Самые значимые мечети для мусульман. Мусульманские святыни: Мечеть Пророка в Медине (Масджид ан-Наби) История мединской мечети

Медина (Мадинат Ан-Набий, Мадина Мунаууарра) – так в наше время называется один из городов в западной части Аравийского полуострва, который раньше носил название Ясриб.

Своей всемирной известностью город обязан тому, что в него из Мекки переселился Пророк Мух аммад, мир Ему, заложив основу современной Исламской Уммы (Общины), объединив тех мусульман, которые переехали в Медину (муhаджиров), с теми верующими, кто жил в этом городе (ансарами). В трудную минуту ансары приняли своих единоверцев из Мекки, оказав им бескорыстную помощь, желая лишь получить благо в мире следующем. В Медине Пророк Мух аммад, мир Ему, прожил 10 лет, призывая людей к Единобожию. Многие отозвались на Его призыв. Умер Посланник Аллаhа также в Медине, в возрасте 63 лет, в этом городе Он и похоронен.

Мечеть Пророка была постороена сразу, как только Посланник Аллаhа, мир Ему, переехал из Мекки в Медину. Когда Он умер, то был похоронен в комнате своей жены - ‘А`иши, дочери Абу Бакра.

Первое расширение мечети было осуществлено во времена Халифа ‘Умара ибн Аль-Хатт аба, который присоединил к мечети часть земли с северной стороны и застроил ее. Халиф Уалид ибн ‘Абд Аль-Малик расширил и перестроил мечеть, внеся новые архитектурные элементы, такие как балконы, минареты, ниши (михрабы). При жизни Пророка Мух аммада, мир Ему, минаретов не строили. Поэтому это считается нововведением, которое было одобрено Шари‘атом (бида‘ х асана). В это же время к мечети были присоединены комнаты жен Пророка, мир Ему. Кардинальные архитектурные изменения мечеть претерпела во время правления Султана Мах муда II.

Над комнатой Пророка Мух аммада, мир Ему, был построен большой купол зеленого цвета сделанный из свинца. Османский Султан ‘Абд Аль-Маджид I полностью перестроил мечеть за исключением комнаты Пророка Мух аммада, мир Ему. В настоящее время возле мечети возвышается десять минаретов, шесть из которых высотой 99 метров построены недавно. Мечеть насчитывает 2104 колонны, которые образуют ряд галерей и внутренних двориков. Над ней имеется 27 куполов, образующих 27 открытых дворов. Купол автоматически открывается, позволяя в хорошую погоду проветривать помещение. Все постройки мечети сооружены в Исламском архитектурном стиле, придавая мечети неповторимый восточный колорит. Отделка новых построек сделана так, чтобы максимально сохранить внешний вид мечети, характерный для первого расширения здания. Окна, перила и двери украшены тонкими искусными узорами, которые сочетаются с мрамором самых изысканных оттенков. Все это придает мечети Пророка, мир Ему, особо торжественный вид.

Потряс мусульман во всём мире. Чтобы непосвящённый читатель имел представление о значимости этого архитектурного комплекса и его особенностях, предлагаем данный материал.

Мечеть Пророка Мухаммада в Пресветлой Медине – один из центров паломничества мусульман, оформившийся в самый крупный после Заповедной Мечети в Мекке архитектурный комплекс подобного рода. В результате обширной реконструкции прилегающей к старинному памятнику территории, осуществленной в 1990-х гг. под патронажем нынешнего короля Саудовской Аравии Фахда ибн Абдуль-Азиза, мусульманская святыня обрела блистательное обрамление.

Тысячи и тысячи паломников, прибывающих сюда во время хаджа, нескончаемыми потоками стекаются на заповедную территорию, охваченную величественной и монументальной внешней стеной, которая замыкает теперь весь ансамбль. Шесть новых, необыкновенно высоких и стройных минаретов с множеством балкончиков подчеркивают грандиозный масштаб памятника. Молитвенные залы незаметно вбирают в себя огромные количества молящихся. Эти новые залы-дворики, над которыми скользят раздвижные купола – вторжение современной строительной технологии, – лишь знаменуют подходы к собственно святыне, словно бережно запеленатой рядами аркад и молитвенных зал.

Днем яркое солнце нивелирует все постройки комплекса, которые приобретают однообразный песочный цвет, и лишь зеленый купол над могилой Пророка (мир ему и благословение) выявляет его главную ось; вечером, в лучах торжественной иллюминации, ярче других светятся четыре исторических минарета в углах Мечети Пророка ﷺ , уже четырнадцать веков притягивающей взоры мусульман мира.

Прославленная святыня, на многие века определившая развитие архитектуры мечети, Мечеть Пророка ﷺ не была задумана Мухаммадом (мир ему и благословение) как культовое здание. Этот факт, на первый взгляд парадоксальный, подтверждается многочисленными преданиями о жизни Пророка (мир ему и благословение).

