Тейяр де шарден годы жизни. Учение тейяра де шардена о человеке. Археология и палеонтология


Введение

Путь «Феномена человека» от написания до публикации

Основные идеи «Феномена человека»

Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека»

Философские проблемы в «Феномене человека»

Заключение

Список использованных источников


Введение


Годы, которые протекли со дня смерти о. Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955), были наполнены ожесточенными спорами, возникшими вокруг его имени. Книги этого выдающегося ученого, вышедшие посмертно, вызвали реакции, зачастую диаметрально противоположные. Если одни именуют его "новым Фомой Аквинским", который в 20 в. вновь сумел отыскать подходы к обретению единства науки и религии; другие - характеризуют его учение как "фальсификацию веры" (Жильсон), "подмену христианской теологии гегелевской теогонией" (Маритен) (1). Результатом явилось процедура изъятия книг Т. из библиотек семинарий и др. католических учреждений и указ канцелярии Ватикана от 30.6.1962, призывающий охранить католическую молодежь от воздействия его работ. Однако, как бы ни оценивать Тейяра и его миросозерцание, никто не может отрицать, что он - явление в высшей степени значительное и симптоматичное. Творчество его с огромным интересом изучалось и изучается в мире в самых разных ракурсах и с самых разных точек зрения. Историки науки спорят о правдоподобии, ценности и перспективах дальнейшего продумывания той всеохватной картины развития Вселенной, которую Тейяр создавал «по кусочкам» всю свою жизнь.

Естествоиспытатели до сих пор пользуются его исследованиями сразу в нескольких областях: общей и исторической геологии, геоморфологии, палеонтологии, палеоантропологии.

Он отвечает на многие вопросы, которые волнуют сегодня мыслящих людей. Наука и религия, эволюция и грядущее преображение мира сплетаются в его "Феномене человека" в единое живое целое. Естествоиспытатель и священник, поэт и богослов, мыслитель и мистик, блестящий стилист и обаятельный человек - он как бы создан для того, чтобы стать властителем дум нынешних поколений. Католики гордятся им, коммунисты издают его книги, хотя и те и другие далеки от того, чтобы полностью принять его учение. Такова сила его притягательности.

Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. Труд "Феномен человека" посвящен проблеме взаимоотношения науки и религии, вопросам эволюции и грядущего преображения мира, образу "конвергирующей" Вселенной, изложению оснований видения мира как живого организма, пронизанного Божеством и устремленного к совершенству.


1. Путь «Феномена человека» от идеи до публикации

творческий феномен религия шарден

В 1923 году отправился в исследовательскую экспедицию в Тяньцзинь (Китай). Во время экспедиции, в пустыне Ордос, написал несколько статей и эссе, в 1926-1927 годах Тейяр пишет книгу «Божественная среда», однако печатать философские труды ему не разрешили, поэтому Тейяр опять путешествует по Китаю, Индии, Бирме. Яве, по Африке и снова по Китаю. Там, в посольском квартале Пекина, Тейяра настигает война: японские войска в 1937 году оккупируют китайскую столицу. Оставшись в изоляции на долгие годы, он продолжает разрабатывать свое учение и создает главное свое произведение - «Феномен человека».

С готовой рукописью «Феномена человека» он вернулся в 1946 г. Во Францию, но получить разрешение на её публикацию оказалось безнадёжным делом (2). Последнюю попытку в данном направлении Тейяр предпринял в 1947 г. Переработав «Феномен» в виде варианта с изъятием наиболее острых мест. Осенью 1948 г. Тейяр посетил Рим. Он пытался добиться разрешения у папской курии на публикацию если не самого «Феномена», то хотя бы его фрагментов под заглавием «Зоологическая группа человека». Однако и эта поездка не дала желаемого результата. Тогда Тейяр вводит в книгу дополнительную главу в виде эпилога: « Христианский феномен». В ней он (как бы забыв о неоднократно подчеркивающейся в книге феноменологической установке и об отказе от теологии в данном труде) ввел ранее даже не упоминавшиеся трансцендентные объекты и дал такой вариант онтологии, для которого можно было бы надеяться получить разрешение.

Надежда оказалась несбыточной, поскольку даже в этой добавочной главе немало мест, выглядевших «подозрительными и неортодоксальными».

Всё это, как легко понять, не помогло снять обвинений в антидоктринальности. Основной труд Тейяра так и остался под спудом.

Тейяру не разрешили и занять кафедру в Колледж де Франс, куда его уважительно приглашали. Даже избрание Тейяра в Парижскую академию наук в 1950 году не изменило предубеждения церковных иерархов против его идей. Тейяру вновь не дано было разрешения выступать по проблемам философии, а в 1951-1954 гг. запрещено даже ездить в Париж, в связи с этим он принял предложение, связанное с работой в США и руководством раскопками в Африке, тем более, что как раз в эти годы поступали новее данные о находках, еще теснее связавших его с миром приматов.

Но Тейяру уже не суждено было использовать эти данные для углубления картины «феномена человека», до своей смерти он успел лишь совершить две поездки по странам Южной Африки.

Начало посмертной публикации собрания сочинений Тейяра произвело немалое впечатление и в то же время навлекло на автора новые осуждения. Их серия открылась изъятием книг из библиотек семинарий и других католических учреждений (1957) и указом ватиканской канцелярии во главе с кардиналом Оттавини от 30 июня 1962 г., содержавшим призыв охранить католическую молодежь от воздействия работ Тейяра.


