Сыны божии входили к дочерям человеческим толкование. Сыны божии, дочери человеческие, сын человеческий. В селекции есть такое понятие: инбредные линии

Если ты думаешь, что сказанные тобой слова - "Представленная тобой позиция - это не Библейская позиция!" - это серьезный аргумент, а не просто голословное утверждение, то, наверное, и остальные твои аргументы, могут быть таковыми. В таком случае, давай прекратим дискуссию, и пусть каждый останется при своем мнении, ты - что только у тебя одного верная Библейская позиция, а я - Библия дана Богом не как Энциклопедия "Что Где Когда" и не обязана обо всем рассказывать, а Ее задача - объяснить людям, что если они не примирятся с Богом, во Христе, то они попадут в вечную погибель и, что Бог на самом деле такой, как Его Единородный Сын, в Котором, его качества понятны любому человеку.
А про рефаимов, неффилимов, эмимов, замзуммимов (רפאים), имевших огромный рост и, часто по шесть пальцев на руках и ногах.

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2 тогда сыны Божии (бен Элохим – арам.) увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
4 В то время были на земле исполины (Нефилимы), и особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные (шем – арам. – видные, представительные по виду) люди.
(Быт.6)
Исполины 4-го стиха в оригинале – нефилимы, что значит «падшие». Не путать с падшими ангелами, поскольку нефилимы – не ангелы, т.к. родились на земле. Писание говорит: исполины произошли от женщин-людей и сынов Божьих.

Чтобы понять природу исполинов, надо выяснить, кто их отцы, эти загадочные сыны Божьи. Люди или ангелы? А если ангелы, то Божьи или нет?

Ранняя церковь, а до нее еврейские раввины верили, что это были Божьи ангелы. Даже император Юлиан Отступник высмеивал и преследовал церковь за эту истину.

Сей очевидный взгляд однако затерялся в сумраке 5-го века, когда с утратой веры в сверхъестественные вещи – «разве ангелы на такое способны?!» – была вброшена и растиражирована мысль, будто сынами Божьими, бравшими себе в жены дочерей человеческих, являются потомки Сифа, третьего сына Адама. Очевидная человеческая тенденция: отклонив напрашивающееся, стараться сохранять знающий вид. А почему, собственно, не способны? Имена у ангелов мужского рода, не среднего. Выражение «не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» касается их состояния на небесах, не более того. Высказанная Господом мысль не несет в себе обязательного вывода, будто ангелы не могут иметь брачные отношения. Например, монахи те тоже не женятся, хотя могли бы. Дело в ограничениях, не в отсутствии способности.Понятно, ангелам нельзя вступать в связь с дочерями человеческими, но это не значит, что невозможно. Они гипермерны: могут находиться в духовном мире, а могут и в материальном. Появляясь физически, они вступают во весь спектр земных возможностей, включая, как мы видим, репродуктивные функции.

Когда они проникают в физический мир из невидимого, их трудно отличить от людей. Они могут есть и пить с тобой, как ели и пили с Авраамом, им можно оказать гостеприимство, и так и не узнать, что это были ангелы.

Имея частый опыт ангельских посещений, можно даже запутаться в идентификации, кто есть кто, решив, что пришел ангел, в то время как это все еще человек. «Они же говорили: это Ангел его». (Деян.12)

Ангелы имеют тела и вещественны в физическом мире: «Тело его - как топаз,.. вот, коснулась меня (его) рука» (Дан.10). Они могут не только придти во сне или облаке видений, но и открыто. Нет никаких проблем с тем, что они – служебные духи, люди тоже духи, однако же тела имеют.

Тертуллиан, Василий Великий и другие отцы церкви считали, что всему творению свойственна вещественность, а 7-й Вселенский Собор даже специально постановил, что ангелы обладают телесностью: «Они не безусловно невидимы, будучи одарены телами». Такое вот заключение.

Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери; Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди.

Быт 6:1-4

Существует две основные версии в отношении того кто были сыны Божии и дочери человеческие.

Первая версия: п адшие ангелы

Эта версия говорит о том, что сынами Божьими были падшие ангелы, которые не сохранили своего достоинства (Иуда:6) вступив в половую связь с женщинами. Однако эта версия не выдерживает критики.