Согласно традиции, Пророк ﷺ въехал в Медину верхом на верблюде, ведомом Абу Бакром (да будет доволен им Аллах), в окружении племени бану Наджар. Верблюд Пророка (мир ему и благословение) остановился на участке напротив дома Абу Аюба аль-Ансари. в квартале бану Наджар. Пророк (мир ему и благословение) делил кров с Абу Аюбом в течение семи месяцев после прибытия в Медину. Почти сразу он принял решение выкупить участок земли напротив и построить здесь дом.

Земля принадлежала двум сиротам, Сахлю и Сухайлю, и Мухаммад (мир ему и благословение) купил ее за 10 динаров, отказавшись принять в дар. Покрытый могилами и руинами участок был в запустении, здесь росли пальмовые деревья, он использовался для содержания верблюдов и более мелких домашних животных. Сначала место строительства будущего дома Пророка (мир ему и благословение) было хорошо расчищено, а пальмы выкорчеваны – их стволы и ветви использовали как строительный материал.

Строительство дома для Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его семьи традиция приписывает самому Пророку (мир ему и благословение) и его ближайшим сподвижникам. Из обожженного на солнце кирпича были выложены стены просторного двора, поставленные на каменный фундамент. На северной стороне, первоначально оставленной открытой, был сооружен навес: стволы выкорчеванных пальм стали опорами для крыши из пальмовых листьев, обмазанных глиной. С наружной стороны восточной стены из тех же материалов были построены комнаты (худжры) для жён Пророка ﷺ . Входы в эти скромные жилища открывались во двор и занавешивались тканью или ковром. Некий Абдулла ибн Язид видел эти комнаты перед тем, как они были разрушены по приказу аль-Валида, и он оставил такое описание: «Там были четыре дома из кирпича-сырца, с комнатами, разделенными ветвями пальм, и пять домиков из пальмовых ветвей, скрепленных (обмазанных) глиной и не разделенных на комнаты. Двери были закрыты черными занавесями. До крыши можно было достать рукой».

Напомним, что именно в Медине, по прошествии нескольких месяцев со дня прибытия сюда Пророка (мир ему и благословение), произошло обретение истинной киблы мусульман. Известно, что первые 16 или 17 месяцев пребывания Пророка (мир ему и благословение) в Медине киблой мусульман было направление на Иерусалим. Однако в одной из сур мединского периода прозвучало (смысл): «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Заповедной Мечети. И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону » (2:139).

В устройстве двора дома Пророка (мир ему и благословение), ставшего местом коллективных молений, перемена киблы ска-залась следующим образом: аркада вдоль северной стены, названная суффой, была сохранена, – под ней находили приют сподвижники (ахль ус-суффа) Пророка (мир ему и благословение); на южной стене, ориентированной на Мекку, был построен более глубокий навес, образующий обширное затененное пространство – зулла. Здесь Пророк (мир ему и благословение) проповедовал, опершись о пальмовый ствол.

По сути, самая ранняя мечеть (масджид) была двором дома Пророка (мир ему и благословение) и не имела черт священного здания. Сюда свободно заходили путники, искавшие Пророка (мир ему и благословение), – один из них даже въехал на верблюде; здесь сооружались палатки и хижины, а в суффе жило много бедных людей; здесь велись деловые разговоры, и люди вели себя очень свободно. Но главное – это было место встречи верующих и место общей молитвы, поэтому оно стало с самого начала чем-то большим, чем просто личный двор Пророка (мир ему и благословение).

Построенная в первом году хиджры, Мечеть Пророка (мир ему и благословение) пережила впоследствии череду ремонтов и расширений. Считают, что в 7-ом г. хиджры Пророк (мир ему и благословение), вернувшись после столкновения с арабскими племенами, решился на обновление своего дома. В результате изменений участок приобрел очертания квадрата со стороной 50 м, его площадь была примерно 2475 кв. м. Дом Пророка (мир ему и благословение) был окружен домами его сподвижников: с востока жили Абу Аюб (да будет доволен им Аллах) и Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах); с юга проживал Умар (да будет доволен им Аллах), к западу – дядя Пророка (мир ему и благословение) Аббас (да будет доволен им Аллах) и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), к северу – Абдуррахман ибн Ауф (да будет доволен им Аллах). В результате более поздних расширений мечети эти дома были утрачены. Заболевший Пророк (мир ему и благословение) оставался в комнате Айши (да будет доволен им Аллах) и был погребен там после смерти. Через два года и три месяца не стало Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), через десять лет – Умара (да будет доволен им Аллах); тела их погребены там же.