2. Основные положения «Феномена человека»


Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Тейяр Автор концепции "христианского эволюционизма". Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925). Член Парижской академии наук (1950). Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. Тейяр де Шарден всегда делал ударение на взаимосвязи всех наук. Он мечтал о некой сверхнауке, координирующей все отрасли знания. В этом контексте Тейяр трактовал особую значимость религии, ибо науке необходима убежденность в том, что "универсум имеет смысл и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти к какому-то необратимому совершенству", с его точки зрения: "...мы, несомненно, осознаем, что внутри нас происходит нечто более великое и более необходимое, чем мы сами: нечто, которое существовало до нас и, быть может, существовало бы и без нас; нечто такое, в чем мы живем и чего мы не можем исчерпать; нечто служащее нам, при том, что мы ему не хозяева; нечто такое, что собирает нас воедино, когда после смерти мы выскальзываем из самих себя, и все наше существо, казалось бы, исчезает". Для подлинного прорыва в постижении этих проблем, по Тейяру, необходимо обретение глубокой интуиции единства и высшей цели мира. В этом смысле религия и наука предстают как две неразрывно связанные стороны или фазы одного и того же полного акта познания, который один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции. (Попытки определения подходов к получению подлинно цельного знания не новы для истории философии - известны теоретические изыски Аристотеля на эту тему, идея "свободной теософии - цельного знания" у В. Соловьева и мн.др.) Выстраивая схему архитектоники развития планетарного бытия, Тейяр обозначал ее этапы как "преджизнь" (или "сфера материи" - литосфера/геосфера), "жизнь" (биосфера) и "феномен человека" ("ноосфера").

Мистическая трактовка Тейяром де Шарденом материи, феноменов творчества, активности человека - по-видимому, были близки миропониманию христианства, но были излагаемы им сквозь призму своего, глубоко интимного, личностно-окрашенного опыта. Тейяру была близка мысль, согласно которой товарный мир сумел возвыситься до благороднейших уровней совершенства вследствие того, что Христос не был Богом, принявшим облик земного существа, логический отбор и изобретательство, математика, искусство, измерение времени и пространства, любовные тревоги и грезы - все эти виды внутренней жизни на самом деле суть ничто иное как бурление вновь образовавшегося центра в тот миг, когда он распускается сам в себе". В дальнейшем, согласно Тейяр, из ноосферы разовьется "любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в "область Омеги"). Он сумел обосновать в контексте своей концепции совершенно уникальную трактовку гуманизма (в измерении не столько степени постулируемого антропоцентризма, сколько в степени минимально предзаданного милосердия): "Разве может быть по-другому, если во Вселенной должно поддерживаться равновесие? Сверхчеловечество нуждается в Сверх-Христе. Сверх-Христос нуждается в Сверхмилосердии... В настоящий момент есть люди, много людей, которые, объединив идеи Воплощения и эволюции, сделали это объединение действительным моментом своей жизни и успешно осуществляют синтез личного и всеобщего. Впервые в истории люди получили возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее; таким образом, они скоро смогут сказать непосредственно Богу, (и это будет звучать привычно и не будет стоить людям никаких усилий), что они любят Его не только от всего сердца и от всей души, но и "от всей Вселенной". Грандиозная интеллектуально-религиозная модель Тейяра, органично включающая в себя идеи "сверхжизни", "сверхчеловечества", "планетизации" человечества, позволила ему дополнить чисто религиозные характеристики ноосферы ее подлинно информативным описанием: "Гармонизированная общность сознаний, эквивалентная своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе.


. Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека»


Эволюция у Тейяра неизменно на первом плане, а её значение подчеркивается с предельной заостренностью. Пожалуй, более настойчиво, чем кто-либо ещё Тейяр подчеркивает, что эволюция не ограничена рамками живой природы, что «начиная со своих самых отдаленных образований, материя выступает перед нами в процессе развития» (3). На противоположном конце эволюционной лестницы, в социальных структурах, Тейяр также не видит реальной закономерности движения. Наиболее конструктивная часть тейяровского учения о развитии - это та, которая связана с биологическим уровнем и его трансформацией в «феномен человека».

Соотношение «внутреннего мира» с внешним у Тейяра обрисовано сходно с идеей Спинозы о том, что осознание объектов душой тем богаче, чем оно сложнее. Отличие тейяровской концепции связано с тем, что Тейяр пытается разъединить свои образы «внутреннего» и «внешнего» через понятия радиальной и тангенциальной энергии и увеличение сложности происходит в эволюционных рядах.

Безусловно, преемственность работ Тейяра с идеями Дидро, Вольтера и других энциклопедистов применительно к вопросам, затрагивающим сферу эволюционной биологии. Эволюционная экология не избежала и воздействия интуитивизма и других иррационалистических тенденций его времени.

Не случаен тот факт, что единственное место в «Феномене человека», где говорится об «элементах сознания» как о лежащих в основе «элементов материи», утверждает в то же время параллелизм развития тех и других в длительности, а не во времени.

Зло, по Тейяру, это прежде всего человеческое страдание, но оно есть необходимый для человеческого рода стимул к совершенствованию, зло - это разобщенность, постепенно преодолеваемая процессом эволюции, вплоть до будущих стадий человеческого развития. Это преодолевание совершается через страдание.

Внесение оценочного момента в процесс развертывания эволюционных потенций, начиная от ранних стадий и до высших (человеческой, социальной, ноосферной) фаз, представляет собой в тейяровской схеме спорное и в то же время важное место.

Чрезмерно подчеркивая роль единственной стержневой линии в эволюции, Тейяр в итоге объединяет реальное многообразие филогенеза, рано разбившегося на эукариот и прокариот, далее растений и животных и т.д. Вне поля зрения Тейяра остается вся общая эволюция растений, не говоря уже о грибах, выделяемых в отдельное царство.

