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Л.: осознаёт свои возможности в учении;

V. Первичная проверка понимания

1.Предлагает самостоятельную работу с учебником стр.37 упр. 62(предл.1, 4, 5)

Выполняет, оценивает при помощи учителя.

Стр. 37 упр.62

(предл.1,4,5)

П.: действия моделирования, выполняющие отображение учебного материала, формирование обобщения знаний;

Р.: ориентируется в учебнике; при выполнении практической работы.

V. Первичное закрепление

Предлагает вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают.

Выполняет, отмечает.

1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же месте в глубокой задумчивости.

А. Пушкин.

П.: перерабатывает информацию для получения необходимого результата.

Л.: объясняет сама себе «что я могу».

VI. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Информирует о домашнем задании: учебник, с.37 (теоретические сведения), работа с практическим заданием.

Задаёт уточняющие вопросы.

Практическое задание (см приложение).

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы.

Отвечает
на вопросы.

– Какую ставили цель?

– Удалось ли её решить?

– Где можно применить новые знания?

– Какой вид работы понравился?

П.: ориентируется в своей системе знаний – отличает новое от уже известного.

Р.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л.: адекватное понимание успеха или неуспеха в УД

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Приложение 1.

Задание: расставить знаки препинания, сделать анализ предложений.

  1. Разговор показался ему (Пьеру) интересен и он остановился высказать свои мысли. (Л. Толстой.)
  2. Дуня села в кибитку подле гусара слуга вскочил на облучок ямщик свистнул лошади поскакали. (А.Пушкин.)
  3. В тишине отчётливо послышалось как простонал человек.

Приложение 2.

Задание: расставить знаки препинания , определить смысловые отношения по схеме в учебнике.

1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.

Приложение 3.

Задание : вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают

1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же

месте в глубокой задумчивости.

2.Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье,…слышен в тишине ночной лишь лай собак, …коней ржанье.

А. Пушкин.

Приложение 4. (домашняя работа)

Задание: Записать предложения, расставив знаки препинания. Определить, какие сложносочиненные предложения по значению здесь

Представлены. Составить схемы.

1) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.


Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.

Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .

Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП Союзы Примеры
1. соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно , слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил , да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ).

Иван Петрович ушёл , а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь , зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть , либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

Обратите внимание!

1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .

Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .

4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.

Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .

Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.

Сложносочиненное предложение 1. Структурно-семантические признаки сложносочиненных предложений. 2. Виды ССП. Роль сочинительных союзов в формировании смысловых отношений между предикативными частями.

Определение сложносочиненного предложения Сложносочиненными называются такие сложные предложения, части которых соединены сочинительными союзами и грамматически не зависят друг от друга, т. е. находятся в отношениях равноправия, равнозначности. Пример: Наступила осень, и листья на деревьях пожелтели.

Сочинительные союзы Союзы в ССП те же, что и при однородных членах, смысловые отношения тоже в основном совпадают (соединительные, градационные, противительные, разделительные, присоединительные, пояснительные).

Дополнительные оттенки Отношения между предикативными единицами в сложном предложении приобретают некоторые дополнительные оттенки, обусловленные характером объединяемых частей. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые (Куприн). (Между частями противительно-возместительные отношения)

Структурное единство сложносочиненного предложения Структурное единство различных ССП, которое создается интонацией и союзными средствами, неодинаково. Если в сложносочиненном предложении употреблен двойной градационный союз не только, но и или повторяющиеся союзы ни. . . ни, не то. . не то, оно функционирует как единое целое, которое невозможно расчленить на составляющие предикативные единицы с тем же значением, например, Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.

Самостоятельность частей в ССП Наименее заметна связь между частями в СП с соединительными отношениями, передаваемыми одиночными союзами, Такие СП легко могут быть расчленены на 2 отдельных самостоятельных высказывания. Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нем по грудь (Козлов «Ежик в тумане»)

Структурно-семантическое единство ССП поддерживается: Лексическими элементами, которые выполняют роль строевых элементов (местоименные наречия: потому, поэтому, оттого; вводные слова: следовательно, значит; частицы: всетаки, все же, ведь, все равно); наличием в 1 части общего второстепенного члена, а во 2 - местоимений и местоименных наречий в анафорической функции.

2 в. Виды сложносочиненных предложений. Роль сочинительных союзов в формировании смысловых отношений между частями Классификация сложносочиненных предложений традиционно строится на основе различий в их общих грамматических значениях (наиболее общих смысловых отношениях между предикативными частями). Проводится дальнейшая дифференциация в соответствии со значениями отдельных групп союзов.

ССП 1. с соединительными союзами (и, да, ни…ни, тоже, также, не только…но и) 4. с пояснительными союзами (то есть, а именно) 2. с противительными союзами (но, а, же, однако, зато,) 5. с присоединительными союзами (да и, и притом) 3. с разделительными союзами (или, либо, то…то, не то…не то)

1. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами Между частями возможны: соединительно-перечислительные отношения; соединительно-распространительные отношения; соединительно результативные отношения; условно-следственные отношения; соединительно-отождествительные отношения

Сложносочиненные предложения с соединительно-перечислительными отношениями В данных предложениях значение однородности выражается в перечислении однотипных событий, ситуаций и оформляется соединительными союзами, например: Небо распахивалось все шире, и, казалось, все глубже оседала земля (Распутин).