Обновление мечети, предпринятое в первые годы после смерти Пророка (мир ему и благословение), при халифах Умаре (да будет доволен им Аллах) и Усмане (да будет доволен им Аллах), было связано с тем, что Медина оставалась главным городом Халифата, община ее росла, и старая мечеть в ее прежних границах уже не вмещала всех желающих, тем более что Мечеть Пророка (мир ему и благословение) была общественным и политическим центром общины, где мусульмане обсуждали важные проблемы, принимали общие решения. Также она была образовательным центром. Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) при расширении Мечети Пророка (мир ему и благословение) руководствовался, прежде всего, этой необходимостью, и характер постройки почти не был нарушен. Худжры жен Пророка (мир ему и благословение), прилегающие к восточной стене, не были затронуты, двор был расширен на запад, а к югу и к северу были добавлены затененные аркады – реваки, так что с юга к территории мечети был присоединен дом Аббаса (да будет доволен им Аллах). В трех стенах было устроено по два входа, – люди могли быстро заполнить мечеть по призыву имама. К тому же, при Умаре (да будет доволен им Аллах) были использованы те же материалы, что и во времена Пророка (мир ему и благословение). Соображения необходимости и практичности явно преобладали в строительстве в тот период, и об этом высказывание самого Умара (мир ему и благословение), который будто сказал: «Дай людям укрытие от дождя, но заботься о том, чтобы не сделать его красным или желтым, чтобы не сбить их с пути истинного ». Через 12 лет халиф Усман (да будет доволен им Аллах) расширяет мечеть почти на 500 кв. м., используя другие материалы: аркады, окружающие двор, замыкаются стеной из камня; пальмовые стволы заменяются каменными опорами, возводится крыша из прочного тикового дерева, привезенного из Индии. В стене киблы впервые сооружается михраб, и поныне известный как михраб Усмана (да будет доволен им Аллах).

Правление халифов династии Омейядов Абдуль-Малика и его сына аль-Валида I (705-715 гг.) отмечено созданием великих памятников архитектуры, надолго ставших образцами для мусульманских зодчих. Желание соперничать с великолепием христианских церквей в Иерусалиме и на других завоеванных территориях побудило Омейядов обратиться к помощи византийских архитекторов и декораторов. Именно они возвели Большую Мечеть в Дамаске, украсив ее смальтовой мозаикой.

Мечеть Пророка (мир ему и благословение) в Медине не осталась в стороне от этих нововведений. Известно, что во время ее реконструкции при первых Омейядах были приглашены ремесленники-христиане, которые богато украсили интерьеры мечети мрамором и мозаиками, перламутром и золотом. Контраст с прежней простотой был разительным, и аль-Валид, посещая обновленную им Мечеть Пророка (мир ему и благословение) в 93/712 г., даже заметил: «Мы строили в стиле мечетей, вы построили в стиле церквей ». Кроме того, четыре минарета были выстроены по углам здания мечети.

Пожалуй, главным преобразованием мечети при Омейядах стало включение в ее территорию комнаты Айши (да будет доволен им Аллах), получившей название худжры Пророка (мир ему и благословение). Жилища жен Пророка (мир ему и благословение) сохранялись в их первоначальном виде до перестройки мечети аль-Валидом. Айша (да будет доволен им Аллах) всячески оберегала захоронение, воздвигла перед ним стену, предупреждая таким образом желание посетителей взять на память немного земли с могилы Пророка (мир ему и благословение). Аль-Валид выкупил все сохранившиеся прилегающие к мечети постройки, снес их и построил новые дома поодаль. Над местом захоронения Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников, названным ар-Рауда – «Сад», была возведена пятигранная постройка, позднее перекрытая куполом. С ростом почитания Пророка (мир ему и благословение) устанавливалась традиция паломничества в Медину. Дошедший до нас хадис гласит: «Можно сесть в седло, чтобы посетить три мечети: Заповедную Мечеть, Мечеть Пророка (мир ему и благословение) и Отдаленнейшую Мечеть»; он отражает практику, установившуюся в конце правления Омейядов.

В самом начале правления династии Мамлюков (1250-1517 гг.) древняя мечеть переживала тяжелые испытания. В пятницу в начале рамадана 654/1256 г. в мечети возник пожар, охвативший всю постройку,– почти вся она сгорела. Аббасидский халиф Мустасим во время хаджа 655/1257 г. прислал мастеров, инструменты и материалы, чтобы начать восстановление мечети. Дерево и другие строительные материалы были присланы из Йемена и Египта, а возведение мечети закончилось уже при султане Бейбарсе. За длительный период мамлюкского патронажа в Аравии Мечеть Пророка (мир ему и благословение) не раз ремонтировалась и обновлялась. Султаны Калаун, Барсбей, Каитбей стремились не увеличить площадь молитвенного пространства, но с помощью дорогих и редких декоративных материалов придать ему вид драгоценности.