Вклад Тейяра в учение о биосфере также связан с представлениями о ней как о биоте, в конечном счете монофилетическом, появившемся в результате одной «пульсации». Судьбы этого биота существенным образом отражены в обеих частях названия «био-сфера»: это жизненная оболочка Земли и это сфера, которая не отпускает свои компоненты далеко от себя.

Традиция Тейяра - это прежде всего философия природы, продолжающая традиции натурфилософии, этой исторически наиболее ранней из форм философии вообще (4).


4. Философские проблемы в «Феномене человека»


В «прологе» Тейяр предупреждает, что в его книге не следует искать конечного объяснения природы вещей - какой-то метафизики. Следовало бы ожидать, и так оно и есть, что присутствуют и попытки наметить «третью линию», которая преодолела бы несовместимость первых двух. Прежде всего это призыв к «соединению разума и мистики» (5) или же науки и религии, поскольку более тонких различий между «разумом», «наукой» и «знанием», равно как между «мистикой», «религией», и «поклонением» Тейяр не проводит. Тейяр изображает силы человеческой культуры как «конвергирующие» к высшему единству, именуемому Духом Земли.

Материю Тейяр видит как преисполненную возможностей развития, порождения, выхода за пределы: потенций, которые он на своем метафорическом языке зовет «божественными», «трансцендентными» и т.д. Отношение материи к духу есть отношение первичности, по крайней мере постольку, поскольку Тейяр не ставит вопроса ни о каком сотворении материи: «материя - мать духа, дух - высшее состояние материи».

В «Феномене человека» в смысле бесконечной и неуничтожимой основы мира употребляется термин «ткань универсума», а материя фактически отождествляется с веществом.

Тейяр считает, что по существу всякая энергия имеет психическую природу, но разделяет всякую фундаментальную энергию на две составляющие: тангенциальную (которая связывает данный элемент со всеми другими элементами того же порядка) и радиальную энергию (которая влечет его в направлении все более сложного и внутренне сосредоточенного состояния) (6). Тангенциальная энергия - это «энергия, обычно принимаемая наукой», и она соответствует движениям в пределах одного витка «вздымающейся спирали» или движениям по поверхности сферы. Радиальная энергия ведет к переходу на новые витки спирали или к расширению сферы, к повышению уровня организации. Радиусами каждый элемент данной сферы связан с центром её и всех сфер, с «солнцем бытия», с мистической точкой «Альфа», которая каким-то образом есть находящаяся в противоположном направлении, в бесконечном удалении от поверхности сферы наружу точка «Омега». Очевидно, Тейяр колебался между тем, чтобы приписать Омеге роль своего рода предельного понятия или кантовских идей разума, для которых нет соответственного предмета в опыте (это идеи души, мира в целом, бога), но которые все же регулируют познание, и тем, чтобы придать Омеге онтологический статус. Так, Омега выступает в качестве «полюса притяжения» для радиальных энергий.

Концептуальным аппаратом в области гражданской истории и предсказания служат те же радиальные и тангенциальные энергии, что и в области предчеловеческой и человеческой эволюции; природа человека при этом мыслится как некий инвариант, а это уже - несоответствие реальному положению вещей, заключающемуся в том, что «вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы».

Ноосфера для Тейяра - часть природы, недаром он не употребляет в «Феномене человека» даже термина «культура».

Выводы Тейяра пассивны, они не дают стимула к выбору того или иного «сценария», всё равно кончающегося заранее предначертанным торжеством «точки Омега». Конструктивность же марксистских прогнозов лежит не в оптимизме или вообще оценочном моменте самом по себе, но в их ориентации на борьбу, на деятельностную позицию прежде всего на социальном уровне.

Конечно, в индивидуальных случаях возможно и более полное усвоение приверженцами Тейяра или их группами материалистической диалектики. Но в этих случаях мы уже имеем дело с научно-материалистическим подходом к той или иной проблематике.

Тем не менее, в учении П. Тейяра де Шардена благодаря человечному оптимистическому и благородному порыву, которым оно проникнуто и который его одушевляет; благодаря признанию того, что специфичность феномена человека ничуть не исключает исторического происхождения сознания; благодаря его категорическому, без всяких недомолвок утверждению, что человеческая история имеет смысл, и его осуждению индивидуалистического отчаяния декадентских мыслителей имеется немало ценного в научном отношении (7).


Заключение


Среди ученых специалистов, вдохновенных теологов и мудрых философов крайне редко можно встретить универсального мыслителя или хотя бы действительно междисциплинарного творца-исследователя. Прослеживать взаимосвязи и взаимодействия самых различных сфер, областей и доминионов культуры чрезвычайно сложно, однако еще сложнее соединить практически несоединимое, создавать новое как органичный сплав крайне разнородных компонентов. В этом смысле фигура Тейяра де Шардена, пожалуй, уникальна: ему удалось проявить себя одновременно в науке, философии, религии и синтезировать в своей концепции целую серию совершенно, на первый взгляд, несовместимых между собой представлений.

Хотя Тейяр не оставил прямых учеников и не создал особой школы, его учение было настолько знаменитым, что породило целое течение мысли, носящее его имя и группирующееся вокруг специального журнала. По мнению о. Александра Меня, труды Тейяра не только учат нас любовному отношению к миру и способствуют построению целостного христианского миросозерцания, но также помогают диалогу христиан с нехристианами. Из всех теологических доктрин именно тейярдизм оказывается - благодаря своему широкому эволюционному подходу - симптоматично перекликающимся с неортодоксальным диаматом: Тейяр был единственным современным западным теологом, чьи работы были опубликованы в СССР. Известность Тейяра распространилась даже в сферу искусства: показательно, что нашумевшая научно-фантастическая эпопея Дэна Симмонса о Гиперионе предполагает действенность и актуальность тейярдизма даже в очень далеком будущем...(8)

Тейяр де Шарден умер в Нью-Йорке от сердечного приступа 10 апреля 1955 года, в Пасхальное воскресенье. Годом раньше, на приеме во французском консульстве, он сказал своим близким друзьям: «Я хотел бы умереть на Пасху, в день Воскресения» (9).