Во-первых , Иисус сказал:

Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.

Марк 12:25

Это означает, что ангелы являются бесполыми существами. Они не имеют семей и не могут размножаться. Каждый из них индивидуально сотворен самим Богом.

Во-вторых , несмотря на то, что ангелы являлись в образе мужей, они не являются носителями человеческого семени. Дело в том, что являясь людям, ангелы не воплощаются, а материализуются. Это не одно и то же. Материализация, это проявление субъекта духовного мира в мире физическом, без изменения сущности материализуемого существа. Воплощение, это обретение духовным субъектом плоти человеческой, т.е. очеловечивание. На сегодняшний день только Иисус Христос был воплощен, т.е. стал полноценным Сыном Человеческим. Дьявол стремиться к этому, и однажды ему это удастся в образе антихриста. Но это не будет очеловечиванием, это будет использованием человеческого тела. Об этом мы поговорим в следующей статье.

Вторая версия: потомки Сифа

Эта версия, говорит о том, что сынами Божьими, были потомки Сифа, сына Адама и Евы, после рождения которого, люди стали призывать имя Бога. Дочерями человеческими повидимому являлись потомки Каина, который согрешил, убив собственного брата близнеца.

Получая образование в университете на историческом факультете, мне пришлось изучать предметы, которые мне совсем не нравились. Один из таких предметов был История первобытного общества. Однако на одном из занятий, я вдруг неожиданно для себя получил ответы на некоторые вопросы.

В систему Дарвина, в разные годы вписывали разные существа, которым позднее давали научные названия, утверждая, что все они представляют цепочку развития человека. Это: австралопитек, хомо-эректус (питекантроп, синантроп), хомо-хабилис, неандерталец и последняя ступень кроманьонец, или хомо-сапиенс. Медленно и уверенно, все эти «звенья» отпадали одно за другим. Это были либо искуссные подделки ученых, которые хотели сделать себе имя, либо обычные обезьяны. В конечном итоге остались двое, неандерталец и кроманьонец. С кроманьонцем все понятно, это человек современного типа.

Неандертальская девочка

Что же представляли собой неандертальцы? Главными отличиями от кроманьонца были рост и объем головного мозга. У неандертальца мозг был процентов на тридцать больше чем у современного человека (я не оговорился именно больше), а рост меньше. Сегодня сделана реконструкция внешности и тех и других с помощью самых последних научных технологий. Я специально предоставляю вам некоторые фотографии, что бы увидев их, вы могли убедиться в том, что встретив неандертальца на улице, вы прошли бы мимо него, даже не обратив внимания.

Неандертальский мальчик

Таким образом, можно говорить о том, что и один и другой были людьми. Изучая захоронения, ученые пришли к интересному открытию. В самых ранних слоях, находят захоронения только неандертальцев, в последующих слоях параллельно им, появляются захоронения кроманьонцев. Затем на протяжении долгого времени, они сосуществуют рядом, рука об руку, а затем в один момент существование неандертальцев прерывается и дальше идут только кроманьонцы.

Неандерталец мужчина

Расселение неандертальцев, как и кроманьонцев, идет из Месопотамии, долины рек Тигр и Евфрат. В самом междуречье обитали т.н. грацильные неандертальцы, обладавшие красивой внешностью, но чем дальше они расселялись, тем грубее становились, что фактически может указывать на необъяснимый процесс их деградации.

После изучения генетического кода неандертальцев и кроманьонцев, палеогенетики пришли к выводу, что между их геномами, находится достаточно много отличий, что делает невозможным для неандертальца быть предшественником человека в эволюционной системе.

Это факты, но факты, сами по себе ни о чем конкретно не говорят. Факты доисторического периода, не дают достоверную информацию, а могут лишь интерпретироваться, при этом лишь только с некоторой долей уверенности. Именно на этом и создают свои манипуляции ученые-эволюционисты. Я хотел бы предложить вам, интерпретацию, которая основана на Священном Писании.