Мечеть украшалась, особое внимание уделялось территории ар-Рауда аль-Мутаххара («Благословенный Сад») – так называлась площадка между худжрой Пророка (мир ему и благословение) его минбаром, которая была связана в мусульманском предании с местом, где проповедовал и предстоял на молитве Мухаммад (мир ему и благословение). Во второй раз большая часть мечети пострадала от огня, когда в 886/1481 г. в вершину главного минарета ударила молния. Сгорело все, за исключением худжры Пророка (мир ему и благословение) – михраб, минбар, рукописные книги и древние списки Корана. 100 мастеров, присланные из Египта султаном Каитбеем, восстанавливали сначала минареты и стену киблы. Впервые над худжрой Пророка (мир ему и благословение) был воздвигнут обширный купол. Примечательно, что в мечети была сохранена память о прежней, времен Пророка (мир ему и благословение), стене киблы, в виде ограды примерно в метр высотой, в которой было устроено несколько проходов. Возле ограды находился минбар, между ним и худжрой Пророка (мир ему и благословение) был возведен михраб Пророка (мир ему и благословение); посреди значительно увеличившегося зала была построена мраморная площадка-возвышение для муэдзинов.

Позднейший период истории мединской мечети – самый длительный: он охватывает четыре столетия и связан с историей Османской империи. Турецкие султаны прославились как устроители благотворительных учреждений на обширной подвластной им территории. Историк XVI в. Бидлиси, например, характеризуя благочестивые деяния султана Мехмета (начало XV в.), их почитание и возвеличение! пишет: «Для обеих почитаемых святынь – да умножит Господь – они определили по вакфу, дабы ежегодно доходы с них туда отсылались и расходовались по усмотрению обладателя вакфа ». В 1517 г. османское завоевание достигло Египта, и турецкий султан Селим Явуз принял в Каире ключи от Мекки и Медины, а также священные реликвии, принадлежавшие отныне османскому дому.

Султан провозгласил себя служителем Двух Святынь (хадым уль-Харамейн), и внимание к мечетям Мекки и Медины, давно ставшее традицией, со стороны двора было удвоено. Потребности и расходы служителей, присматривающих за мечетью, тщательно обеспечивались службами султанского двора. Прославленный строитель султан Сулейман Великолепный, заботясь о нуждах паломников, посещающих Мечеть Пророка (мир ему и благословение), по сведениям того же Бидлиси, возвел «В Пресветлой Медине исполненную благодати обитель и назначил достаточно вакфов, чтобы каждое утро и вечер там давали беднякам пропитание». Пожертвования в Мечеть Пророка (мир ему и благословение) вносили и представители османской знати. Вплоть до первых десятилетий XX в. в Стамбуле ежегодно происходили «Сюрре алайы» – сбор процессии в Мекку и Медину с дарами османских султанов и празднество по этому поводу. От ХV–ХVI столетий в мечети сохранились несколько новых вкраплений. Например, так называемый михраб Сулеймана был создан в 860/1455 г. к западу от минбара Пророка (мир ему и благословение), причем сначала он носил имя михраба Ханафитов. В 938/1531 г. султан Сулейман Великолепный приказал обновить его в белом и черном мраморе, а в 980/1572 г. Селим II украсил его изразцами с золочением. В 1233/1817 г. Мехмет II возвел купол над худжрой Пророка (мир ему и благословение), а в 1255/1839 г. отремонтировал его и покрасил в зеленый цвет. При нем порядок ремонта, отправка и подготовка технического персонала, оплата расходов были отлажены и выполнялись неукоснительно.

Самые обширные работы в османское время были проведены уже в XIX в. при султане Абдуль-Маджиде. Шейх Мечети Пророка (мир ему и благословение) Давут-паша доложил султану, что мечеть уже около 400 лет не ремонтировалась в полном объеме, и каждый новый день прибавляет новые разрушения. Султан поручает послать специалистов, которые должны изучить дело; после получения соответствующего рапорта он приказал приступить к ремонту. Он сам выбрал в своем окружении чиновников, которые должны были присматривать за ходом работ и руководить ими, придав, таким образом, предстоящим работам самый высокий статус. Для ремонта 1265/1848-1277/1860 гг. были привлечены самые лучшие мастера и художники, использовались самые дорогие и качественные материалы. Этот обширный ремонт и расширение, длившиеся около 12 лет, были сделаны не на скорую руку: все свидетельствует о большом внимании к качеству работ, соответствующем величию самого памятника, уважению к нему со стороны мусульман. Чтобы не препятствовать совершению верующими молитвы в Мечети Пророка (мир ему и благословение), ремонт осуществлялся последовательно на отдельных участках. На месте старых стен возводились новые, с новым качеством и отделкой. За исключением некоторых стен и худжры Пророка (мир ему и благословение), фундамент которой оказался прочным и сама постройка качественной, вся мечеть была отстроена заново. Минбар и михраб Пророка (мир ему и благословение) были отремонтированы и сохранены.