После смерти Тейяра де Шардена была создана комиссия, в которую вошли многие его друзья, в том числе выдающиеся учёные (А. Брейль, Дж. Хаксли, А. Тойнби, М. Мерло-Понти и др.). Комиссия составила и подготовила к изданию десятитомное собрание сочинений, куда вошли практически все его работы, за исключением писем и некоторых эссе. Собрание сочинений было открыто в 1957 году «Феноменом человека».


Список использованной литературы


1. А.А. Грицанов Философский словарь

2. Тейяр де Шарден. Images et paroles,1966

3. П.Тейяр де Шарден «Феномен человека», М: Наука, 1987, с. 51

Б.А. Старостин «От феномена человека к человеческой сущности»

П.Тейяр де Шарден «Феномен человека», М: Наука, 1987, с. 225

П.Тейяр де Шарден «Феномен человека», М: Наука, 1987, с. 61

Роже Гароди «Метод Тейяра»

Василий Кузнецов «Тейяр де Шарден: стремление живого организма мира к божественному совершенству».

Ru.wikipedia.org/wiki/Тейар_Шарден


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В рамках которой возникла теория ноосферы. Пришло время поведать о самом значимом зарубежном представителе этого течения - французском мыслителе Пьере Тейяре де Шардене, который сумел соединить в своей философии религиозные догматы с эволюционной биологией. Интригующе, правда?

Пьер Тейяр де Шарден родился в конце XIX века в замке Сарсена близ Клермон-Феррана на юге Франции, учился в иезуитском колледже, вступил в орден и был рукоположен как священник.

Самое меньшее, что можно ожидать от католического монаха - это рассказов о космической эволюции. Привыкайте, это же Тейяр де Шарден. Его трактат, посвящённый теории эволюции, проникнут христианским мистицизмом и основан на вере в трансцендентное. Но церковь всё равно посчитала его идеи пантеистическими и близкими к атеизму, наложив запрет на публикацию.

Кстати, Тейяр де Шарден был дальним потомком Вольтера.

Иезуиты всегда были орденом, тесно связанным с образованием - в течение долгого времени иезуитские школы считались одними из самых престижных для аристократии. Однако Тейяр де Шарден выделялся из прочих своей беспрецедентной любовью к науке. Он и не думал отрицать эволюцию - он её в буквальном смысле обожествлял.

Археология и палеонтология

В одной из школ ордена Тейяр де Шарден преподавал физику и химию, а позже заинтересовался палеонтологией. Основным предметом его интереса было развитие форм. Почему одни ветки развития оказываются тупиковыми, а другие идут дальше? Почему природа движется по пути всё большего усложения? Как согласовать неоспоримость теории Дарвина с христианской догматикой? Задаваясь этими вопросами, он вынашивал идею соединения науки и религии в одухотворённую «сверхнауку», пронизанную осознанием значимости всего, что происходит во Вселенной.

Уже приняв сан, Шарден работал в Институте палеонтологии человека при парижском Музее естественной истории и участвовал в раскопках. После обучения в Сорбонне защитил в Парижском католическом университете диссертацию по теме «Млекопитающие нижнего эоцена Франции» и стал там профессором кафедры геологии. Много лет Тейяр де Шарден провёл в Китае, где во время исследовательских геологических экспедиций принял участие в составлении геологической карты страны.

Этот родственник Homo sapiens, получивший название «пекинский человек», жил 400-600 тысяч лет назад на территории современного Китая. Тейяр де Шарден сделал описание находки, а также выяснил, что синантропу были известны орудия труда и огонь.

Анализируя ископаемые и геологические находки, и на их основе делая выводы о том, как в наших дальних предках зарождается разум, иезуит-палеонтолог приходил в такой восторг, словно присуствовал при сотворении Адама. Шарден не отрицал, что человеческие ощущения и переживания, включая спиртуальные - результат работы нервной системы и мозга. Однако в том, как зарождается и усложняется сознание, он, как и в естественном отборе, видел направленный замысел и принцип.

Теология

В отличие от консервативных представителей католической церкви, Тейяр де Шарден считал, что не стоит закрывать глаза на открытия о прошлом и отрицать научно-технический прогресс, который определит будущее. Церковные догматы он трактовал таким образом, чтобы новые знания о мире органично вписывались в религиозное мировоззрение. Тейяр де Шарден критикует католическую церковь за статичность учения, которое остановились на томизме - учении Фомы Аквинского о Боге, отражённое в трактате «Сумма теологии». Эти представления, оставаясь по сути неизменными с XIII века, не передают всей динамики исторических процессов, тогда как религиозное учение должно развиваться, поскольку на протяжении человеческой истории реализуется божественный замысел о мире.

Будущее развитие, как эволюционное, так и религиозное, Шарден видел в превращении человечества в единый духовный сверхорганизм.

По мнению Шардена, с христианством лучше всего согласуется идея коллективного спасения, а не индивидуального. За эту убеждённость в общей одухотворённости всего живого церковь обвиняла его в пантеизме. Церковь всегда разделяла дух и материю, настаивая на греховности плоти. Шарден же здесь не видел проблемы, считая, что материя - это форма существования энергии.

