Ценности и нормы обществознание. Социальные нормы и ценности общества. Формы существования ценностей, их признаки и особенности

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми.Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.

Социамльные номрмы -- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Социальная норма выполняет следующие функции.

  • 1. Нормы призваны ориентировать и регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений.
  • 2. социализирует личность;
  • 3. оценивает поведение;
  • 4. Предписывает модели должного поведения.
  • 5. Средство обеспечения порядка.

Индивид становится личностью в ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих ценностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен: это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с общественными идеалами. Ценности -- это не то, что можно купить или продать, это то, ради чего стоит жить.

Важнейшая функция социальных ценностей -- играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий.

Основная функция социальных ценностей -- быть мерилом оценок -- ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:

  • 1. То, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, -- то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);
  • 2. То, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
  • 3. То, что не одобряется, порицается и -- на крайнем полюсе системы ценностей -- предстает как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Социальные нормы и ценности – это правила поведения людей, установленные в обществе. Их можно назвать образцами, эталонами, своего рода ориентирами, границами, очерчивающими рамки дозволенного применительно к тем или иным условиям человеческой жизнедеятельности. Не стоит забывать, что для людей одним из главных условий существования в окружающем их мире является умение взаимодействовать с себе подобными.

Социальные нормы принято делить на несколько видов:

  • правовые;
  • морали;
  • политические;
  • религиозные;
  • эстетические.

Давайте рассмотрим их немного детальнее. Например, правовые нормы – это правила поведения, имеющие конкретную форму. Они устанавливаются государством и поддерживаются всеми законными методами, в том числе и силовыми. Стоит особо отметить, что эти нормы в обязательном порядке выражены в официальной форме, например, в виде законов. В каждом конкретном обществе, то есть государстве, может существовать только лишь одна правовая система.

Нормы морали – это правила поведения людей. Они являются четким выражением представлений, например, о хорошем и плохом либо о добре и зле и так далее. В обществе традиционно их нарушение встречают с неодобрением. Как правило, человеку, не соблюдающему данные нормы, приходится сталкиваться со всеобщим осуждением.

Политические – здесь название говорит само за себя. Поэтому в данном случае можно обойтись кратким пояснением. Они, по сути, регулируют политическую деятельность внутри общества.

Религиозные – это правила поведения, которые были сформированы нашими предками и записаны в священных книгах. Ну а эстетические нормы закрепляют представление человека о прекрасном и безобразном, об изящном и грубом и так далее.

Если говорить в целом, то нужно сказать, что современное общество устанавливает четкие рамки и границы поведения людей. Они, конечно же, могут отличаться в разных странах, однако главные особенности здесь, по сути, одинаковы для всех. Нарушившего нормы законодательства (то есть правовые) человека могут отправить в тюрьму. С другими же не все столь однозначно. Например, нарушителя религиозных норм вполне способны отлучить от церкви, однако об ограничении свободы речь здесь уже не идет.

Получается, что человеку, с одной стороны, предоставляется определенная свобода действий. Вместе с тем с другой – существуют четкие рамки и границы, выходить за которые крайне нежелательно. Естественно, что люди, действуя в рамках определенной свободы, все равно ведут себя по-разному. При этом чем более развитым является общество, в котором он живет, тем шире предоставляемая там свобода, но, тем не менее, выход за пределы дозволенного карается также гораздо жестче.

Здесь стоит отметить один очень важный момент. Общество в любом случае воздействует на поведение человека с помощью установленных социальных норм – в подавляющем большинстве случаев люди просто вынуждены им подчиняться. Те, кто нарушает правила, должны быть готовы к тем или иным санкциям в свой адрес. Все очень просто – существование в обществе требует уважительного отношения к установленным нормам. В ином случае ситуация может полностью выйти из-под контроля.

В обществе социальные нормы имеют чрезвычайно важное значение, поскольку они способствуют объединению индивидов в группы, регулируют общий процесс социализации, являются эталонами поведения и контролируют разного рода отклонения. Иными словами, это хранители ценностей и стражи порядка, отображающие то, что наиболее ценно для этой группы индивидов или для общества.

Социальные ценности

Теперь давайте рассмотрим еще один аспект. Если с нормами, в принципе, все понятно, то социальные ценности – это гораздо более широкое и многогранное явление. Они априори важны для каждого человека, ведь однажды принятые решения в большинстве случаев становятся линией поведения, которую люди затем стараются придерживаться ежедневно на протяжении всей их жизни. Получается, что социальные ценности являются способом детерминации и регуляции поведения индивида. Они помогают человеку отличить существенное от бессмысленного, значимое от ненужного, и так далее.

Подробно изучавший социальные ценности российский психолог Дмитрий Леонтьев выделил 3 формы существования:

  • общественные идеалы;
  • их предметное воплощение;
  • мотивационные структуры.

При этом ученый отметил, что каждая из них способна перетекать в другую.

В жизни человека часто бывает так, когда одна система ценностей подтверждается, тогда как другая просто отбрасывается из-за своей несостоятельности. В итоге возникает своеобразная иерархия, содержащая в себе понятия, применимые для каждого человека.

Социальные ценности у каждого формируются индивидуально, поскольку даже в пределах одного общества очень сложно найти двух людей, у которых они бы были абсолютно одинаковыми. Зачастую человеку приходится сталкиваться с достаточно сложным моментом, когда его принципы не соответствуют или даже полностью противоречат новым системам. Кроме того, нередки ситуации нестыковок между реальной жизнью и теоретическими основами. Здесь уже начинается процесс формирования многослойных систем, в которых зачастую провозглашаемые ценности расходятся с реалиями.