Кроманьонец мужчина

Библия говорит о том, что после убийства Авеля, Бог дал Каину знак. Многие теологи полагают, что это была некая печать на челе Адама, символизировавшая проклятье, наложенное на него Богом. После этого проклятье Каина начало разрушительное действие в его потомках, что отразилось даже на генетическом уровне. В результате потомки Каина, стали теми самыми сынами человеческими или неандертальцами. Сынами Божьими были названы потомки Сифа, другого сына Адама и Евы, во дни которого начали призывать имя Бога (Быт 4:25-26). Различие в генетическом коде привело к тому, что после совокупления сынов Божьих и дочерей человеческих, рождались мутанты, которых Библия называет исполинами. Во время ноева потопа, все сыны человеческие были истреблены, именно этим и объясняется внезапное исчезновения неандертальцев и продолжение жизни, т.н. кроманьонцев или сынов Божьих.

У останков исполина

Тем ни менее, много лет назад, я слышал одну версию, в соответсвии с которой, одной из причин греха Хама, было то, что его женой была… женщина из дочерей человеческих! Учитывая, то, что средняя продолжительность их жизни была иная, возможно, она была из тех, кого ученые называют грацильными, когда проклятье еще не на много распространилось.

Однако именно в земле Ханаанской, на месте обитания потомков Хама, еще в течение продолжительного времени, рождались гиганты, которых Писание называет рефаимами. Одним из них, был Голиаф из Гефа. Это может быть еще одним подтверждением вышеописанной версии.

P.S. Следует отметить, что подобные вопросы, на спасение не влияют 🙂

Кто такие «исполины»?

В библейской книге Бытия немало загадочных мест, но одно из них, в начале шестой главы, вызывает особенно много вопросов...

Текст гласит: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».

Эта история приведена непосредственно перед рассказом о Потопе, и становится понятно: здесь описана крайняя степень развращённости допотопного человечества. Но, собственно, что там происходило, так и остаётся неясным. Кто тут назван сынами Божиими? В каком смысле они брали себе в жёны «дочерей человеческих»? Что такое 120 лет: предельный срок человеческой жизни или срок, оставшийся до Потопа? Кто такие «исполины» и какое отношение они имеют к этим загадочным бракам? Важнее всего, конечно, разобраться с «сынами Божиими».

Обращение к Толковой Библии под редакцией Лопухина как будто даёт нам ответ на все вопросы. Но ответов почему-то несколько: «Одни, преимущественно иудейские раввины... видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных слоёв... Большинство других иудейских и христианских толковников древности, вместе с рационалистами нового времени, под „сынами Божиими“ разумеют ангелов. Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах – Еноха и Юбилеев и в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви ( , Ириней, Афинагор, Климент Александрийский , Тертуллиан, Амвросий и др.)...».

Вместе с тем существовала и третья точка зрения, которую (правда, без особой аргументации) единодушно разделяет и автор Толковой Библии: речь идёт о потомках Сифа, третьего сына Адама и Евы, которые стали вступать в брак с девушками из рода Каина, проклятого братоубийцы. И это мнение находит серьёзную поддержку у отцов Церкви: его разделяли святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский и другие. Что касается 120-ти лет, Толковая Библия видит в них срок, отпущенный человечеству для исправления. «Исполины» понимаются там как испорченные, падшие люди, поскольку само их именование нефилим напоминает еврейский глагол нафал «падать», при этом их рождение никак не связано с этими незаконными браками.

* * *

Упрощённо говоря, можно сказать, что существуют две теории: сыны Божии как духи или Ангелы и сыны Божии как люди, особо благочестивые или особо могущественные. Как же возникли столь различные толкования? Если мы обратимся к самым ранним источникам, мы увидим полное единодушие: под «сынами Божиими» следует понимать падших духов. Некоторые рукописи греческого перевода Ветхого Завета в этом месте вместо слова «сыны» содержат слово «ангелы», а апокрифические «Книга Юбилеев» и «Завет двенадцати патриархов» рассказывают нам историю падения ангелов с земными девушками. Находим мы её у иудейских писателей эллинистического времени (Филона Александрийского и Иосифа Флавия) и у самых ранних христианских авторов.