Северная и западная стены, за исключением участка у минарета Меджидийя, не были обрушены. Михраб Усмана (да будет доволен им Аллах), как прочный и красивый, был сохранен. Старые опоры реваков были заменены новыми монолитными, за исключением колонн в ар-Рауда аль-Мутаххара, украшенных белым и красным мрамором с росписью и возвращенных на прежнее место. Окна были защищены медными решетками, а разноцветные витражи, привычный атрибут османских мечетей, окрасили свет, проникавший в интерьер. Все внутренние галереи были расширены; теперь Мечеть Пророка (мир ему и благословение) занимала площадь 10303 кв. м. В результате этого расширения между главным минаретом и восточной стеной образовалось обширное крытое пространство. Западные ворота главного минарета были облицованы красным резным камнем. У наружной стены мечети, между воротами Баб ус-Саид и воротами для женщин (Баб ун-Ниса), было устроено место для омовения в виде ряда кранов с водой.

В конце ремонтных работ весь пол и стена киблы наполовину высоты были выложены мрамором. Потолок, а свою очередь, был расписан различными изображениями деревьев, цветов, водных потоков. Казалось, что в каждом куполе расцветает райский сад. Колонны с богато украшенными капителями были отполированы и расписаны в цвет камня. Позднее из Стамбула был прислан известный каллиграф Абдулла Зухди Бей, который украсил надписями с текстами аятов и именами Пророка (мир ему и благословение) купола и стены мечети, – их можно видеть там и сегодня.

Журнал "Ислам ".

15. Место, где строилась мечеть, было выбрано верблюдом и сперва принадлежало двум сиротам

Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) переселился в Медину (совершил хиджру), каждый ее житель хотел, чтобы Посланник Аллаха остановился именно у него. Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пропустите мою верблюдицу, ибо она идёт по божественному велению». Через какое-то время верблюд опустился на землю в том месте, где находилось стойло, принадлежащее двум сиротам. Именно в этом месте позднее будет построена мечеть, но поскольку у самого места были владельцы, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) захотел купить его. Двое мальчиков, владевших этой землей, отказались: «Нет, мы подарим его тебе, Посланник Аллаха!» Однако Пророк не принял такой дар и заплатил им десять динаров. [Хадис об этом передал аль-Бухари № 3906].

14. В мечети находится одно из самых лучших мест на Земле

В середине мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) расположено одно из самых лучших мест на свете - «Рауда». Это слово переводится как «райский сад». О нём сообщается в достоверном хадисе:

«Между моей могилой и минбаром расположена Рауда - один из райских садов » [Этот хадис передали аль-Бухари, № 1196, и Муслим, № 1391].

Существует несколько комментариев к хадису о Рауде:

1 - Слова: «…один из райских садов» означают, что в этом месте поклоняющийся ощущает спокойствие и счастье от снисходящей милости Аллаха.

2 - Поклонение в этом месте приводит к Раю в будущей жизни.

3 - В Последней жизни это место станет одним из мест в Раю.

Рауда - это самое почетное место в мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его окружают с востока комната матери правоверных Айши, да будет доволен ею Аллах, с запада минбар Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с юга стена мечети с михрабом и с севера переход для движения от края дома Айши.

Миллионы мусульман устремляются к этому благословенному месту, чтобы совершить в нём молитвы, стремясь к Лику Аллаха и надеясь на великую награду. Сообщается, что Ибн Касим сказал: «Лучшим местом в Пророческой мечети для совершения желательных молитв является Рауда, а для предписанных - первый ряд».

13. Пальмовый пень являлся первым минбаром мечети

После того как была выстроена мечеть, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начал проводить в ней проповеди (хутбы). В первое время функцию минбара выполнял пальмовый пень, на который Пророк поднимался во время проповедей. Об этом сообщается в хадисе, который приводит имам аль-Бухари: Джабир ибн Абдуллах сказал:

«Раньше мечеть опиралась на пальмовые опоры, и когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбы, он вставал на один из ее пней. Затем ему сделали большой минбар. Однажды он поднялся на него, и мы услышали голос, похожий на голос жеребой верблюдицы. Он продолжался, пока Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не подошёл к пальмовому пню и не положил руку на него, и лишь тогда он затих ».

В другой версии говорится, что пень плакал, словно маленький ребенок, тоскуя по Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

О том, что мечеть Пророка воздвигнута на фундаменте богобоязненности, сказал Всевышний Аллах в Коране: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней (Сура 9, «Покаяние», аят 108).