Учение о «точке Омега»

Свою философию Шарден выразил в работе «Феномен человека», которая вышла только после его смерти в 1955 году и всколыхнула научные и религиозные круги. В этой работе он сперва излагает свою теорию космической эволюции, которая привела к появлению жизни, а потом делает вывод о том, что современное ему общество переходит от неолита в новое, прежде невиданное состояние.

Благодаря человеческому разуму, творческому и преобразующему, эволюция, которая стремится к созданию всё более сложных и совершенных форм, теперь приобрела социокультурное измерение. Тейяр де Шарден уверен, что существует фундаментальная ось эволюции, по которой устремляются все «радиальные силы», и которая направлена к возрастающей сложности и большему сознанию, к «мегасинтезу».

В будущем наши способности бесконечно вырастут, а духовное развитие достигнет невероятных масштабов. После литосферы появилась биосфера, а теперь возникает и ноосфера - нематериальное продолжение человека, «вынос» разума за пределы биологического. Этому способствует научно-техническое развитие, распространение средств коммуникации, рост городов. Всё это словно превращает человечество в единый организм, коллективный разум, соединённый нитями проводов. По мнению Шардена, таким образом планета «обретает душу». Концентрация планетарного разума приведёт к взрыву, последствия которого будут сопоставимы по масштабу с рождением Вселенной.

Эволюция по Шардену - процесс движения от хаоса и разрозненности к точке объединения.

В этой точке, которую он по последней букве латинского алфавита называет Омегой, случится великое объединение исторического и трансцендентного, Парусия . После этого категории материального и духовного, реального и нереального перестанут иметь значение, а все сознания людей сольются во всеобщей синергии дифференцированного единства.

Схема из трактата «Феномен человека» показывает, как эволюция стремится к «концентрации сознания».

Отражение в культуре

Хотя палеонтологические находки Шардена обогатили науку, его учение остаётся пусть и необычной, но всё же религиозной философией. Идеи Шардена интересны с точки зрения изучения принципов развития систем, а образность привлекает даже физиков. Например, термин «точка Омега» использовал Франк Типлер в исследованиях общей теории относительности. «Точка Омега» регулярно всплывает в дискуссиях о технологической сингулярности , теория которой также предусматривает достижение точки максимальной коммуникативной насыщенности.

Поэтичность и глубокую образность работы Тейяра де Шардена по достоинству оценили фантасты. Идея о том, что рано или поздно мыслящие существа преодолеют необходимость в физических телах и станут чистой энергией, встречается во многих художественных произведениях. Темы коллективного планетарного разума, всеобщего слияния и создания людьми Божества часто появляются в массовой культуре во многом благодаря тейярдизму. Например, на этих идеях основана тетралогия Дэна Симмонса «Песни Гипериона» о кибернетическом Боге, а «Конец детства» Артура Кларкатоже явно написан под влиянием Шардена.

Мечта о слиянии

Массовая культура так охотно подхватила идею Шардена благодаря архетипическим страхам и надеждам. Наш разум - сложнейший инструмент адаптации, продуктом которого является самосознание. Всякая личность на верхнем уровне потребностей стремится к пониманию и контакту, потому что в полной мере актуализируется через чужое восприятие. В то же время, само наличие сознания обрекает индивида на одиночество. Развитие эмоционального интеллекта и выстраивание тёплых отношений с другими людьми помогают в бытовом плане. Однако это не решает фундаментальную проблему невозможности разделить уникальный опыт какого бы то ни было переживания.

Представление о посмертном бестелесном существовании в большинстве религий подразумевает встречу с другими людьми, в том числе умершими: это максимизация идеи о том, чтобы быть финально понятым и принятым.

Поэтому современная философия всё чаще обращается к проблеме Другого .

Недавно американские биологи обучили обезьян коллективно решать задачи , объединив их мозги при помощи сверхтонких электродов в сеть, которую назвали brainet. Главное в этом даже не то, что приматы могли двигать виртуальный объект силой мысли, а то, что они делали это, синхронизируясь. Учёные предполагают, что в будущем эти разработки могут помочь людям, находящимся в коме или потерявшим контроль над конечностями - отправивишись в сознание человека, оператор сможет помочь ему восстановить двигательные функции. Слова «отправиться в сознание» скорее подходят для описания фантастического фильма , чем реальной технологии, но, как писал Артур Кларк, «любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

Тейяр де Шарден создал свой трактат во времена, когда многие достижения науки и техники были только смелыми мечтами. Учитывая, как быстро движется прогресс, предсказания футурологов вызывают новый интерес, а мы всё чаще читаем классические фантастические романы, чтобы сказать «всё случилось совсем не так».

Неотомизм является ведущим направлением в религиозной философии, но не единственным. Ряд религиозных философов стремились отойти от ортодоксальной доктрины. Ярким показателем нового религиозного взгляда на мир есть философия Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955). Отдельного внимания требует рассмотрение его труда «Феномен человека», в котором автор пытается, на основании данных современной науки воспроизвести эволюционную картину мира и обозначить начало и конец человеческой истории. Современная наука, по его мнению, внесло существенные коррективы в средневековую конструкцию мироздания, и доказала, что мир находится в непрестанном движении и развитии.

Эволюция у Тейяра неизменно на первом плане, а ее значение подчеркивается с предельной заостренностью.

Прежде всего, Тейяр отмечает, что эволюция не ограничена рамками живой природы, что «начиная со своих самых отдаленных образований, материя выступает перед нами в процессе развития» . Впрочем, в отношении добиологичных стадия концепция Тейяра часто недостаточно конкретизирована и не вполне продуманная. Да, он готов предположить, что в микромире развитие ограничивается возникновением атомов и элементарных частиц «внезапно» и «раз и навсегда» .