Вот что сообщает Иосиф Флавий: «Потомки Сифа пребывали в продолжение семи поколений в непоколебимой вере, что Господь владыка всего существующего, и были всецело преданы добродетели. Затем же, с течением времени, они уклонились от отцовских обычаев в сторону зла, так как перестали питать необходимое благоговение к Богу и относиться справедливо к людям; то рвение к добродетели, которое они выказывали раньше, они заменили теперь вдвое большим злом во всех своих поступках. Вследствие этого Господь стал во враждебные к ним отношения. Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших всё хорошее». Обратим внимание, что Флавий тоже говорит здесь о потомках Сифа, но «сынами Божиими» оказываются вовсе не они. При таком подходе 120 лет – это максимальная продолжительность человеческой жизни, а исполины – дети, родившиеся от подобных браков.

Христианский апологет мученик Иустин Философ в своей «Второй апологии» пишет: «Бог, сотворивший весь мир, покорив земное человеку и устроив небесные светила для произращения плодов и для произведения перемен времени, постановив им Божественный закон (что, очевидно, Он сделал для людей), вверил попечение о людях и о поднебесном поставленным на это ангелам. Но ангелы преступили это назначение: они впали в совокупление с женами, и родили сынов, так называемых демонов: а затем, наконец, поработили себе человеческий род, частью посредством волшебных писаний, частью посредством страхов и мучений, которые они наносили, а частью через научение жертвоприношениям, курениям и возлияниям, в коих сами возымели нужду, поработившись страстям и похотям; и они посеяли между людьми убийства, войны, любодеяния, распутства и всякое зло. Поэтому и поэты и мифологи, не зная, что всё ими описываемое делали с мужчинами и женщинами, городами и народами ангелы и рождённые от них демоны, приписали это Самому Богу и сынам родившимся, как от семени Его».

Подобное говорят и другие раннехристианские писатели, например, святые Афинагор и Климент Александрийский , и некоторые иудейские авторы. Но уже в середине II века по Р. Х., как сообщает Талмуд, иудейский мудрец Шимон бар Йохай не просто настаивал на том, что здесь имеются в виду сыновья могущественных людей, но и проклял тех, кто и впрямь считал их сынами Бога, поскольку это звучало богохульно. Надо полагать, что в те времена христианская вера в Иисуса как Сына Божиего заставляла относиться к подобного рода отрывкам с особой подозрительностью. Отчасти об этом свидетельствует «Диалог с Трифоном иудеем» мученика Иустина Философа. Хотя это место из книги Бытия и не упоминается там прямо, но Трифон упрекает Иустина в том, что в его богословии ангелы согрешили и отпали от Бога, а для самого Иустина такое представление об ангелах тесно связано с верой во Христа как Сына Божиего.

* * *

Откуда же взялось объяснение, что сынами Божиими называются здесь потомки Сифа, третьего сына Адама и Евы? Его предложил малоизвестный христианский автор II века Юлий Африкан, и некоторое время оно оставалось не особенно популярным. Но потом с ним согласился святитель Кирилл Иерусалимский , которому довелось вступить в спор с императором Юлианом Отступником, возрождавшим язычество. Вероятно, император-язычник ссылался именно на это место как на свидетельство, что «сынов Божиих» и без Христа было достаточно, и Кирилл такое толкование решительно отверг в пользу версии Африкана.

Мы знаем её, прежде всего, из 22-й «Беседы на Бытие» святителя Иоанна Златоуста , где он со свойственной ему эмоциональностью спорит с неназванными оппонентами: «...нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всём говорят необдуманно... дабы вы простодушно не слушали тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их будто бы Писание назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими... не безумно ли говорить, будто ангелы снизошли до сожительства с женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с телами? ...Мы уже прежде сказали вам, что Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом („сей бо, говорит Писание, упова призывати имя Господа Бога“), то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род».

Казалось бы, если речь идёт всего лишь о том, что потомки Сифа стали брать себе в жёны девушек из потомков Каина, что особенного в таком поведении, почему оно должно приводиться как образец нечестия? Златоуст поясняет: «они устремились к этому делу не по желанию чадородия, но по неумеренной похоти... красота лица была для них причиною блудодеяния и необузданности». В соответствии с этим 120 лет трактуются как период, на который было отсрочено наказание, а исполины – просто как могучие люди, никакой прямой связи между этими браками и их рождением Златоуст не проводит.