Оттенки соединительноперечислительных отношений Одновременность (два действия происходят одновременно) передается путем совпадения временных форм глаголов несовершенного вида (сказуемых) - в частях, входящих в состав сложносочиненного. Стадо еще не прогоняли, и народ еще не возвращался с работы. Последовательность действий или событий выражается порядком частей и глаголами совершенного вида(сказуемыми) в частях предложения. Последние отблески вечерней зари погасли совсем, и темная ночь спустилась на землю.

Сложносочиненные предложения с соединительно-распространительными отношениями В данных предложениях вторая часть содержит какие-то новые сведения, имеющие отношения к событию, заключенному в первой части, поэтому в ней обычно бывают анафорические местоимения, указывающие на какой-то предмет, лицо, признак, о котором говорится в первой части. В комнате повесили светлые шторы, и она стала как будто просторнее. На одно мгновение она оказалась смущенной, и это удивительно изменила её лицо.

Сложносочиненные предложения с соединительно-результативными отношениями Вторая часть этих предложений выражает результат (или следствие, или вывод), который обусловлен содержанием первой части. Была среда, день постный, и потому бабушке подали постный борщ и леща с кашей (Аксаков). Река сплошь была занесена плавником, и, следовательно, всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой (Арсеньев).

Сложносочиненные предложения с условно-следственными отношениями В научной речи возможны сложносочиненные предложения с условно-следственными отношениями. Сумейте создать соответствующие условия, и вы удлините жизнь растений.

Сложносочиненные предложения с соединительно-отождествительными отношениями В данных предложениях между действиями и признаками лиц и предметов, о которых говорится в первой и во второй части, устанавливается тождество. Люди сильно устали, лошади тоже нуждались в отдыхе (Арсеньев). Луна взошла сильно багровая и хмурая, звезды также хмурились (Чехов). Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно (Л. Толстой).

Сложносочиненные предложения с соединительно-градационными отношениями Градационные союзы, соединяя два явления, указывают, что при их сопоставлении говорящий считает второе явление более важным. Не только Соня без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд (Л. Толстой)

2. Сложносочиненные предложения с противительными союзами Данные предложения делятся на две группы: 1) с сопоставительными отношениями между частями; 2) с противительными отношениями. 1) При сопоставительных отношениях (союзы а, же) явления, факты, о которых говорится в частях, не исключают друга, а как бы сосуществуют. Глупый осудит, а умный рассудит

Сложносочиненные предложения с противительными союзами 2) В предложениях с противительными отношениями выделяют противительно-ограничительные, противительно-возместительные и противительноуступительные оттенки. При противительно-ограничительных отношениях (союзы но, однако, да) сообщается о таких явлениях, событиях, одно из которых (второе) ограничивает проявление первого, мешает ему или уточняет его, опровергая в какой-то части. Мальчику многое еще хотелось узнать, но он не решался спросить.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами Противительные отношения могут осложняться значением уступительным (одно явление должно было вызвать другое, но не вызвало; должно было помешать другому, но не помешало). Способствуют выявлению отношений частицы всетаки, все же, все равно, между тем, при всем при том. В доме у меня была своя комната, но жил я на дворе в хибарке (Чехов)

Сложносочиненные предложения с противительными союзами В предложениях с противительновозместительными отношениями (союзы зато, но, однако) какое-либо явление рассматривается с разных сторон, при этом одна из них чаще всего оценивается как отрицательная, а вторая – как положительная. Союз зато своей семантикой подчеркивает, что событие 2 части компенсирует, снимает отрицательные последствия событий первой части. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою (Короленко).

3. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами В данных предложениях выражаются отношения 1) взаимоисключения или 2) чередования. 1) В предложениях с союзами или (иль), либо, не то…не то, то ли…то ли выражаются отношения взаимоисключения (содержание первой части этих предложений исключает содержание второй). Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (Чехов). То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука (Сурков).

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами 2) В предложениях с повторяющимся союзом то…то события, о которых говорится в частях существуют в разных временных планах, т. е. чередуются. То закукуют в зеленых рощах кукушки, то над рекою громко защелкает, запоет соловей.

4. Сложносочиненные предложения с пояснительными союзами В данных предложениях (с союзами а именно, то есть) говорящий при помощи второй части уточняет, раскрывает содержание первой части. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие (Л. Толстой).

5. Сложносочиненные предложения с присоединительными союзами В предложениях с союзами да и, а и то, и притом, а потому возникают присоединительные отношения: вторая часть предложения возникает как бы во время самого процесса речи, иногда к союзам прибавляются частицы, наречия, местоимения (и вот, и притом, а потому, и вслед за тем). С барышнями я был застенчив, робок, не умел говорить с ними, да и не о чем было говорить (Чехов).

mob_info