Наиболее конструктивная часть Тейяровського учение о развитии - это та, которая связана с биологическим уровнем и его трансформацией в «феномене человека».

Материю Тейяр видит как исполненную возможностей развития, выхода за пределы потенций, которые он на своей метафорической речи иногда называют «божественными», «трансцендентными» и т. д.

Преодоление традиционного для христианства раскола бытия на две субстанции - духовную и материальную, божественную и земную Тейяр осуществляет на основе признания всеобщей одухотворенности материи. Согласно взглядов Тейяра, для объяснения возможности происхождения всего существующего с единой субстанции, необходимо предположить, что атомы, электроны и другие элементарные частицы должны иметь какую-то общую основу, «искру духа». Таким образом, за Тейяром, все материальные вещи имеют духовную компоненту. Эту духовную компоненту он называет «радиальной энергией». По его мнению, радиальная энергия предопределяет развитие материи.



Отношение материи к духу отношения первичности, по крайней мере постольку, поскольку Тейяр не задает вопрос ни о каком создании материи: «материя - иметь дух, дух - высшии состояние материи». Одним из слабых мест «Феномена человека» становится отсутствие в нем прямого определения и специального рассмотрения категории материи. Трудно сказать, почему это так: возможно, через стремление усилить феноменологический характер подхода и не создать впечатление участия автора в «споре между материалистами и спиритуалистами».

Мир, согласно концепции Тейяра де Шардена, постоянно нахо-дится в процессе изменений, развития от простого к сложному, от низшего к высшему. Он подчеркивает также взаимосвязь количественных и качественных изменений и считает, что появление нового качества нельзя объяснить, если не ввести в естественную историю понятия «скачка» как критической точки смены состояний, через которую следующий этап эволюции отрицает предыдущий.

«Во всех отраслях, - писал Тейяр, - когда какая-либо величина достаточно выросла, она резко изменяет свой вид, состояние или природу. Кривая меняет направление движения, плоскость переходит в точку, устойчивое разваливается, жидкость кипит, яйцо делится на сегменты...». Тейяру свойственно также понимание развития как серии «прыжков», «узловой линии мер».

Основными критическими точками процесса развития мира, космогенеза выступают у Тейяра следующие этапы: неорганическая природа («преджизнь»), органическая материя («жизнь»), духовный мир («мысль», «ноосфера») и Бог («точка Омега»). Но внутри первых двух из этих этапов также происходят количественные и качественные изменения. Так, на этапе «преджизни» выделяются такие качественные состояния как атомы, неорганические молекулы, сначала простые, а затем более сложные и большие, переходят в «мегамолекулы». Совокупность внешних и внутренних условий на земной поверхности, по мнению Тейяра, породили из этих молекул живые клетки - новую форму существования материи. Жизнь, утверждает он, никогда не является аномалией, случайностью, исключением.

Биологическая эволюция играет большую роль в становлении Космоса. Однако не она определяет закономерности его развития. Решающее значение Тейяр предоставляет третьему этапу эволюции, связанному со становлением и развитием человечества. Человек, согласно его учению, является звеном в биологической эволюции, который связан с предыдущими этапами. Однако он занимает исключительное место во Вселенной, потому что на этом уровне возникает высшая форма развития мира - мысль, сознание, духовность. Изменение биологического состояния, которая приводит к пробуждению мысли, не просто соответствующая критическая точка пройденою индивидом или даже видом. Будучи более крупной, это изменение затрагивает именно жизнь в ее органической целостности и, следовательно она знаменует собой трансформацию, что затрагивает состояние всей планеты.

До появления человека с его уникальной способностью к мышлению, все в мире было разъединено и это разъединение постоянно усиливалось. Человек же через свою деятельность постоянно осуществляла высший синтез всего существующего, создавая явную сферу - сферу духа. Эту сферу Тейяр по аналогии со стадиями геохимического развития земли - барісферой, литосферой, биосферой - назвал Ноосфера - мыслящий слой Земли.

Тейяр представляет Ноосферу как продукт процесса гоминизации. Гомонизация, по его словам, представляет собой фантастическое зрелище коллективной рефлексии. Каждое Эго перерастает в какое-то мистическое Суперэго. В результате этого процесса образуется мыслящий, коллективный и постоянный организм, «мыслящий пласт земли». Земля не только покрывается мильярдами крупинок мысли, но опутывает единой мыслящей оболочкой, образующей функционально существующую широкую крупинку мысли в космическом масштабе. Свое завершение Ноосфера находит в определенном синтезе центров человеческого сознания, духовном центре универсума - «точке Омеге» - Боге. «По своей структуре, - пишет Тейяр, - Ноосфера, и вообще мир, представляют собой совокупность не только круг, но и имеют центр. Пространство и время необходимо конвергентные по своей природе, следовательно, его безмерные поверхности в определенном направлении, должны снова сомкнуться где-то впереди в одном пункте, называя его Омегой.

С раскрытием Омеги как органического центра Вселенной, ее перводвигателя и целевой причины, по мнению Тейяра, завершается первая часть его философско-теологической системы, в которой произошло рациональное обоснование монотеизма (единобожия). Во второй части Тейяр ставит перед собой задачу предоставить монотеизму христианский характер. Образ Бога - Омеги в этой части системы уступает место образу Христа - универсального, Христа - еволюционера. Здесь Тейяр стремится обосновать положение, что богочеловек - Иисус Христос благодаря механизму Воплощения, обладает универсальными и космическими атрибутами, благодаря которым он выступает как личностный центр всего Универсума, от которого начинаются и к которому сходятся все пути эволюции. Христос, по утверждению Тейяра, представляет собой внутреннее содержание всего мира,встроенный в него по самое сердце самого маленького из атомов.