* * *

Так что же на самом деле означает этот текст? Ответ в значительной мере зависит от уточняющего вопроса: для кого именно? Если говорить о том, что изначально хотел сказать автор и что увидели в тексте его современники, по-видимому, картина будет вполне однозначной. Все известные нам апокрифические, самые древние иудейские и христианские источники однозначно видят здесь указание на браки между павшими духами и земными девушками, другая возможность в них даже не рассматривается. Притом уже святой Иустин Философ связал этот рассказ с распространёнными среди языческих народов мифами о браках богов и смертных. Представления об этих браках, от которых рождаются великие цари и герои (исполины), действительно были широко распространены в древнем мире: именно так мифы описывали происхождение, к примеру, Гильгамеша, Геракла, Энея, Ромула и Рема. Для царя тех времён было вполне обычно заявить о своём неземном происхождении как о доказательстве своего права на власть.

Но разве могут демоны вступать в брак с земными женщинами? Тут можно вспомнить, что в Библии языческие культы постоянно сравниваются с блудом, с нарушением верности Единому Богу. Впрочем, тут даже не потребуется слишком много иносказательных пониманий – мы прекрасно знаем из Библии и других ближневосточных текстов о храмовых блудницах и всевозможных культах плодородия. Языческая религия такого типа неразрывно связана с оргиями, участники которых не просто удовлетворяли свою похоть, но действительно думали, что вступают в браки с божествами, которых они почитают. Те же Ромул и Рем, основатели Рима, родились, согласно преданию, от брака бога войны Марса и жрицы-весталки. И первые читатели или слушатели книги Бытия видели примеры подобных «браков» среди окрестных народов, а порой им предавались и сами израильтяне.

Но прошли века, подобные культы и мифы ушли в далёкое прошлое, зато появилось достаточно подробное учение об Ангелах и демонах как бесплотных духах. Теперь прежнее понимание загадочного эпизода из шестой главы Бытия выглядело спорным, да и опасным, пожалуй: как это девушки выходили замуж за ангелов?! Иудейским и христианским богословам просто необходимо было предложить новое объяснение. Так появились другие объяснения: иудеи, в основном, предпочли говорить о «сынах Божиих» как о правителях и могущественных людях, христиане – как о благочестивых потомках Сифа. С тех пор как появились эти толкования, в общем-то, не было предложено никаких новых гипотез и аргументов, и по сю пору библеисты повторяют примерно те же самые доводы в пользу одной из теорий.

Какое же толкование можно считать правильным? Ответ зависит от ответа на вопрос: для какой аудитории? Далеко не всегда можно говорить о едином, раз и навсегда данном значении того или иного библейского текста. Мы можем со значительной степенью уверенности утверждать, что автором и первыми слушателями и читателями он понимался так-то и так-то, но это понимание отчасти было обусловлено их картиной мира, которая с тех пор немало изменилась. Другие времена, другие задачи могут приводить толкователей к несколько иным решениям, которые будут востребованы в новом контексте. Именно так обычно и цитируют новозаветные авторы , понимая те же самые слова в несколько ином смысле и связывая древние пророчества непосредственно с евангельской историей.

Сегодня нам может показаться это удивительным, но такое постепенное раскрытие смысла в истории тоже можно считать частью Божественного замысла. Библия есть книга Церкви не в том смысле, что заперла её на ключ и никого к ней не подпускает. Эта книга живёт в Церкви, раскрывается в ней, получает в ней новое и более глубокое осмысление по действию того же Святого Духа, Который когда-то вдохновлял людей, написавших этот текст.

Бытие (6:1–4): сказано о сынах Божиих, исполинах, и человеках. Почему идет такое разграничение? И откуда они появились. Сыны Божии понятно, а в остальном – нет.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Под «сынами Божиими» вслед за древними экзегетами (святителями Кириллом Иерусалимским и Иоанном Златоустом, блаженным Августином, преподобным Ефремом Сириным, блаж. Феодоритом) принято понимать благочестивое потомство Сифа. Предположение, что здесь имеются ввиду ангелы, противоречит словам Иисуса Христа (Мк.12: 25). Дочерями человеческими названы потомки Каина.