Хотя этот аят был ниспослан по поводу мечети «Куба», он также касается и мечети Пророка. Доказательством этому служит хадис, переданный в сборнике «Сахих Муслим», в котором говорится, что Абу Саляма ибн Абдуррахман сказал: «Однажды возле меня прошел Абдуррахман ибн Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах), и я спросил его: «Что ты слышал от своего отца о мечети, которая основана на богобоязненности?» Он ответил: «Мой отец рассказал: «Я зашел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в один из домов его жен, и спросил: «О Посланник Аллаха, какая из двух мечетей была основана на богобоязненности?» Тогда Пророк взял в руку мелкие камни, с силой бросил их на землю и сказал: «Ею является вот эта ваша мечеть, мечеть Медины!» Тогда Абу Саляма сказал: «Я свидетельствую, что слышал, как твой отец рассказал эту (историю) именно таким образом» («Сахих Муслим», № 1398).

11. Молитва в Пророческой мечети подобна 1000 молитв в других мечетях

Награда за совершение молитвы в этой великой мечети увеличивается во много раз. Ни одна мечеть не имеет такого достоинства, за исключением Заповедной мечети в Мекке, которая превосходит ее в сто раз. Как приводит в своем сборнике имам Муслим, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Молитва в мечети Пророка лучше, чем тысяча молитв, совершенных в других мечетях, кроме мечети Каабы » («Сахих аль-Бухари, № 1190, «Сахих Муслим», № 1394).

Тот, кто посетит мечеть Пророка, пусть воспользуется такой золотой возможностью и совершит в ней как можно больше молитв.

10. Получение знаний в Пророческой мечети подобно сражению на пути Аллаха

Мусульманин, который изучает какие-либо шариатские науки либо преподает их другим, занимает степень сражающегося за Веру Аллаха. Об этом нам сообщил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказав:

«Кто пришел в эту мою мечеть только лишь с целью научиться благому или обучить ему других, тот подобен сражающемуся на пути Аллаха. А кто пришел с иной целью, тот сравним с человеком, который смотрит на чужие вещи » [«ат-Таргиб ва ат-тархиб», 1/84, аль-Албани назвал этот хадис достоверным].


9. Один из худших грешников тот, кто произнес ложную клятву у минбара в Пророческой мечети

Человек, который даст ложную клятву возле минбара в этой мечети, берет на себя великий грех и заслуживает сурового наказания. Об этом сообщается в достоверном хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

» («Муснад Имама Ахмада», 2/329, №518).

8. Мечеть Пророка - первое сооружение на Аравийском полуострове, где появилось электричество

Во времена османского правления, в 1910 году в мечети Пророка было проведено электричество. Именно она стала первым сооружением на Аравийском полуострове, где появился электрический свет, и лишь через десять лет после этого осветилась Заповедная мечеть в Мекке. (Источник: «Тарих аль-масджид аль-харам», Хусейн Басаляма)

Посетители Пророческой мечети наверняка видели на первом этаже множество дверей, ведущих в библиотечные комнаты. Библиотека при мечети существовала с давних времён, а одно из первых упоминаний о ней приходится на 1256 год, когда в Пророческой мечети произошел пожар, и в огне погибли многие ценные книги и экземпляры Корана. Восстановившись после пожара, библиотека заработала вновь и продолжила пополняться редкими книгами. Вот и в нынешнее время в ней помимо прочего находится отдел, где хранятся рукописи и древние фолианты. А ещё в ней есть огромное отделение с книгами по Таухиду, другое - с книгами по законам Ислама, третье - с книгами по истории, сире и так далее.

Каждый день в Пророческую мечеть привозят 120 тонн воды зам-зам из Мекки. Здесь её разливают по резервуарам, а затем наполняют пластмассовые емкости, расставляя их внутри мечети. В период хаджа объем привозимой воды зам-зам становится еще больше и достигает 250 тонн. Но нужно помнить, что на территории вокруг мечети уже не зам-зам, а течет обычная вода.

5. За всю историю Ислама мечеть расширялась девять раз

Первое расширение произошло ещё при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), после сражения при Хайбаре. Когда увеличилось число мусульман в Медине, а молящиеся уже не помещались в ней, Пророк решил увеличить ее территорию. Она стала больше на 20 метров в ширину и 15 в длину.

В эпоху аббасидов мечеть была разрушена пожаром, обрушились некоторые потолки, огонь охватил все помещения. Уже через год началось восстановление. Позднее случился второй пожар, который тоже нанес мечети колоссальный ущерб. Реконструировал мечеть султан Кайтбей.

В нынешнее время площадь мечети вместе с территорией вокруг неё, предназначенной для молитв, составляет 400 500 кв.м. Можно представить, что эта территория равна площади почти 56-ти футбольных полей! А совсем недавно началось десятое по счету расширение мечети Пророка. Этот проект должен принести существенное увеличение территории мечети.