Вокруг Христа происходит все естественное развитие не только Земли и человечества, но и звезд и других планет: Сириуса, Андромеды и т. д. - всех реальностей, от которых мы зависим физически. Христос представляется Тейяру как неисчерпаемый синтез элементов и систем, единства и множественности, духа и материи, бесконечного и личного. Таким образом, Христос предстает как органический центр гармонизации всего универсума. Он накладывает решающий отпечаток на все свойства универсума. Универсум определяется его выбором, вдохновляет его формой. В нем сходятся все линии мира, творится целостно материя и дух.

Он предоставляет всем свою консистенцию и, следовательно, в нем находится сердцевина творения, завершающая и преуспевающая наивысшей точки в универсальных измерениях, в сверхъестественных глубинах. Вся Вселенная представляет собой, по Тейяру, ничто иное, как тело Иисуса Христа - Божественную среду. Все члены этого тела находятся в определенной связи друг с другом, взаимообуславливают друг друга.

Тейяр де Шарден как палеонтолог, как эволюционист попытался совместить несовместимое - проблему эволюции живого и христианский взгляд на творение и становления мира. И тут он предложил совершенно уникальную, можно сказать, оригинальную концепцию. Конечно, христианский эволюционизм не является его открытием, он существовал и раньше, но взгляд Шардена совершенно уникальный в этом отношении. Шарден, его основное видение, его интуиция были такие: мир - это словно живой организм, который пронизан Божеством и направлен к совершенству. То есть это не просто развитие ради возникновения многообразия форм, как было в Дарвина, скажем, потому что его работа называлась «Происхождения видов», его развитие имеет совсем другую задачу, даже сверхзадачу.

И, все-таки, основная заслуга Тейяра де Шардена заключается в том, что он открывает новое видение самого человека. Человек у него - есть «ключ Универсума», что содержит в себе разгадку всех тайн, высшее звено эволюции, из этого получается большая ответственность человека за все, что происходит в мире. Впервые в истории человек получил возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее, и так как она, по мнению Тейяра, отражая божественную природу настолько, что можно сказать теперь непосредственно Богу, что люди любят ее не только от всего сердца, но и «от всей Вселенной». Грандиозная интеллектуально - религиозная модель Тейяра, органично включает в себя идеи «сверхжизни», «сверхчеловечества», «планетизации» человечества и позволяет ему дополнить чисто религиозные характеристики мира его эволюционным описанием.

Таким образом, наряду с философским обоснованием бытия Бога, доказательств различных религиозных догм, рассмотрения «чистого бытия» как некоего духовного первоисточника, неотомизм занимается толкованием естественно-научных теорий и социальной практики. Неотомизм преимущественно обсуждает ситуацию «человека», живущего в условиях современной индустриальной и научной культуры». Образованность предполагает определенные знания истории собственной истории и культуры, прежде всего тех изменений, которые они понесли за последние века. Знание христианской традиции, языка своего народа, литературы, культовой деятельности католической церкви, общего идейно-культурного контекста, в котором находится католицизм, - стоит в центре внимания социально-философских концепций неотомизма.

Литература

1 Гараджа, В. И. Неотомизм. Разум. Наука. – М., 1969. – 209 с.

2 Жильсон, Э. Философ и теология. – М. : Гнозис, 1995. – 192с.

3 Субботин, Ю. К. Проблема ценности в неотомизме. – М., 1980. – 120 с.

4 Теяр де Шарден, П. Феномен человека. – М. : Наука, 1987. – 239 с.

Тейяр де Шарден намеревался не только изложить свою неортодоксальную концепцию эволюции, которая у него совпадает с метафизической картиной бытия и истории одновременно. Он считал свое фантастическое учение – Христианской апологетикой. Для него Христос непосредственно включается в само течение эволюции.

Тейяр де Шарден говорит о «Христогенезе», в котором видит продолжение ноогенеза. Для Тейяра де Шардена «Христос органически вовлечен в само величие Своего творения». За этими кощунственными словами лежит общемодернистское отождествление Христа и человечества и Христа и всего материального мира (богочеловечество).

мыслеформы

основные сочинения

  • Тейяр де Шарден Пьер. Le Phénomène Humain («Феномен человека») (1955)
  • Тейяр де Шарден Пьер. L’Apparition de l’homme («Возникновение человека») (1956)
  • Тейяр де Шарден Пьер. L’Avenir de l’homme («Будущее человека») (1959)

основные издания на русском

  • Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. - М.: Прогресс, 1965.
  • Тейяр де Шарден Пьер. Божественная среда. - М.: Ренессанс, 1992.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН, ПЬЕР (Teilhard de Chardin, Pierre) (1881–1955), французский геолог, палеонтолог и философ. Будучи священником Римско-католической церкви, Тейяр пытался осуществить синтез христианского учения и теории космической эволюции. Его идеи, соединяющие в себе науку, философию и христианский мистицизм, были изложены в посмертно изданных трудах, вызвавших широкий отклик и споры.

Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден, дальний родственник Вольтера, родился 1 мая 1881 в замке Сарсена в Пюи-де-Дом близ Клермон-Феррана на юге Франции. Окончив иезуитский коллеж в Монже, вступил в орден иезуитов в 1899. С 1901 по 1905 изучал философию и готовился стать священником в иезуитской обители на острове Джерси. В 1905–1908 находился в Каире, где преподавал физику и химию и заинтересовался палеонтологией – млекопитающими эпохи эоцена. В 1908 вернулся в Англию, где изучал теологию в Гастингсе. Стал священником в 1911. Затем был направлен в Париж и стажировался в Парижском музее у М.Буля, одного из самых известных палеонтологов того времени. В Первую мировую войну служил во французской армии санитаром-носильщиком.