«В то время были на земле исполины» (6:4). В еврейском тексте стоит "нефилимы". В Библии, кроме процитированного места, это слово встречается еще только в книге Чисел (13:34). Здесь они названы "сынами Енаковыми, от исполинского рода". Вряд ли между ними может быть этническая связь, потому что нефилимы, упомянутые в книге Бытия, погибли в водах потопа. В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста (Вт.2:10:11; 2:20-21; Нав.12:4; 13:12), но в еврейском тексте употреблено другое слово — рефаимы. Предполагают, что одним из потомков их был житель филистимского города Гефы Голиаф, который был ростом "шесть локтей и пяди" (ок. 2 м. 92,5 см.) (1Цар.17:4).

Поскольку корень слова нефилим означает "разрушать, ниспровергать, развращать", то, возможно, что в тексте имеется в виду не громадный их рост, а бездуховное и безнравственное состояние. Это подтверждается следующим (5-м) стихом: "И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время". Поскольку эта всеобщая испорченность была глубокой и необратимой, то и был наведен всемирный потоп.

Сыны Божии, дочери человеческие, Сын человеческий

В книге Бытия есть известное место, с очевидной трактовкой которого спорил еще Иоанн Златоуст:

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.»

Очевидная трактовка этого места состоит в том, что «сыны Божии» – это те, кого мы сегодня называем ангелами, а раньше называли «богами», а «дочери человеческие» – это женщины из рода Адама, то есть человеческие женщины.

Такая точка зрения подтверждается не только апокрифами (рекомендую интересующемуся читателю обратить внимание на «Книгу Еноха»), и не только всеобщим для древнего мира убеждением, что раньше боги с небес жили на Земле среди людей. Но и каноническим текстом Библии, как вы увидите ниже.

Св. Иоанн Златоуст спорит с этой трактовкой (см. Святитель Иоанн Златоуст, Беседы на книгу бытия, беседа 22), утверждая, что ангелы – это бесплотные духи, и не могут иметь плотского вожделения. Меж тем бесплотность ангелов сама по себе есть идея весьма и весьма сомнительная, которую сперва следовало бы хоть как-то обосновать. И обосновать не благочестивыми рассуждениями, а свидетельствами, ибо в данном случае речь идет о выяснении факта . А не того, как Церкви кажется благопристойно представлять себе ангелов.

Вот например, каким предстает херувим в книге пророка Иезекииля, в главе 28:

«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои…»

Итак, мы видим здесь… бывшего херувима! Бывшего, подчеркиваю – то есть херувим это как бы должность. Херувима, который позднее нашел себя на политическом и торговом поприще, в роли царя богатого города Тира. Интересно, не правда ли? Как вы считаете, этот тщеславный любитель власти и торговли, ангельского происхождения – мог входить к «дочерям человеческим»?

Итак, книга Бытия отчетливо противопоставляет человеческий род какому-то другому. Не видеть этого, отрицать это – означает навязывать свое представление взамен того, что сказано в тексте Писания.

Ведь зачем-то в Писании сказано именно так. Если бы при упоминании «сынов Божиих и дочерей человеческих» речь шла, как предполагает Златоуст, о сынах Сифа и Еноса и дочерях Каина, то почему же так прямо не сказано в Писании?

Кроме того, мы видим и далее в Библии, в частности в вышеприведенном отрывке, что выражение «сын человеческий» весьма устойчиво. Если «дочери человеческие» – это дочери Каина, то пророк Иезекииль, которого Бог именует «сын человеческий» – тоже потомок Каина?

Далее, следует заметить очевидное: все потомки Адама являются людьми, то есть сыновьями и дочерями человеческими. Использование выражения «дочери человеческие», якобы для отделения одних людей от других – это совершенно надуманная конструкция. Тем более это странно звучало бы для книги Бытия, в которой только что рассказано о сотворении человека, и тут же якобы под «дочерьми человеческими» имеются в виду уже только потомки Каина.

Наконец, Каин – это обычный человек, сын Адама. Другие дети Адама – его ближайшие родственники. Генетически он от них не отличается, он такой же человек. С какой же тогда стати, простите, от связи его дочерей с дочерями Сифа или Еноса должны рождаться гиганты-исполины?

Главное же и самое интересное здесь то, что именно Сыном человеческим стал позже называть Себя Христос. Причем называет Он так Себя неоднократно, как бы подчеркивая суть происходящего с Ним и Свою роль на Земле. Подчеркивая, что Он сейчас, на Земле, стал одним из сынов человеческих. То есть, это выражение идет еще с книги Бытия, оно пронизывает весь Ветхий завет и переходит в Новый. В Ветхом завете сынами и дочерьми человеческими названы потомки Адама, а в Новом так себя называет Христос.