4. Купол над мечетью был воздвигнут лишь в тринадцатом веке

Купол над Пророческой мечетью был построен лишь в тринадцатом веке правителем по имени Калаун аль-Мансур. Сперва купол имел четырехугольную форму снизу и восьмиугольную сверху, был изготовлен из дерева и обтянут плотной тканью. Однако многие мусульмане выразили свое несогласие с таким поступком, поскольку в Исламе он является новшеством, чуждым для религии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто бы ни внес нововведение в это наше дело (Ислам), которое не относится к нему, оно будет отвергнуто

3. Посетив мечеть Пророка, дозволено встать у комнаты с его могилой и произнести приветствие для него, а также для Абу Бакра и Умара

Посещение мечети Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является желательным действием (сунной), поскольку эта мечеть входит в число трёх мест на Земле, к которым можно приезжать с намерением поклониться в них. Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

«Не следует отправляться в путь, кроме как к трем мечетям: Заповедной мечети, моей мечети и мечети аль-Акса » [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим].


Если человек посетил мечеть Пророка, то желательно подойти к комнате с его могилой и поприветствовать Посланника Аллаха (мир и благословение Аллаха) и его двух сподвижников. Место, где они захоронены, называется Комнатой Аиши. Подойдя к этому месту, желательно произнести приветствие следующими словами:

«Ас-саляму алейка йя расуляЛлах».

После этого желательно задержаться на некоторое время и обратиться к Аллаху с мольбами за Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Затем нужно пройти несколько шагов и произнести приветствия для Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах), только вместо слов «РасуляЛллах» сказать: «Аба Бакр», а затем «Умар».

2. Тело Пророка пытались выкрасть четыре раза

Оказывается, за 1400-летнюю историю Ислама, недоброжелатели четырежды пытались выкрасть тело Пророка (мир ему и благословение Аллаха) из его могилы.

Первый раз попытка выкрасть тело была предпринята исмаилитским правителем аль-Убейди. Он задумал перевести тело Посланника Аллаха в Египет. Но Аллах защитил Своего Пророка: грабителей, которые по приказу аль-Убейди направлялись в Медину, настиг сильный ветер, и они были вынуждены возвратиться, так ничего и не добившись. [

Основные моменты

Считается, что первый храм на этом месте появился еще при жизни пророка – здание было заложено в 622 году. Мечеть Пророка имеет открытый прямоугольный двор и угловые минареты. Примечательно, что этот принцип планировки в дальнейшем был использован для всех мусульманских храмов, которые стали возводить по всему миру.

Могила пророка находится под Зеленым куполом. Точная дата постройки этой части мечети не известна, но упоминание о куполе можно найти в старых рукописях XII века. Кроме могилы Мухаммеда, в Мечети Пророка расположены погребения двух первых мусульманских халифов – Абу Бакра ас-Сиддика и Умара ибн аль-Хаттаба. Любопытно, что зеленый цвет купол приобрел 150 лет назад, а до этого он несколько раз менял цвета и был белым, фиолетовым и синим.

Мечеть Пророка всегда играла исключительно важную роль в жизни мусульманской общины. Как это принято в исламе, здесь регулярно совершались религиозные обряды. В храме учили студентов, работал суд, а также проходили общественные собрания и праздники.

Каждый новый правитель считал своим долгом внести посильную лепту в расширение и благоустройство святыни. В 1910 году Мечеть Пророка в Медине стала первым местом на Аравийском полуострове, где было использовано электрическое освещение. Последние масштабные работы по реконструкции мечети провели на средства правительства Саудовской Аравии в 1953 году.

Сегодня Масджид ан-Набави – действующая мусульманская мечеть и место массового паломничества для приверженцев ислама со всего мира. Мусульмане верят, что произнесенная здесь молитва стоит 1000 молитв, совершенных в других местах. Одновременно внутри Мечети Пророка могут находиться до 600 тысяч верующих, а во время хаджа их количество доходит до 1 млн человек. Следует иметь в виду, что в мечети могут побывать исключительно мусульмане.

Особенности архитектуры

Современный размер Мечети Пророка превышает первоначальное строение примерно в сто раз. Сегодня Масджид ан-Набави занимает даже большую площадь, чем весь Старый город Медины.

Огромная мечеть является настоящим шедевром инженерной мысли. Она имеет 10 минаретов, высота которых доходит до 105 метров. Полы и стены архитектурного памятника украшены разноцветным мрамором. В наши дни комплекс включает 27 молитвенных залов-двориков, каждый из которых покрыт раздвижным куполом. Все они оснащены автоматическими системами управления, и открытие куполов происходит практически бесшумно.