Социальные ценности формируются у человека, начиная с раннего детства. Главную роль в данном процессе играют люди, окружающие того или иного индивида. Особо стоит выделить семью, поскольку именно подаваемый родителями пример формирует в голове у ребенка те или иные ценности. Конечно, по мере взросления ребенка, определенные изменения просто неизбежны. Тем не менее те базовые основы, которые были заложены родителями, такие, например, как представление о хорошем и плохом, будут оставаться с человеком в течение всей его жизни.

Социальные ценности - это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

  • смысложизненные ценности - представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
  • универсальные ценности - жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
  • ценности межличностного общения - честность, бескорыстие, доброжелательность;
  • ценности общественного признания - трудолюбие, социальное положение;
  • демократические ценности - свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.

На основе социальных ценностей формируются социальные нормы.

Социальные нормы

Социальные нормы - установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями .

Признаки социальных норм:

  • Являются общими правилами для членов общества.
  • Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
  • Направлены на регулирование общественных отношений.
  • Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
  • Возникают в процессе исторического развития.
  • Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

  • Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  • Предписание - указание на требуемое действие.
  • Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

Виды социальных норм

Социальные нормы многообразны по форме и содержанию, как и социальные отношения, которые они регулируют. Основные разновидности социальных норм:

Обычаи - Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения.

Традиции (по сути своей являются разновидностью обычая) - ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества.

Нормы морали - правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе .

Правовые нормы - установленные или санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения.

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные общественными организациями.

Политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами.

Религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.

Нормы этикета - формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества.

Эстетические нормы - представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей, повседневной социальной практике.

Выполнение норм, в зависимости от их вида, контролируется общественным мнением, соответствующими социальными институтами и официальными организациями, внутренними психологическими установками индивида.

По степени обязательности исполнения выделяют следующие виды норм:

  • побуждающие (стимулируют желательную для общества деятельность индивида);
  • запрещающие (указывают на действия, которые нельзя совершать, определяют границы дозволенного);
  • обязывающие (указывают на обязательные правила поведения и способы деятельности);
  • рекомендательные (указывают на желательные, но не обязательные варианты поведения).

По критерию формальности различают такие социальные нормы, как:

  • писаные
  • неписаные.

Писаные нормы формально зафиксированы в правовых актах (конституции, уголовном праве и др.), их соблюдение контролируется государством. Неписаные нормы представляют собой правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами .

Социальные нормы - образы общественных отношений, модели человеческого поведения , непременно имеющие предписательный характер и действующие в рамках определенной культуры. То, что социальные нормы характеризуются относительной устойчивостью, повторяемостью, общностью, позволяет говорить о них как законах. И точно так же как все законы социальные нормы проявляются и действуют в общественной жизни необходимо. Социальные нормы обусловлены человеческим, общественным сознанием. Именно это принципиально важное обстоятельство и определяет качественную специфику социальных норм, отличающую их от норм-законов, действующих в природе. При этом связь с человеческим (общественным и индивидуальным) сознанием реально находит свое выражение в двух планах - генетическом, связанном с происхождением социальных норм, и прагматическом, касающемся управления человеческим поведением, регуляции (организации) общественных отношений.

Наиболее важной функцией, выполняемой социальными нормами, является управление человеческими взаимоотношениями и поведением.

Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так:

Нормы - правила поведения,

Ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.

Ценностная ориентация выражает направленность личности на определенные нормы и ценности. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами». Все исследователи подчеркивают регулирующую функцию ценностных ориентаций, определяющих поведение личности, ее цели и мотивы.

Формирование ценностных ориентаций в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится. Становление и развитие структуры ценностных ориентаций - процесс сложный, совершенствующийся в ходе развития личности. Люди одного возраста могут иметь различные ценности. Структура ценностных ориентаций людей одного возраста указывает лишь на общую тенденцию их развития, в жизни каждого человека пути развития ценностей могут быть различными. Однако, зная общую тенденцию развития ценностей в каждом возрасте и учитывая индивидуальный опыт, можно направлять развитие мировоззрения личности и соответствующим образом влиять на этот процесс.



Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения. Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию "ценность". Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей они выстраиваются в определенный взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций, необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.

Все мы, поскольку живем в обществе себе подобных, обречены выбирать линию поведения в их среде. Из поведенческих реакций - как наших собственных, так и чужих - мы узнаем, приняты ли мы той или иной социальной группой, являемся лидерами или аутсайдерами, определяем ли в чем-то поведение других или же это другие преимущественно определяют наше собственное поведение.

В разных ситуациях - в разном социальном контексте - одни и те же люди ведут себя по-разному. Поведение людей определяется ценностями. В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих ценностей - тем, какие из ценностей для них доминируют, а какими можно всегда или ситуативно поступиться.

Социальные ценности - это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Такие представления более многообразны, чем индивидуальные ценности. Они определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах.

Поскольку каждый человек входит не в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые. Групповые ценности классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные.

Те ценности, которые действительно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не становятся, как бы они ни были хороши и желательны.

Существуют также позитивные оценки человеческих поступков и действий, которые никогда не становятся социальной нормой потому, что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке. К примеру, в любом обществе почитаются герои как идеал храбрости и самоотверженности и святые как носители идеала возвышенной морали и любви к ближнему. Но история не знает общества, которое бы состояло только из героев или святых. Таким образом, некоторые социальные ценности всегда остаются эксклюзивным недосягаемым образцом. Нормой же становится то, чего в принципе можно потребовать от поведения каждого.

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может. Для того, чтобы норма стала нормой, должна иметься возможность противоположного выбора.

Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Нормы предписывают всем членам данной группы в такой-то ситуации вести себя строго определенным образом, и это нормативное предписание подкрепляется угрозой социальных санкций в случае невыполнения и ожиданием поощрения в случае выполнения.

mob_info