В 1922 Тейяр получил докторскую степень по палеонтологии в Сорбонне. В 1922–1926 преподавал геологию в Католическом институте в Париже, однако его интерпретация первородного греха в применении к эволюции человека была сочтена отклоняющейся от ортодоксального учения, и ему было предписано покинуть стены института и отправиться в Тяньцзинь вместе с Э.Лисаном, выдающимся ученым-палеонтологом, также принадлежавшим к ордену иезуитов. Всю оставшуюся жизнь Тейяр провел в ссылке, вначале в Китае, а затем в США.

В 1929, участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ Пекина, Тейяр был одним из ученых, обнаруживших синантропа (Homo erectus), и получил широкое признание благодаря анализу этой находки. Еще большую славу ему и А.Брейлю принесло открытие в 1931 того, что синантроп пользовался примитивными орудиями и огнем.

Во время Второй мировой войны Тейяр продолжал работать в оккупированном японцами Пекине, однако его действия были строго ограничены. В 1946 он вернулся в Париж. Посетил Рим и безуспешно пытался добиться разрешения опубликовать свои философские и теологические сочинения. Тем не менее эссе и лекции Тейяра ходили в списках и оказали значительное влияние на научное сообщество. В 1952 он стал сотрудником Фонда антропологических исследований Уэннера – Грена в Нью-Йорке. Умер Тейяр де Шарден в Нью-Йорке 10 апреля 1955.

Согласно Тейяру, эволюция – космический, целенаправленный процесс, в ходе которого материя-энергия, составляющая Вселенную, прогрессивно развивается в направлении возрастающей сложности и духовности. Частицы первобытного хаоса находились первоначально в состоянии бесконечного разнообразия. Пройдя последовательные этапы, на которых происходил их синтез, они соединились в такие сложные сущности, как атомы, молекулы, клетки и организмы. Наконец, в человеческом теле нервная система достигла такой степени сложного единства, что возник самосознательный, целеустремленный и морально ответственный разум. Таким образом, жизнь, разум, дух и свобода возникли из материальной матрицы, и человек начал обретать способность к сознательному контролю над собственными действиями. Направленность и прогресс очевидны в эволюции материи-энергии, которая привела к образованию Земли и формированию литосферы, превратившейся благодаря эволюции живых существ в биосферу. В свою очередь биосфера, вследствие эволюции разумных существ, стала ноосферой (от греч. nous – разум).

Тейяр был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, но продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимозависимости, – тенденция, необычайно ускоренная современной технологией, урбанизацией, телекоммуникациями и развитием вычислительной техники. Глобальная сеть знаний, исследований и чувство взаимозависимости людей образуют то, что Тейяр называл ноосферой. Эволюционный процесс он графически изображал как «конус пространства – времени», в основании которого помещал множественность и хаос, а на вершине – точку последнего объединения в сложное единство, «точку Омега».

Для Тейяра точка Омега есть Бог, который благодаря силе Своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу. В процессе эволюции Тейяр видел естественное приуготовление к сверхприродному порядку, указанному Иисусом Христом. Когда в ходе эволюции материя-энергия истощит весь свой потенциал к дальнейшему духовному развитию, конвергенция космического природного порядка и сверхприродного порядка приведет к «парусии», Второму Пришествию Христа, «уникальному и наивысочайшему событию, в котором Историческое соединится с Трансцендентным».

Божье сотворяющее Слово (Logos), имманентное природе с самого начала, есть синтезирующая сила, которая «творит, объединяя», приводя элементы во все более невероятные сочетания вопреки тенденции к энтропии. Благодаря воплощению в историческом Христе Слово Божье обнаружило свою эволюционную мощь в высшей форме – личной любви. В самопожертвовании Христа раскрывается Божья любовь к человеку, призыв отвратиться от греха (эгоцентрического сопротивления божественной объединяющей любви), чтобы сконцентрироваться на Христе, истинном «центре всех центров». Воскреснув, Христос продолжил свое движение как «космический Христос» к последнему полюсу притяжения (Омеге), приводя людей их собственным волеизъявлением в органическое единство друг с другом с центром во Христе. Тем самым верующие люди избавляются от господства низшей, биологической детерминации.

Таким образом, основой и завершением научной космогонии Тейяра является его теология, пронизанная глубокой верой и личным благочестием философа, его видением Церкви как сообщества людей, вдохновленных возвышающим и общиннопостроительным влиянием Иисуса Христа. Церковь, следовательно, является «головным отрядом эволюционирующего человечества». Однако, с точки зрения Тейяра, учение Церкви зачастую выражается в терминах слишком статичного и дуалистичного мировоззрения, разрывающего природу, историю, спасение человека и сверхприродную благодать Божью. Поскольку человек призван сотрудничать в завершении Божьего творения, вера должна подвигать его не на бегство от материи и истории, а на стремление к воссоединению с Богом через посвящение себя жертвенной задаче продвижения процесса творения и создания подлинно человеческого сообщества.

Тейяр оставил два больших труда: Феномен человека (Le Phénomène humain , 1955) – книга, обращенная к людям с научным складом ума; Божественная среда (Le Milieu divin , 1957) – труд, написанный для религиозно-ориентированного читателя. Другие работы Тейяра – Возникновение человека (L"Avenir de l"homme , 1956); Взгляд в прошлое (La Vision du passé , 1957) и Наука и Христос (Science et Christ , 1965) – представляют собой сборники эссе и лекции.

mob_info