На территорию Мечети Пророка можно попасть через 89 входов. Она оснащена необычной системой решеточного кондиционирования. В прямоугольные основания тысяч колонн вставлены специальные металлические решетки. Прохладный воздух сюда поступает от станции кондиционирования, расположенной в 7 км от мечети, поэтому даже в самый знойный день внутри никогда не бывает жарко.

По вечерам Мечеть Пророка красиво подсвечивается. Ярче других иллюминированы четыре исторических минарета, которые стоят по углам Масджид ан-Набави.

Как добраться

Мечеть Пророка находится в центре Медины. От аэропортов «Mohammad Bin Abdulaziz» и «Янбу» к центру города паломников возят специальные автобусы.

  • Адрес: Al Haram, Медина 42311, Саудовская Аравия
  • Год основания: 622
  • Статус: вторая святыня ислама
  • Состояние: действующая

В в находится мечеть Пророка (Mosque of the Prophet), ее еще называют Аль-Масджид ан-Набави (Al-Masjid an-Nabawi). Она считается второй исламской святыней после в . Здесь располагается одна из главных реликвий мусульман – гробница Мухаммеда.

Исторические сведения

Первый храм был основан в 622 году. Место для него выбрала верблюдица Пророка, идущая по божественному велению. Когда Мухаммед переселился в Медину, то каждый житель города предложил ему свое жилье. Но животное остановилось возле двух сирот, у которых и была приобретена земля для мечети.

Пророк принимал непосредственное участие в строительстве храма. Сооружение находилось возле дома Мухаммеда, а когда он умер (в 632 году), то его жилье вошло в состав мечети Масджид ан-Набави. Здесь также проводились общественные и культурные мероприятия, судебные заседания и обучение основам религии.


Чем знаменита мечеть Медины в Саудовской Аравии?

Пророка похоронили на территории святыни под зеленым куполом. К слову, такой цвет он приобрел примерно 150 лет назад, до этого его окрашивали в синий, фиолетовый и белый. Точной даты постройки этого свода никто не знает, но первое упоминание о нем было найдено в рукописях XII столетия.

В Масджид ан-Набави находится еще несколько гробниц:

  • первых 2 мусульманских халифов, которых звали Умара ибн аль-Хаттаб и Бакра ас-Сиддик;
  • дочери Мухаммеда – Фатимы.

Мечеть Пророка в Медине была украшена угловыми минаретами, разнообразными куполами и имела прямоугольный открытый двор с колоннами. Подобную планировку использовали во многих , которые строились по всему свету. Последующие правители украшали и расширяли это сооружение.

Мечеть Пророка стала первым сооружением в Аравийском полуострове, где провели электричество. Это событие случилось в 1910 году. Последняя масштабная реконструкция храма произошла в 1953 году.

Описание Масджид ан-Набави в Медине

Размер современной мечети превышает первоначальный примерно в 100 раз. Ее площадь больше, чем вся территория Старого города Медины. Здесь свободно помещаются 600 тысяч верующих, а во время хаджа в храм заходит около 1 млн паломников одновременно.

Аль-Масджид ан-Набави считается инженерным шедевром. Мечеть характеризуется такими цифрами:

  • 10 минаретов, 4 из которых имеют высоту 70 м, а остальные 6 достигают отметки 104 м;
  • 27 молитвенных залов, сделанных в виде небольших дворов. Они покрыты раздвижными куполами, оснащенными автоматическими системами управления. Эти помещения разделены на мужские и женские части;
  • 89 входов, через которые можно попасть вовнутрь мечети.

Стены и полы храма украшает разноцветный мрамор. Сооружение оснащено оригинальной системой кондиционирования. Здесь расположено более тысячи колонн, в основания которых вмонтированы металлические решетки. Охлажденный воздух поступает сюда из станции кондиционирования, находящейся в 7 км от храма. Если вы желаете сделать уникальные фото мечети Пророка Мухаммеда в Медине, то приходите к ней вечером. В это время она подсвечивается разноцветными огнями. Ярче всех иллюминированы 4 минарета, стоящие по углам храма.


Особенности посещения

Мечеть является действующей, но посещать ее могут только мусульмане. Они считают, что молитва, произнесенная здесь, соответствует 1000 молениям, сделанным в других храмах страны. Для тех, кто желает остановиться в городе на несколько дней, рядом с Масджид ан-Набави построили . Самыми известными из них считаются Dar Al Hijra InterContinental Madinah, Al-Majeedi ARAC Suites и Meshal Hotel Al Salam.

Как добраться?

Мечеть Пророка расположена в центре . Ее видно со всех уголков города, поэтому добраться сюда составит труда. Доехать можно по улицам: Abo Bakr Al Siddiq и King Faisal Rd.

mob_info