Другими словами, мы имеем место с устойчивым термином, характерным для обоих Заветов. Причем и в Ветхом, и в Новом завете термин «сын человеческий» используется в прямой речи Бога к людям (см выше в цитате, как Господь называет пророка Иезекииля). «Сын человеческий» – это устойчивая форма обращения Бога к людям, и это же прозвание позднее принимает на себя, многократно подчеркивая это, Христос.

Не видеть этого – странно. А видеть – тоже странно, ибо если с самого начала человеческой истории в ней принимали участие представители иной расы, не человеческой, то это меняет всю парадигму Священной истории. И позволяет взглянуть другими глазами на миссию Христа.

Из книги «Оправдавшись верою…» Комментарий на Послание ап. Павла к Римлянам автора Ваггонер Эллет

Сыны Божии (Рим. 8:9-17) 9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия автора

Лекция 3 Авель, Каин и Сиф – дух, плоть и душа. Сыны Божьи и дочери

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Кто такие сыны Божии, почему сатана оказался в их числе и почему он беседует с Богом довольно фамильярно? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряСловосочетание «сыны Божии» в Библии применяется как к людям, достигшим духовного совершенства (Ин.1:12;

Из книги Закон и заповеди в Новом Завете автора Щедровицкий Дмитрий Владимирович

Кто такие сыны Божии, дочери человеческие и исполины (Быт.6:1–4)? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПод «сынами Божиими» вслед за древними экзегетами (святителями Кириллом Иерусалимским и Иоанном Златоустом, блаженным Августином, преподобным

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Заповеди Божии и человеческие Вопрос 1 Kто занимается изъяснением закона? Ответ Священники и пророки - Мал. 2, 7; Втор. 18, 19. Книжники и фарисеи - Матф. 23, 2-3. Законники - Лук. 11, 46. Вопрос 2 Кто имеет право изъяснять закон? Ответ Те, которые изъясняют не сами собою, но будучи

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Сыны Божии и дочери человеческие. Бытие 6:2 Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

2. тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал "тогда сыны Божий увидели дочерей человеческих..." Это - одно из труднейших для толкования мест из Библии; главная трудность его заключается в определении того, кого

Из книги Афоризмы. Священное писание автора Носков В. Г.

4. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди "В то время были на земле исполины..." Предпотопное человечество именуется "исполинами", в подлинном

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие "И сошел Господь посмотреть..." Всеведующему не нужно воочию видимое нисхождение, так как Ему открыты все, даже самые сокровенные помышления человеческого сердца (Иер. 11:20; 17:10; Пс. 7:10; 1 Пар.

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

2. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. 3. Иокшан родил Шеву, (Фемана) и Дедана. Сыны Дедана были: (Рагуил, Навдеил,) Ашурим, Летушим и Леюмим. 4. Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры Шесть сынов Хеттуры были

Из книги автора

8. Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим. 9. Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми. 10. Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки. 11. Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари. 12. Сыны Иуды: Ир и Онан,

Из книги автора

22. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, (Мк. 9:30, 31; Лк. 9:43, 44). Вульгат. Conversantibus autem eis in Gabilea. Греческое слово????????????? указывает на тесное сближение, пребывание вместе, с исключением посторонних лиц. С этим согласны

Из книги автора

СЫНЫ АДАМА И ДОЧЕРИ ЕВЫ И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.(Быт. 2. 18)И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт. 2. 22)Потому оставит человек отца своего и мать свою и

Из книги автора

Намерения человеческие и Божии Горе тем, кто беззаконие замышляет,кто и спать ложится с мыслью о злодействе!Совершить его поутру спешат они,ведь это в их силах!2 Глянется им поле чужое - приберут его к рукам,понравится им дом какой - присвоят и его;заберут не только дом, но

Из книги автора

Монахи – сыны Божии Так доставляйте же все нужное своим братиям, и духовное и телесное, <418> и постоянно побуждайте их также к нужным работам, соединяя человеколюбие с суровостью, доброту со строгостью, повелительность со снисхождением, кротость и мягкость с чистотою и

mob_info